1 | Орг. момент | Домашняя работа не проверяется – это новая тема. Предполагается, что предыдущая тема завершена и не требует рефлексии. Объясняется порядок работы по карте. Мотивация учащихся как класс-команды: указывается время темы по календарному плану. Команда-класс должна ее пройти по трем картам в максимально короткое время с высоким результатом. Учитель дает прогноз об экономии времени при изучении темы по картам триады и возможности игры в картах «Логика», «Лидер», «СРВ». | В правом верхнем углу доски ставится число нормы 63%, табл. №1. Для активизации класса дается слово лидеру.
|
|
| - Здравствуйте! Проверьте, все ли необходимые на уроке принадлежности у вас на парте? Я желаю вам хорошего настроения и плодотворной работы на уроке. Прошу садиться. За окном волшебная жизнь и нужно быть успешным на уроке, чтобы быть успешным в жизни вне школы. … , предоставляю тебе слово. | В правом верхнем углу доски ставится число «2», так как в классе трое обучающихся и число нормы «63%» равно двум. Яна – лидер класса – активизирует класс к работе. |
Учитель начинает урок организационного момента, с создания необходимой деловой обстановки. Положительный эмоциональный настрой способствует активному творческому поиску, настраивает детей на серьёзную работу в доброжелательной обстановке, готовит детей к активному восприятию материала. Активизация класса лидером позволяет создать в классе соревновательную ситуацию. |
2 | 1 цикл «Проба» «Актуализация субъектного опыта учащихся | Первое объяснение по схеме ОСУД. Схемы должны быть на каждой парте. Учитель объясняет тему по каждому элементу ОСУДА! Левая рука указывает на нужный этап схемы – правая рука с мелом на доске. Обязательно нужен диалог с классом. Помните! Если дети не спрашивают, то вы не узнаете, что они не поняли, и Вы потратите в 2 раза больше времени на усвоение темы. | 1.Время объяснения В1 (В1= х записать на доске |
|
| - Ребята, внимание на доску. Тема нашего урока «Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных». Сегодня мы будем учиться правильно писать одну или две буквы н в прилагательных. Итак, внимание на доску, следим за моим объяснением. (См.Ресурсный материал №1) | В1= 8:05 – 8:11 |
Учитель сам объявляет тему урока и цели урока, ознакомляет с планом действия на уроке. Объяснение новой темы происходит учителем, учащиеся только слушают, то есть основной метод на уроке – репродуктивный. Учащиеся лишены возможности добывать знания самостоятельно методом проб и ошибок. Однако, объяснение учителя ограждает их от возможности неверно понять тему, также работа по алгоритму, который предоставляется в готовом виде, позволяет формировать такую информационную компетентность, как умение добывать лингвистическую информацию из разных источников. |
3 | Организация восприятия | Выполнение заданий. Учащиеся делают синхронно один хлопок, записывают слово «Проба» и приступают к выполнению задания. Преподаватель двигается по классу и анализирует степень усвоения учебного материала после первого объяснения. Важно увидеть: в какой части ОСУДа дети сделают ошибку. | Три задания: нпс-ппс-впс Окончание работы 5+30 |
|
| - Итак, ребята, возьмите листы с заданиями. Вы помните, что необходимо выполнить все три уровня заданий. После того, как один из учащихся поднимет руку по окончании работы, остальным на завершение останется только 30 секунда. Итак, приготовили руки (учащиеся делают синхронный хлопок вместе с учителем, если не получается добиться синхронности с первого раза, повторить еще раз). Запишите слово «Проба» и приступите к заданию. (См. Ресурсный материал №2) | Окончание работы: 1+30 |
Учащимся предоставляются задания трех уровней. Преимущество их в том, что на каждом уровне отрабатываются определенные элементы изучаемого правила, освоение которых обязательно для полного овладения им. Синхронных хлопок активизирует внимание даже достаточно рассеянных ребят и позволяет сконцентрироваться. Работа по формуле 5+30 позволяет учителю ориентироваться по времени на лучшего ученика в классе, а не на слабого, как часто бывает в практике. Слабый учащийся уже знает, что его работа напрямую отразиться в обобщающей таблице по качеству и определит конечную отметку за урок, и вынужден стараться все успеть, при этом работая качественно. |
4 | Организация осмысления Рефлексия | По окончании работы, учащиеся обмениваются тетрадями, звучит команда «Ручка в руках – это ошибка». Поэтапная проверка выполнения заданий. На каждом уровне отдельно определяется качество исполнения. Если класс вышел на норму 63% по ВПС и выполнил норму, то смотрите дополнение 1 ниже. Проводится опрос по таблице: 1.Скорость – замедленные учащиеся отражают уровень навыков и умений в классе. 2.Внимание – невнимательные дети – отражает уровень организации класса. 3.Тема – происходит поиск ошибок и выписываются по порядку - «хвосты» по предыдущим темам. Важно. Анализ всех проблем на этапе проба является основой плана следующего объяснения. | Запрещается выносить все ответы на доску сразу по окончании работы. На доске появляется запись «Проба»: нпс =; ппс=; впс =. |
|
| - Итак, ребята, 30 дополнительных секунд прошли. «Ручка в руках – это ошибка». Обмениваемся тетрадями. Проверим, как вы выполнили НПС (на экране постепенно появляются ответы к заданию или учитель пишет решение задания на доске и комментирует) - Итак, серебро+ян=серебряный… . сколько человек справились с заданияем НПС. - Очень хорошо, проверим, как вы выполнили ППС: багряный пишется с одной буквой н, так как образован с помощью суффикса -ян-… . Итак, поднимите руки те у кого всё верно? - Проверим, как справились с заданием ВПС: в первый столбик необходимо отнести слова змеиный, комариный, так как они пишутся с одной буквой н… . Кто не допустил ошибок? - Посмотрим, что же вам помешало справиться с последними двумя заданиями. Успели справиться со всеми заданиями двое, никто не допустил ошибок по невнимательности, но у всех имеются ошибки, вызванные тем, что тема понята не до конца. | Проба 8:12 – 8:20
| 1 этап | 2 этап | 3 этап | Скорость | 2 |
|
| Внимание | 3 |
|
| Тема | 0 |
|
|
|
Технология подразумевает жесткую регламентацию, поэтому нет возможности предоставлять дополнительные минуты на завершение упражнения. Проверяя работы, учитель обращает внимание на такие показатели как «скорость, внимание, тема». Если западают некоторых из них, то потом имеет возможность отработать их, занимаясь по определенным технологическим картам. |
5 | 2 цикл. «Закрепление». «Актуализация субъектного опыта учащихся» | Второе объяснение. Преподаватель опрашивает класс и начинает новое объяснение с того этапа на схеме ОСУД на котором, по его мнению, большее кол-во учащихся допустили ошибку и раскрывает те темы,которые дети не усвоили ранее, даже если это темы за прошлые года. Помните! Дети должны спрашивать. Если вы не объясните эти темы, вы не сможете двигаться дальше. Время объяснения в 2 раза меньше, времени на первом этапе. | 1.Время объяснения В2 (В2= х записать на доске) |
|
| В слове глиняный … допустил ошибку. …, данное слов – исключение? Оно образовано от существительного с основой на букву н? С помощью какого же суффикса оно образовано? Значит, писать нужно одну букву н. …, в слове бесчисленное необходимо писать две буквы н: оно образовано от основы числ- при помощи суффикса -енн-, и приставки бес-, конечно же. Также я вижу, что все вы отнесли слово овчинный к группе слов с одной буквой н. Вы допустили ошибку потому, что неверно определили основу, от которой образовано это слово: овчина + н = овчинный. Слово единый тоже вызвало у некоторых затруднения. Оно имеет корень -един-, поэтому это слово нужно было отнести в третью группу. И … не успел выполнить ВПС до конца. - Давайте вместе еще раз повторим правило (проговаривание правила). | В2= 8:20 – 8:23 |
Подробный разбор всех ошибок, допущенных в классе, позволяет понизить вероятность их повторения при решении следующих учебных задач. Взаимопроверка проводится по эталону, предоставляемому учителем, что позволяет избежать необъективности учащихся при оценивании. Также при проверке чужой работы учащиеся часто могут выявить ошибку в самостоятельно работе. То есть данный этап дает возможности для формирования регулятивных и коммуникативных компетенций. |
6 | Организация восприятия | Выполнение заданий. Задания подбираются по таблице 2, «Если-то» (См. ресурсный материал №3). Учащиеся записывают слово «Закрепление» делают синхронно два хлопка и приступают к работе Преподаватель двигается по классу, анализирует степень усвоения учебного материала после первого объяснения, ищет свои ошибки в объяснении и ошибки детей в усвоении. | Три задания: по схеме «Если-то» Окончание работы 5+30 |
|
| Так как вы справились только с первым уровнем заданий, то я вам даю два задания НПС и ППС (см. Ресурсный материал №4). Запишите слово «Закрепление». Приготовьте руки (ребята с учителем делают два синхронных хлопка), приступили к заданию, помните, мы работаем по формуле 5+30. | Окончание работы 1+30 |
Цикл «Закрепление» методически строится аналогично циклу «Проба»: концентрация внимания, ориентация на лучших учащихся в классе. Стоит отметить, что задания для закрепления подбираются по результатам выполнения заданий «Проба», то есть, если учащийся не справился с заданиями высокого порога сложности, то необходимо отработать умения выполнять более простые задания, чтобы поэтапно прийти к выполнению более сложных. В данном случае учащиеся справились с заданиями НПС и ППС, значит учащиеся получают карточку: НПС, НПС, ППС. |
7 | Организация осмысления Рефлексия | По окончании работы, учащиеся обмениваются тетрадями, звучит команда «Ручка в руках – это ошибка» Поэтапная проверка выполнения заданий. На каждом уровне отдельно определяется качество исполнения. Опять вносятся данные в таблицу: скорость, внимание, тема и проводится полный анализ и опрос детей. Если класс вышел на норму 63% по ВПС и выполнил норму, то смотрите дополнение 1 ниже. | Заносится время окончания работы В2. Запрещается выносить все ответы на доску сразу по окончании работы. На доске появляется запись «Закрепление»: нпс =; ппс=; впс =. |
|
| Работа ведется аналогично предыдущему этапу урока. - Итак, вы намного лучше справились с предложенными заданиями. С заданием успели справиться все, по невнимательности допущена ошибка одним учащимся, знание по сегодняшней теме сумели применить без ошибок все. | Закрепление 8:24 – 8:31
| 1 этап | 2 этап | 3 этап | Скорость | 2 | 3 |
| Внимание | 3 | 2 |
| Тема | 0 | 3 |
|
|
Цикл «Закрепление» методически строится аналогично циклу «Проба»: концентрация внимания, ориентация на лучших учащихся в классе. Стоит отметить, что задания для закрепления подбираются по результатам выполнения заданий «Проба», то есть, если учащийся не справился с заданиями высокого порога сложности, то необходимо отработать умения выполнять более простые задания, чтобы поэтапно прийти к выполнению более сложных. |
8 | 3 цикл. «Память» «Актуализация субъектного опыта учащихся» | Третье объяснение. Преподаватель опрашивает класс и начинает новое объяснение с того этапа на схеме ОСУД, на котором, по его мнению, большее кол-во учащихся допустили ошибку и раскрывает те темы которые дети не усвоили ранее, даже если это темы за прошлые года. Помните! Дети должны спрашивать. Если вы не объясните эти темы, вы не сможете двигаться дальше. Время объяснения в 2 раза меньше, времени на втором этапе. | Время объяснения В3 (В3= х записать на доске) |
|
| Посмотрим, почему у … есть ошибки. Слово ветреный нужно писать с одной буквой н, так как оно является исключением. Повтори, пожалуйста, привило еще раз. | В3 = 8:32 – 8:35 |
Продолжается замер времени, необходимого на объяснение и выполнение заданий, это позволяет поддерживать темп урока. В остальном 3 цикл по построению подобен первым двум циклам. |
9 | Организация восприятия | Выполнение заданий. Задания подбираются по таблице 2, «Если-то». Учащиеся записывают слово «Память», делают синхронно три хлопка и приступают к работе. Преподаватель двигается по классу и анализирует основные показатели, которые были выявлены на предыдущих этапах. | Три задания: по схеме «Если-то.» Окончание работы 5+30 |
|
| Итак, по результатам выполнения предыдущих заданий вы снова получаете карточки НПС, ППС и ВПС (См. Ресурсный материал №5). Напишите слово «Память», приготовьте ладони. Помните, мы работаем по формуле 5+30 | Окончание работы 1+30 |
Цикл «Память» является одним из важных этапов урока, так как его результаты позволяют оценить качество освоенности тему урока учащимися. Этот этап подобен этапу «Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция». Методически организован подобно первым двум циклам. |
10 | Организация осмысления | По окончании работы, учащиеся обмениваются тетрадями, звучит команда «Ручка в руках – это ошибка». Поэтапная проверка выполнения заданий. Опять вносятся данные в таблицу: скорость, внимание, счет, тема и проводится полный анализ и опрос детей. Дополнение 1. Если на любом этапе получена норма 63% по ВПС, то проводится контрольная по двум вариантам. Если норма подтверждена, то учитель выбирает одно из трех направлений: переход к новой теме, повторение западающих ранее тем, переход к картам «Тренажер», если нужна отработка навыка или «Логика», если необходимо отработать логическую составляющую. | Заносится время окончания работы В2 Запрещается выносить все ответы на доску сразу по окончании работы. На доске появляется запись «Память»: нпс =; ппс=; впс =. |
|
| - Ручка в руках – это ошибка. Поменяйтесь тетрадями, проверим, как вы справились с заданиями. (Учитель, аналогично этапам «Проба» и «Закрепление» комментирует и разбирает ошибки учащихся) Успели не все, значит нужно стараться работать активнее, из-за невнимательности ошибку допустил один учащийся, не всё понял по теме урока также один учащийся по классу.
| Память 8:36 – 8:42
| 1 этап | 2 этап | 3 этап | Скорость | 2 | 3 | 2 | Внимание | 3 | 2 | 2 | Тема | 0 | 3 | 2 |
|
Как и на предыдущих циклах проводится оценивание по скорости, вниманию и темпу класса. Мы видим, что тема понята большинством учащихся, по невнимательности ошибку допускает 33% учащихся, столько же не успевают работать в темпе урока. Это значит, что учитель должен познакомить с показателями внимания и скорости классного руководителя, который проверяет знание таблицы умножения на скорость во время перемены. |
11 | Рефлексия | 1. Определяется уровень усвоения материала и схемы ОСУД классом. 2. Даётся прогноз времени работы по данной теме. 3. Если нет уроков по карте «Биоинтернет» в этот день, то даётся задание на дом: умение решать задания и комментировать свои действия по схеме ОСУД. 4. Учитель опять даёт прогноз о времени окончании темы и возможности игры в картах «Логика», «Лидер», «СРВ». Учитель на основании Схемы 2, определяет дальнейшую стратегию работы с классом по изучаемой теме | Количество заданий на дом должно быть не менее 10. Задания можно давать из учебника. |
|
| Итак, основные причины допущенных ошибок следующие: - вы еще не запомнили все исключения; - некоторые ребята медленно работают; - допускаете ошибки в определении основы, от которой образовано слово; - надо быть более внимательными. - Посмотрим на таблицы и поставим оценки (учитель ставит оценки на основании таблицы с результатами). Итак, … оценку не получает, так как он набрал всего 3 балла, … и … заработали отметку 4, у них 6 и 7 баллов. Домашнее задание: упражнения 365 и 367. На следующем уроке мы работаем с картой «Тренажер». Спасибо за урок, до свидания. |
|
Класс по итогам цикла «Память» вышел на уровень ≥ 63%, как и прогнозировалось технологией. Так как по плану на эту тему отведен еще один урок, учитель имеет возможность работы по карте «Тренажер». |