Притяжательные прилагательные. 6 класс
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Куроедова Маргарита Анатольевна

Урок в 6 классе с применением smart-доски

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prityazhatelnye_prilagatelnye.docx24.61 КБ
Binary Data urok_prityazh.notebook1.25 МБ

Предварительный просмотр:

Притяжательные имена прилагательные

Учитель : Лавриненко М.А.

Класс  6

Базовый учебник -УМК М.Т.Баранов   Просвещение. 2013 г.

 Цель  урока: сформировать ЗУН по теме «Притяжательные прилагательные»

Задачи

 обучающие:  познакомить обучающихся с  притяжательными  прилагательными,

сформировать умение находить прилагательные в предложении и словосочетании; определять их грамматические признаки;

 сформировать практические навыки при выполнении работы с использованием компьютера;

 развивающие:  развить речь, внимание, мышление, память обучающихся;

 сформировать универсальные учебные действия по обобщению, сравнению и классификации;

 сформировать информационную  компетенцию;

  воспитательные:

  воспитать культуру общения, уважения к собеседнику и учителям;

  воспитать интерес к русскому языку .

 Тип урока:  комбинированный

Формы работы учащихся:  индивидуальная, в группах, фронтальная

Использующиеся технологии:

1) компьютерные (презентация, работа со СМАРТ-доской) – позволяет оживить урок, детям интереснее работать, легче запоминать материал (т.к. он более нагляден)

2) элементы игровой технологии – включает воображение, творчество, в занимательной форме позволяет повторить объемный материал

3) элементы проблемного обучения – ученики учатся видеть проблему, ставить задачи, определять пути их достижения, анализировать, систематизировать, слушать друг друга, доказывать своё мнение, знания, полученные таким образом, лучше усваиваются.

Необходимое техническое оборудование: интерактивный комплекс (интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор), учебник “Русский язык. 6-й класс”. УМК М.Т.Баранов   Просвещение. 2013 г.

Ход урока

1. Орг. момент.  

2.  Актуализация знаний.

Итак, мы с вами продолжаем работу с именем прилагательным. На предыдущих уроках мы говорили о качественных и относительных именах прилагательных.

А)1ученик  к СМАРТ-доске (вставь буквы и распредели слова по колонкам)

Б) класс (1 ученик  у доски) – предложение под диктовку

Здесь было хорошо. Вечером девочка пришла в рощу. Раздавалось пение соловья, а озорной ветер развевал желтые волосы Маши.

Вопросы:

- Можно ли это назвать текстом? Почему? Переставьте так, чтобы получился текст. Как его можно озаглавить?

- Если бы вы были корректором, то какое слово заменили бы? Почему? («желтые» на «золотые», т.к. последнее передает не только цвет, но и красоту)

- Проверка предложения, разбор орфограмм.

 - Представьте, что вы учитель. Сформулируйте вопросы по этому предложению (по фонетике, средствам выразительности, морфемике).

 - Сколько здесь прилагательных? (озорной – качественное). Измените последнее предложение так, чтобы смысл не изменился, но было 3 прилагательных. Запишите словосочетание с ними (соловьиное пение, Машины волосы). К какому разряду они относятся?

В) проверка прилагательных на смарт-доске («медвежий» остается лишним).

Качественные

Колоссальный

Гигантский

Премудрый

Бесполезное

Прелестный

Чопорный

Талантливый

Более красивее

Относительные

Январский

Ноябрьский

Каменный

Городской

Кожаный

Вечерний

металлический

Назовите синонимы (колоссальный, гигантский)

Найдите грамматическую ошибку (более красивее, как правильно?)

3. Постановка целей урока

Прилагательное «медвежья» - шуба, берлога, походка. Так какой же разряд? В зависимости от контекста значение меняется.

Значит, мы должны хорошо представлять, какое значение у притяжательных прилагательных.

Назовите окончание в слове «медвежий» . Я пока не буду говорить, правильно или нет, вы сами совсем скоро это поймете.

Итак, я думаю, вы уже догадались, какая у нас сегодня тема урока.

(слайд с темой)

Чему нам надо научиться? (определять притяжательные  прилагательные, разбирать по составу и правильно писать). Как? (изучить правило и выполнить упражнения). Где?  (по учебнику или самостоятельно). А зачем нам это надо?

4. работа по группам (заполнить распечатки)

1. дать определение

2. проанализировать морфемный состав

3. обратить внимание на написание.

5. проверка.

Проверка выводов, сделанных учениками.

Сверяемся  с учебником. Что нового узнали из учебника?

Возвращаемся к разбору слова «медвежья» - сверяемся с доской.

6. закрепление знаний

1) лисий след – притяж (отвеч на вопрос «чей?», можно – воротник лисы), нулевое окончание

Лисий воротник – относительное

Лисий характер – качественное.

Процесс называется «переход прилагательного из разряда в разряд».

2) разминка – если притяжательное , то поднимаем обе руки вверх и тянемся.

Отцов дом, вечерняя разминка, волчий аппетит, волчье логово, городской сад, синий платок, овечье блеянье

3) Записываем предложения под диктовку (на экране – правильный  вариант)

А) «На Катином рисунке изображены анютины глазки, которые растут в бабушкином  палисаднике», - рассказывала мама гостям.

 -Что такое «анютины глазки»? Какую орфографическую ошибку я допустила? Пунктуационную? Подчеркните все притяжательные прилагательные как члены предложения. Переделайте предложение так, чтобы в нем не было притяжательных прилагательных.

4.  найди в каждом ряду лишнее и выпиши его

1) верблюжий хвост, верблюжья шерсть, верблюжья колючка

2) волчье логово, волчий аппетит, волчий след

3) А(а)хиллесова пята, А(а)хиллесов гнев, А(а)хиллесов щит

4) львиная доля, львиный рык, львиная территория

Получилось: верблюжья колючка, волчий аппетит, А(а)хиллесова пята, львиная доля. Что лишнее здесь? Почему?

5.  Итоговый опрос:

Что такое притяжательное прилагательное? Как образуется? Как отличить от другого разряда?

7.Подведение итогов. Рефлексия.

А) Какая была цель нашего урока? Достигли ли мы ее?

     Как бы вы оценили результаты своей работы на уроке?

а) я все понял(а), могу этот материал объяснить другому.

б) я сам(а) все понял(а), но объяснить другому не берусь.

в) для полного понимания мне нужно повторить тему.

г) я ничего не понял(а).

Б) Оцените себя (критерии на доске), учитывая активность работы и ответы у доски.

1 группа

  1. мамина кофта – кофта мамы

волчий след – след ____________

Притяжательные прилагательные обозначают _____________________

и отвечают на вопросы_________________________? Притяжательное прилагательное можно заменить на существительное в форме ___ падежа.

Притяжательное

Относительное

Лисий  (лисья, лисье)    Папин (папино)

Лисьего                               папиного

Лисьему                            папиному

Лисьим                                 папиным

Вечерний (вечерняя,вечернее)

Вечернего

Вечернему

Вечерним

А) Вечерний образовалось от существительного ______________ с помощью ___

Осенний образовалось от существительного ______________ с помощью ___

Б) «Лисий» образовалось от существительного ______________ с помощью ___

Папин образовалось от ______________ с помощью ________

Овечий – от _______________  с помощью_______________

Притяжательные прилагательные образуются от _________ (часть речи) с помощью________. В форме мужского рода именительного (винительного неодушевленного) падежа единственного числа они имеют ______ окончание ____.

Выберите правильный ответ:

В словах « пастушья», «овечье», «медвежья» мягкий знак

А) обозначает мягкость предшествующего согласного

Б) является разделительным

В)выполняет обе функции

2 группа

  1. Кофта (___?)  мамина – кофта  (кого?)  мамы

след  (___?) волчий – след  (кого?) ________

Притяжательные прилагательные обозначают _____________________

и отвечают на вопросы_________________________? Притяжательное прилагательное можно заменить на существительное в форме ___ падежа.

Притяжательное

Относительное

Лисий  (лисья, лисье)                    Папин (папино)

Лисьего («е» обозначает 2 звука)     папиного                 

Лисьему                                                  папиному

Лисьим(«и» обозначает 2 звука)     папиным                                                  

Вечерний (вечерняя,вечернее)

Вечернего(«е» обозначает 1 звук)    

Вечернему

Вечерним

А) Вечерний образовалось от существительного   «вечер»    с помощью ___

Осенний образовалось от существительного ______________ с помощью ___

Б) «Лисий» образовалось от существительного  «лиса»        с помощью ___

Папин образовалось от ______________ с помощью ________

Овечий – от _______________  с помощью_______________

Притяжательные прилагательные образуются от _________ (часть речи) с помощью________. В форме мужского рода именительного (винительного неодушевленного) падежа единственного числа они имеют ______ окончание ____.

Выберите правильный ответ:

В словах « пастушья», «овечье», «медвежья» мягкий знак

А) обозначает мягкость предшествующего согласного

Б) является разделительным

В)выполняет обе функции


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Притяжательные прилагательные с суффиксом -ий" 6 класс

Данный урок - исследование. К нему прилагается электронная презентация. Надеюсь, поможет начинающим педагогам....

Конспект урока "Притяжательные прилагательные с суффиксом -ий" 6 класс

Данный урок - исследование. К нему прилагается электронная презентация. Надеюсь, поможет начинающим педагогам....

Открытый урок русского языка на тему «Притяжательные прилагательные». 6 класс (коррекционный).

  Цели: усовершенствовать знания учащихся об имени прилагательном; продолжить обучение правильному письму и употреблению в речи имен прилагательных; активизировать словарь учащи...

Разработка урока 6 класс по теме "Притяжательные прилагательные"

Урок знакомит учащихся с притяжательными прилагательными, их образованием и правописанием....

Урок русского языка в 6 классе "Притяжательные прилагательные"

Цель урока: повторить разряды имен прилагательных; развивать умение обучающихся определять притяжательные прилагательные по их опознавательным признакам; учить применять их в устной и письменной речи....

Урок русского языка в 6 классе ФГОС по теме "Притяжательные прилагательные"

Тема урока: Притяжательные прилагательныеЦели:обучающие:закрепить изученный материал о разрядах имен прилагательных;знать опознавательные признаки качественных, относительных и притяжательных;отрабаты...