Дифференцированный подход к обучению на уроках русского языка
учебно-методический материал по русскому языку (9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Дифференцированный подход к обучению
на уроках русского языка
Проблема дифференцированного подхода к обучению, ставшая сегодня одной из наиболее актуальных, имеет многолетнюю историю в отечественной педагогике и дидактике. Первые высказывания о необходимости индивидуального подхода к учащимся в условиях коллективной работы принадлежат еще Яну Коменскому, который в своей «Великой дидактике» указал на необходимость сочетания индивидуальной и групповой учебной деятельности в условиях классно-урочной системы.
Основным путем осуществления индивидуального обучения является дифференциация. Каждый учитель знает, что при любом коллективном обучении усвоение знаний и умений происходит индивидуально, в соответствии с индивидуальными особенностями мыслительной деятельности, личности качеств. Учет индивидуальных особенностей детей – один из ведущих принципов дидактики.
Основная задача дифференцированного обучения - вовлечь в работу каждого ученика, помочь «слабому», развивать способности «сильных».
Одна из проблем сегодняшней школы - падение интереса учащихся к русскому языку и, как следствие, снижение грамотности, косноязычие, неумение правильно, логично выразить свою мысль. Использование на уроках русского языка дифференцированного подхода позволяет раскрыть и развить способности учащихся, удовлетворить образовательные потребности каждого ученика в полной мере, адаптировать весь учебный процесс к особенностям школьников.
Наиболее значимыми для реализации дифференцированного обучения можно выделить следующие принципы:
проблемности (получение знаний не в готовом виде, а в результате собственной активной познавательной деятельности);
исследование изучаемых проблем и явлений (развитие учебно-познавательной деятельности);
индивидуализация (организация деятельности с учетом индивидуальных способностей);
создание мотивации (активная мыслительная деятельность);
взаимообучение (мобилизация групповых, парных форм деятельности).
Обучение детей, разных не только по уровню подготовки, но и по способностям, пожалуй, самая сложная задача, стоящая перед учителем.
Учитывая индивидуальные особенности учащегося, класс можно делить на три группы: ученики с высокими-средними-низкими учебными возможностями.
Критерии деления учащихся на группы
- объём имеющихся знаний;
- культура умственного труда;
- уровень познавательной активности;
- способность к абстрактному мышлению;
- умение анализировать и обобщать;
- уровень самостоятельности;
- уровень работоспособности.
Ученики с высокими учебными возможностями имеют достаточный объём знаний, высокий уровень познавательной активности, способности к абстрагированию, обобщению, анализу.
Ученики со средними учебными возможностями имеют определённый объём знаний, средний уровень познавательной активности.
Ученики с низкими учебными возможностями отстают от своих сверстников в интеллектуальном и речевом развитии.
Считаю, что дифференцированный подход в обучении можно осуществить на разных этапах урока: при проверке домашних заданий, при актуализации знаний для нового материала, при закреплении, повторении, самостоятельных работах.
При подготовке к урокам я анализирую цели урока, программный материал, определяю его место на уроке, объем и степень сложности и, в зависимости от этого, определяю виды дифференцированных заданий. Конечно же, не каждый урок имеет такую сложную структуру. Думаю, что нет необходимости все виды заданий делать дифференцированными. Это затрудняет своевременный контроль выполненных упражнений и снижает общий темп урока. На уроках русского языка мною осуществляются различные виды дифференцированной помощи:
Постоянная работа над ошибками на уроке, предупреждение о наиболее типичных ошибках, неправильных подходах при выполнении задания.
Индивидуализация домашнего задания слабоуспевающим учащимся.
Повторение дома материала, необходимого для изучения новой темы.
Использование слабыми учащимися при ответе составленным дома планом изложения материала.
Привлечение школьников к осуществлению самоконтроля при выполнении упражнений.
Предоставление времени для подготовки к ответу у доски.
Оказание помощи слабоуспевающим учащимся в ходе самостоятельной работы на уроке.
Указание правила, на которое опирается задание.
Дополнение к заданию (рисунок, схема.).
Указание алгоритма выполнения задания.
Указание аналогичного задания, выполненного раньше.
Объяснение хода выполнения подобного задания.
Расчленение сложного задания на элементарные составные части.
Постановка наводящих вопросов.
Дифференциация учебных заданий по уровню творчества
Такой способ предполагает различия в характере познавательной деятельности школьников, которая может быть репродуктивной или продуктивной (творческой).
В качестве репродуктивных заданий предлагается учащимся выполнить упражнение в учебнике, вставить пропущенные слова в предложении, букву в слове и т.д.
К продуктивным заданиям относятся упражнения, отличающиеся от стандартных. В процессе работы над продуктивными заданиями школьники приобретают опыт творческой деятельности. На уроках русского языка, например, при работе над лексическим значением слова выбрать подходящие по эмоциональной окраске слова, синонимы, закончить рассказ, объяснить использование многозначного слова в предложении.
Дифференцированную работу можно организовать различными способами. Чаще учащимся с низким уровнем обучаемости предложить репродуктивные задания. Например, подобрать проверочные слова, объяснить написание орфограммы, а ученикам с высоким уровнем обучаемости – творческие задания.
Дифференциация учебных заданий по уровню трудности
-для 3 группы это: выполнение заданий по отработанному алгоритму
-для 2 и 1 групп: к базовому заданию добавляются дополнительные – группировка слов, подбор своих примеров, задания творческого характера.
Дифференциация заданий по объёму учебного материала
Такой способ дифференциации предполагает , что учащиеся 1 и 2 групп выполняют кроме основного ещё и дополнительное задание , аналогичное основному.
Разработка дифференцированных заданий основана на изучении трудностей, которые учащиеся испытывают в усвоении материала, изучение пробелов, глубоком анализе их текущих самостоятельных работ, четкой классификации ошибок.
На уроках русского языка стараюсь содействовать формированию самостоятельного добывания учащимися знаний. Сильным учащимся предлагается самостоятельно, пользуясь учебником, дополнительным материалом, найти ответы на поставленные вопросы.
Большое значение для формирования навыков самостоятельного добывания знаний и самоконтроля имеет работа со словарями, различные индивидуальные задания:
-Выступления с рефератами, докладами;
-поисковые задания (например, найти материал о жизни друзей А.С. Пушкина).
-составление текстов диктантов;
-составление обобщающих таблиц для работы на уроке
-работа с дополнительной литературой;
-проверка индивидуальных заданий;
-выполнение обязанностей консультантов при групповой работе.
Активно ввожу зачетную систему. Зачетная система позволяет мне, как учителю, более системно и полно проверить знания учащихся, составить план работы с плохо усвоившими материал учениками и спланировать работу по расширению и углублению материала для тех, кто хорошо усвоил программу.
Нельзя недооценивать роль самостоятельной работы для учащихся 3 группы. Если их лишить возможности работать самостоятельно, они могут привыкнуть действовать только по образцу и только с посторонней помощью. Но, с другой стороны, они больше всех остальных нуждаются в постоянной помощи.
Необходимо хорошо понимать, что разноуровневая форма обучения не может дать положительного результата сама по себе, а требует системного подхода, огромной работы над содержанием и методикой преподавания.
Хотя вопрос о дифференцированном обучении хорошо разработан теоретически, многие практические вопросы остаются открытыми:
- как организовать учёт индивидуальных способностей учащихся, как лучше разделить их на подгруппы( то есть выделить сильных, средних и слабых) и установить причины, по которым ребёнок не успевает по предмету;
- как организовать постоянную работу с хорошо успевающими учениками;
- как проводить дифференцированные проверочные работы и оценивать их.
Таким образом, дифференцированный подход в обучении позволяет усовершенствовать знания, умения и навыки каждого учащегося в отдельности и уменьшить его отставание, углубить и расширить знание, исходя из интересов и способностей учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Дифференцированное обучение учащихся на уроках русского языка в 6 классе"
Сегодняшний этап развития общества характеризуется повышенным вниманием к совершенствованию процесса образования и воспитания. Перед современной школой стоит ряд вопросов о том, как сделать урок эффек...
Опытно-методическая работа по теме: «Дифференцированный подход к проведению уроков русского языка в классе компенсирующего обучения».
Содержание.Введение. Эффективность обучения школьников.2Глава l. Дифференцированное обучение школьников. 31.1. Инклюзивное образование.31.2. Понятие о дифференцированном обучении.61.3. Изучение ...
Дифференцированное домашнее задание на уроках русского языка
Дифференцированное домашнее задание на уроках русского языка...
Системно-деятельностный подход на интегрированных уроках русского языка и литературы
В предложенном материале представлен мастер-класс по обобщению опыта работы с востребованной в условиях ФГОС второго поколения технологией проведения интегрированных уроков. В презентации опыта просле...
« Индивидуально – коррекционный подход в обучениина уроках русского языка в школе для слабовидящих детей».
Коррекционная педагогика – наука, изучающая сущность, закономерности, тенденции управления процессом развития индивидуальности и личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, нуждающегося в...
Статья "Инновационные подходы к современному уроку русского языка в школе"
Современное образование в школе не стоит на месте. Новое время диктует новые подходы и методы в преподавании учебных предметов.В рамках ФГОС учителю просто необходимо владеть современной техникой, исп...
Дифференцированное обучение учащихся на уроках русского языка
Дифференцированное обучение учащихся на уроках русского языка...