Урок русского языка в 5 классе "Антонимы"
презентация к уроку по русскому языку (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Назовите антонимы
. Для чего нужны антонимы? Антоним – греческое слово: анти – приставка со значением «противоположный, онима – «имя»
И нам с тобой пришёл черёд Сыграть в игру «Наоборот» Скажу я слово хорошо , А ты ответишь: Скажу я слово великан , А ты ответишь: Скажу я слово потолок , А ты ответишь: Скажу я слово потерял , И скажешь ты: плохо. кроха. пол. нашёл.
Запишите пословицу Сколько в ней антонимичных пар? Ученье - свет, а неученье – тьма. Выполните синтаксический разбор предложения Ученье – неученье; свет – тьма.
Вставьте нужные антонимы Любишь брать, люби … . Сытый … не разумеет. Иди вперёд, а оглядывайся …. Корень учения горек, да плод его … . Чему служат антонимы в этих пословицах? Какие части речи могут выступать в роли антонимов? (Противопоставлению положительного отрицательному.) (Почти все!)
Подберите к прилагательному несколько антонимов Надёжный друг - … . (Неверный, коварный, ненадёжный, вероломный.) Как называются группы этих слов? (Синонимический ряд.) Чем отличаются антонимы от синонимов?
В каких предложениях употреблены антонимы, а в каких синонимы? Эта задача несложная, простая. Он сделал это не случайно, а намеренно. Он сделал это неслучайно, намеренно. Эта задача не сложная, а простая. Составьте и запишите предложения со словами увлекательно – скучно ; радостный – грустный , используя данные выше предложения в качестве образца. Обратите внимание на правописание не .
Устно подберите антонимы к приведённым словам Тихий, бедный, богатый, ленивый, чёрный, ветхий, высокий. С каким словом возникли сложности? Почему? (Со словом «высокий», потому что оно многозначное). Высокая душа – приземлённая (устремлённая в небо или к земле). Высокая скамья – низкая.
Подберите антонимы к разным значениям многозначных слов 1. Свежий (хлеб, журнал, ветер). 2. Лёгкий (труд, путь, ветер). (Чёрствый, старый, тёплый). (Тяжёлый, трудный, сильный).
Исправьте лексические недочёты, взятые из сочинений учащихся Герасим был хороший, а барыня жестокая. Эта речка не широкая, а мелкая. Царевна была добрая, а царица плохая. Царевна была добрая, а царица злая. Герасим был хороший, а барыня плохая. Эта речка не широкая, а узкая. Проверь:
Перепишите текст, заменяя антонимами все слова, у которых они есть Жил – был кролик. Рано утром он вышел из своего домика и отправился в путь. Через час он свернул влево, а ещё через час – вправо. Дело было зимой, и кролику стало холодно. Он шёл всё быстрее и быстрее. Впереди уже можно было разглядеть крышу кроличьего домика, а позади ещё виднелась лесная опушка и какие-то далёкие огоньки. Получился ли у вас текст, не лишённый смысла?
Подведём итоги Что такое антонимы? Какие части речи могут выступать в роли антонимов? Что нужно учитывать при подборе антонимов? Какова роль антонимов в речи?
Использованные материалы http://www.proshkolu.ru/download/1339346/7e3a0679f186ea98/ Лазаренко Г.П. Уроки русского языка в 5 классе: поиски и находки: Учеб.-метод. пособие. -М.: Дрофа, 2004 http://new-people.info/index.php
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"
Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...
Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.
В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...
Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"
Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...
Интегрированный урок русского языка и истории. Тема урока: «Русский язык - один из развитых языков мира, язык межнационального общения в Российской Федерации». 6 класс.
Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний. Форма проведения: интегрированный урок....
Урок русского языка : Стили русского литературного языка.Автор : учитель русского языка Мешкова В.Н МОУ « Филимоновская СОШ»
Р/Р. СТИЛИ РЕЧИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Цели: систематизировать знания учащихся о стилях речи; учить составлять тексты определенного стиля...
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе (к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой) (68 ч.)
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе(к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой)(68 ч.)...