"Реализация ФГОС: опыт,проблемы,перспективы".
материал (5 класс) на тему

Дульнева Ольга Николаевна

Собщение на РМО. Использование разных технологий на уроках русского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл realizatsiya_fgos.docx39.14 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №23»

Сообщение

на тему:

«РЕАЛИЗАЦИЯ ФГОС: ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ».

Подготовила:  Дульнева О.Н. – учитель русского языка и литературы

г. Богородицк

2018г.

Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения обусловлен новыми современными и даже жесткими  требованиями к качеству образования. В   нашем образовательном учреждении   в основной школе ввели ФГОС  3 года назад в 2015 году.

 В основе своей работы использую системно-деятельностный подход в обучении школьников.   Реализация деятельностного подхода   -  уйти от привычного объяснения и предоставить обучающимся самостоятельно, в определенной последовательности открыть для себя новые знания. Именно ученики являются главными «действующими героями» на уроке. Деятельностный метод обеспечивает непрерывность саморазвития личности в процессе обучения,  и главный принцип деятельностного подхода – научить учиться.   

В своей работе я использую такие педагогические технологии, как технологию критического мышления через чтение и письмо, проблемную технологию, проектную деятельность. Невозможна современная работа на уроке без применения ИКТ.  Технология критического мышления через чтение и письмо мне интересна тем, что ученики являются главными действующими лицами на уроке. На первом этапе мотивации использую разные приемы: высказывания мудрецов, притчи, отрывки стихотворений, прием «Удиви!».

 Можно начать урок с притчи, пословицы.

Например: Китайская пословица гласит: Человек может стать умным тремя путями: путём подражания, путём опыта, путём размышления.  Я предлагаю поразмышлять, какой же  путь самый  трудный. Выслушав всех, я  воспроизвожу  

Человек может стать умным тремя путями:

путём подражания – это самый лёгкий путь,

путём опыта – это самый трудный путь,

и путём размышления – это самый благородный путь.

Приём «Перепутанные логические цепочки».


Я бы хотела начать урок с известных вам строк, но они рассыпались. Кто поможет мне?
«начинается» «С» «успех!» « удачи» « малой» 
«С малой удачи начинается успех!»
- Как вы понимаете эти слова?
- Я вам желаю, чтобы вам сегодня сопутствовала удача, которая поможет нашему уроку быть успешным!

На этом этапе можно также использовать приём «Удивляй!» 

Сообщение интересных фактов о каком – либо грамматическом явлении, о стилях речи. Вот пример такого текста:

 Есть науки древние, возраст которых определяется даже не веками, а тысячелетиями. Например, медицина, астрономия, геометрия. У них есть богатый опыт, традиции, которые берут свое начало с древности, развиваются и действуют в наше время. Так, обычай выпускников медицинских институтов давать клятву Гиппократа родился три тысячи лет назад и носит имя великого греческого врача, жившего в 460-356 гг. до н. э. на острове Коса.

  Есть науки совсем молодые, которые родились только в прошлом веке. Например, экология.

Но есть и такие науки, чей возраст определить очень трудно. К таким наукам относится стилистика. С одной стороны наука как предмет сформировалась в начале нашего века. Но в то же время человек очень давно стал задумываться, что мы говорим и как говорим. А этим и занимается стилистика – наука о стилях. Кроме того, на “древность” указывает и сам термин, – так древние называли заостренную палочку, которой писали на восковых дощечках.

   Обратите внимание на эпиграф к уроку. «Знать в совершенстве язык – значит владеть его стилями». (Г.Солганик)

   

  Прием  “Нестандартный вход в урок”.

 Универсальный прием ТРИЗ, направленный на включение учащихся в активную мыследеятельность с первых минут урока. Я начинаю урок с противоречивого факта, который трудно объяснить на основе имеющихся знаний. Например, записываю сложное предложение с союзом и с общим второстепенным членом (запятая не стоит). - Предлагаю ученикам подумать, почему предложение сложное, а запятая не стоит?

Интеллектуальная разминка

Всегда нужен настрой на определенный вид деятельности. Можно начать с интеллектуальной разминки – два, три не слишком сложных вопроса на размышление.

Разминку можно проводить по-разному:

  • Что лишнее?
  • Обобщить – что это?
  • Какое слово скрывается (фотамсеар - атмосфера) и так далее.

Таблички с понятиями и терминами вывешиваю на доске и ребятам задаю вопросы.

Интеллектуальная разминка не только настраивает учащихся на учебную деятельность, но и развивает мышление, внимание, умение анализировать, обобщать, выделять главное.

На втором этапе актуализации опорных знаний, заполняем пропуски, решаем лингвистические задачи, блицопросы и другое. 

Заполнение (создание) кластера

Предлагаю разноуровневый кластер  для детей с повышенной мотивацией  и слабых (для слабых заполнен частично). Это отличный приём систематизации материала. Наиболее часто кластеры применяются на стадии рефлексии, но и на стадии осмысления их применение эффективно. На уроках повторения и обобщения кластеры целесообразно использовать и на стадии вызова. Плюсы данного приёма: стопроцентная активность класса, быстрое воспроизведение изученного материала, чёткость изложения, возможность проявить творческую фантазию.

Использование такой формы работы, как составление кластера, помогает учащимся:

  • запомнить теоретический материал по теме;
  • проявить свои творческие способности, фантазию;
  • совершенствовать навыки работы с компьютером.   

Текст  с пропусками

Заполните пропуски.

Различают три типа речи:__________________________

В _________________________ рассказывается о каком-либо

событии, последовательно перечисляются действия героев.

В________________________ изображается, рисуется какой-либо

предмет (природа, люди, животные и т. д.).

В ______________________________ что-то доказывается,

раскрывается причина и следствие какого-то явления, события. В  

рассуждении  обычно  выдвигается  мысль,   которую  надо

доказать —          _______________________.    Затем приводятся

доказательства —___________________.

В конце рассуждения делается        _____________________.

Решение лингвистической задачи

Вставьте, где это необходимо, пропущенные буквы. Выпишите их подряд.

Су…фикс, сл…восочетание, соглас…ные, па…но, пр…дложение, син…аксис, глас…ные, ол…цетворение, транс…рипция, уд…рение.

            Приём  «Согласен – Не согласен»

Универсальный прием, способствующий актуализации знаний учащихся и активизации мыслительной деятельности. Данный прием дает возможность быстро включить детей в мыслительную деятельность и логично перейти к изучению темы урока.
Формирует:

  • умение оценивать ситуацию или факты;
  • умение анализировать информацию;
  • умение отражать свое мнение.

Детям предлагаю выразить свое отношение к ряду утверждений по правилу: согласен – «+», не согласен – «-».

  1. Слово, имеющее одно лексическое значение, — однозначное.
  2. Слова разные по звучанию, но сходные по своему лексическому значению — это омонимы.
  3. Словарный состав языка — лексика.
  4. Слово, имеющее несколько лексических значений, — многозначное.
  5. Слово сходство по отношению к слову различие — антоним.

Приём  “Лови ошибку”

Универсальный приём, активизирующий внимание учащихся.

Формирует:

  • умение анализировать информацию;
  • умение критически оценивать полученную информацию.

  Круглый стол

Я предлагаю учащимся информацию, содержащую неизвестное количество ошибок. Учащиеся ищут ошибку группой или индивидуально, спорят, совещаются. Придя к определенному мнению, группа выбирает спикера. Спикер передает результаты учителю или оглашает задание и результат его решения перед всем классом. Чтобы обсуждение не затянулось, заранее определяю на него время.

Приём  “Жокей и лошадь”.

Приём интерактивного обучения. Форма коллективного обучения. Автор - А.Каменский. Класс делится на две группы: «жокеев» и «лошадей». Первые получают карточки с вопросами, вторые – с правильными ответами. Каждый «жокей» должен найти свою «лошадь».

.

 На следующем этапе локализации  индивидуальных затруднений с помощью вопросов выявляем причины затруднения и устраняем их. Для реализации этой цели необходимо, чтобы учащиеся:

- проанализировали шаг за шагом с опорой на знаковую запись (алгоритм) и проговорили вслух, что и как они делали;

- зафиксировали место затруднения;

- соотнесли свои действия на этом шаге с изученными способами и зафиксировали, какого знания или умения недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще (причина затруднения).

Чтобы помочь учащимся восстановить ход своих рассуждений и выявить место затруднения, можно задать им вопросы:

 - Какое задание вы выполняли?

 - Каким способом?

 - Что сделали сначала, потом?

 - Где возникло затруднение?

 

Для выявления причины затруднения задаются вопросы типа: - Почему здесь возникло затруднение?

 - Чем это задание отличается от предыдущих?

В итоге на данном шаге учащиеся должны понять, «чего они не знают», какого знания им не хватает. (Мы не смогли сделать это задание, потому что не знаем, …)

В это время учащиеся, которые не выявили ошибок, также выполняют пошаговую проверку своих решений по алгоритму исправления ошибок для исключения ситуации, когда ответ случайно верный, а решение - нет.

Если при проверке они находят ошибку, то дальше присоединяются к первой группе - выявляют место и причину затруднения, а если ошибок нет - получают дополнительное задание творческого уровня и далее работают самостоятельно до этапа самопроверки.

Кратко содержание этапа можно представить так:

1. Перестаю действовать – начинаю думать.

2. Что я делал, какие знания  применял?

3.  Где возникло затруднение? (место)

4.  Почему оно возникло? (причина)

На этапе рефлексии деятельности на уроке учащиеся анализируют, удалось ли им достичь поставленных целей. Стадия рефлексии необходима не только для того, чтобы учитель проверил память своих учеников, но и для того, чтобы они сами смогли проанализировать, удалось ли им достичь поставленных целей.

Вопросы, которые я стараюсь предлагать в конце каждого урока:

  1. Ваши главные результаты сегодня? Благодаря чему вам удалось их достичь?
  2.  Какие трудности встретились во время выполнения задания, как вы их преодолевали? Какие идеи возникли во время выполнения задания?
  3. Вопросы и пожелания, возникшие в связи с темой урока.

Роль таких вопросов на стадии рефлексии нельзя недооценивать: ученик раскрепощается, учится высказывать свои мысли, что способствует развитию речи. Конечно, каждый ученик высказаться не успеет, но давать детям возможность оценивать свою деятельность необходимо.

  Для подведения итогов урока можно воспользоваться упражнением «Плюс-минус-интересно». Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагаю заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» - «плюс» записывается все, что понравилось на уроке. В графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось на уроке. В графу «И» - «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.  Это упражнение позволяет мне взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика. Для учащихся наиболее важными будут графы «П» и «И», так как в них будут содержаться памятки о той информации, которая может им когда-нибудь пригодиться.

          На каждом этапе урока формируются универсальные учебные действия, начиная от планирования учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, целеполагания,  до умения осознанно и произвольно строить речевое высказывание,   структурировать знания,  выполнения действий по алгоритму,   рефлексии способов и условий действия,  выражения  мыслей с достаточной полнотой и четкостью.

          Для  максимально успешного введения новых  образовательных стандартов педагог  должен работать непрерывно над повышением своего профессионального уровня,   системно готовиться и  проводить урок  по-новому,  оценивать достижения обучающегося по-новому, взаимодействовать с родителями по-новому. Только творческий подход и мастерство учителя помогут гарантировать успешную реализацию цели образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация ФГОС общего образования на уроках физической культуры: опыт, проблемы, перспективы

"Стань творцом и тогда каждый новый шаг в твоей профессиональной деятельности станет открытием мира души ребенка"...

Реализация ФГОС общего образования на уроках физической культуры: опыт, проблемы, перспективы

Управление любым процессом предполагает осуществление контроля, т.е. определенной системы проверки эффективности его функционирования. Крайне необходим он и для успешного протекания процесса обучения....

Доклад на окружном семинаре "Введение и реализация ФГОС для обучающихся с ОВЗ: опыт, проблемы, перспективы" на тему: "Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ", 2016 год.

Данный материал содержит выступление на окружном семинаре "Введение и реализация ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: опыт, проблемы, перспективы" (2016 год)....

Статья «По страницам школьных учебников» (из книги по материалам республиканской научно-практической конференции «Современная школа. Внедрение ФГОС. Опыт. Проблемы. Перспективы»).

Статья «По страницам школьных учебников» (из книги по материалам республиканской научно-практической конференции «Современная школа. Внедрение ФГОС. Опыт. Проблемы. Перспективы»...

Статья .Современная школа: Внедрение ФГОС (опыт, проблемы, перспективы) .Материалы республиканской НПК

В сборнике представлены материалы конференции, посвященные актуальным проблемам внедрения и реализации стандартов второго поколения....

Семинар по теме "Реализация ФГОС на уроках Технологии: опыт, проблемы, перспективы"

План проведения районного семинара по теме "Реализация ФГОС на уроках Технологии: опыт, проблемы, перспективы", проведенного в ЛСШ №1 Благовещенского района...