Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы по ФГОС ООО
рабочая программа по русскому языку (5, 6, 7, 9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Озёрная средняя общеобразовательная школа
Высокогорского муниципального района Республики Татарстан»
«Рассмотрена» "Согласована» «Утверждена»
на заседании ЗДУР: ________ Приказ № ____ от ______2018 г.
МС школы, протокол « ____» _________2018 г. Директор школы: ____________
№ ___от _______2018 г.
Руководитель:___________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«РУССКИЙ ЯЗЫК»
5-9 классы по ФГОС ООО
Разработала Маркова Галина Валентиновна,
учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории
2018 - 2019 учебный год
Планируемые результаты изучения русского языка в 5 – 9 классах
1. Личностные результаты освоения основной образовательной программы:
1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.
2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.
3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров).
6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие, готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами; идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).
7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.
8. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности).
9. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).
2. Метапредметные результаты освоения ООП
Регулятивные УУД
- Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
- анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
- идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
- выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
- ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
- формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
- обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
- Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
- определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
- обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
- определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
- выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
- выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
- составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
- определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;
- описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;
- планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
- Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:
- определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
- систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;
- отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
- оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
- находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
- работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;
- устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;
- сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
- Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:
- определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
- анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
- свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
- оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
- обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
- фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
- Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:
- наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
- соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
- принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
- самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
- ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;
- демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).
Познавательные УУД
- Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:
- подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
- выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
- выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
- объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
- выделять явление из общего ряда других явлений;
- определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
- строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
- строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
- излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации; вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);
выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные /наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ; делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
7. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
обозначать символом и знаком предмет и/или явление; определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме; создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения; создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;
преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область; переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот; строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм; строить доказательство: прямое, косвенное, от противного; анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.
8. Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности); ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст; устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов; резюмировать главную идею текста; преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный, текст non-fiction); критически оценивать содержание и форму текста.
9. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:
определять свое отношение к природной среде; анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов; проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций; прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора; распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды; выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.
10. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:
определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы; осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями; формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;
соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
Коммуникативные УУД
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:
определять возможные роли в совместной деятельности; играть определенную роль в совместной деятельности;
принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории; определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации; строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен); критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его; предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации; выделять общую точку зрения в дискуссии; договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей; организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.); устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:
определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства; отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.); представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности; соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей; высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога; принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником; создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств; использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления; использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя; делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.
Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:
целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ; выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации; выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи; использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.; использовать информацию с учетом этических и правовых норм; создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.
3. Предметные результаты. Русский язык.
Учащийся научится:
владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала; владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка; адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка; участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета; создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета; анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка; использовать знание алфавита при поиске информации; различать значимые и незначимые единицы языка; проводить фонетический и орфоэпический анализ слова; классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по заданным параметрам их звукового состава; членить слова на слоги и правильно их переносить; определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими нормами; опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав; проводить морфемный и словообразовательный анализ слов; проводить лексический анализ слова; опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение); опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи и междометия; проводить морфологический анализ слова; применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении морфологического анализа слов; опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);
анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их структурно-смысловой организации и функциональных особенностей; находить грамматическую основу предложения; распознавать главные и второстепенные члены предложения; опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры; проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения; соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи; опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания; опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении; использовать орфографические словари.
Учащийся получит возможность научиться:
анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их; оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления; опознавать различные выразительные средства языка; писать конспект, отзыв, тезисы, рефераты, статьи, рецензии, доклады, интервью, очерки, доверенности, резюме и другие жанры; осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта; характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда; использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического значения слова; самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Содержание учебной программы по русскому языку. 5 класс
Русский язык — национальный язык русского народа.
Выявлять роль родного языка в жизни человека.
Речь. Речевое общение. Речевая деятельность. Язык и речь. Речь и речевое общение.
Речь устная и письменная. Речь книжная и разговорная. Речь диалогическая и монологическая. Речь как деятельность.
Виды речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо. Речевой этикет. Текст как речевое произведение. Основные признаки текста. Тема, структура, основная мысль текста. Микротема текста. Способы развития темы в тексте. Последовательная и параллельная связь предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте. Абзац — структурно-смысловая часть текста. План текста. Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование.
Синтаксис и пунктуация
Синтаксис — раздел грамматики. Пунктуация — раздел правописания. Словосочетание, его признаки. Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова. Предложение, его признаки. Средства оформления предложения: интонация, ее функции, логическое ударение. Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Грамматическая основа предложения. Главные члены предложения. Распространенное и нераспространенное предложение. Второстепенные члены предложения: определение, дополнение, обстоятельство, способы их выражения. Предложения с однородными членами. Смысловые, интонационные и пунктуационные особенности. Интонация, пунктуация предложений с обращением. Предложения с обращением. Предложения с прямой речью. Интонация, пунктуация предложений с прямой речью. Простое и сложное предложение.
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография
Фонетика — раздел лингвистики. Звук — единица языка. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Фонетическая транскрипция. Выразительные средства фонетики. Слог. Слог — единица слова. Ударение. Разноместность и подвижность русского ударения. Орфоэпия как раздел лингвистики.ь Основные нормы произношения гласных и согласных звуков.
Графика — раздел науки о языке. Состав русского алфавита. Названия букв. Соотношение звука и буквы.
Орфография — раздел правописания.
Правописание гласных в корне слова. Правописание согласных в корне слова.
Лексика.
Лексикология — раздел лингвистики. Слово как единица языка. Лексическое и грамматическое значение слова. Толковые словари, их назначение, структура, словарная статья. Способы толкования. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Синонимы. Омонимы. Лексическая сочетаемость слова. Антонимы. Словари синонимов, антонимов. Переносные значение слова в основе художетсвенных тропов.
Морфемика. Словообразование. Орфография
Морфемика — раздел лингвистики. Морфема — минимальная значимая единица языка.
Словообразующие и формообразующие морфемы. Основа слова. Окончание — формообразующая морфема. Корень. Однокоренные слова. Правописание корней.
Приставка, суффикс — словообразующие морфемы. Чередование звуков в морфеме.
Морфемный анализ слов. Словообразование — раздел языкознания. Производящая основа. Словообразующие морфемы. Основные способы образования слов. Словообразовательный анализ слов. Основные выразительные словообразовательные средства языка.
Морфология. Орфография
Морфология как раздел грамматики Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Самостоятельные и служебные части речи. Имя существительное как часть речи. Общее грамматическое значение предметности. Постоянные и непостоянные морфологические признаки. Синтаксическая роль в предложении. Имена существительные одушевленные и неодушевленные. Имена существительные нарицательные и собственные. Прописная буква в собственных именах. Род имен существительных.
Имена существительные мужского рода. Имена существительные женского рода. Род имен существительных с ь на конце. Имена существительные общего рода. Род несклоняемых имен существительных. Число имен существительных. Имена существительные, имеющие форму только единственного числа. Имена существительные, имеющие форму только множественного числа. Склонение имен существительных. Три основных типа склонения. Падежные окончания 1, 2 и 3го склонения, их правописание. Правописание о, е в окончаниях существительных после шипящих и ц. Правописание суффиксов существительных: -чик-, -щик-, (-чиц(а), -щиц(а); -ек-, -ик- (-чик-). Правописание не с именами существительными.
Имя прилагательное как часть речи. Общее грамматическое значение. Постоянные и непостоянные морфологические признаки. Синтаксическая роль в предложении. Имена прилагательные качественные, относительные, притяжательные, их смысловые и грамматические различия. Согласование имен прилагательных с именами существительными в роде, числе и падеже. Правописание окончаний имен прилагательных. Степени сравнения качественных имен прилагательных. Имена прилагательные полные и краткие. Особенности значения, изменения. Правописание кратких прилагательных. Словообразование и правописание имен прилагательных. Правописание не с прилагательными. Правописание н и нн в прилагательных, о и е в суффиксах и окончаниях прилагательных после шипящих и ц. Образование имен приалагательных путем сложения.
Глагол как часть речи. Общее грамматическое значение действия предмета. Постоянные и непостоянные морфологические признаки. Синтаксическая роль в предложении. Правописание не с глаголами. Инфинитив (неопределенная форма глагола). Правописание -тся и -ться в глаголах. Вид глагола. Значение и признаки глаголов совершенного и несовершенного вида. Образование видовых пар. Переходные и непереходные глаголы. Возвратные глаголы. Наклонения глагола: изъявительное, условное (сослагательное), повелительное. Времена глагола: настоящее, будущее, прошедшее. Значение и употребление в речи. Спряжение глагола. Безличные глаголы, их значение, употребление в предложениях с одним главным членом (односоставных). Морфемный разбор глаголов.
Содержание для 5 класса
№ | Наименование разделов | Всего часов | В том числе | ||
уроки | уроки развития речи | уроки контрольного характера | |||
1 | Язык и общение | 3 | 2 | 1 | - |
2 | Вспоминаем, повторяем, изучаем | 21 | 18 | 1 | 2 |
3 | Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. | 31 | 23 | 6 | 2 |
4 | Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. | 15 | 12 | 2 | 1 |
5 | Лексика. Культура речи. | 9 | 7 | 1 | 1 |
6 | Морфемика. Орфография. Культура речи. | 22 | 17 | 4 | 1 |
7 | Морфология. Орфография. Культура речи. | 66 | 50 | 12 | 4 |
8 | Повторение и систематизация изученного. | 8 | 7 | - | 1 |
Итого | 175 | 136 | 27 | 12 |
Календарно-тематическое планирование для 5 класса
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата | Примечание | |
план | факт | ||||
Язык и общение (2 ч + 1 ч) | |||||
1 | Язык и человек. Общение устное и письменное. Стили речи. | 1 | |||
2 | Читаем учебник. Слушаем на уроке. | 1 | |||
3 | Р.р. Стили речи. | 1 | |||
Вспоминаем, повторяем, изучаем (18 ч + 3 ч) | |||||
4 | Звуки и буквы. Произношение и правописание. | 1 | |||
5 | Орфограмма. | 1 | |||
6 | Входной контрольный диктант. | 1 | |||
7 | Работа над ошибками. | 1 | |||
8 | Правописание безударных гласных в корне слова. | 1 | |||
9 | Правописание проверяемых согласных в корне слова. | 1 | |||
10 | Правописание непроизносимых согласных в корне слова. | 1 | |||
11 | Буквы и, у, а после шипящих. | 1 | |||
12 | Разделительные Ъ и Ь. | 1 | |||
13 | Раздельное написание предлогов с другими словами. | 1 | |||
14 | Что мы знаем о тексте. | 1 | |||
15 | Р.р. Обучающее изложение «Хитрый заяц». | 1 | |||
16 | Части речи. | 1 | |||
17 | Глагол. -Тся и -ться в глаголах. | 1 | |||
18 | Тема текста. | 1 | |||
19 | Личные окончания глаголов. | 1 | |||
20 | Имя существительное. | 1 | |||
21 | Имя прилагательное. | 1 | |||
22 | Местоимение | 1 | |||
23 | Основная мысль текста. Сочинение по упр. 118. | 1 | |||
24 | Контрольная работа по теме «Повторение изученного в начальной школе». | 1 | |||
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи (23 ч + 8 ч) | |||||
25 | Синтаксис. Пунктуация. | 1 | |||
26 | Р.р. Сжатое изложение (устно) | 1 | |||
27 | Словосочетание. | 1 | |||
28 | Разбор словосочетания. | 1 | |||
29 | Предложение. | 1 | |||
30 | Р. Р. Сжатое изложение по упр. 144 | 1 | |||
31 | Виды предложений по цели высказывания. | 1 | |||
32 | Восклицательные предложения. | 1 | |||
33 | Контрольный тест. | 1 | |||
34 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками | 1 | |||
35 | Члены предложения. Главные члены предложения Подлежащее. | 1 | |||
36 | Сказуемое. | 1 | |||
37 | Р. Р. Изложение по упр.168 | 1 | |||
38 | Тире между подлежащим и сказуемым. | 1 | |||
39 | Нераспространённые и распространённые предложения. | 1 | |||
40 | Второстепенные члены предложения Дополнение. | 1 | |||
41 | Определение. | 1 | |||
42 | Обстоятельство. | 1 | |||
43 | Предложения с однородными членами. | 1 | |||
44 | Знаки препинания в предложениях с однородными членами. | 1 | |||
45 | Предложения с обращениями. | 1 | |||
46 | Р.р. Письмо. | 1 | |||
47 | Синтаксический разбор простого предложения. Пунктуационный разбор простого предложения. | 1 | |||
48 | Р.р. Сочинение по картине Ф.П. Решетникова «Мальчишки». | 1 | |||
49 | Простые и сложные предложения. | 1 | |||
50 | Синтаксический разбор сложного предложения. | 1 | |||
51 | Прямая речь. | 1 | |||
52 | Диалог. | 1 | |||
53 | Повторение и систематизация по теме «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи» | 1 | |||
54 | Р.р. Сжатое изложение по упр. 261 | 1 | |||
55 | Контрольный диктант по теме «Синтаксис. Пунктуация» с грамматическим заданием. | 1 | |||
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи (12 ч + 3 ч) | |||||
56 | Фонетика. Гласные звуки. | 1 | |||
57 | Согласные звуки. | 1 | |||
58 | Изменение звуков в потоке речи. | 1 | |||
59 | Согласные твёрдые и мягкие. | 1 | |||
60 | Р.р. Повествование. Обучающее изложение с элементами описания (К. Паустовский. «Шкатулка») | 1 | |||
61 | Согласные звонкие и глухие. | 1 | |||
62 | Графика. Алфавит. | 1 | |||
63 | Р.р. Описание предмета. Сочинение-описание. | 1 | |||
64 | Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака. | 1 | |||
65 | Двойная роль букв е, ё, ю, я. | 1 | |||
66 | Орфоэпия. | 1 | |||
67 | Фонетический разбор слова. | 1 | |||
68 | Повторение и систематизация изученного по разделу «Фонетика». | 1 | |||
69 | Контрольная работа по разделу «Фонетика». | 1 | |||
70 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. | 1 | |||
Лексика. Культура речи (7 ч + 2 ч) | |||||
71 | Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова. | 1 | |||
72 | Прямое и переносное значение слова. | 1 | |||
73 | Омонимы. | 1 | |||
74 | Синонимы. | 1 | |||
75 | Антонимы. | 1 | |||
76 | Повторение изученного по разделу «Лексика». | 1 | |||
77 | Р.р. Изложение «Первый снег». | 1 | |||
78 | Контрольная работа. | 1 | |||
79 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками | 1 | |||
Морфемика. Орфография. Культура речи (17 ч + 5 ч) | |||||
80 | Морфема – наименьшая значимая часть слова. | 1 | |||
81 | Изменение и образование слов. Окончание. | 1 | |||
82 | Основа слова. | 1 | |||
83 | Р.р. Сочинение по личным впечатлениям в форме письма. | 1 | |||
84 | Корень слова. | 1 | |||
85 | Р. Р. Сочинение по упр.397 | 1 | |||
86 | Р. Р. Рассуждение | 1 | |||
87 | Суффикс. | 1 | |||
88 | Приставка. | 1 | |||
89 | Р.р. Выборочное изложение с изменением лица по упр.420 | 1 | |||
90 | Чередование звуков. | 1 | |||
91 | Беглые гласные. | 1 | |||
92 | Варианты морфем. Морфемный разбор слова | 1 | |||
93 | Правописание гласных и согласных в приставках. | 1 | |||
94 | Буквы з и с на конце приставок. | 1 | |||
95 | Буквы о-а в корне -лаг- - -лож-. | 1 | |||
96 | Буквы о-а в корне -раст-, -рос-, -ращ- | 1 | |||
97 | Буквы ё-о после шипящих в корне. | 1 | |||
98 | Буквы и-ы после ц. | 1 | |||
99 | Повторение по разделу «Морфемика. Орфография». | 1 | |||
100 | Контрольный диктант по разделу «Морфемика. Орфография. Культура речи». | 1 | |||
101 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. | 1 | |||
Морфология. Орфография. Культура речи (50 ч + 16 ч) Имя существительное (18 ч + 6 ч) | |||||
102 | Имя существительное как часть речи. | 1 | |||
103 | Р. Р. Сочинение по картине Г. Нисского «Февраль» | 1 | |||
104 | Анализ ошибок, допущенных в сочинении | 1 | |||
105 | Р.р. Доказательства в рассуждении. Сочинение-рассуждение. | 1 | |||
106 | Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые. | 1 | |||
107 | Имена существительные собственные и нарицательные. Контрольный словарный диктант. | 1 | |||
108 | Род имён существительных. | 1 | |||
109 | Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа. | 1 | |||
110 | Элементы рассуждения в повествовании. Р.р. Сжатое изложение (Е.Пермяк. «Перо и чернильница»). | 1 | |||
111 | Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа. | 1 | |||
112 | Три склонения имён существительных. | 1 | |||
113 | Падеж имён существительных. | 1 | |||
114-115 | Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе. | 2 | |||
116 | Р.р. Изложение с изменением лица. | 1 | |||
117 | Множественное число имён существительных. | 1 | |||
118-119 | Правописание о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных. | 2 | |||
120-121 | Повторение пройденного по теме «Имя существительное». | 2 | |||
122 | Морфологический разбор имени существительного. | 1 | |||
123 | Р.р. Устное сочинение по картине Г.Г. Нисского «Февраль. Подмосковье». | 1 | |||
124 | Контрольный диктант по теме «Имя существительное» с грамматическим заданием. | 1 | |||
125 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками | 1 | |||
Имя прилагательное (11 ч + 4 ч) | |||||
126-127 | Имя прилагательное как часть речи. | 2 | |||
128-129 | Правописание гласных в падежных окончания прилагательных. | 2 | |||
130 | Р.р. Описание животного. Изложение (А.И. Куприн «Ю-ю»). | 1 | |||
131 | Анализ ошибок, допущенных в сочинении. | 1 | |||
132 | Прилагательные полные и краткие. | 1 | |||
133 | Р.р. Сочинение по картине А.Н. Комарова «Наводнение». | 1 | |||
134 | Анализ ошибок, допущенных в сочинении. | 1 | |||
135 | Морфологический разбор имени прилагательного. | 1 | |||
136 | Р.р. Сочинение-описание животного на основе личных впечатлений «Как я испугался». | 1 | |||
137-138 | Систематизация и обобщение знаний по теме «Имя прилагательное». | 2 | |||
139 | Контрольная работа по теме «Имя прилагательное» с грамматическим заданием. | 1 | |||
140 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками | 1 | |||
Глагол (21 ч + 6 ч) | |||||
141-142 | Глагол как часть речи. | 2 | |||
143-144 | Не с глаголами. | 2 | |||
145 | Р.р. Рассказ. | 1 | |||
146 | Неопределённая форма глагола. | 1 | |||
147 | Р. Р. Изложение по упр.630 | 1 | |||
148 | Правописание –тся и –ться. | 1 | |||
149-150 | Виды глагола. | 2 | |||
151 | Буквы е – и в корнях с чередованиями. | 1 | |||
152 | Р.р. Невыдуманный рассказ о себе. §113. | 1 | |||
153 | Контрольная работа по теме «Глагол» | 1 | |||
154 | Работа над ошибками. | 1 | |||
155 | Время глагола. | 1 | |||
156 | Прошедшее время. | 1 | |||
157 | Настоящее время. | 1 | |||
158 | Будущее время. | 1 | |||
159 | Спряжение глаголов. | 1 | |||
160 | Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием. | 1 | |||
161 | Морфологический разбор глагола. | 1 | |||
162 | Р.р. Сжатое изложение с изменением формы лица (А.Савчук. «Шоколадный торт») | 1 | |||
163 | Мягкий знак после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа. | 1 | |||
164 | Употребление времён. | 1 | |||
165 | Повторение. Закрепление темы «Глагол». | 1 | |||
166 | Итоговый контрольный диктант с грамматическим заданием. | 1 | |||
167 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. | 1 | |||
Повторение и систематизация изученного в 5 классе (7 ч + 1 ч) | |||||
168 | Разделы науки о языке. Орфограммы в приставках и в корнях слов. | 1 | |||
169 | Орфограммы в окончаниях слов. | 1 | |||
170 | Употребление букв ь и ъ. | 1 | |||
171 | Знаки препинания в простом и сложном предложении и в предложениях с прямой речью. | 1 | |||
172 | Итоговый контрольный диктант. | 1 | |||
173 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. | 1 | |||
174-175 | Подведение итогов года. Повторение. | 1 |
Содержание учебной программы для 6 класс
Русский язык в жизни России
Речь. Текст и его основные признаки. Смысловая и композиционная цельность, связность текста. Тема, коммуникативная установка, основная мысль текста. Микротема текста. Структура текста. План текста. Абзац. Средства связи предложений и частей текста. Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение. Их особенности. Функциональные разновидности языка: разговорный язык; функциональные стили: научный, официально-деловой. Научный стиль, его особенности. Основные жанры официально-делового стиля: заявление, объяснительная записка, объявление, письмо. Их особенности.
Лексика. Слово и его значения. Омонимы. Паронимы. Лексика русского языка с точки зрения ее происхождения: исконно русские и заимствованные
слова. Основные причины заимствования слов. Словари иностранных слов. Архаизмы, историзмы, неологизмы. Основные причины появления устаревших слов и неологизмов в процессе развития языка. Лексика русского языка с точки зрения сферы ее употребления: общеупотребительные слова и диалектизмы, термины, профессионализмы, жаргонизмы; особенности их употребления. Стилистическая окраска слова. Стилистически нейтральная, высокая и сниженная лексика.
Фразеология. Фразеологизмы, их признаки и значение. Различия между свободными сочетаниями слов и фразеологическими оборотами. Стилистические свойства фразеологизмов. Нейтральные и стилистически окрашенные фразеологизмы, сферы их употребления в речи. Пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые слова. Отражение во фразеологии материальной и духовной культуры русского народа. Фразеологические словари. Основные выразительные средства лексики и фразеологии Осознавать основные понятия фразеологии.
Морфемика. Словообразование.
Морфема как минимальная значимая единица языка. Правописание корней слов. Словообразование как раздел лингвистики. Исходная (производящая) основа и словообразующая морфема. Словообразовательная пара. Словообразовательная цепочка.
Основные способы образования слов.
Образование слов с помощью морфем (приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный способы). Сложные слова. Сложение как способ словообразования. Переход слова из одной части речи в другую как один из способов образования слов. Сращение сочетания слов в слово. Словообразовательные и морфемные словари русского языка. Основные выразительные средства морфемики и словообразования.
Этимология как раздел языкознания. Морфология.
Морфология как раздел грамматики Система частей речи в русском языке.
Имя существительное. Имя существительное как часть речи, общее грамматическое значение, морфологические свойства, синтаксические функции. Род, число, падеж имени существительного. Имена существительные общего рода. Имена существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа. Типы склонений имен существительных. Склоняемые, несклоняемые и разносклоняемые имена существительные. Употребление существительных в речи.
Имя прилагательное. Имя прилагательное как часть речи, общее грамматическое значение, морфологические свойства, синтаксические функции. Разряды прилагательных по значению. Степени сравнения качественных прилагательных, их образование и грамматические признаки. Полные и краткие качественные прилагательные, их грамматические признаки. Употребление прилагательных в речи. Словообразование и правописание имен прилагательных. Правописание н и нн в суффиксах прилагательных. Правописание о и е в суффиксах и окончаниях прилагательных после шипящих и ц.
Глагол. Глагол как часть речи. Морфологические свойства, синтаксические функции. Инфинитив. Глаголы совершенного и несовершенного вида. Переходные и непереходные глаголы. Безличные глаголы, их значение, употребление в предложениях с одним главным членом (односоставных).
Изъявительное, повелительное и условное (сослагательное) наклонения. Настоящее, будущее и прошедшее время глагола в изъявительном наклонении. Спряжение глаголов. Разноспрягаемые глаголы. Употребление глаголов в речи.
Местоимение. Местоимение как часть речи, его общее грамматическое значение, морфологические свойства, синтаксические функции. Разряды местоимений по значению и грамматическим признакам. Склонение местоимений. Употребление местоимений в речи.
Имя числительное. Имя числительное как часть речи его общее грамматическое значение, Морфологические свойства, синтаксические функции.
Разряды числительных по значению и строению. Грамматические признаки количественных и порядковых числительных. Склонение числительных разных разрядов. Употребление числительных в речи.
Наречие. Наречие как часть речи, его общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая функция.
Разряды наречий. Степени сравнения наречий. Правописание наречий.
Употребление наречий в речи.
Содержание для 6 класса
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе | ||
уроки | уроки развития речи | уроки контрольного характера | |||
1 | Язык. Речь. Общение. | 3 | 3 | - | - |
2 | Повторение изученного в 5 классе | 12 | 10 | 1 | 1 |
3 | Текст | 11 | 8 | 2 | 1 |
4 | Лексика. Культура речи. | 15 | 10 | 4 | 1 |
5 | Фразеология. Культура речи. | 4 | 3 | - | 1 |
6 | Словообразование. Орфография. Культура речи. | 26 | 18 | 6 | 2 |
7 | Морфология. Орфография. Культура речи. Имя существительное | 123 20 | 16 | 3 | 1 |
8 | Имя прилагательное | 28 | 20 | 6 | 2 |
9 | Имя числительное. | 16 | 13 | 2 | 1 |
10 | Местоимение. | 27 | 22 | 4 | 1 |
11 | Глагол. | 32 | 24 | 6 | 2 |
12 | Повторение и систематизация изученного в 5 и 6 классах. | 16 | 14 | 1 | 1 |
Итого. | 210 | 161 | 35 | 14 |
Календарно-тематический план для 6 класса
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата | Примечание | |
план | факт | ||||
Язык. Речь. Общение (3 ч) | |||||
1 | Русский язык – один из развитых языков мира. | 1 | |||
2 | Язык, речь, общение. | 1 | |||
3 | Р.Р. Ситуация общения. | 1 | |||
Повторение изученного в 5 классе (10 ч + 2 ч) | |||||
4 | Фонетика. Орфоэпия. | 1 | |||
5 | Морфемы в слове. Орфограммы в приставках и в корнях слов. | 1 | |||
6 | Части речи. Морфологический разбор слова. | 1 | |||
7 | Орфограммы в окончаниях слов. | 1 | |||
8 | Р.Р. Сочинение «Интересная встреча» | 1 | |||
9 | Словосочетание. | 1 | |||
10 | Простое предложение. Знаки препинания. | 1 | |||
11 | Сложное предложение. Запятые в сложном предложении. | 1 | |||
12 | Синтаксический разбор предложений. | 1 | |||
13 | Прямая речь. Диалог. | 1 | |||
14 | Входной контрольный диктант. | 1 | |||
15 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. | 1 | |||
Текст (8 ч + 3 ч) | |||||
16 | Текст, его особенности. | 1 | |||
17 | Тема и основная мысль текста. Заглавие текста. | 1 | |||
18 | Р.Р. Составление продолжения текста по данному началу. | 1 | |||
19 | Начальные и конечные предложения текста. | 1 | |||
20 | Р.Р. Сочинение сказки по данным начальным и конечным предложениям. | 1 | |||
21 | Ключевые слова. | 1 | |||
22 | Основные признаки текста. | 1 | |||
23 | Текст и стили речи. | 1 | |||
24 | Официально-деловой стиль речи. | 1 | |||
25 | Контрольная работа. | 1 | |||
26 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. | 1 | |||
Лексика. Культура речи (10 ч + 5 ч) | |||||
27 | Слово и его лексическое значение. | 1 | |||
28-29 | Р.Р. Собирание материалов к сочинению. Устное сочинение – описание картины (А. П. Герасимов «После дождя»). | 2 | |||
30 | Общеупотребительные слова | 1 | |||
31 | Профессионализмы. | 1 | |||
32 | Диалектизмы. | 1 | |||
33-34 | Р.Р. Сжатое изложение. | 2 | |||
35 | Исконно русские и заимствованные слова. | 1 | |||
36 | Новые слова (неологизмы). | 1 | |||
37 | Устаревшие слова. | 1 | |||
38 | Словари. | 1 | |||
39 | Повторение изученного в разделе «Лексика. Культура речи» | 1 | |||
40 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Лексика. Культура речи». | 1 | |||
41 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. | ||||
Фразеология. Культура речи (3 ч + 1 ч) | |||||
42 | Фразеологизмы. | 1 | |||
43 | Источники фразеологизмов. | 1 | |||
44 | Повторение изученного в разделе «Фразеология. Культура речи». | 1 | |||
45 | Контрольный тест «Лексика. Фразеология». | 1 | |||
Словообразование. Орфография. Культура речи (18 ч + 8 ч) | |||||
46-47 | Морфемика. Словообразование. | 2 | |||
48-49 | Р.Р. Описание помещения. | 2 | |||
50 | Основные способы образования слов в русском языке. | 1 | |||
51 | Закрепление темы «Основные способы образования слов в русском языке». | 1 | |||
52 | Этимология слов. Этимологические словари. | 1 | |||
53 | Р.Р. Систематизация материалов к сочинению. Сложный план. | 1 | |||
54 | Р.Р. Сочинение-описание помещения. | 1 | |||
55 | Буквы а и о в корнях -кос- - - кас-. | 1 | |||
56 | Буквы а и о в корнях -гор- - - гар-. | 1 | |||
57 | Буквы а и о в корнях -зор- - - зар-. | 1 | |||
58 | Буквы ы и и после приставок. | 1 | |||
59 | Гласные в приставках пре- и при-. | 1 | |||
60 | Значение приставки при-. | 1 | |||
61 | Трудные случаи правописания приставок пре- и при-. | 1 | |||
62 | Контрольный диктант. | 1 | |||
63 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. | 1 | |||
64 | Соединительные гласные о и е в сложных словах. | 1 | |||
65 | Сложносокращённые слова. Употребление в речи сложносокращенных слов. | 1 | |||
66-67 | Р. Р. Сочинение – описание изображённого на картине (Т. Н. Яблонская. «Утро»). | 2 | |||
68 | Морфемный и словообразовательный разбор слова (практикум) | 1 | |||
69 | Повторение изученного в разделе «Словообразование. Орфография. Культура речи». Обобщение темы «Словообразование. Орфография. Культура речи». | 1 | |||
70 | Контрольный тест по теме «Словообразование. Орфография. Культура речи». | 1 | |||
71 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. | 1 | |||
Морфология. Орфография. Культура речи. Имя существительное (16 ч + 4 ч) | |||||
72 | Повторение изученного в 5 классе. | 1 | |||
73 | Имя существительное как часть речи. | 1 | |||
74 | Р.Р. Составление письма другу. | 1 | |||
75 | Разносклоняемые имена существительные. | 1 | |||
76 | Буква е в суффиксе -ен- существительных на -мя. | 1 | |||
77 | Р. Р. Составление устного публичного выступления о происхождении имён. | 1 | |||
78 | Несклоняемые имена существительные. | 1 | |||
79-80 | Род несклоняемых имён существительных. | 2 | |||
81 | Имена существительные общего рода. | 1 | |||
82 | Морфологический разбор имени существительного. | 1 | |||
83 | Р.Р. Сочинение-описание по личным впечатлениям. | 1 | |||
84 | Не с именами существительными. | 1 | |||
85 | Буквы ч и щ в суффиксе -чик (-щик). | 1 | |||
86 | Гласные в суффиксах существительных –ек и -ик. | 1 | |||
87 | Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных. | 1 | |||
88 | Повторение изученного материала по теме «Имя существительное» | 1 | |||
89 | Повторение изученного материала. Подготовка к контрольному диктанту. | 1 | |||
90 | Контрольный диктант по теме «Имя существительное» | 1 | |||
91 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. | 1 | |||
Имя прилагательное (20 ч + 8 ч) | |||||
92 | Повторение изученного в 5 классе. | 1 | |||
93 | Имя прилагательное как часть речи. | 1 | |||
94 | Р.Р. Описание природы. | 1 | |||
95-96 | Степени сравнения имён прилагательных. | 2 | |||
97 | Разряды имён прилагательных по значению. Качественные прилагательные. | 1 | |||
98 | Относительные прилагательные. | 1 | |||
99-100 | Р.Р. Изложение «Возвращение Владимира в отчий дом» (по отрывку из повести А. С. Пушкина «Дубровский»). Сочинение – описание местности | 2 | |||
101 | Притяжательные прилагательные. | 1 | |||
102 | Морфологический разбор имени прилагательного. | 1 | |||
103 | Проверочная работа по теме «Разряды имён прилагательных по значению». | 1 | |||
104 | Не с прилагательными. Закрепление темы «Не с прилагательными». | 1 | |||
105-106 | Слитное и раздельное написание не с прилагательными | 2 | |||
107 | Гласные о и е после шипящих в суффиксах прилагательных. | 1 | |||
108-109 | Р.Р. Сочинение-описание природы по картине (Н. П. Крымов. «Зимний вечер») | 2 | |||
110 | Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных. | 1 | |||
111 | Контрольный словарный диктант. | 1 | |||
112 | Р.Р. Описание игрушки. | 1 | |||
113 | Различение на письме суффиксов прилагательных -к- и -ск-. | 1 | |||
114 | Дефисное и слитное написание сложных прилагательных. | 1 | |||
115 | Повторение изученного в разделе «Имя прилагательное». | 1 | |||
116 | Обобщающий урок по теме «Имя прилагательное» | 1 | |||
117 | Контрольная работа по теме «Имя прилагательное» | 1 | |||
118 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. | 1 | |||
119 | Р.Р. Составление устного публичного выступления о произведениях народного промысла. | 1 | |||
Имя числительное (13 ч + 3 ч) | |||||
120 | Имя числительное как часть речи. | 1 | |||
121 | Простые и составные числительные. | 1 | |||
122 | Мягкий знак на конце и в середине числительных. | 1 | |||
123 | Порядковые числительные. | 1 | |||
124 | Разряды количественных числительных. | 1 | |||
125 | Числительные, обозначающие целые числа. | 1 | |||
126 | Правописание числительных, обозначающих целые числа. | 1 | |||
127 | Дробные числительные. | 1 | |||
128 | Р.Р. Составление юмористического рассказа по рисунку. | 1 | |||
129 | Собирательные числительные. | 1 | |||
130 | Морфологический разбор имени числительного | 1 | |||
131 | Употребление числительных в речи. | 1 | |||
132 | Проверочная работа по теме «Имя числительное». Подготовка к контрольному диктанту. | 1 | |||
133 | Контрольный тест «Имя числительное». | 1 | |||
134 | Работа над ошибками. | 1 | |||
135 | Р.Р. Публичное выступление на тему «Береги природу!» | 1 | |||
Местоимение (22 ч + 5 ч) | |||||
136 | Местоимение как часть речи. | 1 | |||
137 | Личные местоимения. | 1 | |||
138 | Склонение личных местоимений. | 1 | |||
139 | Возвратное местоимение себя. | 1 | |||
140 | Р.Р. Рассказ по сюжетным рисункам от 1-го лица на тему «Как я однажды помогал маме». | 1 | |||
141 | Вопросительные местоимения. | 1 | |||
142 | Относительные местоимения. | 1 | |||
143 | Неопределенные местоимения. | 1 | |||
144-145 | Отрицательные местоимения. | 2 | |||
146 | Правописание отрицательных местоимений. | 1 | |||
147-148 | Притяжательные местоимения. | 2 | |||
149 | Закрепление темы «Притяжательные местоимения». | 1 | |||
150-151 | Р.Р. Рассуждение. Сочинение-рассуждение. | 2 | |||
152-153 | Указательные местоимения. | 2 | |||
154 | Особенности указательных местоимений. Текст и план текста. | 1 | |||
155 | Определительные местоимения. Особенности определительных местоимений. | 1 | |||
156 | Местоимения и другие части речи. Закрепление темы «Местоимения и другие части речи». | 1 | |||
157 | Морфологический разбор местоимения. | 1 | |||
158 | Р.Р. Сочинение по картине (Е. В. Сыромятникова. «Первые зрители») | 1 | |||
159 | Повторение изученного в разделе «Местоимение». | 1 | |||
160 | Подготовка к контрольному диктанту. | 1 | |||
161 | Контрольный диктант по теме «Местоимение». | 1 | |||
162 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. | 1 | |||
Глагол (24 ч + 8 ч) | |||||
163 | Повторение изученного в 5 классе по теме «Глагол». Глагол как часть речи. | 1 | |||
164 | Личные окончания глаголов. | 1 | |||
165 | Р.Р. Сочинение-рассказ по сюжетным рисункам на тему «Стёпа колет дрова» с включением части готового текста. | 1 | |||
166 | Повторение: способы образования глаголов. | 1 | |||
167 | Проверочная работа по теме «Глагол. Повторение изученного в 5 классе» | 1 | |||
168 | Разноспрягаемые глаголы. | 1 | |||
169 | Глаголы переходные и непереходные. | 1 | |||
170 | Наклонение глаголов. Изъявительное наклонение. | 1 | |||
171-172 | Р.Р. Контрольное изложение. | 2 | |||
173-174 | Условное наклонение. | 2 | |||
175-176 | Повелительное наклонение. | 2 | |||
177 | Мягкий знак в глаголах повелительного наклонения | 1 | |||
178 | Суффиксы глаголов повелительного наклонения | 1 | |||
179 | Р.Р. Рассказ по сюжетным рисункам. | 1 | |||
180 | Употребление наклонений глагола. | 1 | |||
181 | Контрольный словарный диктант. | 1 | |||
182 | Анализ словарного диктанта. Работа над ошибками. | 1 | |||
183-184 | Безличные глаголы. | 2 | |||
185 | Морфологический разбор глагола. | 1 | |||
186-187 | Р.Р. Рассказ на основе услышанного. | 2 | |||
188-189 | Правописание гласных в суффиксах глаголов | 2 | |||
190 | Закрепление темы «Правописание гласных в суффиксах глаголов». | 1 | |||
191 | Проверочная работа по темам «Безличные глаголы», «Возвратные глаголы», «Правописание гласных в суффиксах глаголов». | 1 | |||
192 | Повторение изученного в разделе «Глагол». Подготовка к контрольной работе. | 1 | |||
193 | Итоговый контрольный тест. | 1 | |||
194 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. | 1 | |||
Повторение и систематизация изученного в 5 и 6 классах (14 ч + 2 ч) | |||||
195 | Разделы науки о языке. Орфография. Орфограммы в приставках. | 1 | |||
196 | Орфограммы в корне слова. | 1 | |||
197 | Орфограммы в суффиксах и окончаниях. | 1 | |||
198 | Синтаксис и пунктуация. Словосочетание и простое предложение. | 1 | |||
199 | Р.Р. Сочинение на самостоятельно выбранную тему. | 1 | |||
200 | Лексика и фразеология. | 1 | |||
201 | Словообразование. Морфемный разбор. | 1 | |||
202 | Морфология. Имя существительное. | 1 | |||
203 | Имя прилагательное. | 1 | |||
204 | Местоимение. | 1 | |||
205 | Имя числительное. | 1 | |||
206 | Глагол. | 1 | |||
207 | Итоговые контрольные уроки. | 1 | |||
208 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. | 1 | |||
209 | Подведение итогов года | 1 | |||
210 | Повторение. | 1 |
Содержание для 7 класса
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе | ||
уроки | уроки развития речи | уроки контрольного характера | |||
1 | Русский язык как развивающееся явление. | 1 | 1 | - | - |
2 | Повторение изученного в 5-6 классах. | 14 | 8 | 5 | 1 |
3 | Морфология и орфография. Культура речи. Причастие (27+4) | 32 | 26 | 4 | 2 |
4 | Деепричастие | 12 | 10 | 1 | 1 |
5 | Наречие и категория состояния | 30 | 21 | 8 | 1 |
6 | Предлог | 9 | 8 | 1 | - |
7 | Союз | 13 | 11 | 1 | 1 |
8 | Частица | 16 | 13 | 2 | 1 |
9 | Междометие | 2 | 2 | - | - |
10 | Повторение и систематизация изученного в 5-7 классах | 11 | 8 | 2 | 1 |
Итого. | 140 | 108 | 24 | 8 |
Календарно-тематический план для 7 класса
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата | Примечание | ||||||||
план | факт | |||||||||||
1 | Русский язык как развивающееся явление. | 1 | ||||||||||
Повторение изученного в 5-6 классах (8 ч + 6 ч) | ||||||||||||
2 | Синтаксис. Синтаксический разбор. | 1 | ||||||||||
3 | Пунктуация. Пунктуационный разбор. | 1 | ||||||||||
4 | Лексика и фразеология. | 1 | ||||||||||
5 | Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова. | 1 | ||||||||||
6 | Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор. | 1 | ||||||||||
7 | Морфология и орфография. | 1 | ||||||||||
8 | Морфологический разбор слова. | 1 | ||||||||||
9 | Диктант с грамматическим заданием по теме «Повторение» | 1 | ||||||||||
10 | Анализ диктанта. Работа над ошибками. | 1 | ||||||||||
11 | Р.Р. Текст. | 1 | ||||||||||
12 | Р.Р. Диалог как текст. | 1 | ||||||||||
13 | Р.Р. Виды диалога. | 1 | ||||||||||
14 | Р.Р. Стили литературного языка | 1 | ||||||||||
15 | Р.Р. Публицистический стиль. | 1 | ||||||||||
Морфология и орфография. Культура речи. Причастие (26 ч + 6 ч) | ||||||||||||
16 | Причастие как часть речи. | 1 | ||||||||||
17 | Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. | 1 | ||||||||||
18 | Причастный оборот. | 1 | ||||||||||
19 | Выделение причастного оборота запятыми. | 1 | ||||||||||
20 | Р.Р. Описание внешности человека. | 1 | ||||||||||
21 | Действительные и страдательные причастия. | 1 | ||||||||||
22 | Краткие и полные страдательные причастия | 1 | ||||||||||
23 | Действительные причастия настоящего времени. | 1 | ||||||||||
24 | Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени. | 1 | ||||||||||
25 | Действительные причастия прошедшего времени. | 1 | ||||||||||
26 | Р.Р. Изложение текста с изменением формы действующего лица. | 1 | ||||||||||
27 | Анализ изложений. Работа над ошибками. | 1 | ||||||||||
28 | Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. | 1 | ||||||||||
29 | Страдательные причастия прошедшего времени. | 1 | ||||||||||
30 | Гласные перед Н в полных и кратких страдательных причастиях прошедшего времени. | 1 | ||||||||||
31 | Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. | 1 | ||||||||||
32-33 | Одна буква н в отглагольных прилагательных. | 2 | ||||||||||
34-35 | Одна и две буквы н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных. | 2 | ||||||||||
36 | Р.Р. Выборочное изложение с описанием внешности (Отрывок из рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека»). | 1 | ||||||||||
37 | Анализ изложений. Морфологический разбор причастий. | 1 | ||||||||||
38 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Причастие» | 1 | ||||||||||
39 | Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. | 1 | ||||||||||
40-41 | Слитное и раздельное написание не с причастиями. | 2 | ||||||||||
42 | Буквы е и ё в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. | 1 | ||||||||||
43 | Р.Р. Сочинение-описание внешности по личным наблюдениям. | 1 | ||||||||||
44-45 | Повторение изученного материала по теме «Причастие». | 2 | ||||||||||
46 | Контрольная работа по теме «Причастие» | 1 | ||||||||||
47 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. | 1 | ||||||||||
Деепричастие (10 ч + 2 ч) | ||||||||||||
48 | Деепричастие как часть речи. | 1 | ||||||||||
49 | Деепричастный оборот. | 1 | ||||||||||
50 | Запятые при деепричастном обороте. | 1 | ||||||||||
51 | Раздельное написание не с деепричастиями. | 1 | ||||||||||
52 | Деепричастия несовершенного вида. | 1 | ||||||||||
53-54 | Деепричастия совершенного вида. | 2 | ||||||||||
55 | Р.Р. Сочинение-рассказ на основе картины С. Григорьева «Вратарь» от имени одного из действующих лиц картины. | 1 | ||||||||||
56 | Анализ сочинений. Морфологический разбор деепричастий. | 1 | ||||||||||
57 | Повторение изученного по теме «Деепричастие». | 1 | ||||||||||
58 | Контрольная работа по теме «Деепричастие». | 1 | ||||||||||
59 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. | |||||||||||
Наречие и категория состояния (21 ч + 9 ч) | ||||||||||||
60 | Наречие как часть речи. | 1 | ||||||||||
61 | Разряды наречий. | 1 | ||||||||||
62 | Р.Р. Сочинение в форме дневниковых записей по картине И.Попова «Первый снег». | 1 | ||||||||||
63 | Степени сравнения наречий. | 1 | ||||||||||
64 | Морфологический разбор наречия. | 1 | ||||||||||
65 | Р.Р. Сочинение-рассуждение. | 1 | ||||||||||
66-67 | Слитное и раздельное написание не с наречиями на -о и -е. | 2 | ||||||||||
68-69 | Буквы е и и в приставках не- и ни- отрицательных наречий. | 2 | ||||||||||
70 | Одна и две буквы н в наречиях на -о и -е. | 1 | ||||||||||
71 | Р.Р. Описание действий. | 1 | ||||||||||
72 | Анализ сочинений. Работа над ошибками. | 1 | ||||||||||
73 | Буквы о и е после шипящих на конце наречий. | 1 | ||||||||||
74 | Буквы о и а на конце наречий. | 1 | ||||||||||
75 | Р.Р. Описание внешности и действий человека по картине Е.Н. Широкова «Друзья». | 1 | ||||||||||
76 | Анализ сочинений. Работа над ошибками. | 1 | ||||||||||
77 | Дефис между частями слова в наречиях. | 1 | ||||||||||
78 | Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных. | 1 | ||||||||||
79 | Мягкий знак после шипящих на конце наречий. | 1 | ||||||||||
80 | Повторение изученного по теме «Наречие» | 1 | ||||||||||
81 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Наречие» | 1 | ||||||||||
82 | Анализ диктанта. Работа над ошибками. | 1 | ||||||||||
83 | Р.Р. Отзыв. | 1 | ||||||||||
84-85 | Р.Р. Учебный доклад. | 2 | ||||||||||
86 | Категория состояния как часть речи. | 1 | ||||||||||
87 | Морфологический разбор категории состояния | 1 | ||||||||||
88 | Р.Р. Сжатое изложение с описанием состояния природы (К.Г. Паустовский. «Обыкновенная земля») | 1 | ||||||||||
89 | Анализ сочинений. Работа над ошибками. Повторение. | 1 | ||||||||||
Предлог (8 ч + 1 ч) | ||||||||||||
90 | Самостоятельные и служебные части речи. | 1 | ||||||||||
91 | Предлог как часть речи. | 1 | ||||||||||
92 | Употребление предлогов. | 1 | ||||||||||
93 | Непроизводные и производные предлоги. | 1 | ||||||||||
94 | Простые и составные предлоги. Морфологический разбор предлога. | 1 | ||||||||||
95 | Р.Р. Рассказ-репортаж на основе увиденного на картине А.В. Сайкина «Детская спортивная школа». | 1 | ||||||||||
96 | Анализ сочинений. Работа над ошибками. | 1 | ||||||||||
97-98 | Слитное и раздельное написание производных предлогов. | 2 | ||||||||||
Союз (11 ч + 2 ч) | ||||||||||||
99 | Союз как часть речи. | 1 | ||||||||||
100 | Простые и составные союзы. | 1 | ||||||||||
101 | Сочинительные и подчинительные союзы. | 1 | ||||||||||
102 | Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении. | 1 | ||||||||||
103 | Сочинительные союзы. | 1 | ||||||||||
104 | Подчинительные союзы. | 1 | ||||||||||
105 | Морфологический разбор союзов. | 1 | ||||||||||
106 | РР. Сочинение-рассуждение на дискуссионную тему. | 1 | ||||||||||
107 | Анализ сочинений. Работа над ошибками. | 1 | ||||||||||
108 | Слитное написание союзов тоже, также, чтобы. | 1 | ||||||||||
109 | Повторение сведений о предлогах и союзах. | 1 | ||||||||||
110 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Предлог и союз» | 1 | ||||||||||
111 | Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. | 1 | ||||||||||
Частица (13 ч + 3 ч) | ||||||||||||
112 | Частица как часть речи. | 1 | ||||||||||
113 | Разряды частиц. Формообразующие частицы. | 1 | ||||||||||
114-115 | Смысловые частицы. | 1 | ||||||||||
116 | Раздельное и дефисное написание частиц. | 1 | ||||||||||
117 | Р.Р. Сочинение-рассказ с использованием сюжета картины К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень» | 1 | ||||||||||
118 | Анализ сочинений. Работа над ошибками. Морфологический разбор частицы. | 1 | ||||||||||
119-120 | Отрицательные частицы не и ни. | 2 | ||||||||||
121-122 | Различение частицы не и приставки не-. | 2 | ||||||||||
123 | Частица ни, приставка ни-, союз ни.. ни. | 1 | ||||||||||
124 | Р.Р. Сочинение-рассказ по данному сюжету. | 1 | ||||||||||
125 | Анализ сочинений. Повторение изученного по теме «Частица». | 1 | ||||||||||
126 | Контрольная работа по теме «Частица» | 1 | ||||||||||
127 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. | 1 | ||||||||||
Междометие (2 ч) | ||||||||||||
128 | Междометие как часть речи. | 1 | ||||||||||
129 | Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях. | 1 | ||||||||||
Повторение и систематизация изученного в 5-7 классах (8 ч + 3 ч) | ||||||||||||
130 | Разделы науки о русском языке. | 1 | ||||||||||
131 | Р.Р. Текст и стили речи. Учебно-научная речь. | 1 | ||||||||||
132 | Р.Р. Контрольное сочинение на предложенную тему. | 1 | ||||||||||
133 | Фонетика. Графика. | 1 | ||||||||||
134 | Лексика. Фразеология. | 1 | ||||||||||
135 | Морфемика. Словообразование. | 1 | ||||||||||
136 | Морфология. Орфография. | 1 | ||||||||||
137 | Контрольная работа за курс 7 класса. | 1 | ||||||||||
138 | Работа над ошибками. Синтаксис. | 1 | ||||||||||
139 | Пунктуация. | 1 | ||||||||||
140 | Заключительный урок. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку в 5 классе по ФГОС
В рабочей программе содержится пояснительная записка, календарно-тематическое планирование планирование, литература....
рабочая программа по русскому языку в 5 классе по ФГОС
Легко поможет педагогам в работе...
Рабочая программа по русскому языку в 6 классе Баранов ФГОС
Рабочая программа по русскому языку для учебника Баранова 6 класса. Содержит пояснительную записку, а также развернутое тематическое планирование.Пункты планирования:Тема урокаТип урокаПланируемые рез...
Рабочая программа по русскому языку в 7 классе Ладыженская ФГОС
Рабочая программа по русскому языку для учебника Ладыженской 7 класса. Содержит пояснительную записку, а также развернутое тематическое планирование.Пункты планирования:Тема урокаТип урокаПланируемые ...
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по ФГОС
Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса.Уроки спланированы с учетом знаний, умений и на...
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по ФГОС (к учебнику М.М. Разумовской)
Рабочая образовательная программа по русскому языку для 5 класса МОУ «Пристанционная СОШ» составлена в соответствии с: - Федеральным г...
Рабочая программа по русскому языку в 6 классе по ФГОС
В рабочей программе представлены тематическое планирование и пояснительная записка по русскому языку в 6 классе...