Адаптированная учебная программа
рабочая программа по русскому языку (7 класс) на тему
Адаптированная учебная программа для обучающегося 7 класса с ОВЗ VII вида
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptirovannaya_rabochaya_programma.docx | 67.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации
городского округа города Райчихинска Амурской области
Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 15
городского округа города Райчихинска Амурской области
РАССМОТРЕНО на заседании методического объединения учителей русского языка и литературы от 27.08.2018, протокол № 1. ________Ланина Л.Н. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по учебно-воспитательной работе МОАУ СОШ № 15 _________________Н.В.Морозова 28.08.2018 | УТВЕРЖДАЮ Директор МОАУ СОШ № 15 __________В.В.Неценстрик 29.08.3018 г. |
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку
для обучающегося 7 класса с ОВЗ
Составитель Л.Н.Ланина
2018 год
Адаптированная образовательная программа (АОП) для детей с ограниченными возможностями здоровья определяет цели и содержание образовательного процесса, особенности их раскрытия в учебных предметах и используемые педагогические технологии, регламентирует организацию образовательного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья.
Адаптированная программа разработана на основании документов:
-Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);
- Концепции федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
- Письма Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ»;
- Приказа Минобрнауки РФ № 1598 Об утверждении ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ;
- Приказа Минобрнауки РФ № 1599 Об утверждении ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- Письма Минобрнауки России от 16.02.2015 № ВК-333/07 об организации работы по введению ФГОС образования обучающихся с ОВЗ;
- СанПиНа для обучающихся с ОВЗ;
- Учебного плана МОАУ СОШ № 15;
- Устава МОАУ СОШ № 15.
Реализация АОП направлена на формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие личности (нравственное, эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое) в соответствии с принятыми в семье и обществе нравственными и социокультурными ценностями, овладение учебной деятельностью.
Цель деятельности учителя — создать оптимальные условия для развития позитивных потенций ребенка.
Задачи:
1 . Создать условия для освоения образовательной программы обучающимся:
- организация в классе безбарьерной, развивающей предметной среды;
- создание атмосферы эмоционального комфорта, формирование взаимоотношений в духе сотрудничества и принятия особенностей каждого;
- формирование у детей позитивной, социально направленной учебной мотивации;
- применение адекватных возможностям и потребностям обучающимся современных технологий, методов, приемов, форм организации учебной работы;
- адаптация содержания учебного материала, выделение необходимого и достаточного для освоения ребенком с ОВЗ;
- адаптация имеющихся или разработка необходимых учебных и дидактических материалов и др.
2. Создать условия для адаптации ребенка с ограниченными возможностями здоровья в группе сверстников, школьном сообществе:
- организация уроков, внеучебных и внеклассных мероприятий с использованием интерактивных форм деятельности;
- организация внеклассной работы, направленной на раскрытие творческого потенциала ребенка, реализацию его потребности в самовыражении, участии в жизни класса, школы;
- использование адекватных возможностям ребенка способов оценки их учебных достижений, продуктов учебной и внеучебной деятельности.
3. Привлекать дополнительные ресурсы, поддержки:
- специалистов психолого-педагогического сопровождения к участию в проектировании и организации образовательного процесса в классе;
- формирование запроса на методическую и психолого-педагогическую поддержку как со стороны специалистов школы, так и со стороны «внешних» социальных партнеров — методического центра, ПМПК, общественных организаций;
- организация взаимодействия с родителями в духе сотрудничества и разделения ответственности.
- повышать профессиональную компетенцию.
Общая характеристика учебного предмета.
Русский язык — национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации, язык межнационального общения народов России, язык великой русской литературы.
Русский язык является важнейшей частью национальной культуры русского народа. Как учебная дисциплина, он имеет первостепенное значение, так как является не только предметом изучения, но и важнейшим средством познания других наук, средством интеллектуального, духовного, эстетического развития учащихся
Данная адаптированная программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования на базовом уровне и адаптирована с учетом рекомендаций Министерства Просвещения для обучения детей с ОВЗ VII вида.
Курс русского языка 5-9 классов способствует формированию целостного представления о системе русского языка у учащихся с ЗПР. Изложение теории дается в системе, что для формирования практических умений и навыков является более прочной базой, чем раздробленные сведения из разных разделов науки о языке.
Обоснование выбора авторской программы для разработки рабочей программы
Действующая общеобразовательная программа наиболее доступна для обучающихся детей с ЗПР, предполагает использование учебников таких авторов Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А. Тростенцова, С.Г. Бархударов и др. Данные учебники излагают учебный материал в доступной форме, оснащены упражнениями разной степени сложности, упражнениями, направленными на развитие связной речи и охватывают все разделы науки о языке, которые необходимо усвоить учащимся с ЗПР с определенной корректировкой.
Цели и задачи:
Конечной целью обучения в школе является владение литературным русским языком в устной и письменной форме для общения в различных ситуациях и развитие личности человека. Эта цель обусловливает следующие задачи:
- дать учащимся представление о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении, о месте русского языка в современном мире, о его богатстве и выразительности; обеспечить усвоение определенного круга знаний из области фонетики, графики, орфоэпии, орфографии, лексики, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса, пунктуации, стилистики, а также формирование умений применять эти знания на практике;
- развивать речь учащихся: обогащать их активный и пассивный запас слов, грамматический строй речи; способствовать усвоению норм литературного языка, формированию и совершенствованию умений и навыков грамотного и свободного
владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой деятельности;
- формировать и совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки.
В программу внесены следующие изменения:
По сравнению с действующей, в предлагаемой программе существенно сокращен объем теоретических сведений и по-иному организованы ее разделы.
Одна из особенностей устной и письменной речи школьников с ЗПР в 7 классе состоит в крайне ограниченном употреблении причастий и деепричастий. Изучение этих форм глагола вызывает у них трудности. Поэтому наибольшие изменения программы 7 класса связаны с темами «Причастие» и «Деепричастие». Ознакомительно изучаются такие темы, как причастие — особая форма глагола (общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль); склонение полных причастий и правописание гласных в падежных окончаниях; не с причастием; одна и две буквы н в суффиксах полных причастий и в прилагательных, образованных от глагола. Одна буква н в кратких причастиях; деепричастие — особая форма глагола (общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль); непроизводные и производные предлоги.
В практическом плане (без терминологии) изучаются: образование действительных и страдательных причастий, правописание гласных в суффиксах причастий; степени сравнения наречий; формообразующие, отрицательные и модальные частицы; различение на письме частиц не и ни.
По сравнению с действующей, в предлагаемой программе существенно сокращен объем теоретических сведений и по-иному организованы ее разделы.
Каждый раздел программы имеет единую структуру, В нем прежде всего выделены основные теоретические сведения, которые являются базой для формирования грамматических, орфографических, пунктуационных и речевых умений и навыков учащихся. Основные сведения в программе даются дифференцированно. Одни языковые факты изучаются таким образом, чтобы ученики могли опознавать их, опираясь на существенные признаки. По другим вопросам (к ним в программе дана пометка «ознакомление») обучающийся получает только общее представление. Ряд сведений о языке познается школьником в результате практической деятельности (Например, склонение местоимении, образование причастий). В программе такой материал снабжен примечанием «практически».
Такой дифференцированный подход к изучению теории, с одной стороны, облегчает ее изучение и сокращает учебное время на ее усвоение, а с другой стороны, создает условия, чтобы учащийся овладевал знаниями о языке не на уровне разрозненных фактов, а получал их в определенной системе.
Чтобы усилить речевую направленность курса, изучение многих вопросов синтаксиса и пунктуации предлагается проводить в V—VII классах параллельно с изучением морфологии и других разделов курса. Эти вопросы выделены в каждой крупной теме.
Для раннего обучения внесены те синтаксические и пунктуационные темы, которые вполне доступны обучающемуся данного возраста. В связи с этим в VIII—IX классах характер изучения многих тем изменяется. Главное внимание уделяется обобщению и систематизации ранее изученного, и только частично материал изучается как новый.
В каждом разделе перечислены умения и навыки, которые должны быть сформированы при изучении данной темы. Причем умения и навыки подразделяются на две группы: одни из них являются грамматическими, другие — собственно орфографическими или пунктуационными.
Среди грамматических требуют постоянного внимания такие ведущие умения, как различение звука и буквы, деление слова на морфемы, опознавание частей речи, выделение грамматической основы предложения, установление связи слов в предложении, различение простых и сложных предложений и т. п.
Именно эти умения являются основой орфографических и пунктуационных навыков, и от сформированности их во многом зависит успешность работы по формированию грамотности.
Следует иметь в виду, что проведение грамматического разбора не должно являться самоцелью. Он должен служить практическим задачам обучения. Используя его выборочно, ученики объясняют правописание слов и знаки препинания.
Развитие связной речи в предлагаемой программе представлено не в особом разделе, а распределено по основным темам курса. При этом виды и содержание работ по развитию речи во многом соотнесены с особенностями изучаемой темы.
Виды работ по развитию связной речи и их тематика, указанная в программе, носят примерный характер и даны для ориентировки. Учитель по своему усмотрению может изменять вид работы, тематику и количество изложений и сочинений.
Предполагается использование таких форм контроля, как
-индивидуальный
-устный текущий
-контрольный плановый
-письменный
Коррекционная составляющая
Программа составлена с учетом особенностей ребенка, испытывающего стойкие трудности в обучении и требующего специальной коррекционно-развивающей направленности образовательного процесса. Повышенная истощаемость ЦНС и в связи с этим сниженная познавательная активность и работоспособность, недостаточность произвольного внимания, пространственной ориентировки, плохо развитые навыки самостоятельной работы и самоконтроля, инертность психических процессов, слабая память - все эти и другие особенности обучающегося отрицательно влияют на успешность обучения и являются основной причиной неуспеваемости в учебе.
Необходимо в каждый традиционный урок включать компонент корркционно-развивающей игры, соотнеся его с изучаемой темой. Игра повышает у ребенка с ОВЗ интерес к изучению предмета, помогает понять, где и как на практике можно использовать полученные знания. Кроме того, что игры вызывают интерес, они имеют и ряд других преимуществ, а именно: предполагают высокий уровень самостоятельности ученика, требуют активного участия в подготовке и проведении урока, обеспечивают глубокие знания, прочные умения и навыки, формируют ответственное отношение к учебному труду. Следовательно, игра является одним из методов обучения, способствующих формированию и развитию личности.
В процессе игр, связанных с русским языком, ребенок незаметно для себя тренируется в разграничении сложных языковых явлений, отыскивает примеры, соответствующие тому или иному правилу, с большим удовольствием упражняется в написании трудных слов, а в результате приобретает более прочные грамматические и орфографические навыки.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
Адаптированная программа предусматривает формирование у обучающегося с ОВЗ общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Русский язык» являются умение видеть строение слова и предложения. Они приведены в графе «Требования к уровню подготовки обучающихся». Представленная в Рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности.
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки учащихся, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.
Специальной целью преподавания русского языка в школе является формирование ключевых компетенций: языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.
Языковая компетенция, т.е. осведомлённость школьников в системе родного языка, реализуется в процессе решения следующих познавательных задач:
1.формирования научно – лингвистического мировоззрения.
2.вооружение основами познаний о родном языке, его устройстве и функционировании.
3.развитие языкового и эстетического идеала, т.е. представления о прекрасном в языке и речи.
Коммуникативная компетенция, т.е. осведомлённость школьников об особенностях функционирования родного языка в устной и письменной форме, реализуется в процессе решения следующих задач:
1.формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков.
2.овладение нормами русского литературного языка.
3.обогащение словарного запаса и грамматического строя речи.
4.обучение умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
5.свободно пользоваться русским языком во всех общественных сферах его применения.
Лингвистическая компетенция – это знания о самой науке «Русский язык», её разделах, целях научного изучения языка, элементарные сведения о её методах, об этапах развития, о выдающихся учёных, сделавших открытия в изучении родного языка.
Учебно-тематический план
Содержание программы
VII КЛАСС (136ч)
Повторение .
Морфология и орфография
Причастие
Основные сведения. Причастие как особая форма глагола. Значение действительных и страдательных причастий. Их образование (практически). Склонение полных причастий. Полные и краткие страдательные причастия.
Основные умения и навыки. Ученик должен уметь:
— опознавать причастия, отличать их от однокоренных слов (висячий, висящий); соотносить причастия с неопределенной формой глагола;
— образовывать действительные и страдательные причастия;
— правильно ставить ударение в полных и кратких страдательных причастиях;
— правильно употреблять причастия с суффиксом -ся;
— правильно согласовывать причастия с определяемым словом (существительным).
Орфография. Не с причастиями. Правописание гласных в суффиксах действительных и страдательных причастий. Одна и две буквы н в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глаголов. Одна буква н в кратких причастиях.
Основные умения и навыки. Ученик должен уметь:
— правильно писать слова с изученными орфограммами.
Синтаксис и пунктуация. Употребление причастий в роли различных членов предложения. Причастный оборот, выделение причастного оборота, стоящего после определяемого слова (факультативно).
Развитие связной речи. Описание внешности человека. Выборочное изложение текста с целью составления описания человека. Сочинение-описание внешности человека по личным впечатлениям. Сочинение с описанием явления природы (грозы, снегопада, метели, наводнения и т. п.)
Деепричастие
Повторение. Глаголы совершенного и несовершенного вида. Основные сведения. Деепричастие как особая форма глагола. Деепричастия совершенного и несовершенного вида.
Основные умения и навыки. Ученик должен уметь:
— опознавать деепричастия; отличать их от глаголов и причастий; соотносить деепричастия с неопределенной формой глагола;
— различать деепричастия совершенного и несовершенного вида.
Орфография. Не с деепричастием.
Основные умения и навыки. Ученик должен уметь:
— правильно писать не с деепричастием.
Синтаксис и пунктуация. Деепричастный оборот. Выделение запятыми деепричастного оборота. Выделение запятыми одиночного деепричастия (ознакомление).
Развитие связной речи. Изложение с изменением текста (замена одного из глаголов-сказуемых деепричастием); составление рассказа по картине С. Григорьева «Вратарь»; составление сложного плана (обучающий урок по теме «Деепричастие»).
Наречие
Основные сведения. Наречие как часть речи. Степени сравнения наречий; их образование (ознакомление). Образование наречий при помощи приставок не-, ни-, в- (во-); суффиксов -о и -е, -о и -а; при помощи сложения. .
Основные умения и навыки. Ученик должен уметь:.
— правильно писать наречия в соответствии с изученными правилами.
Синтаксис и пунктуация. Выражение второстепенных членов предложения наречиями. Умение пользоваться в речи наречиями — синонимами и антонимами.
Развитие связной речи. Сочинение по картине с описанием действия (С. Н. Григорьев. «Вратарь»; А. Дейнека. «Эстафета»; С. Лупков. «Баскетбол» и др.). Составление текста о соревнованиях двух команд в силе, ловкости, скорости на спортивной площадке. Сочинение-описание («Вид из окна», «На экскурсии» и др.) с использованием в нем наречии.
Служебные части речи
Предлог
Основные сведения. Предлог как служебная часть речи. Непроизводные и производные предлоги.
Основные умения и навыки. Ученик должен уметь:
— правильно употреблять предлоги в и на, с и из;
— правильно употреблять существительные с предлогами по, благодаря, согласно, вопреки;
— пользоваться в речи предлогами-антонимами.
Орфография. Слитное и раздельное написание предлогов
(в течение, ввиду, вследствие и др.).
Основные умения и навыки. Ученик должен уметь:
— правильно писать предлоги (изученные случаи). Синтаксис и пунктуация. Выделение запятыми оборотов с проивзводным предлогом несмотря на. Выделение запятыми оборотов с предлогами благодаря, согласно, вопреки и др. (ознакомление).
Развитие связной речи. Нравственная характеристика человека. Отражение качеств, черт характера человека, его состояния в его внешности. Сочинение-характеристика человека (на основе литературного произведения или личных наблюдений).
Союз
Основные сведения. Союз как служебная часть речи. Союзы сочинительные и подчинительные.
Основные умения я навыки. Ученик должен уметь:
— находить союзы в тексте;
— различать сочинительные и подчинительные союзы.
Орфография. Слитное и раздельное написание союзов. Отличие на письме союзов зато, тоже, чтобы от местоимений с предлогом и частицами и союза также от наречия с частицей.
Основные умения и навыки. Ученик должен уметь:
— правильно писать союзы в соответствии с изученными правилами.
Синтаксис и пунктуация Общее понятие об основных видах сложных предложений (сложносочиненное, сложноподчиненное, бессоюзное). Запятая в сложном предложении.
Развитие связной речи. Изложение повествовательного характера с элементами описания и рассуждения
Частица
Повторение. Правописание не и ни с различными частями речи. Правописание частицы бы с глаголом. Частицы да и пусть, пускай, давай в формах повелительного наклонения.
Основные сведения. Частица как часть речи. Формообразующие частицы (обобщение). Значение частиц не и ни (обобщение). Частицы, вносящие дополнительные значения в слова и предложения (практически).
Основные умения и навыки. Ученик должен уметь:
—опознавать частицы как служебные части речи;
— выразительно читать предложения с частицами;
— определять значение частиц (в наиболее простых случаях)
Орфография. Различение на письме частиц не и ни (основные случаи). Правописание не и ни с различными частями речи
Основные умения и навыки. Ученик должен уметь:
— правильно писать не и ни с разными частями речи
Синтаксис и пунктуация. Оформление вопросительных и восклицательных предложений при помощи частиц.
Развитие связной речи. Сочинение повествовательного характера с элементами описания и рассуждения.
Междометие
Основные сведения. Междометие как особая часть речи. Дефис в междометиях. Запятая и восклицательный знак при междометии.
Основные умения и навыки. Ученик должен уметь:
— выразительно читать предложения с междометиями;
— выделять междометия знаками препинания.
Повторение изученного в V—VII классах.
Планируемый уровень подготовки на конец учебного года
Ученик должен уметь:
по орфоэпии: правильно произносить употребительные слова изученных частей речи;
по лексике: пользоваться разными видами словарей;
по морфемике и словообразованию: производить морфемный и словообразовательный разбор наречий и деепричастий; образовывать новые слова с помощью характерных для изученных частей речи способов словообразования;
по морфологии: давать определения изученных частей речи; производить морфологический разбор изученных частей речи; различать омонимичные формы разных частей речи;
по синтаксису: образовывать словосочетания с наречием и деепричастием в качестве одного из компонентов; выполнять разбор словосочетаний; составлять предложения с разными видами обстоятельств; составлять предложения с разными способами связи между частями;
по связной речи: описывать внешность, состояние и действия человека; создавать тексты изученных типов речи, тексты, сочетающие в себе разные типы речи;
по орфографии: находить изученные орфограммы в словах и между словами, правильно писать слова с изученными орфограммами; обосновывать выбор написания; находить и исправлять орфографические ошибки; правильно писать изученные в 7-м классе слова с непроверяемыми написаниями;
по пунктуации: находить смысловые отрезки, пунктуационно правильно оформлять предложения изученных типов; обосновывать место и выбор знака препинания; находить и исправлять пунктуационные ошибки.
знать/понимать:
-роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
-смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения; -основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;
-особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
-признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
-основные единицы языка, их признаки;
-основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;
Уметь:
-различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
-определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
-опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
-объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;
Календарно-тематическое планирование.
(136 часов)
№ п/п | тема | Количе-ство часов | Элементы содержание | Вид контроля, формы работы на уроке | Элементы дополнительного содержания | Дата проведения по плану | Дата проведения факт |
1. | Введение. Русский язык как развивающееся явление | 1 | Русский язык – один из славянских языков. Языковая семья, ветви | Беседа, работа с учебником | Показать развитие и совершенствование русского языка как отражение изменений в сложной и многообразной жизни народа | 04.09 | |
Повторение изученного в 5-6 классах | |||||||
2-3. | Синтаксис и пунктуация | 2 | Характеристика простого и сложного предложений; способы выражения подлежащего и сказуемого | Беседа; практическая работа; запись под диктовку | Повторить основные синтаксические понятия (словосочетание, предложение, виды предложений, синтаксический разбор предложений | 05.09 07.09 | |
4. | Лексика и фразеология | 1 | Повторить основные понятия темы «Лексика» | Коллективная работа; практическая работа | Совершенствовать работу со словарями | 08.09 | |
5-6. | Фонетика и орфография. | 2 | Отработать навыки фонетического разбора, признаки орфограмм-букв | Синтаксическая минутка; работа со схемами; практическая работа | Повторить правописание разделительных ъ и ь | 11.09 12.09 | |
7. | Словообразование и орфография | 1 | Отработать навыки морфемного и словообразовательных разборов; выделение значимых частей слова | Синтаксическая минутка; практическая работа; запись под диктовку | Правописание орфограмм в приставках | 14.09 | |
8-10. | Морфология и орфография | 4 | Повторить морфологические признаки частей речи, морфологический разбор | Словарная диктовка; работа с таблицей; коллективная работа | Правописание о-ё после шипящих, ь после шипящих, и-е в окончаниях существитель-ных, правописание глаголов | 15.09 18.09 19.09 | |
11. | Контрольный диктант № 1 по теме «Повторение изученного в 5-6 классе» | 1 | Уметь применять полученные знания | Диктант с заданием | 21.09 | ||
12-13 | Р/Р. Текст. Стили литературного языка. Публицистический стиль | 2 | Повторить сведения о тексте, видах связи в тексте, стилях речи. | Коллективная работа, беседа | Средства связи предложений в тексте, абзац, типы высказывания и их признаки | 22.09 25.09 | |
Морфология. Орфография. Культура речи. Причастие | |||||||
14. | Р/Р. Публицистический стиль речи | 1 | Публицистический стиль, его жанры, языковые особенности | Коллективная работа, работа со схемами | Формировать умения определять текст публицистического стиля, его признаки | 26.09 | |
15. | Причастие как часть речи | 1 | Знакомство с грамматическими признаками причастия, развивать умения различать причастие и прилагательное | Беседа, работа с таблицей, коллективная работа | Связь причастия с прилагательным и глаголом | 28.09 | |
16. | Склонение причастий | 1 | Знакомство со склонением причастий, условия выбора гласных в окончаниях причастий и прилагательных, роль причастий в речи | Коллективная работа, групповая, практическая. | Сходство склонений причастий и прилагательных | 29.09 | |
17-18. | Понятие о причастном обороте | 2 | Понятие об одиночном причастии и причастном обороте, его месте по отношению к определяемому слову. | Работа по карточкам; проверочная работа | Уметь находить границы причастного оборота, синтаксическая роль причастного оборота | 02.10 | |
19. | Р/Р. Описание внешности человека | 1 | Познакомить с особенностями текста-описания внешности человека | Беседа, устное рисование, словарная работа | Учить составлять план, редактировать свои черновики | 03.10 | |
20. | Действительные и страдательные причастия | 1 | Знакомство с действительными и страдательными причастиями. Отработать умения смыслового отличия причастий | Работа по карточкам; фронтальный опрос; проверочная работа | Связь суффикса инфинитива и суффикса причастия, соответствие личного окончания глагола и суффикса причастия | 05.10 | |
21. | Краткие и полные страдательные причастия | 1 | Дать понятие о кратких причастиях, их синтаксической роли в предложении | Практическая работа, работа с учебником; работа с таблицей | Уметь различать полные и краткие страдательные причастия; Работа над орфоэпическими нормами | 06.10 | |
22-23. | Действительные причастия настоящего времени | 2 | Познакомить со способами образования действительных причастий настоящего времени; правописанием гласных в суффиксах причастий | Индивидуальная работа; проверочный тест; словарный диктант | Предупреждать ошибки в употреблении причастий в речи, орфоэпических ошибок | 09.10 10.10 | |
24. | Действительные причастия прошедшего времени | 1 | Познакомить с образованием и написанием действительных причастий прошедшего времени | Работа по карточкам; словарная диктовка; практическая работа | Отработать навыки написания гласных перед суффиксами причастий | 12.10 | |
25. | Р/Р. Изложение | 1 | Использование в тексте причастий | изложение | Составление вопросного плана | 13.10 | |
26-27. | Страдательные причастия настоящего времени | 2 | Познакомить с образованием и написанием страдательных причастий настоящего времени | Выборочный диктант; практическая работа | Формировать навык написания суффиксов причастий | 16.10 17.10 | |
28. | Страдательные причастия прошедшего времени | 1 | Познакомить со способами образования страдательных причастий прошедшего времени | Работа с перфокартой; практическая коллективная работа | Формировать умения образовывать страдательные причастия прошедшего времени, навыком написания гласной в суффиксах причастий и глаголов | 19.10 | |
29. | Гласные перед одной и двумя буквами Н в страдательных причастиях и прилагательных, образованных от глаголов | 1 | Познакомить с условиями выбора гласных перед н и нн в причастиях и отглагольных прилагательных | Словарно-орфографическая минутка | Формирование навыка написания гласной в суффиксах | 20.10 | |
30-31. | Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов | 2 | Формирование навыка н, нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных | Синтаксическая минутка; работа по карточкам; индивидуальная работа | Отработка умения различать причастия и отглагольные прилагательные | 23.10 24.10 | |
32-34. | Одна и две буквы Н в суффиксах кратких страдательных причастий прошедшего времени и кратких прилагательных | 3 | Отработка навыка различать краткие страдательные причастия и краткие прилагательные | Синтаксическая минутка; практическая работа | Формировать умения в написании нн и н в суффиксах | 26.10 27.10 07.11 | |
35-36. | Р/Р. Выборочное изложение | 2 | Художественное описание портрета литературного героя | изложение | Формировать навыки письменной речи | 09.11 10.10 | |
37. | Морфологический разбор причастия | 1 | Познакомить с порядком морфологического разбора причастия | Синтаксическая минутка; проверочный тест | Отработать умения разбирать причастия морфологически | 13.11 | |
38. | Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями | 1 | Познакомить с правилом написания НЕ с причастиями | Работа с таблицей; синтаксическая минутка. | Формировать навыки написания частицы не и приставки не. | 14.11 | |
39. | Контрольная работа №2. | 1 | Контроль за изученным материалом | Диктант. | Уметь применять полученные знания | 16.11 | |
40. | Буквы е-ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени | 1 | Познакомить с условиями выбора букв после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени | Словарная диктовка; коллективная работа; групповая работа | Формировать навык написания | 17.11 | |
41-42. | Р/Р. Сочинение по личным наблюдениям на тему «Вы с ним знакомы» | 2 | Формировать навыки письменной речи | сочинение | 20.11 21.11 | ||
43. | Повторение темы «Причастие» | 1 | Систематизировать знания о причастии; формировать умения находить причастие и определять его грамматические признаки | Работа по карточкам; объяснительный диктант; словарный диктант | Правильно писать орфограммы в причастии, выделять запятыми причастный оборот | 23.11 | |
44. | Контрольный диктант № 3. Анализ, работа над ошибками | 1 | Систематизация, контроль за усвоением изученного | Диктант с заданием | Развивать навыки самоанализа, самоконтроля | 24.11 | |
Деепричастие | |||||||
45-46 | Понятие о деепричастии и деепричастном обороте. | 2 | Познакомить с лексическим и грамматическим значением деепричастия как части речи, с правилом написания не с деепричастием; понятие деепричастного оборота | Беседа; практическое задание; работа с учебником; проверочная работа; объяснительный диктант | Отрабатывать навык нахождения деепричастия и деепричастного оборота в предложении; уметь редактировать тексты, предотвращая речевые ошибки | 27.11 28.11 | |
47. | Правописание не с деепричастием | 1 | Правило правописания НЕ с деепричастиями. Не с разными частями речи | Объяснительный диктант | Знать правило правописания не с деепричастиями, уметь распознавать и графически обозначать условия слитного и раздельного написания | 30.11 | |
48. | Деепричастия совершенного и несовершенного вида | 1 | Познакомить со способами образования деепричастий совершенного и несовершенного вида | Синтаксическая минутка; работа с таблицей; объяснительный диктант | Формировать навык написания гласной перед суффиксами деепричастий | 01.12 | |
49. | Морфологический разбор деепричастий | 1 | Формировать умения производить морфологический разбор деепричастий, закрепить навык написания гласной перед суффиксами причастий и деепричастий | Запись под диктовку; объяснительный диктант; | Формировать навыки постановки запятой при причастном и деепричастном обороте | 04.12 | |
50. | Закрепление темы «Деепричастие» | 1 | Обобщить и систематизировать сведения о деепричастии и деепричастном обороте | Инд. карточки; выборочный диктант; | Отрабатывать практический навык находить деепричастный оборот и ставить знаки препинания при нем. | 05.12 | |
51. | Р/Р. Сочинение на основе картины С.Григорьева «Вратарь» | 1 | Навыки письменной речи; умение описывать картину | сочинение | 07.12 | ||
52. | Обобщение и систематизация сведений о деепричастии | 1 | Обобщить и систематизировать полученные сведения | Словарный диктант; диктант «проверь себя» | Развивать навыки самоанализа, самоконтроля | 08.12 | |
53. | Контрольный диктант № 4. | 1 | Контроль за усвоением полученных знаний | диктант | Развивать навыки самоанализа, самоконтроля | 11.12 | |
Наречие | |||||||
54. | Наречие как часть речи | 1 | Познакомить с грамматическими признаками наречия; учить находить наречия в предложениях | Синтаксическая минутка; работа с текстом | Формировать умения отличать наречия от других самостоятельных частей речи | 12.12 | |
55-56. | Разряды наречий | 2 | Знать, что вопросы наречий соотносятся с определенной смысловой группой. Уметь определять вид обстоятельств по вопросу к наречию | Работа с табли-цей; синтакси-ческая минутка; практическое коллективное задание | Показать значения, выраженные наречиями; формировать умения определять значения наречий | 14.12 15.12 | |
57. | Р/Р. Сочинение в форме дневниковых записей по картине И.Попова «Первый снег» | 1 | Познакомить с особенностями текста в форме дневниковых записей; формировать умения составлять текст по данному началу | сочинение | Формировать навыки письменной речи | 18.12 | |
58. | Степени сравнения наречий | 1 | Познакомить со способами образования степеней сравнения наречий; учить различать степени сравнения наречий и степени сравнения прилагательных | Словарно-орфографическая работа; коллективная работа | Формировать навыки в определении и отличии степеней сравнения наречий и прилагательных | 19.12 | |
59. | Морфологический разбор наречий | 1 | Познакомить с планом разбора наречия как части речи; формировать умения определять грамматические признаки наречия в морфологическим разборе | Фронтальный опрос, работа с текстами; диктант «проверь себя» | Обобщить изученное о наречии | 21.12 | |
60-61. | Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на –о и –е-. | 2 | Формировать навыки написания НЕ с наречиями | Работа с текстом; словарная диктовка | Сопоставление данного правила с правила написания не с другими частями речи | 22.12 25.12 | |
62-63. | Буквы е и и в приставках НЕ- и НИ- отрицательных наречий | 2 | Формировать умения использовать опознавательный признак данной орфограммы – наличие НЕ и НИ и безударной гласной – для правильного выбора орфограммы | Коллективная работа; работа с учебником; инд. Работа по карточкам | Различение отрицательных наречий и других частей речи с этими приставками | 26.12 28.12 | |
64-65. | Одна и две буквы Н в наречиях на –о и –е-. | 2 | Формирование навыка написания одной и двух букв Н в наречиях на о,е. | Работа с перфокартой; работа по карточкам; | Повторить написание н,нн в прилагательных и причастиях | 29.12 11.01 | |
66. | Р/Р. Сочинение. Описание действий | 1 | Формирование умения описывать действия и процессы труда | сочинение | Развивать навыки самоанализа, самоконтроля | 12.01 | |
67. | Буквы о и е после шипящих на конце наречий | 1 | Познакомить с условиями выбора и написания букв о и е после шипящих на конце наречий | Работа по карточкам; выборочный диктант; | Повторить орфограмму о – ё после шипящих | 15.01 | |
68. | Буквы о и а на конце наречий с приставками из-, до-, с-. | 1 | Формировать навык написания букв о и а на конце наречий | Словарно-орфографическая диктовка; преду-предительный диктант | Словообразовательный разбор наречий | 16.01 | |
69-70 | Р/Р. Подробное изложение с элементами сочинения | 2 | Формировать навык пересказа текста с элементами сочинения | сочинение | Развивать навыки самоанализа, самоконтроля | 18.01 19.01 | |
71-72. | Дефис между частями слова в наречиях | 2 | Формировать навыки написания дефиса между частями слов в наречиях | Словарная диктовка; коллективная работа | Повторит случаи употребления дефиса в разных частях речи | 22.01 23.01 | |
73-74. | Слитное и раздельное написание наречий, образованных от существительных и количественных числительных | 2 | Формировать навыки слитного и раздельного написания приставок в наречиях | Словарный диктант; работа по карточкам; работа с таблицей | Формировать умения различать наречия и существительные, прилагательные, местоимения | 25.01 26.01 | |
75. | Мягкий знак после шипящих на конце наречий | 1 | Формировать навык написания мягкого знака после шипящих на конце наречий | Словарная диктовка; орфоэпический диктант; выборочный диктант | Повторить правила написания мягкого знака после шипящих в различных частях речи | 29.01 | |
76. | Повторение темы «Наречие» | 1 | Систематизировать и обобщить знания о наречии, морфологические и синтаксические признаки наречий | Работа по карточкам; коллективная работа; | Развивать навыки анализа текста. Повторит основные орфограммы наречий | 30.01 | |
77. | Контрольный диктант № 5. | 1 | Проверка орфографических и пунктуационных навыков, навыков грамматического разбора | Диктант с заданием | Развивать навыки самоанализа, самоконтроля | 01.02 | |
Категория состояния | |||||||
78-79. | Категория состояния как часть речи | 2 | Формировать умения находить слова категории состояния; определять, к каким группам они относятся | Сопоставление предложений; коллективная работа; | Определять синтаксическую роль категории состояния в предложении | 02.02 05.02 | |
80. | Морфологический разбор категории состояния | 1 | Формировать умения различать наречия, краткие прилагательные, слова категории состояния; проводить морфологический разбор слов категории состояния | Конструирование предложений; практическая работа | Отличие категории состояния ор глаголов и наречий | 06.02 | |
81. | Р/Р. Сжатое изложение с описанием состояния природы | 1 | Умение использовать в письменной речи слова категории состояния | изложение | Развивать навыки самоанализа, самоконтроля | 08.02 | |
82. | Повторение изученного. Сочинение на лингвистическую тему | 1 | Повторить знания о словах категории состояния | сочинение | Работа с учебником, элементы анализа текста, составление плана, написание черновика. | 09.02 | |
Служебные части речи. Предлог | |||||||
83. | Самостоятельные и служебные части речи | 1 | Дать обзорную характеристику служебным частям речи; показать отличие от самостоятельных | Работа с таблицей, со схемой; работа с текстом; | Формировать умения различать самостоятельные части речи от служебных; классифицировать части речи | 12.02 | |
84. | Предлог как часть речи | 1 | Познакомить с предлогом как с служебной частью речи; указать отличие предлога от омонимичных приставок | Синтаксическая минутка; практическая работа | Знать роль предлога в словосочетании и предложении | 13.02 | |
85. | Употребление предлогов | 1 | Указать на многозначность предлога, способность предлога выражать разные отношения, формировать умения правильно употреблять предлоги | Работа с перфокартой; работа со схемами; предупредительный диктант | Предупреждение речевых ошибок в употреблении предлогов | 15.02 | |
86. | Производные и непроизводные предлоги | 1 | Показать отличие производных предлогов от непроизводных; пути образования производных предлогов | Работа с перфокартой; коллективная работа | Учить отличать производные предлоги от омонимичных частей речи | 16.02 | |
87. | Простые и составные предлоги. Морфологический разбор предлога | 1 | Познакомить с простыми и составными предлогами; планом морфологического разбора предлога как части речи | Орфографическая диктовка; практическая работа | Учить составлять предложения с составными предлогами | 19.02 | |
88. | Р/Р. Сочинение. Рассказ-репортаж на основе увиденного на картине А.В.Сайкиной «Детская спортивная школа» | 1 | Подготовка к сочинению по картине А.В.Сайкиной. Рассказ-репортаж на основе увиденного | сочинение | Учить работать над репортажем; повторить признаки публицистического стиля | 20.02 | |
89-91 | Слитное и раздельное написание производных предлогов | 3 | Познакомить с условиями слитного и раздельного написания производных предлогов; | Работа со схемами; коллективная работа; работа с таблицей | Формировать умения разграничивать производные предлоги и омонимичные части речи | 22.02 26.02 27.02 | |
92 | Повторение изученного о предлогах | 1 | Систематизировать знания о предлоге, формировать навыки написания предлогов | Словарный диктант; работа по карточкам | Развивать навыки самоанализа, самоконтроля | 01.03 | |
93. | Контрольная работа по теме «Предлог» | 1 | Контроль за усвоением полученных знаний | тест | 02.03 | ||
Союз | |||||||
94. | Союз как часть речи | 1 | Показать союз как часть речи, его роль в предложении и в тексте; указать основные функции союза | Работа по карточкам; работа с текстом | Формировать умения определять роль союзов, знаки препинания при них | 05.03 | |
95. | Союзы простые и составные | 1 | Уметь различать простые и составные союзы, создавать предложения с составными союзами | Практическая работа | Формировать умения определять роль союзов. | 06.03 | |
96-97. | Союзы сочинительные и подчинительные | 2 | Познакомить с делением союзов на сочинительные и подчинительные, их назначение | Работа по кар-точкам; работа со схемами | Формировать умения постановки запятой в сложном предложении | 12.03 13.03 | |
98. | Сочинительные союзы | 1 | Познакомить с делением сочинительных союзов на группы по значению | Предупредительный диктант; анализ текста | Формировать навык различения союзов. | 15.03 | |
99-100. | Роль сочинительного союза И в простом предложении с однородными членами и в сложносочиненном предложении | 2 | Формировать умения постановки запятой в простом и сложном предложениях | Объяснительный диктант; работа со схемами | Учить составлять схемы простых и сложных предложений | 16.03 19.03 | |
101. | Подчинительные союзы. Морфологический разбор союза | 1 | Познакомить с группами подчинительных союзов | Словарный дик-тант; практи-ческая работа | Формировать навык поста-новки запятой в сложно-подчиненном предложении | 20.03 | |
102. | Р/Р. Сочинение-рассуждение | 2 | Повторить сведения о рассуждении | Сочинение-рассуждение | Развивать навыки самоанализа, самоконтроля | 22.03 | |
103-105. | Слитное и раздельное написание союзов тоже, также, чтобы, зато. | 3 | Познакомить с условиями различения на письме союзов тоже, также, чтобы, зато и наречий и местоимений с частицами то, же, бы.. | Работа с таблицей | Формирование навыка написания союзов | 23.03 02.04 03.04 | |
106-107 | Закрепление изученного по теме «Союз» | 1 | Закрепить знания о союзах, их значении и правописании | Словарно-орфографическая работа; | Развивать навыки самоанализа, самоконтроля | 05.04 06.04 | |
108 | Урок-зачет по теме «Союз» | 1 | Проверить теоретические знания о союзе как части речи, делении союзов | Графический диктант; словар-ная диктовка; ра-бота по карточкам | 09.04 | ||
109. | Контрольный диктант № 6. | 1 | Контроль за усвоением полученных знаний | диктант | Развивать навыки самоанализа, самоконтроля | ||
Частица | |||||||
110. | Понятие о частице | 1 | Частица как часть речи; функции частицы, отличие от других частей речи | Коллективная работа; работа с текстом | Роль частиц в предложении | 10.04 | |
111-112. | Разряды частиц. Формообразующие частицы | 1 | Знать основные разряды частиц; дать понятие о роли формообразующих частиц | Запись под диктовку | Отрабатывать умения распознавать формообразующие частицы; повторить наклонения глагола | 12.04 13.04 | |
113-115. | Смысловые частицы | 3 | Дать понятие о смысловых частицах; показать богатство их оттенков значений | Словарный диктант; объяснительный диктант | Формировать умения распознавать смысловые значения модальных частиц | 16.04 17.04 19.04 | |
116. | Раздельное и дефисное написание частиц | 1 | Учить определять случаи раздельного и дефисного написания частиц, развивать умение отличать частицы от других частей речи | Словарная диктовка; составление плана | Повторить случаи дефисного написания слов | 20.04 | |
117. | Морфологический разбор частиц | 1 | Познакомить с порядком морфологического разбора частицы; отработка умения определят грамматические признаки частиц | Работа с текстом; комментирован-ное письмо | Развивать навыки самоанализа, самоконтроля | 23.04 | |
118-120. | Отрицательные частицы | 3 | Познакомить с ролью отрицательных частиц в предложении | словарно-орфографическая диктовка; преду-предительный диктант | Формировать умения писать не с разными частями речи | 24.04 26.04 27.04 | |
121 | Различение не-ни | 1 | Познакомить со сведениями употребления и написания частиц не - ни | объяснительный диктант; диктант «проверь себя» | Отработать умения различать и употреблять в речи отрицательные частицы | 30.04 | |
122-123. | Приставка не- и частица не с различными частями речи | 2 | Развивать навыки написания не с различными частями речи | синтаксическая минутка; практическая работа | Учить различать не и ни | 03.05 04.05 | |
124. | Закрепление правописания частицы не с разными частями речи | 1 | Обобщить и систематизировать знания о значении и написании частицы не | словарный диктант; работа с таблицей | Развивать навыки самоанализа, самоконтроля | 07.05 | |
125. | Р/Р. Написание рассказа по данному сюжету | 1 | Формировать навыки письменной речи | сочинение | Развивать навыки самоанализа, самоконтроля | 08.05 | |
126-127. | Различение частицы ни, союза ни-ни, приставки ни | 2 | Показать различие частицы ни, союза ни-ни, приставки ни-, формировать умение различать и правильно писать ни – частицу, союз, приставку | объяснительный диктант; коллективная работа | Различать омонимичные лингвистические единицы | 10.05 11.05 | |
128-129. | Повторение изученного о частицах | 1 | Обобщение и систематизация знаний о частицах, закрепление навыков написания частиц | предупредитель-ный диктант; | Развивать навыки самоанализа, самоконтроля | 14.05 15.05 | |
130. | Контрольный диктант № 7. | 1 | Проверить знания учеников по теме «Частица», орфографические и пунктуационные навыки | диктант с заданием | 17.05 | ||
Междометие | |||||||
131. | Междометие как часть речи. Дефис в междометиях | 1 | Дать понятие о междометии как особой части речи; показать грамматические признаки и роль междометий | словарная диктовка; объяснительный диктант | Формировать навыки постановки знаков препинания при междометии | 18.05 | |
132. | Производные междометия. Междометия и другие части речи | 1 | Отличие производных междометий от самостоятельных частей речи | объяснительный диктант; диктант «проверь себя» | Значение междометий в роли других частей речи; | 21.05 | |
133-136. | Повторение и систематизация изученного в 5-7 классах | 3 ч | Повторение и систематизация изученного в 7 классе | 22.05 24.05 25.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
АДАПТИРОВАННАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по предмету «ФОРТЕПИАННЫЙ АНСАМБЛЬ» ( старшие классы)
Адаптированная программа «Ансамбль» (фортепиано) предназначена для ДМШ и музыкальных отделений ДШИ. Она разработана на основе Примерной программы для ДМШ и музыкальных отделений ДШИ «Музыкальный...
Методическая разработка: ИНДИВИДУАЛЬНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ( ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
Данная программа написана для учащегося эстетического отделения Точенова Вячеслава (диагноз ДЦП), поступившего в НДШИ в 2006 году по рекомендации Российского реабилитационного центра «Детство» и...
Адаптированная учебная программа для детей с ОВЗ по русскому языку 6 класс
Адаптированная учебная программа...
Аннотация к адаптированной учебной программе по русскому языку для 9 класса
Адаптированная основная общеобразовательная программа основного общего образования для детей 5-9 классов с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по русскому языку для 9 класса...
Инклюзивное образование. Адаптированная учебная программа по физике 7-9 для обучающихся с ОВЗ
Рабочая учебная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья, программа для надомного обучения по физике 7-9...
Адаптированная учебная программа по геометрии 7 класс
Адаптированная учебная программа по геометрии для 7 класса конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам курса...
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Математика» для обучающихся 5 класса занимающихся по специальной (коррекционной) программе VIII вида на 2020–2021 учебный год
Рабочая программа составлена на основеавторской программы по математикедля обучения учащихся специальных (коррекционных)образовательных учреждений VIII вида с нарушением интеллекта (умственной отстало...