Рабочая программа по русскому языку для 8 класса под ред .Л.М.Рыбченковой
рабочая программа по русскому языку (8 класс) на тему
Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику Л.М.Рыбченковой в рамках ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
munitsipalnoe_byudzhetnoe_obshcheobrazovatelnoe_uchrezhdenie.docx | 65.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Красногорская средняя общеобразовательная школа №1
РАССМОТРЕНО ПРИНЯТО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
на заседании МО на заседании педсовета зам.дир по УВР директор школы
протокол №_____ протокол №______ ______________ _______Т.П.Горло «____»________20___г. «____»_________20___г. «____»_______20___г. приказ №_______
«____»_______20___г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку
для 8 класса
п.г.т. Красная Гора – 2018г.
Пояснительная записка
Программа по русскому языку для 8 класса составлена в соответствии с:
- Федеральным законом № 273 от 26.12.2012г.,
- Федеральным государственным образовательным стандартом,
- образовательной программой основного общего образования на основе Программы по русскому языку для 5–9 классов (авторы Л. М. Рыбченкова, О. М. Александрова.- М.: Просвещение, 2011г
Целями изучения русского языка в 8 классе являются:
- Воспитание уважения к родному языку, сознательное отношение к нему как явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, получения знаний в разных сферах деятельности, средства освоения морально-этических норм; осознание эстетической ценности языка;
- Овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию, потребности в речевом самосовершенствовании; овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями;
- Освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования, о стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка; развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; овладение культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности; обогащение активное и потенциального словарного запаса; совершенствование способности применять приобретенные знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.
Основными задачами предмета «Русский язык» в современной школе являются:
- формирование у обучающихся научно-лингвистического мировоззрения, вооружение их основами знаний о родном языке;
- развитие языкового и эстетического идеала.
- формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков;
- овладение нормами русского литературного языка и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
- обучение школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
- воспитание обучающихся средствами данного предмета;
- развитие их логического мышления;
- обучение школьников умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку;
- формирование общеучебных умений – работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения и т.д.
Место и роль учебного курса, предмета – Федеральный базисный учебный образовательный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского языка на этапе основного общего образования в объёме 102 часов в 8 классе. В соответствии с учебным планом МБОУ Красногорская СОШ №1 на 2018-2019 учебный год программа рассчитана для обучающихся 8 класса с общим количеством часов в год -102 (30часа в неделю). Распределение по темам произведено с учетом сложности и насыщенности учебного материала, увеличено количество часов развития речи с целью подготовки к ОГЭ и ЕГЭ.
Для реализации программы используется :
учебник «Русский язык.8 класс, под ред. Л.М.Рыбченковой, О.А.Александровой и др., М, «Просвещение», 2018,
рабочая тетрадь по русскому языку в 2-х частях (авторы Л.М.Рыбченкова, Т.Н.Роговик), которая является составной частью данного учебника. Все упражнения и задания рабочей тетради структурированы в зависимости от разделов и параграфа и служат продолжением материала учебника.
Тематическое планирование по курсу русский язык 8 класс
№ п/п | Разделы, темы | Количество часов |
1 | Введение | 11 |
2 | Синтаксис. Пунктуация. Культура речи | 83 |
3 | Словосочетание | 7 |
4 | Двусоставные предложения | 20 |
5 | Односоставные предложения | 13 |
6 | Простое осложненное предложение | 13 |
7 | Предложения с обособленными членами | 14 |
8 | Предложение с обращениями, вводными и вставными конструкциями | 9 |
9 | Способы передачи чужой речи | 7 |
10 | Повторение | 7 |
11 | Резерв | 1 |
12 | Итого | 102 |
Предложения с обособленными членами 14ч
Содержание изучаемого курса.
Основное содержание разработанного курса полностью соответствует Примерной программе основного общего образования по русскому языку. В ней выделяются три сквозные содержательные линии:
- содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции;
- содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций;
- содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции.
В разработанном курсе указанные содержательные линии неразрывно взаимосвязаны и интегрированы, что отражено в Тематическом планировании. Кроме того, в Тематическом планировании представлено распределение содержания курса по годам обучения, а также определено количество часов на изучение каждой темы программы.
СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
Раздел 1. Речь и речевое общение
1. Речь и речевое общение. Речевая ситуация. Речь устная и письменная. Речь диалогическая и монологическая. Монолог и его виды. Диалог и его виды.
2. Осознание основных особенностей устной и письменной речи; анализ образцов устной и письменной речи. Различение диалогической и монологической речи. Владение различными видами монолога и диалога. Понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего в разных ситуациях общения. Владение нормами речевого поведения в типичных ситуациях формального и неформального межличностного общения.
Раздел 2. Речевая деятельность
1. Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо.
Культура чтения, аудирования, говорения и письма.
2. Овладение основными видами речевой деятельности. Адекватное понимание основной и дополнительной информации текста, воспринимаемого зрительно или на слух. Передача содержания прочитанного или прослушанного текста в сжатом или развёрнутом виде в соответствии с ситуацией речевого общения. Овладение практическими умениями поискового/просмотрового, ознакомительного, изучающего чтения, приёмами работы с учебной книгой и другими информационными источниками. Овладение различными видами аудирования. Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное).
Создание устных и письменных монологических, а также устных диалогических высказываний разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения. Отбор и систематизация материала на определённую тему; поиск, анализ и преобразование информации, извлечённой из различных источников.
Раздел 3. Текст
1. Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность). Тема, основная мысль текста. Микротема текста.
Средства связи предложений и частей текста. Абзац как средство композиционно-стилистического членения текста.
Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение. Структура текста. План текста и тезисы как виды информационной переработки текста.
2. Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу речи. Деление текста на смысловые части, составление его плана, тезисов. Определение средств и способов связи предложений в тексте. Анализ языковых особенностей текста. Выбор языковых средств в зависимости от цели, темы, основной мысли и ситуации общения. Создание текстов различного типа, стиля, жанра. Соблюдение норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.). Оценивание и редактирование устного и письменного речевого высказывания.
Раздел 4. Функциональные разновидности языка
1. Функциональные разновидности языка: разговорный язык; функциональные стили: научный, публицистический, официально-деловой; язык художественной литературы.
Основные жанры научного (отзыв, выступление, доклад), публицистического (выступление, интервью), официально-делового (расписка, доверенность, заявление) стилей, разговорной речи (рассказ, беседа).
2. Установление принадлежности текста к определённой функциональной разновидности языка. Создание письменных высказываний разных стилей, жанров и типов речи: тезисы, отзыв, письмо, расписка, доверенность, заявление; повествование, описание, рассуждение. Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом.
СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ ЯЗЫКОВОЙ И ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ (ЯЗЫКОВЕДЧЕСКОЙ)
КОМПЕТЕНЦИИ
Раздел 5. Общие сведения о языке
1. Русский язык — национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Русский язык в современном мире.
Русский язык в кругу других славянских языков. Роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка.
Русский язык как развивающееся явление. Формы функционирования современного русского языка: литературный язык, диалекты, просторечие, профессиональные разновидности, жаргон.
Русский язык — язык русской художественной литературы. Основные изобразительные средства русского языка.
Лингвистика как наука о языке.
Основные разделы лингвистики.
Выдающиеся отечественные лингвисты.
2. Осознание важности коммуникативных умений в жизни человека, понимание роли русского языка в жизни общества и государства, в современном мире.
Понимание различий между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном.
Осознание красоты, богатства, выразительности русского языка. Наблюдение за использованием изобразительных средств языка в художественных текстах.
Раздел 6. Фонетика и орфоэпия
1. Фонетика как раздел лингвистики.
Звук как единица языка. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Элементы фонетической транскрипции. Слог. Ударение.
Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные правила нормативного произношения и ударения.
Орфоэпический словарь.
2. Совершенствование навыков различения ударных и безугарных гласных, звонких и глухих, твёрдых и мягких согласных. Объяснение с помощью элементов транскрипции особенностей произношения и написания слов. Проведение фонетического разбора слов.
Нормативное произношение слов. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпической правильности.
Применение фонетико-орфоэпических знаний и умений и собственной речевой практике.
Раздел 7. Графика
1. Графика как раздел лингвистики. Соотношение звука и буквы. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных. Способы обозначения [J'].
2. Совершенствование навыков сопоставления звукового и буквенного состава слова. Использование знания алфавита при поиске информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, в СМС-сообщениях.
Раздел 8. Морфемика и словообразование
1. Морфемика как раздел лингвистики. Морфема как минимальная значимая единица языка.
Словообразующие и формообразующие морфемы. Окончание как формообразующая морфема.
Приставка, суффикс как словообразующие морфемы.
Корень. Однокоренные слова. Чередование гласных и согласных в корнях слов. Варианты морфем.
Возможность исторических изменений в структуре слова. 11онятие об этимологии. Этимологический словарь.
Словообразование как раздел лингвистики. Исходная (производящая) основа и словообразующая морфема.
Основные способы образования слов: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный; сложение и его виды; переход слова из одной части речи в другую; сращение сочетания слов в слово. Словообразовательная пара, словообразовательная цепочка. Словообразовательное гнездо слов.
Словообразовательный и морфемный словари.
2. Осмысление морфемы как значимой единицы языка. Осознание роли морфем в процессах формо- и словообразования.
Определение основных способов словообразования, построение словообразовательных цепочек слов.
Применение знаний и умений по морфемике и словообразованию в практике правописания.
Использование словообразовательного, морфемного и этимологического словарей при решении разнообразных учебных задач.
Раздел 9. Лексикология и фразеология
1. Лексикология как раздел лингвистики. Слово как единица языка. Лексическое значение слова.
Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Переносное значение слов как основа тропов.
Тематические группы слов. Толковые словари русского языка.
Синонимы. Антонимы. Омонимы. Словари синонимов и антонимов русского языка.
Лексика русского языка с точки зрения её происхождения: исконно русские и заимствованные слова. Словари иностранных слов.
Лексика русского языка с точки зрения её активного и пассивного запаса. Архаизмы, историзмы, неологизмы. Словари устаревших слов и неологизмов.
Лексика русского языка с точки зрения сферы её употребления. Общеупотребительные слова. Диалектные слова. Термины и профессионализмы. Жаргонная лексика.
Стилистические пласты лексики.
Фразеология как раздел лингвистики. Фразеологизмы. Пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые слова. Фразеологические словари.
Разные виды лексических словарей и их роль в овладении словарным богатством родного языка.
2. Дифференциация лексики по типам лексического значения с точки зрения её активного и пассивного запаса, происхождения, сферы употребления, экспрессивной окраски и стилистической принадлежности.
Употребление лексических средств в соответствии со значением и ситуацией общения. Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.
Проведение лексического разбора слов.
Извлечение необходимой информации из лексических словарей различных типов (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и использование её в различных видах деятельности.
Раздел 10. Морфология
1. Морфология как раздел грамматики.
Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Система частей речи в русском языке.
Самостоятельные (знаменательные) части речи. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические свойства имени существительного, имени прилагательного, имени числительного, местоимения, глагола, наречия. Место причастия, деепричастия, слов категории состояния в системе частей речи.
Служебные части речи, их разряды по значению, структуре и синтаксическому употреблению.
Междометия и звукоподражательные слова.
Омонимия слов разных частей речи.
Словари грамматических трудностей.
2. Распознавание частей речи по грамматическому значению, морфологическим признакам и синтаксической роли. Проведение морфологического разбора слов разных частей речи. Нормативное употребление форм слов различных частей речи.
Применение морфологических знаний и умений в практике правописания.
Использование словарей грамматических трудностей в речевой практике.
Раздел 11. Синтаксис
1. Синтаксис как раздел грамматики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса.
Словосочетание как синтаксическая единица, типы словосочетаний. Виды связи в словосочетании.
Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Грамматическая основа предложения, главные и второстепенные члены, способы их выражения. Виды сказуемого.
Структурные типы простых предложений: двусоставные и односоставные, распространённые и нераспространённые, предложения осложнённой и неосложнённой структуры, полные и неполные.
Виды односоставных предложений.
Предложения осложнённой структуры. Однородные члены предложения, обособленные члены предложения, обращение, вводные и вставные конструкции.
Классификация сложных предложений. Средства выражения синтаксических отношений между частями сложного предложения. Сложные предложения союзные (сложносочинённые, сложноподчинённые) и бессоюзные. Сложные предложения с различными видами связи.
Способы передачи чужой речи.
2. Проведение синтаксического разбора словосочетаний и предложений разных видов. Анализ разнообразных синтаксических конструкций и правильное употребление их в речи. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения правильности, уместности и выразительности употребления синтаксических конструкций.
Применение синтаксических знаний и умений в практике правописания.
Раздел 12. Правописание: орфография и пунктуация
1. Орфография как система правил правописания. Понятие орфограммы.
Правописание гласных и согласных в составе морфем. Правописание ъ и ь.
Слитные, дефисные и раздельные написания.
Употребление прописной и строчной буквы.
Перенос слов.
Орфографические словари и справочники.
Пунктуация как система правил правописания.
Знаки препинания и их функции. Одиночные и парные знаки препинания.
Знаки препинания в конце предложения.
Знаки препинания в простом неосложнённом предложении
Знаки препинания в простом осложнённом предложении.
Знаки препинания в сложном предложении: сложносочинённом, сложноподчинённом, бессоюзном, а также в сложном предложении с разными видами связи.
Знаки препинания при прямой речи и цитировании, в диалоге.
Сочетание знаков препинания.
2. Овладение орфографической и пунктуационной зоркостью. Соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм в письменной речи. Опора на фонетический, морфемно-словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова. Опора на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении.
Использование орфографических словарей и справочников по правописанию для решения орфографических и пунктуационных проблем.
СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
Раздел 13. Язык и культура
1. Взаимосвязь языка и культуры, истории народа. Русский речевой этикет.
2. Выявление единиц языка с национально-культурным компонентом значения. Уместное использование правил русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.
Планируемые результаты освоения курса Русский язык
В результате изучения учебного предмета «Русский язык» учащиеся достигают следующих образовательных результатов:
Уровень «ЗНАТЬ/ПОНИМАТЬ» : основные теоретические лингвистические понятия, изучаемые в 7 классе, и сведения о происхождении этих понятий; основные закономерности исторического процесса формирования языка, правила применения орфограмм и пунктограмм, адекватное понимание информации устного и письменного характера (цели, темы и проч.); роль русского языка в современном мире, государственного, средства межнационального общения; связь языка и культуры народа; роль родного языка в жизни человека и общества, развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, процессе самообразования, основы научных знаний о родном языке, взаимосвязи его уровней и единиц.
Уровень «УМЕТЬ/ПРИМЕНЯТЬ» : приёмы ознакомительного и изучающего чтения; навыки анализа и характеристики звука, буквы, слога, морфемы, слова, словосочетания, предложения, текста с точки зрения единства темы, смысловой цельности, последовательности изложения; устанавливать принадлежность текста к определённому типу речи, делить текст на микротемы, осуществлять информационную переработку текста, самостоятельно создавать устное и письменное монологическое высказывание, опираясь на самостоятельно составленный план, обосновывая своё мнение и приводя аргументированные примеры; создавать текст в устной и письменной форме; приёмы работы со схемами, таблицами; сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, принадлежности к определённой функциональной разновидности языка, использовать фонетический, морфемный, лексический, морфологический, синтаксический разборы при характеристике слова или предложения; соблюдать в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию , использовать в своей речи выразительные средства языка, выступать перед аудиторией, восстанавливать деформированный текст, кодировать и декодировать информацию, оценивать речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям, анализировать языковой материал, ставить цели и задачи и делать выводы, анализировать и оценивать собственную учебную деятельность.
Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
I) владение всеми видами речевой деятельности:
- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
- владение разными видами чтения;
- способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
- овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования, с помощью технических средств и информационных технологий;
- способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
- умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом;
2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
1) представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения, консолидации и единения народов России; о связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, при получении образования, а также роли русского языка в процессе самообразования;
3) владение всеми видами речевой деятельности:
аудирование и чтение:
- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (цели, темы текста, основной и дополнительной информации);
- владение разными видами чтения (поисковым/просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
- владение умениями информационной переработки прочитанного текста (план, тезисы), приёмами работы с книгой, периодическими изданиями;
- способность свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
- адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение различными видами аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);
- умение сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, принадлежности к определённой функциональной разновидности языка и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
- умение воспроизводить в устной и письменной форме прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свёрнутости (пересказ, план, тезисы);
- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
- умение создавать устные и письменные тексты разных типов и стилей речи с учётом замысла, адресата и ситуации общения; создавать тексты различных жанров (рассказ, отзыв, письмо, расписка, доверенность, заявление), осуществляя при этом осознанный выбор и организацию языковых средств в соответствии с коммуникативной задачей;
- владение различными видами монолога и диалога; выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом;
- соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка; стилистически корректное использование лексики и фразеологии; соблюдение в практике письма основных правил орфографии и пунктуации;
- способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета; уместно пользоваться внеязыковыми средствами общения в различных жизненных ситуациях общения;
- осуществление речевого самоконтроля; способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления и эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
4) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
5) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог и диалог; ситуация речевого общения; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
6) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения; анализ текста с точки зрения его содержания, основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
7) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Учебно – методическое обеспечение программы.
1. Примерные программы по учебным предметам (стандарты второго поколения). «Русский язык 5-9 классы»; 2 издание, Москва: «Просвещение»
2. Рабочие программы. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова. – Москва: «Просвещение» 2012.
3. Учебник «Русский язык. 8 класс» в 2-х частях под редакцией Л.М. Рыбченковой, Москва: «Просвещение», 2012, рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации (Серия «Академический школьный учебник»).
4. Поурочные разработки. 8 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Авторы: Л.М. Рыбченкова, И.Г. Добротина; Москва: «Просвещение», 2013.
5. Богданова Г.А. Сборник диктантов по русскому языку. 5-9 классы. - М.:Просвещение, 2010.
6. Таблицы по русскому языку по всем разделам школьного курса.
7. Мультимедийный проектор, доска StarBoard
8. Электронный учебный материал «Виртуальной школы Кирилла и Мефодия»
Литература.
Для учащихся:
Русский язык. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. / .М. Рыбченкова, О.М. Александрова, О.В. Загоровская, А.Г. Нарушевич. М.: Просвещение, 2018.
Русский язык. Рабочая тетрадь. 8 класс. В 2 ч. Авторы: Л.М. Рыбченкова, Т.Н. Роговик
Морфемика, словообразование, орфография. - Режим доступа - http://www.testent.ru/index/0-537
Лексикология. Культура речи. - Режим доступа - http://www.gramma.ru/RUS/?id=6.0 , http://www.testent.ru/index/0-535 , http://www.testent.ru/index/0-540
Орфография (система проверки правописания - http://www.orfo.ru/online/) - Режим доступа - http://www.rusyaz.ru/pr/
Морфология. - Режим доступа - http://www.testent.ru/index/0-538 , http://www.gramota.ru/book/litnevskaya.php?part4.htm , http://lit.lib.ru/m/martinowich_g_a/1morfolog.shtml
Синтаксис и пунктуация. Культура письменной речи. - Режим доступа. -http://www.gramma.ru/RUS/?id=5.0 , http://www.licey.net/russian/map
Для учителя:
Русский язык. Поурочные разработки. 8 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Л.М. Рыбченкова, И.Г. Добротина; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во "Просвещение". - М.: Просвещение, 2011. - 159 с. - (Академический школьный учебник).
Рыбченкова Л.М. Русский язык. Рабочие программы. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова. - М.:Просвещение, 2011. - 108 с.
Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы: проект. - 3-е изд., дораб. - М.:Просвещение, 2011. - 112 с.- (Стандарты второго поколения).
Богданова Г.А. Сборник диктантов по русскому языку. 5-9 классы. - М.:Просвещение, 2009. - 4-е изд.
Синтаксис и пунктуация. Культура письменной речи. Тексты
Календарно – тематическое планирование по курсу русский язык ,8 класс
№ п/п | Тема урока, раздел | Кол-во час. | Характеристика деятельности учащихся | Дата по программе | Дата по факту |
Введение 11ч | |||||
1-2 | Что такое культура речи (§1) | 2 | Овладевают сведениями о культуре речи как разделе лингвистики. Анализируют и оценивают устные и письменные высказывания с точки зрения соблюдения коммуникативных, этических норм и языковых норм современного русского литературного языка. | ||
3 | Р/р Сочинение-рассуждение | 1 | Создают текст с учетом коммуникативной задачи, выражают свою позицию, аргументируют её. | ||
4 | Текст и его структура (§2) | 1 | Осознают основные признаки текста. Определяют тему, коммуникативную задачу, основную мысль текста, ключевые слова, выделяют микротемы текста. | ||
5-6 | Средства и способы связи предложений в тексте (§2) | 2 | Определяют и используют лексические и грамматические средства связи текста. | ||
7-8 | Функциональные разновидности современного русского языка. Публицистический стиль (§3) | 2 | Создают тексты различного типа, стиля, жанра, соблюдая нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.). | ||
9 | Р/р Сочинение-рассуждение на публицистическую тему | 1 | Создают текст с учетом коммуникативной задачи, выражают свою позицию, аргументируют её. | ||
10 | Научный стиль (§4) | 1 | Устанавливают принадлежность текста к определённой функциональной разновидности языка. | ||
11 | Контрольный диктант №1 по теме «Текст. Функциональные разновидности языка» | 1 | Ведут контроль и самоконтроль учебных действий. Выполняют практические задания по изученной теме. Работают над сознательностью чтения. | ||
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи | |||||
Словосочетание 7ч | |||||
12-13 | Синтаксис как раздел грамматики. Виды и средства синтаксической связи (§4) | 2 | Осознают взаимосвязь разделов грамматики (морфологии и синтаксиса), роль синтаксиса в формировании и выражении мысли. Повторяют основные понятия синтаксиса, изученные в 5—7 классах. | ||
14 | Р/р Подробное изложение(упр.48) | 1 | Составляют план текста, передают содержание сжато и подробно. | ||
15 | Словосочетание, его структура и виды (§6) | 1 | Распознают (выделяют) словосочетания в составе предложения; главное и зависимое слова в словосочетании; определяют виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова; виды подчинительной связи в словосочетании; нарушения норм сочетания слов в составе словосочетания. | ||
16-17 | Типы связи слов в словосочетании (§7) | 2 | Группируют и моделируют словосочетания по заданным признакам. Моделируют и употребляют в речи синонимические по значению словосочетания. Анализируют и характеризуют словосочетания по морфологическим свойствам главного слова и видам подчинительной связи. | ||
18 | Синтаксический разбор словосочетаний (§8) | 1 | Осуществляют выбор падежной формы управляемого слова, предложно-падежной формы управляемого существительного. | ||
Предложение 70 ч | |||||
19 | Понятие о предложении (§9) | 1 | Моделируют предложения в соответствии с коммуникативной задачей высказывания; употребляют их в речевой практике. | ||
Двусоставные предложения 20ч | |||||
20 | Главные члены двусоставного предложения. Подлежащее и способы его выражения (§10) | 1 | Распознают главные и второстепенные члены предложения. Определяют способы выражения подлежащего. | ||
21 | Р/р Контрольное изложение (упр79) | 1 | Создают текст с учетом коммуникативной задачи, выражают свою позицию, аргументируют её. | ||
22 | Сказуемое и способы его выражения. Простое глагольное сказуемое (§11) | 1 | Распознают главные и второстепенные члены предложения. Определяют виды сказуемого и способы его выражения.
| ||
23 | Составное глагольное сказуемое (§12) | 1 | Определяют виды и способы выражения сказуемого. | ||
24-25 | Составное именное сказуемое (§13) | 2 | Определяют виды и способы выражения сказуемого. | ||
26-27 | Р.Р. Сочинение-описание(упр.93) | 2 | Создают текст с учетом коммуникативной задачи, выражают свою позицию, аргументируют её. | ||
28-29 | Тире между подлежащим и сказуемым (§14) | 2 | Анализируют и характеризуют синтаксическую структуру простых двусоставных предложений. |
| |
30 | Второстепенные члены и их роль в предложении (§15) | 1 | Определяют виды второстепенных членов предложения и способы их выражения. | ||
31-32 | Определение и его виды (§16) | 2 | Определяют способы выражения определений. Правильно согласовывают определение с определяемым словом. | ||
33-34 | Дополнение и его виды (§17) | 2 | Определяют способы выражения дополнений. | ||
35 | Обстоятельство и его виды (§18) | 1 | Определяют способы выражения обстоятельств. | ||
36-37 | Р/р Сочинение-описание картины (упр127) | 2 | Создают текст с учетом коммуникативной задачи, выражают свою позицию, аргументируют её. | ||
38 | Повторение темы «Двусоставные предложения» (§19) | 1 | Анализируют и характеризуют структурные и смысловые особенности предложений. Моделируют и употребляют в речи предложения с прямым и обратным порядком слов в соответствии с задачей | ||
39 | Контрольная работа по теме «Двусоставные предложения» | 1 | Производят разноаспектный анализ текста, создают текст определённого функционально-смыслового типа речи, выполняют тестовые задания. | ||
Односоставные предложения 13ч | |||||
40 | Односоставные предложения. Главный член односоставного предложения (§20) | 1 | Опознают односоставные предложения; определяют их виды и морфологические способы выражения главного члена. | ||
41 | Основные группы односоставных предложений и их особенности (§21) | 1 | Сопоставляют разные виды односоставных предложений по их структурным и смысловым особенностям. | ||
42-43 | Определенно-личные предложения (§22) | 2 | Сопоставляют разные виды односоставных предложений по их структурным и смысловым особенностям. | ||
44-45 | Неопределенно-личные предложения (§23) | 2 | Сопоставляют разные виды односоставных предложений по их структурным и смысловым особенностям. | ||
46 | Обобщенно-личные предложения (§24) | 1 | Сопоставляют разные виды односоставных предложений по их структурным и смысловым особенностям. | ||
47-48 | Безличные предложения (§25) | 2 | Сопоставляют разные виды односоставных предложений по их структурным и смысловым особенностям. | ||
49 | Назывные предложения (§26) | 1 | Сопоставляют разные виды односоставных предложений по их структурным и смысловым особенностям. | ||
50 | Повторение темы «Односоставные предложения» (§27) | 1 | Наблюдают за особенностями употребления односоставных предложений в текстах разных стилей и жанров, текстах художественной литературы, пословицах, поговорках | ||
51-52 | Контрольный диктант №2 по теме«Односоставные предложения» | 2 | Ведут контроль и самоконтроль учебных действий. Выполняют практические задания по изученной теме. Работают над сознательностью чтения. | ||
Простое осложненное предложение 13ч | |||||
53 | Понятие о простом осложненном предложении (§28) | 1 | Опознают предложения осложнённой структуры; разграничивают сложные предложения и предложения осложнённой структуры. | ||
54 | Понятие об однородных членах предложения (§29) | 1 | Осознают условия однородности членов предложения. Опознают и правильно интонируют предложения с разными типами сочетаний однородных членов | ||
55-56 | Способы связи однородных членов предложения и знаки препинания между ними (§30) | 2 | Наблюдают за особенностями употребления однородных членов предложения в текстах разных стилей и жанров, за употреблением однородных членов в стилистических целях в художественных текстах. | ||
57 | Р/р Контрольное изложение (упр.208) | 1 | Создают текст с учетом коммуникативной задачи, выражают свою позицию, аргументируют её. | ||
58-59 | Однородные и неоднородные определения (§31) | 2 | Различают и сопоставляют однородные и неоднородные определения. | ||
60-61 | Обобщающие слова при однородных членах предложения (§32) | 2 | Опознают и правильно интонируют предложения с разными типами сочетаний однородных членов (однородные члены с бессоюзным и союзным соединением, с парным соединением, повторяющимися или составными союзами, с обобщающим словом). | ||
62 | Синтаксический разбор предложения с однородными членами (§33) | 1 | Анализируют структуру предложения, выполняют синтаксический разбор. | ||
63 | Повторение темы «Предложения с однородными членами» (§34) | 1 | Наблюдают за особенностями употребления однородных членов предложения в текстах разных стилей и жанров, за употреблением однородных членов в стилистических целях в художественных текстах. | ||
64-65 | Контрольный диктант №3 по теме«Предложения с однородными членами». | 2 | Ведут контроль и самоконтроль учебных действий. Выполняют практические задания по изученной теме. Работают над сознательностью чтения. | ||
Предложения с обособленными членами 14ч | |||||
66-67 | Обособление определений (§35) | 2 | Понимают сущность обособления, общие условия обособления. Опознают и правильно интонируют предложения с разными видами обособленных членов | ||
68-69 | Обособление приложений (§36) | 2 | Понимают сущность обособления, общие условия обособления. Опознают и правильно интонируют предложения с разными видами обособленных членов | ||
70-71 | Обособление обстоятельств (§37) | 2 | Понимают сущность обособления, общие условия обособления. Опознают и правильно интонируют предложения с разными видами обособленных членов | ||
72-73 | Обособление дополнений (§38) | 2 | Понимают сущность обособления, общие условия обособления. Опознают и правильно интонируют предложения с разными видами обособленных членов | ||
74 | Р/р Сочинение-рассуждение (упр269) | 1 | Создают текст с учетом коммуникативной задачи, выражают свою позицию, аргументируют её. | ||
75-76 | Обособление уточняющих членов предложения (§39) | 2 | Понимают сущность обособления, общие условия обособления. Опознают и правильно интонируют предложения с разными видами обособленных членов | ||
77 | Повторение темы «Предложения с обособленными членами» (§40)Тест. | 1 | Используют разнообразные синонимические синтаксические конструкции в собственной речевой практике. Применяют синтаксические знания и умения в практике правописания. | ||
78-79 | Контрольный диктант №4 по теме«Предложения с обособленными членами». Работа над ошибками | 2 | Ведут контроль и самоконтроль учебных действий. Выполняют практические задания по изученной теме. Работают над сознательностью чтения. | ||
Предложения с обращениями, вводными и вставными конструкциями 9ч | |||||
80 | Предложения с обращениями (§41) | 1 | Опознают и моделируют предложения с обращениями. | ||
81 | Р/р Сочинение-рассуждение(упр.282,287-289) | 1 | Создают текст с учетом коммуникативной задачи, выражают свою позицию, аргументируют её. | ||
82-83 | Предложения с вводными конструкциями (§42) | 2 | Понимают функции вводных конструкций в речи. Опознают и правильно интонируют предложения с вв.сл, словосоч-ями, предложениями. Распознают группы вводных слов и предложений по значению. | ||
84 | Предложения со вставными конструкциями (§43) | 1 | Группируют вводные конструкции по заданным признакам. Сопоставляют предложения с вводными словами и предложения с созвучными членами предложения. | ||
85 | Р/р Конференция «Другому как понять тебя» | 1 | Создают текст определённого функционально-смыслового типа речи. | ||
86-87 | Повторение темы «Предложения с обращениями, вводными и вставными конструкциями» (§44) | 2 | Анализируют и характеризуют грамматические и семантические особенности предложения с вводными конструкциями. Наблюдают за использованием вводных конструкций в речи. | ||
88 | Контрольная работа в рамках промежуточной аттестации | 1 | Ведут контроль и самоконтроль учебных действий. Выполняют практические задания по изученной теме. Работают над сознательностью чтения. | ||
Способы передачи чужой речи 7ч | |||||
89-90 | Прямая речь. Знаки препинания при прямой речи (§45) | 2 | Опознают и моделируют предложения с прямой речью. | ||
91 | Диалог (§46) | 1 | Опознают и моделируют текст с диалогом. | ||
92 | Р/р Контрольное сочинение-рассуждение (упр.318-319) | 1 | Умение создавать текст определённого функционально-смыслового типа речи. | ||
93 | Косвенная речь (§47) | 1 | Моделируют предложения с прямой и косвенной речью и используют их в высказываниях; заменяют прямую речь косвенной. | ||
94 | Цитаты. Знаки препинания при цитировании (§48) | 1 | Опознают и моделируют предложения с цитатами. | ||
95 | Повторение темы «Способы передачи прямой речи» (§49) | 1 | Осваивают содержание изученных пунктуационных правил и алгоритмы их использования. Соблюдают основные пунктуационные нормы в письменной речи. | ||
Повторение 7ч | |||||
96-98 | Итоговое повторение | 3 | Выполняют тестовые и другие задания по изученной теме. Используют приёмы поискового/просмотрового чтения при повторении изученного учебного материала, анализируют и оценивают собственную учебную деятельность. | ||
99 | Итоговый контрольный диктант№5 | 1 | Ведут контроль и самоконтроль учебных действий. Выполняют практические задания по изученной теме. Работают над сознательностью чтения. | ||
100-101 | Повторение | 2 | Оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности и стараются искать способы их преодоления | ||
102 | Резервный урок | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку.5 класс. УМК авторы: Л.М.Рыбченкова, О.М. Александрова, А.В. Глазков, А.Г. Лисицин
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе материалов рабочих программ по русскому языку для 5-9 классов. Авторы: Л.М.Рыбченкова, О.М. Александрова....
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Учебник «Русский язык. 5 класс» в 2-х частях под редакцией Л.М. Рыбченковой, 210 часов, по ФГОС
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень) и Программы по русскому яз...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс по учебнику Л.М.Рыбченковой, 70 ЧАСОВ ( по индивидуальному чебному плану)
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень) и Программы по русскому яз...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс к УМК Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова и др.
Программа составлена для учащихся 5 класса и рассчитана на 175 часов: 140 часов + 35 часов развития речи. Программа по русскому языку для 5 класса основной общеобразовательной ...
Рабочая программа по русскому языку 6 класс к УМК Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова и др.
Данная рабочая программа составлена на основе Федерального образовательного государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень) и Программы по русскому языку для 5-9 классов (авт...
Рабочая программа по русскому языку 6 класс по учебнику Л.М. Рыбченковой
Рабочая программа по русскому языку 6 класс по учебнику Л.М.Рыбченковой в объеме 6 часов в неделю....
Рабочая программа по русскому языку 10 класс авторы учебника Л.М.Рыбченкова, О.М.Александрова и др. /базовый уровень/
Рабочая программа по русскому языку 10 класс. Учебник Русский язык. 10-11 классы: базовый уровень/ авторы Л.М.Рыбченкова, О.М.Александрова и др....