Рабочая программа по русскому языку для 8 класса под ред .Л.М.Рыбченковой
рабочая программа по русскому языку (8 класс) на тему

Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику Л.М.Рыбченковой в рамках ФГОС

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Красногорская средняя общеобразовательная школа №1

   

  РАССМОТРЕНО                     ПРИНЯТО                                 СОГЛАСОВАНО                        УТВЕРЖДЕНО

  на  заседании МО                    на заседании педсовета            зам.дир по УВР                            директор школы

  протокол №_____                    протокол №______                    ______________                       _______Т.П.Горло    «____»________20___г.          «____»_________20___г.          «____»_______20___г.           приказ №_______

                                                                                                                                                                                         

                                                                                                                                                     «____»_______20___г.

       

РАБОЧАЯ    ПРОГРАММА

по    русскому   языку

для    8  класса

п.г.т. Красная Гора – 2018г.

Пояснительная записка

Программа по русскому языку  для 8 класса составлена в соответствии с:

 - Федеральным законом № 273 от 26.12.2012г.,

- Федеральным государственным образовательным стандартом,

-  образовательной программой основного общего образования  на основе  Программы  по русскому языку для 5–9 классов (авторы Л. М. Рыбченкова, О. М. Александрова.- М.: Просвещение, 2011г

  Целями изучения русского языка в 8 классе являются:

  • Воспитание уважения к родному языку, сознательное отношение к нему как явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, получения знаний в разных сферах деятельности, средства освоения морально-этических норм; осознание эстетической ценности языка;
  • Овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию, потребности в речевом самосовершенствовании; овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями;
  • Освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования, о стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка; развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; овладение культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности; обогащение активное и потенциального словарного запаса; совершенствование способности применять приобретенные знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.

Основными задачами  предмета «Русский язык» в современной школе являются:

 - формирование у обучающихся научно-лингвистического мировоззрения, вооружение их основами знаний о родном языке;

 - развитие языкового и эстетического идеала.

 - формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков;

 - овладение нормами русского литературного языка и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;

 - обучение школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

 - воспитание обучающихся средствами данного предмета;

 - развитие их логического мышления;

 - обучение школьников умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку;

 - формирование общеучебных умений – работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения и т.д.

Место и роль учебного курса, предмета – Федеральный базисный учебный образовательный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского языка на этапе основного общего образования в объёме 102 часов в 8 классе.  В соответствии с учебным планом МБОУ  Красногорская  СОШ №1  на 2018-2019 учебный год  программа рассчитана для обучающихся 8 класса  с общим количеством часов в год   -102 (30часа  в неделю). Распределение по темам произведено с учетом сложности и насыщенности учебного материала, увеличено количество часов развития речи с целью подготовки к ОГЭ и ЕГЭ.

Для реализации программы  используется :

 учебник «Русский язык.8 класс, под ред. Л.М.Рыбченковой, О.А.Александровой и др., М, «Просвещение», 2018,  

 рабочая тетрадь по русскому языку в 2-х частях (авторы Л.М.Рыбченкова, Т.Н.Роговик), которая является составной частью данного учебника. Все упражнения и задания рабочей тетради структурированы в зависимости от разделов и параграфа и служат продолжением материала учебника.

Тематическое планирование по курсу  русский язык 8 класс

п/п

Разделы, темы

Количество часов

1

Введение

11

2

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи

83

3

Словосочетание

7

4

Двусоставные предложения

20

5

Односоставные предложения

13

6

Простое осложненное предложение

13

7

Предложения с обособленными членами

14

8

Предложение с обращениями, вводными и вставными конструкциями

9

9

Способы передачи чужой речи

7

10

Повторение

7

11

Резерв

1

12

Итого

102

Предложения с обособленными членами 14ч

Содержание изучаемого курса.

Основное содержание разработанного курса полностью соответствует Примерной программе основного общего образования по русскому языку. В ней выделяются три сквозные содержательные линии:

  • содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции;
  • содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций;
  • содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции.

В разработанном курсе указанные содержательные линии неразрывно взаимосвязаны и интегрированы, что отражено в Тематическом планировании. Кроме того, в Тематическом планировании представлено распределение содержания курса по годам обучения, а также определено количество часов на изучение каждой темы программы.

СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

Раздел 1. Речь и речевое общение

1. Речь и речевое общение. Речевая ситуация. Речь устная и письменная. Речь диалогическая и монологическая. Монолог и его виды. Диалог и его виды.

2. Осознание основных особенностей устной и письменной речи; анализ образцов устной и письменной речи. Различение диалогической и монологической речи. Владение различными видами монолога и диалога. Понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего в разных ситуациях общения. Владение нормами речевого поведения в типичных ситуациях формального и неформального межличностного общения.

Раздел 2. Речевая деятельность

1. Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо.

Культура чтения, аудирования, говорения и письма.

2. Овладение основными видами речевой деятельности. Адекватное понимание основной и дополнительной информации текста, воспринимаемого зрительно или на слух. Передача содержания прочитанного или прослушанного текста в сжатом или развёрнутом виде в соответствии с ситуацией речевого общения. Овладение практическими умениями поискового/просмотрового, ознакомительного, изучающего чтения, приёмами работы с учебной книгой и другими информационными источниками. Овладение различными видами аудирования. Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное).

Создание устных и письменных монологических, а также устных диалогических высказываний разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения. Отбор и систематизация материала на определённую тему; поиск, анализ и преобразование информации, извлечённой из различных источников.

Раздел 3. Текст

1. Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность). Тема, основная мысль текста. Микротема текста.

Средства связи предложений и частей текста. Абзац как средство композиционно-стилистического членения текста.

Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение. Структура текста. План текста и тезисы как виды информационной переработки текста.

2. Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу речи. Деление текста на смысловые части, составление его плана, тезисов. Определение средств и способов связи предложений в тексте. Анализ языковых особенностей текста. Выбор языковых средств в зависимости от цели, темы, основной мысли и ситуации общения. Создание текстов различного типа, стиля, жанра. Соблюдение норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.). Оценивание и редактирование устного и письменного речевого высказывания.

Раздел 4. Функциональные разновидности языка

1. Функциональные разновидности языка: разговорный язык; функциональные стили: научный, публицистический, официально-деловой; язык художественной литературы.

       Основные жанры научного (отзыв, выступление, доклад), публицистического (выступление, интервью), официально-делового (расписка, доверенность, заявление) стилей, разговорной речи (рассказ, беседа).

2. Установление принадлежности текста к определённой функциональной разновидности языка. Создание письменных высказываний разных стилей, жанров и типов речи: тезисы, отзыв, письмо, расписка, доверенность, заявление; повествование, описание, рассуждение. Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом.

СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ ЯЗЫКОВОЙ И ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ (ЯЗЫКОВЕДЧЕСКОЙ)

КОМПЕТЕНЦИИ

Раздел 5. Общие сведения о языке

1. Русский язык — национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Русский язык в современном мире.

      Русский язык в кругу других славянских языков. Роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка.

      Русский язык как развивающееся явление. Формы функционирования современного русского языка: литературный язык, диалекты, просторечие, профессиональные разновидности, жаргон.

     Русский язык — язык русской художественной литературы. Основные изобразительные средства русского языка.

     Лингвистика как наука о языке.

     Основные разделы лингвистики.

     Выдающиеся отечественные лингвисты.

2.  Осознание важности коммуникативных умений в жизни человека, понимание роли русского языка в жизни общества и государства, в современном мире.

     Понимание различий между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном.

     Осознание красоты, богатства, выразительности русского языка. Наблюдение за использованием изобразительных средств языка в художественных текстах.

Раздел 6. Фонетика и орфоэпия

1.  Фонетика как раздел лингвистики.

     Звук как единица языка. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Элементы фонетической транскрипции. Слог. Ударение.

     Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные правила нормативного произношения и ударения.

     Орфоэпический словарь.

2.  Совершенствование навыков различения ударных и безугарных гласных, звонких и глухих, твёрдых и мягких согласных. Объяснение с помощью элементов транскрипции особенностей произношения и написания слов. Проведение фонетического разбора слов.

     Нормативное произношение слов. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпической правильности.

Применение фонетико-орфоэпических знаний и умений и собственной речевой практике.

     

Раздел 7. Графика

1.  Графика как раздел лингвистики. Соотношение звука и буквы. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных. Способы обозначения [J'].

2. Совершенствование навыков сопоставления звукового и буквенного состава слова. Использование знания алфавита при поиске информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, в СМС-сообщениях.

Раздел 8. Морфемика и словообразование

1.  Морфемика как раздел лингвистики. Морфема как минимальная значимая единица языка.

     Словообразующие и формообразующие морфемы. Окончание как формообразующая морфема.

     Приставка, суффикс как словообразующие морфемы.

     Корень. Однокоренные слова. Чередование гласных и согласных в корнях слов. Варианты морфем.

     Возможность исторических изменений в структуре слова. 11онятие об этимологии. Этимологический словарь.

     Словообразование как раздел лингвистики. Исходная (производящая) основа и словообразующая морфема.

     Основные способы образования слов: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный; сложение и его виды; переход слова из одной части речи в другую; сращение сочетания слов в слово. Словообразовательная пара, словообразовательная цепочка. Словообразовательное гнездо слов.

      Словообразовательный и морфемный словари.

2.  Осмысление морфемы как значимой единицы языка. Осознание роли морфем в процессах формо- и словообразования.

     Определение основных способов словообразования, построение словообразовательных цепочек слов.

     Применение знаний и умений по морфемике и словообразованию в практике правописания.

     Использование словообразовательного, морфемного и этимологического словарей при решении разнообразных учебных задач.

Раздел 9. Лексикология и фразеология

1.   Лексикология как раздел лингвистики. Слово как единица языка. Лексическое значение слова.

     Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Переносное значение слов как основа тропов.

     Тематические группы слов. Толковые словари русского языка.

     Синонимы. Антонимы. Омонимы. Словари синонимов и антонимов русского языка.

     Лексика русского языка с точки зрения её происхождения: исконно русские и заимствованные слова. Словари иностранных слов.

     Лексика русского языка с точки зрения её активного и пассивного запаса. Архаизмы, историзмы, неологизмы. Словари устаревших слов и неологизмов.

     Лексика русского языка с точки зрения сферы её употребления. Общеупотребительные слова. Диалектные слова. Термины и профессионализмы. Жаргонная лексика.

     Стилистические пласты лексики.

     Фразеология как раздел лингвистики. Фразеологизмы. Пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые слова. Фразеологические словари.

     Разные виды лексических словарей и их роль в овладении словарным богатством родного языка.

2. Дифференциация лексики по типам лексического значения с точки зрения её активного и пассивного запаса, происхождения, сферы употребления, экспрессивной окраски и стилистической принадлежности.

     Употребление лексических средств в соответствии со значением и ситуацией общения. Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.

     Проведение лексического разбора слов.

     Извлечение необходимой информации из лексических словарей различных типов (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и использование её в различных видах деятельности.

Раздел 10. Морфология

1.   Морфология как раздел грамматики.

     Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Система частей речи в русском языке.

     Самостоятельные (знаменательные) части речи. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические свойства имени существительного, имени прилагательного, имени числительного, местоимения, глагола, наречия. Место причастия, деепричастия, слов категории состояния в системе частей речи.

     Служебные части речи, их разряды по значению, структуре и  синтаксическому употреблению.

     Междометия и звукоподражательные слова.

     Омонимия слов разных частей речи.

     Словари грамматических трудностей.

2. Распознавание частей речи по грамматическому значению, морфологическим признакам и синтаксической роли. Проведение морфологического разбора слов разных частей речи. Нормативное употребление форм слов различных частей речи.

     Применение морфологических знаний и умений в практике правописания.

     Использование словарей грамматических трудностей в речевой практике.

Раздел 11. Синтаксис

1. Синтаксис как раздел грамматики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса.

     Словосочетание как синтаксическая единица, типы словосочетаний. Виды связи в словосочетании.

     Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Грамматическая основа предложения, главные и  второстепенные члены, способы их выражения. Виды сказуемого.

     Структурные типы простых предложений: двусоставные и односоставные, распространённые и нераспространённые, предложения осложнённой и неосложнённой структуры, полные и неполные.

    Виды односоставных предложений.

    Предложения осложнённой структуры. Однородные члены предложения, обособленные члены предложения, обращение, вводные и вставные конструкции.

     Классификация сложных предложений. Средства выражения синтаксических отношений между частями сложного предложения. Сложные предложения союзные (сложносочинённые, сложноподчинённые) и бессоюзные. Сложные предложения с различными видами связи.

     Способы передачи чужой речи.

2. Проведение синтаксического разбора словосочетаний и предложений разных видов. Анализ разнообразных синтаксических конструкций и правильное употребление их в речи. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения правильности, уместности и выразительности употребления синтаксических конструкций.

Применение синтаксических знаний и умений в практике правописания.

Раздел 12. Правописание: орфография и пунктуация

1. Орфография как система правил правописания. Понятие орфограммы.

     Правописание гласных и согласных в составе морфем. Правописание ъ и ь.

     Слитные, дефисные и раздельные написания.

     Употребление прописной и строчной буквы.

     Перенос слов.

     Орфографические словари и справочники.

     Пунктуация как система правил правописания.

     Знаки препинания и их функции. Одиночные и парные знаки препинания.

     Знаки препинания в конце предложения.

     Знаки препинания в простом неосложнённом предложении

     Знаки препинания в простом осложнённом предложении.

     Знаки препинания в сложном предложении: сложносочинённом, сложноподчинённом, бессоюзном, а также в сложном предложении с разными видами связи.

     Знаки препинания при прямой речи и цитировании, в диалоге.

     Сочетание знаков препинания.

2. Овладение орфографической и пунктуационной зоркостью. Соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм в письменной речи. Опора на фонетический, морфемно-словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова. Опора на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении.

     Использование орфографических словарей и справочников по правописанию для решения орфографических и пунктуационных проблем.

СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

Раздел 13. Язык и культура

1. Взаимосвязь языка и культуры, истории народа. Русский речевой этикет.

2. Выявление единиц языка с национально-культурным компонентом значения. Уместное использование правил русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.      

               Планируемые результаты освоения курса  Русский язык

В результате изучения учебного предмета «Русский язык» учащиеся достигают следующих образовательных результатов:

   Уровень  «ЗНАТЬ/ПОНИМАТЬ» :  основные теоретические лингвистические понятия, изучаемые в 7 классе,  и сведения о происхождении этих понятий; основные закономерности исторического процесса формирования языка, правила применения орфограмм и  пунктограмм, адекватное понимание информации устного и письменного характера (цели, темы и проч.);  роль  русского языка в современном мире,  государственного, средства межнационального общения; связь языка и культуры народа; роль родного языка в жизни человека и общества, развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, процессе самообразования, основы научных знаний о родном языке, взаимосвязи его уровней и единиц.

   Уровень  «УМЕТЬ/ПРИМЕНЯТЬ» : приёмы ознакомительного и изучающего чтения; навыки анализа и характеристики звука, буквы, слога, морфемы, слова, словосочетания, предложения, текста с точки зрения единства темы, смысловой цельности, последовательности изложения; устанавливать принадлежность текста к определённому типу речи, делить текст на микротемы, осуществлять информационную переработку текста, самостоятельно создавать  устное и письменное монологическое высказывание, опираясь на самостоятельно составленный план, обосновывая своё мнение и приводя аргументированные примеры; создавать текст в устной и письменной форме; приёмы работы со схемами, таблицами; сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, принадлежности к определённой функциональной разновидности языка, использовать фонетический, морфемный, лексический, морфологический, синтаксический разборы при характеристике слова или предложения; соблюдать в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;  осуществлять речевой самоконтроль  и  самокоррекцию ,  использовать в своей речи выразительные средства языка, выступать перед аудиторией, восстанавливать деформированный текст, кодировать и декодировать информацию, оценивать речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям, анализировать языковой материал, ставить цели и задачи и делать выводы, анализировать и оценивать собственную учебную деятельность.

Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:

1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:

I) владение всеми видами речевой деятельности:

  • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
  • владение разными видами чтения;
  • способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
  • овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования, с помощью технических средств и информационных технологий;
  • способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
  • умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом;

2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

3) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:

1) представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения, консолидации и единения народов России; о связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества;

2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, при получении образования, а также роли русского языка в процессе самообразования;

3) владение всеми видами речевой деятельности:

аудирование и чтение:

  • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (цели, темы текста, основной и дополнительной информации);
  • владение разными видами чтения (поисковым/просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
  • владение умениями информационной переработки прочитанного текста (план, тезисы), приёмами работы с книгой, периодическими изданиями;
  • способность свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
  • адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение различными видами аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);
  • умение сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, принадлежности к определённой функциональной разновидности языка и использованных языковых средств;

говорение и письмо:

  • умение воспроизводить в устной и письменной форме прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свёрнутости (пересказ, план, тезисы);
  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
  • умение создавать устные и письменные тексты разных типов  и стилей речи с учётом замысла, адресата и ситуации общения; создавать тексты различных жанров (рассказ, отзыв, письмо, расписка, доверенность, заявление), осуществляя при этом осознанный выбор и организацию языковых средств в соответствии с коммуникативной задачей;
  • владение различными видами монолога и диалога; выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом;
  • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка; стилистически корректное использование лексики и фразеологии; соблюдение в практике письма основных правил орфографии и пунктуации;
  • способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета; уместно пользоваться внеязыковыми средствами общения в различных жизненных ситуациях общения;
  • осуществление речевого самоконтроля; способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления и эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

4) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

5) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог и диалог; ситуация речевого общения; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

6) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения; анализ текста с точки зрения его содержания, основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

7) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

Учебно – методическое обеспечение программы.

1. Примерные программы по учебным предметам (стандарты второго поколения). «Русский язык 5-9 классы»; 2 издание, Москва: «Просвещение» 

2. Рабочие программы. 5-9 классы: пособие  для учителей общеобразовательных учреждений/ Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова. – Москва: «Просвещение» 2012.

3. Учебник «Русский язык. 8 класс» в 2-х частях под редакцией Л.М. Рыбченковой, Москва: «Просвещение», 2012, рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации (Серия «Академический школьный учебник»). 

4. Поурочные разработки. 8 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Авторы: Л.М. Рыбченкова, И.Г. Добротина; Москва: «Просвещение», 2013.

5. Богданова Г.А. Сборник диктантов по русскому языку. 5-9 классы. - М.:Просвещение, 2010.

6. Таблицы по русскому языку  по всем разделам школьного курса.  

7. Мультимедийный проектор, доска StarBoard

8. Электронный учебный материал «Виртуальной школы Кирилла  и Мефодия»

Литература.

Для учащихся:

Русский язык. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. / .М. Рыбченкова, О.М. Александрова, О.В. Загоровская, А.Г. Нарушевич. М.: Просвещение, 2018.

Русский язык. Рабочая тетрадь. 8 класс. В 2 ч. Авторы: Л.М. Рыбченкова, Т.Н. Роговик

Морфемика, словообразование, орфография. - Режим доступа - http://www.testent.ru/index/0-537

Лексикология. Культура речи. - Режим доступа - http://www.gramma.ru/RUS/?id=6.0 , http://www.testent.ru/index/0-535 , http://www.testent.ru/index/0-540

Орфография (система проверки правописания - http://www.orfo.ru/online/) - Режим доступа - http://www.rusyaz.ru/pr/

Морфология. - Режим доступа - http://www.testent.ru/index/0-538 , http://www.gramota.ru/book/litnevskaya.php?part4.htm , http://lit.lib.ru/m/martinowich_g_a/1morfolog.shtml

Синтаксис и пунктуация. Культура письменной речи. - Режим доступа. -http://www.gramma.ru/RUS/?id=5.0 , http://www.licey.net/russian/map

Для учителя:

Русский язык. Поурочные разработки. 8 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Л.М. Рыбченкова, И.Г. Добротина; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во "Просвещение". - М.: Просвещение, 2011. - 159 с. - (Академический школьный учебник).

Рыбченкова Л.М. Русский язык. Рабочие программы. 5-9 классы: пособие  для учителей общеобразовательных учреждений/ Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова. - М.:Просвещение, 2011. - 108 с.

Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы: проект. - 3-е изд., дораб. - М.:Просвещение, 2011. - 112 с.- (Стандарты второго поколения).

Богданова Г.А. Сборник диктантов по русскому языку. 5-9 классы. - М.:Просвещение, 2009. - 4-е изд.

Синтаксис и пунктуация. Культура письменной речи. Тексты


Календарно – тематическое планирование по курсу  русский язык ,8 класс  

п/п

Тема урока, раздел

Кол-во час.

Характеристика деятельности учащихся

Дата по программе

Дата

по факту

Введение 11ч

1-2

Что такое культура речи (§1)

2

 Овладевают сведениями о культуре речи как разделе лингвистики. Анализируют и оценивают устные и письменные высказывания с точки зрения соблюдения коммуникативных, этических норм и языковых норм современного русского литературного языка.

3

Р/р Сочинение-рассуждение

1

Создают текст с учетом коммуникативной задачи, выражают свою позицию, аргументируют её.

4

Текст и его структура (§2)

1

 Осознают основные признаки текста. Определяют тему, коммуникативную задачу, основную мысль текста, ключевые слова, выделяют микротемы текста.

5-6

Средства и способы связи предложений в тексте (§2)

2

Определяют и используют лексические и грамматические средства связи текста.

7-8

Функциональные разновидности современного русского  языка. Публицистический стиль (§3)

2

 Создают тексты различного типа, стиля, жанра, соблюдая нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.).

9

Р/р Сочинение-рассуждение на публицистическую тему

1

 Создают текст с учетом коммуникативной задачи, выражают свою позицию, аргументируют её.

10

Научный стиль (§4)

1

Устанавливают принадлежность текста к определённой функциональной разновидности языка.

11

 Контрольный диктант №1 по теме «Текст. Функциональные разновидности языка»

1

 Ведут контроль и самоконтроль учебных действий. Выполняют практические задания по изученной теме. Работают над сознательностью чтения.

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи

Словосочетание 7ч

12-13

Синтаксис как раздел грамматики. Виды и средства синтаксической связи (§4)

2

 Осознают  взаимосвязь разделов грамматики (морфологии и синтаксиса), роль синтаксиса в формировании и выражении мысли. Повторяют основные понятия синтаксиса, изученные в 5—7 классах.

14

Р/р Подробное изложение(упр.48)

1

Составляют план текста, передают содержание сжато и подробно.

15

Словосочетание, его структура и виды (§6)

1

 Распознают (выделяют) словосочетания в составе предложения; главное и зависимое слова в словосочетании; определяют виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова; виды подчинительной связи в словосочетании; нарушения норм сочетания слов в составе словосочетания.

16-17

Типы связи слов в словосочетании (§7)

2

 Группируют и моделируют словосочетания по заданным признакам. Моделируют и употребляют в речи синонимические по значению словосочетания. Анализируют и характеризуют словосочетания по морфологическим свойствам главного слова и видам подчинительной связи.

18

Синтаксический разбор словосочетаний (§8)

1

 Осуществляют выбор падежной формы управляемого слова, предложно-падежной формы управляемого существительного.

Предложение 70 ч

19

Понятие о предложении (§9)

1

 Моделируют предложения в соответствии с коммуникативной задачей высказывания; употребляют их в речевой практике.

Двусоставные предложения 20ч

20

Главные члены двусоставного предложения. Подлежащее и способы его выражения (§10)

1

 Распознают главные и второстепенные члены предложения. Определяют способы выражения подлежащего.

21

Р/р Контрольное изложение (упр79)

1

 Создают текст с учетом коммуникативной задачи, выражают свою позицию, аргументируют её.

22

Сказуемое и способы его выражения. Простое глагольное сказуемое (§11)

1

 Распознают главные и второстепенные члены предложения. Определяют виды сказуемого и способы его выражения.  

 

23

Составное глагольное сказуемое (§12)

1

Определяют виды и способы выражения сказуемого.

24-25

Составное именное сказуемое (§13)

2

 Определяют виды и способы выражения сказуемого.

26-27

Р.Р. Сочинение-описание(упр.93)

2

Создают текст с учетом коммуникативной задачи, выражают свою позицию, аргументируют её.

28-29

Тире между подлежащим и сказуемым (§14)

2

Анализируют  и характеризуют синтаксическую структуру простых двусоставных предложений.

 

30

Второстепенные члены и их роль в предложении (§15)

1

Определяют виды второстепенных членов предложения и способы их выражения.

31-32

Определение и его виды (§16)

2

Определяют способы выражения определений. Правильно согласовывают определение с определяемым словом.

33-34

Дополнение и его виды (§17)

2

Определяют способы выражения дополнений.

35

Обстоятельство  и его виды (§18)

1

Определяют способы выражения обстоятельств.

36-37

Р/р Сочинение-описание картины (упр127)

2

 Создают текст с учетом коммуникативной задачи, выражают свою позицию, аргументируют её.

38

Повторение темы «Двусоставные предложения» (§19)

1

  Анализируют и характеризуют структурные и смысловые особенности предложений. Моделируют и употребляют в речи предложения с прямым и обратным порядком слов в соответствии с задачей

39

Контрольная работа по теме «Двусоставные предложения»

1

Производят  разноаспектный анализ текста, создают  текст определённого функционально-смыслового типа речи, выполняют тестовые задания.

Односоставные предложения 13ч

40

Односоставные предложения. Главный член односоставного предложения (§20)

1

Опознают односоставные предложения; определяют их виды и морфологические способы выражения главного члена.

41

Основные группы односоставных предложений и их особенности (§21)

1

Сопоставляют разные виды односоставных предложений по их структурным и смысловым особенностям.

42-43

Определенно-личные предложения (§22)

2

Сопоставляют разные виды односоставных предложений по их структурным и смысловым особенностям.

44-45

Неопределенно-личные предложения (§23)

2

Сопоставляют разные виды односоставных предложений по их структурным и смысловым особенностям.

46

Обобщенно-личные предложения (§24)

1

Сопоставляют разные виды односоставных предложений по их структурным и смысловым особенностям.

47-48

Безличные предложения (§25)

2

Сопоставляют разные виды односоставных предложений по их структурным и смысловым особенностям.

49

Назывные предложения (§26)

1

Сопоставляют разные виды односоставных предложений по их структурным и смысловым особенностям.

50

Повторение темы «Односоставные предложения» (§27)

1

Наблюдают за особенностями употребления односоставных предложений в текстах разных стилей и жанров, текстах художественной литературы, пословицах, поговорках

51-52

Контрольный диктант №2 по теме«Односоставные предложения»

2

Ведут контроль и самоконтроль учебных действий. Выполняют практические задания по изученной теме. Работают над сознательностью чтения.

Простое осложненное предложение 13ч

53

Понятие о простом осложненном предложении (§28)

1

 Опознают предложения осложнённой структуры; разграничивают сложные предложения и предложения осложнённой структуры.

54

Понятие об однородных членах предложения (§29)

1

 Осознают условия однородности членов предложения. Опознают и правильно интонируют предложения с разными типами сочетаний однородных членов

55-56

Способы связи однородных членов предложения и знаки препинания между ними (§30)

2

 Наблюдают за особенностями употребления однородных членов предложения в текстах разных стилей и жанров, за употреблением однородных членов в стилистических целях в художественных текстах.

57

Р/р  Контрольное изложение (упр.208)

1

 Создают текст с учетом коммуникативной задачи, выражают свою позицию, аргументируют её.

58-59

Однородные и неоднородные определения (§31)

2

Различают и сопоставляют однородные и неоднородные определения.  

60-61

Обобщающие слова при однородных членах предложения (§32)

2

 Опознают и правильно интонируют предложения с разными типами сочетаний однородных членов (однородные члены с бессоюзным и союзным соединением, с парным соединением, повторяющимися или составными союзами, с обобщающим словом).

62

Синтаксический разбор предложения с однородными членами (§33)

1

Анализируют структуру предложения, выполняют синтаксический разбор.

63

Повторение темы «Предложения с однородными членами» (§34)

1

 Наблюдают за особенностями употребления однородных членов предложения в текстах разных стилей и жанров, за употреблением однородных членов в стилистических целях в художественных текстах.

64-65

Контрольный диктант №3 по теме«Предложения с однородными членами».  

2

  Ведут контроль и самоконтроль учебных действий. Выполняют практические задания по изученной теме. Работают над сознательностью чтения.

Предложения с обособленными членами 14ч

66-67

Обособление определений (§35)

2

Понимают сущность обособления, общие условия обособления. Опознают и правильно интонируют предложения с разными видами обособленных членов

68-69

Обособление приложений (§36)

2

Понимают сущность обособления, общие условия обособления. Опознают и правильно интонируют предложения с разными видами обособленных членов

70-71

Обособление обстоятельств (§37)

2

 Понимают сущность обособления, общие условия обособления. Опознают и правильно интонируют предложения с разными видами обособленных членов

72-73

Обособление дополнений (§38)

2

Понимают сущность обособления, общие условия обособления. Опознают и правильно интонируют предложения с разными видами обособленных членов

74

Р/р Сочинение-рассуждение (упр269)

1

Создают текст с учетом коммуникативной задачи, выражают свою позицию, аргументируют её.

75-76

Обособление уточняющих членов предложения (§39)

2

Понимают сущность обособления, общие условия обособления. Опознают и правильно интонируют предложения с разными видами обособленных членов

77

Повторение темы «Предложения с обособленными членами» (§40)Тест.

1

  Используют разнообразные синонимические синтаксические конструкции в собственной речевой практике. Применяют синтаксические знания и умения в практике правописания.

78-79

Контрольный диктант №4  по теме«Предложения с обособленными членами». Работа над ошибками

2

  Ведут контроль и самоконтроль учебных действий. Выполняют практические задания по изученной теме. Работают над сознательностью чтения.

Предложения с обращениями, вводными и вставными конструкциями 9ч

80

Предложения с обращениями (§41)

1

Опознают и моделируют предложения с обращениями.

81

Р/р Сочинение-рассуждение(упр.282,287-289)

1

Создают текст с учетом коммуникативной задачи, выражают свою позицию, аргументируют её.

82-83

Предложения с вводными конструкциями (§42)

2

Понимают функции вводных конструкций в речи. Опознают и правильно интонируют предложения с вв.сл, словосоч-ями, предложениями. Распознают группы вводных слов и предложений по значению.

84

Предложения со вставными конструкциями (§43)

1

Группируют вводные конструкции по заданным признакам. Сопоставляют предложения с вводными словами и предложения с созвучными членами предложения.

85

Р/р Конференция «Другому как понять тебя»

1

Создают текст определённого функционально-смыслового типа речи.

86-87

Повторение темы «Предложения с обращениями, вводными и вставными конструкциями» (§44)

2

Анализируют и характеризуют грамматические  и семантические особенности предложения с вводными конструкциями. Наблюдают за использованием вводных конструкций в  речи.

88

Контрольная работа  в рамках промежуточной аттестации

1

 Ведут контроль и самоконтроль учебных действий. Выполняют практические задания по изученной теме. Работают над сознательностью чтения.

Способы передачи чужой речи 7ч

89-90

Прямая речь. Знаки препинания при прямой речи (§45)

2

Опознают и моделируют предложения с прямой речью.

91

Диалог (§46)

1

Опознают и моделируют текст с диалогом.

92

Р/р Контрольное сочинение-рассуждение (упр.318-319)

1

Умение создавать текст определённого функционально-смыслового типа речи.

93

Косвенная речь (§47)

1

 Моделируют предложения с прямой и косвенной речью и используют их в высказываниях; заменяют прямую речь косвенной.

94

Цитаты. Знаки препинания при цитировании (§48)

1

Опознают  и моделируют предложения с цитатами.

95

Повторение темы «Способы передачи прямой речи» (§49)

1

 Осваивают содержание изученных пунктуационных правил и алгоритмы их использования. Соблюдают основные пунктуационные нормы в письменной речи.

Повторение 7ч

96-98

Итоговое повторение

3

Выполняют тестовые и другие задания по изученной теме. Используют приёмы поискового/просмотрового чтения при повторении изученного учебного материала, анализируют и оценивают собственную учебную деятельность.

99

Итоговый контрольный  диктант№5

1

Ведут контроль и самоконтроль учебных действий. Выполняют практические задания по изученной теме. Работают над сознательностью чтения.

100-101

Повторение

2

Оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности и стараются  искать способы их преодоления

102

Резервный урок

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку.5 класс. УМК авторы: Л.М.Рыбченкова, О.М. Александрова, А.В. Глазков, А.Г. Лисицин

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе материалов рабочих программ по русскому языку для 5-9 классов. Авторы: Л.М.Рыбченкова, О.М. Александрова....

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Учебник «Русский язык. 5 класс» в 2-х частях под редакцией Л.М. Рыбченковой, 210 часов, по ФГОС

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень) и Программы по русскому яз...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс по учебнику Л.М.Рыбченковой, 70 ЧАСОВ ( по индивидуальному чебному плану)

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень) и Программы по русскому яз...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс к УМК Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова и др.

Программа составлена для учащихся 5 класса и рассчитана на 175 часов:  140  часов +   35 часов развития речи. Программа по русскому языку для 5 класса основной общеобразовательной ...

Рабочая программа по русскому языку 6 класс к УМК Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова и др.

Данная рабочая программа составлена на основе Федерального образовательного государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень) и Программы по русскому языку для 5-9 классов (авт...

Рабочая программа по русскому языку 6 класс по учебнику Л.М. Рыбченковой

Рабочая программа по русскому языку 6 класс по учебнику Л.М.Рыбченковой в объеме 6 часов в неделю....

Рабочая программа по русскому языку 10 класс авторы учебника Л.М.Рыбченкова, О.М.Александрова и др. /базовый уровень/

Рабочая программа по русскому языку 10 класс. Учебник Русский язык. 10-11 классы: базовый уровень/ авторы Л.М.Рыбченкова, О.М.Александрова и др....