Урок русского языка в 5 классе по теме: «Мечта прекрасная, еще неясная, уже зовёт меня вперед…» (подготовка к сочинению-рассуждению)
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Урок русского языка в 5 классе по теме:
«Мечта прекрасная, еще неясная, уже зовёт меня вперед…»
(подготовка к сочинению-рассуждению)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mechta_prekrasnaya_poka_neyasnaya_5_klass._podgotovka_k_sochineniyu.docx | 17.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Глуховская школа-интернат № 2»
Урок русского языка в 5 классе по теме:
«Мечта прекрасная, еще неясная, уже зовёт меня вперед…»
(подготовка к сочинению-рассуждению)
Подготовила: учитель русского языка и литературы
Журавлева О. С.
2015 – 2016 учебный год
Цель: 1. познакомить учащихся с новым видом сочинения – сочинением-рассуждением;
2. написать сочинение-рассуждение на черновиках;
3. воспитывать желание быть полезным своей Родине, обществу.
Оборудование: - стенд "Рабочие профессии";
- стенд «Все работы хороши - выбирай на вкус!»
- плакат «В копилку знаний»;
- пословицы о труде; высказывания о труде;
- ноутбук, толковый словарь, образец сочинения-рассуждения.
Лексическая работа: рассуждение, композиция, тезис, аргументы.
Актуальность
Ни для кого не секрет, что правильно выбранная область профессиональной деятельности способствует формированию гармоничной личности, реализации ее творческого потенциала, а также процессу социальной адаптации. Поэтому важная роль в формировании профессиональных намерений учащихся отводится профессиональной ориентации как целенаправленной деятельности по оказанию помощи в профессиональном самоопределении в соответствии с личными склонностями, интересами, способностями и одновременно с социальными потребностями. Особенности современной социально-экономической ситуации, отразившиеся на нестабильности рынка труда, появление новых профессий и специальностей, возросшие требования общества к уровню профессиональной подготовленности кадров требуют от выпускников школ особой ответственности и осознанности при выборе будущей профессии.
В такой ситуации становится вполне закономерной стоящая перед учителями задача органичного включения профориентационного материала в процесс обучения, и она наиболее актуальна при преподавании основ наук в старших классах. Совмещение процесса обучения и профессиональной ориентации позволяет знакомить школьников с различными профессиями, акцентировать их внимание на прикладном использовании полученных знаний, развивать интерес к предмету.
Ход урока.
1. Орг. момент.
Разговор о профессии (интервью учащихся к учащимся, заранее подготовленное дома; беседа по вопросам учителя).
Вопросы учителя:
- Какие типы профессий вам известны?
- В чем должна заключаться самая большая в мире цель для каждого человека?
- Профессий в нашем обществе множество. Что нужно, чтобы правильно выбрать будущую профессию?
- Что означает фраза "хороший работник"?
2. Актуализация знаний учащихся.
- Сегодня на уроке вы познакомитесь с новым видом творческой работы – сочинением-рассуждением и узнаете, из каких частей оно состоит.
- Как вы понимаете лексическое значение слова «рассуждение». (Слово проектируется на экран). Определение значения слова по толковому словарю.
- Объясните правописание данного слова.
3. Объяснение нового материала.
- Перед вами образец сочинения-рассуждения. Прочтите про себя, а затем вслух (тексты на столе у каждого учащегося)
Хорошо быть шофёром. Это самая лучшая профессия.
Шофёры всюду бывают, видят разные места, разных людей. А это очень интересно. От своего папы и его товарищей-шофёров я слышал очень много рассказов о разных случаях из их жизни. Они очень смелые люди, преодолевают трудности и не боятся опасности. И в буран, и в дождь шофёры вовремя доставляют пассажиров и разные грузы на место.
Когда я вырасту, я буду шофёром. Буду сидеть в кабине мощного грузовика, мчаться по разным дорогам и своим трудом помогать людям.
- Какова основная мысль сочинения? (Хорошо быть шофёром)
- Почему хорошо быть шофёром? Найдите доказательства. (Второй абзац:
1. шофёры много ездят, бывают в разных местах, встречаются с разными интересными людьми
2. шофёры – смелые и отважные люди, преодолевающие разные трудности и преграды)
- Удалось ли автору доказать основную мысль? (можно было привести и другие доказательства, например, без водителей люди не смогли бы построить заводы и электростанции, убирать урожай, успевать к больным на «скорой помощи»).
- Как бы вы озаглавили этот текст? («Профессия шофёра», «Самая нужная профессия»…)
- Определим композицию нашего сочинения.
- Из каких частей состоит сочинение-рассуждение?
1.Основная мысль (тезис). (Объяснение произношения данного слова)
2. Доказательства (аргументы):
а) ---------;
б) ---------;
в) ---------.
3. Вывод (заключение).
- Обратите внимание на знаки препинания.
- Какая часть сочинения должна быть больше по объёму? (Аргументы)
4. Физкультминутка.
5. Закрепление изученного материала.
- Откройте тетради, запишите дату и тему. Далее на черновиках напишите сочинение-рассуждение «Мечта прекрасная, еще неясная, уже зовёт меня вперед…»
После написания чернового варианта обратить внимание ребят к стр. 316 учебника.
Прочитать статью «Как работать над сочинением».
Прослушать несколько работ и проанализировать их.
5. Итог урока.
Чему учились на уроке?
6. Домашнее задание.
Переписать сочинение в тетрадь.
Пример сочинения-рассуждения:
«Мечта прекрасная, еще неясная, уже зовёт меня вперед…»
Я мечтаю стать учителем математики.
Почему? Во-первых, мне очень нравится математика. Это интересный предмет. Он полон задач, уравнений, примеров. Да, решать их очень сложно, но без трудностей было бы не интересно.
Во-вторых, мне нравится помогать, объяснять и даже учить. Ведь, когда ты объясняешь другому человеку какой-то материал, то чувствуешь себя чуточку умней.
А в-третьих, моя мама преподавала математику. И я, когда была маленькой, сидела у мамы на занятиях и запоминала все, что она говорила детям.
Я надеюсь, что моя мечта обязательно сбудется.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка. 10 класс. Тема: « Душа родного города». (Обучение написанию сочинения - рассуждения).
Цели:Øформирование навыков правильного выделения проблем исходного художественного текста и обучение комментированию;Øвыработка навыков определения и формулирования проблемы текста, авторской по...
Урок русского языка 11 класс "Порядок слов в предложении. Инверсия". (Подготовка к ЕГЭ)
Цель и задачи урока:- обобщить и закрепить знания обучающихся о понятиях «прямой и обратный порядок слов в предложении», законах инверсии и логического ударения;-развить навык логического ...
Урок русского языка 11 класс "Порядок слов в предложении. Инверсия". (Подготовка к ЕГЭ)
Цель и задачи урока:- обобщить и закрепить знания обучающихся о понятиях «прямой и обратный порядок слов в предложении», законах инверсии и логического ударения;-развить навык логического ...
Урок русского языка 11 класс "Порядок слов в предложении. Инверсия". (Подготовка к ЕГЭ)
Цель и задачи урока:- обобщить и закрепить знания обучающихся о понятиях «прямой и обратный порядок слов в предложении», законах инверсии и логического ударения;-развить навык логического ...
Конспект урока русского языка 11 класс "Анализ текста И. Бойко "Гимн хате". Подготовка к сочинению-рассуждению"
Урок развития речи в 11 классе "Анализ текста И. Бойко "Гимн хате". Подготовка к сочинению-рассуждению" формирует умение анализировать текст, находить тему , проблему текста,расширяет представления уч...
Презентация к уроку русского языка 10 класс."Тропы и фигуры речи. Практикум по подготовке к ЕГЭ.Задание В 8."
Презентация по теме:" "Тропы и фигуры речи. Практикум по подготовке к ЕГЭ.Задание В 8." 10 класс. Презентация состоит из 12 слайдов, включающих как теоретический материал по теме урока, так...
Технологическая карта урока русского языка 9 класс «Подготовка к написанию сжатого изложения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку».
Данный урок предназначен для подготовки учащихся к сжатому изложению....