Как поймать вдохновение (из факультативного опыта)
статья по русскому языку (7 класс) на тему
Организация творческой деятельности на факультативных занятиях
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_poymat_vdohnovenie.docx | 19.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Как поймать вдохновение
(из опыта факультативных занятий)
Трудный в свое время для меня вопрос об участии учителя в организации детского творчества нашел подтверждение в словах психолога В. С. Выготского: «Обучить творческому акту искусства нельзя, но это вовсе не значит, что нельзя воспитателю содействовать его образованию и появлению». Не всегда, однако, в рамках урока есть условия дать выход энергии вдохновения, поэтому увлеченным и заинтересованным можно предложить факультативные занятия. Мы встречались после уроков раз в неделю. Ребята по-разному реагировали на то, что им предлагалось. Одним было достаточно поработать час, и даже если результата не было, это ни к чему не обязывало: не получилось сегодня – не беда, может получиться завтра. А кто-то потом признавался: «Я в прошлый раз побыстрее сделал уроки, чтобы сесть дописывать то, что не успел». Очевидно, подобная свобода располагала к творчеству, и равнодушных не было. Конечно, я не изобретала колесо, а пользовалась тем, что накоплено в методике по развитию речи, творческих возможностей учащихся. В этом помогали книги А. Е. Брусиной «Опыты словесного творчества» и Т. Л. Служевской «Уроки русской словесности». Последний год наших занятий прошел под знаком художника М. К. Чюрлениса. Каждое занятие строилось по определенной схеме
- Работа со стихотворным размером (реконструкция лимерика, создание страшилки или четверостишия по типу «буриме»)
- Работа с ассоциациями (на что похоже?)
- Создание своего опыта
- Чтение и обмен впечатлениями
Перечисленные этапы восходят к алгоритму мастерских, но наша задача была скромнее, мы не занимались погружением в словесную ткань. Скорее, это была игра со словом. А поскольку рядом всегда лежали высокие образцы (произведения замечательных поэтов, писателей, художников), то игровая ситуация была регламентирована, т.е. не переходила этические нормы. Игра, как известно, будит и развивает воображение, эмоциональную культуру, что немаловажно для растущего человека. На одном из первых занятий ребятам было предложено написать о розе. До этого на уроке литературы они узнали, как то же самое задание выполнял некогда 12-летний лицеист Пушкин. У нас результаты получились не самые лучшие, зато проигрывание ситуации соревнования с гением явно наполнило ребят новыми ощущениями. Попутно мы пробовали объяснить самим себе некоторые основополагающие понятия искусства. Например, что такое вдохновение? Еще в 5 классе, читая «Детство Никиты» А. Н. Толстого, мы прослеживали, как впечатлительный мальчик, разглядывавший причудливые узоры на окне, вдруг почувствовал, что «слова сами складываются и поют». А потом вдруг осознал: «писать трудно, да и написанные слова не те, что просились на волю». В результате коллективного рассуждения на уроке родилась схема, помогающая понять, как приходит к Никите вдохновение.
«Узоры на окне» (природный рисунок)
Душа поет (отклик в душе)
Ритмическое слово
После знакомства со стихотворением У. Стивена «13 способов видеть черного дрозда» ребята попытались придумать «способы поймать вдохновение».
Из работы ученицы. 4 способа поймать вдохновение
- Чтобы поймать вдохновение, надо думать о нем
- Обычно я ловлю вдохновение, когда засыпаю в темной комнате. Наверное, это потому, что я начинаю видеть сны.
- Надо послушать музыку, и вдохновение само найдет тебя
- У некоторых людей есть способность ловить вдохновение в любое время, стоит им только задуматься.
Из работы ученицы. 1 способ поймать вдохновение
Мы закрываем глаза и оказываемся совсем в другом мире. Все кругом темным-темно, и появятся краски или нет, зависит только от нас самих. Ждем немного, и вот перед глазами начинают мелькать яркие узоры. Мы чувствуем, как тепло и радостно на душе. В нас что-то закрадывается. Может, это и есть вдохновение?
Общее в обеих работах – ощущение тайны и освобождение от окружающего мира в момент созидания, представление о сложности акта творчества. Опыты ребят отражали и накапливали движения их душевной жизни, т. е. приобретали явно дневниковый характер. Переоценить роль дневника в отроческом возрасте невозможно.
Особенно интересно было следить за внутренним ростом детей, отраженном в слове, когда на занятиях стали использоваться музыкальные и живописные произведения М. К. Чюрлениса. Встреча семиклассников на занятиях в поэтическом кружке с его творчеством обернулась созданием маленьких стихотворных циклов к картинам художника. Цикл «Сотворение мира» вызвал переживание огромного диапазона от светлых тонов до самых мрачных.
Что за планета там впереди?
Солнце, зажгись и ее освети!
Готова Земля всем тепло подарить
Добром и любовью жизнь озарить
***
Вдали не вижу горизонта,
Лишь лед вокруг, а не вода.
Земля покрыта, будто зонтом.
Светло-зеленые глаза
Взглянули нежным, робким взглядом.
Вдруг – злоба, грусть…
Одним ударом
Распространилось столько бед.
Удивительно в этих строчках ощущение присутствия и даже соучастия в акте творения. Ребята интуитивно почувствовали то, что обнаружили искусствоведы: Чюрленис рассказывает в своем цикле не столько о сотворении мира, сколько о рождении света, добра и красоты. Трудно сказать, что здесь стало ценным для семиклассников: умение свои мысли и чувства передать стихотворным размером или диалог с творческой личностью. Думается, что второе, о чем свидетельствует и четверостишие, появившееся само по себе, без конкретного зрительного образа.
Глубокая тайна укрыта
В радужных красках весны,
Чюрлениса мир неоткрытый,
Все его думы и сны.
Издание школьного сборника, куда вошли работы кружковцев, подвело некий итог, по сути, стало результатом проектной деятельности. У ребят останется память о целом этапе жизни, они явно стали более умелыми в использовании слова, исчез страх перед чистым листом бумаги. А непростой вопрос о роли учителя в организации детского творчества был решен самим процессом двухлетней работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Викторина "Поймай рыбку"
викторина для учащихся 7 класса по теме "Давление жидкостей и газов"...
Из опыта работы по теме самообразования « Формирование коммуникативных умений и навыков у обучающихся (VIII вида) на факультативных занятиях «Речь и культура общения», «Этика речевого общения» как одно из условий социального здоровья» (с презентацией)
Совершенствование культуры речевого общения детей с ограниченными возможностями здоровья является одной из актуальных проблем для развития личности ребенка. Решение проблемы путем развития и коррекции...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «ОСНОВЫ ПОЭТИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА» 5 класс (из опыта работы)
Программа факультативного курса «Основы поэтического мастерства» предназначена для предпрофильной подготовки учащихся с ориентацией на филологический и универсальный профили....
Статья.«Я восхищаюсь каждой нашей встречей» (Из опыта работы Литературной гостиной «Вдохновение»)
Десять лет назад в «Литературной гостиной» состоялся вечер, посвященный русскому романсу. Звучала красивая музыка, горели свечи. С тех пор было десятки подобных встреч, каждая из которых н...
Статья Из опыта работы учителей технологии по реализации факультативного курса «Компьютерная графика в системе Компас-3D»
Из опыта работы учителя технологии. Реализация факультативного курса " Компьютерная графика в системе " Компас 3Д"...
аннотация к программе по формированию жизнестойкости "Пойми себя, пойми других"
аннотация к программе по формированию жизнестойкости "Пойми себя, пойми других"...
Школьный музей как источник вдохновения и творчества обучающихся (из опыта работы)
В статье описывается роль школьного музея в формировании чувства ответственности за сохранение народных традиций, гордости за свой край, школу, семью. Использование музейных экспонатов на уроках...