Урок русского языка по теме "Наречия"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Тихонова Анна Анатольевна

Использование элементов ТРИЗ (творческого решения изобретательских задач) позволяет сделать работу учащихся на уроке более активной и творческой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок "Наречия"17.36 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка с использованием элементов ТРИЗ (7 класс)

Предмет: Развитие речи с элементами ТРИЗ.

Тема: Сочинение о части речи.

Цели урока:

– обобщение знаний по теме: НАРЕЧИЕ;

– приведение в систему знаний о частях речи;

– отработка навыка различения сравнительных степеней прилагательного и наречия (сравнительный анализ);

– закрепление полученных знаний о правописании наречий;

– отработка навыка составления плана;

– сбор материала к сочинениям;

– развитие системного видения мира;

– развитие гибкости и подвижности воображения.

Элементы ТРИЗ

Ход урока

Предполагаемые ответы учеников

Игра «Хорошо-плохо»

  1. Эмоциональный настрой.

Пришла весна – это хорошо или плохо?

Слова хорошо и плохо – какой они части речи?

Тепло, день длиннее, солнце ярче, но лужи, слякоть.

Метод «Маленьких человечков»

  1. Вступительное слово учителя.

Мы сегодня путешествуем по стране, где живут слова различных частей речи.

Где могут жить слова?

Давайте запишем адрес Наречия. Опишите то место, в котором оно живёт, используя как можно больше наречий.

В предложении, тексте, словаре.

Слово как система

  1. Расшифруйте анаграммы, помещённые на доске.

В них зашифрованы герои нашего рассказа.

ЕДЕРИПАЧТСЕИ

ИЕРЕНАЧ

ЛААТИРПТЕЛНЬЕО

Что общего может быть между деепричастием и наречием? Это будут признаки и внешности или характера? Кто они будут друг другу в нашем рассказе? Что общего между прилагательным и наречием?

Деепричастие

Наречие

Прилагательное

Неизменяемые

Метод сравнения

  1. Сравним два предложения.

Как отличить в них наречие в сравнительной степени от прилагательного в сравнительной степени?

    Весеннее солнце ярче зимнего.

Весной солнышко светит ярче.

Друзья они или враги?

Что может случиться из-за того, что они так похожи?

Значение признака, степени сравнения. Разные члены предложения относятся к разным частям речи.

  1. Какие ещё родственники из частей речи могут быть у наречия? Чем они похожи?

Существительные - основы слов.

Функциональный анализ

  1. Работа с текстом.

С начала марта воздух начинает понемногу теплеть Утром вы просыпаетесь, а небо чуть-чуть раньше посветлело. Свежо. Сугробы сплошь превратились в лужи. По-весеннему мелкие дожди застывают в ледяные зеркала, скользящие под ногами прохожих.

С помощью чего достигается красота описания?

Какова роль наречий в тексте?

Что они умеют делать?

Какую роль ещё могут исполнять?

Чем любят заниматься?

Глагол – более подробное объяснение смысла действия.

Служит точности, образности описания.

  1. Выберем одно из наречий (из текста или любое своё).

Как оно образовано? Какое существительное – его ближайший родственник?

Каким будет это наречие по характеру?

Как это влияет на его поведение?

Какова его внешность?

  1. Написание наречий.

С чем связано написание наречий сплошь, свежо, чуть-чуть, по-весеннему (вашего наречия)?

Как это может быть связано с отношениями между частями речи (любовь, дружба, вражда)?

Из-за чего наречие стало писаться именно так?

Бином антонимов

  1. Подберите к вашему наречию противоположное по смыслу (антоним).

Что они могли бы делать вместе?

Если они захотят поменяться ролями?

Если одно заменит другое нечаянно? По злому умыслу? Почему, как вы думаете, оно так поступило?

Что из-за этого произошло?

Чем всё закончилось.

Алгоритмизация

  1. Составление плана.

Что мы должны написать о наречии в своём сочинении?

В каком порядке лучше расположить эти сведения?

Внешность, характер, место жительства, родственники, случай из жизни.

  1. Домашнее задание.

А) Грамматическое сочинение на одну из тем:

  • Как ты представляешь себе Наречие, его биографию и внешность.
  • О бедном Наречии, имеющем только один морфологический признак.
  • Гордое Наречие, которое любит отгораживаться дефисом.
  • История о том, как Наречия и Прилагательные перепутались.

Б) Задания на выбор:

  • Герб Наречия.
  • Портрет Наречия.
  • Кроссворды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"

Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...

Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"

Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...

Урок русского языка : Стили русского литературного языка.Автор : учитель русского языка Мешкова В.Н МОУ « Филимоновская СОШ»

Р/Р. СТИЛИ РЕЧИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Цели: систематизировать знания учащихся о стилях речи; учить составлять тексты определенного стиля...

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе (к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой) (68 ч.)

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе(к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы»  А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой)(68 ч.)...