Программа элективного курса "Русский язык в формате ЕГЭ"
элективный курс по русскому языку (11 класс) на тему
рабочая программа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_elektiv_11_klass._russkiy_yazyk_v_formate_ege.docx | 552.75 КБ |
Предварительный просмотр:
- СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка……………………………………………………………………………………………….........................................................3
2. Общая характеристика элективного учебного предмета «Русский язык в формате ЕГЭ»........…………………………………………...................3
3. Описание элективного учебного предмета «Русский язык в формате ЕГЭ» в учебном плане……………………………………………................5
4. Содержание элективного учебного предмета……………………………………………………………………………................................................5
5. Требования к результатам освоения элективного учебного предмета «Русский язык в формате ЕГЭ»…………….................................................7
6. Календарно-тематическое планирование.…………………………………………………………………………………..............................................8
7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса…..........................................................10
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа элективного учебного предмета «Русский язык в формате ЕГЭ» в 11 классе разработана на основе Программы Н.Г. Гольцовой «Русский язык» 10-11 классы, Москва «Русское слово» 2012 года к учебнику «Русский язык 10-11 классы (Авторы Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мищерина, 2008 год).
ЕГЭ – это современная форма государственной аттестации учащихся, оканчивающих среднюю школу. ЕГЭ основан на тестовых технологиях. Тестирование как новая форма экзамена накапливает свой опыт и требует предварительной подготовки всех участников образовательного процесса.
Программа построена на расширении и углублении базового образования, содержит теоретический материал и практический, который включает в себя отработку правил русского языка в системе и служит для подготовки обучающихся к ЕГЭ.
Программа элективного учебного предмета предназначена для учащихся 11-х классов и рассчитана на 35 часов.
II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭЛЕКТИВНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК В ФОРМАТЕ ЕГЭ»
Особенностью данного предмета является то, что он акцентирует внимание на наиболее характерных ошибках, а также на особенно сложных случаях орфографии, пунктуации и стилистики.
Цели и задачи предмета:
- обобщить и систематизировать учебный материал по русскому языку за курс 5-9 классов согласно новым требованиям экзаменационных тестов;
- скорректировать умения каждого ученика при работе с КИМами;
- подготовить учащихся к успешной сдаче ЕГЭ;
- развивать познавательную деятельность в работе над незнакомым материалом или трудным заданием;
- выработать навыки объективно обосновывать свои суждения, опираясь на жизненный опыт или литературный материал;
- целенаправленно развивать диалогическую и монологическую речь учащихся;
- формировать умение рассуждать на предложенную тему, приводя различные способы аргументации собственных мыслей, делать вывод;
- учить любой диалог вести этически корректно.
III. ОПИСАНИЕ МЕСТА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «РУССКИЙ ЯЗЫК В ФОРМАТЕ ЕГЭ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебный предмет «Русский язык в формате ЕГЭ» призван актуализировать и углубить знания, ранее полученные учащимися в процессе изучения русского языка. Его главная задача – формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.
Данный предмет позволит выпускникам подготовиться к ЕГЭ, объективно оценить свои знания по предмету, опробовать разработанные КИМы и оценить их структуру и содержание, научиться писать сочинение-рассуждение (рецензия, эссе), которое создается на основе предложенного текста, и итоговое сочинение.
IV. СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК В ФОРМАТЕ ЕГЭ»
Введение - 1 час.
Цели и задачи изучаемого предмета. Знакомство с последней демоверсией, кодификатором и спецификацией ЕГЭ. Обучение заполнению бланков ЕГЭ.
Подготовка к итоговому сочинению – 3 часа.
Знакомство с направлениями тем итогового сочинения, анализ предложенных направлений.
Тема и проблема текста. Основная мысль, Аргумент. Способы аргументирования.
Сочинение по одному из направлений.
Подготовка к заданиям 1-24.
Текст. Понимание текста. Способы и средства связи предложений в тексте. Стили и типы речи. (Задания 1-3, 20, 21,23)
Орфоэпия. Орфоэпические нормы. (Задание 4)
Лексика и фразеология. Значение слова. Лексические нормы. Точность словоупотребления. Паронимы, синонимы, антонимы. Тропы. Фразеологические обороты. (Задания 5, 22, 24)
Морфология. Самостоятельные и служебные части речи. Морфологические нормы. Грамматические ошибки, связанные с их нарушением. (Задания 6,7)
Синтаксис. Предложение. Простое, осложнённое, сложное предложение. Синонимия синтаксических конструкций.
Синтаксические нормы. Грамматические ошибки, связанные с их нарушением. Синтаксические выразительные средства. Стилистические фигуры. (Задания 7, 24)
Орфография. Орфографические нормы. (Задания 8–14) Пунктуация. Пунктуационные нормы. (Задания 15–19)
Подготовка к сочинению уровня С.
Тема, проблема, идея текста. Способы формулировки проблемы текста. Виды комментария к проблеме (текстуальный и концептуальный комментарий). Выявление и формулировка авторской позиции. Способы аргументации собственного мнения. Композиция сочинения. Речевое оформление композиционных частей сочинения.
Комплексная подготовка к ЕГЭ.
Тренинг в формате ЕГЭ. Индивидуальная коррекция ошибок.
V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ЭЛЕКТИВНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК В ФОРМАТЕ ЕГЭ»
Ученики должны иметь представление:
- о структуре экзаменационной работы, кодификаторе и спецификации ЕГЭ по русскому языку;
знать:
- сведения о языке, соответствующие государственным программам и Обязательному минимуму содержания среднего (полного) общего образования по предмету;
- содержание заданий ЕГЭ;
уметь:
- применять знания о языке в практике правописания, при анализе языковых единиц и явлений, при создании собственного текста;
- понимать и интерпретировать текст;
- создавать связное высказывание, выражая в нём собственное мнение по поводу прочитанного текста;
-аргументировать своё мнение, опираясь на жизненный или читательский опыт;
- проводить различные виды анализа языковых единиц; языковых явлений и фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию;
- проводить лингвистический анализ деловых, публицистических, разговорных и художественных тестов;
- использовать в собственной речи разнообразные грамматические и лексические средства языка;
- создавать связное высказывание, выражая в нём собственное мнение по поводу прочитанного текста;
- формулировать и комментировать проблему, поставленную автором текста;
- формулировать позицию автора, объясняя, почему согласны или не согласны с автором прочитанного текста.
Формы контроля достижений учащихся:
Основной формой контроля достижений учащихся является выполнение тестовых заданий. Так, в конце каждого занятия проводится небольшая тестовая работа (работы сдаются на проверку). В конце каждого занятия ребята получают домашнее задание по рабочим тетрадям. Эти задания проверяются учителем выборочно.
Критерий оценки:
Работа учащихся оценивается следующим образом: зачет/незачет.
VI. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п. | Дата | Факт. | Название темы. | Требования к уровню знаний. | Основные виды учебной деятельности | Примечание |
Введение – 1 час. | ||||||
1 | 01.09/04.09 03.09/01.09 | 01.09/04.09 03.09/01.09 | Цели и задачи изучаемого курса. Знакомство с последней демоверсией, кодификатором и спецификацией ЕГЭ. Обучение заполнению бланков ЕГЭ. | Знать: ДВ ЕГЭ. Уметь: заполнять бланки. | ||
Подготовка к итоговому сочинению – 3 часа. | ||||||
2 | 08.09/11.09 10.09/01.09 | 08.09/11.09 10.09/01.09 | Знакомство с направлениями тем итогового сочинения, анализ предложенных направлений. | сочинение | ||
3 | 15.09/18.09 17.09/15.09 | 15.09/18.09 17.09/15.09 | Тема и проблема текста. Основная мысль, Аргумент. Способы аргументирования. | сочинение | ||
4 | 22.09/25.09 24.09/22.09 | 22.09/25.09 24.09/22.09 | Сочинение по одному из направлений. | |||
Подготовка к заданиям 1-24 – 18 часов | ||||||
5 | 29.09/02.10 01.10/29.09 | 29.09/02.10 01.10/29.09 | Орфоэпия. Орфоэпические нормы. | Знать: орфоэпия, орфоэпические нормы. Уметь: ставить ударение в словах. | Выполнение задания 4 | |
6 | 06.10/09.10 08.10/06.10 | 06.10/09.10 08.10/06.10 | Лексика. Значение слова. Лексические нормы. Точность словоупотребления. Слова-паронимы. Синонимы, антонимы. | Знать: лексика, лексические нормы, паронимы. Уметь: работать со словом. | Выполнение заданий 5,22,24 | |
7 | 13.10/16.10 15.10/13.10 | 13.10/16.10 15.10/13.10 | Лексические выразительные средства. | Знать: понятия по теме «Лексика», виды тропов. Уметь: находить лексические выразительные средства в текстах. | Выполнение задания 24 | |
8 | 20.10/23.10 22.10/20.10 | 20.10/23.10 22.10/20.10 | Фразеология. | Знать: фразеологизм. Уметь: находить фразеологизмы. | Выполнение задания 24 | |
9 | 10.11/06.11 10.11/06.11 | 10.11/06.11 10.11/06.11 | Морфологические нормы. Грамматические ошибки, связанные с их нарушением. | Знать: морфологические, грамматические нормы. Уметь: исправлять ошибки, связанные с нарушением норм. | Выполнение задания 6 | |
10 | 17.11/13.11 13.11/17.11 | 17.11/13.11 13.11/17.11 | Синтаксис. Предложение. Простое, осложнённое, сложное предложение. | Знать: предложение простое, осложнённое, сложное. Уметь: находить обособленные члены предложения и вводные конструкции | Выполнение заданий 16-18 | |
11 | 24.11/20.11 20.11/24.11 | 24.11/20.11 20.11/24.11 | Синтаксические нормы. Грамматические ошибки, связанные с их нарушением. | Знать: синтаксические, грамматические нормы. Уметь: исправлять ошибки, связанные с нарушением норм. | Выполнение задания 7 | |
12 | 01.12/27.11 27.11/01.12 | 01.12/27.11 27.11/01.12 | ||||
13 | 08.12/04.12 04.12/08.12 | 08.12/04.12 04.12/08.12 | ||||
14 | 15.12/11.12 11.12/15.12 | 15.12/11.12 11.12/15.12 | Синтаксические выразительные средства. Стилистические фигуры. | Знать: стилистические фигуры. Уметь: находить фигуры в тексте. | Выполнение задания 24 | |
15 | 22.12/18.12 18.12/22.12 | 22.12/18.12 18.12/22.12 | Орфография. Орфографические нормы. | Знать: орфографические нормы. Уметь: применять орфографические правила на практике. | Выполнение заданий 8-14 | |
16 | 29.12/25.12 25.12/29.12 | 29.12/25.12 25.12/29.12 | ||||
17 | 12.01/15.01 15.01/13.01 | 12.01/15.01 15.01/13.01 | ||||
18 | 19.01/22.01 22.01/20.01 | 19.01/22.01 22.01/20.01 | ||||
19 | 26.01/29.01 29.01/27.01 | 26.01/29.01 29.01/27.01 | Пунктуация. Пунктуационные нормы. | Знать: пунктуация, пунктуационные нормы. Уметь: применять пунктуационные правила на практике. | Выполнение заданий 15-19 | |
20 | 02.02/05.02 05.02/03.02 | 02.02/05.02 05.02/03.02 | ||||
21 | 09.02/12.02 12.02/10.02 | 16.02/19.02 19.02/17.02 | РР. Текст. Способы и средства связи предложений в тексте. | Знать: способы и средства связи предложений в тексте. Уметь: определять способы и средства связи предложений в тексте. | Выполнение заданий 2,23 | |
22 | 16.02/19.02 19.02/17.02 | 01.03/26.02 26.02/24.02 | РР. Текст. Стили и типы речи. | Знать: текст, стили и типы речи. Уметь: определять типы и стили речи. | Выполнение задания 21 | |
Подготовка к сочинению – 7часов | ||||||
23 | 01.03/26.02 26.02/24.02 | РР. Тема, проблема, идея текста. Способы формулировки проблемы текста. | Знать: тема, проблема, идея текста. Уметь: определять тему, проблему, идею текста, формулировать проблемы текста. | Работа с текстом. | ||
24 | 15.03/04.03 04.03/02.03 | РР. Виды комментария к проблеме (текстуальный и концептуальный комментарий). | Знать: комментарий, виды комментариев. Уметь: давать разные виды комментариев к проблеме. | Работа с комментариями. | ||
25 | 22.03/11.03 11.03/09.03 | РР. Выявление и формулировка авторской позиции. | Знать: авторская позиция. Уметь: выявлять и формулировать авторскую позицию. | Работа с текстом. | ||
26 | 05.04/18.03 18.03/16.03 | РР. Способы аргументации собственного мнения. | Знать: аргументация собственного мнения, способы аргументации. Уметь: аргументировать собственное мнение. | Работа с текстом. | ||
27 | 12.04/25.03 25.03/23.03 | РР. Композиция сочинения. Речевое оформление композиционных частей сочинения. | Знать: композицию сочинения -рассуждения по данному тексту. Уметь: правильно оформлять композиционные части сочинения. | Работа с текстом. | ||
28 | 19.04/08.04 08.04/06.04 | РР. Практикум по написанию сочинения. | Уметь: писать сочинение по данному тексту. | Сочинение. | ||
29 | 26.04/15.04 15.04/13.04 | |||||
Комплексная подготовка к ЕГЭ – 6 часов. | ||||||
30 | 10.05/22.04 22.04/20.04 | Тренинг в формате ЕГЭ. Индивидуальная коррекция ошибок. | Уметь: выполнять ДВ ЕГЭ. | Тренинг. | ||
31 | 17.05/29.04 29.04/27.04 | Тренинг в формате ЕГЭ. Индивидуальная коррекция ошибок. | Уметь: выполнять ДВ ЕГЭ. | Тренинг. | ||
32 | 24.05/06.05 06.05/04.05 | Диагностическая работа в формате ЕГЭ. | Диагностическая работа. | |||
33 | /13.05 13.05/11.05 | |||||
34 | /20.05 20.05/18.05 | |||||
35 | / 25.05/ |
VII. ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
- Гольцова Н.Г., Мищерина М.А. Русский язык 10-11 классы. Книга для учителя. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009.
- Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А.: Единый государственный экзамен: Русский язык: Учебное пособие (под ред. Гольцовой Н.Г.) – М.: Русское слово, 2007.
- Русский язык. ЕГЭ: сборник заданий: методическое пособие для подготовки к экзамену/. Л.И. Пучкова. – 2-е изд перераб. и доп. – М.: «Экзамен», 2013. (Серия «ЕГЭ». Сборник заданий»).
- Единый государственный экзамен 2013 Русский язык. Универсальные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ – М.: Интеллект-Центр, 2012.
- ЕГЭ-2014. Русский язык: сборник экзаменационных заданий. Федеральный банк экзаменационных материалов/ ФИПИ авторы составители: И.П. Цыбулько, В.И. Капинос, Л.И. Пучкова, А.Ю. Бисеров, Ю.Н. Гостева, В.В. Львов, И.Б. Маслова, Н.В. Соколова – М.: Эксмо, 2014.
- Единый государственный экзамен. Русский язык. Универсальные материалы для подготовки учащихся/ ФИПИ авторы составители: В.И. Капинос, И.П. Цыбулько – М.: Интеллект-Центр, 2013.
- С.В.Драбкина, Д.И.Субботин : Оптимальный банк заданий для подготовки учащихся. ЕГЭ 2014. Русский язык.
Материально-техническая база.
- компьютер
- проектор
- экран
- интерактивная доска
Интернет-ресурсы для ученика и учителя:
- ФИПИ. Открытый банк заданий.
- http://www.ctege.info
- http://uchimcauchitca.blogspot.se/2013/05/2013_6481.html (По уши в ЕГЭ и ГИА) и другие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа элективного курса "Языки мирового общения"
Программа элективного курса "Языки мирового общения" предназначена для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов общеобразовательной школы и составлена в соответствии с концепцией про...
Авторская программа элективного курса "Языки мирового общения"
Программа элективного курса "Языки мирового общения" предназначена для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов общеобразовательной школы и составлена в соответствии с концепцией про...
Программа элективного курса "Язык через культуру, культура через язык"
Актуальность курса продиктована временем в связи с созданием на территории Бурятии особой туристско-рекреационной зоны. Ожидается поток иностранных туристов и поэтому учащиеся, выпускники школы умели ...
Рабочая программа элективного курса «Язык разметки гипертекста HTML»
В связи с бурно развивающимися информационными технологиями и ресурсами большое значение приобрела проблема изучения сетевых технологий, чтобы каждый мог создавать личностно значимую для него образова...
Программа элективного курса "Язык мой - друг мой"
Рабочая программа элективного курса «Язык мой- друг мой»» для обучающихся 5 класса составлена на основе Примерной программы по русскому языку и по требованиям ФГОС основн...
Программа элективного курса "Язык мой - друг мой"
Рабочая программа элективного курса «Язык мой- друг мой»» для обучающихся 5 класса составлена на основе Примерной программы по русскому языку и по требованиям ФГОС основн...
Рабочая программа элективного курса Язык в речевом общении. Роль орфографии и пунктуации в письменном общении.
Рабочая программа элективного курса Язык в речевом общении. Роль орфографии и пунктуации в письменном общении....