«Бородинское сражение как историческое событие и его отражение в литературе»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Цель интегрированного урока – показать тесную связь предметов русская литература история, изобразительное искусство. Необычная форма данного занятия помогает учителю пробудить в учениках интерес к изучению данных предметов. Интегрированный урок способствует переносу знаний, умений, навыков из русской литературы в историю и из истории в русскую литературу. Использование в работе интеграционных уроков способствует воспитанию широко эрудированного человека, обладающего целостным мировоззрением, способностью самостоятельно систематизировать имеющиеся у него знания и нетрадиционно подходить к решению различных проблем.
Цель урока: познакомить учащихся с литературным произведением, отображающим историческое событие, показать, какие художественные средства использовал поэт для художественного изображения исторического события.
В ходе применения интерактивной доски учащиеся учатся анализировать цели, процессы и результаты своей деятельности.
Урок был апробирован на уровне школы (подредактирован и дополнен).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_literature.doc | 79 КБ |
Предварительный просмотр:
«Бородинское сражение как историческое событие и его отражение в литературе»
Москва, Москва!.. люблю тебя, как сын,
Как русский, - сильно, пламенно и нежно.
М.Ю. Лермонтов
Цель урока:
1. Познакомить учащихся с историческим событием - Бородинским сражением, объяснить его значение в ходе Отечественной войны 1812 г.
2. Познакомить учащихся с литературным произведением, отображающим историческое событие, показать, какие художественные средства использовал поэт для художественного изображения исторического события.
3. Показать взаимосвязь учебных предметов: истории, литературы, изобразительного искусства.
4. Воспитать в растущем человеке такие духовные понятия, как любовь к Родине, к народу.
Структура урока:
1. Историческая справка о Бородинском сражении.
2. История создания стихотворения "Бородино".
3. Чтение стихотворения "Бородино"
4. Анализ литературного текста.
5. Анализ исторического сражения.
6. Вывод.
Ход урока.
Ребята, сегодняшний наш урок не совсем обычный, его мы проведем вдвоем с _______________, так как для изучения некоторых литературных произведений, посвященных какому-либо историческому событию, надо хорошо знать историю этого события.
Сегодня именно такой случай.
Учитель истории:
- Ребята,что вам известно о Бородинском сражении?
- Бородинское сражение – великое историческое событие, предмет гордости всего русского народа.
Великий русский народ имеет многовековую историю. Много раз ему приходилось героически отражать нападения иноземных завоевателей, отстаивать свою независимость. Пережив потери и разрушения. Российское государство снова возрождалось.
К началу XIX в. Россия стала одним из самых могущественных государств в Европе. Она имела сильную армию и флот. Сокрушить могущество России, захватить её богатства, покорить русский народ по-прежнему мечтали чужеземцы.
В начале XIX в. грозная опасность нависла над нашей страной. Император Франции Наполеон, покоривший всю Европу, двинул свои полчища на Россию... (Слайд 3)
Сегодня мы познакомимся с событиями, вошедшими в нашу историю как "Отечественная война 1812 года".
Вопрос: Ребята, приходилось ли раньше России отстаивать свою независимость?
Какие качества проявлял русский народ, когда отстаивал свою независимость?
Вот и эта война показала образцы патриотизма и военной доблести. Вот почему, вспоминая эту войну, мы и сейчас с гордостью повторяем слова великого русского поэта М.Ю. Лермонтова:
- "Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!"
Осенними ночами 1811 г. над Европой ярко светила в небе великолепная комета. Многим в России она казалась предвестием близкой войны. И вот она грянула - "гроза двенадцатого года".
В ночь 24 июня 1812 г. французские войска переправились через реку Неман и вторглись в пределы Российского государства. "Не пройдет и месяца, как мы будем в Москве", - любил повторять Наполеон. Его военная сила почти втрое превосходила стоявшие против неё русские войска .армии Барклая-де-Толи и Багратиона. Наполеон рассчитывал мощным ударом разгромить русские армии еще на границе. Но его план был сорван. Слайд 4
Вопрос: Как вы думаете, ребята, почему?
Россия сопротивлялась. Весь русский народ готов был стать на защиту Отечества - с разных концов России полились пожертвования. Среди народа были созданы добровольческие дружины. Но хорошо подготовленной, выученной армии было мало, чтобы противостоять врагу. Но наполеону помогала вся Европа, а Россия была одна.
Русские войска, ведя оборонительные бои, стали отступать...
Вопрос: Ответьте, пожалуйста, на такой вопрос: почему русские войска вынуждены были отступать.
Главнокомандующим русской армии в этот грозны час был назначен талантливый полководец Михаил Илларионович Кутузов, которого очень любили солдаты и беззаветно верили ему. Российский император Александр I завидовал его популярности. (слайд 2)
Даже через 1,5 столетий переполняешься любовью и гордостью, благодарностью к этому замечательному военному деятелю - М.И. Кутузову.
Опытный полководец, ученик Суворова хорошо понимал, что Россия была вынуждена пока отступать, чтобы сохранить силы. Но 108 верстах от Москвы Кутузов остановился близ села Бородино. Был сентябрь 1812г ( Слайд 6)
Учитель: Весь день 6 сентября прошел в приготовлениях к предстоящей битве. Наступил вечер. Тихо было в русском лагере. (Слайд 9,10,11)
"Кто кивер чистил весь избитый,
Кто штык точил, ворча сердито,
Кусая длинный ус..."
И в душе каждый готовился к великому бою.
Во французском лагере было всё не так: оттуда доносились шум и ликование, предвкушая вкус победы. Всю ночь они веселились и пировали, уверенные в собственной победе.
Учитель литературы:
"И только небо засветилось,
Все шумно вдруг зашевелилось..."
Это было начало Бородинской битвы, продолжавшейся целый день, почти 15 часов. Бомбы и ядра сыпались с обеих сторон градом, залпы пушек и мелкого орудия сливались в один гул... Земля дрожала... От дыма не было видно даже солнца...
Учитель истории:
«Вам не видать таких сражений!
Носились знамена, как тени,
В дыму огонь блестел.
Звучал булат, картечь визжала, Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел...
Земля тряслась, как наши груди,
Смешались в кучу кони, люди
И залпы тысячи орудий
Слились в протяжный вой.,.»
В этом сражении лучший генерал русской армии - Багратион держал левый фланг. Здесь были построены земляные укрепления (редуты), Багратионовы флеши, на которые обрушился главный удар наполеоновской армии.
Несмотря на потери, русские войны не теряли веру в победу, они продолжали отражать натиски врага. И даже тогда, когда кончались пули в бою, русские воины продолжали сражаться в рукопашную.
Учитель истории: «Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой!...»
Рукопашный бой шел с шести часов утра до полудня, после чего русские войска перешли в наступление. Спустя несколько минут, Багратион был смертельно ранен. Это вызвало замешательство в рядах русских воинов. Но вскоре из-за дыма, гари и копоти поднялась огромная фигура. Это был генерал Дохтуров, назначенный командиром вместо Багратиона. Дохтуров обратился к солдатам с приказом: "За нами Москва, умирать всем, но ни шагу назад"
Учитель литературы:
"И молвил он, сверкнув очами:
Ребята, не Москва ль за нами?
Умремте ж под Москвой,
Как наши братья умирали..."
Целый день продолжалась битва. К вечеру постепенно смолкли орудия. Страшную картину представляло собой Бородино. Никогда еще французы не видали такого большого количества убитых. (слайд23,25,26,30 )
Вопрос: "Ребята, вы запомнили имя императора Франции, начавшего войну против России? Опишите мне его? (Слайд 3)
Мрачный, молчаливый Наполеон объехал поле сражения. Убитых было так много, что лошадь еле находила, куда поставить ногу. Не смолкали вопли раненых, однако Наполеон редко слышал русскую речь.
Победа была ничья: войска устояли на своих местах. Россия и Франция продемонстрировали свои силы всей Европе. Враги дрались с диким остервенением - они стремились в Москву.
Русские, встретив врага грудью, стояли твердо и сражались с удивительным мужеством. Они понимали, что спасают Родину, заслоняют собой сердце России.
Бородино явилось примером героической борьбы русской армии и народа за независимость своей страны.
"Француз боек, да русский стоек!"- поговаривали тогда в России.
Вопрос: А вы помните, ребята, советы Л. В. Суворова солдатам? Какими должны быть воины, чтобы выдержать тяготы войны?
Бородино является яркой страницей в истории нашей Родины, показавшей сплоченность, мужество, самоотверженность нашего народа. Ему посвящены многие исторические исследования, ее героев воспели поэты и художники. (Слайды 20,21,22,24,27,28)
Учитель литературы: Итак, вы познакомились с исторической справкой о Бородинском сражении. История не дает оценок: хорошо или плохо, она не судит кто прав, кто виноват, а только рассказывает нам о событиях, не приукрашивая, не преувеличивая и не преуменьшая значение того или иного факта.
Художественная литература в описании какого-либо исторического факта может позволить себе снисходительность или строгое отношение, вымысел, восхваление, иногда неточности, которые необходимы для более глубокого эмоционального восприятия содержания произведения.
Но не всякое историческое событие может стать объектом художественной литературы, а только те, которые сохраняются в сердцах и памяти народной.
Есть в истории нашей Родины немало событий, о которых мы помним всегда. Они - наша гордость и честь. К таким событиям относится и Бородинская Битва.
Лучший поэтический памятник Бородинскому сражению - стихотворение М. Ю. Лермонтова, которое он коротко и выразительно назвал "Бородино". Это стихотворение было написано в связи с 25-ти летнем Отечественной войны 1812 года, впервые напечатано в пушкинском журнале "Современник" уже после смерти А. С. Пушкина, в этом стихотворении чувствуется огромная любовь поэта к Родине, к ее истинному защитнику - русскому народу. (Слайд 1)
Вопрос: Еще в каком стихотворении Лермонтов обращается к теме Бородина?
Но еще в 1831 году, семнадцатилетним юношей. Лермонтов обращается к теме Бородина, пишет стихотворение "Поле Бородина" под впечатлением слышанных рассказов об этой великой битве. В нем уже есть, поразившие юного Лермонтова, слова генерала Дохтурова:
Ребята, не Москва ль за нами?
Умремте ж под Москвой!
Есть некоторые детали боя, но в целом стихотворение вылилось в том условном романтическом стиле, в каком писали тогда:
Всю ночь у пушек пролежали
Мы без палаток, без огней
Штыки вострили, да шептали
Молитву Родины своей.
Лермонтов в своем творчестве неоднократно обращается к теме Бородинского сражения: сначала - "Поле Бородино", затем "Бородино", "Воздушный корабль", "Последнее новоселье".
Вопрос: А как вы думаете, ребята, почему М. Ю. Лермонтов так часто обращался именно к этой теме?
Лермонтов родился уже в перенесшей французское нашествие Москве. Ему было меньше года, когда родители увезли его в пензенскую деревню Тарханы, принадлежавшую его бабушке Елизавете Алексеевне Арсеньевой. Там прошли детские годы будущего поэта.
В Тарханах его окружали люди 12-го года. В семье его кормилицы тархан-ской крестьянки жил бородинский ветеран-инвалид Дмитрий Фёдоров. Бывая у кормилицы Лукерьи, мальчик не мог не слышать рассказов старого солдата о его долгой, боевой жизни.
В доме Арсеньевой всегда было много гостей. Здесь постоянно бывали военные, прежде всего братья Елизаветы Алексеевны - офицеры артиллерии
( Дмитрий и Афанасии Столыпины). Именно от них узнал маленький Миша о роли гвардейской артиллерии в Бородинском сражении.
Воспитателем и учителем французского языка Миши Лермонтова был мосье Капэ, бывший наполеоновский офицер, навсегда сохранивший в душе верность своему императору, он считал Наполеона великим полководцем и государственным деятелем.
Когда Мише было 6 лет, бабушка привозила его в Москву, еще хранившую следы разрушений: на улицы груды обгорелых камней, сожженные дворцы, взорванные башни Кремля, сотни трофейных орудий у стены арсенала в Кремле. Это не могло произвести глубокого впечатления на мальчика.
Шли годы, Мише Лермонтову уже 13 лет. Его "отдают к наукам и воспитанию" в пансион при Московском университете, поднимается на колокольню Ивана Великого, откуда видит Поклонную гору. высоту, с которой просматривалось поле Бородино во время битвы.
Учась в Юнкерской школе он пишет сочинение "Панорама Москвы", в этом сочинении он так отзывается о Московском Кремле: "Что сравнить с этим Кремлем, который , окружась зубчатыми стенами, красуясь золотыми главами соборов, возлежи на высокой горе... Давно ли, как баснословный феникс он возродился из пылающего своего праха?..." Да, Москва после пожара 1812-го года давно оправилась, стала еще -краше и величавее.
В летние месяцы Лермонтов живет в Серединкове - имении вдовы генерала Столыпина (брат бабушки). Здесь большой интернат для него представляла библиотека покойного генерала, особенно богатая литературой об Отечественной войне.
Лермонтов зачитывался письмами, мемуарами, записками Дениса Давыдова и Н.А. Дуровой (женщины-партизанки); стихами о войне 1812 года, печатавшимся в журнале А.С. Пушкина "Современник".
Одаренный необыкновенной силой воображения, Лермонтов как бы сам становится очевидцем событий, поэтому, вооружившись обширными сведениями трехлетней военной службой, в 1837'году, переработав свой юношеский набросок "Поле Бородина" в замечательное стихотворение "Бородино", Лермонтов создает произведение, ставшее лучшим во всей русской литературе произведением об этом великом сражении.
Литературный критик В.Г. Белинский писал: "Это стихотворение отличается простотою, безыскусственностью, в каждом слове слышите солдата, язык которого, не переставая быть грубо простодушным, в тоже время благороден, силен и полон поэзии".
"Вам не видать таких сражений!" - в этих словах и гордость за великий подвиг русского народа и напутствие молодому поколению, которое должно брать пример с героев Бородина.
Вопрос: А вы помните, ребята, еще какое произведение посвящено Отечественной войне 1812 года? («Война и мир»).
Л.Н. Толстой в своем произведении "Война и мир" описывает Бородинское сражение, а основном опираясь на стихотворение Лермонтова, сохраняя стиль и подход к изображению событий Бородина как у Лермонтова.
Гениальные лермонтовские строки приобрели особое звучание во время Великой Отечественной войны 1941-45 г. Их как клятву повторяли бойцы перед боем:
Ребята! Не Москва за нами?
Умремте ж под Москвой,
Как наши братья умирали...
Вопрос: Скажите, пожалуйста, как вы думаете, что же побудило М.Ю. Лермонтова написать стихотворение "Бородино "?
Да, Бородинская битва сыграла важную роль в Отечественной войне 1812 года, она является переломным этапом в сражении, после которого стал очевиден исход войны. Такие события, конечно же, не забываются. О подвиге русских солдат и офицеров слагались песни, легенды, даже басни. Память народная нетленна, вот почему М.Ю. Лермонтов обращается к этой теме.
А сейчас послушайте стихотворение М. Ю. Лермонтова в исполнении ________________М.Ю. Лермонтов "Бородино":
Учитель литературы: Вы уже слышали, что "Бородино" начинается словами: "Скажи-ка, дядя... "Напрасно искать прототип этого "дяди" среди родственников поэта. Это просто распространенное обращение к человеку "простого звания" старше себя. К тому же к молодым солдатам приставлялись "дядьки" из старых солдат, и стихотворение постепенно в форме такого разговора дядьки с группой новобранцев.
Итак, о чем это произведение ?
О войне 1812 года, о Бородинском сражении. (Слайды 15-25)
Вопрос: Чего добивается автор, доверяя рассказ об историческом событии старому солдату?
Солдат находился в гуще событий, видел все своими глазами, пережил все, и это делает повествование достоверным и более интересным.)
Вопрос: С чего начинает свой рассказ ветеран? Как эти слова связаны с дальнейшим повествованием?
Он с гордостью говорит о славных людях-богатырях, участниках Бородинского сражения, сравнивает их с нынешним поколением.
Да, были люди в наше время.
Не то, что нынешнее племя.
Богатыри – не вы!
хочет узнать, чем же знаменателен этот день, о котором «недаром помнит вся Россия
Вопрос: Почему рассказ о великом историческом событии доверен именно ему?
Это простой солдат, рядовой участник событий, испытавший на себе все тяготы войны, очевидец. Для придания достоверности изображаемому автор вводит этого рассказчика
Вопрос: Поэт не дает в стихотворении описания внешности рассказчика. Мы можем лишь догадаться о том, как он выглядит. Каким вы его представляете? Давайте нарисуем его словесный портрет.
Человек лет 45-50, с простым русским лицом, волосы и усы подернуты сединой – слишком много пережито, на лице, возможно, остались шрамы – страшные следы войны. На голове – кивер.
Вопрос: Какие качества этого солдата вы можете назвать? Давайте снова обратимся к тексту стихотворения.
а) решительность:
«Не смеют, что ли, командиры
Чужие изорвать мундиры
О русские штыки?» (3 строфа);
б) скромность, патриотизм: «Уж мы пойдем ломить стеною,
Уж постоим мы головою за Родину свою» (5 строфа);
в) воинское братство, гордость:
«Умрём же под Москвой…
Как наши братья умирали…» (9 строфа)
г) готовность сложить голову за Родину на поле брани:
«И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой»
в) мужество, смелость:
«Вам не видать таких сражений…» (11 строфа);
«…наш рукопашный бой!» (12 строфа)
Вопрос: Какие чувства вызывает у вас рассказ старого солдата?
Гордость за наших предков, уважение к их подвигу, стремление быть похожими на них.
Вопрос: От какого лица ведёт повествование старый солдат?
Лермонтовский герой говорит от имени целого поколения, пережившего войну 1812 года, от имени всего русского народа, отстоявшего Родину в Бородинском сражении
Вопрос: Как изображена Бородинская битва в стихотворении?
Вопрос: Сколько строф автор отводит описанию самого сражения?
3 строфы.
Вопрос: Почему? Ведь описанию подготовки к бою отведено 7 строф?
Для поэта важно было передать мысли, настроения, чувства русских людей.
Вопрос:Каким же был бой?
Историческая справка. (Слайд 32)
Вот как вспоминает сражение один из историков-очевидцев:
«Трудно себе представить ожесточение обеих сторон в Бородинском сражении. Многие из сражавшихся побросали свое оружие, сцеплялись друг с другом, раздирали друг другу рты, душили один другого в тесных объятиях и вместе падали мертвыми. Кавалерия скакала по трупам, как по бревенчатой мостовой, втискивая трупы в землю, пропитанную кровью; раскаленные пушки не могли выдерживать действие пороха и лопались с треском…»
Вопрос: А как описывает бой Лермонтов? (Зачитать текст)
Тяжёлый бой, он потребовал мужества от солдат, скольких жизней стоила победа.
И вот бой начался. Какие слова помогают передать движение, динамичность боя?
Это такие глаголы, как двинулись, промелькнули, носились, смешались, пролетали; эпитет «дым летучий». Эти слова помогают передать быстроту, стремительность происходящего, динамичность описываемого боя, его напряженность.
Вопрос: Как передана ожесточенность боя, какими выразительными средствами это показано-сравнение,гипербола (Слайд 32)
“гора кровавых тел”, “рука бойцов колоть устала”; нагромождением образов, созданное перечислением (“смешались в кучу кони, люди”), звуки орудий.
Вопрос: Как вы думаете, с какой интонацией мы должны это читать?
Усиление голоса, нагнетающая интонация
- Обратите внимание на восклицательные предложения, которыми рассказчик прерывает свое сообщение. Прочитайте их: “Ну ж был денек!”, “Вам не видать таких сражений”, “Изведал враг в тот день немало, что значит русский бой удалый, наш рукопашный бой!”
Риторические восклицания ( Слайд 34)
Вопрос: Зачем автор использует такой прием?
С одной стороны, создается впечатление диалога, а с другой - показывает, что участник Бородина заново переживает бой.
(Рассматриваем иллюстрации к стихотворению.)
Вопрос: Как вы понимаете выражение “до конца стоять”
В последних строках этой строфы вновь меняется интонация. Мы как бы слышим тяжелый вздох ветерана. Пауза. Понурив голову, старый солдат грустно произносит: “Тогда считать мы стали раны, товарищей считать”.
Текст последней строфы заставляет нас увидеть, как выпрямляется спина рассказчика, поднимается голова, и твердым голосом, с полной ответственностью за свои слова, бодро, сильно он произносит: “Да, были люди в наше время, могучее лихое племя”.
Учитель : Послушаем следующие строчки в исполнении ______________
Ну ж был денек! Сквозь дым летучий
Французы двинулись, как тучи,
И все на наш редут.
Уланы с пестрыми значками,
Драгуны с конскими хвостами,
Все промелькнули перед нами,
Все побывали тут.
Вопрос: Ребята, а вы знаете, кто такие уланы, драгуны?
Словарная работа. (Слайды 12,13,14,15,16,17,18)
Редут, лафет, бивак, кивер, уланы, драгуны, басурманы, сеча, картечь
Найдите метафоры и объясните, какие грани изображаемых событий они усиливают в данном отрывке.
Для того чтобы передать напряженность сражения, Лермонтов использует яркие метафоры – глаголы: звучал булат, картечь визжала, залпы орудий слились в протяжный вой. Очень выразительна и жутка метафора «гора кровавых тел», говорящая об огромном количестве погибших людей.
Вопрос:Почему автор использует метафоры ?
Включение этого художественного средства в стихотворение делает текст ярче и выразительнее.
Вопрос: В чём, по-вашему, заключается основная мысль стихотворения?
Русские люди не жалеют ничего для победы над врагом. Стихотворение проникнуто чувствами любви к Родине и гордости за храбрость русских солдат, офицеров. Стихотворение создаёт торжественное настроение.
Мы узнаём о подвигах русского народа и учимся гордиться своей страной.
Вопрос: В каких словах выражена идея стихотворения?
Да, были люди в наше время! (Слайд 38)
Ребята, как вы думаете, почему сегодня на двух предметах, истории и литературе, изучалась одна и та же тема: Бородино?
1. Потому что глубокое изучение стихотворения "Бородино" невозможно без знания истории Бородинского сражения.
2. Мы изучаем литературное произведение, посвященное такому историческому сражению, которое мы должны помнить всегда.
Вопрос: Какие чувства вы испытали, слушая лермонтовские строки?
Чувство гордости за нашего русского солдата, воина, чувство восхищения силой, стойкостью, патриотизмом
Да, сегодня у нас урок-память. Давайте почтим память солдат, русского народа, отстоявшего свободу нашей Родины.
(звучит хор из оперы М. Глинки "Иван Сусанин" - Славься...)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по литературе «Сказание о белгородском киселе». Отражение исторических событий и вымысел. Отражение качеств идеального народного героя.
Урок проводится в разделе «Древнерусская литература»...
открытый урок по литературе в 6классе по теме :Урок внеклассного чтения.Л.Н.Толстой"Кавказский пленник".Исторические события,получившие отражение в рассказе.
Данный урок проведен с использованием современных образовательных технологий в условиях реализации ФГОС.Как мы знаем,преобладающий фактор-системно-деятельный подход в обучении.Применение кейс -техноло...
Урок внеклассного чтения. Л. Н.Толстой ."Кавказский пленник". Исторические события,получившие отражение в рассказе.
Урок с применением кейс-технологий....
Бородинское сражение как историческое событие и его отражение в литературе.
5 класс. Лермонтов «Бородино».Тема: Бородинское сражение как историческое событие и его отражение в литературе....
М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Бородино». Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения.
В основе урока «М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Бородино». Историческая основа стихотворения» лежит системно-деятельностный подход, элементы исследовательско–поисковой раб...
Исследовательский проект "Топонимия как объект исторического изучения. Названия географических объектов как отражение исторических событий"
Исследовательский проект "Топонимия как объект исторического изучения. Названия географических объектов как отражение исторических событий"...
Сказание о белгородском киселе». Отражение исторических событий и вымысел. Отражение качеств идеального народного героя
Сказание о белгородском киселе». Отражение исторических событий и вымысел. Отражение качеств идеального народного героя...