Урок русского языка по теме этимология в 6 классе
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Технологическая карта к теме "Этимология" для урока русского языка в 6 классе. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта изучения темы

Предмет

Русский язык

Класс

6

Тип урока

урок открытия нового знания

Технология построения урока

проблемно-диалогическая

Тема

Когда без словаря не обойтись (Этимология)

Цель

создание условий для овладения обучающимися знаниями о работе с этимологическим словарём

Планируемый результат

Предметные умения

- иметь представление о разных  видах словарей;

- уметь работать с этимологическим словарём;

- уметь строить высказывание на лингвистическую тему;

- уметь создавать мини-проект;

- знать термин «этимология»;

- уметь использовать в речи и на письме изученные слова;

-уметь создавать сказку на лингвистическую тему.

 Личностные УУД:

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;

 - определять общие для всех правила поведения ;

 - определять правила работы в группах;

 - оценивать  усваиваемое содержание (исходя личностных ценностей);

 - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Регулятивные УУД:

 - определять и формулировать цель деятельности на уроке;

 - проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции;

 - высказывать свое предположение на основе учебного материала;

  - отличать верно выполненное задание от неверного;

  - осуществлять самоконтроль;

  - совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке.

 Познавательные УУД:

- ориентироваться в этимологическом словаре;

 - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

 - находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;

 - проводить анализ учебного материала;

 - проводить классификацию, указывая на основание классификации;

  - проводить сравнение, объясняя критерии сравнения.

  Коммуникативные УУД:

 -  слушать и понимать речь других;

 - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;

 -владеть  диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Организация пространства

Формы работы

Ресурсы

Фронтальная

Работа в группах

Индивидуальная

Книгопечатная продукция

Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка. - М., 1997.- 400с.

Электронное образовательный ресурс

Презентация


Дидактические задачи этапов урока

Этапы урока

Дидактические задачи

Организационный

(этап мотивации)

Подготовка учащихся к работе на уроке: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

Актуализация  опорных знаний и умений

Активизация соответствующих мыслительных операций  (анализ, обобщение, классификация и т.д.) и познавательных процессов (внимание, память).

Постановка учебной проблемы

Обеспечение мотивации для принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности.

Формулирование проблемы, планирование деятельности

Создание условий для формулировки цели урока  и постановки учебных задач.

Открытие нового знания

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, связей и отношений в объекте изучения.

Первичная проверка понимания

Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов, неверных представлений, их коррекция.

Применение новых  знаний

Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.

Рефлексия учебной деятельности

Анализ и оценка успешности достижения цели; выявление качества и уровня овладения знаниями.


Технология изучения

Этапы урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный

1

Приветствие

Здравствуйте те, кто любит исследовать!

Здравствуйте те, кто любить творить!

Здравствуйте те, кто любит работать со словарями!

Обучающиеся проверяют  правильность расположения учебников и школьных принадлежностей.

Актуализация опорных знаний

5

  1. -Ребята, тема нашего урока «Когда без словаря не обойтись». Перестройте это предложение в вопросительное. Прочитайте.  Давайте ответим на этот вопрос «Когда без словаря не обойтись?».

 

Обучающиеся вспоминают виды словарей, их функции.

Учащиеся работают над выразительностью прочтения

Постановка  учебной проблемы

2

Посмотрите, сколько существует словарей. (Обращение к выставке словарей).  Существует ещё и этимологический словарь. А как вы думаете, что мы можем узнать, если обратимся к этимологическому словарю?  Этимология-наука о происхождении слов, значит, в этимологическом словаре мы можем найти сведения о происхождении слов.

  Наша цель - научиться работать с этимологическим словарём. Перед нами лингвистическая задача - найти этимологических родственников «солнцу» среди данных слов: гелий, зонтик, подсолнух, солярий, соль.

Обучающиеся предлагают варианты содержания урока.

 Формулирование проблемы, планирование

2

- Что же сегодня на уроке вам предстоит выяснить?

- По какому плану будете работать?

- Для чего все это вам нужно знать?

Работать мы будем в группах.

 1 группа- «Я-учёный», 2 группа- «Я-исследователь», 3 группа- «Я-творец».

Задача  для учёных - найдите в этимологическом словаре историю происхождения этих слов и подготовьте сообщение. Используя словообразовательный словарь, подберите родственные слова.

Задание для исследователей – исследуя историю происхождения  слов, найдите этимологических родственников слову «солнце»  среди  данных слов. Свой ответ оформите в виде мини-проекта.

Задание для творцов –  узнайте в этимологическом словаре о происхождении слов  и  представьте эту информацию как  творческую историю (лингвистическую сказку)  об  этимологических родственниках слова «солнце»

 Обучающиеся ставят перед собой учебные задачи.

Ребята распределяют роли.

Задачи фиксируются.

Применение нового знания

15

Выполнение  заданий.

Обсуждение результатов

1 группа зачитывает значения слов

2 группа представляет мини-проект

3 группа читает лингвистическую сказку

- Ребята, мы узнали, что у слова «солнце» есть этимологические родственники «зонтик», «подсолнух», «гелий», «солярий». Часть этого слова живёт в других словах. Нам от этого становится только теплее. А какие родственные слова сейчас  есть у слова «солнца»? Об этом расскажет 1 группа.

Умение увидеть в известном что-то новое – помогает нам правильно писать слова.

Почему в слове «солдат» пишется буква «о»? Какое это написание? Проверяемое или непроверяемое?

Что общего между шпаргалкой и пелёнкой?

Что в прошлом надо было сделать, чтобы ошеломить человека? А сейчас?

 

Обучающиеся под руководством учителя анализируют задания для определения уровня сложности.

Каждый ученик выбирает тот уровень задания, который соответствует уровню приобретенных им на уроке знаний, и выполняет его.

Выполнение заданий

Подготовка устного выступления, мини-проекта, сочинение лингвистическое

Выступление перед одноклассниками

Рефлексия учебной деятельности

5

-Что вас ошеломило на уроке?

У вас на столах лежат солнышки. Кому понравилась работа в группах и кто удовлетворён этой работой? . Кто уверен, что научился работать с этимологическим  словарём?  Кто считает, что с предложенной работой справился? Поднимите солнышки.

Обучающиеся рассказывают друг другу о приобретенных на уроке знаниях.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка урока русского языка по теме в 7 классе "Предлог"

Разработка урока по теме "Предлог" в рамках программы "Школа-2100" построен на материале о космосе и приурочен к 50-летию полета первого космонавта Ю.А.Гагарина....

Презентация к уроку русского языка по теме "Местоимение", 6 класс

Презентация моможет учителю организовать самостоятельную работу на уроке....

Урок русского языка по теме: "Наречие", 4 класс.

Конспект урока по русскому языку по теме "Наречие".  УМК "Школа России". учебник  и рабочая тетрадь по русскому языку 4 класс, часть 1, автор В.П. Канакина, В.Г. Горецкий.Целевые устано...

Урок русского языка по теме "Обращение" 5 класс

Презентация к уроку по теме "Обращение"...

Урок русского языка по теме "Антонимы" 5 класс

Разработка урока русского языка с использованием ЭОР по теме "Антонимы" в форме технологической карты ( по учебнику Ладыженской) для 5 класса...

Презентация к уроку русского языка по теме "Деепричастие" (7 класс)

Презентация к уроку русского языка по теме "Деепричастие" (7 класс)...