"КВН для юных лингвистов"
методическая разработка по русскому языку на тему
Материал способствует повышению образовательного уровня по лингвстике 5-6 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kvn.docx | 22.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий внеклассного мероприятия
«КВН для юных лингвистов»
(5-6 классы)
Выполнили:
Брусенцева Елизавета 29.01. 2003 г.
Печурина Светлана 2.01. 2003 г.
Руководитель: учитель русского
языка и литературы
Андриян Ирина Анатольевна.
«КВН для юных лингвистов»
Возрастная категория: обучающиеся 5- 6 классов.
Цели мероприятия:повышение образовательного уровня детей по теме «Лексика»; развитие познавательных, творческих, интеллектуальных и коммуникативных способностей, логического и образного мышления, памяти, быстроты реакции в принятии решения, навыков ораторского мастерства, диалогической речи, умение работать в коллективе; формирование интереса к русскому языку, воспитание гражданского самосознания через любовь к языку.
Оборудование: карточки с заданиями для команд, листы бумаги, ручки, плакаты с написанными цитатами о русском языке.
Примечание: задания оцениваются в 5 баллов, на их выполнение отводится по 3-4 мин., во время выполнения заданий с болельщиками проводится «Веселая викторина»(вопросы даны в «Лингвистической разминке»). Жюри подводит итоги после каждого конкурса.
Ход мероприятия
1. Организационный момент.
Учитель сообщает о начале мероприятия, целях его, читает выразительно стихотворение в прозе И.С. Тургенева «Русский язык», говорит о величии, силе, богатстве, широте охвата и мощи родного языка и народа в целом, об их неразрывной взаимосвязи друг с другом. Далее представление команд, членов жюри. Команды обмениваются веселыми приветствиями, отвечающими их названиям.
2.Начало игры. «Лингвистическая разминка»(6 вопросов)
1.К какому вороту нельзя пришить пуговицу? (ворот–грузоподъемная машина)
2.Какой бор никогда не имеет листвы и хвои? (бор-стальное сверло, употребляемое стоматологом)
3. Какую строчку не может прочесть ни один ученый? (строчка на ткани)
4.Всякие ли ноты предназначены для певцов и музыкантов? (обращение одного государства к другому)
5.У каких башмаков не бывает каблуков? (приспособление для торможения колес)
6. Какая земля никогда не старится? (Новая)
7.Чем кончается день и ночь? (ь)
8.Что стоит посреди земли? (м)
9.Чем кончается лето и начинается осень? (о)
10.Может ли коромысло летать? (название рычагов некоторых механизмов)
11. Всякий ли пар способен подниматься кверху? (незасеянное поле)
12. Всякую ли точку можно считать знаком препинания? (след от укола)
13.Всякие ли предлог и наречие являются частями речи? (внешний повод к чему-либо, диалект какого-либо языка)
14.Какое русское слово состоит из 3 слогов, а указывает на 33 буквы? (азбука)
15. Каких камней не найдешь в море? (сухих)
16.Из какого полотна нельзя сшить рубашку? (железнодорожного)
17. Какой болезнью на земле никто не болеет? (морской)
18.Какой лощадь бывает, когда ее покупают? (мокрой)
19.Какое государство можно носить на голове? (Панама)
20.Какой город летает? (Орел)
21. Какое крыло никогда не летает? (автомобиля)
Задание 1«Узнай пословицу»
Любовь к родному языку, мысли о его величии, силе и могуществе появились очень давно, в произведениях устного народного творчества – пословицах и поговорках. Перед вами пословицы о языке. Вам предстоит их собрать.
А) Язык русский 1) ключ, открывающий сердца.
Б) Слово - 2) сила слабого.
В) Без русского языка 3) всегда знай, что говоришь.
Г) Острый язык - дарование, а … 4) не сколотишь и сапога.
Д) Не всегда говори, что знаешь, но… 5) ценнее монеты звонкой.
Е) Русский язык – 6) длинный язык - наказание.
Ответы: А - 5. Б - 1. В - 4. Г - 6. Д - 3. Е – 2.
Задание 2«Найди синонимы»
Образуйте синонимический ряд к словам: сказать, радужный, синий, сильный из данных слов-синонимов.
Могучий, кубовый, промолвить, разноцветный, глубокий, сапфировый, здоровенный, поговорить, ультрамариновый, розовый, радужный, васильковый, большой.
Задание 3«Найди антонимы»
Найдите антонимы в стихотворении Д. Родари.
Тараторка.
Вот тараторка для ребят:
Когда молчат, не говорят.
Когда стоят на том же месте.
Не совершают путешествий.
Что далеко, не очень близко.
Что высоко, не очень низко.
Нельзя приехать, не уехав.
И грызть орех, коль нет орехов.
Никто сидеть не может стоя,
Лить из порожнего в пустое.
Нельзя писать на белом мелом
И называть безделье делом.
Д. Родари.
Ответ: молчать - говорить, стоять – совершать путешествие, далеко – близко, высоко – низко, приехать – уехать, сидеть – стоять, безделье – дело.
Задание 4«Знаете ли вы фразеологизмы»
Русский язык богат фразеологизмами – устойчивыми сочетаниями слов. Соотнесите фразеологизм с его значением ( карточки для команд одинаковые).
Фразеологизмы: Значение:
1) Русским языком (говорить) А) Излишне болтлив
2) Сломать язык Б) Хорошо уметь говорить
3) Язык развязался В) Совершенно ясно говорить
4) Язык не поворачивается Г) Трудно произнести какое-либо слово
5) Язык подвешен хорошо Д) Нет решимости спросить о чём-либо
Ответ: 1)В 2)Г 3)А 4)Д 5)Б
Задание 5Конкурс капитанов.
Сколько фразеологизмов в тексте? Выпишите их.
С ног до головы
-Когда-то я был с ним на короткой ноге. Но однажды он ( с левой ноги встал, что ли?) полез ко мне драться. Я со всех ног домой! Еле ноги унёс!.. Зато теперь к нему ни ногой. Ноги моей больше у него не будет!
-Да, ведёт он себя из рук вон плохо. Надо бы взять его в руки. И дать ему по рукам, чтобы знал: рукам воли не давай! И тогда - руку даю на отсечение – он сразу перестанет распускать руки!
- Спору нет - горячая голова! Но уж если мы с ним сошлись, на свою голову, то теперь отвечаем за его поведение головой. Я ещё не знаю, что мы должны сделать в первую голову (у меня голова идёт кругом), но думаю, что голову вешать не стоит. Ручаюсь головой, что все вместе мы всегда сумеем намылить ему голову! (А.Шибаев)
Ответ: 20 фразеологизмов: с ног до головы, на короткой ноге, встать с левой ноги, со всех ног, унести ноги, ни ногой, ноги не будет; из рук вон, взять в руки, дать по рукам, ракам воли не давать, дать руку на отсечение, распускать руки; горячая голова, на свою голову, отвечать головой, голова идёт кругом, голову вешать, ручаться головой, намылить голову.
Задание6«Укажи профессионализмы»
Найдите в предложении профессиональные слова. Разъясните лексическое значение обнаруженных профессиональных слов.
Держа в руках палитру, художник рисует акварелью на мольберте.
Ответ:1.Палитра-это специальная дощечка или пластинка из металла небольшого размера, предназначенная для смешивания на ней красок при помощи кисточки. В процессе создания рисунка художники берут их оттуда. Для удобства использования предусмотрено вырезанное в ней отверстие для большого пальца.
Акварель-это одна из разновидностей живописных техник, в которой используются акварельные краски.
Мольберт-это специальная складывающаяся подставка, где размещается подрамник и холст. Используется художниками в процессе работы.
Задание 7«Укажи диалектизмы»
На карточках даны диалектизмы. Запишите общеупотребительные слова, которые им соответствуют.
Кочет, бурак, вестимо, сугрев, чапыга, музга, мочажина, замолаживать, колча, яр, ступа, мшара, полудновать, дюже.
Ответ: Петух;свекла;разумеется; солнечная половина холма или горы; плотно друг к другу растущие молодые кустарники; яма, полная воды; болотистая местность; становиться пасмурным; смерзшиеся земляные комья; крутой овраг; деревянное приспособление для перемалывания зерна вручную; заросшее мхами болото; кушать в промежутке между обедом и ужином; очень.
Задание 8«Укажи значения слов»
Архаизмы - одна из разновидностей устаревших слов, они имеют синонимы в современном русском языке.Запишите синонимы к устаревшим словам(карточки для команд одинаковые).
Очи–(глаза) Выя– (шея)Персты– (пальцы) Рыбарь–(рыбак)Лилейный–(белый)Уезд- (район)Чело- (лоб) Ланиты– (щеки)Глас–(голос)Длань–(ладонь)Рамена– (плечи)
Задание 9Домашнее задание
Командам было дано задание: выучить и продекламировать известные афоризмы, цитаты, изречения о русском языке знаменитых писателей, поэтов, ученых. В порядке установленной очередности представители от каждой команды поднимаются и выразительно цитируют наизусть слова.
Возможные варианты:
«Язык-это история народа. Язык-это путь цивилизации и культуры. Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, а насущной необходимостью».(А.И.Куприн)
«Русский язык в умелых руках и в опытных устах - красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен» (А. И. Куприн)
«Русский язык – один из богатейших языков в мире, в этом нет никаких сомнений».(В.Г.Белинский)
«Язык есть исповедь народа, Его душа и быт родной». (П.А.Вяземский)
«Дивишься драгоценности нашего языка:что ни звук, то и подарок: всё зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье ещё драгоценней самой вещи».(Н.В.Гоголь)
«Русский язык- язык, созданный для поэзии, он необычно богат и примечателен главным образом тонкостью оттенков»(ПросперМериме)
3.Подведение итогов КВНа,заключительное слово учителя, награждение участников.
Литература.
1.Антонова О.А. На каком языке мы говорим? Русский язык в школе.2005 №4
2.Долбилова Ю.В. Нестандартные уроки по русскому языку.- Ростов н/Д:Феникс,2001.
3.Зимина А.И. Игры и шарады. Журнал «Русский язык в школе и дома».2004.
4. http://festival.1september.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КВН по русскому языку "Юные лингвисты"
Занимательные формы работы по русскому языку...
КВН по русскому языку "Юные лингвисты"
Занимательные формы работы по русскому языку...
Программа кружка "Юный лингвист"
Программа предназначена для детей в возрасте от 8 до 13 лет, для углубленного изучения грамматики немецкого языка....
Юный лингвист
Рабочая программа по внеурочной деятельности, разработанная для учащихся 6 класса. Она даёт возможность расширить знания обучающихся об учёных - лингвистах....
Рабочая программа учителя Юный лингвист
Рабочая программа по русскому языку "Юный лингвист" для 9 класса...
Программа по предметному кружку "Юный лингвист" в 9 классе
Аннотация к программе по внеурочной деятельности кружка "Юный лингвист"Курс кружка "Юный лингвист" в 9 классе рассчитан на 1 час в неделю, всего 34 часа.Сроки реализации программы - 1 год.Цели: ...
Предметный кружок "Юный лингвист"
Предметный кружок "Юный лингвист"...