урок "Литературно-лингвистический бой" для учеников 10-11 классов
методическая разработка по русскому языку (10, 11 класс) на тему

Горбунова Галина Семёновна

В  занятии использованы материалы для подготовки к сдаче ЕГЭ по русскому языку. В игровой, соревнователньой форме участники литературно-лингвистического боя проверяют знания по русскому языку и литературе. Последнее задание помогает развитию речи обучающихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования Таловский детско-юношеский центр им. Титова Ю.Т.

Литературно-лингвистический бой

Автор: методист МКОУ ДО Таловского ДЮЦ

Горбунова Галина Семёновна

Литературно-лингвистический бой.

Участники: ученики 10, 11 классов.

Цель:

- актуализация знаний по русскому языку и литературе,

- развитие творческих способностей учащихся,

- подготовка к сдаче ЕГЭ.

Задачи:

- повторить орфоэпические правила,

- тренировать в постановке запятых в сложных предложениях,

- повторить морфемный состав слова,

- тренировать в применении правил для выбора чередующихся гласных,

- тренировать в определении средств выразительности,

- тренировать в исправлении ошибок в построении словосочетаний.

Оборудование: фломастеры, карточки «Чередующиеся о-а», морфемные схемы слов, табло, карточках со стихотворением Бориса Заходера, карточки, в которых необходимо выбрать правильные варианты постановки запятых в предложении; сигнальные карточки.

Ход урока.

Вступительное слово учителя.

Уроки русского языка и литературы тесно связаны, ведь изучение языка не возможно без литературных примеров. А вся великая русская литература создана на русском языке. И сегодня нам предстоит проверить ваши знания по русской словесности. Именно так раньше называли оба предмета в единстве.

Наш урок не просто встреча двух классов: я приглашаю вас на бой знатоков литературы и русского языка. Пусть победит умнейшая команда, умеющая работать дружно, слажено.

Представляю участников: в красном углу команда в составе:

- __________________________________________________________________________________________________________________________________.

- в синем углу команда в составе:

- ___________________________________________________________________________________________________________________________________.  

Перед началом любых спортивных соревнований их участники совершают разминку.

Итак, интеллектуальная разминка.

  1. Найти третье лишнее (повторяем орфоэпию) участники пишут фломастером на листе ответы)

Скула, статуя, скоба.

Дефис, творог, форзац.

Каталог, мельком, ломоть.

Ответы: стАтуя, фОрзац, мЕльком.

  1. Вставить букву (на карточках чередующиеся о-а)

На экране: «Распол…гайтесь поудобнее, - предл…жила нам Фея. Она прик…снулась волшебными палочками к страничкам книги, и сказочный мир оз…рился разноцветными огнями. Засияли великолепной зеленью р…стения на изумрудной р…внине, заг…релись алмазы росы».

Участники показывают буквы в том порядке, в каком необходимо их вставить в слова.

Ответ: А, О, О, А, А, А, О.

  1. У каждой команды есть морфемные схемы слов. Поднимите схемы неизменяемых частей речи. Какой морфемы у них не может быть?

Приведите по одному примеру слов на «свою» схему.

Разминка завершена. Результаты её на табло.

Мы начинаем  серьезную игру.

  1. Чтение учителем текста А. Каневского «О пользе знаков препинания».

Завершить последнее предложение.

«Человек потерял запятую, стал бояться сложных предложений. Искал фразы попроще. За несложными фразами пришли несложные мысли.
Потом он потерял знак восклицательный и начал говорить тихо, с одной интонацией. Его уже ничто не радовало и не возмущало, он ко всему относился без эмоций.
Затем он потерял знак вопросительный и перестал задавать всякие вопросы. Никакие события не вызывали его любопытства, где бы они ни происходили - в космосе, на Земле или даже в собственной квартире.
Еще через пару лет он потерял двоеточие и перестал объяснять людям свои поступки.
К концу жизни у него остались только кавычки. Он не высказывал ни одной собственной идеи, он все время кого-нибудь цитировал - так он совсем разучился мыслить и дошел до точки.
Берегите …. (знаки препинания!)»

 Раздел науки о языке, изучающий знаки препинания? А какой раздел очень тесно связан с ним? (Пунктуация и синтаксис)

  1. Правильно поставленные, знаки препинания помогают нам понять смысл предложений, избежать смешных и нелепых фраз. На экране и у вас на карточках есть стихотворение Бориса Заходера. В течение 2 минут переставьте запятые так, чтобы у предложений появился истинный смысл.

Очень-очень
Странный вид:
Речка за окном
Горит,
Чей-то дом
Хвостом виляет,
Песик
Из ружья стреляет,
Мальчик
Чуть не слопал
Мышку,
Кот в очках
Читает книжку,
Старый дед
Влетел в окно,
Воробей
Схватил зерно
Да как крикнет,
Улетая:
- Вот что значит
Запятая!

Взаимопроверка. На экране правильный вариант.

Очень-очень
Странный вид:
Речка за окном.
Горит
Чей-то дом,
Хвостом виляет
Песик,
Из ружья стреляет
Мальчик,
Чуть не слопал
Мышку
Кот, в очках
Читает книжку
Старый дед,
Влетел в окно
Воробей,
Схватил зерно
Да как крикнет,
Улетая:
- Вот, что значит
Запятая!

  1. Знание правил постановки знаков препинания поможет вам на ЕГЭ заработать 4 балла! Готовы ли вы к этому?

Каждый участник получает карточку, в которой необходимо выбрать правильные варианты постановки запятых в предложении. Карточки пронумерованы. По завершении задания команды обмениваются карточками по номерам 1-1 и т.д. На экране правильные ответы.

  1. Герои моих книг делают то(1) что должны делать в действительной жизни (2)а не то (3) что мне хочется (4) и я навязываю им.   123
  2. Он знал по опыту(1)что (2)если полковник замолчал(3)то пробовать продолжать с ним разговор бесполезно.  13
  3. Когда я приехал (1) я был убежден (2) что все обратят на меня внимание (3) и что в короткое время я сделаю блистательную карьеру.   12
  4. Ему казалось (1) что у него много вкуса (2) и что  (3) если б он учился  (4)  то из него вышел бы хороший художник.     124
  5. Солнце пряталось за холодные вершины (1) и беловатый туман начинал расходиться (2) когда на улице раздался звон дорожного колокольчика (3) и крик извозчика.  12
  6. Дорога становилась всё хуже (1) и мы решительно не знали (2) где мы (3) и куда ехать.  12
  7. Небо (1) которое над городом было черно (2) и всё-таки отделялось от его слабо освещённых улиц (3) совершенно слилось здесь с землёю (4) и нас окружил мрак. 134

  1. Следующее задание «Выразительное». Для него мы с учеником 6 класса отобрали отрывки из стихотворений таловских поэтов. Задача команд определить, какие средства выразительности использует поэт. Команды пишут ответы на листах, сдают их для проверки. Ответ на экране.
  1. «Сколько бодрости и силы!

Ну, откуда он пришёл?

Тёплый дождик над Россией-

Так мне стало хорошо.    (Тамара Губанова)

  1. Прислушайтесь, что шепчут нам цветы.

В речах их – тайны, страсти и мечты.                  (Ольга Дубовая)

  1. Далёкие звёзды тихонечко тают,

И выглядит месяц седым и усталым.

А серый восток вновь окраску меняет-

Становится ярким - серебряно-алым.            (Сергей Винокуров)

  1. Кто-то назвал её Таловой-

словом певучим, как трель.

В прошлом селеньице малое

Стало райцентром теперь.                       (Василий Кириченко)

  1. Вольно раскинулась тихая улица,

Цепью домов простирается вдаль.

Вон, как невеста, берёза красуется,

Ловко накинув зелёную шаль.               (Алексей Пузаков)

  1. Ты умой меня, роса,

Заплетите, вербы, косы,

Освети мои глаза,

Солнце, лучиком курносым.              (Ольга Шпомер)

  1. Дрожит огонь осеннего костра

прощальной ночью, радуя округу.                (Павел Чибисов)

  1. Следующее задание поможет вам стать корректорами и исправить ошибки в построении словосочетаний. В каждой команде – сигнальные карточки. Отвечает команда, первая поднявшая карточку, называя правильный вариант.

На экране:

Рассказал недочёты                                      кофе готовилось быстро

Оплатить за проезд                                       более лучший ответ

с ихнего балкона

Выбросили с окошка                                    пирог с повидлой

Описать о погоде                                          положьте в сумку

Средства для моли                                        перед обоими странами

разъяснить о правилах поведения               жалел о пятьсот рублях  

 

  1. Замечательный русский писатель И.С. Тургенев ещё в 1882 году сказал: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины,- ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»  

Напишите небольшой текст о значении русского языка и литературы  в нашей жизни.

Подведение итогов.  Награждение.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практическая работа по теме Метод координат для учеников 5-го класса

Практическая работа позволяет закрепить знания, навыки и умения по данной теме....

Математический поезд (игра для учеников 5-6 классов)

В данном конспекте представлена игра для учащихся 5 – 6 классов, цель которой позволить учащимся применить свои знания во внеклассном занятии на практике, что положительно скажется на  повышении ...

курс по выбору для учеников 8- 9 классов «Здоровый образ жизни»

Курс по выбору для учеников 8- 9 классов «Здоровый образ жизни»...

Математический КВН для учеников 5-6 классов

Для активизации познавательной деятельности учеников 5-6 классов на уроках математики предлагаю использовать сценарий урока-игры....

«Работа с учениками фортепиано средних классов на примере сборника «Добрый день» А.П. Исаковой.»

Фортепианный цикл “Добрый день” состоит из 13 пьес, каждая из которых – яркая картинка, и её изучение доставит любознательному ребенку большое удовольствие. Работа с альбомом расширит кругозор препода...

Мастер класс для учеников 5 - 7 классов "Дело в шляпе"

Для того чтобы моделировать социальные ситуации и способы поведения, необходими научиться видеть одно и то же явление с разных сторон. Чем больше сторон ситуации проанализирует человек, тем более полн...

Лучшие работы учеников. Рецензия на спектакль "Отцы и сыновья" ученика 11-б класса Персиянова Николая

Спектакль"Отцы и сыновья" театра "На Литейном" никого  из учащихся 11 класса не оставил равнодушным На уроке, посвященном написанию рецензии на спектакль, ребята прочитали сво...