Олимпиада по русскому языку 7 класс
олимпиадные задания по русскому языку (7 класс) на тему

Шардина Марина Павловна

Олимпиадные задания по русскому языку включают все основные разделы языкознания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadaniya_7_kl._rus_yaz.docx19.73 КБ
Файл otvety.docx23 КБ

Предварительный просмотр:

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку

 для 7 класса.

Задание 1.

Определите количество звуков в выделенных словах. Докажите свое решение.

Слова умеют плакать и смеяться,

Приказывать, молить и заклинать,

И, словно сердце, кровью  обливаться,

И равнодушно холодом дышать.

( 2 балла)

Задание 2.

Расставьте ударение в словах: арест, без толку (нареч.), взята, взяло, добела, донельзя, залитый, занята, жалюзи.  

( 4 балла)

 Задание 3.

Определите есть ли родственная связь между словами аквариум, акварель, акваланг, акватория? Прокомментируйте свой ответ.

( 7 баллов)

Задание 4.

Известный русский лингвист Александр Матвеевич Пешковский называл слова определенной категории «словами-хамелеонами». Назовите что это за слова? Почему ученый их так назвал? Приведите 3-4 примера таких слов.

( 7 баллов)

Задание 5.

Отметьте неверное утверждение:

  1. Нужно писать поводок, так как приставки па- в русском языке  не существует.
  2. Нужно писать расцепить, так как после приставки стоит глухой согласный ц.
  3. Нужно писать сбросить, так как приставки з- в русском языке не существует.

Прокомментируйте свой выбор.

 ( 5 баллов)

Задание 6.

Составьте предложения со словом язык так, чтобы оно выступало  в роли разных членов предложения (форму слова можно изменять).

( 6 баллов)

Задание 7.

Найдите среди фразеологизмов искаженные и исправьте ошибки. Объясните, что  означают эти фразеологизмы..

Делать из комара слона, выносить сор из избы, два валенка пара, заблудиться в трех осинах, кошку съел, кот наплакал, комар носа не подточит.

( 8 баллов)

Задание 8.

Семиклассник Сергей прочитал другу страничку из своего дневника, где он вспоминает об одном из дней летних каникул. Тот с интересом выслушал Сергея, но потом заметил, что, если  в записи кое-что  поправить, рассказ станет еще интереснее. Согласны ли вы с ним? Отредактируйте рассказ Сергея.

Во вторник я проснулся рано утром, подбежал к окну, которое входило во двор, в котором  еще никого не было. Но мотоцикл дяди Паши уже стоял у дома, в котором он живет. Я ощутил волну радости, которая нахлынула на меня, бросился к кровати, быстро застлал ее, торопливо позавтракал, схватил рюкзак, который собрал еще вечером, и  быстро выбежал во двор и встретил там ребят, которые тоже были с рюкзаками. Потом вышел дядя Паша, который держал в руках удочки. И мы на велосипедах, а он на мотоцикле отправились на рыбалку на озеро, на котором рыбачили до самого вечера и наловили много рыбы.

(2 балла)

Задание 9.

       В приведённом ниже отрывке расставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки. Озаглавьте текст. Назовите произведение, из которого взят этот фрагмент, и его автора.

Ур...ган занес дом...к в страну (не)обычайной красоты. Вокруг ра(с, сс)т...лалась зеленая лужайка, по кр...ям её р...ели д...ревья с сочн...ми пл...дами, на п...лянках в...днелись клумбы красивых розовых белых и голубых цв...тов. В воздух... п...рхали крошеч(?)ные птиц... св...ркавшие своим ярким оп...рением. На ветках д...ревьев с...дели (золотисто)зелёные и (красно)грудые п...пугай и кр...чали высок...ми стра(н, нн)ыми г.. .л.. .сами. Где(то) журч...л прозрач(?)ный поток в воде р...звились с...ребр...(н, нн)ые рыбки.

(9 баллов)



Предварительный просмотр:

Ответы.

№ задания

Ответы

Количество баллов

1

умеют – 6 звуков

сердце – 5 звуков

кровью – 6 звуков

дышать – 5 звуков

0, 5 за каждое слово.

Всего 2 балла

2

 арЕст, бЕз толку (нареч.), взятА, взЯло, добелА, донЕльзя,зАлитый, занятА, жалюзИ.  

0, 5 за каждое слово.

Всего 4 балла

3

Все эти слова родственны с точки зрения их происхождения : они восходят к латинскому корню аква  – вода , со значением которого все и связаны: аквариум – резурвауар, приспособленный для содержания, разведения и демонстрации водных животных и растений ; акварель – водяная прозрачная краска, а также живопись такими красками ; акваланг – устройство для дыхания человека под водой ; акватория – участок водной поверхности.

Ответ на вопрос – 1 балл.

Комментарий – до 6 баллов.

Максимум 7 баллов.

4

Это слова, переходящие из одной части речи в другую. Подобно хамелеону, меняющему свою окраску в зависимости от температуры и освещенности,  они в зависимости от контекста  приобретают различную лексико-грамматическую «окрашенность». Часовой (механизм) – относительное прилагательное, обозначающее признак предмета (механизма); часовой (на посту) – существительное, обозначающее лицо (человека).

Определение «слов-хамелеонов» - 1 балл.

Комментарий – до 2 баллов.

Один пример – 1 балл.

Максимум 7 баллов.

5

Неверно утверждение : приставка па-   присутствует в таких словах, как пасынок, падчерица . Ее значение – «ненастоящий», «неполный» . Правописание же слова нужно проверять,  ориентируясь на его значение  и подбирая слова с ударными по- (повод) или па- (паводок) .

Выбор неверного утверждения – 1 балл.

Комментарий – до 4 баллов.

Максимум 5 баллов.

6

Язык – орган вкуса. (Подлежащее)

Положите таблетку под язык. (Обстоятельство)

Он владеет русским языком. (Дополнение)

Русский – мой родной язык. (Сказуемое)

Кушанья из языка вкусны и полезны. (Несогласованное определение).

Одно предложение – 1 балл.

Предложение с несогласованным определением – 2 балла.

Максимум  6 баллов.

7

Делать из мухи слона – сильно преувеличивать что-либо, придавать чему-либо незначительному большое значение.

Два сапога пара – похожи друг на друга (обычно по своим качествам, свойствам, положению и т.п.); стоят друг друга, один другого не лучше.

Заблудиться в трех соснах не суметь разобраться в чем-нибудь простом, не суметь найти выход из самого несложного затруднения.

Собаку съел – имеет большой опыт, навык, основательные знания в чем-либо.

Выбор фразеологизмов – 2 балла

Исправление ошибок – 2 балла

Объяснение фразеологизмов – 4

Максимум – 8 баллов

8

Во вторник я проснулся рано утром, подбежал к окну, входящему  во двор. Там еще никого не было. Но мотоцикл дяди Паши уже стоял у дома. На меня  нахлынула волна радости…Я бросился на кровать, быстро застлал ее, торопливо позавтракал, схватил рюкзак, который собрал еще вчера, и  быстро выбежал во двор, где встретил  ребят тоже с рюкзаками. Потом вышел дядя Паша, с удочками в руках. Мы на велосипедах, а он на мотоцикле отправились на рыбалку на озеро, где наловили много рыбы.

В зависимости от точности и разнообразия способов, выбранных для замены повторяющихся придаточных предложений  - 6 баллов

9

Ураган занес домик в страну необычайной красоты. Вокруг расстилалась зеленая лужайка, по краям её рдели деревья с сочными плодам, и на полянах виднелись клумбы красивых розовых, белых и голубых цветов. В воздухе порхали крошечные птицы, сверкавшие своим ярким опереньем. На ветках деревьев сидели золотисто – зеленые и красногрудые попугаи и кричали высокими странными голосами. Где  то журчал прозрачный поток, в воде резвились серебряные рыбки.

Вставить пропущенные буквы – 2 балла. Расставить пропущенные знаки препинания – 2 балла

Раскрыть скобки – 2 балла

Озаглавить текст – 1 балл

 Назвать произведение и автора - 2 балла.

Всего: 9

ИТОГО: 54


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиада по русскому языку и литературе в 5 классе

Данный материал позволит вашим ученикам проверить свои знания....

Вопросы и задания к олимпиаде по русскому языку в 5 классе

Для подготовки или проведения олимпиады по руссому языку в 5 классе (два варианта)...

Для недели русского языка и литературы. Вопросы к олимпиаде по русскому языку

Данный материал можно использовать при подготовке проведения предметной недели в школе. представляю вопросы для проведения олимпиады по русскому языку двух уровней....

Внеклассное мероприятие по русскому языку Олимпиада по русскому языку среди учащихся 7 классов

Задачи мероприятия. Совершенствовать навыки учащихся в правильном употреблении частей речи. Обогащать словарный запас. Развивать умения работать в группах. Воспитывать чувство товарищества, коллективи...

Олимпиада по русскому языку к Неделе русского языка и литературы

Олимпиада по русскому языку к Неделе русского языка и литературы...