Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Осуществляемая деятельность учащихся | Форма организации взаимодействия | Формируемые умения ( универсальные учебные действия) | Промежуточный контроль |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1. Мотивация к учебной деятельности | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка к усвоению изучаемого материала | Вступительное слово. -Дорогие ребята, наш урок я хочу начать словами из стихотворения «Сказка про краски», которые помогут нам окунуться в мир необыкновенных открытий: …Видеть мир привыкли люди Белым, желтым, синим, красным Пусть же все на свете будет Удивительно прекрасным.
| Демонстрирубют гогтовность к уроку.Слушают учителя, участвуют в диалоге. | Фронтальная | Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Познавательные: понимают познавательную задачу. Регулятивные: Планируют необходимые денйствия, операцииэ Коммуникативные: работают в парах( обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера) | Листы обратной связи. |
2Актуализация и пробное учебное действие | Эвристическая беседа по теме урока | Сегодня на уроке мы будем научными исследователями и откроем часть речи, которая уже немного известна из начальной школы. -Какие 3 группы частей речи вам известны? (самостоятельные. Служебные и междометия) - К какой группе относится прилагательное ? -Почему прилагательное является самостоятельной частью речи? (Отвечает на вопросы, может употребляться в речи без других слов- одно слово) | Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания | Фронтальная | Личностные:имеют мотивацию к учебной деятельности. Познавательные: выполнение учебно-познавательного действия, осуществляют операции классификации, устанавливают причинно- следственные связи | Устные ответы. |
3. Выявление места и причины затруднения | Эвристическая беседа, ответы на вопросы. | Ребята. Сейчас я прочитаю текст ( текст на слайде). Зинаида Николаевна Александрова «Родина» Если скажут слово «родина» Сразу в памяти встает Старый дом, в саду смородина, Толстый тополь у ворот.
У реки березка-скромница И ромашковый бугор… А другим, наверно, вспомнится Свой родной московский двор.
В лужах первые кораблики, Где недавно был каток, И большой соседней фабрики Громкий радостный гудок.
Или степь, от маков красная, Золотая целина… Родина бывает разная, Но у всех она одна! - Какие слова помогают точно, выразительное, образное описать предметы, встающие в памяти при слове « родина»?
-Что обозначают эти слова? (Каково значение этой части речи ?) (Признак предмета) _Какой именно признак предмета обозначают слова: Старый- Толстый- Ромашковый- Родной – Красная- - А теперь прочитайте текст без прилагательных. -Чем отличается второй вариант текста от первого?
Физкультминутка:
Влево, вправо повернуться, Шаг шагнуть. Вперед нагнуться.
| Слушают, рассматривают учебные пособия, выполняют задание. | Фронтальная | Личностные:имеют желангие осознавать свои трудности и стремятся к их преодолению, проявляют способность к самооценке своих действий, поступков Познавательне: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний. Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации. | Устные ответы |
4.Целеполагание и построение проекта выхода из затруднениея | Подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления, составление связанных рассказов об изученных нормах. Ознакомление в заданием | -С сегодняшнего дня мы будем подробно изучать имя прилагательное. -Какая орфограмма встретилась в названии этой части речи?( чередование гласных в корне слова) - Как вы понимаете смысл названия части речи? (Приложенное, добавленное к чему-то) -К чему прилагаются? (К существительному. Это вечный саутник существительного, как нитка за иголкой, зависит от него. Как только прилагательное расстается с существительным, само превращается в существительное: Рабочий день – рабочий, Постовой милиционер – постовой) Сегодня мы должны занести наши открытия в таблицу, которую будем собирать постепенно Признак предмета | Значение |
| Вопросы |
| Морфологические признаки |
| Синтаксическая роль |
| Знакомятся с заданием, слушают учителя, под руководством учителя составляют план работы над заданием | Индивидуаль ная, групповая | Личностные: осознают свои возможности в учении, способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием Познавательные: системактизируют знания. Регулятивные: планируют в сотрудничестве с учителем необходимые действия, операции, работают по плану. Коммуникативные: строят неболоьшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
| Задают вопросы для уточнения информации. |
5.Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта | Эвристическая беседа, подбор примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления, составление связанных рассказов | - Вы знаете, ребята. По количеству употребляемых слов прилагательные занимают 3-е место после существительных и глаголов, по частоте употребления – 5-е. -Когда же чаще всго мы используем прилагательные?Прочитайте тексты, придите к общему мнению: какой текст представляет описание природы, какой- описание внешности(может включать описание чувстив, душевных переживаний), какой- описание животного,птицы,вкакой текст представляет отрывок из хкдожественной литературы, в котором велика роль прилагательных 1. « По всем дворам кололи звонкие березовые дрова. Избы светились от жаркого печного огня. Женщины месили руками тугое сладкое тесто» 2.У моей бабушки открытое лицо, высокий лоб. Из-под черных бровей на меня смотрят карие глаза, в уголках которых затаилась грусть, ласка. Морщинистое лицо..Черные с проседью волосы зачесаны назад. На ней простое темное платье. На коленях сложены мозолистые руки,которые сделали много добрых дел. Лицо бабушки освещено какой-то внутренней красотой, которая, может быть, и незаметна на первый взгляд. 3.Красные грудки снегирей, голубовато- серые спинки, черные бархатные шапочки и крылья хорошо заметны на фоне белого снега. 4….Темный лес что шапкой Принакрылся чудной И заснул под нею Крепко, непробудно….
Божьи дни коротки, Солнце светит мало,- Вот пришли морозцы – И зима настала… И.З.Суриков «Зима» Вывод6 особая роль принадлежит прилагательным в создании впечатляющих картин природы, где исполь зуются образные прилагательные –эпитеты. Найдите их в отрывкек из стихотворения Ивана Захарьевича Сурикова «Зима», выпишите их вместе с существительными, от которых они завися.(из первой строфы) ( темный лес, под шапкой чудной) - Назовите синоним к слову «чудный» -На какой вопрос отвечают эти эпитеты (Какой? )
| Работа с заданием, Формулируют собственные мысли, высказывания и обосновывают точку зрения. | Фронтальная, индивидуальная | Личностные: желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Познавательные:: Читают т слушают, извлекая нужную информацию | Задают вопросы для уточнения информации. |
6. Первичное закрепление с комментирование во внешней речи | Обобщение и систематизация знаний, формирование рациональных способов применения их на практике. Эвристическая беседа, ответы на вопросы. | - Но прилагательные могут отвечать и на другие вопросы.А на какие, мы сейчас определим
Работа в группах. Задание.:найдите прилагательное из пос ледней строфы стихотворения И.З.Сурикова «Зима», выпишите вместе с существительным, задайте от существительному к прилагательному вопрос.Каким членом предложения являются эти прилагательные?
Божьи дни коротки, Солнце светит мало,- Вот пришли морозцы – И зима настала… (Ответ: Дни (Чьи?)Божьи – определение Дни (каковы?) коротка - сказуемое
Заволнение 1-го столбика таблицы (2-ой и 4-ой строфы).
-Чтобы определить морфологические признаки, просклоняем словосочетания: 1-я,2-я группы. Темный лес. 3,4 группы. Шапкой чудной
Изменилось ли прилагательное( Да, как и существительное) Значит, прилагательное изменяется по падежам. А какая часть речи помогает определить падеж?(Существительное) -Посмотрите на существительные. Какие морфологические признаки отличают их друг от друга?(Род, число) -Определите род и число существительных. Могут ли быть существительное и прилагательное разного рода? (Нет, они согласуются) _Можно ли у прилагательного во множественном числе определить род? (Нет) Вывод: прилагательные изменяются по падежам, числам и в единственном числе – по родам.
-Собираем таблицу. Заполнение 1-го столбика 3-ей строчки. | Формулируют собственные мысли, высказывают, обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы. | Индивидуальная, групповая | Личностные: нравственно-этическое оценивание усваемого содержания. Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цель, осуществляют поиск необходимой информации( из материалов учебника, рассказа учителя, по воспроизведению в памяти) Регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия. Операции, работают по плану. Регулятивные: планируют необходимые действия, операции, работают по плану. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. | Устнын ответы, письменная работа |
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Выполнение разноуровневых обучающих упражнений не основе текстов учебников | Самостоятельная работа , выполнение разных по сложности упражнений | Упражнения 568, 569, 570, отвечают на вопросы, делают вывод о синтаксической роли прилагательных в предложении | Индивидуальная, групповая | ПознавательныеУстанавливают взаимосвязь между объемом полученных на уроке знаний, умений, навыков и и операционных, исследовательских, аналитических умений как интегрированных, сложных умений | АПисьменная работа.Задают вопросы для уточнения информации. |
8.Включение в систему знаний и повторение | Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание. | Игра «Найди лишнего»
_Вы должны хлопнуть в ладоши, если слово не является прилагательным.: Умный, оранжевый, мороз, зеленеет, отзывчивый, ловкий, девочки, скромный,старательный, требовательный, радостные, темнеют, острый, сильный, удивительный, необъятный.
Игра «Снежный ком» Подобрать как можно больше прилагательных к существительным 1группа – день (ясный, пасмурный, теплый, холодный)
2-я группа – небо (ярко-синее, ясное, лазурное, угрюмое, высокое, мутное, серое, низкое, темное, туманное).
3-я - воздух (прозрачный, сырой, туманный, легкий, морозный)
4-я - снег (глубокий, хрупкий, темный, рыхлый, зернистый, ноздреватый, пушистый)
Отгадайте загадки..(Задание выполняется по группам)
1группа. Бежит свинка, железная спинка, Льняной хвостик. ( Игла)
2группа. Черный Ивашка Деревянная рубашка. Где носом поведет, Там заметку кладет (Карандаш)
3группа Белая скатерть всех одела(Снег)
4 группа. Зверь хищный, ражий, красный, для зверей опасный (Лиса)
«Найди лишнее словосочетание».В каких словосочетаниях прилагательные не обозначают цвет? С серой шерстью, серам утром; Черным дымом, Черную весть. Как называются прилагательные ,употребленные в этих словосочетаниях? (Слова с переноснм значением)
Для чего нужны прилагательные?( Для образности нашей речи, ее яркости. С помощью прилагательных у существительных можно описать форму, цвет, вкус, величину и другие признаки. Поэтому прилагательные говорят о себе так: У существительных подчас Не жизнь, а просто скука Ни цвета нет у них без нас, Ни запаха,ни звука. Но еслы нас к ним приложить, Им веселее будет жить Вывод: -О чем мы сегодня с вами говорили? ( О прилагательном) - А еще мы говорили о человеке и восприятии им мира и окружающих вещей,умении видеть красоту и любить родину. - Какие трудности были в работе и как вы их перодолевали? _Понравилось ли вам на уроке и какое настроение у вас сейчас? Дайте оценку вашей работе: выберите одну из предложенных карточек.Урок понравился - карточку с улыбающимся лицом, нет – с грустным.
Домашнее задание.Параграф 102, упр. 571,повторить орфограмму №5 | Формулируют собственные мысли, высказывают, обосновывают свою точку знения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы, выполняют задание, отвечают на вопросы, делают выводы.Выполняют задание, отвечают на вопросы. | Фронтальная. | Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека. Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни Регулятивные: оценивают свою работу, исправляют и объясняют ошибки. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. | Задают вопросы для уточнения информации. |
|
|
|
|
|
|
|