Модуль уроков по разделу "Лексика"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Павлюкевич Александра Юрьевна

Поурочные разработки для 5 класса УМК Разумовской

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon leksika.doc164 КБ
Microsoft Office document icon kontrolnaya_rabota_po_razdelu.doc24 КБ

Предварительный просмотр:

5 класс Учебник М. М. Разумовской

Тема: Лексика. Как определить лексическое значение слова.

Цель: 1. Обеспечить умение определять лексическое значение слова (образовательный аспект)

            2. Обеспечить умение объяснять лексическое значение разными способами (развивающий аспект)

            3. Вызвать интерес к лингвистическому материалу (воспитательный аспект)

Методы: частично-поисковый (метод проблемного изложения), репродуктивный.

ТСО: -компьютер

Оформление доски: иллюстрации

Структура урока:

I                   Оргмомент

                    1. Организация внимания

                    2. Постановка целей.

II                  Повторение

  1. Опрос
  2. Обобщение и переход к новому.

III                Объяснение нового материала.

  1. Рассказ учителя.
  2. Наблюдение над языком.
  3. Выведение правила (закономерности).

IV                Закрепление материала с учителем.

V                 Творческое закрепление материала.

VI                Дача домашнего задания с комментарием.

VII               Итог урока.

Ход урока:

I Оргмомент                                                                                                                         2-3

Организация внимания

Постановка целей.

Проверьте готовность к уроку. Нам понадобятся тетради для теории, домашние тетради и учебник.

Сегодня на уроке мы начнем изучение нового раздела науки о языке, лексики, и научимся определять лексическое значение слова.

Запишем число и тему урока. Подчеркнем и назовем орфограммы.

II Повторение                                                                                                                            7

А) Индивидуальная работа

У доски: запишем предложение «Турист прокладывает себе путь среди лесных зарослей.», найдем грамматическую основу, напишем транскрипцию к слову «заросли», подберем синонимы.

Опрос

 - Как называется наука о языке?

 - Какие разделы лингвистики вы знаете? (фонетика, морфология, морфемика, орфоэпия)

 - Что изучает морфология?

 - Какой раздел изучает звуки речи, а какой правильное произношение?

 - Что изучает морфемика?

III Объяснение нового материала.                                                                                12

Рассказ учителя. Постановка проблемы.

1. - Как вы думаете сколько слов в языке? (много…)

 - Точно на этот вопрос никто не может ответить. Известно только, что их сотни тысяч. Все они образуют словарный состав языка, который по-другому называется лексикой. Но, конечно же, каждый человек не знает всех этих слов. Говоря друг с другом, люди употребляют мало слов. Но мы знаем их значительно больше, чем используем в устной и письменной речи. И чем больше слов мы знаем, тем легче нам выразить любую, даже самую сложную мысль.

 - Лексика – это не только словарный состав языка, но и раздел лингвистики. Как вы думаете, что он изучает? (лексическое значение слов)

- Что такое лексическое значение слова? (главный смысл слова)

Обобщить, вывод записать в теоретическую тетрадь. ( Лексика – 1. весь словарный состав языка. 2. раздел науки о языке, изучающий словарный состав языка, значение слов, их связь с другими словами. Лексическое значение – главный смысл, о котором мы думаем, когда произносим слово.)

2. Рисунок.

- Что объясняет нам рисунок? (лексическое значение, понятие, толкование, внутреннее содержание слова)

3. Запишем синонимы к слову «холодный» (прохладный, студеный, морозный, ледяной, свежий, стылый)

 - Подберем к слову «синоним» однокоренные слова (псевдоним, аноним, антоним, пароним, омоним). Как вы думаете, что обозначает корень «оним»?

- Что такое синонимы? Что они помогают нам определить? (уточнить значение слова)

4. - В какой части слова заключено лексическое значение? (в корне)

Подберем однокоренные слова к слову «хранилище» (хранить, охранять, сохранение, сохранность, охрана, хранитель, охранник).

Выделим корень в этих словах (хран). А теперь попробуем объяснить лексическое значение слова «хранилище»

5. – Как вы думаете, какой самый простой способ определить лексическое значение? (воспользоваться толковым словарем).

Вывод: Мы узнали о 4 способах объяснения лексического значения:

  1. с помощью словаря
  2. подбор синонимов
  3. подбор однокоренных слов
  4. рисунок

Откроем учебник на стр. 77, прочитаем про себя.

Запишем в тетрадь по теории, что такое синонимы.

Физкульт-минутка.                                                                                                                2

Упр. «Цветок»

Солнце поднимается –

Цветочек распускается!

Солнышко садится –

Цветочек спать ложиться.

IV Закрепление материала с учителем                                                                                   6

1. Определение лексического значения с помощью подбора синонимов и однокоренных слов

Упр.№ 236 Прочитайте задание. Подберите синонимы к слову. (устно) Объясните лексическое значение.

Упр. № 240 Подберите однокоренные слова к словам в первом столбике.

V Творческое закрепление материала                                                                                     7

1.  Упр. № 243 Подберите синонимы и однокоренные слова к прилагательному «маленький»

VI Дача домашнего задания                                                                                                       2

Дома вы прочитаете параграф 32, запишите в теоретическую тетрадь, что такое антонимы, со стр. 80 и выполните упр № 244, 239. В 244 упр. составляем словосочетания только с антонимами.

VII Итог урока                                                                                                                              1

Что нового мы сегодня узнали? (лексика, лексическое значение)

Чему мы сегодня научились? (определять лексическое значение слов 4 способами). Какими?

Урок окончен.


Тема: Однозначные и многозначные слова №1

Цель: 1. Обеспечить умение различать однозначные и многозначные слова (образовательный аспект)

            2. Обеспечить умение пользоваться толковым словарем (развивающий аспект)

            3. Вызвать интерес к явлению полисемии (воспитательный аспект)

Методы: частично-поисковый (метод проблемного изложения), репродуктивный.

ТСО: компьютер

Оформление доски:  -

Структура урока:

I                   Оргмомент

                    1. Организация внимания

                    2. Постановка целей.

II                  Повторение

1. Проверка домашнего задания

2. Опрос

3. Обобщение и переход к новому.

III                Объяснение нового материала.

1. Наблюдение над языком.

2. Выведение правила (закономерности).

3. Работа со схемой

IV                Закрепление материала с учителем.

V                 Творческое закрепление материала.

VI                Дача домашнего задания с комментарием.

VII               Итог урока.

Ход урока:

I Оргмомент                                                                                                                         2-3

Организация внимания

Постановка целей.

Проверьте готовность к уроку. Нам понадобятся тетради для теории, домашние тетради и учебник.

Сегодня на уроке мы продолжим изучение лексики и узнаем еще одну интересную особенность нашего языка.

Запишем число и тему урока. Подчеркнем и назовем орфограммы.

II Повторение                                                                                                                            10

Проверка домашнего задания                                                                                                  

А) Фронтальная работа

 - Проверим домашнее задание. Как вы выполняли упражнение 239? (мы подбирали однокоренные слова, чтобы объяснить их лексическое значение).

 - Проверим упражнение 244. Как вы его выполняли? Читает свои примеры …

(дополнительный вопрос – что такое лексическое значение, синоним)

Б) Индивидуальная работа

- Проверим упражнение 244. Как вы его выполняли? Читает свои примеры …

(дополнительный вопрос – что такое лексическое значение, синоним)

Опрос

А сейчас небольшая самостоятельная работа.

 - ромашка

 - сражение

 - рассказывать

 - отдаленный

 - увядать

 - единоборец

 - словарный состав языка –это…?

 - слова противоположные по лексическому значению – это…?

 - к прилагательному огромный записать 2 синонима и 2 однокоренных слова

III Объяснение нового материала.                                                                                10

Наблюдение  над языком. Постановка проблемы.

1.  Выделим корень в теме. Как вы думаете, что такое «однозначное слово», «многозначное»? (одно и много лексических значений)

2. Прочитайте слова на доске. Попробуйте дать толкование этих слов самостоятельно. Чем слова первого столбика отличаются от слов второго столбика? (монолог, диалог, тюль; золотой, огонек, расцвести)

2. Рассмотрим толковый словарик учебника. Чем отличаются словарные статьи данных слов? Определим значение этих слов.

3. Итак, какой мы можем сделать вывод?

4. Запишем в тетрадь для теории табличку со стр. 80.

Физкульт-минутка.                                                                                                                2

Птичка пьет водичку

Исходное положение. Пальцы сложить "щепотью" - это "клюв". Не отрывая локоть от стола, "клювом" коснуться стола. Далее - имитировать движения птицы: захватить "воду", поднять "голову", пощёлкать "клювом".

Наклонилась, захватила,

Подняла и проглотила.

IV Закрепление материала с учителем                                                                                   8

1. Упр. 250. Сейчас мы попробуем самостоятельно определить сколько значений у слова корень. Рассмотрим схему.  Определим значения? Сколько значений? (5) Проверим себя по словарю. Запишите СС.

2. Рассмотрим рисунок. Стр. 81.

V Творческое закрепление материала                                                                                     7

1. Упр. № 252. Озаглавьте стихотворение. Почему появляется двойной смысл? (устно). Спишите, подчеркните непроверяемую гласную в корне слова. Выделите орфограммы в глаголах.

VI Дача домашнего задания                                                                                                       2

Дома вы прочитаете параграф 33, выполните упр. № 249, 251. Прочтем задание к упр. Есть вопросы по выполнению домашнего задания.

VII Итог урока                                                                                                                              1

Итак, на какие две группы делятся слова? (однозначные и многозначные)

Чем они отличаются друг от друга? (количеством значений)

Если мы не знаем точно, какое перед нами слово, однозначное или многозначное, что нужно сделать (посмотреть в толковый словарь)

Урок окончен.


Тема: Однозначные и многозначные слова №2

Цель: 1. Обеспечить умение различать однозначные и многозначные слова (образовательный аспект)

            2. Обеспечить умение пользоваться толковым словарем (развивающий аспект)

            3. Вызвать интерес к явлению полисемии (воспитательный аспект)

Методы: частично-поисковый (метод проблемного изложения), репродуктивный.

ТСО: компьютер

Оформление доски: иллюстрации

Структура урока:

I                   Оргмомент

                    1. Организация внимания

                    2. Постановка целей.

II                  Повторение

1. Проверка домашнего задания

2. Опрос

III                Объяснение нового материала.

1. Наблюдение над языком.

2. Выведение правила (закономерности).

IV                Закрепление материала с учителем.

V                 Самостоятельное закрепление материала.

VI                Дача домашнего задания с комментарием.

VII               Итог урока.

Ход урока:

I Оргмомент                                                                                                                         2-3

Организация внимания

Постановка целей.

Проверьте готовность к уроку. Нам понадобятся тетради для теории, домашние тетради и учебник.

Сегодня на уроке мы продолжим изучение однозначных и многозначных слов.

Запишем число и тему урока. Подчеркнем и назовем орфограммы.

II Повторение

Проверка домашнего задания

Работа в парах.

Проверим домашнее упражнение 251, которое вы делали дома. Обменяемся тетрадями и проверим друг и друга, сверяясь с доской.

 - Как происходит образование новых слов? (при помощи добавления суффиксов и приставок)

Опрос

 - Что изучает лексика?

 - Какие приемы помогают раскрыть значение слова?

 - На какие две группы делятся слова?

 - Чем отличаются однозначные слова от многозначных?

III Объяснение нового материала

Постановка проблемы

 - Что общего между изображенными предметами? (сходство по форм – нитки, ягоды, щетинки – собранные в одном месте)

 - Давайте определим сколько лексических значений имеет слово кисть Составим словосочетания, в которых будут отражаться эти значения. (малярная кисть, кисть на шапочке, кисть винограда, кисть рябины, кисть на шторе и т.д.)

 - Каким является слово кисть?(многозначным)

 - Скажите, сколько значений имеет слово кисть в каждом отдельном словосочетании? (одно).

Вывод: у слова может быть много значений, но в контексте проявляется только одно значение.

Прослушайте стихотворение В. Остена «Дорога». Сколько лексических значений слова дорога отмечает автор? Назовите их.(….)

 - Какие еще значения есть у этого слова? (…) Проверьте себя по словарю.

 - Что-нибудь объединяет все эти значения? (да) Что именно? (общий основной главный смысл – путь)

 - Какой мы можем сделать вывод? (Все значения многозначного слова объединены общим главным смыслом)

IV Закрепление материала с учителем

Откроем стр. 63 и свой орфографический словарик. Запишем и подчеркнем орфограммы: разделить, колючий, раздаваться, запах. Объясним лексическое значение с помощью подбора однокоренных слов. Посмотрим в толковый словарь.

 - Сколько лексических значений у слова запах и слова колючий? Как вы это определи? Составьте словосочетания со словом колючий, которые будут отражать его лексические значения? Проверим: свои словосочетания читает…, …,…

 - Рассмотрим слово земля.( в школьном толковом словаре). Докажите, что оно многозначное. Запишем предложение(работа у доски) Земля вращается вокруг своей оси.

 - В каком значении здесь употреблено слово земля?

 - Найдем грамматическую основу предложения.

 - Какой звук мы произносим на конце слова вокруг? Что происходит со звонкой согласной на конце слова? (оглушается)

 - Составьте еще два словосочетания со словом земля, которые будут отражать другие его лексические значения. Проверим: …читает словосочетание, говорит в каком значении здесь употреблено слово. (отвечают несколько человек по одному, два СС)

V Самостоятельное закрепление материала

Отгадайте загадки.

1) Они обычно для шитья;

И у ежа их видел я;

Бывают на сосне, на елке,

И называются - …

2) В тетради я бываю

Косая и прямая;

В другом своем значении

Я планка для черчения.

И, наконец, порою

В шеренгу вас построю.

3) Какой иглой не сошьешь рубахи?

4) Какой рукав нельзя пришить?

5) Из какого полотна нельзя сшить платье?

6) На каких полях не пашут и не сеют?

Проверим: иголки, линейка, иглы ежа(хвойные), рукав реки, дорожное полотно(полотно художника), на тетрадных, на полях шляпы.

 - На каком языковом явлении основаны загадки? (многозначность слов)

VI Дача домашнего задания                                                                                                       2

Дома вы выполните упр. №253. Вы должны будете записать связный ответ на вопрос: «Сколько лексических значений имеет слово?» и доказать его примерами. Выучить термины и схему.

VII Итог урока                                                                                                                              1

 - Итак, какие слова называются однозначными? Многозначными?

 - Сколько значений имеет слово в контексте? (одно)

 - Как обозначается многозначное слово в словаре?

 - Что объединяет значения многозначного слова? (главный смысл)

Урок окончен


Тема: Омонимы и их виды (2 часа)

Цель: 1. Обеспечить умение различать виды омонимов(образовательный аспект)

            2. Обеспечить умение отличать омонимы от многозначных слов(развивающий аспект)

            3. Вызвать интерес к явлению омонимии (воспитательный аспект)

Методы: частично-поисковый (метод проблемного изложения), репродуктивный.

ТСО: компьютер

Оформление доски:  -

Структура урока:

I                   Оргмомент

                    1. Организация внимания

                    2. Постановка целей.

II                  Повторение

1. Самостоятельная работа

А) словарный диктант

Б) работа со схемой

III                Объяснение нового материала.

1. Наблюдение над языком.

2. Выведение правила (закономерности).

3. Работа со схемой

IV                Закрепление материала с учителем.

V                 Творческое закрепление материала.

VI                Дача домашнего задания с комментарием.

VII               Итог урока.

Ход урока:

I Оргмомент                                                                                                                         2-3

Организация внимания

Постановка целей.

Проверьте готовность к уроку. Нам понадобятся тетради для теории, домашние тетради и учебник.

Сегодня на уроке мы продолжим изучение лексики и узнаем еще одну интересную особенность нашего языка.

Запишем число и тему урока. Подчеркнем и назовем орфограммы.

II Повторение

Самостоятельная работа

А) словарный диктант

Раздаваться в тишине

Качаться на качелях

Становиться белым

Разделить на части

Колючий взгляд

Удивляться лазури неба

Объяснять тему

Б) Дополните схему

Слова

Однозначные                          ………………..

……………….                     Имеют два и более

                                             лексических значений

III Объяснение нового материала

Наблюдение над языком. Постановка проблемы.

1.Прослушайте стихотворение В. Лившица

Шел я с сумкой за плечом,

Вижу, бьет в овраге ключ.

Наклонившись над ключом,

Уронил я в воду ключ.

Шарю я в ключе по дну,

Над водою спину гну.

Если ключ я не найду,

Как домой я попаду?

 - Сколько предметов определяет слово ключ?

 - Одинаково пишутся эти слова? А произносятся?(да)

 - Есть ли в значениях этих слов общий главный смысл? (нет).

Вывод: ключ и ключ – это разные слова.

 - Запишите два словосочетания, которые будут отражать лексическое значение этих слов (родниковый ключ, дверной ключ)

2. Как вы думаете, что такое омонимы? Попробуем определить лексическое значение с помощью подбора однокоренных слов. Омо- значит «одинаковый». (пседоним, аноним, пароним, синоним, антоним).

3. Запишем в тетрадь по теории. Омонимы – это …

4. На доске в 2 столбика написаны слова.

Весь мир – прочный мир

Целый свет – яркий свет

Горький лук – стрелять из лука

 - Какие это слова? (омонимы). Почему? Докажите, что у них разное лексическое значение.

5. стр. 104 , упр. №317. Выразительно читаем вслух вместе.

Какие здесь слова-омонимы? Составьте по одному словосочетанию с каждым из них.

Проверим: какие словосочетания вы составили? ….читает(2-3 человека)

6. Запишите предложения (под диктовку)

В темноте сидеть было страшно.

Мама начала седеть.

Апельсин – плод цитрусового дерева.

По реке проплывал плот.

 - Чем похожи эти слова (произношением), а чем отличаются друг от друга (написанием)?

Почему эти слова называют омофонами(«фон» - звук)? (одинаково звучат).

Запишем в тетради по теории, что такое омофоны.

7. Запишем словосочетания.

Тяжелый замок и рыцарский замок.

Чем отличаются слова в этих сочетаниях? (ударением) Это омографы. Почему они так названы? («графо» - пишу) – одинаково пишутся. Запишем в тетрадь, что такое омографы.

8. Запишем словосочетания.

Острая пила и с удовольствием пила чай.

Эти слова и пишутся и произносятся одинаково. Они чем-нибудь отличаются, чем? (разные части речи, грамматическими признаками)

9. Запишем таблицу с примерами в тетрадь по теории (см. презентацию).

Физкультминутка

Лыжник.

IV Закрепление материала с учителем

Распределительный диктант

Распределите омонимы по столбикам (в первом столбике – омонимы, во втором – омофоны)

Почитать родителей, почитать книгу; поседеть от горя; посидеть у камина; железный ключ, родниковый ключ; рос посреди клумбы, букет роз; съедобный гриб, вирусный грипп; топить дровами, топить в воде; хочу есть, у меня есть билет; обижать друга, обежать вокруг дерева; рубка леса, рубка на палубе корабля, фарфоровые кружки, разноцветные кружки.

 - Какие два словосочетания вы не записали ни в один столбик? (кружки) Почему? (это омографы)

 - Первый столбик читает …., второй - …..

V Творческое закрепление материала.

Упр. №320 Выразительно читает …. Первое (второе, третье)  стихотворение.

Какой вид омонимов здесь представлен?

Составьте с этими словами предложения.

Проверим: читает… свои предложения(2-3 человека)

VI Дача домашнего задания                                                                                                       2

Дома вы выполните упр. №319. Распределите слова-омонимы по графам таблицы. Упр. 321 запишите ответы на кроссворд. Выучить таблицу и термины.

VII Итог урока                                                                                                                              1

 - Итак, что сегодня нового вы узнали? (омонимы)

 - Что такое омонимы? Чем они отличаются от многозначных слов?

 - Какие виды омонимов вы теперь знаете? Чем они отличаются друг от друга?

Урок окончен.


Тема: Прямое и переносное значение слов.

Цель: 1. Обеспечить умение различать прямое и переносное значение слова (образовательный аспект)

            2. Обеспечить умение объяснять переносное значение слов(развивающий аспект)

            3. Вызвать интерес к лингвистическому материалу(воспитательный аспект)

Методы: частично-поисковый (метод проблемного изложения), репродуктивный.

ТСО: компьютер

Оформление доски:  -

Структура урока:

I                   Оргмомент

                    1. Организация внимания

                    2. Постановка целей.

II                  Повторение

                    Проверка домашнего задания

                    Опрос

                    Проверочная работа

III                Объяснение нового материала.

1. Наблюдение над языком.

2. Выведение правила (закономерности).

3. Работа со схемой

IV                Закрепление материала с учителем.

V                 Самостоятельное закрепление материала.

VI                Дача домашнего задания с комментарием.

VII               Итог урока.

Ход урока:

I Оргмомент                                                                                                                         2-3

Организация внимания

Постановка целей.

Проверьте готовность к уроку. Нам понадобятся тетради для теории, домашние тетради и учебник.

Сегодня на уроке мы продолжим изучение лексики и откроем секрет образности и выразительности нашего языка.

II Повторение

Проверка домашнего задания

Проверим упражнение №319. Что вы писали в первый столбик? (омонимы) Во второй …(омографы)? В третий …(омофоны)? ……Читает первый столбик, …. – второй, …. – третий.

Опрос (фронтальный)

 - Лингвистика – это…?

 - Раздел лингвистики, изучающий слово как часть речи – это…?

 - Что такое омонимы?

 - На какие 4 группы делятся омонимы?

 - Слова, которые отличаются грамматическими признаками?

 - Омографы – это…?

 - Омофоны – это слова, которые различаются ….?

Проверочная работа

Записываем словосочетания парами, ставим тире, пишем к какому виду омонимов они относятся: Я заключил пари. Пари в небесах! Спешить на работу, спешить коня. Безобразное поведение, безобразное произведение. Сладкая лесть, лезть вверх. Сидеть на лавке, купить в лавке продукты.

 Работа с сигналами

«Светофорчик» - учитель раздает три листка разного цвета (красный, желтый, зеленый). Красный – омонимы, желтый – омофоны, зеленый – омографы.

III Объяснение нового материала

Наблюдение над языком. Постановка проблемы.

На доске в два столбика написаны словосочетания:

Стальной нож – стальной характер

Золотые браслеты – золотые руки

Холодный напиток – холодное сердце

Колючая проволока – колючий взгляд

 - Рассмотрим словосочетания в первом столбике, объясним лексическое значение, затем во втором столбике и тоже объясним лексическое значение.

 - Являются ли слова омонимами? (Нет) Почему? (у них есть главный смысл, который их объединяет).

 - Чем отличаются словосочетания в первом столбике от словосочетаний во втором столбике? (прямое и переносное значение)

 - Каким будет прямое значение по отношению к переносному? (основным, главным)

 - Что означает переносное значение?

 - Для чего мы употребляем слова в переносном значении?

Обобщение

 Зарисуем схему со стр. 83 в тетрадь по теории.

IV Закрепление материала с учителем

У доски индивидуальная работа.

Котелок сердится и бормочет на огне. Найдем грамматическую основу.

Над всеми глухими согласными подписать их звонкую пару. Над каким глухим согласны вы не надписали пару? (ч). Почему?

Котелок – маленький котел, сосуд для варки пищи.

 - В каком из этих предложений слова употреблены в переносном значении.

 - Какие это слова? Объясните лексическое значение этих слов в данном контексте.

V Самостоятельное закрепление материала

Упр. № 255

Читаем выразительно вслух хором. Спишите текст, подчеркните безударные гласные в корне, глаголы разберите по составу.

Проверим…

VI Дача домашнего задания                                                                                                       2

Дома вы выполните упр. №257. ….читает задание вслух. Есть вопросы по выполнению упражнения? Повторить термины.

VII Итог урока                                                                                                                              1

 - Итак, что сегодня нового вы узнали? (прямое и переносное значение)

 - На что указывает прямое значение? А на что переносное?

 - На основе чего происходит перенос наименования? (на основе сходства)

 - Для чего мы употребляем слова в переносном значении?

Урок окончен.


Тема: Тропы.

Цель: 1. Обеспечить умение узнавать тропы в тексте(образовательный аспект)

            2. Обеспечить умение различать эпитеты, метафоры, сравнения и олицетворения (развивающий аспект)

            3. Вызвать интерес к лингвистическому материалу (воспитательный аспект)

Методы: частично-поисковый (метод проблемного изложения), репродуктивный.

ТСО: компьютер

Оформление доски:  -

Структура урока:

I                   Оргмомент

                    1. Организация внимания

                    2. Постановка целей.

II                  Повторение

1. Самостоятельная работа

А) терминологический диктант

III                Объяснение нового материала.

1. Наблюдение над языком.

2. Выведение правила (закономерности).

3. Работа со схемой

IV                Закрепление материала с учителем.

V                 Самостоятельное закрепление материала.

VI                Дача домашнего задания с комментарием.

VII               Итог урока.

Ход урока:

I Оргмомент                                                                                                                         2-3

Организация внимания

Постановка целей.

Проверьте готовность к уроку. Нам понадобятся тетради для теории, домашние тетради и учебник.

Сегодня мы узнаем, какие средства языка делают нашу речь наиболее выразительной и красивой.

II Повторение

Терминологический диктант

 - Наука о языке – это …?

 - Какой раздел лингвистики изучает словарный состав языка?

 - Главный смысл слова – это..?

 - Слова близкие по значению, но различные по написанию?

 - Слова противоположные по значению?

 - Слова одинаковые по написанию, но разные по значению?

 - Слова, которые различаются ударением и значением …

 - Слова, которые различаются грамматическими признаками…

 - На какие две группы делятся значения слова (прямое и переносное)

 - Назовите главные члены предложения…

III Объяснение нового материала

Наблюдение над языком. Постановка проблемы.

Искусству красивой русской речи учат нас писатели и поэты. Один из приемов создания образности речи вы уже знаете. Какой? (переносное значение) При этом образуются специальные обороты речи, усиливающие ее образность и выразительность или тропы. Запишем в тетрадь по теории, что такое тропы. (см. презентацию)

Запишем в 2 столбика:

Алмазная роса – ветер воет

Костер рябины красной – капель запела

Рассмотрим первый столбик. В каком значении употреблены слова алмазная и костер?

Как мы можем охарактеризовать эти словосочетания? Что означает словосочетание алмазная роса, костер рябины? (блестит, как алмаз; роса сравнивается с алмазом; красная, как костер). Сравнение основано на сходстве двух предметов, и оно скрыто. Под первым столбиком записываем: метафора. Это скрытое сравнение.

Рассмотрим второй столбик. Объясните лексическое значение слов воет и запела. Что означают эти словосочетания? На основе чего происходит перенос? (свойства живых переносится на неживые предметы) Под вторым столбиком записываем – олицетворение.

Запишем в 2 столбика

Звонкая тишина – озеро как зеркало

Месяц ясный – быстрый, как ветер

Широкое поле – вода как изумруд

Рассмотрим 2-ой столбик. Какое явление вы видите? (сравнение). Как вы это определили? (с помощью сравнительного союза)

Рассмотрим 1-ый столбик. Чем являются прилагательные звонкая, ясный, широкое в словосочетаниях? (определением). Под этим столбиком подпишем – эпитет, т. е яркое , образное определение.

Запишем таблицу в тетрадь (см. презентацию)

Физкультминутка

IV Закрепление материала с учителем

Записываем словосочетания под диктовку, ставим тире, записываем вид тропов.

Морской воды тяжелый изумруд

Невыразимое горе

Горючие слезы

Трава как ковер

Красный закат

Бушуют волны

Сыплет черемуха снегом

Отговорила роща золотая

Проверим: читаем по цепочке, называем тропы, начинает …

V Самостоятельное закрепление материала

Упр. № 260

Читаем выразительно вслух хором. Спишите текст, разберите по составу слова, употребленные в переносном значении. Выпишите две метафоры. Проверим…

VI Дача домашнего задания                                                                                                       2

Дома вы выполните упр. №259. Спишите стихотворение С. Есенина, выпишите три метафоры, три эпитета, три олицетворения. Выполните задание 4 и 5 к этому упр.

VII Итог урока                                                                                                                              1

 - Итак, что сегодня нового вы узнали? (тропы)

 - На чем основано создание тропов? (на переносе)

 - Какие виды тропов вы теперь знаете?

- Что такое метафора, эпитет, олицетворение, сравнение?

Урок окончен.


Тема: Фразеологизмы.

Цель: 1. Обеспечить умение узнавать фразеологизмы в тексте(образовательный аспект)

            2. Обеспечить умение различать фразеологизмы и слова, употребленные в переносном значении (развивающий аспект)

            3. Вызвать интерес к лингвистическому материалу (воспитательный аспект)

Методы: частично-поисковый (метод проблемного изложения), репродуктивный.

ТСО: компьютер

Оформление доски:  -

Структура урока:

I                   Оргмомент

                    1. Организация внимания

                    2. Постановка целей.

II                  Повторение

Проверка домашнего задания

                    Фронтальная работа

                     Индивидуальная работа

III                Объяснение нового материала.

1. Наблюдение над языком.

2. Выведение правила (закономерности).

IV                Закрепление материала с учителем.

V                 Самостоятельное закрепление материала.

VI                Дача домашнего задания с комментарием.

VII               Итог урока.

Ход урока:

I Оргмомент                                                                                                                         2-3

Организация внимания

Постановка целей.

Проверьте готовность к уроку. Нам понадобятся тетради для теории, домашние тетради и учебник.

Сегодня мы познакомимся с самыми интересными оборотами нашей речи, с фразеологизмами. Запишем число и тему урока. Выделим орфограммы.

II Повторение

Проверка домашнего задания

Проверим упражнение №259. Как вы выполняли упражнение? Какие вы выписали метафоры? ……читает свои примеры, дает определение метафоре, объясняет. Какие вы выписали эпитеты (олицетворения). ……читает свои примеры, дает определение эпитету(олицетворению), объясняет.

Фронтальная работа

Распределите в 2 столбика, в первый метафоры, во второй эпитеты: сонное озеро города, душистая роса, румяный вечер, серебряная ложка луны.

Проверим:….

Индивидуальная работа.

У доски 3 учащихся записывают три предложения. Лес отразился в озере, как в зеркале. Роса, как алмаз, блестела на листьях. Вода как слеза.

Какой прием выразительности здесь использован? (сравнение)

Подчеркнем главные члены предложения. Рассмотрим последнее предложение, найдем в нем грамматическую основу. Перед сравнительным союзом как запятая не ставится, т.к. между подлежащим и сказуемым запятая не ставится.

III Объяснение нового материала

Наблюдение над языком. Постановка проблемы.

На доске записаны выражения: сидеть сложа руки, правая рука, прикусить язык.

Как вы понимаете эти выражения? В прямом или переносном смысле? (можно употребить и в прямом и в переносном) Что означают эти словосочетания в переносном смысле? Подберем синонимы, чтобы определить лексическое значение (бездельничать, помощник, замолчать).

Эти словосочетания можно заменить одним словом.

Можно ли в этих выражениях заменить слова? Измениться ли смысл? Поймем ли мы, о чем будет идти речь? (нет).

А раз в этих выражениях нельзя заменить слова, какие это будут выражения?(неизменные, устойчивые).

Запишем в тетрадь по теории, что такое фразеологизмы.

Откроем стр. 86, читаем правило.

IV Закрепление материала с учителем

Выполним упр. №262. ….читает задание. Как будем делать? (….). Вместе составляем два предложения. Во время обеда я торопился и прикусил себе язык. Когда мне поставили «два» за поведение, я прикусил язык. В каком случае выражение прикусил язык используется как фразеологизм?

Упражнение № 263

Читаем задание. Что будем делать? Распределите по столбикам: в первый – фразеологизмы с синонимами, во второй – с антонимами. Проверим: что получилось в первом, что во втором столбике?

V Самостоятельное закрепление материала.

Упр. № 264. Читаем задание. Все ли сочетания вы запишите? Почему? Какие именно сочетания вы запишите? Записываем.

Выпишите один фразеологизм, включающий слово с корнем –вод- в значении «вода». Объясните его лексическое значение.

VI Дача домашнего задания с комментарием.

Дома вы выполните упр. №265. Читаем задание, задаем вопросы.

VII Итог урока                                                                                                                              1

 - Итак, что сегодня нового вы узнали? (фразеологизмы)

 - Что такое фразеологизм?

 - Можно ли их заменить одним словом??

 - Для чего служат фразеологизмы? (образная речь)

Урок окончен.


Тема: Как пополняется словарный состав языка. Заимствование.

Цель: 1. Обеспечить умение узнавать иноязычные слова (образовательный аспект)

            2. Вызвать интерес к лингвистическому материалу (воспитательный аспект)

Методы: частично-поисковый (метод проблемного изложения), репродуктивный.

ТСО: компьютер

Оформление доски:  -

Структура урока:

I                   Оргмомент

                    1. Организация внимания

                    2. Постановка целей.

II                  Повторение

Блиц-опрос

Работа со словарем

                    Фронтальная работа

III                Объяснение нового материала.

1. Наблюдение над языком.

2. Выведение правила (закономерности).

IV                Закрепление материала с учителем.

V                 Самостоятельное закрепление материала.

VI                Дача домашнего задания с комментарием.

VII               Итог урока.

Ход урока:

I Оргмомент                                                                                                                         2-3

Организация внимания

Постановка целей.

Проверьте готовность к уроку. Нам понадобятся тетради для теории, домашние тетради и учебник.

Сегодня мы узнаем, как пополняется словарный состав языка.

II Повторение

Блиц-опрос

5 человек по три теоретических вопроса по разделу «Лексика».

Работа со словарем

Запишем в свой орфографический словарь слова со стр. 67 ЗСП – 9 Выделим морфемы, подчеркнем орфограммы, подберем проверочные слова.

Фронтальная работа

Распределите в 2 столбика метафоры и эпитеты: свежий ветер, заря новой жизни, между кленов шепот осенний, красное солнце, ясные звезды, легкое золото ресниц

III Объяснение нового материала

Наблюдение над языком. Постановка проблемы.

Как вы думаете словарный состав языка изменяется? (да). А как он изменяется? (слова устаревают, появляются новые).

Многие вещи, предметы быта выходят из употребления или заменяются другими более совершенными. Например: раньше были такие транспортные средства, как дрожки, пролетка. В древней Руси были богатыри, которые носили кольчуги, их оружием были булава и лук со стрелами, которые хранились в колчане. Все эти слова сейчас используются только тогда, когда мы говорим о историческом прошлом.

Но несмотря на отмирание многих слов лексический состав не уменьшается. Как вы думаете почему? (приходят слова из других языков и словообразование)

Запишем схему в тетр. По теории (см. презентацию)

Прослушайте стихотворение Я. Козловского « И среди своих законных…» Выпишите 2-3 иноязычных слова. Тяжело было определить какие слова являются заимствованными, а какие нет?

Запишем в тетрадь по теории признаки иноязычных слов с примерами.

IV Закрепление материала с учителем

Распределительный диктант. Распределите по столбикам иноязычные и русские слова: бюрократ, внучка, денек, весенний, биатлон, фехтование, автомат, грозовой, бережок, парикмахер, эпизод, экран, пересолить, медный, трюк, диалог, диагноз

Проверим: …

V Самостоятельное закрепление материала.

Упр. №  274. Читаем задание. Как будем выполнять? Задаем вопросы.

Выполняем, проверяем.

VI Дача домашнего задания с комментарием.

Дома вы выполните упр. №273. Читаем задание, задаем вопросы.

VII Итог урока                                                                                                                              1

 - Как происходит пополнение словарного состава языка?

 - Что такое словообразование?

 - Что такое заимствование?

 - Признаки иноязычных слов…

Урок окончен.


Контрольная работа

Лексика

Вариант I

1) Допишите

Лексика – раздел науки о языке, который изучает …

Омонимы – это слова …

Фразеологизмы -  это…

2) Дополните схему

Слова

Однозначные                          ………………..

……………….                     Имеют два и более

                                             лексических значений

3) Объясните значение слов с помощью подбора синонимов.

Информация, расшифровать

4) Подберите по два антонима к словам:

Друг, отдаленный

5) Определите к какой группе омонимов относятся выделенные слова:

Целый свет – яркий свет

Географический атлас – яркий атлас

Прим..рять платье – прим..рять врагов

6) Определите, какие средства выразительности здесь использованы

А) буйная головушка

Б) вольные степи

В) бархатная трава

Г) «… Алым соком ягоды на коже…» (С. Есенин)

Д) «…Зерна глаз твоих..» (С. Есенин)

Е) Клен кивает мне головой


Контрольная работа

Лексика

ВариантII

1) Допишите

Лексическое значение - это …

Омографы – это слова…

Тропы – специальные обороты речи, которые…

2)Дополните схему

Лексическое значение слова

……………                     переносное

Прямо указывает на                 ………………..

 предмет, действие,                    ………………

 явление                              ……….…….

3) Объясните значение слов с помощью подбора синонимов.

Рассказывать, отдаленный

4) Подберите по два антонима к словам:

Разгадать, горе

5) Определите к какой группе омонимов относятся выделенные слова:

Горький лук – стрелять из лука

Яркий голубец – вкусный голубец

Много белок – яичный белок

6) Определите, какие средства выразительности здесь использованы

А) румяное лицо

Б) веселый пляс

В) «…со снопом волос твоих овсяных..» (С. Есенин)

Г) «…шепчет ветер» (С. Есенин)

Д) Луна, как золотая лягушка, распласталась на воде.

Е) полуночная тишина



Предварительный просмотр:

Контрольная работа по разделу «Лексика».

1 вариант.

1. Что изучает лексика?

2. Распределите слова на 2 группы: однозначные и многозначные:

     кисть, фауна, игла, трубить, блондин, челнок, число, серебряный.

    Дайте толкования одного многозначного слова.

3.Запишите словосочетание, в котором слово употреблено в переносном значении:

    1) золотое кольцо;  2) тёмная ночь;  3) серебряные волосы;  4) идёт по дороге.

4. Подберите к каждому слову однокоренное и синоним:

     думать, дерево, глаз, честный, малыш.

5.Вспомните и запишите пословицы с антонимами. Антонимы подчеркните.

6.Из данного предложения выпишите слово, которое имеет омонимы. Докажите.

    Говядину можно тушить с овощами.

7.Опишите вашу любимую игрушку, используя синонимы. Синонимы подчеркните.

2 вариант.

1. Что изучает лексика?

2. Распределите слова на 2 группы: однозначные и многозначные:

     диалог, плов, ключ, иголка, больница, парта, линейка, отец.

      Дайте толкования одного многозначного слова.

3.Запишите словосочетание, в котором слово употреблено в переносном значении:

    1) читает письмо;  2) ветер воет;  3) старинная крепость;  4) хлебный магазин.

4. Подберите к каждому слову однокоренное и синоним:

    солнце, бросил, мороз, улыбка, тихий, врач.

5.Вспомните и запишите пословицы с антонимами. Антонимы подчеркните.

6.Из данного предложения выпишите слово, которое имеет омонимы. Докажите.

    Рысь - осторожное и ловкое животное.

 7.Опишите дом, в котором вы живёте, используя синонимы. Синонимы подчеркните.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока английского языка в 5 классе по учебнику Spotlight. Вводный модуль. Урок 1

Технологическая карта урока английского языка в 5 классе по учебнику Е.Ю.Ваулиной, Д.Дули, О.Е.Подоляко, В.Эванс «Английский в фокусе»по теме «Вводный урок. Английский алфавит (...

Технологическая карта урока английского языка в 5 классе по учебнику Spotlight. Вводный модуль. Урок 2

Технологическая карта урока английского языка в 5 классе по учебнику Е.Ю.Ваулиной, Д.Дули, О.Е.Подоляко, В.Эванс «Английский в фокусе»по теме: «Английский алфавит (II). Формиров...

Технологическая карта урока английского языка в 5 классе по учебнику Spotlight. Вводный модуль. Урок 3

Технологическая карта урока английского языка в 5 классе по учебнику Е.Ю.Ваулиной, Д.Дули, О.Е.Подоляко, В.Эванс «Английский в фокусе»по теме: Английский алфавит (IV). Развитие базовы...

Технологическая карта урока английского языка в 5 классе по учебнику Spotlight. Вводный модуль. Урок 4

Технологическая карта урока английского языка в 5 классе по учебнику Е.Ю.Ваулиной, Д.Дули, О.Е.Подоляко, В.Эванс «Английский в фокусе»по теме: Английский алфавит (IV). Развитие базовы...

Технологическая карта урока английского языка в 5 классе по учебнику Spotlight. Вводный модуль. Урок 5

Технологическая карта урока английского языка в 5 классе по учебнику Е.Ю.Ваулиной, Д.Дули, О.Е.Подоляко, В.Эванс «Английский в фокусе»по теме:   Числительные (1–10). Имена....

Технологическая карта урока английского языка в 5 классе по учебнику Spotlight. Вводный модуль. Урок 6

Технологическая карта урока английского языка в 5 классе по учебнику Е.Ю.Ваулиной, Д.Дули, О.Е.Подоляко, В.Эванс «Английский в фокусе»по теме:  Глаголы места. Развитие навыков употреб...

Технологическая карта урока английского языка в 5 классе по учебнику Spotlight. Вводный модуль. Урок 7

Технологическая карта урока английского языка в 5 классе по учебнику Е.Ю.Ваулиной, Д.Дули, О.Е.Подоляко, В.Эванс «Английский в фокусе»по теме: Школьные принадлежности. Классно-урочные...