Рабочая программа курса по выбору в 9 классе «Готовимся к ОГЭ по русскому языку»
рабочая программа по русскому языку (9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ковылкинская средняя общеобразовательная школа №3»
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО Протокол №_1___ от 28 августа 2018 г. | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР ________Нестеренко Е.И. 29 августа 2018 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор школы ________ Палаева Н. А. 29 августа 2017 г. Приказ № ______ 31 августа 2018 г. |
Рабочая программа
курса по выбору в 9 классе
«Готовимся к ОГЭ по русскому языку»
Составитель: учитель русского языка и литературы
Алямкина Галина Викторовна
2018 -2019 учебный год
Пояснительная записка
Личностные, метапредметные, предметные результаты
освоения курса по выбору «Подготовка к ОГЭ по русскому языку»
Личностными результатами освоения выпускниками средней школы программы курса по выбору/факультатива «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» являются:
1) понимание русского языка как одной из величайших духовных и национально-культурных ценностей народа;
2) воспитание любви к русскому языку, гордости за него; осознание потребности сохранят чистоту и поддерживать нормы литературного языка;
3) расширение словарного запаса; овладение лексической и грамматической синонимией для успешного и эффективного речевого общения в разных коммуникативных ситуациях;
4) способность к продуцированию текстов разных жанров;
5) стремление к постоянному совершенствованию собственной речи, развитие эстетического вкуса.
Метапредметными результатами освоения выпускниками средней школы программы курса по выбору/факультатива «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» являются:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
аудирование и чтение:
- умение извлекать информацию из разных источников, пользоваться словарями разных типов, справочной литературой;
- способность преобразовать полученную в процессе чтения информацию;
- адекватное понимание темы текста, соотношения текста и подтекста, определение коммуникативной установки и основной мысли прочитанного речевого произведения;
говорение и письмо:
- умение создавать тексты (устные и письменные) разных жанров с учетом их целевой установки, предполагаемого адресата и характера общения;
- умение свертывать и преобразовывать прослушанный и прочитанный текст (план, аннотация, конспект и.т.д.);
- владение нормами правильной письменной речи; умение оценивать как слово, так и чужую речь, редактировать текст и исправлять в нем грамматические, стилистические и речевые ошибки;
- умение выступать с докладами и рефератами, участвовать в дискуссиях и обсуждениях различных тем;
2) использование полученных знаний, умений и навыков на занятиях по другим предметам (истории, литературе, обществоведению и др.), а также в повседневном общении.
Предметными результатами освоения выпускниками средней школы программы курса по выбору/факультатива «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» являются:
1) расширение представлений о роли русского языка в современном мире, его основных функциях, взаимосвязи языка и культуры, языка и общества;
2) углубление знаний об основных уровнях и единицах языка, о социальной стратификации языка (литературный язык, диалекты, просторечие, жаргоны);
3) закрепление базовых понятий современной лингвистики: язык и речь, функциональный стиль, функционально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение), текст и его признаки, основные единицы языка, языковая норма;
4) овладение орфоэпическими, лексическими, словообразовательными, грамматическими, орфографическими и пунктуационными нормами русского литературного языка и использование их в речевой практике; систематизация орфографических и пунктуационных правил;
5) овладение основными стилистическими ресурсами русского языка и углубление представлений о выразительных возможностях фонетических, лексических и грамматических средств;
6) умение проводить различные виды языкового анализа (фонетический, лексический, морфемный и словообразовательный анализ слова, морфологический анализ частей речи, синтаксический анализ словосочетания, простого и сложного предложений, анализ текста);
7) осознание эстетической функции языка; понимание роли языковых средств разных уровней в создании образной системы художественного текста.
Критерии ожидаемых результатов:
- Повышение мотивации учащихся на учебную деятельность.
- Качественная сдача ОГЭ учащимися.
- Ученик становится субъектом, конструктором своей подготовки к ОГЭ.
Задачи курса:
1) обобщить и повторить полученные знания по основным разделам русского языка за курс 5-9 классов;
2) закрепить орфографические и пунктуационные навыки;
3) сформировать умения правильно работать с тестами;
4) активизировать внимание учащихся к собственной письменной речи;
5) формировать навыки работы над сочинением
6) учить писать сочинения разных жанров: рецензию, отзыв, эссе;
7) психологически подготовить учащихся к сдаче государственной итоговой аттестации
Содержание учебного материала программы соответствует целям и задачам подготовки учащихся к ОГЭ.
Курс рассчитан на учащихся 9-го класса общеобразовательной школы. Он дополняет программу русского языка 5-9 классов, корректирует ее в соответствии с требованиями и моделями заданий ОГЭ. Данный курс обеспечивает понимание системы знаний о языке, При составлении программы учитывалась логика построения курса русского языка в 9 классе. Работа над 1 и 3 частями экзаменационной работы проводится в I полугодии. Работа над 2 частью экзаменационной работы отнесена во II полугодие, так как это к этому времени будет изучена значительная часть нового учебного материала, что позволит учащимся выполнять тестовые задания, связанные с темой «Сложное предложение».
. Программа курса рассчитана на 34 часа, из них на развитие речи отводится 13 часов, на систематизацию языковых знаний – 21 часов. Количество часов можно варьировать в зависимости от подготовленности класса .
Темы курса соотносятся как с основными разделами школьной программы изучения русского языка, так и с заданиями контрольно-измерительных материалов ОГЭ.
На занятиях курса предусматривается теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста) и практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки).
Учащиеся 9 класса слабо владеют как теоретическими знаниями, так и практическими навыками, поэтому на занятиях предусмотрено повторение орфографии и пунктуации, кроме этого несколько часов отведено на разбор различных видов ошибок: грамматических, речевых и фактических. Особое внимание уделяется подготовке к ОГЭ учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование тестирования, изложения (подробного и сжатого), сочинения на лингвистическую тему.
Для реализации намеченных целей необходимо:
• развитие всех видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи;
• сбалансированное развитие устной и письменной речи;
• формирование навыков чтения как вида речевой деятельности; навыков информационной переработки текста;
• усиление речевой направленности в изучении грамматических тем курса и на этой основе – формирование навыков нормативного, целесообразного и уместного использования языковых средств в разных условиях общения;
• формирование представления о многофункциональности языкового явления как грамматического, коммуникативного и эстетического феномена; развитие языкового чутья, способности оценивать эстетическую ценность художественного высказывания;
• формирование представления о родном языке как форме выражения национальной культуры народа, национальном достоянии русского народа.
Требования к уровню подготовки учеников
В ходе изучения данного курса учащиеся должны уметь:
- применять на практике полученные знания по орфографии и пунктуации;
- строить сочинение-рассуждение в соответствии с заданной темой;
- вычленять главное в информации;
- сокращать текст разными способами;
- правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;
- грамотно писать сжатое изложение и сочинение-рассуждение;
- работать с тестовыми заданиями: самостоятельно (без помощи учителя) понимать формулировку задания и вникать в её смысл;
- четко соблюдать инструкции, сопровождающие задание;
- самостоятельно ограничивать временные рамки на выполнение заданий; сосредоточенно и эффективно работать в течение экзамена.
- выполнять различные типы тестовых заданий;
Содержание тем учебного курса
. Рабочая программа «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» включает темы, необходимые для успешного прохождения ОГЭ.
Культура речи.
Хорошая речь: правильность, точность, ясность, выразительность, красота, уместность.
Нормы литературного языка как основное понятие культуры речи.
Нормы ударения и произношения, лексические, грамматические: морфологические и синтаксические.
Нормы ударения и произношения.
Основные нормы литературного произношения: произношение безударных гласных звуков, согласных, сочетаний согласных.
Произношение некоторых грамматических форм.
Особенности произношения иноязычных слов, а также русских имен и отчеств.
Нормы ударения в современном русском языке.
Причины отклонения от произносительных норм.
Исторические изменения в произношении и ударении.
Допустимые варианты произношения и ударения.
Лексические нормы. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы
Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению. Лексический анализ
Выразительность русской речи.
Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения.
Средства выразительности. Тестовые задания.
Употребление слова в строгом соответствии с его лексическим значением – важное условие речевого общения.
Лексическая сочетаемость.
Смешение паронимов.
Жаргонизмы.
Речевая избыточность и речевая недостаточность.
Грамматические нормы.
Нормы в морфологии и орфографии. Нормативное употребление форм имен существительных, имен прилагательных, глаголов, местоимений, числительных.
Правописание корней. Правописание приставок. Правописание суффиксов.
Синтаксические нормы.
Словосочетание.
Нормативное построение словосочетаний по типу согласования, управления. Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний.
Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения.
Простое осложнённое предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении.
Правильное построение предложений.
Правильное построение предложений с обособленными членами.
Знаки препинания в сложносочинённом предложении.
Знаки препинания в сложноподчинённом предложении.
Синтаксический анализ сложного предложения.
Сложные бессоюзные предложения.
Сложные предложения с разными видами связи.
Изложение. Виды изложений
Способы и приемы компрессии текста. Написание сжатого изложения и его анализ.
Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка.
Тема, идея, проблема и способы их определения и формулирования.
Композиция, логическая, грамматическая структура текста.
Понятие о микротеме. Соотношение микротемы и абзацного строения текста
Представление об абзаце как о пунктуационном знаке. Главная и второстепенная информация в тексте.
Ключевые слова и их роль в определении границ главной информации.
Способы компрессии (сокращения) текста: грамматические, логические, синтаксические.
Адекватное понимание письменной речи в различных сферах и ситуациях общения .
Текст как продукт речевой деятельности. Смысловая и композиционная целостность текста.
Извлечение информации из различных источников.
Письменное воспроизведение текста с заданной степенью свёрнутости (сжатое изложение содержания прослушанного текста).
Сочинение-рассуждение. Структура сочинения-рассуждения. Алгоритм написания сочинения – рассуждения 15.1
Как начать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Речевые клише, используемые в сочинении-рассуждении. Создание текста в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи.
Композиция сочинения-рассуждения на морально-этическую тему 15.2,15.3: тезис – аргументы – вывод. Средства межфразовой связи. Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.
Написание сочинения-рассуждения на морально-этическую тему.
Учебно-тематический план
Тема | Количество часов |
Структура экзаменационной работы в формате ОГЭ | 1 |
Знакомство с критериями оценки | 1 |
Задание части1 | 5 |
Задание части3 | 8 |
Задание части 2 | 17 |
Диагностическая работа в форме ОГЭ | 2 |
ИТОГО | 34 |
Календарно – тематическое планирование
№ | Тема занятия | Количество часов | План | Факт |
Структура экзаменационной работы в формате ОГЭ. Число и вид заданий. Знакомство с демонстрационным вариантом. Особенности заполнения бланков экзаменационной работы. | 1 | |||
Знакомство с критериями оценки выполнения заданий с развернутым ответом. Требования к полноте и правильности записи развернутого ответа. | 1 | |||
Часть 1 | ||||
Задание 1. Сжатое изложение. Что такое микротема. Учимся находить микротемы исходного текста. Абзацное членение текста. | 1 | |||
Задание 1. Сжатое изложение. Что такое сжатие (компрессия) текста. Приемы сжатия текста. Отработка приёма ИСКЛЮЧЕНИЕ. | 1 | |||
Задание 1. Сжатое изложение. Приемы сжатия текста. Отработка приёма ОБОБЩЕНИЕ. | 1 | |||
Задание 1. Сжатое изложение. Приемы сжатия текста. Отработка приема УПРОЩЕНИЕ. | 1 | |||
Задание 1. Выбор приемов сжатия. | 1 | |||
Часть 2 | ||||
Задание 3. Сочинение на лингвистическую тему. Критерии оценки задания 3. Структура сочинения на лингвистическую тему. | 1 | |||
Задание 3. Учимся формулировать тезис. | 1 | |||
Задание3 . Учимся аргументировать. | 1 | |||
Задание3. Учимся писать вывод сочинения на лингвистическую тему. | 1 | |||
12 | Задание3. Сочинение-рассуждение по тексту. Критерии оценивания | |||
13 | Задание 3. Учимся формулировать тезис сочинения-рассуждения. | 1 | ||
14 | Задание 3. Учимся аргументировать. | 1 | ||
15 | Задание3. Учимся писать вывод сочинения-рассуждения. | 1 | ||
Часть 3 | ||||
16 | Понимание смысла текста. Задание 2. | 1 | ||
17 | Лексическое значение слова. Задание3 . | 1 | ||
18 | Выразительные средства. Задание3 . | 1 | ||
19 | Лексика и фразеология.3. | 1 | ||
20 | Правописание корней. Задание5 . | 1 | ||
21 | Правописание приставок. Задание 4 . | 1 | ||
22 | Правописание суффиксов. Задание5 . | 1 | ||
23 | Синонимы. Задание 6 | 1 | ||
24 | Словосочетание. Задание 7 | 1 | ||
25 | Грамматическая основа предложения. Задание8,11 . | 1 | ||
26 | Предложения с обособленными членами. Задание 9
| 1 | ||
27 | Знаки препинания в простом осложненном предложении. Задание 10 | 1 | ||
28 | Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Задание 12. | 1 | ||
29 | Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Задание 12 | 1 | ||
30 | Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Задание12.
| 1 | ||
31 | Сложные предложения с различными видами связи. Задание 13 | 1 | ||
32 | Сложные бессоюзные предложения. Задание 14 . | 1 | ||
33 | Диагностическая работа в форме ОГЭ | 1 | ||
34 | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа курса по выбору "Практикум по русскому языку"
Программа с календарно-тематическим планированием предназначена для учащихся 9-х классов, цель программы- комплексная подготовка 9-тиклассников к ГИА....
Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.01 Русский язык и литература. Русский язык для специальности 44.02.01 Дошкольное образование
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины ОУД. 01 «Русский язык и литература. Русский язык» предназначена для изучения русского языка в профессиональных образовательных организациях, ре...
Рабочая учебная программа Элективного курса по русскому языку «Абсолютная грамотность» (Технология подготовки к ГИА по русскому языку) для обучающихся 8 класса
Курс ориентирован на подготовку к ГИА по русскому языку, на то, чтобы учащиеся получили практику, необходимую им для лучшего овладения общеучебными умениями и навыками, которые позволят школьник...
Рабочие программы и КИМы по дисциплинам "Русский язык", "Литература", "Русский язык и культура речи", "Отечественная литература", "Родной язык" и "Родная литература" для отделений Дизайн, Живопись, Реставрация, Музыканты и СКД
Рабочие программы содержат в себе тематику изучаемой дисциплины, количество часов, отведенное на данную дисциплину, а также задания для оценивания изучаемой дичциплины....
Примерная рабочая программа основного общего образования предмета «Русский язык» 5 класс к учебнику Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И. и другие. Русский язык (в 2 частях), 5 класс/ ООО «ДРОФА»; АО «Издательство Просвещение»
Программа создана на основе конструктора "Единого содержания общего образования" https://edsoo.ru/...
Рабочая программа по платным образовательным услугам Русский язык в 9 классе «Сложные вопросы русского языка»
Данная рабочая программа создана для помощи учителю в преподавании платных образовательных услуг в 9 классе по русскому языку...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности по русскому языку как иностранному (РКИ) для детей среднего школьного возраста «Школа русского языка» (общеинтеллектуальное направление) для 5-9 классов (основное общее образование) Количество часов:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАкурса внеурочной деятельности по русскому языку как иностранному (РКИ)для детей среднего школьного возраста«Школа русского языка»(общеинтеллектуальное направление)для...