Урок русского языка по теме этимология в 6 классе
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Технологическая карта к теме "Этимология" для урока русского языка в 6 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок русского языка по теме этимология в 6 классе | 25.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта изучения темы
Предмет | Русский язык |
Класс | 6 |
Тип урока | урок открытия нового знания |
Технология построения урока | проблемно-диалогическая |
Тема | Когда без словаря не обойтись (Этимология) |
Цель | создание условий для овладения обучающимися знаниями о работе с этимологическим словарём |
Планируемый результат | |
Предметные умения - иметь представление о разных видах словарей; - уметь работать с этимологическим словарём; - уметь строить высказывание на лингвистическую тему; - уметь создавать мини-проект; - знать термин «этимология»; - уметь использовать в речи и на письме изученные слова; -уметь создавать сказку на лингвистическую тему. | Личностные УУД: - устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; - определять общие для всех правила поведения ; - определять правила работы в группах; - оценивать усваиваемое содержание (исходя личностных ценностей); - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. Регулятивные УУД: - определять и формулировать цель деятельности на уроке; - проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции; - высказывать свое предположение на основе учебного материала; - отличать верно выполненное задание от неверного; - осуществлять самоконтроль; - совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке. Познавательные УУД: - ориентироваться в этимологическом словаре; - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); - находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт; - проводить анализ учебного материала; - проводить классификацию, указывая на основание классификации; - проводить сравнение, объясняя критерии сравнения. Коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ; -владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. |
Организация пространства | |
Формы работы | Ресурсы |
Фронтальная Работа в группах Индивидуальная | Книгопечатная продукция Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка. - М., 1997.- 400с. Электронное образовательный ресурс Презентация |
Дидактические задачи этапов урока
Этапы урока | Дидактические задачи |
Организационный (этап мотивации) | Подготовка учащихся к работе на уроке: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. |
Актуализация опорных знаний и умений | Активизация соответствующих мыслительных операций (анализ, обобщение, классификация и т.д.) и познавательных процессов (внимание, память). |
Постановка учебной проблемы | Обеспечение мотивации для принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности. |
Формулирование проблемы, планирование деятельности | Создание условий для формулировки цели урока и постановки учебных задач. |
Открытие нового знания | Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, связей и отношений в объекте изучения. |
Первичная проверка понимания | Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов, неверных представлений, их коррекция. |
Применение новых знаний | Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации. |
Рефлексия учебной деятельности | Анализ и оценка успешности достижения цели; выявление качества и уровня овладения знаниями. |
Технология изучения
Этапы урока | Время | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Организационный | 1 | Приветствие Здравствуйте те, кто любит исследовать! Здравствуйте те, кто любить творить! Здравствуйте те, кто любит работать со словарями! | Обучающиеся проверяют правильность расположения учебников и школьных принадлежностей. |
Актуализация опорных знаний | 5 |
| Обучающиеся вспоминают виды словарей, их функции. Учащиеся работают над выразительностью прочтения |
Постановка учебной проблемы | 2 | Посмотрите, сколько существует словарей. (Обращение к выставке словарей). Существует ещё и этимологический словарь. А как вы думаете, что мы можем узнать, если обратимся к этимологическому словарю? Этимология-наука о происхождении слов, значит, в этимологическом словаре мы можем найти сведения о происхождении слов. Наша цель - научиться работать с этимологическим словарём. Перед нами лингвистическая задача - найти этимологических родственников «солнцу» среди данных слов: гелий, зонтик, подсолнух, солярий, соль. | Обучающиеся предлагают варианты содержания урока. | ||
Формулирование проблемы, планирование | 2 | - Что же сегодня на уроке вам предстоит выяснить? - По какому плану будете работать? - Для чего все это вам нужно знать? Работать мы будем в группах. 1 группа- «Я-учёный», 2 группа- «Я-исследователь», 3 группа- «Я-творец». Задача для учёных - найдите в этимологическом словаре историю происхождения этих слов и подготовьте сообщение. Используя словообразовательный словарь, подберите родственные слова. Задание для исследователей – исследуя историю происхождения слов, найдите этимологических родственников слову «солнце» среди данных слов. Свой ответ оформите в виде мини-проекта. Задание для творцов – узнайте в этимологическом словаре о происхождении слов и представьте эту информацию как творческую историю (лингвистическую сказку) об этимологических родственниках слова «солнце» | Обучающиеся ставят перед собой учебные задачи. Ребята распределяют роли. Задачи фиксируются. | ||
Применение нового знания | 15 | Выполнение заданий. Обсуждение результатов 1 группа зачитывает значения слов 2 группа представляет мини-проект 3 группа читает лингвистическую сказку - Ребята, мы узнали, что у слова «солнце» есть этимологические родственники «зонтик», «подсолнух», «гелий», «солярий». Часть этого слова живёт в других словах. Нам от этого становится только теплее. А какие родственные слова сейчас есть у слова «солнца»? Об этом расскажет 1 группа. Умение увидеть в известном что-то новое – помогает нам правильно писать слова. Почему в слове «солдат» пишется буква «о»? Какое это написание? Проверяемое или непроверяемое? Что общего между шпаргалкой и пелёнкой? Что в прошлом надо было сделать, чтобы ошеломить человека? А сейчас?
| Обучающиеся под руководством учителя анализируют задания для определения уровня сложности. Каждый ученик выбирает тот уровень задания, который соответствует уровню приобретенных им на уроке знаний, и выполняет его. Выполнение заданий Подготовка устного выступления, мини-проекта, сочинение лингвистическое Выступление перед одноклассниками | ||
Рефлексия учебной деятельности | 5 | -Что вас ошеломило на уроке? У вас на столах лежат солнышки. Кому понравилась работа в группах и кто удовлетворён этой работой? . Кто уверен, что научился работать с этимологическим словарём? Кто считает, что с предложенной работой справился? Поднимите солнышки. | Обучающиеся рассказывают друг другу о приобретенных на уроке знаниях.
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка урока русского языка по теме в 7 классе "Предлог"
Разработка урока по теме "Предлог" в рамках программы "Школа-2100" построен на материале о космосе и приурочен к 50-летию полета первого космонавта Ю.А.Гагарина....
Презентация к уроку русского языка по теме "Местоимение", 6 класс
Презентация моможет учителю организовать самостоятельную работу на уроке....
Урок русского языка по теме: "Текст". 5 класс.
Текст "Олимпийские игры"....
Урок русского языка по теме: "Наречие", 4 класс.
Конспект урока по русскому языку по теме "Наречие". УМК "Школа России". учебник и рабочая тетрадь по русскому языку 4 класс, часть 1, автор В.П. Канакина, В.Г. Горецкий.Целевые устано...
Урок русского языка по теме "Обращение" 5 класс
Презентация к уроку по теме "Обращение"...
Урок русского языка по теме "Антонимы" 5 класс
Разработка урока русского языка с использованием ЭОР по теме "Антонимы" в форме технологической карты ( по учебнику Ладыженской) для 5 класса...
Презентация к уроку русского языка по теме "Деепричастие" (7 класс)
Презентация к уроку русского языка по теме "Деепричастие" (7 класс)...