Групповая форма работы
методическая разработка по русскому языку (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
МАСТЕР-КЛАСС для учителей школы
ТЕМА: Групповая форма работы на уроке по теме «СУФФИКСЫ ПРИЧАСТИЙ»
КЛАСС: 7
Цель: изучение групповой формы работы на уроке.
- Класс разбивается на группы по 4 человека. Каждый ученик получает в группе индивидуальную карточку, материал которой отличен от материала карточки другого члена группы, то есть каждый знает то, что не знает другой. Самостоятельно изучает информацию.
ТЕМА 1: Суффиксы действительных причастий настоящего времени
Задание: Прочитайте примеры. Ответьте на вопросы. Составьте связный рассказ об образовании действительных причастий настоящего времени.
Работать (1спр.) – работают – работающий;
колыхать (1спр.) – колышут –колышущий;
дышать(2 спр) – дышат – дышащий;
красить (2) – красят – красящий.
- От глаголов какого времени и какого вида образуются действительные причастия настоящего времени?
- С помощью каких суффиксов образуются действительные причастия настоящего времени?
- В каких случаях в суффиксах действительных причастий настоящего времени пишутся буквы У и Ю? А и Я?
ТЕМА2: Суффиксы действительных причастий прошедшего времени
Задание: Прочитайте примеры. Ответьте на вопросы. Составьте связный рассказ об образовании действительных причастий прошедшего времени.
Строить + вш = строивший
Засеять + вш = засеявший
Нести + ш = нёсший
- От основ каких глаголов (укажите форму и вид глагола – совершенный или несовершенный) и при помощи каких суффиксов образуются действительные причастия прошедшего времени?
- К какой основе присоединяется суффикс –вш-? Суффикс –ш-?
- Какая гласная пишется перед суффиксом причастия –вш- ?
ТЕМА3: Страдательные причастия настоящего времени
Задание: прочитайте слова, ответьте на вопросы. Составьте связный рассказ об образовании страдательных причастий настоящего времени.
Нагревать (1 спр.) – нагреваем – нагреваемый
Вести (1 спр) – ведём – ведомый
Гнать (2 спр) – гоним - гонимый
- От основ каких глаголов (укажите время и вид) и при помощи каких суффиксов образуются страдательные причастия настоящего времени?
ТЕМА 4: Страдательные причастия прошедшего времени
Задание: прочитайте слова, ответьте на вопросы. Составьте связный рассказ об образовании страдательных причастий прошедшего времени.
Прочитать + НН = прочитанный
Запаять+ НН = запаянный
Увидеть + НН = увиденный
Построить + ЕНН = построенный
Решить+ ЁНН = решённый
Принести+ ЁНН = принесённый
Понять + Т = понятый
Сжать + Т = сжатый
Колоть + Т = колотый
Вынуть + Т = вынутый
-От основ каких глаголов (укажите форму и вид) и с помощью каких суффиксов образуются страдательные причастия прошедшего времени?
- К каким основам присоединяется суффикс –нн-?
- К каким основам присоединяется –енн- (-ённ-)? суффикс –т-?
Примечание: страдательные причастия прошедшего времени от глаголов несовершенного вида не частотны и малоупотребительны. Например: читанный, жёванный, вязанный, стриженный.
- По окончании работы учащиеся переходят в другие группы – группы экспертов. Группа экспертов составляется так, чтобы в каждой оказались специалисты по одной теме. В процессе обмена результатами своей работы, составляется общая презентационная схема рассказа по теме. Решается вопрос о том, кто будет проводить итоговую презентацию.
Задание: обменяйтесь своими выводами об образовании причастий. Составьте связный рассказ, схему или таблицу, выполните практическое задание.
Группа Экспертов 1:
Связный рассказ: Действительные причастия настоящего времени образуются от основ настоящего времени переходных и непереходных глаголов несовершенного вида при помощи суффиксов –УЩ- (-ЮЩ-) (о глаголов 1 спряжения) и –АЩ-(-ЯЩ-) ( о глаголов 2 спряжения).
Презентация – примерная таблица
Глаголы несовершенного вида, переходные и непереходные | Спряжение глаголов | Суффиксы действительных причастий наст. времени | Действительные причастия настоящего времени |
несут | 1 | -ущ/ -ющ | несущий |
дышат | 2 | -ащ/-ящ | дышащий |
Практическое задание: от глаголов образуйте причастия. Обозначьте основы глаголов и суффиксы причастий. От каких глаголов не смогли образовать причастия? Почему?
Глагол в неопределенной форме | Глагол в настоящем времени | спряжение | причастие |
таять | |||
щебетать | |||
смотреть | |||
служить | |||
вылечить | |||
зависеть |
Группа Экспертов 2
Задание: обменяйтесь своими выводами об образовании причастий. Составьте связный рассказ, схему или таблицу, выполните практическое задание.
Связный рассказ: Действительные причастия прошедшего времени образуются от основ неопределённой формы глаголов совершенного и несовершенного вида при помощи суффиксов –ВШ- и –Ш-. Суффикс –вш- присоединяется к основам на гласную, а суффикс –ш- - к основам на согласную.
Примерная таблица
Глаголы совершенного и несовершенного вида | Суффиксы действительных причастий наст. времени | Действительные причастия прошедшего времени |
Строить засеять | -вш- | Строивший засеявший |
нести | -ш- | нёсший |
Практическое задание: от глаголов образуйте причастия. Обозначьте основы глаголов и суффиксы причастий.
глаголы | Дейст. причастия прош. времени |
играть | |
пригореть | |
затеять | |
погасить | |
везти | |
повлечь |
Группа Экспертов 3
Задание: обменяйтесь своими выводами об образовании причастий. Составьте связный рассказ, схему или таблицу, выполните практическое задание.
Связный рассказ: Страдательные причастия настоящего времени образуются от основ настоящего времени глаголов несовершенного вида при помощи суффиксов –ЕМ- (-ОМ-) (от глаголов 1 спряжения) и –ИМ- (от глаголов 2 спряжения)
Примерная таблица
Глаголы несовершенного вида настоящего времени | спряжение | Суффиксы страдательных причастий наст. времени | Страдательные причастия настоящего времени |
Нагревают ведут | 1 | -ем- (-ом-) | Нагреваемый ведомый |
гонят | 2 | -им- | гонимый |
Практическое задание: от глаголов образуйте причастия. Обозначьте основы глаголов и суффиксы причастий.
Неопределенная форма глагола | спряжение | Настоящее время глагола | Страдательное причастие настоящего времени |
слышать | |||
пересылать | |||
оберегать | |||
привозить | |||
вычислять |
Группа Экспертов 4
Задание: обменяйтесь своими выводами об образовании причастий. Составьте связный рассказ, схему или таблицу, выполните практическое задание.
Связный рассказ: Страдательные причастия прошедшего времени образуются от основ неопределённой формы глаголов совершенного и несовершенного вида при помощи суффиксов - НН,- ЕНН, -Т. Суффикс
–НН- присоединяется к основам на –ать, -ять,-еть.
Суффикс –ЕНН- - к основе на –ить.
Суффикс –Т- - к основам на –оть, -уть, -ять,-ать.
Примерная таблица
Глаголы совершенного и несовершенного вида | Суффиксы страдательных причастий прошедшего времени | Страдательные причастия прошедшего времени |
Прочитать Запаять увидеть | -нн- | Прочитанный Запаянный увиденный |
Построить Решить принести | -енн- (-ённ-) | Построенный Решённый принесённый |
Понять Сжать Колоть вынуть | -т- | Понятый Сжатый Колотый вынутый |
Практическое задание: от глаголов образуйте причастия. Обозначьте основы глаголов и суффиксы причастий.
глагол | причастие |
увешать | |
бросить | |
обидеть | |
разбить | |
потерять |
- Затем учащиеся пересаживаются в свои первоначальные группы. Каждый знакомит других членов группы со своей темой, пользуясь общей презентационной схемой. Таким образом, складывается общее представление по изучаемой теме.
Задание для групп: от глаголов образуйте всевозможные причастия. Если нельзя образовать – поставьте прочерк.
Глаголы | Действительные причастия | Страдательные причастия | ||
Настоящего времени | Прошедшего времени | Настоящего времени | Прошедшего времени | |
обмануть | ||||
веять | ||||
заместить | ||||
клеить | ||||
украсить | ||||
хмурить | ||||
брить | ||||
занавесить |
Правильный ответ:
Глаголы | Действительные причастия | Страдательные причастия | ||
Настоящего времени | Прошедшего времени | Настоящего времени | Прошедшего времени | |
обмануть | -- | обманувший | --- | обманутый |
заместить | -- | заместивший | -- | замещённый |
клеить | клеящий | клеивший |
| -- |
украсить | -- | украсивший | -- | украшенный |
хмурить | хмурящий | хмуривший | -- | -- |
брить | бреющий | бривший | бреемый | --- |
занавесить | -- | занавесивший | --- | занавешенный |
- «Второе слушание» темы. Эксперт каждой группы рассказывает свою тему всему классу (презентация сведений по отдельным темам). Другие вносят дополнения, отвечают на вопросы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Групповая форма работы на уроках русского языка и литературы.
В этой статье делюсь опытом организации групповых форм работы на уроках русского языка и летературы...
Обобщение опыта по теме «Инновационные формы работы на уроках русского языка и литературы в соответствии с требованиями ФГОС» (групповая форма работы на уроках).
Обобщение опыта по теме «Инновационные формы работы на уроках русского языка и литературы в соответствии с требованиями ФГОС» (групповая форма работы на уроках). Введение ФГОС ООО предполагает ис...
Представление опыта работы по теме: «Использование групповых форм работы на уроке информатики»
Представление опыта работы по теме: «Использование групповых форм работы на уроке информатики». Так же материал содержит презентацию....
Представление педагогического опыта работы по теме "Групповые формы работы как средство реализации системно – деятельностного подхода на уроках биологии"
Сегодня в нашей стране происходят большие изменения, не прошли они стороной и от системы образования. В настоящее время в школах реализуются Федеральные государственные стандарты второго поколен...
«Круги сообществ» - одна из групповых форм работы, для разрешения конфликтных ситуаций, в рамках Школьной Службы Примирения (из опыта практической работы).
Данный метод является частью востановительной медиации которая лежит в основе работы "Школьной Службы Примирения" и помогает легко и быстро разрешать конфликты в которых участвует боль...
Программа логопедической работы для коррекции общего недоразвития речи ( групповая форма работы)
Программа логопедической работы для коррекции общего недоразвития речи ( групповая форма работы)...
Из опыта работы: групповая форма работы на уроках математики
С введением ФГОС приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектироватьпути достижения этих целей, контролировать и оцен...