Рабочая программа по русскому языку. УМК. В. Бабайцевой. 5 класс. ФГОС ООО
рабочая программа по русскому языку (5 класс) по теме
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основании авторской рабочей программы в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Содержит планируемые результаты обучения русскому языку и календарно-тематическое планирование в соответствии с положением о РП МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №33" г. Бийска, Алтайского края.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk_5_klass.docx | 105.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 33»
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ «Средняя
общеобразовательная школа № 33»
_____________/Т.Н.Петровская
Приказ №___ от«__» августа 2017г.
Рабочая программа
по предмету «Русский язык»
(учебный предмет)
5а класс
(класс)
- год
(срок реализации)
Разработчик:
Степанова Татьяна Александровна,
учитель русского языка и литературы
Рассмотрена на заседании МО гуманитарно-эстетического цикла Протокол № 1 от «__» августа 2017г. Зам.директора по УВР _____________И.Н. Щетинина | Проведена экспертиза на заседании научно-методического совета Протокол №1 от «__» августа 2017г. |
2017 - 2018 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Русский язык» составлена на основании авторской программы по русскому языку. Авторы В.В. Бабайцева, А.Ю. Купалова, Е.И. Никитина и др. (Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5-9 классы. / составитель: Е.И.Харитонова М.: Дрофа, 2015г.).
Программа адресована обучающимся 5-го класса, рассчитана на 210 часа, в том числе на развитие речи – 36, соответствует учебному плану школы. Резервные уроки распределены в соответствии с учебным планом на материал, требующий дополнительной отработки в процессе изучения наиболее сложных вопросов. 7 резервных уроков распределены следующим образом:
в разделе «Морфология и орфография»: «Имя существительное как часть речи» (1 час), «Глагол как часть речи» (3 часа), «Наречие как часть речи» (1 час) и «Частица как часть речи» (1 час),
в разделе «Синтаксис и пунктуация»: «Словосочетания» (1 час);
в разделе «Фонетика и орфография»: «Буквы е, ё, ю, я» (1 час);
в разделе «Морфемика, словообразование и орфография»: 2 часа на тему «Словообразование» (2 часа);
в разделе «Лексика» «Значение слова» (2 часа), «Синонимы» (1 час), «Фразеологизмы» (1 час) и «Повторение изученного по теме «Лексика» (1 час). Итого 15 резервных уроков.
Деятельностный подход к обучению русскому языку определяет основные цели преподавания - воспитание уважения к русскому языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры; осознание его эстетической ценности; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-эстетических норм, принятых в обществе; овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию, потребности в речевом самосовершенствовании; овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет, осуществлять информационную переработку текста и др.); освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования, о стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка; развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; овладение культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разныхситуациях общения, нормами речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса; совершенствование способности применять приобретенные знания, умения и навыки в процессе речевого общения.
Достижение указанных целей требует решения следующих задач:
- дать учащимся представление о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении, о месте русского языка в современном мире, о его богатстве и выразительности; обеспечить усвоение определенного круга знаний из области фонетики, графики, орфоэпии, орфографии, лексики, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса, пунктуации, стилистики, а также формирование умений применять эти знаний на практике;
- развивать речь учащихся: обогащать их активный и пассивный словарный запас, грамматический строй речи; способствовать усвоению норм литературного языка, формированию и совершенствованию умений и навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой деятельности;
- формировать и совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки;
- осуществлять речевой самоконтроль;
- проводить библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет и т.д.
В учебном процессе используются методы наглядные, контроля и самоконтроля, проблемного изложения, исследовательский метод, частично - поисковый.
Формы организации учебного процесса:индивидуальные,групповые, фронтальные, практикум.
Программа базируется на современных подходах к обучению языку: сознательно-коммуникативном и деятельностном.
Элементы педагогических технологий, используемые в процессе обучения:здоровьесберегающей, личностно ориентированной, проблемного обучения, дифференцированного обучения, технологии критического мышления.
Система оценивания достижений учащихся включает в себя оценивание контрольных, самостоятельных, практических работ, тестовых заданий, сочинений, изложений, творческих работ, устных ответов учащихся (см. ООП ООО).
Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий:
В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова. Русский язык. Теория. 5-9 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2012г.
А.Ю.Купалова. Русский язык. Практика. 5 кл.: учебник для общеобразоват. учреждений. - М.: Дрофа, 2014.
Е.И. Никитина. Русский язык: Русская речь. 5 кл.: учебник для общеобразоват. учреждений. М.: Дрофа, 2014.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Введение. Знакомство с учебным комплексом по русскому языку. Роль языка в жизни общества.
ВВОДНЫЙ КУРС. Орфография. Орфограмма. Правописание безударных гласных в корне слова, в приставках; и, а, у после шипящих; глухих и звонких согласных, непроизносимых согласных, удвоенных согласных в корне слова. Морфология и орфография. Части речи. Самостоятельные и служебные части речи. Имя существительное. Морфологические признаки существительного. Склонение. Имена существительные собственные. Правописание падежных окончаний. Имя прилагательное. Связь прилагательного с именем существительным. Морфологические признаки прилагательных. Правописание безударных гласных в окончаниях имен прилагательных. Глагол. Морфологические признаки глагола. Прошедшее, настоящее и будущее время. Спряжение глагола. Правописание гласных перед суффиксом -ли в окончании глаголов. Буква ъ в глаголе 2-го лица единственного числа. Глаголы с -тс я и -тъся. Наречие. Различение наречий по вопросу. Правописание наиболее употребительных наречий по списку. Местоимение. Личные я, ты, он и др. Притяжательные мой, твой, наш, ваш, свой. Вопросительные кто? что? какой? и др. Неопределенные кто-то, что-либо, какой-либо, кое-кто и др.Раздельное написание местоимений с предлогами. Дефис в неопределенных местоимениях. Предлог. Разграничение предлогов и приставок. Раздельное написание предлогов с именами существительными. Союз. Союзы и, а, но между однородными членами и в сложных предложениях. Частица. Частицы не, бы(б), ли (лъ), же (ж) и др. Их значение в предложениях. Раздельное написание частиц с другими словами. Синтаксис и пунктуация. Понятие о синтаксисе и пунктуации. Предложение. Грамматическая основа предложения. Интонация конца предложения. Виды предложений по цели высказывания. Невосклицательные и восклицательные предложения. Знаки препинания в конце предложения. Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым (при их выражении именем существительным в именительном падеже).Второстепенные члены предложения (определение, дополнение, обстоятельство). Словосочетание. Подчинительные и сочинительные словосочетания. Словосочетания в предложении. Предложения с однородными членами. Обобщающее слово перед однородными членами. Знаки препинания в предложении с однородными членами (соединенными только интонацией, одиночными союзами и, а, но, а также повторяющимся союзом и) и обобщающим словом перед однородными членами. Предложения с обращениями. Знаки препинания в предложении с обращением. Предложения с вводными словами (указывающими на уверенность или неуверенность говорящего по отношению к высказываемому).Знаки препинания в предложениях с вводными словами. Сложное предложение. Сложносочиненные предложения. Сложноподчиненные предложения. Сложные бессоюзные предложения. Запятая между частями сложного предложения. Предложения с прямой речью (прямая речь после4 слов автора и перед ними). Диалог. Знаки препинания в предложениях с прямой речью (в указанных выше случаях). Оформление диалога на письме.
ОСНОВНОЙ КУРС. Понятие о литературном языке (1ч).Литературный язык — основа русского национального языка. Нормы литературного языка (произносительные (орфоэпические), морфологические, синтаксические, стилистические, орфографические, пунктуационные и др.). Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия. Звуки речи. Звуки речи и буквы. Алфавит. Элементы фонетической транскрипции. Гласные и согласные звуки. Слог. Правила переноса слов. Ударение, его особенности в русском языке. Гласные ударные и безударные. Выразительные средства фонетики. Понятие об орфограмме. Сильная и слабая позиция звука. Правописание безударных гласных в корне. Звонкие и глухие согласные звуки. Сонорные согласные. Шипящие согласные. Правописание парных звонких и глухих согласных на конце и в середине слов перед согласными. Твердые и мягкие согласные звуки. Обозначение мягкости согласных на письме с помощью ъ. Значение букв я, ю, е, ё. Правописание разделительных ъ и ь. Правописание гласных после шипящих. Правописание мягкого знака после шипящих на конце слов. Правописание гласных и и ы после ц. Орфографический словарь. Основные нормы литературного произношения. Допустимые варианты орфоэпической нормы. Орфоэпический словарь. Морфемика. Словообразование. Орфография. Понятие о морфемике. Морфема — минимальная значимая единица языка. Основа слова и окончание. Корень слова. Однокоренные (родственные) слова. Приставки, суффиксы. Словообразовательные и словоизменительные морфемы. Словообразование. Основные способы образования слов. Богатство словообразовательной системы русского языка. Элементы этимологического анализа слова. Выразительные средства морфемики и словообразования. Правописание сложных и сложносокращенных слов. Чередование звуков в корне слова. Правописание корней и приставок. Правописание безударных гласных в корне слова. Правописание корней с чередованием гласных и — о.Правописание корней с чередованием гласных г— и.Правописание согласных и гласных в приставках. Правописание приставок, оканчивающихся на |(с).Правописание приставок роз- {рос) — раз-(рас).Буква ы после приставок, оканчивающихся на согласный. Правописание приставок при- и пре-. Словообразовательные и этимологические словари русского языка. Лексикология и фразеология. Понятие о лексикологии. Лексикология как раздел науки о языке. Лексика как словарный состав языка. Словарное богатство русского языка. Лексическое значение слова. Основные способы его толкования. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слова. Основания для переноса значения. Изобразительные средства языка, основанные на употреблении слова в переносном значении. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Текстообразующая роль синонимов и антонимов (в том числе и контекстуальных). Словари синонимов и антонимов. Историческая изменчивость словарного состава языка. Образование новых слов и заимствование как основные пути пополнения словарного состава языка. Старославянизмы. Их стилистические функции. Исконно русские и заимствованные слова. Основные причины заимствования слов. Основные языки-источники лексических заимствований в русском языке. Оценка речи с точки зрения целесообразности и уместности использования иноязычной речи. Словари иностранных слов и их использование. Устаревшие слова и неологизмы. Основные причины появления устаревших слов и неологизмов в процессе развития языка. Два типа устаревших Слов: историзмы и архаизмы. Общеязыковые и индивидуально-авторские неологизмы. Наблюдение за использованием устаревших слов и неологизмов в текстах. Нейтральные и стилистически окрашенные слона. Книжные слова и разговорные слова. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения уместности использования стилистически окрашенной лексики в различных ситуациях речевого общения. Общеупотребительная лексика и лексика ограниченного употребления. Диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы. Неоправданное расширение сферы употребления жаргонизмов в разговорной речи. Фразеологизмы. Их отличие от свободных сочетаний слов. Особенности употребления фразеологизмов в речи. Выразительность фразеологизмов. Повторение. Развитие связной речи. Устная и письменная формы речи. Речь диалогическая и монологическая. Понятие о связном тексте. Тема. Основная мысль текста. Смысловые части текста. Простой план. Понятие о параллельной и последовательной связи предложений в тексте. Выразительные средства в устной речи. Общее понятие о стилях речи. Характеристика разговорного, научного, художественного стилей речи. Типы речи. Представление о повествовании, описании, рассуждении.
Календарно-тематический план
Русский язык 5 А класс
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
5 класс
Личностные результаты:
- Понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
- Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
- Достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты:
- владение всеми видами речевой деятельности:
аудирование и чтение:
- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
- владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
- адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
- способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и электронных носителях;
- овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
- умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
- способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий; оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
- умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
- умение создавать устные письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
- владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог-обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
- соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
- способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
- умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
- применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
- коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и мужкультурного общения.
Предметные результаты:
- представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
- понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
- усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
- освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
- овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использования их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
- опознание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
- проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформление, использования выразительных средств языка;
- понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимами и использование их в собственной речевой практике;
- осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ПРЕДМЕТУ
(Из пособия: Методическое пособие к учебному комплексу «Русский язык. Теория», «Русский язык. Практика», «Русский язык. Русская речь». 5 кл. / А.Ю. Купалова, А.П. Еремеева, Г.К. Лидман-Орлова и др.; под ред. А.Ю.Купаловой. - М.: Дрофа, 2013).
График контрольных работ
№ урока | Дата | Вид работы |
13 | 20.09 | Контрольный диктант по теме «Орфография» |
34 | 18.10 | Контрольный диктант по теме «Морфология и орфография» |
57 | 25.11 | Контрольный диктант №1 по теме «Синтаксис и пунктуация» |
83 | 12.1 | Контрольный диктант №2 по теме «Синтаксис и пунктуация» |
106 | 16.02 | Контрольный зачет по теме «Фонетика и орфография» |
142 | 18.04 | Контрольный диктант по теме «Морфемика и орфография» |
172 | 25.05 | Контрольный диктант по теме «Повторение в конце года» |
Материально-технические условия реализации рабочей программы
№ п/п | Материально-технические условия реализации рабочей программы |
1 | УМК |
Рабочая программа: Русский язык. 5 – 9 кл., 10-11 кл./ сост. Е. И. Харитонова - М.: Дрофа, 2015. | |
Русский язык. Теория. 5-9 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений / В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова. – М.: Дрофа, 2012. | |
Русский язык. Практика.5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / А.П.Еремееева, А.Ю.Купалова и др.; под редакцией А.Ю.Купаловой. – М.: Дрофа, 2014 | |
Русская речь. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений / Е. И. Никитина. – М.: Дрофа, 2014 | |
Методическое пособие к учебному комплексу «Русский язык. Теория», «Русский язык. Практика», «Русский язык. Русская речь». 5 кл. / А.Ю.Купалова, А.П. Еремеева, Г.К. Лидман-Орлова и др.; под ред. А.Ю.Купаловой. - М.: Дрофа, 2013 | |
Тетрадь оценки качества знаний по русскому языку. 5 кл. / С. Н. Пименова. – 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2014. | |
Рабочая тетрадь по русскому языку. 5 кл. / А.Ю. Купалова. – 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2014. | |
2 | Оборудование |
Системный блок | |
Монитор | |
Акустическая система | |
Источник бесперебойного питания | |
Проектор | |
Интерактивная доска | |
3 | Таблицы |
2.а) Правописание Ъ и Ь в словах | |
3. а) Правописание гласных после шипящих | |
б) знаки препинания в предложениях с прямой речью | |
5. а) Правописание окончаний глаголов | |
6. а) Правописание приставок | |
7. а) Правописание суффиксов глаголов | |
8. а) Правописание окончаний –И, -Е в именах существительных единственного числа | |
10. а) Правописание корней с чередованием гласных | |
12. а) Правописание личных окончаний глагола | |
б) Безударные личные окончания глагола | |
14. а) Разделительный Ь | |
б) Однородные члены предложения | |
15. а) Разделительные Ь и Ъ | |
б) Перенос слов | |
16. а) Время глагола | |
б) Фонетический разбор | |
17. а) Родственные слова | |
б) Способы обозначения мягкости согласных звуков | |
18.а) Различай приставки и предлоги | |
Чередование О-А в корне | |
Н и НН в суффиксах прилагательных | |
Части речи | |
Основные понятия по лексике и фразеологии |
Лист внесения изменений и дополнений
Класс | Дата по КТП | Дата внесения изменений | Тема урока | Реквизиты документа (дата, № приказа) | Подпись лица, внёсшего запись |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку (Бунеевы) для 5 класса (ФГОС)
Данная рабочая программа по русскому языку для 5 класса (Бунеевы) разработана с учетом требований ФГОС, рассчитана на 175 часов, содержит подробное календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа по русскому языку (Бунеевы) для 5 класса (ФГОС)
Данная рабочая программа по русскому языку для 5 класса (Бунеевы) разработана с учетом требований ФГОС, рассчитана на 175 часов, содержит подробное календарно-тематическое планирование....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССА ФГОС. Учитель русского языка и литературы Большакова Л.П.
рабочая программа ФГОС...
Рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов (ФГОС)
Пояснительная записка, КТП...
Рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов ФГОС ООО
Данная программа предназначена для педагогов, преподающих русский язык в 5-9 классах....
Рабочие программы по русскому языку и литературе 6 класс ФГОС
Рабочая программа по литературе составлена на основе учебника 6 класса под редакцией В.Коровиной, рассчитана на 3 часа в неделю. Программа содержит пояснительную записку, КТП.Рабочая программа по русс...
Рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов (ФГОС)
Рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов по программе М.М.Разумовской и др....