Конспект урока для 6 класса по русскому языку. ПРЕ- и ПРИ-.
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Бишадаева Юлия Николаевна

Конспект урока по русскому языку для 6 класс. Тема: пре- и при-.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_na_konkurs.docx37.29 КБ

Предварительный просмотр:

МАОУ ООШ №23 г. Улан-Удэ

План-конспект урока

по русскому языку

в 6 классе

на тему «Гласные в приставках пре- и при-»

Подготовил:

Учитель русского языка и литературы

Бишадаева Ю.Н.

г. Улан-Удэ, 2018

Тема урока: «Гласные в приставках пре- и при-»

Дата проведения: 11.11.2017 г.

Тип урока: «Открытие» нового знания.

Образовательные технологии: здоровье сбережения, дифференцированного подхода в обучении, педагогика сотрудничества, исследовательской деятельности, индивидуальной и коллективной деятельности обучающихся.  

Цель урока: освоение способа действия при выборе гласных е – и в приставках. 

Задачи урока.

Образовательные: 

1.Показать условия выбора букв е-и в приставках при-, пре-.

2.Формировать навык написания приставок пре-/ при-.

3.Обогащать словарный запас учащихся.

4.Совершенствовать орфографические и умения.

Развивающие: 

1.Осуществление системно-деятельностного подхода.

2.Развитие внимания орфографической зоркости, умению творчески подходить к решению учебных задач.

3.Формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):

Развитие умений применять знания в новой учебной ситуации;

развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

развивать умение применять новые знания;

развитие творческих, речевых способностей учащихся;

формирование логических умений;

развитие умения работать со временем.

Воспитательные: 

1.Воспитания чувства к богатству родного русского языка

2.Воспитание ценностного отношения к слову;

3.Развитие коммуникативных УУД: создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.

Планируемые образовательные результаты.

Личностные: 

1.Уважительное отношение к родному языку.

2.создание благоприятной атмосферы в классе, уважения и сотрудничества.

3. проявления креативных способностей.

4.Способность к самооценке на основе критерия успешности.

Метапредметные: 

1.  Способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме.

2. Способность читать и слушать, излагать нужную информацию, объяснять значение слова.

2. Взаимодействие с окружающими людьми в процессе совместного выполнения задачи, участия в обсуждении.

3. совместная работа в группе, умение слышать и слушать.

Предметные: 
1. Развитие творческой самостоятельности.

2.Владение разными видами речевой деятельности.

3. Способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме. 

4. Способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета.

Оборудование: «Русский язык. 6 класс», учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях; авторы-составители - Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др., М.: Просвещение, 2015г.

компьютер,

- проектор,

раздаточный материал,

- словари русского языка (орфографический, толковый);

План урока.

  1. Оргмомент (2 мин.)
  2. Словарная работа (5 мин)
  3. Актуализация знаний (5 мин.)
  4. Изучение нового материала (10 мин.)
  5. Физминутка (1-2 мин.)
  6. Работа в группе (8 мин)
  7. Закрепление изученного материала (7 мин.)
  8. Домашнее задание (2 мин.)
  9. Рефлексия. (1-3 мин.)

Ход урока

1. Мотивационно-ориентированный

Цель этапа: проверить готовность к уроку, сконцентрировать внимание и настроить на положительный результат.

- Дорогие ребята, здравствуйте! Рада всех приветствовать! (Слайд№2)

- Сегодня на уроке мы откроем для себя новую и очень интересную тему великого и могучего русского языка. Мы должны красиво и правильно писать, а также грамотно разговаривать, работать в группах, оценивать друг друга по критериям.

Проверяют свою готовность к уроку, настраиваются на урок

Принцип психологической комфортности.

Коммуникативные:

- умение слушать

Личностные:

- ценностно-нравственная ориентация (настрой на работу, установление доброжелательных отношений в коллективе, контакта с классом).

Регулятивные:

-научатся контролировать организацию своего рабочего места.

2. Словарная работа.

Цель этапа: повторение правописания словарных слов и определение темы урока и цели совместной деятельности.

- Запишите словарные слова столбиком (Слайд №3)

Диктует словарные слова:

Праздничный

Разузнавать

Инновация

Соленый

Телеграмма

Аквариум

Великодушие

Картина

Интерьер

Проверьте диктант друг у друга, оцените. (Слайд№4)

- Почему столь необычным способом мы записали словарные слова? Это не случайно. Попробуйте в этой записи расшифровать тему нашего урока.

Выполняют указания учителя

Взаимопроверка

Определяют и записывают тему урока: «Приставки…»

Принцип деятельности.

Познавательные:

  • общеучебные:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной темы;

  • логические:

- анализ объектов с целью определения темы урока;

Коммуникативные:

-умение строить связное высказывание.

3. Актуализация знаний.

Цель этапа: подготовка мышления обучающихся к осознанию нового материала.

Давайте повторим и вспомним, на какие группы делятся все приставки в русском языке?

- Правописание каких приставок мы уже изучили?

- Расскажите об условиях их выбора.

Готовит к восприятию нового материала:

- Мне только что пришло СМС (Слайд№5) Пр…бываем в Третьяково на поезде, пр…ходящем ровно в 10.00 на пр…городный вокзал. Если не возникнут непр…двиденные обстоятельства, в 10.30 будем в вашей школе и сможем пр…ступить к работе.

С пламенным пр…ветом пр…ставки Пре- и При-

- а сейчас прочитаем, правильно вставив буквы.необходимо ли для этого знать правила?

(В какой части слова они пропущены и условия выбора). Знаете ли вы условия выбора этих приставок?

- Допишем тему урока. Как она будет звучать?

- А какие цели мы можем поставить перед собой на этом уроке ? (Слайд№6)

Отвечают на вопросы, рассказывают о выборе букв -з, -с на конце приставок.

Формулируют тему и цель урока.

Приставки пре- и при.-

Познавательные:

  • -общеучебные:

- структурирование знаний;

-умение адекватно, осознанно строить высказывание

  • -логические:

-анализ объектов с целью выделения признаков;

-умение представлять связи между составляющими предмета изучения (синтез);

-обобщение наблюдений;

Регулятивные:

-оценка –выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению

-целеполагание

Коммуникативные:

-умение слушать и вступать в диалог;

-умение полно и точно выражать свои мысли;

-умение аргументировать свое мнение, приводить доказательства.

4. Изучение нового материала.

Цель этапа: знакомство с условиями выбора приставок пре-, при-.

готовит самостоятельную работу учеников в группах.

Теперь мы разделимся на группы, (разработать ОК правила и записать в рабочей папке)

- У вас на столах лежат маршрутные листы. В течение 8-10 мин. вы идёте по ним. В случае затруднения просите помощи учителя. Обратимся  к учебнику(стр. 128-129) и выполним задание (слайд № 7)

1,4 группы: найдите значения приставки при-, приведите примеры

2 группа: значение приставки пре- примеры. 3 группа: Возьмите на заметку! (Стр. 129, 131), примеры

Что нового узнали из учебного материала? (Слайд№8) некоторые значения приставок
установить трудно, поэтому следует проверять по орфографическому словарю и запоминать - 
преследовать;

- приставка пре- входит в состав корня – преподаватель, приключение .

 А как эти знания нам пригодятся в дальнейшем в жизни?

Обобщение и выводы. 1 ученик составит рассказ на лингвистическую тему  по презентации, а пока мы посмотрим сценку и попробуем ответить на вопрос: «О каком значении приставки не шла речь в этой сценке?» ( неполнота действия). ДЕЛАЕМ вывод  

Работают самостоятельно в группах по маршрутным листам

Разрабатывают ОК правила,

заполняют таблицу.

Работают с информацией, представленной в форме текста.

Передают знания друг другу.

Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формируют собственное мнение и аргументируют его.

Оцените работу друг друга (на полях карандашом).

Составление рассказа на лингвистическую тему.

Принципы деятельности , вариативности и творчества.

Познавательные:

  • -общеучебные:

-поиск и выделение необходимой информации;

-смысловое чтение, определение основной и второстепенной информации;

-умение применять информацию для решения практических задач.

-структурирование знаний;

-умение адекватно, осознанно строить устное высказывание.

Регулятивные:

-планирование своей деятельности;

-волевая саморегуляция–мобилизация сил к преодолению трудностей;

-коррекция;

-контроль.

Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества;

- разрешение конфликтов;

- управление поведением партнёра;

- умение полно и точно выражать свои мысли, владение монологической и диалогической речью;

- умение аргументировать свои высказывания и приводить соответствующие доводы

Личностные:

- ценностно-нравственная ориентация (настрой на работу, установление доброжелательных отношений в группе).

5. Физкультминутка. Цель этапа: Расслабить учеников физически и эмоционально.

После физкультминутки начинает очередной этап урока.

Учитель называет слова с приставками пре- или при-.

А теперь всем нужно встать, присмотреться, приосаниться,

руки медленно поднять, пригнуть пальчики, распрямить их, руки вниз приопустить и так стоять.

А теперь:

присесть,

привстать,

принагнуться,

снова приосаниться

да призадуматься:

«А ведь преинтересный урок у нас получается!»

Можно снова присесть на стул и прислушаться к новому заданию.

Физкультминутка «Приставочки».

Учащиеся мимикой, жестами, движениями повторяют сказанные слова.

Регулятивные:

-саморегуляция;

Коммуникативные:

- управление поведением партнёра

Личностные:

- ценностно-нравственная ориентация (настрой на работу, установление доброжелательных отношений в классе).

6.Применения знаний и умений в новой ситуации.

Цель этапа: фиксация знаний, применение способов действий, вызвавших затруднения.

Начинает работу по фиксации новых знаний. Организовывает контроль выполнения заданий. Проводит инструктаж по проверке.

1) -Расскажите об условиях выбора приставок пре- и при-.

2) -Давайте проверим, правильно ли вы заполнили таблицу? (1 – на интерактивной доске)

Оцените свою работу

3)- Теперь мы можем прочесть присланное нам СМС. Вставьте пропущенные буквы, объясните.

4) Работа в группах.

1 группа: «Лингвистическое лото»   

1)пр..бить, 2)пр..скромный, 3) пр..крепить, 4)пр..усадебный, 5) пр.лечь, 6) пр..ехать , 7) пр.спокойно, 8)пр.умолкнуть,
9) пр..градить, 10)пр..тормозить

2 группа «Редакторы» Задание: исправьте ошибки; объясните написание приставок   Прекатился клубок, преостановился. Пресмотрелся, пригляделся Иванушка и видит -местность незнакомая. Прекрикнул он на клубок, а тот приспокойно на месте
лежит. Иванушка прихорошенький был. Не страшны ему никакие преграды. Хотел
прелечь, только прекоснулся к траве, а трава в росе. Пресел на придорожный камень. Презадумался.

3 группа Задание: Назвать сказку и автора, вставить пропущенные слова; объяснить правописание приставок     

Вдруг о полночь конь заржал...      Караульщик наш __________,     

Посмотрел под рукавицу     

И увидел кобылицу.

-Здравствуй, князь ты мой _____________

Что ты тих, как день ненастный?

 Лишь игрушка-горбунок

 У его вертелся ног,

  Хлопал с радости ушами

Да _______________ногами.

Раз он в море закинул невод, — ____________невод с одною тиной.

________________к заставе гости;

Князь Гвидон зовет их в гости,

Только поп один Балду не любит, 
Никогда его не _______________                                                

Пирожок лишь разломила 
Да кусочек ____________________.

4 группа: «Заблудившиеся слова». Задание: исправьте ошибки  

Оценка

5) «Собери текст»

У вас на столах есть рассыпанные предложения. Попытайтесь из них собрать текст.

1.Мелкая листва облетела с пр…брежных лозин.

2.Музыка в траве пр…тихла.

3.Вы любите осеннюю пр…роду?

4.Я всегда радуюсь пр…ближению осени, поэтому меня не пугают

пр…огромные тучи, дождь и грязь.

5.Я фотографирую его, а он продолжает пр…спокойно сидеть.

6.Он словно пр…задумался.

7. Вот и сегодня пр…красно в осеннем лесу!

8.На ветке березы пр…таился дятел.

(Ответ: 3, 4, 7, 6, 2, 1, 8, 5) (Слайд№9)

6) Собрали? А теперь запишите по порядку буквы, которые вы вставите на месте пропуска.

(Ответ: И И Е Е И И И И Е) (Слайд№9)

Строят монологическое высказывание по теме.

С помощью интерактивной доски проверяют заполнение таблицы.

Осуществляют самопроверку, сравнивают с эталоном.

Оценивают свою работу.

Вставляют буквы и объясняют условия выбора приставок пре-, при-.

Работают группой (задание 4)

Работают группой и индивидуально (задание5)

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель, результаты, степень их соответствия.

Выполняют задание по карточке.

Принципы деятельности, непрерывности, вариативности, обратной связи

Познавательные:

  • общеучебные:

- умение применять информацию для решения практических задач;

- умение адекватно, осознанно строить устное высказывание;

- выбор наиболее эффективных способов решения поставленной задачи;

- умение строить доказательства;

- рефлексия способов и условий действия

  • логические:

- анализ объектов с целью выделения признаков и их классификация;

- умение представлять связи между составляющими предмета изучения (синтез)

Регулятивные:

- контроль в форме сличения способа действия с эталоном с целью обнаружения отклонения от эталона

- коррекция;

- оценка – выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

- волевая саморегуляция – мобилизация сил к преодолению препятствий.

Коммуникативные:

- сотрудничество в поиске информации;

- умение полно и точно выражать свои мысли, - - владение монологической и диалогической речью;

- умение аргументировать свои высказывания и приводить соответствующие доводы

Личностные:

- самоопределение;

- развитие познавательного интереса, ситуации самоконтроля, создание ситуации успеха;

- развитие творческого мышления.

7. Домашнее задание.

Комментирует выполнение задания. (Слайд№10)

Для всех: § 31;

На выбор:

1.Написать сочинение, максимально применяя изученный материал.

2.Написать заметку по опорным словам (8-9 предложений): пришкольный, привезли,прекратили, прибежали, принесли, приступили, предовольные.

3.Упр. в рабочей тетради

Записывают домашнее задание:

Ученики выбирают задание из предложенных учителем с учетом собственных возможностей.

Принцип психологической комфортности.

Познавательные:

- выбор наиболее эффективных способов решения поставленной задачи в зависимости от условий

Регулятивные:

- прогнозирование;

- оценка – выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

Личностные:

- самооценка на основе успешности

8. Рефлексивно-оценочный.

Цель этапа: осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Организует рефлексию.

Наш урок подошел к концу. Давайте подведем итоги.

Вы дошли до поставленных целей? Молодцы!

Что взяли из сегодняшнего урока? Поделитесь своими впечатлениями. А теперь продолжите фразу: «Сегодня на уроке…»

Ребята, можно и мне закончить эту фразу. Сегодня на уроке я была довольна вашей работой, вашими ответами.

Осталось поставить оценки.

Сложите оценки, полученные за урок, и поделите сумму на количество оценок. Средний балл поставьте в тетрадь.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель, результаты, степень их соответствия.

Уходя с урока, обучающиеся выбирают смайлик, соответствующий их настроению.

Принцип обратной связи.

Регулятивные:

- оценка – выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

- оценка процесса и результата деятельности.

Личностные:

- самооценка на основе успешности;

- адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока и презентация по русскому языку в 5 классе"Простые и сложные предложения"

Русский язык для многих стал родным языком, потому что люди разных национальностей могут общаться на нём. А.С. Пушкин считал, что «язык славяно-русский имеет неоспоримое превосходство перед всеми евро...

конспект урока развития речи по русскому языку "Публичное выступление" в 6 классе

Урок разработан с опорой на материал, посвящённый выводу советских войск из Афганистана, и нацелен на формирование умений и навыков грамотного использования имени числительного в речи и в публичном вы...

Конспект урока и презентация по русскому языку в 6 классе по теме: "Правописание имен существительных с шипящей на конце" для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальной (коррекционной) школы"

Обучение русскому языку в специальной (коррекционной) школе 8 вида носит прежде всего коррекционную и практическую направленность, что определяется содержанием и структурой предмета. Коррекционн...

Конспект урока с презентацией по русскому языку в 9 классе по теме: "Обращение"

Обучение русскому языку в специальной (коррекционной) школе 8 вида носит прежде всего коррекционную и практическую направленность, что определяется содержанием и структурой предмета. Коррекционн...

Конспекты уроков 5 класс по русскому языку для индивидуального обучения

Представлены конспекты уроков 5 класс по русскому языку для индивидуального обучения....

Конспекты уроков 5 класс по русскому языку для индивидуального обучения 2

Преставлены конспекты уроков 5 класс по русскому языку для индивидуального обучения...

Конспекты уроков 4 класс по русскому языку для индивидуального обучения

Конспекты уроков 4 класс по русской литературе для индивидуального обучения....