Как поймать вдохновение (из факультативного опыта)
статья по русскому языку (7 класс) на тему

Организация творческой деятельности на факультативных занятиях

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_poymat_vdohnovenie.docx19.5 КБ

Предварительный просмотр:

Как поймать вдохновение

(из опыта факультативных занятий)

Трудный в свое время для меня вопрос об участии учителя в организации детского творчества нашел подтверждение в словах психолога В. С. Выготского: «Обучить творческому акту искусства нельзя, но это вовсе не значит, что нельзя воспитателю содействовать его образованию и появлению». Не всегда, однако, в рамках урока есть условия дать выход энергии вдохновения, поэтому  увлеченным и заинтересованным можно предложить факультативные занятия. Мы встречались после уроков раз  в неделю. Ребята по-разному реагировали на то, что им предлагалось. Одним было достаточно поработать час, и даже если результата не было, это ни к чему не обязывало: не получилось сегодня – не беда, может получиться завтра. А кто-то потом признавался: «Я в прошлый раз побыстрее сделал уроки, чтобы сесть дописывать то, что не успел». Очевидно, подобная свобода располагала к творчеству, и равнодушных не было. Конечно, я не изобретала колесо, а пользовалась тем, что накоплено в методике по развитию речи, творческих возможностей учащихся. В этом помогали книги А. Е. Брусиной «Опыты словесного творчества» и Т. Л. Служевской «Уроки русской словесности». Последний год наших занятий прошел под знаком художника М. К. Чюрлениса. Каждое занятие строилось по определенной схеме

  1. Работа со стихотворным размером (реконструкция лимерика, создание страшилки или четверостишия по типу «буриме»)
  2. Работа с ассоциациями (на что похоже?)
  3. Создание своего опыта
  4. Чтение и обмен впечатлениями

Перечисленные этапы восходят к алгоритму мастерских, но наша задача была скромнее, мы не занимались погружением в словесную ткань. Скорее, это была игра со словом. А поскольку рядом всегда лежали высокие образцы (произведения замечательных поэтов, писателей, художников), то игровая ситуация  была регламентирована, т.е. не переходила этические нормы. Игра, как известно, будит и развивает воображение, эмоциональную культуру, что немаловажно для растущего человека. На одном из первых занятий ребятам было предложено написать о розе. До этого на уроке литературы они узнали, как то же самое задание выполнял некогда  12-летний лицеист Пушкин. У нас результаты получились не самые лучшие, зато проигрывание ситуации соревнования с гением явно наполнило ребят новыми ощущениями. Попутно мы пробовали объяснить самим себе некоторые основополагающие понятия искусства. Например, что такое вдохновение? Еще в 5 классе, читая «Детство Никиты» А. Н. Толстого, мы прослеживали, как  впечатлительный мальчик, разглядывавший причудливые узоры на окне, вдруг почувствовал, что «слова сами складываются и поют». А потом вдруг осознал: «писать трудно, да и написанные слова не те, что просились на волю». В результате коллективного рассуждения на уроке родилась схема, помогающая понять, как приходит к Никите вдохновение.

«Узоры на окне»  (природный рисунок)

Душа поет (отклик в душе)

Ритмическое слово

После знакомства со стихотворением У. Стивена «13 способов видеть черного дрозда» ребята попытались придумать «способы поймать вдохновение».

Из работы ученицы. 4 способа поймать вдохновение

  1. Чтобы поймать вдохновение, надо думать о нем
  2. Обычно я ловлю вдохновение, когда засыпаю в темной комнате. Наверное, это потому, что я начинаю видеть сны.
  3. Надо послушать музыку, и вдохновение само найдет тебя
  4. У некоторых людей есть способность ловить вдохновение в любое время, стоит им только задуматься.

Из работы ученицы. 1 способ поймать вдохновение

Мы закрываем глаза и оказываемся совсем в другом мире. Все кругом темным-темно, и появятся краски или нет, зависит только от нас самих. Ждем немного, и вот перед глазами начинают мелькать яркие узоры. Мы чувствуем, как тепло и радостно на душе. В нас что-то закрадывается. Может, это и есть вдохновение?

Общее в обеих работах – ощущение тайны и освобождение от окружающего мира в момент созидания, представление о сложности акта творчества. Опыты ребят отражали и накапливали движения их душевной жизни, т. е. приобретали явно дневниковый характер. Переоценить роль дневника в отроческом возрасте невозможно.

Особенно интересно было следить за  внутренним ростом детей, отраженном в слове, когда на занятиях стали использоваться музыкальные и живописные произведения М. К. Чюрлениса. Встреча семиклассников на занятиях в поэтическом кружке с его творчеством обернулась созданием маленьких стихотворных циклов к картинам художника. Цикл «Сотворение мира» вызвал переживание огромного диапазона от светлых тонов  до самых мрачных.

Что за планета там впереди?

Солнце, зажгись и ее освети!

Готова Земля всем тепло подарить

Добром и любовью жизнь озарить

***

Вдали не вижу горизонта,

Лишь лед вокруг, а не вода.

Земля покрыта, будто зонтом.

Светло-зеленые глаза

Взглянули нежным, робким взглядом.

Вдруг – злоба, грусть…

Одним ударом

Распространилось столько бед.

Удивительно в этих строчках ощущение присутствия и даже соучастия в акте творения. Ребята интуитивно почувствовали то, что обнаружили искусствоведы: Чюрленис рассказывает в своем цикле не столько о сотворении мира, сколько о рождении света, добра и красоты. Трудно сказать, что здесь стало ценным для семиклассников: умение свои мысли и чувства передать стихотворным размером или диалог с творческой личностью. Думается, что второе, о чем свидетельствует и четверостишие, появившееся само по себе, без конкретного зрительного образа.

Глубокая тайна укрыта

В радужных красках весны,

Чюрлениса мир неоткрытый,

Все его думы и сны.

Издание школьного сборника, куда вошли работы кружковцев, подвело некий итог, по сути, стало результатом  проектной деятельности.  У ребят останется память о целом этапе жизни, они явно стали более умелыми в использовании слова, исчез страх перед чистым листом бумаги. А непростой вопрос о роли  учителя в организации детского творчества был решен самим процессом двухлетней работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина "Поймай рыбку"

викторина  для  учащихся  7  класса  по  теме  "Давление  жидкостей  и  газов"...

Из опыта работы по теме самообразования « Формирование коммуникативных умений и навыков у обучающихся (VIII вида) на факультативных занятиях «Речь и культура общения», «Этика речевого общения» как одно из условий социального здоровья» (с презентацией)

Совершенствование культуры речевого общения детей с ограниченными возможностями здоровья является одной из актуальных проблем для развития личности ребенка. Решение проблемы путем развития и коррекции...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «ОСНОВЫ ПОЭТИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА» 5 класс (из опыта работы)

Программа  факультативного курса «Основы поэтического мастерства» предназначена для предпрофильной подготовки учащихся с ориентацией на филологический и универсальный профили....

Статья.«Я восхищаюсь каждой нашей встречей» (Из опыта работы Литературной гостиной «Вдохновение»)

Десять лет назад в «Литературной гостиной» состоялся вечер, посвященный русскому романсу. Звучала красивая музыка, горели свечи. С тех пор было десятки подобных встреч, каждая из которых н...

Статья Из опыта работы учителей технологии по реализации факультативного курса «Компьютерная графика в системе Компас-3D»

Из опыта работы учителя технологии. Реализация факультативного курса " Компьютерная графика в системе " Компас 3Д"...

аннотация к программе по формированию жизнестойкости "Пойми себя, пойми других"

аннотация к программе по формированию жизнестойкости "Пойми себя, пойми других"...

Школьный музей как источник вдохновения и творчества обучающихся (из опыта работы)

В статье описывается роль школьного музея  в формировании чувства ответственности за сохранение народных традиций, гордости за свой край, школу, семью. Использование музейных экспонатов на уроках...