Олимпиады
олимпиадные задания по русскому языку (7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Дорохина Светлана Евгеньевна

РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА

Скачать:


Предварительный просмотр:

Всероссийская олимпиада школьников по литературе

2017–2018 учебный год

Муниципальный этап

7-8 класс

Задание 1

Одна из национальных детских литературных премий, до недавнего времени вручавшаяся авторам лучших произведений, написанных для детей среднего и старшего школьного возраста и юношества, называлась «Заветная мечта».  

Как бы вы назвали российскую национальную премию в области детской литературы? Какие произведения (прозаические и/или поэтические), какие жанры (сказка, рассказ, повесть, роман, фэнтези, детектив и др.) могли претендовать на эту премию? Какие номинации были бы в ней? Перечислите главные критерии оценки произведения.

Номинируйте на эту премию одно произведение (оно должно реально существовать), указав, какими необходимыми чертами оно обладает (краткая характеристика – примерно 5-7 предложений).

Задание 2

Представьте, что вы работаете в издательстве художником и вам нужно проиллюстрировать стихотворение. Придумайте иллюстративный ряд к тексту и опишите, что будет изображено на вашем рисунке.

Юнна Мориц

ОЧЕНЬ ПОМОГАЕТ!

Что такое настроенье?
Это – птичка, это – пенье
В глубине твоей души.
Нос расквасив и колени,
Быть несчастным не спеши,
А на птичку подыши, –
Подыши на эту птичку
В глубине твоей души!

Хорошо иметь привычку
Не катить на эту птичку
Бочку слёз, вагон обид,
Недовольства кислый вид
И, особенно с утра,
Раскапризов два ведра!
Быть несчастным не спеши,
А на птичку подыши, –
Подыши на эту птичку
В глубине твоей души!



Предварительный просмотр:

Всероссийская олимпиада школьников по литературе

2017–2018 учебный год

Муниципальный этап

11 класс

Выполните целостный анализ прозаического или стихотворного (НА ВАШ ВЫБОР) произведения.

Обратите внимание на следующие особенности содержания и формы (поэтики): название текста; детали портрета, пейзажа; характеристика персонажей; авторская позиция; речь героев; роль эпитетов; композиция. Работа должна представлять собой цельный, связный, завершённый текст.

Ю. Казаков

На полустанке

Была пасмурная холодная осень. Низкое бревенчатое здание небольшой станции почернело от дождей. Второй день дул резкий северный ветер, свистел в чердачном окне, гудел в станционном колоколе, сильно раскачивал голые сучья берез.

У сломанной коновязи, низко свесив голову, расставив оплывшие ноги, стояла лошадь. Ветер откидывал у ней хвост на сторону, шевелил гривой, сеном на телеге, дергал за поводья. Но лошадь не поднимала головы и не открывала глаз: должно быть, думала о чем-то тяжелом или дремала.

Возле телеги на чемодане сидел вихрастый рябой парень в кожаном пальто, с грубым, тяжелым и плоским лицом. Он частыми затяжками курил душевую папиросу, сплевывал, поглаживал подбородок красной короткопалой рукой, угрюмо смотрел в землю.

Рядом с ним стояла девушка с припухшими глазами и выбившейся из-под платка прядью волос. В лице ее, бледном и усталом, не было уже ни надежды, ни желания; оно казалось холодным, равнодушным. И только в тоскующих темных глазах ее притаилось что-то болезненно-невысказанное. Она терпеливо переступала короткими ногами в грязных ботиках, старалась стать спиной к ветру, не отрываясь смотрела на белое хрящеватое ухо парня.

Со слабым шорохом катились по перрону листья, собирались в кучи, шептались тоскливо о чем-то своем, потом, разгоняемые ветром, снова крутились по сырой земле, попадали в лужи и, прижавшись к воде, затихали. Кругом было сыро и зябко...

- Вот она, жизнь-то, как повернулась, а? - заговорил вдруг парень и усмехнулся одними губами.

- Теперь мое дело - порядок! Чего мне теперь в колхозе? Дом? Дом пускай матери с сестрой достается, не жалко. Я в область явлюсь, сейчас мне тренера дадут, опять же, квартиру... Штангисты-то у нас какие? На соревнованиях был, видал: самолучшие еле на первый разряд идут. А я вон норму мастера жиманул запросто! Чуешь?

- А я как же? - тихо спросила девушка.

- Ты-то? - Парень покосился на нее, кашлянул. - Говорено было. Дай огляжусь - приеду. Мне сейчас некогда... Мне на рекорды давить надо. В Москву еще поеду, я им там дам жизни. Мне вот одного жалко: не знал я этой механики раньше. А то бы давно... Как они там живут? Тренируются... А у меня сила нутряная, ты погоди маленько, я их там всех вместе поприжму. За границу ездить буду, житуха начнется - дай бог! Н-да... А к тебе приеду... Я потом это... напишу...

Вдали послышался слабый, неясный шум поезда; унылую тишину хмурого дня прорезал тонкий тягучий гудок; дверь станции хлопнула, на перрон, прячась в воротник шинели, вышел начальник станции с заспанным лицом, в красной фуражке с темными пятнами мазута.

Он покосился на одиноких пассажиров, вытащил папиросу, помял ее в пальцах, понюхал и, посмотрев на небо, спрятал в карман. Потом, зевнув, сипло спросил: - Какой вагон?

Парень тяжело повернул голову на короткой толстой шее, посмотрел на новые калоши начальника станции, полез за билетом. - Девятый. А что?

- Ну-ну... - пробормотал начальник и снова зевнул. - Девятый, говоришь? Так... Девятый. А погода - сволочь. Ох-хо-хо...

Отвернулся и, обходя лужи, побрел к багажному отделению. Поезд показался из-за леса, быстро приблизился, сбавляя ход, прокричал еще раз, устало и тонко. Парень поднялся, бросил папиросу, посмотрел на девушку: та силилась улыбнуться, но губы не слушались, тряслись.

- А ну, хватит! - проворчал парень, нагибаясь за чемоданом. Cлыхала? Хватит, я говорю!

Они медленно пошли по перрону навстречу поезду. Девушка жадно заглядывала парню в лицо, держалась за рукав, говорила, путаясь и торопясь:

- Ты там берегись, слишком-то не подымай... А то жила какая-нибудь лопнет... О себе подумай, не надрывайся... Я что? Я ждать буду! В газетах про тебя искать буду... Ты обо мне не мечтай. Так я это, люблю тебя, вот и плачу, думаю...

- А ну, брось! - сказал парень. - Сказано - приеду...

Мимо них, сотрясая землю, прошел паровоз, обдав их теплом и влажным паром. Потом все медленней и медленней пошли усталые вагоны: один, другой, третий...

- Вон девятый! - быстро сказала девушка. - Подождем!

Вагон мягко остановился возле них. В тамбуре толпились измятые, бледные пассажиры, с любопытством выглядывали наружу. За окном стоял толстый небритый человек в полосатой пижаме и, наморщив маленький пухлый лобик, ожесточенно дергал раму. Рама не поддавалась, и пассажир страдальчески морщился. Наконец ему удалось открыть окно, он сейчас же высунулся, оглядывая с близорукой улыбкой полустанок, увидел девушку, еще шире улыбнулся и слабо закричал: - Девушка, это какая станция?

- Лунданка, - сипло сказал проводник.

- Базар есть? - спросил человек в пижаме, по-прежнему глядя на девушку.

- Нету базара, - опять отозвался проводник. - Две минуты стоим.

- Как же так? - изумился пассажир, все еще глядя на девушку.

- Закройте окно! - попросили из вагона капризным голосом.

Человек в пижаме обернулся, показывая пухлую спину, потом, жалко улыбаясь, закрыл окно и вдруг исчез, будто провалился.

Парень поставил чемодан на подножку вагона, повернулся к девушке.

- Ну, прощай, что ли, - тяжело проговорил он и сунул руки в карманы.

У девушки поползли по щекам слезы. Она всхлипнула, уткнулась парню в плечо.

- Скучно мне будет, - шептала она. - Пиши почаще-то... Слышишь? Пиши-и... Ведь приедешь?

- Сказано уже, - неохотно и испуганно говорил парень. - Оботри слезы-то... Ну!

- Да я ничего. - шептала девушка, задыхаясь, быстро, по-беличьи стирая слезы и влюбленно глядя в лицо парню. - Одна я остаюсь. Помни, о чем говорили-то...

- Я помню, мне что! - хмуро бормотал парень, задирая голову и поводя глазами. - А мне... Я всю жизнь для тебя... Ты знай это!

- Сказано... - буркнул парень, равнодушно глядя себе под ноги.

Два раза надтреснуто, жидко ударил колокол. - Гражданин, попрошу в вагон, останетесь... - сказал проводник и первым полез торопливо на площадку.

Девушка побледнела, схватилась рукою за рот.

- Вася! - закричала она и невидящим взглядом посмотрела на пассажиров: те сразу отвернулись. - Вася! Поцелуй же меня...

Мне что... - пробормотал парень, затравленно покосился назад и нагнулся к девушке. Потом выпрямился, словно кончил тяжелую работу, вскочил на подножку. Девушка тихо ахнула, закусила прыгающую губу, закрыла лицо руками, но тотчас отняла руки...

Под загонами зашипело, сдавленно крикнул впереди паровоз, и так же сдавленно отозвалось из леса короткое, глухое эхо. Вагоны едва уловимо тронулись. Заскрипели шпалы. Парень стоял на подножке, хмуро смотрел на девушку, потом покраснел и негромко крикнул:

- Слышь... Не приеду я больше! Слышь... Он оскалился, сильно втянул в себя воздух, сказал еще что-то непонятное, злое и, взяв с подножки чемодан, боком полез в тамбур.

Девушка сразу как-то согнулась, опустила голову... Мимо нее мелькали вагоны, глухо дышали шпалы, что-то поскрипывало, попискивало, а она пристально, не мигая, смотрела на радужное пятно мазута на рельсе, скрывавшееся на мгновение под колесами и снова показывающееся, смотрела задумчиво, робко, незаметно для себя все ближе подвигаясь к этому пятну, будто манило, притягивало оно ее. Она напрягалась, прижимала руку к нетерпимо болевшему сердцу, робкие, почти еще детские губы ее все белели...

- Берегись! - раздался вдруг дикий крик над ее головой.

Девушка вздрогнула, моргнула, радужное пятно посветлело, поскрипывание шпал и стук колес прекратились, и, подняв голову, она увидела, что последний вагон с круглым красным щитком на буфере неслышно, как по воздуху, уплывает все дальше. Тогда она подняла голову к низкому, равнодушному небу, стянула на лицо платок и завыла по-бабьи, качаясь, будто пьяная: - Уеха-а-ал!..

Поезд быстро скрылся за ближним лесом. Стало тихо. Шаркая по земле ногами, подошел начальник станции, остановился за спиной девушки, зевнул.

- Уехал? - спросил он. - Н-да... Нынче все едут.

Помолчал, потом смачно плюнул, растер плевок ногой.

- Скоро и я уеду... - забормотал он. - На юг подамся. Тут скука, дожди... А там, на юге-то, теплынь! Эти - как их? - кипарисы...

Окинул взглядом фигуру девушки, долго смотрел на грязные ботики, спросил негромко и равнодушно:

- Вы не из "Красного маяка" будете? А? Н-да,.. Вон оно что... А погода-то - сволочь. Факт!

И ушел, волоча ноги, старательно обходя лужи.

Девушка долго еще стояла на пустой платформе, смотрела прямо перед собой и ничего не видела: ни темного, мокрого леса, ни тускло блестевших рельсов, ни бурой никлой травы... Видела она рябое и грубое лицо парня.

Наконец вздохнула, вытерла мокрое лицо, пошла к лошади. Отвязала лошадь, поправила шлею, перевернула сено, оскользнувшись, забралась на телегу, тронула вожжи. Лошадь подалась назад, вяло махнула хвостом, сама завернула, с трудом переставляя ноги, пошла мимо палисадника, мимо стогов сена и сложенных крест-накрест шпал к проселочной дороге.

Девушка сидела, не шевелясь, глядя поверх дуги, потом в последний раз оглянулась на полустанок и легла в телеге ничком.

Обратите внимание на следующие особенности содержания и формы (поэтики): жанр стихотворения; лирическое «я» героя; сравнения, сопоставления, подражание, аллюзии и реминисценции. Работа должна представлять собой цельный, связный, завершённый текст.

Г. Шпаликов

Три посвящения Пушкину

1

Люблю Державинские оды,

Сквозь трудный стих блеснет строка,

Как дева юная легка,

Полна отваги и свободы.

Как блеск звезды, как дым костра,

Вошла ты в русский стих беспечно,

Шутя, играя и навечно,

О легкость, мудрости сестра.

2

Влетел на свет осенний жук,

В стекло ударился, как птица,

Да здравствуют дома, где нас сегодня ждут,

Я счастлив собираться, торопиться.

Там на столе грибы и пироги,

Серебряные рюмки и настойки,

Ударит час, и трезвости враги

Придут сюда для дружеской попойки.

Редеет круг друзей, но — позови,

Давай поговорим как лицеисты

О Шиллере, о славе, о любви,

О женщинах — возвышенно и чисто.

Воспоминаний сомкнуты ряды,

Они стоят, готовые к атаке,

И вот уж Патриаршие пруды

Идут ко мне в осеннем полумраке.

О собеседник подневольный мой,

Я, как и ты, сегодня подневолен,

Ты невпопад кивай мне головой,

И я растроган буду и доволен.

 

3

Вот человеческий удел —

Проснуться в комнате старинной,

Почувствовать себя Ариной,

Печальной няней не у дел.

Которой был барчук доверен

В селе Михайловском пустом,

И прадеда опальный дом

Шагами быстрыми обмерен.

Когда он ходит ввечеру,

Не прадед, Аннибал–правитель,

А первый русский сочинитель

И — не касается к перу.

Ноябрь 1963

Творческое задание (время выполнения – примерно 1,5 часа)

Представьте, что вы участвуете в интернет-проекте «Литературные герои в социальных сетях». Вам необходимо разработать страничку литературного персонажа в ВКонтакте.

Укажите основную информацию о герое (имя, фамилия, семейное положение, день рождения, родной город, языки, родители, братья, сестры, дети); контакты (страна, город); интересы (деятельность, интересы, любимая музыка, любимые фильмы, любимые книги, любимые цитаты, о себе); образование; жизненная позиция (мировоззрение, главное в жизни, главное в людях, что героя вдохновляет).

Придумайте «статус» герою (девиз, жизненное кредо), создайте «облако» слов («облако» тэгов), характеризующих героя книги, его дела и события, с ним происходящие, укажите друзей, интересные страницы (сообщества), которые он читает.

Сделайте несколько записей (сообщений) на странице героя. Это могут быть размышления героя, впечатления, переживания, описания событий и проч.

Примерный объём текста – 300-350 слов (эта цифра ориентировочная; не нужно подсчитывать слова, как в ЕГЭ; важно не количество слов, а их «качество»).



Предварительный просмотр:

XXIII ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП

7-8 класс

1

2

3

4

 5

 6

7

8

9

Итого

Максимальный  балл

   3

8

8

        9        

3

4

9

11

  15

70

         

ВОПРОС №1

Расставьте ударения в следующих словах.

Поняла, договор, языковое явление, приняла, обеспечение, дефис.

Модель ответа:

Поняла́, догово́р, языково́е явление, приняла́, обеспе́чение, дефи́с.

Критерии оценивания:

0,5 балла за каждое правильно проставленное ударение.

Итого: 3 балла (max).

ВОПРОС № 2

Посмотрите на транскрипцию: [д__́ м].

1. При подстановке каких звуков могут получиться существующие в русском литературном языке слова? Запишите звуки. Запишите слова средствами русской графики.

2. Что объединяет эти звуки?

3. Какими частями речи может являться каждое из них?

4. Какой звук не может быть произнесён на месте пропуска?

Модель ответа:

Учитывая, что в транскрипции стоит знак ударения, речь идёт о гласном звуке. После твёрдого согласного звука не может быть произнесён гласный звук [и]. Звук [э] может быть произнесён, хотя слово ДЭМ может служить аббревиатурой в профессиональной речи.

Критерии оценивания:

[а] – дам – ИС или глагол – 1 балл (+1 балл, если указаны две части речи).

[о] – дом – ИС – 1 балл.

[у] – дум – ИС – 1 балл.

[ы] – дым – ИС – 1 балл.

За использование транскрипции – 1 балл.

За использование букв при записи слов – 1 балл.

Все звуки являются гласными ударными – 1 балл.

Итого: 8 баллов (max).

ВОПРОС № 3

В "Большой энциклопедии" 1901 – 1904 гг., изданной под редакцией С. Н. Южакова, приведена следующая статья:

" __ – тридцатая буква русскаго алфавита, тридцать первая славянскаго кириллическаго (числ. значенія не имѣетъ) и славянскаго глаголическаго (числ. значенія не имѣетъ); въ русск. языкѣ гласный звукъ, выговариваемый как е, болѣе постоянный и менѣе смягчающій предшествующій согласный звукъ; въ слав. языкѣ произношеніе не вполнѣ установлено (какъ долгое е, или какъ дифтонгъ ай, ей)".

В ходе орфографической реформы 1917 – 1918 гг. данная буква была устранена из русского алфавита. О какой букве идёт речь? (В ответе укажите её начертание и название).

Модель ответа:

Речь идёт о букве ѣ (ять).

Критерии оценивания:

3 балла – верно указано начертание.

3 балла – верно указано название.

+ 2 балла – за любую дополнительную информацию, которая может быть связана с данной буквой: пример употребления, переход фонемы < ѣ > в фонемы <и> или <е> и пр.

Итого: 8 баллов (max).

ВОПРОС № 4

Замените заимствованные слова  русскими синонимами.

Актуальный, антракт, ситуация, лозунг, финал, эпилог, имитация, пролог.

Модель ответа:

Актуальный – важный; антракт – перерыв; ситуация – обстановка, совокупность обстоятельств;  лозунг – призыв; финал – завершение; эпилог – заключительная часть; имитация – подражание, подделка; пролог – вступительная часть.

Критерии оценивания:

1 балл за каждый верно подобранный русский синоним к заимствованному слову.

+ 1 балл за несколько русских эквивалентов, например: имитация – подражание, подделка.

Итого: 9 баллов (max).

ВОПРОС № 5

Укажите, какие слова имеют одинаковое окончание.

Ковров, голов, столов, коров, основ, степей, ножей, юношей.

Модель ответа:

Одинаковые окончания имеют следующие слова: ковров, столов, степей, ножей, юношей, голов□, коров□,  основ□.

 

Критерии оценивания:

1 балл за каждую правильно определённую группу.

Итого: 3 балла (max).

ВОПРОС № 6

Правильно ли выражена мысль в следующих предложениях? Какие здесь допущены ошибки? Исправьте их. Запишите предложения в исправленном виде.

  1. Расскажи кратко свою автобиографию.
  2. В этом зелёном массиве появились первые грибы.
  3. Рабочий клуб был красочно оформлен наглядной агитацией.
  4. Благодаря сильным морозам посевы озимой пшеницы погибли.

Модель ответа:

В данных предложениях мысль выражена неправильно. В них допущены стилистические ошибки. Должно быть так:

  1. Расскажи свою биографию.
  2. В этом лесу появились первые грибы.
  3. Рабочий клуб был оформлен наглядной агитацией.
  4. Из-за сильных морозов посевы озимой пшеницы погибли.

Критерии оценивания:

1 балл за каждое правильно исправленное предложение.

Итого: 4 балла (max).

ВОПРОС № 7

Чем отличаются фразеологические обороты от крылатых выражений?____________ _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Определите, в каких предложениях присутствуют фразеологизмы, а в каких – содержатся крылатые выражения. Укажите номера этих предложений:___________________ _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1. В Петербурге исправников этих как собак нерезаных.

2. Не гнутся ли козаки? – Есть ещё, батько, порох в пороховницах.

3. Коли раздавят, туда и дорога, – промолвил Базаров. – Только бабушка ещё надвое сказала. Нас не так мало, как вы полагаете.

4. Подписано, так с плеч долой.

5. Про Феклисту тоже неладно начинают поговаривать, хоть в глазах девка и смирная – воды не замутит.

6. Нашему забору двоюродный плетень? – грубо ответила Ильинична, негодующе глянув в ненавистное ей лицо Кошевого.

7. И дым Отечества нам сладок и приятен.

8. Ждала Марфа отца и ждать отказалась, уж замуж успела выйти, мужа к себе приняла, а он как в воду канул.

9. Как бы нам тут дров не наломать.

10. Дела давно минувших  дней, преданья старины глубокой.

В предложениях с фразеологическими оборотами замените эти обороты синонимичными фразеологизмами:_____________________________________________________ _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Модель ответа:

Крылатые выражения отличаются от фразеологизмов тем, что они вошли в лексический запас из исторических или литературных источников.

Фразеологические обороты использованы в предложениях 1, 3, 5, 6, 8, 9.

Крылатые выражения содержатся в предложениях 2, 4, 7, 10. 

Синонимичные выражения:

как собак нерезаных – вагон и маленькая тележка, не мерено не считано, полным-полно, пруд пруди, видимо-невидимо, непочатый край, конца-края нет, сколько душе угодно, через край, хоть отбавляй, страсть сколько

бабушка надвое сказала – сорока на воде хвостом писала, вилами на воде писано;

воды не замутит – тише воды, ниже травы;

нашему забору двоюродный плетень – нашему слесарю двоюродный кузнец, седьмая вода на киселе;

как в воду канул – как сквозь землю провалился, пропал без вести, и след простыл, и был таков;

наломать дров – сесть в лужу, наделать глупостей, дать маху, сделать промах, свалять дурака.

Критерии оценивания:

1 балл за указание, чем крылатые выражения отличаются от фразеологизмов.

2 балла за правильное определение крылатых выражений и фразеологизмов.

1 балл        за каждый фразеологизм, заменённый синонимичным оборотом.

Итого: 9 баллов (max).

ВОПРОС № 8

Прочитайте фрагмент письма Н.С. Лескова П.К. Щебальскому,  историку, писателю, чиновнику особых поручений при Главном управлении цензуры, редактору "Варшавского Дневника":

"Смех и горе" в отдельном издании уже заказаны в типографии Каткова, и Лавров прислал мне два первых листа корректуры, но на том все и стало. Прошу Вас: узнайте, пожалуйста, что сей сон обозначает? "Смех и горе" и здесь возбуждает у всех большое сочувствие. Могу сказать, что ни одна моя работа не шла при таком полном внимании читателей, как эта, которую "миф" "Русского вестника" продержал год под столами, все норовил откатнуть её ногой.

Выскажите своё суждение о способе образования, значении и стилистической окраске глагола откатнуть в этом контексте, учитывая наличие в текстах Н. С. Лескова таких единиц, как катковщина, каткист, катковствовать.

Модель ответа:

В задании необходимо дать объяснение словообразованию, значению и стилистической окраске слова:  

1. Словообразование.

Неверными в данном случае будут объяснения, что слово откатнуть образовано от глагола откатить суффиксальным способом при помощи суффикса -ну-, имеющего значение однократности, либо от окказионального (авторского) слова катнуть приставочным способом при помощи приставки от- со значением действия, направленного в сторону.  

Поэтому словообразование данного глагола объясняется следующим образом: это авторское словообразование, результат языковой игры, основанной на аналогии (стегать – пристегнуть – отстегнуть; катить – откатнуть). Само слово откатнуть – глагол совершенного вида однократного действия, такого же типа, как отстегнуть.

Глагол образован от фамилии Катков приставочно-суффиксальным способом с усечением производящей основы, что связано с этимологической словообразовательной структурой самой фамилии, ассоциируемой с понятием катить, т.е. базовый корень -кат-.  

Это положение доказывается словами из самого задания, в которых по-разному обыгрывается исходное слово Катков:  

катковщина – по аналогии с обломовщина, хлестаковщина (значение: ‘характерное явление’, суфф. -щин-);  

каткист – по аналогии с социалист, монархист (значение: ‘приверженец, сторонник’, суфф. -ист-);  

катковствовать – по аналогии с директорствовать (значение: ‘вести себя как директор, Катков и проч., суф. -ствова-).

2. Значение данного слова.

Здесь обыгрывается этимологическая связь глаголов катить – откатить и фамилии Катков, поэтому значение данного слова понимается двояко:  

1) из контекста понятно, что рукопись долго не хотели печатать, и Катков, как хозяин типографии, в этом виноват;  

2) употребление в ближайшем контексте словоформы ногой указывает на прямое значение ‘один раз подвинуть при помощи ноги предмет под столом так, чтобы он перекатился с одного места на другое’.

Таким образом, откатнуть – это «убрать какой-либо предмет подальше, специально не заметить его», в соответствии с тем, как поступил Катков с текстом Лескова. (Здесь принимается любая трактовка, семантически идентичная модели ответа).

3. Стилистическая окраска слова.

Глагол откатнуть – это авторское новообразование, окказионализм, созданный как экспрессивная единица, для выражения отношения автора к описываемому событию, поэтому нормативным литературным словом быть не может.  

Его стилистическая окраска – просторечная (или разговорная).

Критерии оценивания:

0,5 балла за указание на значение однократности действия.

1 балл за указание на авторское словообразование (языковую игру по аналогии).

0,5 балла за указание на образование от фамилии.

0,5 балла за указание на усечение производящей основы.

1 балл за указание на параллель фамилии Катков и глагола катить.

1,5 балла за слово за приведённые аналогии к словам катковщина, каткист, катковствовать и выделение в них суффиксов. (Т. е. 4,5 баллов).

2 балла за правильное определение значения слова откатнуть (1 балл за определение, 1 балл за объяснение игры слов).

1 балл за правильное определение стилистической окраски (0,5 балла за определение и 0,5 балла за объяснение)  

Итого: 11 баллов (max).

ВОПРОС № 9

Прочитайте текст и выполните задания к нему.

В лѣто 7111го бысть грѣхъ ради нашихъ моръ лютъ зело во граде Смоленску и во странахъ его. И толико множество помроша людей, елико и погребати не успеваху ихъ.

[из Хронографа 1617 года]

1. Во втором предложении мысль о конце жизни выражена словами _____________ ___________________. Укажите историческое чередование согласных _________________ в корне слова ________________, которое является частью подлежащего во втором предложении, приведите однокоренное ему слово в современном русском языке с другим согласным из указанного чередования _________________.

Найдите в тексте два однокоренных слова, входящих в тот же этимологический* ряд, что и современное слово смерть? __________________________________________________ __________________.

2. В анализируемом отрывке в ближайшем контексте найдите два существительных в одном и том же падеже и одной и той же синтаксической функции с одинаковыми корневыми сочетаниями _________________________, укажите слово-параллель в начальной форме с исконно русскими соответствиями в том же корне для каждого слова __________________________________________________________________.

Для первого слова в найденном контексте подберите два существительных, в первом из которых есть приставка со значением приближения __________________________ ________________, а во втором когда-то была приставка со значением полного охвата пространства ________________________________________________________________.  

От первого русского слова в искомом контексте образован глагол_______________ _____________, входящий в состав фразеологизма__________________________________ _________________________________со значением «говорить вздор».

3. В современном русском языке есть два существительных, корни которых содержат историческое чередование звуковых сочетаний и во множественном числе в именительном падеже заканчиваются на -е.

Назовите эти слова ___________________________________________, определите суффикс, который эти слова имеют в форме единственного числа __________________, определите значение каждого из этих слов_________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

*Этимологический ряд, или гнездо – это совокупность слов, происходящих от одного и того же корня, но разошедшихся со временем в лексическом значении.

Модель ответа:

Перевод:

В 7111-м (1603) году был за грехи наши (по грехам нашим) мор сильнейший (эпидемия) в городе Смоленске и в области (в окрестностях) его. И такое множество людей умерло, что и погребать их не успевали.

1. Во втором предложении мысль о конце жизни выражена словами «множество помроша людей», возможен ответ: помроша, погребати (1 балл), укажите историческое чередование согласных ж // г (0,5 балла) в корне слова множество (0,5 балла), которое является частью подлежащего во втором предложении, приведите однокоренное ему слово с другим согласным из указанного чередования много (0,5 балла).  

Найдите в тексте два однокоренных слова, входящих в тот же этимологический ряд, что и современное слово смерть (1 балл): мор, помроша (по 0,5 балла за слово).  

Итого: 3,5 баллов.

2. В данном отрывке в ближайшем контексте найдите два существительных в одном и том же падеже и одной и той же синтаксической функции с одинаковыми корневыми сочетаниями: во граде, во странах (1 балл, по 0,5 балла за слово), укажите слово-параллель в начальной форме с исконно русскими соответствиями в том же корне для каждого слова: город, сторона (2 балла).  

Для первого слова в найденном контексте подберите два существительных, в первом из которых есть приставка со значением приближения: пригород, приставка при– (1,5 балла: 1 балл за слово и 0,5 балла за указание приставки), а во втором когда-то была приставка со значением полного охвата пространства: огород, приставка о– (1,5 балла:   1 балл за слово и 0,5 балла за указание приставки).  

От первого русского слова образован глагол городить (0,5 балла), входящий в состав фразеологизма городить чепуху, чушь (1,5 балла) со значением «говорить вздор».

Итого 7,5 баллов.

3. В современном русском языке есть два существительных, которые имеют историческое чередование корней с данными сочетаниями и во множественном числе в именительном падеже заканчиваются на –е. Назовите эти слова: гражданин, горожанин, возможен вариант граждане, горожане (1 балл, по 0,5 балла за слово), определите суффикс, который эти слова имеют в форме единственного числа: –анин– (возможен вариант –ин–, но невозможен вариант суффикса –нин– ) (1 балл), определите значение каждого из этих слов.

Гражданин – житель страны с юридическим правами члена государства (1балл).

Горожанин – житель того или иного города в противопоставление жителю села     (1 балл).

Принимается любая трактовка, семантически идентичная модели ответа.

Итого 4 балла.  

Итого: 15 баллов (max).



Предварительный просмотр:

XXIII ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП

7-8 класс

1

2

3

4

 5

 6

7

8

9

Итого

Максимальный  балл

   3

8

8

        9        

3

4

9

11

  15

70

         

Оценка

Примечания

Подпись

ВОПРОС №1

Расставьте ударения в следующих словах.

Поняла, договор, языковое явление, приняла, обеспечение, дефис.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ВОПРОС № 2

Посмотрите на транскрипцию: [д__́ м].

1. При подстановке каких звуков могут получиться существующие в русском литературном языке слова? Запишите звуки. Запишите слова средствами русской графики.

2. Что объединяет эти звуки?

3. Какими частями речи может являться каждое из них?

4. Какой звук не может быть произнесён на месте пропуска?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ВОПРОС № 3

В "Большой энциклопедии" 1901 – 1904 гг., изданной под редакцией С. Н. Южакова, приведена следующая статья:

" __ – тридцатая буква русскаго алфавита, тридцать первая славянскаго кириллическаго (числ. значенія не имѣетъ) и славянскаго глаголическаго (числ. значенія не имѣетъ); въ русск. языкѣ гласный звукъ, выговариваемый как е, болѣе постоянный и менѣе смягчающій предшествующій согласный звукъ; въ слав. языкѣ произношеніе не вполнѣ установлено (какъ долгое е, или какъ дифтонгъ ай, ей)".

В ходе орфографической реформы 1917 – 1918 гг. данная буква была устранена из русского алфавита. О какой букве идёт речь? (В ответе укажите её начертание и название).

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ВОПРОС № 4

Замените заимствованные слова  русскими синонимами.

Актуальный, антракт, ситуация, лозунг, финал, эпилог, имитация, пролог.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ВОПРОС № 5

Укажите, какие слова имеют одинаковое окончание.

Ковров, голов, столов, коров, основ, степей, ножей, юношей.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ВОПРОС № 6

Правильно ли выражена мысль в следующих предложениях? Какие здесь допущены ошибки? Исправьте их. Запишите предложения в исправленном виде.

  1. Расскажи кратко свою автобиографию.
  2. В этом зелёном массиве появились первые грибы.
  3. Рабочий клуб был красочно оформлен наглядной агитацией.
  4. Благодаря сильным морозам посевы озимой пшеницы погибли.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ВОПРОС № 7

Чем отличаются фразеологические обороты от крылатых выражений?____________ _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Определите, в каких предложениях присутствуют фразеологизмы, а в каких – содержатся крылатые выражения. Укажите номера этих предложений:___________________ _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1. В Петербурге исправников этих как собак нерезаных.

2. Не гнутся ли козаки? – Есть ещё, батько, порох в пороховницах.

3. Коли раздавят, туда и дорога, – промолвил Базаров. – Только бабушка ещё надвое сказала. Нас не так мало, как вы полагаете.

4. Подписано, так с плеч долой.

5. Про Феклисту тоже неладно начинают поговаривать, хоть в глазах девка и смирная – воды не замутит.

6. Нашему забору двоюродный плетень? – грубо ответила Ильинична, негодующе глянув в ненавистное ей лицо Кошевого.

7. И дым Отечества нам сладок и приятен.

8. Ждала Марфа отца и ждать отказалась, уж замуж успела выйти, мужа к себе приняла, а он как в воду канул.

9. Как бы нам тут дров не наломать.

10. Дела давно минувших  дней, преданья старины глубокой.

В предложениях с фразеологическими оборотами замените эти обороты синонимичными фразеологизмами:_____________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ВОПРОС № 8

Прочитайте фрагмент письма Н.С. Лескова П.К. Щебальскому,  историку, писателю, чиновнику особых поручений при Главном управлении цензуры, редактору "Варшавского Дневника":

"Смех и горе" в отдельном издании уже заказаны в типографии Каткова, и Лавров прислал мне два первых листа корректуры, но на том все и стало. Прошу Вас: узнайте, пожалуйста, что сей сон обозначает? "Смех и горе" и здесь возбуждает у всех большое сочувствие. Могу сказать, что ни одна моя работа не шла при таком полном внимании читателей, как эта, которую "миф" "Русского вестника" продержал год под столами, все норовил откатнуть её ногой.

Выскажите своё суждение о способе образования, значении и стилистической окраске глагола откатнуть в этом контексте, учитывая наличие в текстах Н. С. Лескова таких единиц, как катковщина, каткист, катковствовать.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ВОПРОС № 9

Прочитайте текст и выполните задания к нему.

В лѣто 7111го бысть грѣхъ ради нашихъ моръ лютъ зело во граде Смоленску и во странахъ его. И толико множество помроша людей, елико и погребати не успеваху ихъ.

[из Хронографа 1617 года]

1. Во втором предложении мысль о конце жизни выражена словами _____________ ___________________. Укажите историческое чередование согласных _________________ в корне слова ________________, которое является частью подлежащего во втором предложении, приведите однокоренное ему слово в современном русском языке с другим согласным из указанного чередования _________________.

Найдите в тексте два однокоренных слова, входящих в тот же этимологический* ряд, что и современное слово смерть? __________________________________________________ ___________________________________________________________________________.

2. В анализируемом отрывке в ближайшем контексте найдите два существительных в одном и том же падеже и одной и той же синтаксической функции с одинаковыми корневыми сочетаниями _________________________, укажите слово-параллель в начальной форме с исконно русскими соответствиями в том же корне для каждого слова ___________________________________________________________________________.

Для первого слова в найденном контексте подберите два существительных, в первом из которых есть приставка со значением приближения __________________________ ________________, а во втором когда-то была приставка со значением полного охвата пространства ________________________________________________________________.  

От первого русского слова в искомом контексте образован глагол_______________ _____________, входящий в состав фразеологизма__________________________________ _________________________________со значением «говорить вздор».

3. В современном русском языке есть два существительных, корни которых содержат историческое чередование звуковых сочетаний и во множественном числе в именительном падеже заканчиваются на -е.

Назовите эти слова ___________________________________________, определите суффикс, который эти слова имеют в форме единственного числа __________________, определите значение каждого из этих слов_________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

*Этимологический ряд, или гнездо – это совокупность слов, происходящих от одного и того же корня, но разошедшихся со временем в лексическом значении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час «Встречаем Олимпиаду. От Олимпиады – 80 к Олимпиаде -2014»

Олимпийские игры – важнейшее событие в международной спортивной жизни. Они привлекают к себе пристальное внимание миллионов людей нашей планеты. Классный час помогает учащимся проследить развитие ол...

Материал для проведения олимпиад школьного тура Всероссийской олимпиады школьников

Задания олимпиад предназначены для проведения школьного тура Всероссийских олимпиад, также  можно использовать как дополнительный материал на уроках английского языка, а также при подготовке к ди...

Олимпиада 10 класса. Олимпиада 8 класс.

Подготовка к олимпиаде....

Справка о проведённых школьных олимпиадах по предметам естественно – математического цикла 2013 – 2014 учебного года. Олимпиады проведены с 10 октября по 23 октября 2013 года среди учащихся 5 – 11 классов.

Справкао  проведённых школьных олимпиадах  по предметаместественно – математического цикла2013 – 2014 учебного года.Олимпиады проведеныс 10 октября по 23 октября 2013 годасреди учащихся 5 – ...

"От олимпиады к олимпиаде"

Экскурсия расскажет об Олимпийских Играх, познакомит с легендами древних греков, символикой Игр...