Программа элективного курса по русскому языку
элективный курс по русскому языку (11 класс) на тему

Луканова Наталья Владимировна

Программа элективного курса  «Комплексный анализ текста»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_elektivnogo_kursa_po_russkomu_yazyku.doc101.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

элективного курса  «Комплексный анализ текста»

 по русскому языку для  11 классе

Лукановой Натальи Владимировны

                 Рассмотрено на заседании

                                                                                                     педагогического   совета

                                                                                                  протокол № _______ от

                                                                                                        «____» ____________ 20___г.

Общая характеристика курса

        Содержание рабочей программы курса направлено на освоение обучающимися знаний, умений и навыков на обязательном  уровне, что соответствует образовательной программе. Она включает в себя все темы, предусмотренные Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования.         

Актуальность  разработки и новизна  рабочей программы  элективного курса заключается в  том,  что материалы используются при подготовке к ЕГЭ, при выполнении части С, при написании сочинения  (определение темы и основной мысли текста, при раскрытии проблемы , комментирование   проблемы, выявление авторской позиции, аргументы из художественного произведения и из читательского опыта, согласие и несогласие с автором, заключительная часть  сочинения).

Воспитать чуткость к красоте и выразительности родной речи, привить любовь к русскому языку, интерес к его изучению можно разными путями. Данный курс берет за основу один из них: последовательную демонстрацию изобразительных возможностей русского языка в разных его проявлениях. Под этим углом зрения на занятиях рассматривается известный учащимся комплексный материал и углубляются сведения по фонетике, лексике, словообразованию, грамматике и правописанию.

Курс предусматривает систематическое наблюдение за использованием разных языковых средств в произведениях   художественной литературы, в которых наиболее полно проявляется изобразительная сила русского языка.

Многоаспектная языковая работа с литературными текстами позволит не только совершенствовать важнейшие речевые умения, сформировать навыки комплексного анализа и выразительного чтения художественного произведения, но и качественно подготовиться к сдаче Единого государственного экзамена.

Данный курс в известной степени поможет реализовать на практике идею межпредметных связей школьного курса русского языка и курса русской литературы.

Основные задачи курса:

  • раскрыть перед учащимися богатство и выразительность русского языка, систематизировать и углубить знания о культуре речи, полученные на уроках русского языка в 5-9 классах;
  • углубить знания о фонетических, лексических, морфологических и синтаксических средствах выразительности русского языка;
  • обеспечить практическое использование знаний и умений по изобразительно-выразительным средствам языка в собственных творческих работах учащихся;
  • обучить многоаспектному комплексному анализу и выразительному чтению художественного текста.

Основные требования к знаниям, умениям, навыкам учащихся

Ученик должен знать и уметь  к концу элективного курса( планируемый результат):

  • -уметь анализировать смысловую структуру текста.
  • -уметь видеть особенности стиля художника слова.
  • -уметь создавать вторичные на основе речеведческих знаний базовых понятий теории         текста  -уметь определять  стиль и жанр текста -уметь определять способы и средства  связи предложений в текстах разных типов речи
  • -уметь исследовать текст на основе творческих заданий.
  • -уметь выявлять  стилевые признаки текста: лексические, морфологические,         синтаксические, композиционные.
  • -уметь составлять цитатный , сложный план к тексту
  • -знать основные признаки текста
  • -знать формальную связность, относительную  завершенность высказывания
  • -знать актуальное членение предложений в тексте
  • -знать синтаксические средства связи предложений и абзацев текста

Учащиеся должны:

  • иметь представление об изобразительно-выразительных средствах родного языка: фонетических, словообразовательных, лексических, морфологических, синтаксических;
  • уметь выявлять и объяснять использованные в художественном тексте языковые факты в их значении и употреблении;
  • использовать знания и умения, приобретенные на курсах, в своих творческих работах;
  • производить многоаспектный комплексный анализ текста.

Содержание программы

Язык и речь (1 час).  Богатство и выразительность русского языка.

Текст как речевое произведение (1 час).     Понятие о тексте как речевом произведении и его основные признаки.

Основные средства связи предложений в тексте (2 часа)

Понятия об основных средствах связи предложений в тексте и его смысловых частях, закономерностях подбора предложений в прозаических и поэтических текстах. Влияние структуры предложение на тип речи

Средства художественной изобразительности (3 часа)

Наблюдение над многообразием средств художественной изобразительности и использованием их в произведениях художественной литературы.

Звуковые изобразительные возможности русского языка (3 часа)

Организующая роль словесного ударения в стихотворной речи. Наблюдение над использованием в текстах художественных произведений основных типов интонационных конструкций.

Лексические средства выразительности русского языка (3 часа)

Наблюдение за лексическим богатством русского языка. Основные пути обогащения словарного состава: словообразование, изменение значение слов, заимствование. Использование в тексте поэтических троп: метафора, эпитет, гипербола, сравнение, олицетворение. Стилистическое расслоение словарного состава. Лексика ограниченного употребления (диалектная, профессионально-терминологическая и жаргонная) и ее использование в речи, в произведениях художественной литературы.

Словообразование и его изобразительные ресурсы (4 часа)

Понятие о морфеме как значимой части слова. Синонимия и многозначность морфем. Словообразовательная модель как источник пополнения словарного состава языка. Фонетический, интонационный, лексический анализ художественного текста.

Лингвостилистический анализ пейзажей на примерах из художественных произведений (2 часа)

Роль пейзажа в художественном произведении. Раскрытие с помощью пейзажа сложнейшие моменты духовной жизни героев произведения.

Морфологические средства выразительности (3 часа)

Морфологические свойства русской речи и их изобразительные возможности. История произношения имен собственных. Фамилии литературных героев как средство их художественной характеристики. Грамматический род и пол живых существ. Олицетворение. Краткие и усеченные прилагательные в поэтической речи, в произведениях устного народного творчества.

Графика, орфография, пунктуация и их изобразительные возможности (3 часов)

Происхождение письма. Изобразительные ресурсы современной графики.

Орфография как средство точной передачи на письме смысловой стороны речи. Пунктуация и смысл высказывания. Стилистические возможности средств графики, орфографии и пунктуации в произведениях художественной литературы.

Синтаксические изобразительные возможности языка (6 часов)

Синтаксическая синонимия как источник стилистического богатства русского языка. Особенности интонации и лексико-грамматического оформления вопросительных, восклицательных, побудительных предложений. Риторический вопрос. Использование в художественных текстах односоставных предложений. Инверсия как изобразительное средство. Семантико-стилистические функции однородных членов предложения. Обращение как средство поэтического синтаксиса. Сравнение, способы его выражения и использование как поэтического тропа.

Употребление сложных предложений. Структурный параллелизм сложных предложений как средство выразительности. Антитеза. Период как особая форма организации сложных предложений, как поэтическая фигура художественной речи.

Многоаспектный лингвистический анализ текста (практические занятия) 2 часа 

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема занятия

Планируемые результаты

Дата проведения

планируемая

фактическая

1.

Язык и речь.

Русский язык среди языков мира. Писатели и ученые о богатстве и выразительности русского языка.

Иметь целостное представление о богатстве и выразительности русского языка. Уметь использовать в речи высказывания русских писателей о русском языке.

2.

Текст как речевое произведение.

Понятие текста как целостного выражения мысли. Понятие о стилях и типах речи. Понятие об основной мыли текста, микротеме, ключевых словах. Понятие о выразительном чтении как тест на понимании текста.

Определять основную мысль текста, стиль текста. Уметь аргументировать свое мнение. Уметь выделять индивидуальный стиль автора.

3.

Основные средства связи предложений в тексте (теория)

Знать основные средства связи между предложениями в тексте.

Уметь выделять средства связи между предложениями, между абзацами, уметь это доказывать.

4.

Основные средства связи предложений в тексте (практика)

Практическое применение  знаний.

5

Средства художественной выразительности.

Знать основные языковые средства выразительности - звуковые (благозвучие, аллитерация, ассонанс, звуковые повторы, звуковой символизм, ритм, интонация) и

Уметь выявлять языковые средства выразительности, определять их значение и использовать их в тексте.

6

Средства художественной выразительности.

Знать основные языковые средства выразительности - словесные (эпитет, сравнение, аллитерация, перифраз, метафора, метанимия, гипербола, олицетворение, ирония,

Уметь выявлять языковые средства выразительности, определять их значение и использовать их в тексте.

7

Средства художественной выразительности.

Знать основные языковые средства выразительности - фигуры: анафора, эпифора, антитеза, градация, оксюморон, риторический вопрос и др.

Уметь выявлять языковые средства выразительности, определять их значение и использовать их в тексте.

8

Звуковые изобразительные возможности русского языка.

Уметь использовать в тексте основных типов интонационных конструкций.

9

Организующая роль словесного ударения в стихотворной речи.

Знать организующую роль ударения в стихотворной речи.

10

Использование в текстах художественных произведений основных типов интонационных конструкций.

Уметь анализировать художественное произведение с точки зрения фонетико-интонационной целостности. Наблюдение над текстами.

11

Лексическое богатство русского языка.

Основные пути обогащения словарного состава. Непрерывность развития словарного состава языка.

12

Лексические средства выразительности

Многозначные слова, омонимы, синонимы, антонимы.

Правильно использовать лексические средства в речи. Владеть лексическим разбором слова. Употреблять в речи и тексте многозначные слова, омонимы, синонимы, антонимы.

13

Лексика ограниченного употребления

Диалектизмы, жаргонизмы, профессиональные слова.

 Использование в речи, в произведениях художественной литературы.

14

Словообразование и его изобразительные ресурсы.

Основные способы словообразования

Производить фонетический, интонационный, лексический анализ художественного текста.

15

Морфема как значимая часть слова.

Синонимия и многозначность морфем.

Производить морфемный разбор текста.

16

Словообразовательная модель как источник пополнения словарного состава языка.

Авторские неологизмы

Производить словообразовательный разбор.

17

Использование различных словообразовательных средств в тексте

Наблюдение за использованием различных словообразовательных средств в тексте

18

Морфологические средства выразительности. История происхождения имен собственных. Грамматический род и пол живых существ.

Морфологические свойства русской речи и их изобразительные возможности. Фамилии литературных героев как средство их художественной характеристики.

Определять грамматический род и пол живых существ.

19

Морфологические средства создания образно-поэтического олицетворения.

Олицетворение Морфологические свойства русской речи и их изобразительные возможности.

Использовать кратких и усеченных прилагательных в поэтической речи, в произведениях устного народного творчества.

20

Лингвостилистический анализ пейзажей на примерах из художественной литературы.

Понятие комплексного анализа текста.

Производить комплексный анализ текста описание природы. Роль пейзажа в выражении авторской мысли.

21

Лингвостилистический анализ пейзажей на примерах из художественной литературы.

Понятие комплексного анализа текста.

Производить комплексный анализ текста описание природы. Роль пейзажа в выражении авторской мысли.

22

Лингвостилистический анализ пейзажей на примерах из художественной литературы.

Понятие комплексного анализа текста.

Производить комплексный анализ текста описание природы. Роль пейзажа в выражении авторской мысли.

23

Графика, орфография, пунктуация и их выразительные возможности.

Происхождение письма. Изобразительные ресурсы современной графики.

Отбор изобразительных ресурсов современной графики и орфографии при создании текста.

24

Пунктуация и смысл высказывания.

Функции знаков препинания.

Стилистические возможности средств графики, орфографии и пунктуации в произведениях художественной литературы.

25

Орфография как средство точной передачи на письме смысловой стороны речи.

Принципы русской орфографии.

Стилистические возможности средств графики, орфографии и пунктуации в произведениях художественной литературы.

26

Синтаксические возможности русского языка.  Антитеза.

Использовать семантико-стилистические возможности односоставных предложений, обращений, сравнений. Употребление конструкций с противопоставлением (антитезные конструкции), сложных предложений в тексте.

Синтаксическая синонимия как источник стилистического богатства русского языка.

Особенности интонации и лексико-грамматического оформления вопросительных, восклицательных, побудительных предложений. Риторический вопрос.

Использование в художественных текстах односоставных предложений. Семантико-стилистические функции однородных членов предложения. Обращение как средство поэтического синтаксиса. Сравнение, способы его выражения и использование как поэтического тропа.

Период как особая форма организации сложных предложений, как поэтическая фигура художественной речи.

27

Синтаксическая синонимия.

28

Разные по интонации предложения.

29

Односоставные и осложненные предложения.

30

Инверсия как изобразительное средство.

31

Употребление сложных предложений. Понятие периода.

32

Многоаспектный лингвистический анализ текста

33

Многоаспектный лингвистический анализ текста

34

Многоаспектный лингвистический анализ текста

Список литературы для учителя

  1. Анненков Е.И. Анализ художественного произведения.
  2. Бабайцева В.В. Некоторые вопросы комплексного анализа текста на уроках русского языка. Русский язык: Приложение к газете "Первое сентября". 1998. № 36 (156). Сентябрь. С. 5.
  3. Новиков Л.А. Лингвистический анализ текста. М., 1975. С.11.
  4. Марченко С.В, Э.М. Архангельская. Лингвистический анализ текста. Даугавпилс, 1996. С. 5-15.
  5. Бабайцева В.В, Беднарская Л.Д. Комплексный анализ текста на уроке русского языка. Русская словесность. 1997. № 3.
  6. Новиков Л.А. Художественный текст и его анализ. М., 1988. С.45.

Список литературы для ученика

  1. Дейкина А. Д., Пахнова Т. М. Русский язык: Учебник для старших классов. - М.: Вербум - М, 2005.
  2. Пахнова Т. М. Готовимся к письменным и устным экзаменам по русскому языку: 9-11 кл. - М.:Вербум - М, 2013


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по русскому языку «ГИА: курс подготовки к экзамену по русскому языку в новой форме. 9 класс»

Программа элективного курса по русскому языку позволяет эффективно подготовить учащихся 9 класса к экзамену по русскому языку в новой форме....

Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Идеальная грамотность. Русский язык без правил и словарей» в 10-11 кассах

Предлагаемый элективный курс предназначен учителям русского языка, работающим в 10-11 классах общеобразовательных учреждений для подготовки учащихся к ЕГЭ, рассчитан на учащихся  10-11 клас...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Русский язык в формате ЕГЭ" для учащихся 10 класса, рассчитанная на 68 часов (2 часа в неделю)

Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Русский язык в формате ЕГЭ" для учащихся 10 класса, рассчитанная на 68 часов (2 часа в неделю)...

Программа элективного курса по русскому языку. 6-7 класс. "Тайны и сокровища русского языка"

Курс связан со многими разделами русского языка (лексикой, морфологией, морфемикой, фразеологией, орфографией), но предполагается новый для детей подход к изучаемым на уроках темам:  обращение к ...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку 11 класс «Ловушки ЕГЭ. Подготовка к сдаче ЕГЭ по русскому языку»

     Авторская программа элективного курса «Ловушки ЕГЭ. Подготовка к сдаче ЕГЭ по русскому языку» построена  на принципах обобщения и систематизации учебного материала...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» 9 класс

Рабочая программа  спецкурса «Практикум по русскому языку. Подготовка к ОГЭ» составлена на основе  ОП МБОУ «СОШ №7» с учетом  программы элективного курса С.И.Львовой «Уроки словесности»...

Программа элективного курса по русскому языку в 9 классе по теме "Подготовка к ГИА по русскому Языку"

Рабочая программа элективного курса "Подготовка к ГИА по русскому языку"....