Имена существительные общего рода
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Составила
Артемьева Е.М., учитель
русского языка и литературы
МОУ «Куломзинская СОШ»
Предмет: русский язык
Программа: «Программа для общеобразовательных учреждений. Русский язык 5-11 кл.» М.Т.Баранов, Т.Ладыженская
Учебник: «Русский язык. 6 класс.» Т.А.Ладыженская, : М. «Просвещение»- 2010 г.
Аудитория: 6 класс
Тема: Имена существительные общего рода
Цели: - познакомить учащихся с понятием «общий род»;
- закрепить навыки определения рода имён существительных;
- развивать речь учащихся;
- воспитывать интерес к русскому языку.
Оборудование: учебник, записи на доске, мультимедийный проектор, компьютер, экран, карточки со словарными словами.
Ход урока:
Слайд 1
- Организация начала урока.
Слайд 2
- Целевая установка
Ребята, сегодня на уроке мы познакомимся с понятием «общий род», научимся находить и применять имена существительные общего рода в речи. Всё это мы сделаем, совершая космическое путешествие в галактику Лингвистика.
Слайд 3
Итак, уважаемые пассажиры нашего звёздного корабля, сопровождать вас в путешествии к необозримым звёздным просторам буду я, Е.М – ваш бортпроводник, и попрошу стать вторым бортпроводником одного из вас (НАЗЫВАЮ).
Попрошу вас удобнее устроиться на ваших посадочных местах: спинки ровно, руки на парте, ступни вместе на полу.
Дорогие друзья, наш корабль успешно покину атмосферу Земли и входит в космическое пространство.
По межзвёздной связи на наш борт пришло сообщение, но из-за звёздной пыли информация дошла до нас в повреждённом виде.
- Повторение ранее изученного
Слайд 4
Земляне! На Нашу планету напала неизвестная эпидемия. Все жители планеты Непоседа разучились правильно писать и говорить. Умоляем вас о помощи! Прилетайте к нам, пожалуйста!
Нам предстоит расшифровать и исправить послание. Какие орфограммы здесь встретились? (1) Безударная гласная , проверяемая ударением: прилЕтайте (полЁт), помОщи (помОжем), зЕмляне (зЕмли), пИсать (пИшет), гОворить (гОвор), умОляем (мОлит); 2) непроизносимая согласная в корне: неизвесТная (весТь); 3) гласные в приставках пре- и при-: прИлетайте (в знач. приближение) )
Проверка.
- Изучение и закрепление нового материала
Слайд 5
Прямо по курсу - планета Непоседа
Слайд 6
Но чтобы нам совершить посадку , нужно разгадать загадки, которые нам посылает служба охраны космопорта планеты Непоседа:
Слайд 7
Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной,
Иголок очень много,
А нитки - ни одной.
(ОТВЕТ по щелчку мышки)
Слайд 8
Драчун и забияка,
Живёт в воде,
Кости на спине-
Щука не проглотит.
(ОТВЕТ по щелчку мышки)
Каким существительным характеризуется ёж в первой загадке? (недотрога). Что обозначает это слово? Определите его лексическое значение.
Определите окончание существительного «недотрога» (А). Судя по окончанию, к какому роду относится это слово ( Ж.Р.)
Можем ли мы говорить о мальчике или девочке, называя того или ругого «недотрогой»? (да) Каким существительным с окончанием «А» характеризуется ёрш во второй загадке? (забияка). Какой род у слова «ёрш»? (М.р.) А бывают ли девочки – забияки? (Да). Т.Е. Этим словом мы можем пользоваться в характеристике лиц и мужского пола и женского. Придумайте предложения со словами «недотрога» и «забияка», в которых бы говорилось о мальчиках и девочках.
Слайд 9
Ребята, запомните правило! ( зачитываю со слайда)
Друзья, давайте выполним миссию. С которой мы прибыли на планету Непоседа : помочь обрести грамотность жителям этой планеты.
Для этого нам необходимо сначала в рабочих тетрадях записать дату, вид работы и тему урока. Далее , мы выполним упражнение 229 состр.96.
Задание: 1 ученик выписывает предложения, в которых говорится о лицах женского пола, 2 ученик выписывает предложения, в которых говорится о лицах мужского пола ( в предложениях нужно расставить знаки препинания и окончания у прилагательных), 3 ученик у доски выполняет морфемный разбор слова «удивительная». (КОММЕНТИРОВАННОЕ ПИСЬМО У ДОСКИ)
Сравните то, что получилось на доске и то, что получилось у вас в тетрадях.
Мы справились с заданием?
С каким родом имён существительных мы познакомились на планете Непоседа? (общий род)
Что обозначают такие существительные? ( качества людей)
Как согласуются с ними имена прилагательные? ( в м.р. или ж.р.)
Теперь мы спокойно можем покинуть планету Непоседа и отправиться в дальнейшее путешествие.
Слайд 10
Прямо по курсу – планета Знайка. Как вы думаете, какие жители этой планеты?
Слайд 11
Жители этой планеты предлагают нам следующее задание:
- Назовите существительные с положительной эмоциональной окраской ( умница, работяга, знайка)
- Назовите существительные с отрицательной эмоциональной окраской (хитрюга, скряга, растяпа, кривляка, обжора, копуша, невежа, невежда, зазнайка)
- Можем ли мы , употребляя слово «сирота», дать полож. или отр. эмоц оценку человеку? Кого называют сиротой?
- Какая разница между словами «знайка» и «зазнайка», ведь звучат они похоже?
- Чем отличаются слова «невежа» и «невежда»?
- Обратимся к толковому словарю, в этом мне поможет второй бортпроводник. ( Работа с толковым словарём)
Слайд 12
Ребята, каждый народ гордится мудростью, которая передаётся из уст в уста испокон веков – это пословицы и поговорки. В нашу корабельную библиотеку жители планеты Знайка передали пословицы разных народов.
Слайд 13
О чём говорится в пословице? Найдите в ней существительное общего рода. ( так по каждой пословице)
Слайд 14
Мы отправляемся в дальнейшее путешествие и прибываем на планету Профессор.
Существа, живущие на этой планете, очень трудолюбивы: у каждого своё дело, своя профессия. Как и на Земле, здесь есть архитекторы, врачи. Учителя и т.п.
Недавно на этой планете случился пожар, который повредил все архивные документы. В них рассказывалось о занятиях местных жителей.
Обратимся к упр. 231. ( в учебниках с карандашом ) Задание: Поставьте глагол- сказуемое в прошедшее время и согласуйте с сущ. Определите род выделенного существительного . Запишите в тетрадь в исправленном виде.
Что мы выяснили, выполняя это упражнение?
Слайд 15 ( зачитываю)
Молодцы, ребята! Теперь давайте попробуем составить предложения, в которых профессии употреблялись бы как к лицам мужского, так и женского пола. (УСТНО)
Слайд 16- 21
Молодцы, ребята. Жители этой планеты в знак благодарности и для того, чтобы мы стали ещё умней , дарят нам карточки со словами из словаря. Как вы думаете, по какому принципу слова помещены на разных карточках?
( фонетич. и лексич.)
- Инструктаж к домашнему заданию
Эти слова помогут вам в выполнении домашнего упражнения ( упр. 230 с. 96). Кроме него, вам нужно будет выучить правило на с. 96-97.
Итак, ребята, как вы уже, наверное, поняли, наше путешествие подходит к концу. Наш корабль приближается к планете Земля.
- Подведение итогов, оценивание.
Что нового вы узнали сегодня на уроке?
Какую эмоциональную окраску могут нести имена существительные общего рода? (+,-. нейтр.)
В какой речи м. встретиться ? ( разг., худож.)
Как согласуются имена прилагательные с такими словами? ( в м. или ж.р.)
Некоторые имена сущ. муж.р. называют лиц по профессии, должности. Роду занятий. Как мы можем определить пол человека, относящегося к данной профессии? ( по глаголу сказуемому в прош. вр.)
В каком роде ставятся определения с такими существительными? ( муж.р.)
Ребята, на каких планетах мы сегодня побывали? ( Непоседа, Знайка, Профессор). Случайны ли эти названия? ( хар-т жителей, являются им. сущ. общего рода)
На планете Непоседа мы познакомились с определением « общий род». На планете Знайка – закрепили знания. На планете Профессор мы узнали о том, ка правильно употреблять в речи профессии людей по отношению к муж. и жен. полу.
Что вам понравилось на уроке? Что не понравилось? Хотелось бы вам продолжит путешествие по галактике Лингвистика? А что такое лингвистика?
Слайд 22
Наш корабль совершил посадку. Сегодня за вашу работу в путешествии вы получили следующие оценки (ОЦЕНИВАНИЕ).
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий урока по русскому языку в 6 классе. "Имена существительные общего рода"
Урок составлен с учётом требований Нового Стандарта, где применены новые технологии и указаны планируемые результаты....
Имена существительные общего рода, 6 класс
Презентация может быть использована на уроке по теме "Имена существительные общего рода". Материал предназначен для учащихся 6 класса....
Имена существительные общего рода (на материале басен И.Крылова)
Данная разработка представляет собой комбинированный урок, где вначале повторяются трудные случаи правописания, в ходе изучения нового материала рассматриваются вопросы и определения рода данных сущес...
Имена существительные общего рода
Материал использова при объяснении нового материала...
Имена существительные общего рода
Данная презентация может быть использована на уроках русского языка в 6 классе при изучении существительных общего рода. Презентация содержит постановку проблемной ситуации, объяснение нового материал...
Имена существительные общего рода.
Имена существительные общего рода - презентация 6 класс...
Имена существительные общего рода. Род несклоняемых имен существительных.
Цели: - распознавать имена существительные общего рода;- группировать имена существительные общего рода в соответствии со значением-характеристикой;- отличать склоняемые имена существительные от...