Абитуриент: подготовка к ЕГЭ.
рабочая программа по русскому языку на тему
Рабочая программа дополнительного образования для обучающихся 10-11 классов. Данная программа предусматривает эффективную подготовку по написанию сочинения в ЕГЭ по русскому языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
abiturient._10-11_klassa.doc | 242.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ермаковская средняя общеобразовательная школа №2»
_____________________________________________________________________________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Дополнительного образования (направленность: художественная)
«Абитуриент: подготовка к ЕГЭ в 10-11 классе».
(наименование учебного курса, предмета, дисциплины модуля)
Возраст
от 16-18 лет.
Срок реализации – 2 года.
Автор составитель:
Череповская Светлана Анатольевна.
2018 год
Пояснительная записка.
В современной школе, когда приоритеты отданы развивающему обучению, основными средствами развития стали обучение преобразующей и оценивающей деятельности. Преобразующая деятельность требует логически-словесной переработки готовых знаний: составления плана, конспекта, тезисов, объединения нескольких источников, которые по идейному и фактическому содержанию не противоречат друг другу. Под оценивающей деятельностью понимают умение оценивать ответы, письменные работы товарищей и произведения других авторов. Работа над решением заданий ЕГЭ также является элементом развивающего обучения. Она учит осознанно находить верный ответ, анализируя и комментируя свой вариант решения поставленной задачи.
Программа включает также работу на заданием повышенной сложности. Работа над сочинением учит развивать мысли на избранную тему, формирует литературные взгляды и вкусы, дает возможность высказать то, что тревожит и волнует. Она приобщает учащегося к творчеству, позволяя выразить свою личность, свой взгляд на мир, реализовать себя в сочинении.
Кем бы ни стали сегодняшние школьники в будущем, они, прежде всего, должны быть культурными людьми, а по-настоящему культурному человеку сегодня так же необходимо уметь свободно и грамотно писать, как свободно и грамотно говорить. Развитие личности невозможно без умения выражать свои мысли и чувства — и устно, и письменно. А развитие личности — это необходимая предпосылка решения социальных и экономических задач.
Таким образом, научить решать задания ЕГЭ по русскому языку — одна из актуальных проблем современной школы, и этот навык необходим каждому культурному человеку. Предлагаемая программа кружка по русскому языку «Абитуриент: подготовка к ЕГЭ по русскому языку» будет полезна любому выпускнику школы.
Своеобразие и специфика данной Программы кружка состоит в том, что материал по повторению и подготовке к экзамену в формате ЕГЭ достаточно равномерно распределён по занятиям в течение года и привязан к тем темам, которые изучаются по программе 10-11 классов.
Программа рассчитана на 68 часа и адресована учащимся 10 классов ( Модуль №1 – 34 часа) и учащимся 11 класса (Модуль №2 – 34 часа)
Цели кружковой работы:
- гуманитарное развитие учащихся;
- развитие творческих способностей личности;
- овладение учащимися свободной письменной речью;
- подготовка учащихся к сдаче ЕГЭ по русскому языку
Задачи кружковой работы:
- помочь учащимся максимально эффективно подготовиться к выполнению заданий ЕГЭ по русскому языку;
- совершенствование практической грамотности;
- совершенствовать и развивать умения конструировать письменное высказывание в жанре сочинения-рассуждения;
- формировать и развивать навыки грамотного и свободного владения письменной речью;
- совершенствовать и развивать умения читать, понимать прочитанное и анализировать общее содержание текстов разных функциональных стилей;
- совершенствовать и развивать умения передавать в письменной форме своё, индивидуальное восприятие, своё понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки фактов и явлений;
7. формировать и развивать умения подбирать аргументы, органично вводить их в текст.
Содержание тем учебного курса.
Модуль 1. Теоретический аппарат курса.
Введение. Задачи курса «Абитуриент: подготовка к ЕГЭ по русскому языку». Спецификация ЕГЭ по русскому языку 2016-2017учебного года.
Орфоэпические нормы.
Лексические нормы.
Морфологические нормы.
Синтаксические нормы.
Пунктуационные нормы.
Трудные случаи правописания.
Трудные случаи пунктуации.
Лингвистический анализ текста.
Композиция сочинения-рассуждения. Критерии оценивания сочинения- рассуждения.
Зачин. Роль вступления в сочинении-рассуждении. Формы вступлений
Виды информации в тексте. Формулировка основной проблемы исходного текста. Соотношение тематики и проблематики текста.
Комментарий основной проблемы текста. Виды и категории проблем, рассматриваемых авторами в исходных текстах.
Авторская позиция. Способы выражения авторской позиции. Лексические и синтаксические средства выражения авторской позиции
Логические приёмы мышления. Типы аргументации в изложении собственной позиции.
Заключительная часть сочинения.
Модуль 2. Практикум. Совершенствование практической грамотности. Творческие работы разной стилевой направленности.
Речевые нормы. Словосочетания и типы связи в словосочетаниях.
Предложение. Грамматическая основа предложения.
Знаки препинания при обособленных и однородных членах предложения.
Синтаксические нормы.
Знаки препинания в сложных предложениях разных типов.
Синтаксический анализ предложений.
Знаки препинания в предложениях с обособленными определениями и обстоятельствами.
Построение предложения с деепричастным оборотом.
Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров.
Текст, стили и функциональные типы речи.
Лексическое значение слова, лексические нормы, функционально-смысловые типы речи.
Орфография: правописание корней и личных окончаний глаголов и суффиксов причастий.
Правописание суффиксов различных частей речи.
Орфография: правописание -Н-/-НН- в суффиксах различных частей речи.
Анализ композиционной и смысловой целостности текста.
Орфография: слитное, раздельное, дефисное написание.
Языковые нормы.
Морфологические нормы и морфологический анализ.
Орфография: правописание НЕ и НИ. Основные способы словообразования.
Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, не связанными с членами предложения. Сложное предложение с различными видами связи.
Текст. Средства связи предложений в тексте.
Лингвистический анализ текста.
Средства художественной выразительности в текстах различных стилей.
Художественный стиль речи. Сочинение-рассуждение по тексту художественного стиля.
Публицистический стиль речи. Сочинение-рассуждение по тексту публицистического стиля.
Научно-популярный стиль речи. Сочинение-рассуждение по тексту научно-популярного стиля.
Экспертная оценка творческих работ.
Методическая часть
Прогнозируемый результат
Программа занятий кружка предусматривает отработку наиболее сложных случаев в орфографии и пунктуации, приводящих к наибольшему количеству ошибок, с учётом специфики контрольных измерительных материалов демоверсии 2010 года для успешной сдачи ЕГЭ по русскому языку. Программа предусматривает также и обучение конструированию текста типа рассуждения на основе исходного текста, развитие умения понимать и интерпретировать прочитанный текст, создавать своё высказывание, уточняя тему и основную мысль, формулировать проблему, выстраивать композицию, отбирать языковые средства с учётом стиля и типа речи. Умения и навыки, приобретённые в ходе изучения данного курса, направлены на выполнение всех заданий ЕГЭ, в том числе и задания повышенного уровня сложности.
Своеобразие и специфика данной Программы кружка состоит в том, что материал по повторению и подготовке к экзамену в формате ЕГЭ достаточно равномерно распределён по занятиям в течение года и привязан к тем темам, которые изучаются по программе 10-11 классов.
Учебно-тематический план. 10 класс.
№ | Тема | Кол-во часов |
1 | Структура ЕГЭ по русскому языку | 1 |
2 | Композиция сочинения-рассуждения | 17 |
3 | Виды ошибок | 5 |
4 | Развитие речи | 7 |
5 | Итоговая работа по оцениванию текстов в соответствии с критериями ЕГЭ | 2 |
6 | Итоговые занятия. Защита творческих работ | 2 |
Итого | 34 |
Учебно-тематический план. 11 класс.
№ | Тема | Кол-во часов |
1 | Спецификация ЕГЭ по русскому языку | 1 |
2 | Орфоэпия | 1 |
3 | Лексика | 4 |
4 | Текст | 3 |
5 | Морфология | 4 |
6 | Орфография | 1 |
7 | Синтаксис. Пунктуация. | 10 |
8 | Сочинение-рассуждение | 4 |
9 | Развитие речи | 2 |
10 | Итоговый тест | 1 |
Итого | 34 |
Требования к уровню знаний учащихся.
Учащиеся должны знать:
- основные функции языка.
- основные единицы и уровни языка и их взаимосвязь.
- основные нормы русского литературного языка.
Учащиеся должны уметь:
- оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения соотнесённости содержания и языкового оформления;
- анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности, уместности употребления;
- проводить лингвистический анализ текста различных функциональных разновидностей языка;
- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
- извлекать необходимую информацию из различных источников;
- владеть основными приёмами переработки устного и письменного текста;
- применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы русского литературного языка;
- применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка;
- понимать и интерпретировать содержание исходного текста;
- формулировать проблему, поставленную автором исходного текста, и комментировать ;
- определять позицию автора;
- высказывать свою точку зрения, убедительно её доказывать (приводить не менее двух аргументов, опираясь жизненный или читательский опыт);
- уметь излагать свои мысли грамотно, последовательно и связно
- анализировать творческие образцы сочинений и рецензировать их.
Личностным результатом обучающихся по программе кружка является формирование всесторонне образованной, инициативной, успешной и творческой личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно – нравственных, культурных и этических принципов.
Метапредметные результаты заключаются в формировании и развитии познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;
- способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических действий – умений;
- умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме.
Предметные результаты: понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII века, русских писателей XIX—XX веков, литературы народов России и зарубежной литературы;
понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному
из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный
пафос литературного произведения; характеризовать его героев сопоставлять героев одного
или нескольких произведений; определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания изведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры,
сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;
собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
понимание авторской позиции и свое отношение к ней; восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием
образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному
или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа,
вести диалог; написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы; понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса; понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Условия реализации программы. Реализация целей и задачей программы невозможна без использования информационных ресурсов: наличия художественной литературы в школьной и сельской библиотеках, учебно-методических материалов, наглядных демонстрационных пособий и таблиц, электронных презентаций и выхода в Интернет.
Оценочные материалы. Контроль уровня сформированности по освоению ЗУН осуществляется на трёх уровнях:
текущий (коэффициент успешности выполнения заданий на каждом занятии);
промежуточный (проводится в форме творческих работ);
итоговый (в конце курса) проводится в форме презентации творческой работы в соответствии с требованиями ЕГЭ и критериями оценивания
Критерий эффективности реализации программы: в результате изучения курса максимальное количество баллов за итоговый контрольный тест – 100 баллов (первичный балл – 66).
Особенность программы: работа оценивается «зачёт» / «незачёт» (определяется в процентном соотношении: более 50 % (51 балл) - «зачёт», менее 50 % (менее 50) - «незачёт»).
Методические материалы.
Форма занятий – очная.
Формы занятий:
-по количеству детей: групповая, индивидуальная
- по особенностям коммуникативного взаимодействия педагога и детей: лекции, практикумы, экскурсии в музей, конкурсы, посещения библиотек
-по дидактической цели: занятия по углублению знаний, практическое занятие
Представленная в программе система работы позволяет осуществить внедрение новых технологий, нестандартных форм работы во внеурочной деятельности, развить речь учащихся, повысить учебную мотивацию детей и, главное, воспитать грамотного читателя. Использование компьютерных и мультимедийных технологий значительно повысит эффективность работы по воспитанию интереса к книге, к чтению.
Учебно-методическое обеспечение.
Литература для учащихся:
- Александров В.Н. и др. Единый государственный экзамен. Русский язык: Справочные материалы, контрольно-тренировочные упражнения, создание текста. - Челябинск, «Взгляд», 2013
- Власенков А.И. Русский язык, 10-11кл. - М.: Просвещение, 2013
- Влодавская Е.А. ЕГЭ. Русский язык. Поурочное планирование. Тематическое планирование уроков подготовки к экзамену. – М.: Издаткельство «Экзамен», 2010.
- Егораева Г.Т. Русский язык. Выполнение задания части 3 (С). - М.: «Экзамен», 2015.
- Сокольницкая Т.Н. Русский язык: сочинение-рассуждение (часть С): ЕГЭ. Сдаём без проблем! – М.: Эксмо, 2014
Календарный учебный график
Месяц | Сентябрь | Октябрь | Ноябрь | Декабрь | Январь | Февраль | Март | Апрель | Май | Всегго часов | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Кол-во недель | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ч и с л о | 3-7 | 10-14 | 17-21 | 24-28 | 1-5 | 8-12 | 15-19 | 22-26 | 29-31 | 1-2 | 5-9 | 12-16 | 19-23 | 26-30 | 3-7 | 10-14 | 17-21 | 24-28 | 9-11 | 14-18 | 21-25 | 28-31 | 1-8 | 11-15 | 18-22 | 25-28 | 1 | 4-7 | 11-15 | 18-22 | 25-29 | 1-5 | 8-12 | 15-19 | 22-26 | 29-30 | 1-3 | 6-10 | 13-17 | 20-24 | ||
№ группы | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | ||||||||
Кол-во часов в месяц | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 3 | 4 | 3 | 34 |
Учебно-тематическое планирование. 10 класс.
№ п/п | Тема | Количество часов | Дата проведения | ||
теория | практика | по плану | по факту | ||
1 | Структура ЕГЭ, часть С. Критерии оценивания | 1 | |||
2 | Композиция сочинения - рассуждения | 1 | |||
3 | К 1.Формулирование проблемы. | 1 | |||
4 | К 2. Комментарии к проблеме. | 1 | |||
5 | К 3. Авторская позиция. | 1 | |||
6 | Зачин сочинения-рассуждения. Как начать? | 1 | |||
7 | Пробное сочинение | 1 | |||
8 | Анализ работ учащихся, редактирование | 1 | |||
9-10 | Тема и проблема текста. Как определить проблему? | 2 | |||
11 | Как прокомментировать проблему. Виды комментария. | 1 | |||
12-13 | Позиция автора. Лексические и синтаксические средства выражения авторской позиции | 2 | |||
14 | Как выразить собственное мнение по выявленной проблеме | 1 | |||
15 | К 4. Что такое аргумент? Типы аргументирования. Способы ввода аргументов | 1 | |||
16 | К 5.Построение текста, абзацное членение, логические ошибки | 1 | |||
17 | Фактические ошибки | 1 | |||
18 | Соблюдение этических норм | 1 | |||
19 | Соблюдение языковых норм, виды ошибок | 1 | |||
20 | Речевые, грамматические ошибки | 1 | |||
21 | К 6.Точность и выразительность речи | 1 | |||
22 | Финал сочинения | 1 | |||
23-24 | Как писать сочинение-рассуждение по тексту художественного стиля | 2 | |||
25-26 | Как писать сочинение-рассуждение по тексту публицистического стиля | 2 | |||
27-28 | Как писать сочинение-рассуждение по тексту научно-популярного стиля | 2 | |||
29-30 | Итоговая работа по оцениванию текстов в соответствии с критериями ЕГЭ | 2 | |||
31-34 | Итоговые занятия. Защита творческих работ | 2 |
Учебно-тематическое планирование. 11 класс.
№ п/п | Тема | Количество часов | Дата проведения | ||
теория | практика | по плану | по факту | ||
1 | Введение. Задачи курса «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку». Спецификация ЕГЭ по русскому языку 2019-2020 учебного года. | 1 | |||
2 | Орфоэпические нормы | 1 | |||
3 | Речевые нормы. Словосочетания и типы связи в словосочетаниях. | 1 | |||
4 | Лексическое значение слова, лексические нормы , функционально-смысловые типы речи | 1 | |||
5 | Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров. | 1 | |||
6 | Текст, стили, функциональные типы речи. | 1 | |||
7 | Морфологические нормы. | 1 | |||
8 | Орфография: правописание корней и личных окончаний глаголов и суффиксов причастий. | 1 | |||
9 | Орфография: правописание суффиксов различных частей речи. | 1 | |||
10 | Орфография: правописание –Н-/-НН- в суффиксах различных частей речи. | 1 | |||
11 | Анализ композиционной и смысловой целостности текста. | 1 | |||
12 | Орфография: слитное, раздельное и дефисное написание. | 1 | |||
13 | Знаки препинания в сложных предложений разных типов. | 1 | |||
14 | Синтаксический анализ предложений. | 1 | |||
15 | Знаки препинания в предложениях с обособленными определениями и обстоятельствами. | 1 | |||
16 | Построение предложения с деепричастным оборотом. | 1 | |||
17 | Трудные случаи пунктуации. | 1 | |||
18 | Знаки препинания в сложных предложениях разных типов. | 1 | |||
19 | Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, не связанными с членами предложения. | 1 | |||
20 | Сложное предложение с различными видами связи. | 1 | |||
21 | Основные способы словообразования. | 1 | |||
22 | Морфологические нормы и морфологический анализ. | 1 | |||
23 | Средства художественной выразительности в текстах различных стилей. | 1 | |||
24 | Текст. Средства связи предложений в тексте. | 1 | |||
25 | Композиция сочинения – рассуждения. Критерии оценивания сочинения-рассуждения. | 1 | |||
26 | Зачин. Роль вступления в сочинении-рассуждении | 1 | |||
27 | Виды информации в тексте. Формулировка основной проблемы текста, соотношение тематики и проблематики текста. | 1 | |||
28 | Комментарий основной проблемы текста. виды и категории проблем, рассматриваемых авторами в исходных тестах. | 1 | |||
29 | Авторская позиция. Способы выражения авторской позиции. Лексические и синтаксические средства выражения авторской позиции. | 1 | |||
30 | Логические приёмы мышления. Типы аргументации в изложении собственной позиции. | 1 | |||
31 | Финал сочинения. | 1 | |||
32 | Пробное сочинение. | 1 | |||
33 | Работа над ошибками | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО МАТЕМАТИКЕ "АБИТУРИЕНТ"
Рабочая программа элективного курса по математике для учителя работающего в 11 классах....
Абитуриентам
Буклет СГУ. Перечень вступительных экзаменов....
Абитуриентам
Отдел образования администрации Александрово-Гайского муниципального района информирует вас о том,что Поволжский институт им. П.А.Столыпина Российской академии народного хозяйства и государственной сл...
Методический материал для подготовки к ЕГЭ "Практикум абитуриента"
Список задач для подготовки к ЕГЭ...
Методическая разработка по теме: Связь зарплат выпускников со средними баллами абитуриентов по направлениям подготовки
В презентации предствлены ход и результаты пилотажного исследования: «Связь средних баллов абитуриентов с зарплатами выпускников по направлениям подготовки ВПО», направленного на определение взаимосвя...
Курс по подготовке к ЕГЭ по математике "Школа абитуриента"
Данный курс предназначен для учащихся 11 классов и абитуриентов, рассчитан на 60 часов. Разработка программы данного курса отвечает требованиям стандарта математическ...