15 вариантов КИМов для устного собеседования
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс)
15 вариантов с сайта http:\\vpr-ege.ru
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Тексты о Ж.Алферове, В.В.Терешковой, М-Маклае, княгине Трубецкой и другие | 636.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Вариант 1
Задание 1. Чтение текста.
Выразительно прочитайте вслух текст об известной современной актрисе Чулпа́н Наи́левне Хама́товой (родилась в 1975 году).
У Вас есть 2 минуты на подготовку.
В детстве Чулпа́н Хама́това о кино не мечтала, хотела заниматься «точными» науками и даже поступила в финансово-экономический институт, но быстро передумала и пошла учиться в театральное училище.
Актриса Хаматова выступает на сцене многих театров, снимается в кино. Она удостоена звания народной артистки России. Многие её роли, а их больше 50, стали «звёздными». В жизни же Чулпан «звездой» себя не ощущает. Случается, что по Москве актриса перемещается на роликовых
коньках. В паре с фигуристом Романом Костомаровым Чулпан участвовала в проекте Первого канала «Ледниковый период» и стала его победительницей. Чулпан Хаматова известна своей общественной деятельностью.
В 2006 году вместе с актрисой Диной Ко́рзун Чулпан Хаматова организовала
благотворительный фонд «Подари жизнь», который помогает детям, страдающим онкологи́ческими и онкогематологи́ческими заболеваниями (заболеваниями крови). Фонд собирает деньги на лечение, организует праздники, игры, концерты для детей, которые долгое время проводят в больнице.
В 2014 году в Сочи Хаматова была одной из тех, кто нёс флаг Олимпиады на церемонии открытия. Чулпан Хаматова – очень светлый и позитивный человек, неслучайно её имя по-татарски значит «звезда рассвета».
Задание 2. Пересказ текста. Перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова Чулпан Хаматовой: «Когда я вижу детей, которые лечатся и выписываются из больницы, я чувствую себя счастливой». Подумайте, где лучше использовать слова Ч. Хаматовой в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования.
У Вас есть 2 минуты на подготовку. При необходимости Вы можете использовать «Поле для заметок».
Задание 3. Монологическое высказывание. Выберите одну из предложенных тем беседы.
Тема 1. Прогулка верхом на лошади (на основе описания фотографии)
Тема 2. Помощь незнакомому человеку (повествование на основе жизненного опыта)
Тема 3. Что значит в современном мире быть образованным человеком? (рассуждение по поставленному вопросу)
Карточка участника экзамена
Тема 1. Прогулка верхом на лошади. Опишите фотографию.
Не забудьте описать:
кто изображён; место и время года; лошадь и всадника;
преимущество активного отдыха на природе.
Тема 2. Помощь незнакомому человеку. Расскажите о случае из жизни, когда Вы помогли незнакомому человеку.
Не забудьте рассказать:
какой случай произошёл;
почему Вы решили помочь незнакомому человеку;
как помогли;
как незнакомец отреагировал на Ваш поступок.
Тема 3. Что значит в современном мире быть образованным человеком?
Не забудьте дать ответы на вопросы:
Какие требования к знаниям и умениям человека предъявляет современный мир?
Какие качества характера необходимы для успешного человека?
Почему в современном мире необходимо постоянно приобретать новые знания и навыки?
Должна ли, по Вашему мнению, школа давать готовые знания или учить добывать их самостоятельно?
Задание 4. Диалог. Во время беседы Вам будут заданы вопросы по выбранной Вами теме
беседы. Пожалуйста, давайте полные ответы на вопросы, заданные собеседником.
Карточка собеседника. Тема 1. Прогулка верхом на лошади
1) Хотели бы Вы попробовать ездить верхом? Почему?
2) Что даёт человеку общение с животными?
3) Каких животных любите Вы? Почему?
Во время беседы Вам будут заданы вопросы по выбранной Вами теме беседы. Пожалуйста, давайте полные ответы на вопросы, заданные собеседником.
Карточка собеседника. Тема 2. Помощь незнакомому человеку
Расскажите о случае из жизни, когда Вы помогли незнакомому человеку.
1) Должны ли незнакомые люди помогать друг другу?
2) Нужно ли ждать благодарности за оказанную помощь?
3) Почему важно всегда благодарить тех, кто Вам помог?
Карточка собеседника . Тема 3. Что значит в современном мире быть образованным человеком?
1) Какие новые профессии появились в современном обществе?
2) Почему для образованного человека важно уметь работать с информацией?
3) Насколько важно творческое отношение к жизни для образованного человека? Как развивать в себе творческие способности?
Вариант 2
Задание 1. Чтение текста.
Выразительно прочитайте вслух текст о российском, советском физике, лауреате Нобелевской премии по физике Жоре́се Ива́новиче Алфёрове (родился в 1930 году).
У Вас есть 2 минуты на подготовку.
Жорес Иванович Алфёров – известный физик, лауреат Но́белевской премии по физике 2000 года, наш современник. Такое необычное имя сыну дали родители в честь популярного тогда французского политического деятеля.
Интерес к физике Жоресу Алфёрову привил школьный учитель. Он же порекомендовал юноше поступать в Ленинградский электротехнический институт. Жорес Иванович учился на факультете электронной техники. Окончив институт, Алфёров начал экспериментальное изучение
полупроводников, кристаллических материалов. За многие годы работы учёный добился огромных успехов. Его открытия привели к качественным изменениям в развитии всей электронной
техники, произвели научную революцию. Полупроводники используются во всех микросхемах. Каждый житель планеты ежедневно пользуется научными разработками Жореса Алфёрова. Во всех мобильных телефонах, дисководах компьютеров, сканерах штрих-кодов, фарах автомобилей, светофорах, солнечных батареях, в оптиковолоко́нной связи используются полупроводники, созданные Алфёровым. Алфёров создал научную школу: среди его учеников 50 кандидатов наук, десятки докторов, 7 членов- корреспондентов РАН.
Работы учёного были оценены по заслугам международной и отечественной наукой. Алфёров награждён многими иностранными, советскими и российскими наградами. Жорес Иванович – активный общественный деятель. Он неоднократно избирался депутатом в Государственную Думу Российской Федерации, является президентом «Фонда поддержки образования и науки».
Задание 2. Пересказ текста. Перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова
Жореса Ивановича Алфёрова: «Будущее России – это наука и технологии, будущее страны за моими
учениками».
Подумайте, где лучше использовать слова Ж.И. Алфёрова в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования. У Вас есть 2 минуты на подготовку. При необходимости Вы можете использовать «Поле для заметок».
Задание 3. Монологическое высказывание. Выберите одну из предложенных тем беседы.
Тема 1. Игра в волейбол (на основе описания фотографии)
Тема 2. Приключение (повествование на основе жизненного опыта)
Тема 3. Обязательно ли иметь много друзей? (рассуждение по поставленному вопросу)
Карточка участника экзамена. Тема 1. Игра в волейбол. Опишите фотографию.
Не забудьте описать:
кто изображён;
чем заняты ребята;
момент, запечатлённый на фотографии;
качества, которые развивают в человеке командные виды спорта.
Карточка участника экзамена. Тема 2. Приключение. Расскажите о запомнившемся Вам приключении.
Не забудьте рассказать:
где и когда это произошло;
что произошло;
какие эмоции Вы испытывали;
какие выводы Вы сделали для себя после этого приключения.
Карточка участника экзамена. Тема 3. Обязательно ли иметь много друзей? Обязательно ли иметь много друзей?
Не забудьте дать ответы на вопросы:
Что для Вас означает такое понятие, как дружба?
Какие качества Вы цените в друзьях больше всего?
Для Вас важно иметь как можно больше друзей? Почему?
Как Вы понимаете пословицу «Не имей сто рублей, а имей сто друзей»?
Задание 4. Диалог. Во время беседы Вам будут заданы вопросы по выбранной Вами теме
беседы. Пожалуйста, давайте полные ответы на вопросы, заданные собеседником.
Карточка собеседника. Тема 1. Игра в волейбол. Опишите фотографию.
1) Согласны ли Вы с высказыванием: «Если ты не умеешь проигрывать, то не сможешь и побеждать»?
2) Каким видом спорта Вы увлекаетесь? Чем он Вас привлекает?
3) Хотели бы Вы стать профессиональным спортсменом? Почему?
Карточка собеседника. Тема 2. Приключение. Расскажите о запомнившемся Вам приключении.
1) Нужны или не нужны приключения человеку? Почему?
2) Дают ли приключения жизненный опыт? Какой?
3) Согласны ли Вы с утверждением, что «приключения не стоят ничего, если их не с кем разделить»?
Карточка собеседника. Тема 3. Обязательно ли иметь много друзей? Обязательно ли иметь много друзей?
1) Чем отличается друг от приятеля?
2) Может ли виртуальная дружба быть настоящей? Почему?
3) Как Вы считаете, большое количество друзей является показателем того, что человек хороший друг или просто общительный человек?
Вариант 3
Задание 1. Чтение текста. Выразительно прочитайте вслух текст о детском «докторе мира», хирурге Леони́де Миха́йловиче Роша́ле (родился в 1933 году).
У Вас есть 2 минуты на подготовку.
На протяжении нескольких десятков лет доктор Леонид Михайлович Роша́ль лечит детей. Когда в 1988 году был полностью разрушен город Спита́к в Армении, Леонид Михайлович собрал бригаду врачей, которая лечила детей, вытащенных из-под завалов домов.
После событий в Армении доктор Рошаль организовал «бригады Рошаля» – команды детских врачей, готовых в любую минуты отправиться к месту стихийных бедствий и катастроф для спасения детей. Такие мобильные хирургические группы созданы в 33 регионах России. За почти тридцать лет
деятельности «бригады Рошаля» провели множество сложнейших операций в разных странах. Они по праву пользуются уважением и авторитетом во всём мире.
В настоящее время Леонид Михайлович является директором Московского НИИ неотложной детской хирургии и травматологии. Леонид Михайлович не только талантливый врач и отличный организатор, но и очень мужественный человек. Он вёл переговоры с террористами, добиваясь
освобождения заложников, проносил заложникам медикаменты и воду.
Леонид Михайлович Рошаль по-прежнему остается практикующим врачом, продолжает обучать новое поколение специалистов и ведёт широкую общественную работу. Леонида Михайловича называют детским «доктором мира». О подвигах врача рассказывает документальный фильм «Я ничего не боюсь».
Задание 2. Пересказ текста.
Перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова Леонида Михайловича Рошаля:
«Я всю жизнь лечил и буду лечить детей вне зависимости от национальности, религий и страны проживания». Подумайте, где лучше использовать слова Л.М. Рошаля в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования.
У Вас есть 2 минуты на подготовку.
Задание 3. Монологическое высказывание.
Выберите одну из предложенных тем беседы.
Тема 1. Прогулка на велосипедах (на основе описания фотографии)
Тема 2. Любимое дикое животное (повествование на основе жизненного опыта)
Тема 3. Какую роль играет Интернет в жизни современного человека? (рассуждение по поставленному вопросу)
Карточка участника экзамена. Тема 1. Прогулка на велосипедах. Опишите фотографию.
Незабудьте описать:
кто изображён;
время года и место;
внешность людей, их настроение;
преимущества активного образа жизни.
Карточка участника экзамена. Тема 2. Любимое дикое животное. Расскажите о своём любимом диком животном.
Не забудьте рассказать:
когда и как Вы впервые узнали о нём;
как животное выглядит;
что привлекает Вас в этом животном;
хотели бы Вы приручить его.
Карточка участника экзамена. Тема 3. Какую роль играет Интернет в жизни современного человека?
Не забудьте дать ответы на вопросы:
Может ли современный человек в жизни обойтись без Интернета? Почему?
В каких целях школьники чаще используют Интернет: для учёбы или для развлечения?
В каких ситуациях Интернет не может помочь человеку?
В чём проявляется отрицательное влияние Интернета на жизнь человека?
Задание 4. Диалог. Карточка собеседника Тема 1. Прогулка на велосипедах. Опишите фотографию.
1) Как активный образ жизни и свежий воздух влияют на здоровье человека?
2) Любите ли Вы кататься на велосипеде? Когда Вы научились кататься на велосипеде?
3) Какие ещё увлечения помогают Вам вести активный и здоровый образ жизни?
Тема 2. Любимое дикое животное. Расскажите о своём любимом диком животном.
1) Бытует мнение, что самое страшное на Земле животное – это человек. Согласны ли Вы с этим утверждением? Почему?
2) Почему нужно охранять диких животных?
3) Что Вы знаете о Красной книге? Для чего она существует?
Тема 3. Какую роль играет Интернет в жизни современного человека?
Какую роль играет Интернет в жизни современного человека?
1) Какую роль в Вашей жизни играет Интернет?
2) Может ли Интернет полностью заменить «живое» общение?
3) Какими источниками информации пользовались люди до появления компьютеров и Интернета?
Вариант 4
Задание 1. Чтение текста. Выразительно прочитайте вслух текст об известном российском полярном исследователе, организаторе первой российской экспедиции к Северному полюсу Гео́ргии Я́ковлевиче Седо́- ве (1877–1914).
Будущий полярный исследователь Георгий Яковлевич Седов был капитаном на небольших судах. Но ему хотелось большего. Он мечтал участвовать в морских экспедициях и открывать новые земли. Перейдя на службу в Главное гидрографи́ ческое управление, Седов в 1902 году отправляется в экспедицию по изучению Северного Ледовитого океана, исследует воды и земли Арктики. Здесь у него появилась мечта о походе к Северному полюсу. Но правительство не поддержало проект, и экспедиция готовилась на пожертвования частных лиц. Был снаряжён корабль, набрана команда. Плавание к Северному полюсу проходило в тяжёлых условиях: штормы, ранняя зима, нехватка продовольствия. Пришлось вставать на первую зимовку. Только через несколько месяцев экспедиция продолжилась. Вторая зимовка была ещё тяжелее: не было топлива, начались болезни. Седов принял решение пойти к Северному полюсу на собаках. В пути он заболел и умер. В его могилу положили флаг, предназначенный для установки на Северном полюсе. Исследователи не достигли цели, пройдя только 200 из 2000 километров санного пути, ведущего к Северному полюсу.
Георгий Яковлевич Седов навсегда вошёл в историю освоения Арктики. Материалы, собранные его экспедицией, оказались очень ценными и были впоследствии использованы исследователями. История экспедиции Седова была отражена в романе Вениами́на Каверина «Два капитана».
Задание 2. Пересказ текста. Перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова Георгия Яковлевича Седова: «Всякий моряк, посвящая себя служению морю и его интересам, должен всецело отдаваться ему и душой и мыслями». Подумайте, где лучше использовать слова Г.Я. Седова в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования.
У Вас есть 2 минуты на подготовку. При необходимости Вы можете использовать «Поле для заметок».
Задание 3. Монологическое высказывание. Выберите одну из предложенных тем беседы.
Тема 1. На катке (на основе описания фотографии)
Тема 2. Любимая социальная сеть (повествование на основе жизненного опыта)
Тема 3. Какими должны быть уроки физкультуры в школе? (рассуждение по поставленному вопросу)
Тема 1. Фото на катке. Не забудьте описать: ∙ что изображено; ∙ время года и природу; ∙ чем заняты люди; ∙ преимущества активного образа жизни
Тема 2. Любимая социальная сеть. Расскажите о своей любимой социальной сети. Не забудьте рассказать: ∙ чем Вас привлекла эта сеть; ∙ когда Вы стали использовать эту сеть; ∙ какие новые возможности она для Вас открыла; ∙ какую полезную для себя информацию Вы получаете через социальную сеть.
Тема 3. Какими должны быть уроки физкультуры в школе? Какими должны быть уроки физкультуры в школе? Не забудьте дать ответы на вопросы: ∙ Почему заниматься физической подготовкой должен каждый человек? ∙ Как должны быть организованы уроки физкультуры в школе? Сколько уроков в неделю должно быть? ∙ Чем полезно и интересно заниматься на уроках физкультуры?
Задание 4. Диалог Карточка собеседника
- На катке. Опишите фотографию. 1) Как активный образ жизни и свежий воздух влияют на здоровье человека? 2) Любите ли Вы кататься на коньках? Часто ли ходите на каток? 3) Какие ещё увлечения Вам помогают вести активный и здоровый образ жизни?
- Расскажите о своей любимой социальной сети. 1) Согласны ли Вы с тем, что социальные сети – это новая ступень человеческого общения? Почему? 2) Считаете ли Вы, что общение в социальных сетях отвлекает Вас от других дел? 3) Как Вы прокомментируете высказывание: «Социальные сети не оставляют места для тайны»?
- Тема 3. Какими должны быть уроки физкультуры в школе? Какими должны быть уроки физкультуры в школе? 1) Можно ли физкультуру сделать необязательным уроком, уроком по желанию? Почему? 2) Должны ли ученики иметь право выбора, чем заниматься на уроках физкультуры (ритмикой или, например, футболом)? 3) Каким должен быть спортивный зал в современной школе?
Вариант 5
Задание 1. Чтение текста. Выразительно прочитайте вслух текст о первой в мире женщине-космонавте Валенти́не Влади́мировне Терешко́вой (родилась в 1937 году). У Вас есть 2 минуты на подготовку.
Валентина Владимировна Терешкова всегда мечтала о небе. Она занималась парашютным спортом, совершила около 100 прыжков. Когда правительством Советского Союза было принято решение набрать женщин в отряд космонавтов, из тысячи претенденток отобрали пятерых. Женская группа проходила подготовку по той же программе, что и мужчины – центрифу́ га, барока́ мера, прыжки с парашютом, физическая подготовка. Для полёта в космос выбрали Валентину Терешкову. Она поднялась на околоземную орбиту 16 июня 1963 года, став первой в мире женщиной-космонавтом. Терешкова провела в космосе почти трое суток, совершив 48 оборотов вокруг Земли и пролетев почти два миллиона километров. Полёт проходил непросто, но Валентина Владимировна доказала, что не только мужчины, но и женщины могут работать в космосе. По сей день она остаётся единственной в мире женщиной, отправившейся в космический полёт в одиночку, без помощников и напарников. После полёта Терешкова осталась в отряде космонавтов, поступила в Военно-воздушную инженерную академию, окончила её, стала профессором, автором более 50 научных работ. Валентина Терешкова – первая в истории Российской армии женщина-генерал. Её называли «мисс Вселенная», посвящали стихи и песни. Именем Терешковой названы улицы, школы, детские центры.
Задание2. . Перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова Валентины Владимировны Терешковой: «Если женщины могут быть железнодорожниками в России, почему они не могут летать в космос?» Подумайте, где лучше использовать слова В.В. Терешковой в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования. ПОЛЕ ДЛЯ ЗАМЕТОК 2 У Вас есть 2 минуты на подготовку. При необходимости Вы можете использовать «Поле для заметок».
Задание 3. Монологическое высказывание. Выберите одну из предложенных тем беседы.
Тема 1. Прогулка на байдарке (на основе описания фотографии)
Тема 2. Любимое домашнее блюдо (повествование на основе жизненного опыта)
Тема 3. Нужно ли уметь отстаивать своё мнение? (рассуждение по поставленному вопросу)
Тема 1. Прогулка на байдарке Опишите фотографию.
Не забудьте описать: ∙ что изображено; ∙ время года и место; ∙ внешность людей, их настроение; ∙ преимущества активного образа жизни.
Тема 2. Любимое домашнее блюдо Расскажите о своём любимом домашнем блюде. Не забудьте рассказать: ∙ кто готовит Ваше любимое блюдо; ∙ когда Вы в первый раз попробовали его; ∙ как часто Вы его едите; ∙ почему Вам нравится именно это блюдо.
Тема 3. Нужно ли уметь отстаивать своё мнение? Нужно ли уметь отстаивать своё мнение? Не забудьте дать ответы на вопросы: ∙ Что значит «иметь собственное мнение»? ∙ В каких ситуациях человек должен отстаивать своё мнение? ∙ Как должен вести себя человек, защищая своё мнение? ∙ Бывают ли ситуации, когда можно «поступиться» своим мнением (промолчать или подчиниться выбору других)?
Задание 4. Диалог
Тема 1. Прогулка на байдарке Опишите фотографию. 1) Любите ли Вы активный отдых на воде? Чем обычно занимаетесь? 2) Хочется ли Вам попробовать экстремальные виды спорта и почему? 3) Какие ещё увлечения помогают Вам вести активный и здоровый образ жизни?
Тема 2. Любимое домашнее блюдо Расскажите о своём любимом домашнем блюде. 1) Блюда какой кухни Вам нравятся больше всего? 2) Как с возрастом изменились Ваши предпочтения в еде? 3) Согласны ли Вы с высказыванием: «Лучшая еда – у меня дома»?
Тема 3. Нужно ли уметь отстаивать своё мнение? Нужно ли уметь отстаивать своё мнение? 1) Как Вы понимаете выражение: «У человека нет своего мнения»? 2) Как Вы относитесь к людям, которые не имеют своего мнения или не могут отстоять свою позицию? 3) Важно ли уметь признавать свою неправоту? Когда человек может менять своё мнение?
Вариант 6
Задание 1. Чтение текста. Выразительно прочитайте вслух текст о талантливом педагоге и писателе Анто́не Семёновиче Мака́ренко (1888–1939).
Антон Семёнович Макаренко – талантливый педагог-новатор. В 1920– 1930 годах Макаренко получает бесценный педагогический опыт, руководя трудовой колонией, где содержались несовершеннолетние заключённые и беспризорники.
Макаренко относился к беспризорникам как к детям, попавшим в трудное положение. Не вспоминать прошлое, доверять человеку – так он строил свои отношения с ребятами. Главным принципом своей работы Макаренко считал воспитание в коллективе. Антон Семёнович утверждал, что человек должен найти своё место в обществе, приносить пользу людям. Залог успешного воспитания великий педагог видел в побуждении ученика проявлять свои лучшие качества. Главным методом всей педагогической системы Макаренко было высокое требование педагога к себе. Родители, воспитатели, учителя должны быть примером безукоризненного поведения для своих воспитанников.
Макаренко добился феномена́льных результатов. Труд и самоуправление делали чудеса. В колонии воспитывались люди трудолюбивые, стремящиеся к знаниям и культуре. Они стали хорошими специалистами в разных профессиях. Макаренко дал путёвку в жизнь 3 тысячам подростков. Его воспитанники и последователи прибавили ещё семь тысяч спасённых судеб.
О своей работе Макаренко написал книгу «Педагогическая поэма». Антона Семёновича по праву считают одним из самых великих педагогов, называют «отцом мировой педагогики».
Задание 2. Перескажите прочитанный Вами текст об Антоне Семёновиче Макаренко, включив в пересказ слова А.М. Горького: «Кто мог столь неузнаваемо изменить, перевоспитать сотни детей, так жестоко и оскорбительно помятых жизнью?... Это бесспорно талантливый педагог». Подумайте, где лучше использовать слова А.М. Горького в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования. У Вас есть 2 минуты на подготовку.
Задание 3. Монологическое высказывание. Выберите одну из предложенных тем беседы.
Тема 1. Спуск на сноуборде (на основе описания фотографии)
Тема 2. Смелый поступок (повествование на основе жизненного опыта)
Тема 3. Нужно ли человеку избавляться от вредных привычек? (рассуждение по поставленному вопросу)
Тема 1. Сноубордист спускается с горы. Очки сзади хвойный лес. Очки.
Не забудьте описать: ∙ кто изображён, его внешний вид; ∙ чем занимается человек; ∙ природу и ландшафт; ∙ качества, которые развивают в человеке экстремальные виды спорта.
Тема 2. Смелый поступок Расскажите о своём смелом поступке. Не забудьте рассказать: ∙ при каких обстоятельствах это произошло; ∙ как долго Вы принимали решение; ∙ что Вы чувствовали; ∙ как изменилась Ваша самооценка после такого поступка.
Тема 3. Нужно ли человеку избавляться от вредных привычек? Нужно ли человеку избавляться от вредных привычек? Не забудьте дать ответы на вопросы: ∙ Какие привычки называют вредными и почему? ∙ Всегда ли вредные привычки человека приносят вред только ему? ∙ Чем мешают вредные привычки? ∙ Какие качества характера необходимы, чтобы избавиться от вредной привычки?
Задание 4. Диалог
Тема 1. Спуск на сноуборде Опишите фотографию. 1) Почему многие люди занимаются экстремальными видами спорта? 2) В чём опасность экстремальных видов спорта? 3) Что Вам больше нравится: смотреть спортивные соревнования по телевизору или заниматься спортом самому?
Тема 2. Смелый поступок Расскажите о своём смелом поступке. 1) Чем отличается смелость от безрассудства? 2) Испытывает ли страх смелый человек? Почему? 3) Как Вы прокомментируете высказывание: «Достаточно один раз сдаться, чтобы потом не осталось смелости»?
Тема 3. Нужно ли человеку избавляться от вредных привычек? Нужно ли человеку избавляться от вредных привычек? 1) Старались ли Вы избавиться от вредных привычек? Почему? 2) Существуют ли люди, у которых никогда не было вредных привычек? 3) Какие вредные привычки наиболее опасны для человека?
Вариант 8
Задание 1. Чтение текста. Выразительно прочитайте вслух текст об адмирале Па́вле Степа́новиче Нахи́мове (1802–1855).
Павел Степанович Нахимов родился в семье военного. В 15 лет в 1818 году он блестяще окончил Морской каде́ тский корпус и получил звание ми́чмана. Так началась карьера знаменитого российского адмирала. Павел Степанович имел огромную силу воли, был строг и требователен, но одновре́ менно справедлив и внимателен к людям, безгранично смел, учил подчинённых на личном примере. Матросы любили адмирала. Павла Степановича называли «отцом матросов». Адмирал Нахимов был отличным знатоком военно-морского дела. Зоркий глаз Нахимова всегда видел, как более эффективно проводить военные операции. Во время Крымской войны в середине 19 века, когда объединённые силы Турции, Англии и Франции осадили Севастополь, Нахимов возглавил оборону города. Ежедневно он обходил позиции и разговаривал с матросами и солдатами, вселяя в них волю к победе. Дважды был ранен, но оставался в строю. Третье ранение – в голову – оказалось смертельным. Вся Россия переживала смерть прославленного адмирала. В день его похорон корабли противника не сделали ни одного выстрела и на некоторых их них флаги были приспущены. В память о Нахимове были учреждены орден и медаль, военно-морские училища для подростков гордо именуют себя «нахи́ мовскими».
Задание 2. Пересказ текста. Перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова Павла Степановича Нахимова: «Из трёх способов действовать на подчинённых: наградами, страхом и примером – последний есть вернейший». Подумайте, где лучше использовать слова П.С. Нахимова в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования.
Задание 3. Монологическое высказывание. Выберите одну из предложенных тем беседы. Тема 1. Игра в баскетбол во дворе (на основе описания фотографии)
Тема 2. Любимый музыкальный клип (повествование на основе жизненного опыта)
Тема 3. Какого человека можно назвать смелым? (рассуждение по поставленному вопросу)
Тема 1. Игра в баскетбол во дворе Опишите фотографию.
Не забудьте описать: ∙ кто изображён; ∙ чем заняты ребята; ∙ момент, запечатлённый на фотографии; ∙ преимущества спортивного досуга.
Тема 2. Любимый музыкальный клип Расскажите о своём любимом музыкальном клипе. Не забудьте рассказать: ∙ какое направление в музыке представляет клип; ∙ почему Вам нравится этот (эти) исполнитель(-и); ∙ какие эффекты используются в клипе; ∙ чем этот клип Вам особенно запомнился.
Тема 3. Какого человека можно назвать смелым? Какого человека можно назвать смелым? Не забудьте дать ответы на вопросы: ∙ Почему смелость ценится в людях во все времена? ∙ В каких ситуациях важно проявлять смелость? ∙ Чем отличается смелость от безрассудства? ∙ Должен ли человек нарочѝто демонстрировать свою смелость и отвагу окружающим? Почему?
Задание 4. Диалог
Тема 1. Игра в баскетбол во дворе Опишите фотографию. 1) Любите ли Вы проводить свободное время на спортивной площадке? Чем занимаетесь? 2) Какие ещё увлечения помогают Вам вести активный и здоровый образ жизни? 3) Может ли компьютерная спортивная игра заменить активный досуг? Почему?
Тема 2. Любимый музыкальный клип Расскажите о своём любимом музыкальном клипе. 1) Что для музыкального клипа является более важным: музыка или спецэффекты? Почему? 2) Как Вы прокомментируете высказывание: «Плохо, если твои клипы лучше, чем твои песни»? 3) Смогут ли в будущем клипы заменить концерты, фильмы, книги, спектакли? Почему?
Тема 3. Какого человека можно назвать смелым? Какого человека можно назвать смелым? 1) Как взаимосвязаны понятия «смелость» и «подвиг»? 2) Как характеризует человека выражение «смелый на словах»? 3) Приведите примеры смелых людей, героев.
Вариант 10
Задание 1. Чтение текста. Выразительно прочитайте вслух текст о российском полководце, герое Отечественной войны 1812 года, генерале Никола́е Никола́евиче Рае́вском (1771–1829).
Николай Раевский ещё в младенческом возрасте был записан в армию. Так тогда было принято. В возрасте 22 лет за воинскую доблесть и отличную службу он получил чин полковника.
Слава пришла к Раевскому во время войны с Наполеоном в 1812 году. Солдаты под командованием Раевского сдерживали наступление французов. В наиболее тяжёлый и, казалось, безвыходный момент боя генерал Раевский, взяв за руки своих двух сыновей, младшему из которых было всего 11 лет, пошёл с ними в атаку. Героизм генерала поднял солдат на битву, а фамилия Раевский после этого боя стала известна во всей армии.
Центром знаменитого Бородинского сражения был высокий холм, на котором расположилась батарея пушек Раевского. Практически все силы армии Наполеона обрушились на позицию. Ценой огромных усилий, с третьей попытки, французам удалось захватить холм. Почти все солдаты Раевского погибли. Теперь на этом месте возвышается главный монументпамятник Бородинского поля.
Главнокома́ ндующий Кутузов называл генерала «мой герой». Храбрость полководца воспел в своих стихах поэт Василий Жуковский. С Раевским дружил и оставил о нём восторженные отзывы Александр Пушкин
Задание 2. Пересказ текста. Перескажите прочитанный Вами текст о Николае Николаевиче Раевском, включив в пересказ слова А.С. Пушкина: «Свидетель Екатерининского века, памятник двенадцатого года, человек без предрассудков, с сильным характером и чувствительный, он невольно привлекает к себе всякого, кто только достоин понимать и ценить его высокие качества». Подумайте, где лучше использовать слова А.С. Пушкина в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования.
Задание 3. Монологическое высказывание. Выберите одну из предложенных тем беседы.
Тема 1. Спортивное соревнование (на основе описания фотографии)
Тема 2. Любимый праздник (повествование на основе жизненного опыта)
Тема 3. Почему важно быть вежливым человеком? (рассуждение по поставленному вопросу)
Фото
Тема 2. Любимый праздник Расскажите о своём любимом празднике. Не забудьте рассказать: ∙ почему Вам нравится этот праздник; ∙ как Вы готовитесь к празднику; ∙ с кем и где проводите праздник; ∙ какие традиции проведения праздника существуют.
Тема 3. Почему важно быть вежливым человеком? Почему важно быть вежливым человеком? Не забудьте дать ответы на вопросы: ∙ Какую роль вежливость играет в общении людей? ∙ В чём проявляется вежливость человека? ∙ Чего можно добиться с помощью вежливости? ∙ Как взаимосвязаны вежливость и речевой этикет?
Задание 4. Диалог
Тема 1. Спортивное соревнование Опишите фотографию. 1) Согласны ли Вы с высказыванием: «Если ты не умеешь проигрывать, то не сможешь и побеждать?» 2) Каким видом спорта Вы увлекаетесь? Чем он Вас привлекает? 3) Обязательно ли человеку в жизни заниматься спортом? Почему?
Тема 2. Любимый праздник Расскажите о своём любимом празднике. 1) Что для Вас важнее в празднике – радоваться самому или дарить радость другим? Почему? 2) Нужны ли людям праздники? Почему? 3) Когда можно сказать, что праздник удался?
Тема 3. Почему важно быть вежливым человеком? Почему важно быть вежливым человеком? 1) Можно ли добиться успеха в современном мире, игнорируя вежливость? 2) Почему грубость недопустима в общении людей? 3) Согласны ли Вы с утверждением, что современные подростки меньше уделяют внимания вежливости в общении?
Вариант 12
Задание 1. Чтение текста. Выразительно прочитайте вслух текст о путешественнике Никола́е Никола́евиче Миклу́хо-Макла́е (1846–1888).
Неутомимый путешественник, исследователь «диких» народов Николай Николаевич Миклухо-Маклай прошёл короткий, но яркий жизненный путь. Он посвятил свою жизнь изучению природы и народов, населяющих тропические страны и острова Тихого океана. Автор более 160 научных трудов, Николай Николаевич был в жизни романтиком, мечтателем, путешественником.
Более года прожил Миклухо-Маклай среди папуасов острова Новой Гвине́и. Добрыми делами, помощью и советами завоевал он их дружбу. Изучая жизнь островитян, близко узнав многих из них, учёный всё больше убеждался в способностях этих «первобытных» людей к умственному развитию. Миклухо-Маклай восхищался мастерством папуасов: их постройки, пиро́ги, утварь и оружие были сделаны каменным топором и осколками кремня и раковин.
Миклухо-Маклай был сторонником равенства людей, чем вступал в противоречие с популярными в 1850–1860 годах антропологи́ческими теориями, убеждающими в культурном неравенстве людей. Он считал, что белая, чёрная, жёлтая человеческие расы имеют одинаковые способности к культурному и экономическому развитию. Учёный представил убедительные доказательства, что папуасы ничем принципиально не отличаются от европейцев, и сделал вывод, что никаких «высших» и «низших» рас не существует.
Память о путешественнике осталась не только на карте – берег Маклая, река Макла́я, но и в живом языке населения Новой Гвинеи: папуасы до сих пор говорят: «топор Макла́я», «арбуз Маклая».
Задание 2. Пересказ текста. Перескажите прочитанный Вами текст о Николае Николаевиче МиклухоМаклае, включив в пересказ слова Л.Н. Толстого: «Миклухо-Маклай опытом доказал, что человек – везде человек, то есть доброе, общительное существо, в общение с которым можно входить только добром». Подумайте, где лучше использовать слова Л.Н. Толстого в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования.
Задание 3. Монологическое высказывание. Выберите одну из предложенных тем беседы.
Тема 1. Фотография из путешествия (на основе описания фотографии)
Тема 2. Исторический деятель (повествование на основе жизненного опыта)
Тема 3. Почему человек должен учиться? (рассуждение по поставленному вопросу)
Тема 1. Не забудьте описать: ∙ кто изображён; ∙ чем заняты люди; ∙ выражение лиц людей, жесты; ∙ роль фотографии в сохранении впечатлений.
Тема 2. Исторический деятель Расскажите об историческом деятеле, к которому Вы испытываете уважение. Не забудьте рассказать: ∙ чем Вам запомнился этот человек; ∙ как Вы оцениваете его личность; ∙ какие качества его характера Вам нравятся больше всего; ∙ каким примером этот исторический деятель служит потомкам.
Тема 3. Почему человек должен учиться? Почему человек должен учиться? Не забудьте дать ответы на вопросы: ∙ Почему в современном мире нельзя обойтись без знаний? ∙ Какие требования к умениям и навыкам человека выдвигает общество? ∙ Согласны ли Вы с утверждением, что учиться никогда не поздно? ∙ Можно ли добиться успеха в жизни без учёбы?
Задание 4. Диалог.
Тема 1. Фотография из путешествия Опишите фотографию. 1) Что Вы любите фотографировать? 2) Почему путешественники всё время делают фотографии? 3) Стоит ли делать фотографии достопримечательностей, если их можно найти в Интернете или купить открытку? Почему?
Тема 2. Исторический деятель Расскажите об историческом деятеле, к которому Вы испытываете уважение. 1) Вы бы хотели быть современником этого деятеля? Почему? 2) Кто, на Ваш взгляд, делает историю – народ или личность? Почему? 3) Кто из наших современников, на Ваш взгляд, останется в истории? За какие заслуги?
Тема 3. Почему человек должен учиться? Почему человек должен учиться? 1) Чему должна учить школа? 2) Какие черты характера нужно развивать в себе, чтобы добиться успехов в учёбе? 3) Хорошо учиться важно для себя или для родителей? Какую роль родители должны играть в учёбе своих детей?
Вариант 13
Задание 1. Чтение текста. Выразительно прочитайте вслух текст о выдающемся оперном певце Фёдоре Ива́новиче Шаля́пине (1873–1938).
Фёдор Иванович Шаляпин – великий российский певец, получивший мировое признание, актёр, обладающий огромным талантом, волей и трудолюбием. Он был наделён от природы прекрасным по тембру голосом – басом, который был богат разнообразными звуковыми оттенками.
С юношеских лет Фёдора Шаляпина влекло к искусству. Он пел в хоре, потом ему начали поручать небольшие роли в оперных спектаклях. Своим появлением на сцене Шаляпин внёс в оперное искусство полную гармонию между музыкальной и психологической характеристикой образа. До него это не удавалось ни одному оперному певцу. Первую сольную роль в опере «Евгений Онегин» Шаляпин исполнил в марте 1890 года.
Фёдор Иванович был не только великим певцом, но и великим актёром. Уже на репетициях он полностью перевоплощался в создаваемый им образ. Прекрасно владея искусством грима, он всегда гримировал себя сам. В опере Шаляпин участвовал не только как артист, но и как режиссёр. В 1918–1921 годах Фёдор Иванович Шаляпин является художественным руководителем Мариинского театра.
Шаляпин создал целую галерею гениальных образов оперного репертуа́ ра: царь Борис Годунов, Иван Сусанин, царь Иван Грозный и другие. Фёдор Иванович Шаляпин оставил неизгладимый след в истории русской и мировой культуры.
Задание 2. Пересказ текста. Перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова Фёдора Ивановича Шаляпина: «Я не верю в одну спасительную силу таланта, без упорной работы». Подумайте, где лучше использовать слова Ф.И. Шаляпина в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования.
Задание 3. Монологическое высказывание. Выберите одну из предложенных тем беседы.
Тема 1. Семейный поход (на основе описания фотографии)
Тема 2. Любимый литературный герой (повествование на основе жизненного опыта)
Тема 3. Зачем в школе нужна перемена? (рассуждение по поставленному вопросу)
Тема 1. Семейный поход Опишите фотографию. (в палатке улыбаюся отец мать дочь бел футболки сидят на траве лето
Не забудьте описать: ∙ кто изображён; ∙ место, время года, жильё; ∙ внешность людей, их настроение; ∙ преимущества отдыха всей семьёй.
Тема 2. Любимый литературный герой Расскажите о своём любимом литературном герое. Не забудьте рассказать: ∙ об авторе и названии литературного произведения; ∙ что происходило с героем; ∙ что в образе литературного герое привлекает Вас: характер, суждения, поступки, отношение к окружающим? ∙ является ли этот герой для Вас примером для подражания? Почему?
Тема 3. Зачем в школе нужна перемена? Зачем в школе нужна перемена? Не забудьте дать ответы на вопросы: ∙ Что ученик должен успеть сделать на перемене? ∙ Сколько перемен должно быть во время учебного дня, как долго они должны длиться? ∙ Должны ли перемены быть активными? Почему? ∙ Где должны проходить перемены (в коридоре, в классе, в библиотеке, в спортивном зале)?
Задание 4. Диалог
Тема 1. Семейный поход Опишите фотографию. 1) Как поход влияет на взаимоотношения между членами семьи? 2) Что самое трудное и самое интересное в походе? 3) Как Ваша семья проводит свободное время вместе?
Тема 2. Любимый литературный герой Расскажите о своём любимом литературном герое. 1) Может ли знакомство с литературными героями пробудить интерес к книгам, чтению? 2) Встречаются ли в реальной жизни люди, подобные литературным героям? 3) Может ли просмотр фильма заменить чтение книги? Почему?
Тема 3. Зачем в школе нужна перемена? 1) Важно ли иметь возможность на перемене выходить на улицу? Почему? 2) Как ведут себя на переменах ребята младших и старших классов? 3) Как Вы любите проводить перемены?
Вариант 15
Задание 1. Чтение текста. Выразительно прочитайте вслух текст об известном российском художнике Ива́не Ива́новиче Ши́шкине (1832–1898).
Иван Иванович Шишкин – художник, воспевший красоту русского леса. Современники называли его «царём леса». Вот несколько названий картин: «Сосновый бор», «Лесные дали», «Корабельная роща». Художник изучал природу, подолгу работал прямо в лесу. Именно поэтому на полотнах точно отражены все детали: особенности листвы, ветвей, стволов, корней разных пород деревьев, показаны неровности почвы, поросшие лесными травами, сухие листья, хворост, валежник. Любовно выписан каждый стебелёк и листочек. Картины художника наполнены глубоким чувством – любовью к родной земле. Они помогают зрителям ощутить подлинную красоту неброской русой природы.
Ивана Шишкина называют художником полудня: у него практически нет закатов и рассветов, везде царит яркий день, сияет солнечный свет, отсутствуют тени. Пейзажи настолько правдивы, что их можно сравнить с фотографиями.
Самая знаменитая картина «Утро в сосновом лесу» принадлежит не только перу Шишкина. Он нарисовал лес, а его друг художник Константин Сави́ цкий оживил лесной пейзаж изображением семейства медведей. Когда картину решил купить коллекционер Третьяко́ в, он потребовал, чтобы подпись второго автора с картины убрали. Художник оставил богатое творческое наследие. Самая большая коллекция его картин, экспони́ рующаяся в Третьяковской галерее, насчитывает более 80 работ.
Задание 2. Пересказ текста. Перескажите прочитанный Вами текст об Иване Ивановиче Шишкине, включив в пересказ слова историка искусств В.В. Ста́ сова: «Шишкин – художник народный. Всю жизнь он изучал русский лес... Это его царство, и тут он не имеет соперников, он единственный». Подумайте, где лучше использовать слова В.В. Стасова в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования.
Задание 3. Монологическое высказывание. Выберите одну из предложенных тем беседы.
Тема 1. Любимое блюдо (на основе описания фотографии)
Тема 2. Любимое место в городе (повествование на основе жизненного опыта)
Тема 3. Почему я люблю математику (или любой другой школьный предмет)? (рассуждение по поставленному вопросу)
Тема 1Не забудьте описать: ∙ кто изображён; ∙ чем занят подросток; ∙ его внешний вид; ∙ место, где происходит действие.
Тема 2. Любимое место в городе Расскажите о своём любимом месте в городе. Не забудьте рассказать: ∙ где находится это место; ∙ что Вас привлекает в нём; ∙ как часто Вы там бываете и чем занимаетесь; ∙ кому из Ваших близких оно тоже нравится.
Тема 3. Почему я люблю математику (или любой другой школьный предмет)? Почему я люблю математику (или любой другой школьный предмет)? Не забудьте дать ответы на вопросы: ∙ что изучает эта дисциплина в школе? ∙ как эта наука может помочь в жизни? ∙ что Вам особенно нравится в изучении этого предмета? ∙ чему Вы научились, изучая этот предмет?
Задание 4. Диалог
Не забудьте описать: ∙ кто изображён; ∙ чем занят подросток; ∙ его внешний вид; ∙ место, где происходит действие.
Тема 2. Любимое место в городе Расскажите о своём любимом месте в городе. 1) Как менялись Ваши любимые места в городе по мере взросления? 2) Какие чувства Вы испытываете, посещая любимое место? 3) Как Вы прокомментируете высказывание: «В жизни каждого есть любимое место, куда независимо от того, что с тобой происходит, ты всегда желаешь вернуться»?
Тема 3. Почему я люблю математику (или любой другой школьный предмет)? Почему я люблю математику (или любой другой школьный предмет)? 1) Связана ли, по Вашему мнению, любовь к предмету с личностью учителя? 2) Как влияет любимый школьный предмет на выбор будущей профессии? 3) С какими профессиями связана эта школьная дисциплина?
Вариант 17
Задание 1. Чтение текста. Выразительно прочитайте вслух текст о Екатери́не Ива́новне Трубецко́й (1800–1854), жене декабриста, которая последовала за ним в Сибирь.
Екатерина Ивановна Трубецкая принадлежала к богатому и знатному роду. Дворец её родителей в Петербурге блистал изысканной красотой и роскошью убранства. Детство и юность Екатерины Ивановны протекали счастливо и безоблачно. Счастливым оказался и её брак с князем Сергеем Петровичем Трубецки́м, героем войны 1812 года.
Екатерина Трубецкая была одной из жён декабристов, догадывавшихся о противоправи́ тельственной деятельности своих мужей. После подавления восстания на Сена́тской площади Сергей Петрович Трубецкой, как руководитель восстания, был осуждён и приговорён к каторге.
Княгиня Трубецкая была первой из жён декабристов, которая последовала за мужем в Сибирь. Преодолев более 6 тысяч километров тяжелейшего пути, она прибыла в Иркутск. Генерал-губернатор Иркутска несколько месяцев уговорами и угрозами пытался вернуть Трубецкую обратно в Петербург. Тщетно. Чтобы разделить судьбу мужа, Екатерина Ивановна отреклась от гражданских прав и дворянского титула и была готова идти к мужу в одной связке с преступниками. Всю оставшуюся жизнь княгиня Трубецкая вместе с мужем провела в Сибири.
Княгиня Трубецкая стала одной из героинь поэмы Некрасова «Русские женщины». Эта женщина твёрдостью характера, волей проложила дорогу в Сибирь другим жёнам декабристов. Её жизнь стала яркой страницей отечественной истории.
Задание 2. Пересказ текста. Перескажите прочитанный Вами текст о Екатерине Ивановне Трубецкой, включив в пересказ слова декабриста Е.А. Оболенского: «Событие 14 декабря и отправление в Сибирь – лишь повод к развитию тех сил души, которыми Екатерина Ивановна была одарена…» Подумайте, где лучше использовать слова Е.А. Оболенского в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования.
Задание 3. Монологическое высказывание. Выберите одну из предложенных тем беседы.
Тема 1. Рок-музыкант (на основе описания фотографии)
Тема 2. Счастливый день в жизни (повествование на основе жизненного опыта)
Тема 3. Что значит быть гражданином? (рассуждение по поставленному вопросу)
Тема 1. Рок-музыкант (на основе описания фотографии)
Не забудьте описать: ∙ кто изображён; ∙ что он делает; ∙ внешность музыканта; ∙ музыкальные инструменты
Тема 2. Счастливый день в жизни Расскажите о самом счастливом дне своей жизни. Не забудьте рассказать: ∙ что произошло в тот день; ∙ где Вы были; ∙ какие эмоции Вы испытывали; ∙ какие воспоминания остались об этом дне.
Тема 3. Что значит быть гражданином? Что значит быть гражданином? Не забудьте дать ответы на вопросы: ∙ Что значит Родина для человека? ∙ Почему нужно бережно относиться к культурному наследию предков? ∙ Почему важно знать историю своей страны? ∙ Как нужно относиться к родной природе?
Задание 4. Диалог
Тема 1. Рок-музыкант Опишите фотографию. 1) Какую музыку Вы любите слушать? 2) На каком музыкальном инструменте Вы умеете играть или хотели бы научиться? 3) Можно ли утверждать, что у каждого возраста свои музыкальные предпочтения или музыка не имеет возраста?
Тема 2. Счастливый день в жизни Расскажите о самом счастливом дне своей жизни. 1) Что такое счастье, по Вашему мнению? 2) Что делает людей счастливыми? 3) Связано ли счастье с материальными ценностями, деньгами? Почему?
Тема 3. Что значит быть гражданином? Что значит быть гражданином? 1) Какие, пусть малые, дела каждый из нас может сделать на благо Родины? 2) Может ли настоящий гражданин равнодушно относиться к будущему своей страны? 3) Как, по Вашему мнению, можно прививать патриотизм детям?
Вариант 18
Задание 1. Чтение текста. Выразительно прочитайте вслух текст о юной советской художнице Наде Ру́ шевой (1952–1969)
Надя Ру́шева – художница, прожившая всего 17 лет, но оставившая после себя огромное наследие – около 12 тысяч рисунков. Ещё при жизни её называли гением!
Рушева росла обычной московской девочкой. Её никто не обучал рисованию. Рисовала Надя необыкновенно быстро: она умела моментально передать в рисунке то, что хотела. Так, за один вечер, за время, пока отец читал вслух её любимую «Сказку о царе Салтане» Пушкина, Надя нарисовала 36 иллюстраций к сказке
Надя Рушева любила иллюстрировать художественные произведения. Среди её работ – иллюстрации к мифам Древней Греции, произведениям Александра Пушкина, Льва Толстого, Михаила Булгакова. Всего Надей были проиллюстрированы произведения около 50 авторов. Глядя на её рисунки кажется, что она рисовала легко и естественно. Рисунки Нади рождались без эски́ зов, она всегда рисовала сразу, набело и никогда не пользовалась ластиком. Рисунки девушки любили во многих странах. На её выставку в Музее Пушкина стояли многочасовые очереди.
Жизнь Нади Рушевой трагически оборвалась в 17 лет. В истории она осталась взрослым ребёнком. В точности как её любимый персонаж – Маленький Принц.
Задание 2. Пересказ текста. Перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова Нади Рушевой: «Я свои рисунки заранее вижу. Они проступают на бумаге, как водяные знаки, и мне остаётся их чем-нибудь обвести». Подумайте, где лучше использовать слова Н. Рушевой в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования.
Задание 3. Монологическое высказывание. Выберите одну из предложенных тем беседы.
Тема 1. Подготовка к семейному празднику (на основе описания фотографии)
Тема 2. Конкурс (повествование на основе жизненного опыта)
Тема 3. Трудно ли быть честным человеком? (рассуждение по поставленному вопросу)
Тема 1. Не забудьте описать: ∙ кто изображён; ∙ место действия; ∙ что делает семья; ∙ атмосферу и настроение в семье.
Тема 2. Конкурс Расскажите о конкурсе, в котором Вы принимали участие. Не забудьте рассказать: ∙ какой был конкурс; ∙ где и когда он проходил; ∙ кто в нём принимал участие; ∙ в чём заключалось Ваше участие.
Тема 3. Трудно ли быть честным человеком? Трудно ли быть честным человеком? Не забудьте дать ответы на вопросы: ∙ Что значит быть честным? ∙ Какие поступки совершают честные люди? ∙ Как в коллективе относятся к честным людям? ∙ Приносит ли честность счастье?
Задание 4. Диалог
Тема 1. Подготовка к семейному празднику Опишите фотографию. 1) Как Вы любите праздновать Новый год и как готовитесь к празднику? 2) Любите ли Вы дарить подарки? Почему? 3) Как к Новому году украшают Ваш город (посёлок)?
Тема 2. Конкурс Расскажите о конкурсе, в котором Вы принимали участие. 1) Какой опыт Вы приобрели после участия в конкурсе? 2) В каких ещё конкурсах Вы хотели бы принять участие? Почему? 3) Какие качества развивает в людях участие в конкурсах?
Тема 3. Трудно ли быть честным человеком? Трудно ли быть честным человеком? 1) Можно ли дружить с человеком, который обманывает? 2) Может ли ложь быть во благо? 3) Всегда ли легко принимать правду? Может ли правда обидеть человека?
Вариант 19
Задание 1. Чтение текста. Выразительно прочитайте вслух текст о знаменитом российском художнике и архитекторе Ви́кторе Миха́йловиче Васнецо́ве (1848–1926)
Виктор Михайлович Васнецов – один из самых великих русских художников XIX века. Его называли «истинным богатырём русской живописи», так как он первым среди живописцев обратился к былинным и сказочным сюжетам. Картины: «Алёнушка», «Богатыри», «Иван-Царевич на Сером Волке» – широко известны среди многих поколений людей.
Вершиной творчества художника считается картина «Богатыри», над которой он работал с перерывами около 20 лет! Тут изображены три былинных защитника Древней Руси: Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. Важно отметить, что натурщики, позировавшие мастеру для этой картины, были крестьяне, а облачены́ они были в костюмы, взятые напрокат из Исторического музея, это была одежда настоящих русских воинов!
Васнецов был одним из первых мастеров русской живописи, кто работал в разнообразных областях искусства. Он писал портреты, создавал проекты архитектурных сооружений, эскизы декораций и костюмов к спектаклям, расписывал соборы. По рисункам Васнецова сооружён фасад Третьяковской галереи в Москве.
В картинах Васнецова воплощена, правда о народе, выражена любовь к русскому человеку и вера в самые лучшие, высокие его качества, дающие ему право на великое будущее.
Задание 2. Пересказ текста. Перескажите прочитанный Вами текст о Викторе Михайловиче Васнецове, включив в пересказ слова историка искусств В.В. Ста́ сова: «Я считаю, что в истории русской живописи «Богатыри» Васнецова занимают одно из первейших мест». Подумайте, где лучше использовать слова В.В. Стасова в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования.
Задание 3. Монологическое высказывание. Выберите одну из предложенных тем беседы.
Тема 1. Празднование дня рождения (на основе описания фотографии)
Тема 2. Как я учился кататься на коньках (лыжах, роликах, горных лыжах, сноуборде) (повествование на основе жизненного опыта)
Тема 3. Легко ли быть учеником? (рассуждение по поставленному вопросу)
1.Не забудьте описать: ∙ кто изображён; ∙ что делают ребята; ∙ их внешний вид и настроение; ∙ интерьер и угощения.
2. Тема 2. Как я учился кататься на коньках (лыжах, роликах, горных лыжах, сноуборде) Расскажите, как Вы учились кататься на коньках (лыжах, роликах, горных лыжах, сноуборде). Не забудьте рассказать: ∙ как возникло желание научиться; ∙ кто помогал Вам учиться; ∙ как Вы тренировались; ∙ что было самым трудным, а что – самым интересным
Тема 3. Легко ли быть учеником? Легко ли быть учеником? Не забудьте дать ответы на вопросы: ∙ Какие предметы Вы изучаете в школе? Какие из них Вам нравятся больше всего? ∙ Какие предметы для Вас самые трудные? Почему? ∙ Какие качества характера необходимы, чтобы хорошо учиться? ∙ Какие чувства Вы испытываете, когда удаётся достичь высокого результата в учёбе?
Задание 4. Диалог
Тема 1. Празднование дня рождения Опишите фотографию. 1) Как Вы любите праздновать свой день рождения? 2) Придумываете ли Вы программу празднования дня рождения или всё происходит спонтанно? 3) Расскажите о подарке, который запомнился больше всего.
Тема 2. Как я учился кататься на коньках (лыжах, роликах, горных лыжах, сноуборде) Расскажите, как Вы учились кататься на коньках (лыжах, роликах, горных лыжах, сноуборде). 1) Какие качества характера развивают в человеке занятия спортом? 2) Что Вам больше нравится: смотреть спортивные соревнования по телевизору или заниматься спортом самому? 3) Какими видами спорта Вы любите заниматься: командными или индивидуальными? Почему?
Тема 3. Легко ли быть учеником? Легко ли быть учеником? 1) Можно ли стать успешным в современном мире без образования? 2) Как Вы понимаете смысл пословицы: «Корень учения горек, да плод его сладок»? 3) Можно ли сделать выполнение домашнего задания добровольным? Когда без выполнения домашнего задания не обойтись?
Вариант 20
Задание 1. Чтение текста. Выразительно прочитайте вслух текст о советской лётчице, Герое Советского Союза Мари́не Миха́йловне Раско́вой (1912–1943).
Марина Михайловна Раско́ ва ни в детстве, ни в юности стать лётчиком не помышляла: училась в консерватории, собиралась стать музыкантом. Однако когда умер отец, Марина вынуждена была устроиться на химический завод. А с 1932 года Марина Михайловна работает в аэронавигацио́ нной лаборатории чертёжницей.
Марину Михайловну увлекла, как и многих в 30 годы XX века, авиация. И она в 22 года стала первой женщиной-штурманом в отечественной военной авиации. Позже Марина окончила школу пилотов. Самолёт Марины возглавлял воздушные парады над Красной площадью в Москве. Она участвовала в дальних авиаперелётах, преодолев более 6 тысяч километров над тайгой. В одном из таких перелётов у самолёта закончилось топливо, и Раскова выпрыгнула с парашютом в тайгу. Десять дней она пробиралась по лесу к людям. За проявленное мужество Марине Расковой было присвоено звание Героя Советского Союза.
С началом Великой Отечественной войны Раскова занялась формированием женских авиаполков. На её призыв откликнулись тысячи женщин. Она была строгим, но любимым командиром 587 женского полка. «Ночными ведьмами» называли гитлеровцы советских лётчиц. Девушки летали на тихоходных самолётах. Чтобы их не сбили, они летали по ночам и на малой высоте. За ночь они совершали десятки вылетов.
Марина Раскова погибла в авиакатастрофе при перелёте своего полка на фронт за 2 года до окончания войны.
Задание 2. Перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова Марины Михайловны Расковой: «Для того чтобы хорошо командовать, нужно самой хорошо летать…». Подумайте, где лучше использовать слова Марины Расковой в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования.
Задание 3. Монологическое высказывание. Выберите одну из предложенных тем беседы.
Тема 1. Посещение конюшни (на основе описания фотографии)
Тема 2. Как я научился плавать (повествование на основе жизненного опыта)
Тема 3. Почему важно научиться управлять своим временем? (рассуждение по поставленному вопросу)
Тема 1. Посещение конюшни Опишите фотографию
Тема 2. Как я научился плавать Расскажите, как Вы научились плавать. Не забудьте рассказать: ∙ как возникло желание научиться; ∙ кто помогал Вам учиться; ∙ как Вы тренировались; ∙ что было самым трудным.
Тема 3. Почему важно научиться управлять своим временем? Почему важно научиться управлять своим временем? Не забудьте дать ответы на вопросы: ∙ Как умение планировать своё время влияет на жизнь людей? ∙ Почему важно быть пунктуальным? ∙ Важно ли уметь укладываться в срок при выполнении дел? Почему? ∙ Как лучше распоряжаться свободным временем?
Задание 4 Задание . Диалог
Тема 1. Посещение конюшни Опишите фотографию. 1) Бывали ли Вы когда-нибудь на конюшне? Знаете ли Вы, как ухаживают за лошадьми? 2) Что даёт человеку общение с животными? 3) Чему может научить человека уход за животными?
Тема 2. Как я научился плавать Расскажите, как Вы научились плавать. 1) Какие качества характера развивают в человеке занятия спортом? 2) Что Вам нравится больше: смотреть спортивные соревнования по телевизору или заниматься спортом самому? 3) Какими видами спорта Вы любите заниматься: командными или индивидуальными? Почему?
Тема 3. Почему важно научиться управлять своим временем? Почему важно научиться управлять своим временем? 1) Как Вы любите проводить свободное время? 2) Как Вы понимаете смысл пословицы: «Делу время – потехе час»? 3) Помогает ли в организации времени составление письменного плана на день, неделю или месяц? Почему деловые люди пользуются ежедневниками?
Вариант 1 2017г
Задание 1. Чтение текста. Выразительно прочитайте текст о знаменитом русском полководце Алекса́ндре Васи́льевиче Суво́рове (1730–1800) вслух.
Знаменитая фраза «Тяжело в ученье, легко в бою» принадлежит генерали́симусу Александру Васильевичу Суворову. За всю свою жизнь полководец участвовал более чем в 60 сражениях и не потерпел ни одного поражения на поле боя!
А свою первую победу он одержал ещё в детстве. Это была победа над собственной слабостью. Александр был очень болезненным ребёнком. Но с детства твёрдо решил стать военным и готовился к службе: занимался спортом, приучал себя к холоду, к физическим нагрузкам, к простой одежде и еде.
Суворов уважал своих подчинённых – офицеров и солдат, был врагом муштры́ . Он лично заботился о пище и одежде воинов, об их здоровье, умел пошутить, подбодрить в трудную минуту. Солдаты любили своего полководца, беззаветно шли за ним и побеждали.
Суворов вошёл в историю военного искусства как полководец-новатор. Он оставил после себя знаменитое произведение «Наука побеждать», в котором в простой и доступной форме обобщил свой многолетний опыт обучения и воспитания войск. Школа Суворова сформировала целое поколение полководцев, прославивших Отечество. В честь великого полководца названы Суворовские военные училища, и сегодняшние мальчишки в погонах гордо называют себя «суворовцами».
Задание 2. Пересказ текста. Перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова русского военного историка генерала Моде́ста Ивановича Богдано́вича, современника А.В. Суворова: «Пройдут многие годы, явятся в русском народе другие великие вожди, но каждый раз, когда стальная стена штыков русских должна будет обрушиться на врагов, мы вспомним Суворова». Подумайте, где лучше использовать слова М.И. Богдановича в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования
Задание 3. Монологическое высказывание. Выберите одну из предложенных тем беседы.
Тема 1. Летний отдых (на основе описания фотографии).
Тема 2. Мой любимый актёр (повествование на основе жизненного опыта).
Тема 3. Какими должны быть школьные перемены? (рассуждение по поставленному вопросу)
- Опишите фото
Не забудьте описать: ∙ время и место действия; ∙ занятие ребят; ∙ их внешний вид; ∙ общую атмосферу события и настроение участников.
Тема 2. Любимый актёр Расскажите о своём любимом актёре. Не забудьте рассказать: ∙ кто Ваш любимый актёр или актриса; ∙ в каких фильмах или спектаклях он (она) принимал(а) участие; ∙ какая роль в исполнении этого актёра Вам нравится больше всего и почему; ∙ что Вы цените в актёрском мастерстве Вашего любимого актёра.
Тема 3. Какими должны быть школьные перемены? Не забудьте дать ответы на вопросы. ∙ Для чего в школе нужны перемены? ∙ Сколько перемен должно быть в течение учебного дня? Почему? ∙ Сколько времени должны длиться перемены? Почему? ∙ Как должна проходить перемена?
Задание 4. Диалог
Тема 1. Летний отдых. Опишите фотографию. 1) Какой вид отдыха Вы предпочитаете – активный или пассивный? Почему? 2) Как Вам больше нравится отдыхать – с друзьями или с родителями? Почему? 3) Какое событие летних каникул Вам запомнилось больше всего?
Тема 2. Любимый актёр Расскажите о своём любимом актёре. 1) Имеет ли известный актёр право на личную жизнь в тайне от поклонников? Почему? 2) Иметь кумира: какие положительные и отрицательные моменты в этом Вы видите? 3) Согласны ли Вы с тем, что известность – главный успех в жизни?
Тема 3. Какими должны быть школьные перемены? 1) Должны ли ученики быть активны на школьной перемене? 2) Важно ли на перемене иметь возможность выходить на школьный двор? Почему школьная администрация не всегда это разрешает? 3) Должна ли перемена быть организована взрослыми или ученики сами могут спланировать своё время?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
варианты заданий для подготовки к устному собеседованию по русскому языку
варианты заданий для подготовки к устному собеседованию по русскому языку в 9 классе...
Вариант устного собеседования.
Вариант для подготовки к устному собеседованию для учащихся 9 класса...
Устное собеседование. 9 класс. Вариант 1.
Презентация к уроку в 9 классе позволяет активизировать процесс обучения, повысить темп урока, представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированн...
Устное собеседование. 9 класс. Вариант 2.
Презентация к уроку в 9 классе позволяет активизировать процесс обучения, повысить темп урока, представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированн...
Устное собеседование. 9 класс. Вариант 3.
Презентация к уроку в 9 классе позволяет активизировать процесс обучения, повысить темп урока, представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированн...
Устное собеседование. 9 класс. Вариант 4.
Презентация к уроку в 9 классе позволяет активизировать процесс обучения, повысить темп урока, представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированн...
Устное собеседование. 9 класс. Вариант 5.
Презентация к уроку в 9 классе позволяет активизировать процесс обучения, повысить темп урока, представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированн...