Род имён существительных
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема: Род имён существительных.
Тип урока: комбинированный урок
Планируемые результаты урока (Универсальные учебные действия):
познавательные: умение систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию, работать с разными по уровню заданиями, умение составлять алгоритмы деятельности при решении проблемы;
регулятивные: выделять ключевые понятия, которые раскрывают тему урока; обобщать и делать выводы;
коммуникативные: работать в малых группах по определенному заданию; развитие связной монологической речи и коммуникативной активности учащихся;
личностные: сознание эстетической ценности русского языка; стремление к речевому самосовершенствованию.
Оборудование урока: проектор, карточки, учебник, тетради
Ход урока:
1.ОРГ.МОМЕНТ
- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Анна Павловна. Сегодня я буду вашим проводником в мир русского языка, а именно в чудесные края, где правит его величество Имя Существительное.
В это путешествие мы отправимся с вами на скоростном поезде «Сапсан». (Слайд 1) Кто-нибудь знает, в честь кого поезд получил свое название? (Поезд назвали в честь птицы. Сапсан – самая быстрая птица, и вообще живое существо, в мире.) (Слайд 2) А почему поезд назвали в честь самой быстрой птицы? (Т.к. поезд очень быстро едет. Поезд способен развивать скорость до 350 км/ч. Но в реальности на российских железных дорогах он развивает скорость до 250 км/ч).
Но чтобы нам дали билеты на этот поезд нужно правильно ответить на вопросы и выполнить задания.
Игра "Да - нет" (У каждого есть сигнальные карточки: зелёный – да, красный – нет)
- Имя существительное - это часть речи? (Да!)
- Имена существительные отвечают на вопросы: какой, какая, какое, какие? (Нет!)
- Имена существительные отвечают на вопросы Кто? Что? (Да!)
- Имена существительные обозначают действие предмета? (Нет!)
- Имена существительные обозначают предмет? (Да!)
Игра «Найди слово»
Учитель называет слова, дети хлопают в ладоши, если слово относится к имени существительному. Обратить внимание детей на то, что слова могут стоять в падежной форме.
Слова: слон, пел, дня, нота, прекрасный, солнечный, книги, ослику, школьный, школа, ушел, цветы.
На билетиках записаны слова и дети в зависимости от того какое слово получили должны сесть в свой вагон.
(1 группа: капель, зима, сосулька, лужа. 2 группа: дождь, гром, холод, мороз. 3 группа: облако, небо, солнце, золото.)
У каждого из вас есть билеты, без которых невозможно сесть на поезд. На ваших столах также есть красные и зеленые карточки. Они нам понадобятся при проверке правильности выполнения заданий. За активную работу на уроке и правильно выполненные задания команда будет получать вагончики. Из них в конце занятия каждая команда соберет поезд. У кого состав будет длиннее, та команда и победит. Давайте проверим, все ли правильно заняли свои места. Пассажиры вагона имен существительных женского рода, прочитайте слова на своих билетах. (Далее пассажиры вагона существительных мужского и среднего рода.)
2.ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛЕЙ УРОКА
- Поскольку поезд наш скоростной, то мы сделаем всего пять остановки. Три из этих остановок соответствуют названию ваших вагонов, о четвертой остановке вы узнаете по прибытии, ну а пятая - конечная. Исходя из названий наших вагонов, давайте сформулируем тему сегодняшнего урока. (Род имен существительных). (Слайд 3)
Какие цели перед собой поставим?
- Сформулируйте цели урока с помощью опорных слов (на доске): (Слайд 4)
1. Узнать больше … (об имени существительном).
2. Учиться определять…( род имён существительных).
3. Работать … (активно, быстро, внимательно, творчески и т.д.).
Ребята, обратите внимание, сегодня на уроке должны быть оценены все ученики, поэтому каждый из вас получит вот такой лист оценивания (Слайд 5)
Давайте выберем капитанов ваших групп
- Ну что ж, в путь!
3.РАБОТА НАД ТЕМОЙ
Мы отправляемся со станции «Вспоминай-ка!»
Давайте вспомним, что мы знаем о роде имён существительных. (Слайд 6)
1. Станция «Красавица зима». (Слайд 8)
- А вот и первая станция! Что за время года на слайде? Какого рода это существительное? (Женского рода.) Скажите, пожалуйста, а как вы определили, что это имя существительные женского рода? (Подставили местоимения.) Как вы думайте, имена существительные какого рода живут на этой станции? (Женского.)
- А сейчас я предлагаю вам применить знания на практике. Давайте прочитаем стихотворение, с которым вы будете работать на этой станции. (Слайд 9)
Как вы знаете, поезд движется по определенному расписанию. И на каждую остановку отводится определенное время. Для выполнения этого здания вам предоставлено 2 минуты.
Задание 1. Прочитайте стихотворение А. Барто «Зимний сон». Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы. Найдите имена существительные женского рода, подчеркните их с именами прилагательными, если таковые имеются.
Зимний сон
Мне ноч..ю снились горы…
Высокая г..ра,
Та самая, с которой
Катались мы вчера.
Мы до д..ревни ближней
Неслись по целине,
И ноч..ю снег и лыжни,
Бл..стящий снег и лыжни
Всё время снились мне.
Агния Барто
Непаханая, не подвергавшаяся ещё обработке земля.
- Проверяем задание. Если все верно, поднимаем зеленые карточки, если, есть ошибки, поднимаем красные. (Команда, которая выполнила задание первой, читает правильные ответы, остальные проверяют.) Итак, задание выполнено верно. Команда получает жетон.
- Ребята, что вы узнали о жителях этой станции? Какие имена существительные мы относим к женскому роду? На какой вопрос отвечают имена прилагательные, которые дружат с жителями этой станции?
2 станция. «Таинственный лес». (Слайд 11)
- Познакомьтесь с жителями этой станции. (На слайде: гриб, колокольчик, медведь). Какого рода эти существительные? Какие вспомогательные слова мы можем подставить к этим существительным, чтобы убедиться, что они мужского рода? (Он мой.)
- Давайте прочитаем стихотворение Ирины Токмаковой об этом времени года. (Слайд 12)
На той станции тоже нужно выполнить задание. Обратите внимание на то, что в этом упражнении два задания. Задание под буквой «а» обязательно для всех. Задание под буквой «б» выполняют те, кто быстро справится с первым заданием. На выполнение этого задания вам дается 2 минуты.
Задание 2.
а) Найдите в стихотворении имена существительные мужского рода, выделите окончания.
Хорошо в лесу зимой,
Лес украшен бахромой,
Звонкий снег искрится,
Иней серебрится.
Ирина Токмакова
б)Найдите словосочетания, соответствующие схемам:
- прил. + сущ. (м.р.)
- сущ. (м.р.) + глаг.
- Ребята, как мы можем отличить жителей этой станции от имен существительных женского рода? На какой вопрос отвечают имена прилагательные, которые мы употребляем вместе с существительными мужского рода?
В лесу живут очень весёлые ёлочки, одна из них приглашает нас потанцевать.
ФИЗМИНУТКА (Слайд 13 )
3 станция. «Зимнее утро». (Слайд 15 )
Как вы думаете существительные какого рода живут на этой станции? А сейчас приступайте к выполнению задания. Время выполнения задания 1 минута.
Задание 3. (Слайд 16)
Подчеркните в тексте имена существительные среднего рода в единственном числе. Выделите окончания у имен прилагательных, которые относятся к существительным среднего рода.
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела -
А нынче... погляди в окно:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
А.С.Пушкин
- Итак, скажите, пожалуйста, какие имена существительные мы относим к среднему роду? На какой вопрос будет отвечать имя прилагательное, если его поставить рядом с существительным среднего рода?
- Молодцы! Хорошо усвоили материал. Теперь отправимся на следующую станцию.
4 станция. «Молодчина» (Слайд 18)
- На этой станции живут вот такие ребята:
Забияка, вредина, молодчина, неряха, зазнайка, задира, умница, молодец. (Слайд 19)
К какому роду отнесём эти слова.
1.Знакомство с теоретическим материалом ст.12-13. (Слайд 20)
2. Осознание полученных знаний, упражнение 281.
5 станция «Снежинка» (Слайд 22)
- У нас осталась последняя станция. А вот и она! На этой станции зима, как и сейчас у нас с вами. На этой станции я предлагаю вам проверить, хорошо ли вы усвоили материал урока. (Слайд 23)
Перед вами 12 слов, все они пронумерованы. Ваша задача определить род каждого из них и занести номера, под которыми записаны эти слова в таблицу. Это и будет код спасения земли.
1.Сосулька
2.Суроб
3.Иней
4.Лежебока
5.Время
6.Вьюга
7.Непоседа
8.Радость
9.Впечатление
10.Снеговик
11.Молодец
12.Облако
(Слайд 24)
Мужской род | Женский род | Средний род | Общий род |
2, 3, 10 | 1, 6, 8 | 5, 9, 12 | 4, 7, 11 |
«5» | «4» | «3» |
Нет ошибок | 1-2 ошибки | 3-5 ошибок |
IV. Подведение итогов.
- Мы совершили с вами прекрасное путешествие по родам имени существительного. Давайте вспомним, какие существительные мы относим к женскому роду? Какие к мужскому? Какие к среднему роду?
Выставление оценок.
Команды считают количество вагончиков. Участники команды, у которой самый длинный поезд, получают медальки.
Вернёмся к листу оценивания (Слайд 25)
- Я хочу поблагодарить вас за сегодняшний урок. А также пожелать вам быть такими же быстрыми в получении новых знаний, как птица сапсан в своем полете.
Рефлексия (Слайд 26)
Домашнее задание: (Слайд 27)
Карточки:
А и В) Перепишите текст, вставьте пропущенные имена существительные. Обозначьте их род.
Наступила ночь в лесу. По стволам и сучьям толстых деревьев постукивает ……….., хлопьями осыпается легкий серебряный ………. В темном высоком ……. видимо-невидимо рассыпалось ярких зимних ……….
Но и в морозной зимней ……… продолжается скрытая жизнь в лесу. Вот хрустнула и сломалась мерзлая ………. Это пробежал под деревьями, мягко подпрыгивая, заяц-беляк. Вот что-то ухнуло и страшно вдруг захохотало: где-то закричал филин, завыли и замолчали ласки, охотятся за мышами хорьки, бесшумно пролетают над снежными ………… совы. Как сказочный часовой, уселся на голом суку головастый серый совенок. В ночной темноте он один слышит и видит, как идет в зимнем ………. скрытая от людей жизнь.
С) Составьте небольшой текст о зиме, используя имена существительные мужского, женского и среднего рода.
Исходный текст.
Наступила ночь в лесу. По стволам и сучьям толстых деревьев постукивает мороз, хлопьями осыпается легкий серебряный иней. В темном высоком небе видимо-невидимо рассыпалось ярких зимних звезд...
Но и в морозной зимней ночи продолжается скрытая жизнь в лесу. Вот хрустнула и сломалась мерзлая ветка. Это пробежал под деревьями, мягко подпрыгивая, заяц-беляк. Вот что-то ухнуло и страшно вдруг захохотало: где-то закричал филин, завыли и замолчали ласки, охотятся за мышами хорьки, бесшумно пролетают над снежными сугробами совы. Как сказочный часовой, уселся на голом суку головастый серый совенок. В ночной темноте он один слышит и видит, как идет в зимнем лесу скрытая от людей жизнь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модельный урок по технологии развития критического мышления "Словообразование имён существительных"
Урок создан по модельной технологии развития критического мышления. Включает разнообразные приёмы работы....
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/21/picture-100607-1508578553.jpg)
степени сравнения имён прилагательных, притяжательный падеж имён существительных
сводная таблица степеней сравнения имён прилагательных, притяжательный падеж имён существительных, по которым ученики могут формулировать правила, а также использовать на уроке....
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/28/picture-285592-1377700766.gif)
Презентации "Образование множественного числа английских имён существительных. Существительные-исключения."
Презентация "Образование множественного числа английских имён существительных. Существительные-исключения."...
Конспект урока по русскому языку в 6-ом классе Имя существительное. Постоянные признаки имён существительных».
Урок повторения и систематизации полученных знаний с применением сингапурской методики....
правописание окончаний имён существительных и имён прилагательных
Дидактический материал по орфографии. И, Е в окончаниях существительных. Правописание окончаний имён прилагательных....
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/08/picture-1009416-1518108083.jpg)
Тема: Три склонения имён существительных. Существительные 1-го склонения. Определение склонения имён существительных по начальной форме.
Тема: Три склонения имён существительных. Существительные 1-го склонения. Определение склонения имён существительных по начальной форме.Цель: повторение изученного по теме “Склонения имен сущест...
![](/sites/default/files/pictures/2015/08/25/picture-657644-1440529458.jpg)
Конспект урока "Род имён существительных. Имена существительные общего рода"
Род имён существительных. Имена существительные общего родаЦель: закрепить знания о категории рода существительных; приучать к соблюдению языковых норм; познакомить с категорией общего рода ИС; повтор...