Олимпиада по русскому языку 7 класс
олимпиадные задания по русскому языку (7 класс) на тему
Олимпиадные задания по русскому языку включают все основные разделы языкознания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zadaniya_7_kl._rus_yaz.docx | 19.73 КБ |
otvety.docx | 23 КБ |
Предварительный просмотр:
Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку
для 7 класса.
Задание 1.
Определите количество звуков в выделенных словах. Докажите свое решение.
Слова умеют плакать и смеяться,
Приказывать, молить и заклинать,
И, словно сердце, кровью обливаться,
И равнодушно холодом дышать.
( 2 балла)
Задание 2.
Расставьте ударение в словах: арест, без толку (нареч.), взята, взяло, добела, донельзя, залитый, занята, жалюзи.
( 4 балла)
Задание 3.
Определите есть ли родственная связь между словами аквариум, акварель, акваланг, акватория? Прокомментируйте свой ответ.
( 7 баллов)
Задание 4.
Известный русский лингвист Александр Матвеевич Пешковский называл слова определенной категории «словами-хамелеонами». Назовите что это за слова? Почему ученый их так назвал? Приведите 3-4 примера таких слов.
( 7 баллов)
Задание 5.
Отметьте неверное утверждение:
- Нужно писать поводок, так как приставки па- в русском языке не существует.
- Нужно писать расцепить, так как после приставки стоит глухой согласный ц.
- Нужно писать сбросить, так как приставки з- в русском языке не существует.
Прокомментируйте свой выбор.
( 5 баллов)
Задание 6.
Составьте предложения со словом язык так, чтобы оно выступало в роли разных членов предложения (форму слова можно изменять).
( 6 баллов)
Задание 7.
Найдите среди фразеологизмов искаженные и исправьте ошибки. Объясните, что означают эти фразеологизмы..
Делать из комара слона, выносить сор из избы, два валенка пара, заблудиться в трех осинах, кошку съел, кот наплакал, комар носа не подточит.
( 8 баллов)
Задание 8.
Семиклассник Сергей прочитал другу страничку из своего дневника, где он вспоминает об одном из дней летних каникул. Тот с интересом выслушал Сергея, но потом заметил, что, если в записи кое-что поправить, рассказ станет еще интереснее. Согласны ли вы с ним? Отредактируйте рассказ Сергея.
Во вторник я проснулся рано утром, подбежал к окну, которое входило во двор, в котором еще никого не было. Но мотоцикл дяди Паши уже стоял у дома, в котором он живет. Я ощутил волну радости, которая нахлынула на меня, бросился к кровати, быстро застлал ее, торопливо позавтракал, схватил рюкзак, который собрал еще вечером, и быстро выбежал во двор и встретил там ребят, которые тоже были с рюкзаками. Потом вышел дядя Паша, который держал в руках удочки. И мы на велосипедах, а он на мотоцикле отправились на рыбалку на озеро, на котором рыбачили до самого вечера и наловили много рыбы.
(2 балла)
Задание 9.
В приведённом ниже отрывке расставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки. Озаглавьте текст. Назовите произведение, из которого взят этот фрагмент, и его автора.
Ур...ган занес дом...к в страну (не)обычайной красоты. Вокруг ра(с, сс)т...лалась зеленая лужайка, по кр...ям её р...ели д...ревья с сочн...ми пл...дами, на п...лянках в...днелись клумбы красивых розовых белых и голубых цв...тов. В воздух... п...рхали крошеч(?)ные птиц... св...ркавшие своим ярким оп...рением. На ветках д...ревьев с...дели (золотисто)зелёные и (красно)грудые п...пугай и кр...чали высок...ми стра(н, нн)ыми г.. .л.. .сами. Где(то) журч...л прозрач(?)ный поток в воде р...звились с...ребр...(н, нн)ые рыбки.
(9 баллов)
Предварительный просмотр:
Ответы.
№ задания | Ответы | Количество баллов |
1 | умеют – 6 звуков сердце – 5 звуков кровью – 6 звуков дышать – 5 звуков | 0, 5 за каждое слово. Всего 2 балла |
2 | арЕст, бЕз толку (нареч.), взятА, взЯло, добелА, донЕльзя,зАлитый, занятА, жалюзИ. | 0, 5 за каждое слово. Всего 4 балла |
3 | Все эти слова родственны с точки зрения их происхождения : они восходят к латинскому корню аква – вода , со значением которого все и связаны: аквариум – резурвауар, приспособленный для содержания, разведения и демонстрации водных животных и растений ; акварель – водяная прозрачная краска, а также живопись такими красками ; акваланг – устройство для дыхания человека под водой ; акватория – участок водной поверхности. | Ответ на вопрос – 1 балл. Комментарий – до 6 баллов. Максимум 7 баллов. |
4 | Это слова, переходящие из одной части речи в другую. Подобно хамелеону, меняющему свою окраску в зависимости от температуры и освещенности, они в зависимости от контекста приобретают различную лексико-грамматическую «окрашенность». Часовой (механизм) – относительное прилагательное, обозначающее признак предмета (механизма); часовой (на посту) – существительное, обозначающее лицо (человека). | Определение «слов-хамелеонов» - 1 балл. Комментарий – до 2 баллов. Один пример – 1 балл. Максимум 7 баллов. |
5 | Неверно утверждение : приставка па- присутствует в таких словах, как пасынок, падчерица . Ее значение – «ненастоящий», «неполный» . Правописание же слова нужно проверять, ориентируясь на его значение и подбирая слова с ударными по- (повод) или па- (паводок) . | Выбор неверного утверждения – 1 балл. Комментарий – до 4 баллов. Максимум 5 баллов. |
6 | Язык – орган вкуса. (Подлежащее) Положите таблетку под язык. (Обстоятельство) Он владеет русским языком. (Дополнение) Русский – мой родной язык. (Сказуемое) Кушанья из языка вкусны и полезны. (Несогласованное определение). | Одно предложение – 1 балл. Предложение с несогласованным определением – 2 балла. Максимум 6 баллов. |
7 | Делать из мухи слона – сильно преувеличивать что-либо, придавать чему-либо незначительному большое значение. Два сапога пара – похожи друг на друга (обычно по своим качествам, свойствам, положению и т.п.); стоят друг друга, один другого не лучше. Заблудиться в трех соснах – не суметь разобраться в чем-нибудь простом, не суметь найти выход из самого несложного затруднения. Собаку съел – имеет большой опыт, навык, основательные знания в чем-либо. | Выбор фразеологизмов – 2 балла Исправление ошибок – 2 балла Объяснение фразеологизмов – 4 Максимум – 8 баллов |
8 | Во вторник я проснулся рано утром, подбежал к окну, входящему во двор. Там еще никого не было. Но мотоцикл дяди Паши уже стоял у дома. На меня нахлынула волна радости…Я бросился на кровать, быстро застлал ее, торопливо позавтракал, схватил рюкзак, который собрал еще вчера, и быстро выбежал во двор, где встретил ребят тоже с рюкзаками. Потом вышел дядя Паша, с удочками в руках. Мы на велосипедах, а он на мотоцикле отправились на рыбалку на озеро, где наловили много рыбы. | В зависимости от точности и разнообразия способов, выбранных для замены повторяющихся придаточных предложений - 6 баллов |
9 | Ураган занес домик в страну необычайной красоты. Вокруг расстилалась зеленая лужайка, по краям её рдели деревья с сочными плодам, и на полянах виднелись клумбы красивых розовых, белых и голубых цветов. В воздухе порхали крошечные птицы, сверкавшие своим ярким опереньем. На ветках деревьев сидели золотисто – зеленые и красногрудые попугаи и кричали высокими странными голосами. Где – то журчал прозрачный поток, в воде резвились серебряные рыбки. | Вставить пропущенные буквы – 2 балла. Расставить пропущенные знаки препинания – 2 балла Раскрыть скобки – 2 балла Озаглавить текст – 1 балл Назвать произведение и автора - 2 балла. Всего: 9 |
ИТОГО: 54 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Олимпиада по русскому языку и литературе в 5 классе
Данный материал позволит вашим ученикам проверить свои знания....
Олимпиада по русскому языку и литературе в 6 классах
Материал для школьного тура....
Вопросы и задания к олимпиаде по русскому языку в 5 классе
Для подготовки или проведения олимпиады по руссому языку в 5 классе (два варианта)...
Для недели русского языка и литературы. Вопросы к олимпиаде по русскому языку
Данный материал можно использовать при подготовке проведения предметной недели в школе. представляю вопросы для проведения олимпиады по русскому языку двух уровней....
Внеклассное мероприятие по русскому языку Олимпиада по русскому языку среди учащихся 7 классов
Задачи мероприятия. Совершенствовать навыки учащихся в правильном употреблении частей речи. Обогащать словарный запас. Развивать умения работать в группах. Воспитывать чувство товарищества, коллективи...
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА учителя русского языка и литературы по проблеме «Работа с одаренными школьниками: подготовка учащихся к олимпиадам по русскому языку, углубленный курс русского языка (в условиях внедрения ФГОС)
Работа с одаренными детьми – одно из приоритетных направлений современного образовательного процесса. О...
Олимпиада по русскому языку к Неделе русского языка и литературы
Олимпиада по русскому языку к Неделе русского языка и литературы...