Школьный этап олимпиады по русскому языку
олимпиадные задания по русскому языку (6 класс) на тему

Анна Глинка Алексеевна

Данная олимпиада предназначена для проведения школьного тура Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку среди учащихся 6-х классов.Олимпиада проверяет знания по русскому языку в объеме программы и за пределами её, уровень развития речи, грамматический кругозор и, наконец, сообразительность и смекалку школьниковОлимпиада выявляет лучшего. Но каждый может попробовать в ней свои силы. Олимпиада дается с ответами, так называемым ключом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Задания школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по русскому языку 2016-2017 учебный год.

6 класс.

Рекомендуемое время написания работы – 2 часа.

Тестовые задания. (работа выполняется на бланке теста).

1. Найдите слова, в которых букв больше, чем звуков (выпишите их).

Тренер, результат, ярмарка, бассейн, телеграмма, ружьё, роскошь, восхищение, еще.

__________________________________________________________________

2.Расставьте ударения в словах:
Торты, позвонишь, прибыл, положил, красивейший, хвоя, приговор, завидно, средства, добыча.

3. Укажите слово, в котором количество звуков и букв совпадает

а) баян                                          б) рояль

в) солнце                                      г) косьба

д) роль 
4. Какие слова образуются, если прочитать в обратном порядке транскрипцию слов: 

а) краб б) лён в) люк г) лоб д) шёл 

а)____________ б)_____________ в) ____________ г) ____________ д) _____________ 

5.  Укажите ряд, в котором во всех словах в корне пишется одна и та же буква. 

а) соб…раем, выт…реть, сд...рает

 б) выр…щенный, заг…р, предл…жение 

в) р…сток, прик…сновение, пол…жение

г) отр…сль, уг…реть, к…сательная 

6 Укажите ряд, в котором во всех словах после приставки пишется буква И. 

а) под…скать, пред…стория

 б) пед…нститут, сверх…нтересный 

в) небез…звестный, меж…нститутский

 г) пред…нфарктный, пост…нфарктный 

7. Укажите ряд, в котором во всех словах в суффиксе пишется одна и та же буква

а) крюч...к, мыш…нок, ключ…к

б) еж…вый, ситц…вый, пунц…вый 

в) звоноч…к, ореш…к, камеш...к

г) груз…ик, формов…ик, бакен…ик 

8. Сколько раз встречается звук [з] в предложении:

Зина обратилась с просьбой к Лизе. 

_____________________________________________________________________________


9. Выпишите предложение с однородными подлежащими.

1. Однажды летом я взял корзину и припасы и отправился за грибами.

2.Фонари и деревья отражались в лужах.

3. Бабушка положила в шкатулку нитки и наперсток.

_________________________________________________________________________

10.  Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. 

а) Дети каждый день сыпали в кормушки крошки и крупу для синиц и воробьёв. 

б) Самоварчик уже был готов и стоял на столе.

в) Метель плачет и скулит воет и стонет. 

г) Синие белые красные шары весело трепыхались в воздухе. 

11.Укажите сложное предложение (знаки препинания не расставлены) 

а) Лес река озеро радовали глаз путника.

б) Каштанка вскочила с лежанки и звонко залаяла.

в) Зимним утром прилетел из лесу тетерев сел на берёзу и начал клевать её бурые серёжки. 

г) Ветки цветущей черёмухи смотрят мне в окно и ветер усыпает мой стол белыми лепестками. 

12.Какими частями речи могут быть следующие слова. Составьте с ними словосочетания или предложения, чтобы было ясно, какая это часть речи.

Стих, печь, жаркое.

13. Разберите по членам предложения, укажите падежи имён существительных:

Солнце закрыло облако. На горизонте туристы увидели большой город. Айсберг – плавучая ледяная гора.
14. Исправьте грамматические и речевые ошибки и запишите правильный вариант предложений:

 Старик обратно вернулся домой. Мальчик сидел за столом и раскрашивает картинки. Белый мышь умел стоять на задних лапках.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  15. Вставьте нужные слова в начале фразеологических оборотов.

    1 ____________ из пальца; 2)_____________ вокруг пальца; 3)____________ сквозь пальцы; 4)______________пальцем в небо;  5) ______________хорошо подвешен; 6)____________ мимо ушей; 7)______________ как своих ушей.

16.Образуйте от  названий городов названия их жителей и запишите во множественном числе. Какие суффиксы вам помогли?

1) Харьков; 2) Сочи; 3) Рязань; 4) Минск; 5) Баку; 6) Калуга.

_____________________________________________________________________________

17. Замените синонимами устаревшие слова:

Очи __________ лик __________ отрок ___________ изречь _____________ внимать ______________

18. Вписать прилагательные по  смыслу:

Выпить ______________ кофе. Повесить  _____________ тюль. Въехать в  _____________ тоннель. Увидеть  ______________ авеню. Натереть _______________ мозоль.

19.Дополните фразеологизмы названиями частей человеческого тела:

Попасть _____________ в небо; с гулькин ____________; под горячую _______________;

с молодых ______________; семи пядей во ______________; Смотреть сквозь..; ударить ... в грязь; чесать ... .

20. К какой части речи относятся выделенные слова:

На то и печь, чтобы хлебы печь. Снежное покрывало все поле покрывало. Ведро далотечь, и вода стала течь.

21.Составьте пары антонимов из фразеологизмов:
не разлей вода, повесить нос, до седьмого пота, как кошка с собакой, денежный мешок, угасшее светило, спустя рукава, ни гроша за душой, восходящая звезда, воспрянуть духом

22Анаграмма — перестановка букв в слове, создающая новое слово (например, роман — норма). Составьте на основе пяти данных слов пять новых.
Адрес. Волос. Майка. Сосна. Апельсин

23.К данным прилагательным подберите два таких слова, чтобы с первым словосочетание имело прямое значение, а со вторым — переносное.
Тяжёлый — ________________________________________________
Сладкий — ___________________________________________________
Острый —____________________________________________________
Золотой — ____________________________________________________
Свежий —____________________________________________________

24.Отгадайте загадки (Отгадка присутствует в самом вопросе)

А) Какой овощ всегда носит с собою черепаха?
Б) Какие конфеты содержат мел?
В) Какая часть линейки очень быстро тает на солнце?
Г) Какое животное жить не может без уроков?
Д) Какую крупу каждый турист обязательно берёт с собой в поход?

25. Напишите миниатюру (5-7 предложений) на тему «Мороз и солнце! День чудесный!» Или «И Осень тихою вдовой //Вступает в пестрый терем свой...»

ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ

ШКОЛЬНИКОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

2016 – 2017 УЧЕБНЫЙ ГОД

6 КЛАСС

Ключи

Максимальное количество баллов 100

1.Результат, бассейн, телеграмма, роскошь. ( по 0 ,5 за каждый правильный ответ = 1 балл)

2.торты, позвонишь, прибыл, положил, красивейший, хвоя, приговор, завидно, средства, добыча.

( 0,5 балла за каждый правильный ответ = 5 баллов)

3.рояль ( 0,5 балл)

4. А) парк б) ноль в) куль г) пол д) ложь (5 баллов)
5. В (1 балл)

6. Б (1 балл)

7. В (1 балл)

8.  Три раза (1 балл)

9. Фонари и деревья отражались в лужах.(1 балл)

10. В  (1 балл)

11. Г (1 балл)

12. Выучить стих, ветер стих, русская печь, печь пироги, жаркое лето, приготовить жаркое. (За каждое слово по 1 баллу. Всего 6 баллов)

13. Солнце(в И.п.) Закрыло облако(в В.п.). На горизонте(в П.п.) Туристы(в И.п) увидели большой город (в В.п.). Айсберг(в И.п.) – плавучая ледяная гора (в И.п.).  (По 0,5 балла за каждый член предложения и по 0,5 балла за определение падежа имён существительных, всего 9,5 баллов)

14. (По 1 баллу за каждое правильно написанное предложение, всего 3 балла).

1.Старик вернулся домой.

2. Мальчик сидит за столом и раскрашивает картинки. Или: Мальчик сидел за столом и раскрашивал картинки.

3.  Белая мышь умела стоять на задних лапках.

15.   1)Высосать, 2)обвести,3) смотреть,4) ткнуть, 5)язык, 6)пропустить, 7)не видать. (по 0,5 балла за каждый правильный ответ = 3,5)

 16. 1) харков-чан-е, 2) соч-инц-ы; 3) рязан-ц-ы; ;4) минч-ан-е; 5) бак-инц-ы;   6) калуж-ан-е. (по 1 баллу за каждый правильный ответ)

17. Очи - глаза, лик – лицо, отрок – юноша, изречь – сказать, внимать – слушать

(по 1 баллу за каждый правильный ответ) - 5 баллов

18.Кофе, тюль, тоннель – мужской род; мозоль, авеню – женский род (5 баллов)

19.  Попасть пальцем в небо; с гулькин нос; под горячую руку; с молодых ногтей; семи пядей во лбу; смотреть сквозь пальцы; ударить лицом в грязь; чесать затылок.

 (За каждое правильно вставленное слово – 0,5 балл=4).

20.На то и печь (сущ), чтобы хлебы печь (гл). Снежное покрывало (сущ) все поле покрывало (гл). Ведро дало течь (сущ), и вода стала течь (гл).

(по 0,5 баллу за каждый правильный ответ=3 б)

21.восходящая звезда — угасшее светило( за каждый правильный ответ по 1 баллу)
денежный мешок — ни гроша за душой
повесить нос — воспрянуть духом
спустя рукава — до седьмого пота,
как кошка с собакой — не разлей вода
22.Среда, слово, кайма, насос, спаниель( за каждый правильный ответ по 1 баллу)
23.Пример ответь ( за каждый правильный ответ по 1 баллу)
Тяжёлый стол — тяжелый туман
Сладкий торт — сладкий сон
Острый нож — острый язык
Золотой кулон — золотой человек
Свежий хлеб — свежий анекдот
24.Пример ответа  ( за каждый правильный ответ по 1 баллу)
А. репа
Б. карамель, мармелад
В. иней
Г. сурок
Д. рис

25. 15 баллов

Творческое задание  оценивается :

· качество связного текста: полнота и глубина содержания, логика изложения; оригинальность суждений; (5 баллов)

· языковое и речевое оформление работы: ясность, точность, простота выражения мысли в речевых конструкциях, стилевое единство, эмоциональность стиля, грамотность; (5 баллов)

· эстетический вкус: построение текста в единстве содержания и формы, отсутствие вульгаризации в суждениях. (5 баллов)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задания для школьного этапа олимпиады по русскому языку в 10 классе

Задания для школьного этапа олимпиады по русскому языку в 10 классе...

Задания школьного этапа олимпиады по русскому языку (5 - 6 классы)

Олимпиады по русскому языку в 5 и 6 классах с ответами....

Задания для школьного этапа олимпиады по русскому языку в 9 классе

Задания составлены с учетом того, что в школьном этапе участвуют все желающие, поэтому каждый может найти для себя посильное задание и справиться с ним....

Задания школьного этапа олимпиады по русскому языку 2016-2017 уч.года для 5-6 классов.

Здесь даны задания школьного этапа олимпиады по русскому языку для 5-6 классов в 2016-2017 году. Задания даны с ответами....

Школьный этап олимпиады по русскому языку.7-8 класс.

Представлены вопросы и ответы к школьному этапу олимпиады по русскому языку.7-8 класс...

Приказ проведении школьного этапа олимпиады по русскому языку и литературе

Приказ проведении школьного этапа олимпиады по русскому языку и литературе...