Карточки "Взаимотренинг. Изобразительно-выразительные средства русского языка"
тренажёр по русскому языку (8, 9 класс) по теме
Дидактический материал состоит из десяти карточек, карточки составлены по методике взаимотренажа. Каждая карточка состоит из шести заданий с ответами: дать определение тропа, подобрать троп к словам и найти в тексте. Ученики работают в паре, задавая вопросы друг другу. Карточки можно использовать при подготовке к ОГЭ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartochki-_vzaimotrening.docx | 21.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Материал подготовила учитель Подсопочной ОШ Соболева С.М.
Карточка 1
- Что такое олицетворение?
Такое изображение неодушевлённых предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ даром речи, способностью мыслить и чувствовать.
- Приведи примеры олицетворений со словом листья?
Листья шепчут мне: «Прощай»
- Найди в тексте олицетворения?
- Уж небо осенью дышало
- Россия вспрянет ото сна (А.С.Пушкин)
4.Что такое эпитет?
Образное определение; слово, определяющее предмет и подчёркивающее его свойства
5.Приведи примеры эпитетов к словам: ветер, взгляд, воля
Буйный ветер, холодный взгляд, железная воля
6.Найди в тексте эпитеты?
Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печально свет она (А.С.Пушкин)
Карточка 2
1.Что такое аллегория?
Иносказание. Троп, заключающийся в иносказательном изображении отвлеченного понятия при помощи конкретного, жизненного образа.
2.Приведи примеры аллегории к словам: змея, заяц ?
Коварство в виде змеи, трусость в образе зайца
3.Найди в тексте аллегорию?
За что же, не боясь греха,
Кукушка хвалит Петуха?
За то, что хвалит он Кукушку (Лесть)
4.Что такое гипербола?
Средство художественного изображения, основанное на преувеличении
5.Приведи примеры гиперболы к словам: смех, пир
Пир горой, море смеха
6.Найди в тексте гиперболу?
Дай мне только волю – горы сворочу.
Я вам об этом тысячу раз говорил.
Материал подготовила учитель Подсопочной ОШ Соболева С.М.
Карточка 3
\
1.Что такое литота?
Средство художественного изображения, основанное на преуменьшении (в противоположность гиперболе)
2.Приведи примеры литоты со словами: мальчик, мужичок?
Мальчик с пальчик, мужичок с ноготок.
3.Найди в тексте литоту?
Какие крохотные коровки!
Есть, право, менее булавочной головки. (И.А.Крылов)
4.Что такое гротеск?
Предельное преувеличение, придающее образу фантастический характер
5.Приведи примеры гротеска к словам: суп, клочья
Суп варил в пригоршне. Полетели клочья, раздался визг и оханье
6.Найди в тексте гротеск?
Генерал, который был учителем каллиграфии, откусил у своего товарища орден и немедленно его проглотил.
Карточка 4
1.Что такое ирония?
Осмеяние, содержащее в себе оценку того, что осмеивается. Признаком иронии является двойной смысл, где истинным будет не прямо высказанный, а противоположный ему, подразумеваемый.
2.Приведи примеры иронии к слову разум?
Хоть и глупый, а разум - большой
3.Найди в тексте иронию?
Гвоздин, хозяин превосходный,
Владелец нищих мужиков (А.Пушкин)
4.Что такое метафора?
Скрытое сравнение. Вид тропа, в котором отдельные слова или выражения сближаются по сходству их значений или по контрасту
5.Приведи примеры метафор к словам: туча, рукав, голос
Туча птиц, рукав реки, металл в голосе.
6.Найди в тексте метафору?
- В багрец и золото одетые леса…
- Ночь тихо спустилась на землю;
Земля окутала все белым покрывалом.
Материал подготовила учитель Подсопочной ОШ Соболева С.М.
Карточка 5
\
1.Что такое метонимия?
Вид тропа, словосочетание, в котором одно слово заменяется другим, обозначающим предмет (явление), находящийся в той или иной (пространственной, временной и т. п.) связи с предметом, который обозначается заменяемым словом.
2.Приведи примеры метонимии со словами: тарелка, чашка?
Съел целую тарелку, выпил две чашки.
3.Найди в тексте метонимию?
- Театр уж полон: ложи блещут, партер и кресла все кипит (А.Пушкин)
- И вы, мундиры голубые! И ты, им преданный народ! (М.Лермонтов)
(жандармы)
4.Что такое перифраза?
Один из тропов, в котором название предмета, человека, явления заменяется указанием на его признаки, наиболее характерные, усиливающие изобразительность речи
5.Приведи примеры перифраз к словам: осень, солнце
Унылая пора. Небесное светило.
6.Найди в тексте перифразы?
- Люблю тебя, Петра творенье! =Санкт-Петербург= (А.Пушкин)
- Братья наши меньшие = животные= требуют защиты и внимания.
Карточка 6
\
1.Что такое синекдоха?
Вид метонимии, состоящий в перенесении значения одного предмета на другой по признаку количественного между ними отношения: часть вместо целого; целое в значении части;.
2.Приведи примеры синекдохи к слову дом?
Крыша для семейства
3.Найди в тексте синекдоху?
- Пуще всего береги копейку=деньги (Н.Гоголь)
- И слышно было до рассвета, как ликовал француз! (М.Лермонтов)
4.Что такое сравнение?
Приём, основанный на сопоставлении явления или понятия с другим явлением
5.Приведи примеры сравнений к словам: зеркало, облака
Как озера голубой воды. Как тонкая паутина
6.Найди в тексте сравнение?
- Нашу речку, словно в сказке, вымостил мороз. (С.Маршак)
- Лежал закат костром багровым. (М.Шолохов)
Материал подготовила учитель Подсопочной ОШ Соболева С.М.
Карточка 7
\
1.Что такое литота?
Средство художественного изображения, основанное на преуменьшении (в противоположность гиперболе)
2.Приведи примеры литоты со словами: девочка, талия?
Девочка-дюймовочка. Осиная талия
3.Найди в тексте литоту?
- Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить.
4.Что такое гротеск?
Предельное преувеличение, придающее образу фантастический характер
5.Приведи примеры гротеска к слову земля?
Так много, что земли не видно
6.Найди в тексте гротеск?
Взъяренный, на заседание врываюсь лавиной, дикие проклятья доро́гой изрыгая.
И вижу: сидят людей половины. О дьявольщина! Где же половина другая? (В.Маяковский)
Карточка 8
1.Что такое ирония?
Осмеяние, содержащее в себе оценку того, что осмеивается. Признаком иронии является двойной смысл, где истинным будет не прямо высказанный, а противоположный ему, подразумеваемый.
2.Приведи примеры иронии к слову голова?
Эх, ты! Умная голова!
3.Найди в тексте иронию?
Громите речью вы свободной
Всех тех, кому зажали рот! (Ф.Тютчев)
4.Что такое метафора?
Скрытое сравнение. Вид тропа, в котором отдельные слова или выражения сближаются по сходству их значений или по контрасту
5.Приведи примеры метафор к словам: крыло, утро
Крыло самолета. Утро года
6.Найди в тексте метафору?
- В каждый гвоздик сирени душистой, распевая, вползает пчела (А.Фет)
- Топи да болота, синий плат небес. (С.Есенин)
\
1. Что такое метонимия?
Вид тропа, словосочетание, в котором одно слово заменяется другим, обозначающим предмет (явление), находящийся в той или иной (пространственной, временной и т. п.) связи с предметом, который обозначается заменяемым словом.
2.Приведи примеры метонимии со словами: город, село?
Город спал. Село ликовало и пело.
3. Найди в тексте метонимию?
- Золото и серебро получили наши спортсмены, а французы - бронзу
4.Что такое перифраза?
Один из тропов, в котором название предмета, человека, явления заменяется указанием на его признаки, наиболее характерные, усиливающие изобразительность речи
5.Приведи примеры перифраз к словам: луна, врачи
Царица ночи. Люди в белых халатах
6.Найди в тексте перифразы?
- Прощай, свободная стихия=море (А.С.Пушкин)
- Выли волки около усадеб. Заходили серые в село
Карточка 10
\
1.Что такое синекдоха?
Вид метонимии, состоящий в перенесении значения одного предмета на другой по признаку количественного между ними отношения: часть вместо целого; целое в значении части;.
2.Приведи примеры синекдохи к словам: солдат, лодка?
Русский штык. Парус
3.Найди в тексте синекдоху?
- Его зарыли в шар земной,
А был он лишь солдат (С.Орлов)
4.Что такое сравнение?
Приём, основанный на сопоставлении явления или понятия с другим явлением
5.Приведи примеры сравнений к словам: листва, снег
Словно бабочек стая. Словно тающий сахар
6.Найди в тексте сравнение?
- И листочки бегут по дорожке
Словно желтые мышки от кошки (В.Орлов)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
С русским языком можно творить чудеса, или Изобразительно-выразительные средства русского языка
Конспект урока по русскому языку в 5 класс, раздел "Повторение" (УМК С.И. Львова, В.В. Львов), рассчитан на 2 часа...
Открытый урок по теме: "Изобразительно-выразительные средства русского языка и их роль в тексте"
Данный материал предназначен для закрепления и систематизации знаний по теме "Изобразительно-выразительные средства русского языка" в 10-м классе....
Изобразительно-выразительные средства русского языка для подготовки к ЕГЭ и ГИА.
Краткий перечень лексических средств помогут в подготовке к ГИА и ЕГЭ и в умении анализировать художественный текст...
Программа элективного курса Изобразительно-выразительные средства русского языка 9-11 класс
«С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, нея...
Программа элективного курса «Изобразительно-выразительные средства русского языка как средство выражения авторской позиции»
Авторская программа элективного курса по русскому языку «Изобразительно-выразительные средства русского языка как средство выражения авторской позиции» составлена для учащихся 10 (11) классов об...
Справочник для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ. Изобразительно-выразительные средства русского языка. Тропы. Стилистические фигуры
Справочник "Изобразительно-выразительные средства русского языка. Тропы. Стилистические фигуры" помогут Вам при подготовке к ЕГЭ и ОГЭ, также при анализе лирического произведения и комплексном а...
Занятие по русской словесности в 8 классе по теме "Изобразительно-выразительные средства русского языка: сравнение, метафора, метонимия, синекдоха"
Урок помогает сформировать у учащихся умение различать такие средства художественной выразительности, как савнение, метафора, метонимия, синекдоха; способствует развитию навыка работы с художественным...