Конспекты уроков
план-конспект урока по литературе (6 класс)

Акбулдина Зинаида Александровна

Конспекты уроков

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kladovaya_solntsa.doc48.5 КБ
Файл urok._lapti.docx30.95 КБ

Предварительный просмотр:

Кладовая солнца

Цели урока:

  • показать единство человека и природы, неразрывную тесную связь всего существующего в мире;
  • сделать мудрые выводы о высоком назначении человека – быть ответственным за всё живое на земле;
  • раскрыть метафоричность и символику языка произведения;
  • пробудить в шестиклассниках волнение, чувство переживания;

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

II. Ответы учащихся из группы “Литературоведы”

Примеры слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами

– Почему автор использует слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами? О чём это говорит? (О любви к природе. О том, что он относится к ней ласково, с уважением. Человек и природа неразрывно связаны друг с другом. А также это говорит об авторской любви к своим героям.)

Примеры сравнений и олицетворений

– Какую роль играют в тексте сравнения и олицетворения? (Сравнения помогают лучше представить то, о чём пишет автор, украшают произведение и нашу речь. Олицетворения подчеркивают восприятие автором природы как живого существа.)

Учитель. А теперь давайте поговорим с вами о жанре этого произведения. Как сам автор определяет его? (Сказка – быль)

Уточним значения этих слов. Нам помогут в этом ребята из группы “Лингвисты”.

III. Ответы учащихся из группы “Лингвисты”

1) В толковом словаре Ожегова даётся такое значение этих слов:

Быль – то, что было в действительности, действительное происшествие, в отличие от небылицы.

Сказка – повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил.

Значит, определив таким образом жанр своего произведения, Пришвин даёт нам понять, что в нём переплелось сказочное и реальное.

Что же можно считать былью в этом произведении?

(Былью является конкретная история осиротевших во время войны детей, которым трудно жилось, но они дружно трудились и помогали друг другу и людям, чем могли.)

– В какой момент дети подходят к границе сказки? Где сказка входит в их жизнь? Как писатель даёт нам почувствовать, что мы приблизились к границам иного мира? (Это мы понимаем, когда читаем о ели и сосне, описанным как живые существа. Пришвин даёт нам понять, что обычная история кончилась и начинается сказка. С этого момента, с первого шага от Лежачего камня, как в сказках и былинах, начинается выбор человеком собственного пути, и обычный лес с помощью образов сосны и ели, которые вместе растут, стонут и плачут на всё болото, превращается в заколдованный, сказочный лес, где разговаривают птицы и звери, где живут собака – друг человека, и волк – враг человека.)

Давайте вслушаемся в музыку пришвинского языка. Послушаем художественный пересказ описания ели и сосны.

IV. Художественный пересказ описания ели и сосны.

А теперь представим себе зрительно рассматриваемый образ. Обратимся к рисункам ребят из группы “Художники”.

V. Представление рисунков группы “Художники”.

– Что самое главное вы хотели показать в своих рисунках?

(1) Я хотела показать, что деревья не просто срослись и переплелись друг с другом, это не свидетельство их мирного сосуществования, они проткнули друг друга, и это результат жестокой борьбы за жизнь)

(2) Деревья борются между собой за жизнь, а злой ветер натравливает их друг на друга. Ель и сосна стараются обогнать друг друга, впиваются иголками, прокалывают, стонут и воют. Очень жалко и ель, и сосну.)

– А какие ещё сказочные образы вы можете назвать? (Образ ворона, ёлочки-старушки, серый волк, Лежачий камень. В произведении Пришвина есть лесные тайны, лесные жители говорят.)

VI. Выбор пути. Детальный анализ текста.

И в это сказочное царство попадают Настя и Митраша. Давайте повторим их путь. Отправимся с вами тропою Пришвина.

Итак, к Лежачему камню пришли брат и сестра, дружные и любящие друг друга. Докажите это текстом. (стр. 178. Настя, заметив, что брат начинает сердиться, вдруг улыбнулась и погладила его по затылку. Митраша сразу успокоился, и друзья пошли по тропе, указанной стрелкой, теперь уже не рядом, как раньше, а друг за другом, гуськом.)

– Что произошло потом? (Дети поссорились, и каждый пошёл своей тропой).

– Как природа помогает понять настроение спорящих?

Найдите и прочитайте описание солнца. Как изменяется солнце? (Стр. 180. Солнце, такое горячее и чистое, вышло против них над болотными ёлочками. Но случилось на небе в это время одно облако. Оно явилось, как холодная синяя стрелка, и пересекло собой пополам восходящее солнце. В то же время вдруг ветер рванул, ёлка нажала на сосну, и сосна простонала. Ветер рванул ещё раз, и тогда нажала сосна, и ель зарычала.)

Видите, ребята, автор словно подготавливает нас к предстоящим осложнениям во взаимоотношениях героев. Он как бы говорит: человек близок к природе, он отражается в ней, как в зеркале, со своими добрыми и злыми намерениями.

А что происходит в природе после ссоры детей? Найдите в тексте. (стр.181. Тогда серая хмарь плотно надвинулась и закрыла всё солнце с его живительными лучами. Злой ветер очень резко рванул. Сплетённые корнями деревья, прокалывая друг друга сучьями, на всё Блудово болото зарычали, завыли, застонали.)

Как, по-вашему, автор относится к происходящему? (Автор относится к происходящему с горечью. Он описывает природу так, как будто серая хмарь, злой ветер и стон деревьев хотят предупредить детей об опасности и горюют вместе с ними.)

Но это не остановило наших героев, и каждый из них пошёл своей тропой. Отправимся вслед за ними, а помогут нам в этом ребята из группы “Топографы”. Они изобразили маршрут Насти и Митраши…

Надя, расскажи, куда ведёт тропинка, которую выбрал Митраша?

Сообщение “Топографов” (Я вместе с мамой постаралась изобразить путь брата и сестры вот на таком плакате. Мы использовали не только краски, но и другие материалы, чтобы более ярко представить и самих героев, и их дорогу. Митраша выбирает малоизвестную тропу и попадает в болото. Он чуть не утонул, но благодаря выдержке, смекалке и помощи собаки Травки выбрался из болота да ещё и Серого помещика убил. А Настя, вот здесь у меня на рисунке видно, отправляется совсем в другую сторону.)

Митраша шёл по болоту. Направление на север ему указывала стрелка компаса. Как вы думаете, смогли бы растения указать Митраше не только путь на север, но и безопасную тропу на болоте?

А как это описывал Пришвин? Докажите текстом, что растения, деревья хотели помочь мальчику? А Катя укажет это на своём рисунке.

(Чтение отрывков:

Чему же учит нас Пришвин в этих эпизодах?  (Пришвин учит нас видеть, знать и понимать природу).

А теперь пришло время обратится к эпиграфу нашего сегодняшнего урока. Как вы понимаете слова Ф.Тютчева? (Я думаю, что Ф.И.Тютчев хочет нам сказать, что природа – это живое существо, у которого есть душа, есть язык, и если мы это осознаем, то научимся разговаривать с природой и понимать её, а за это она будет нам дарить свою любовь.)

Я думаю, что вы правы. И в таком отношении к природе оба автора едины.

Ну, а теперь давайте вернёмся к Насте? Видела ли природу Настя? (Настю охватила жадность. Она позабыла обо всём, даже о брате. И ничего, кроме клюквы, не видела.)

Ребята, а вы знаете, как выглядит клюква? А другие лесные ягоды? Давайте послушаем наших “Ботаников”. Они нашли научное описание этих ягод.

Сообщения группы “Ботаники” (Я нашёл научное описание ягод в биологическом энциклопедическом словаре. У нас в школе есть такой диск, и я работал с ним в медиа-центре. Вот что мне удалось узнать…)

А ещё ребята из этой группы подготовили вот в таком виде (альбом) рассказ о ягодах. (Здесь мы попытались рассказать о лесном богатстве от лица самих ягод, а также нашли в учебнике ОБЖ сведения о том, насколько эти ягоды полезны, и когда их применяют. Я сейчас хочу рассказать о клюкве, поскольку на нашем сегодняшнем уроке эта ягода главная.)

Но все эти ягоды описывает и Пришвин в своём произведении. Давайте найдём это описание. Отличается описание Пришвиным ягод от того, которое ребята нашли в словаре? Какой же мы делаем вывод?(У Пришвина это художественное описание. Видно, что автор описывает каждую ягодку с любовью, для него это чудо, драгоценность.)

А в других произведениях вы встречали описание ягод? (Да, мы нашли стихи, в которых речь идёт об этих ягодах. Чтение стихов.)

Продолжим разговор о Насте. Она, попав на палестинку, забыла не только о брате, но и о себе: она забыла о еде, о том, что она человек. Девочка ползала и собирала клюкву. Вот как хорошо это показано на рисунке Кати. В это время в рощице на пригорке находился лось. Что говорится о нём? (Лось, обирая осинку, с высоты своей спокойно глядит на ползающую девочку, как на всякую ползающую тварь.

Лось её и за человека не считает: у неё все повадки обычных зверей, на каких он смотрит равнодушно, как мы на бездушные камни.)

Огромный, но беззащитный лось обходится малым: корой деревьев. Человеку, такому могущественному, всё мало, и он от жадности забывает себя. Для чего даётся это описание?

– Для контраста.

– А что значит контраст?

– Противопоставление.

– Это подчёркивает ничтожность человеческой жадности. Ведь глядя на ползающую Настю, лось не признаёт в ней человека. А Настя продолжает ползать, пока не добирается до пня. Давайте сравним Настю, лишившуюся человеческого облика, и пень. Что они делают?

– Собирают. Настя – клюкву, а пень – солнечное тепло.

– Для чего они собирают?

– Настя – для себя, пень – для других (отдать накопленное тепло, когда уйдёт солнце). Поэтому на пень вползла змея.

– Есть ли сходство между девочкой и змеёй?

– Да. Как будто боясь, что клюква достанется кому-то ещё, девочка ползает по земле, собирая её. Змея на пне “стережёт тепло”.

– А что происходит дальше? (Настя потянула за ниточку, обвивавшую пень. Потревоженная змея с угрожающим шипением “приподнялась”. Девочка испугалась; вскочила на ноги (теперь лось признал в ней человека и убежал); Настя посмотрела на змею, и ей показалось, что она сама только что была этой змеёй; вспомнила о брате; закричала, начала звать Митрашу и заплакала.)

– Кто же заставил Настю встать на ноги?

– Змея, и пень, и лось.

– То есть, если обобщить, то на помощь Насте приходит природа. Именно она помогает ей остаться человеком.

– А всё-таки, ребята, как вы думаете, жадная Настя? Кому она отдала ягоду?

– Но ветер далеко отнес Настин голос, и Митраша его не услышал. На помощь мальчику пришла собака Травка, как вы думаете, почему? (Травка спасла Митрашу, потому что он напоминал ей Антипыча. И она очень скучала одна после смерти своего хозяина. Когда она увидела Митрашу, то подумала, что это Антипыч.)

– А какой породы была Травка?

– Гончая.

– А что вы знаете об этих собаках? Послушаем, что нам расскажут кинологи?

Сообщение “Кинологов” (Гончие собаки получили своё название за то, что они гонят зверя с ровным гулким лаем. Охотник становится где-нибудь на пути зверя, а собака гонит лису или зайца прямо на него. Это смелые и выносливые собаки. Поэтому и Травка не побоялась прийти на помощь Митраше.)

Итак, ребята, Митраша выходит победителем из сложной ситуации.

– Почему жители деревни говорили о Митраше: “Был мужичок…да сплыл, кто смел, тот два съел: не мужичок, а герой”?

(Мужичок – слово шутливое, с уменьшительно-ласкательным суффиксом, оно указывает на то, что мужичок – это ещё не настоящий мужчина. Жители деревни сделали вывод, что Митраша проявил себя как настоящий мужчина, когда узнали, что он сумел не потерять силы духа и нашёл способ спастись из болота. Во-вторых, он не растерялся и застрелил волка Серого Помещика, которого не могли застрелить даже опытные охотники.)

– Как вы понимаете слова Пришвина: “Эта правда есть правда суровой борьбы людей за любовь”?

(Любить по-настоящему может только тот человек, который сохраняет в себе лучшие человеческие качества. Чтобы любить, надо в своей душе бороться с жадностью, себялюбием. И только такому человеку, который победил в себе эти качества, даётся возможность любить.)

– А как вы думаете, Настя и Митраша поняли, в чём правда жизни?

(Настя и Митраша поняли, что они любят друг друга, что нужны друг другу. Благодаря этой любви они выжили и остались людьми. А это и есть правда жизни.)

VII. Подведение итогов.

VIII. Домашнее задание.



Предварительный просмотр:

                        Конспект урока по рассказу И.Бунина «Лапти»

Тема урока: «Кто-то должен сострадать...»
                       
(По рассказу И.А.Бунина «Лапти»)

Эпиграф:    Пора и горе, и ненастье,
И зиму темную забыть, —
Одно есть только в мире счастье
Весь божий свет душой любить!

                                                             И.Бунин

Тип урока:  интегрированный урок – размышление.

Цели урока: 
Обучающие.

- через создание словаря исследовать культурные знаки  русской литературы;

- формировать навыки работы со словарями разных видов, составления словарной статьи лингвокультурологического словаря.

Развивающие.

- развивать умение анализировать художественный текст, выделять ключевые слова;

-  формировать готовность к самостоятельному освоению культурных ценностей.

Воспитательные.

- воспитывать толерантность, умение работать в группе;

- воспитывать милосердие, доброту, умение сострадать.

Методические приёмы:

- работа с текстом (выборочное чтение, комментированное чтение, чтение про себя),

- составление кластера и синквейна;

Оборудование: средства ТСО (компьютерная презентация), рассказ И.Бунина «Лапти», раздаточный материал (карточка-информатор «Правила составления словарной статьи лингвокультурологического словаря», «Правила составления синквейна»), запись музыки Г.В. Свиридова «Метель».

Планируемый результат: формирование навыков и умений работать со словарями, начать работу по составлению лингвокультурологического словаря к рассказу И.Бунина «Лапти», который позволит глубже понять смысл произведения.

Словарная работа: 
Сострадание - жалость, сочувствие, вызываемое чьим-нибудь горем.
Милосердие - готовность помочь кому-нибудь или простить кого-либо из сострадания, человеколюбия.


                                                                                                               

Ход урока:

         1. Организационный момент. 

- Ребята, знаете ли вы, что такое айсберг? (это плавучая ледяная гора, отколовшаяся от ледника, большая часть которой скрыта под водой.)

- Вот и литературное произведение, как айсберг: малая часть лежит на поверхности, ясная, понятная, а большая – скрыта от нас, и её надо научиться видеть. А для этого необходимо внимательное, вдумчивое чтение, работа ума и сердца. Нам предстоит встреча с удивительным поэтом и писателем Иваном Алексеевичем Буниным и его рассказом «Лапти».

          2. Какие цели ставите вы для себя?

  1. Сообщение целей  урока.

Сегодня на уроке мы

- проанализируем рассказ,

- выделим ключевые слова,

- начнем работу по составлению статьи для  лингвокультурологического словаря к этому тексту, работу по созданию нашего проекта. 

  1. Сформулируйте тему нашего урока.

5.  Работа по анализу текста. Вопросы по тексту:
- Как вы думаете, почему рассказ называется «Лапти»?

- Потому что лапти сыграли огромную роль в этом рассказе, ведь именно из-за них отправился Нефед в Новоселки.
- Потому что мальчик бредил красными лаптями.
- Мальчик был тяжело болен и просил  лапти.

- Назовите главных героев рассказа?

Больной ребёнок, Нефёд, барыня, муж, только он не участвует в событиях, о нём лишь упоминается; новосельские мужики.

           

- В какое время года происходит действие рассказа? Какая стоит погода и сколько дней? Найдите описание в тексте.                                  
Ответ: зимой. "Пятый день несло непроглядной вьюгой...".

  1. Инсценирование диалога.

- Что случилось с мальчиком? Почему мать мальчика не могла ничего сделать?

Ученики:  Отец в отъезде, а на улице вьюга.

                             

  1. Сегодня на уроке работа будет групповая. Сейчас обсудите в своей группе ключевые слова и запишите их в тетрадь.

Выделили 2 группы слов: непонятные, ключевые слова.

Непонятные

Ключевые слова

Слова, которые приобретают новое значение

Зипун – крестьянская одежда – кафтан из грубого толстого сукна.

Обыденкой – одним днем

Отвал – возвышение за кроватью.

Розвальни – низкие широкие крестьянские сани.

Кнут – большая плеть.

Фуксин – красная анилиновая (масляная) краска.

вьюга,

горе,

ребенок,

лапти,

свеча (символ божественного света) 

Бог, господь.

- Обратите внимание, только один персонаж наделен именем. Почему?

Ученики. Это свидетельствует о том, что он главный герой рассказа.

Учитель: Вряд ли кто-то из вас, ребята, слышал это имя раньше. А как вы думаете, от какого имени оно образовалось?

Ученики: Федор. Федор в переводе с греческого означает Бог. Значит Нефед – это не Бог.

- Как сам Нефед объясняет свое решение пойти за шесть верст в лавку за лаптями и фуксином?

Ученики. «Значит надо добывать. Значит, душа желает. Надо добывать».

- Что имеет в виду Нефед, говоря «душа желает»?

Вы знаете, на Руси было народное поверье, что если выполнить заветное желание больного, он выздоровеет. Нефед пошел за тем, что требует душа ребенка. Он переживает за мальчика, хочет ему помочь.

- Знал ли Нефёд, что в такую погоду может не добраться до Новосёлок?

Ученики: Догадывался.                                                                                                                    

-  Но почему это его не остановило? Как это его характеризует?

Ученики: Он мужественный человек, мудрый, понимает, что кроме него некому помочь. Он берёт ответственность на себя, сам делает выбор.

  1. Таблица ключевых слов. (Составлена юными исследователями культурных знаков  русской литературы).

Ребенок

Нефед  

Ключевые слова  

Цвет

Ключевые слова  

Цвет

Свеча – божий свет,

НАДЕЖДА

Трагедия, драма, борьба.

Мужики спаслись,

НАДЕЖДА

Божественный свет

ЛАПТИ

НАДЕЖДА на спасение.

- Какое слово приобретает новое значение? 

Лапти – это 1) мечта для ребенка,

2) надежда на спасение сына для матери,

3) символ жизни для новосельских мужиков,

4) связь между ребенком и Нефедом.

-  Перечитайте последнее предложение рассказа. Можно ли считать рассказ сюжетно завершенным? Оправдана ли эта сюжетная незавершенность?
В рассказе не говорится о том, выздоровел ли мальчик. Значит не это главное. Главное – это Нефед, который ценой собственной жизни спас мужиков, добыл лапти и фуксин, а значит, спас и мальчика.

- Как бы вы теперь сформулировали тему нашего урока?

«Смерть ради жизни».

- Так о чем же этот рассказ, какая проблема поднимается в нем? 
Этот рассказ о милосердии, о том, что мы должны помнить о других людях, заботиться о них, уметь сострадать, оказывать помощь немощным, больным, близким людям.

- Актуален ли рассказ в наше время?

  1. Составьте диаманту со словом «Нефед» и прочитайте стихотворение.

Нефёд                                                        Человек

Добрый, милосердный                                           Обычный, решительный

Живёт, трудится, помогает                                   Работает, сопереживает, отправляется

Спасает других, жертвуя жизнью                           Погибает ради спасения других

Настоящий человек                                          Герой

  1. Рассмотрим репродукции картин русских художников

Ивана Николаевича Крамского «Полесовщик» и

Василия Григорьевича Перова «Странник».

- Какое главное и общее  качество можно выделить? (тихий, спокойный, добрый).

  1. Какое слово войдет в лингвокультурологический словарь?

(Работа со словарями).

Домашняя работа.  Создать проект.

  1. Рефлексия:
  1. Что больше всего понравилось на уроке?
  2. Что узнали нового? Достигли ли своих целей?
  3. Какое чувства испытываете в конце урока (удовлетворение от работы, радость и удивление от открытия нового?

Ребята, спасибо вам за урок. Я надеюсь, что проблемы, затронутые на сегодняшнем уроке, не оставили вас равнодушными. Желаю вам быть добрыми, милосердными, отзывчивыми, помогать друг другу, родным и близким, и пусть каждый урок будет для вас как айсберг, уроком-открытием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...