Имена существительные общего рода
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Артемьева Елена Михайловна

Урок русского языка в 6 классе 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл artemeva_e.m._urok.docx26.27 КБ

Предварительный просмотр:

Составила

Артемьева Е.М., учитель

 русского языка и литературы

МОУ «Куломзинская СОШ»

Предмет: русский язык

Программа: «Программа для общеобразовательных учреждений. Русский язык 5-11 кл.» М.Т.Баранов, Т.Ладыженская

Учебник: «Русский язык. 6 класс.» Т.А.Ладыженская, : М. «Просвещение»- 2010 г.

Аудитория: 6 класс

Тема: Имена существительные общего рода

Цели: -  познакомить учащихся  с понятием «общий род»;

- закрепить навыки определения рода имён существительных;

- развивать речь учащихся;

- воспитывать интерес к русскому языку.

Оборудование: учебник, записи на доске, мультимедийный проектор, компьютер, экран, карточки со словарными словами.

Ход урока:

Слайд 1

  1. Организация начала урока.

Слайд 2

  1. Целевая установка

Ребята, сегодня на уроке мы познакомимся с понятием «общий род», научимся находить и применять имена существительные общего рода в речи. Всё это мы сделаем, совершая космическое путешествие в галактику Лингвистика.

Слайд 3

Итак, уважаемые пассажиры нашего звёздного корабля, сопровождать вас  в путешествии к необозримым звёздным просторам буду я, Е.М – ваш бортпроводник, и попрошу стать вторым бортпроводником одного из вас (НАЗЫВАЮ).

   Попрошу вас удобнее устроиться на ваших посадочных местах: спинки ровно, руки на парте, ступни вместе на полу.

     Дорогие друзья, наш корабль успешно покину атмосферу Земли и входит в космическое пространство.

   По межзвёздной связи на наш борт пришло сообщение, но из-за звёздной пыли информация дошла до нас в повреждённом виде.

  1. Повторение ранее изученного

Слайд 4

Земляне! На Нашу планету напала неизвестная эпидемия. Все жители планеты Непоседа разучились правильно писать  и говорить. Умоляем вас о помощи! Прилетайте к нам, пожалуйста!

Нам предстоит расшифровать и исправить послание. Какие орфограммы здесь встретились? (1) Безударная гласная , проверяемая ударением: прилЕтайте (полЁт), помОщи (помОжем), зЕмляне (зЕмли), пИсать (пИшет), гОворить (гОвор), умОляем (мОлит);  2) непроизносимая согласная в корне: неизвесТная (весТь); 3) гласные в приставках пре- и при-: прИлетайте (в знач. приближение)  )

Проверка.

  1. Изучение  и закрепление нового материала

 Слайд 5

   Прямо по курсу -  планета Непоседа

Слайд 6

Но чтобы нам совершить посадку , нужно разгадать загадки, которые нам посылает служба охраны космопорта планеты Непоседа:

Слайд 7

Сердитый недотрога

Живёт в глуши лесной,

Иголок очень много,

А нитки - ни одной.

(ОТВЕТ по щелчку мышки)

 Слайд 8

Драчун и забияка,

Живёт в воде,

 Кости на спине-

 Щука не проглотит.

(ОТВЕТ по щелчку мышки)

     Каким существительным характеризуется ёж в первой загадке? (недотрога). Что обозначает это слово? Определите его лексическое значение.

     Определите окончание существительного «недотрога» (А). Судя по окончанию, к какому роду относится это слово ( Ж.Р.)

     Можем ли мы говорить о мальчике или девочке, называя того или ругого «недотрогой»? (да) Каким существительным с окончанием «А» характеризуется ёрш во второй загадке? (забияка). Какой род у слова «ёрш»? (М.р.) А бывают ли девочки – забияки? (Да). Т.Е. Этим словом мы можем пользоваться в характеристике лиц и мужского пола и женского. Придумайте предложения со словами «недотрога» и «забияка», в которых бы говорилось о мальчиках и девочках.

    Слайд  9

   Ребята, запомните правило! ( зачитываю со слайда)

    Друзья, давайте выполним миссию. С которой мы прибыли на планету Непоседа : помочь обрести грамотность жителям этой планеты.

Для этого нам необходимо  сначала в рабочих тетрадях записать дату, вид работы и тему урока. Далее , мы выполним упражнение 229 состр.96.

Задание:    1 ученик выписывает предложения, в которых говорится о лицах женского пола, 2 ученик выписывает предложения, в которых говорится о лицах мужского пола ( в предложениях нужно расставить знаки препинания и окончания у прилагательных), 3 ученик у доски выполняет морфемный разбор слова «удивительная». (КОММЕНТИРОВАННОЕ ПИСЬМО У ДОСКИ)

Сравните то, что получилось на доске и то, что получилось у вас в тетрадях.

Мы справились с заданием?

С каким родом имён существительных мы познакомились на планете Непоседа? (общий род)

Что обозначают такие существительные? ( качества людей)

Как согласуются с ними имена прилагательные? ( в м.р. или ж.р.)

    Теперь мы спокойно можем покинуть планету Непоседа и отправиться в дальнейшее путешествие.

Слайд 10

    Прямо по курсу – планета Знайка. Как вы думаете, какие жители этой планеты?

Слайд 11

   Жители этой планеты предлагают нам следующее задание:

  1. Назовите существительные с положительной эмоциональной окраской ( умница, работяга, знайка)
  2.  Назовите существительные с отрицательной эмоциональной окраской (хитрюга, скряга, растяпа, кривляка, обжора, копуша, невежа, невежда, зазнайка)
  3. Можем ли мы , употребляя слово «сирота», дать полож. или отр. эмоц оценку человеку?  Кого называют сиротой?
  4. Какая разница между словами «знайка» и «зазнайка», ведь звучат они похоже?
  5. Чем отличаются слова «невежа» и «невежда»?
  6. Обратимся к толковому словарю,  в этом мне поможет второй бортпроводник. ( Работа с толковым словарём)

Слайд 12

   Ребята, каждый народ гордится мудростью, которая передаётся из уст в уста испокон веков – это пословицы и поговорки. В нашу корабельную библиотеку  жители  планеты Знайка передали пословицы разных народов.

 Слайд 13

О чём говорится в пословице? Найдите в ней существительное общего рода.  ( так по каждой пословице)

   Слайд 14

  Мы отправляемся в дальнейшее путешествие и прибываем на планету Профессор.

   Существа, живущие на этой планете, очень трудолюбивы: у каждого своё дело, своя профессия. Как и на Земле, здесь есть архитекторы, врачи. Учителя и т.п.

   Недавно на этой планете случился пожар, который повредил все архивные документы. В них рассказывалось о занятиях местных жителей.

  Обратимся  к упр. 231.  ( в учебниках с карандашом )  Задание: Поставьте глагол- сказуемое в прошедшее время и согласуйте с сущ. Определите род выделенного существительного .  Запишите в тетрадь в исправленном виде.

  Что мы выяснили, выполняя это упражнение?

Слайд 15 ( зачитываю)

Молодцы,  ребята! Теперь давайте попробуем составить предложения, в которых профессии употреблялись бы как к лицам мужского, так и женского пола.  (УСТНО)

 Слайд 16- 21

   Молодцы, ребята. Жители этой планеты в знак благодарности и для того, чтобы мы стали ещё умней , дарят нам карточки со словами  из словаря. Как вы думаете, по какому принципу  слова помещены на разных карточках?

( фонетич. и лексич.)

  1.  Инструктаж к домашнему заданию

 Эти слова помогут вам в выполнении домашнего упражнения ( упр. 230 с. 96). Кроме него, вам нужно будет выучить правило на с. 96-97.

Итак, ребята, как вы уже, наверное, поняли, наше путешествие подходит к концу. Наш корабль приближается к планете Земля.

  1.  Подведение итогов, оценивание.

Что нового вы узнали сегодня  на уроке?

Какую эмоциональную окраску могут нести имена существительные общего рода? (+,-. нейтр.)

В какой речи м. встретиться ? ( разг., худож.)

Как согласуются имена прилагательные с такими словами? ( в м. или ж.р.)

Некоторые имена сущ. муж.р. называют лиц по профессии, должности. Роду занятий. Как мы можем определить пол человека, относящегося  к данной профессии? ( по глаголу сказуемому в прош. вр.)

 В каком роде ставятся определения с такими существительными? ( муж.р.)

  Ребята, на каких планетах мы сегодня побывали? ( Непоседа, Знайка, Профессор). Случайны ли эти названия? ( хар-т жителей, являются им. сущ. общего рода)

 На планете Непоседа мы познакомились с определением « общий род». На планете Знайка – закрепили  знания. На планете Профессор мы узнали о том, ка правильно употреблять в речи профессии людей по отношению к муж. и жен. полу.

   Что вам понравилось на уроке? Что не понравилось? Хотелось бы вам продолжит путешествие по галактике Лингвистика? А что такое лингвистика?

Слайд 22

    Наш корабль совершил посадку. Сегодня за вашу работу в путешествии вы получили следующие оценки (ОЦЕНИВАНИЕ).

   Спасибо за внимание

 

   

   

     

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий урока по русскому языку в 6 классе. "Имена существительные общего рода"

Урок составлен с учётом требований Нового Стандарта, где применены  новые технологии и указаны планируемые результаты....

Имена существительные общего рода, 6 класс

Презентация может быть использована на уроке по теме "Имена существительные общего рода". Материал предназначен для учащихся 6 класса....

Имена существительные общего рода (на материале басен И.Крылова)

Данная разработка представляет собой комбинированный урок, где вначале повторяются трудные случаи правописания, в ходе изучения нового материала рассматриваются вопросы и определения рода данных сущес...

Имена существительные общего рода

Материал использова при объяснении нового материала...

Имена существительные общего рода

Данная презентация может быть использована на уроках русского языка в 6 классе при изучении существительных общего рода. Презентация содержит постановку проблемной ситуации, объяснение нового материал...

Имена существительные общего рода.

Имена существительные общего рода - презентация 6 класс...

Имена существительные общего рода. Род несклоняемых имен существительных.

Цели: - распознавать имена существительные общего рода;- группировать имена существительные общего рода в соответствии со значением-характеристикой;- отличать склоняемые имена существительные от...