Особенности подготовки к сжатому изложению
методическая разработка по русскому языку (9 класс) по теме
Федеральный государственный образовательный стандарт ориентирует педагога-словесника и его ученика на развитие регулятивных универсальных учебных действий (далее – УУД), в том числе при изучении конкретных школьных учебных дисциплин (русский язык и литература). На мой взгляд, эта работа очень успешно может осуществляться при обучении сжатому изложению.
Выпускная работа посвящена особенностям подготовки к сжатому изложению.
Актуальность исследования. В современной методике обучения русскому языку проблема развития связной речи приобретает всё большую актуальность. Во-первых, это обусловлено тем, что хорошо развитая (устная и письменная) речь – это показатель уровня культуры человека, его интеллекта, кругозора. Кроме того, только развитая связная речь школьника позволяет ему свободно общаться с окружающими людьми. И от того, насколько точно, чётко, лаконично и целесообразно в соответствии с конкретной речевой ситуацией он умеет выражать свои мысли, зависит эффективность процесса общения.
Во-вторых, с каждым годом увеличивается поток информации, в которой нужно уметь быстро ориентироваться, выбирать главное. Умение понять суть, основное в воспринимаемом материале, а также точно и лаконично передать его другим предстаёт в таких условиях насущной проблемой действительности.
И наконец, в-третьих, на государственной (итоговой) аттестации за курс основной школы изложение остаётся одной из важнейших форм проверки речевых умений учащихся.
Педагогическая практика показывает, что в устной и письменной речи школьники допускают много ошибок, связанных с неточностью и многословием. Поэтому важное место в работе над коммуникативными качествами хорошей речи должна занимать работа над её точностью и лаконичностью.
Существенную роль в процессе развития точности и лаконичности связной речи играет работа над сжатым изложением текста.
Основы методики развития речи, на которые опирается современная наука, были заложены в исследованиях таких отечественных учёных, как Ф.И.Буслаев, И.И.Срезневский, К.Д.Ушинский, Н.Ф.Бунаков, В.П.Шереметевский и другие. Ушинский утверждал, что родной язык служит не только базой для изучения родного языка, но и единственно надёжным фундаментом развития навыков логического мышления. Он писал: «Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова… не получило навыка распоряжаться им свободно в устной и письменной речи, всегда будет страдать от этого коренного недостатка при изучении другого предмета»[1].
Дальнейшую разработку вопроса речевого развития учащихся получили в трудах учёных XX века. В этот период, как и в XIX в., большое внимание уделяется вопросу формирования коммуникативных умений и навыков. Так, М.А.Рыбниковой была предложена «система работы над связной речью: выделены различные виды изложений (близкие к тексту, сжатые, усложнённые).»[2]
Неоценима роль изложений: они являются как раз тем наилучшим средством, которое оживляет уроки русского языка, увлекает учащихся, на деле показывает им богатейшие возможности языка и необходимость его тщательного изучения ради подлинного общения, ради выражения своих мыслей и чувств, ради художественного творчества.
Объект исследования: деятельность учителя и учащихся в процессе подготовки к сжатому изложению.
Предмет исследования: развитие речи школьников в процессе подготовки к сжатому изложению.
Цель исследования: определить методы работы на уроках русского языка по написанию сжатого изложения.
Задачи исследования:
· Проанализировать методическую и литературоведческую литературу по написанию сжатого изложения.
· Изучить опыт педагогов-практиков по проведению уроков русского языка по написанию сжатого изложения.
· Изучить различные методические рекомендации по данной теме.
Методы исследования:
- Библиографический.
- Теоретический анализ научной и методической литературы.
- Изучение опыта учителей по данной теме.
Этапы исследования:
· Изучение литературы по написанию сжатого изложения разных видов (методической, научной).
· Разработка и проведение уроков по написанию сжатого изложения.
· Обобщение материала.
Структура работы: выпускная работа состоит из плана, вступления, двух глав, заключения, библиографии и приложения.
[1] Ушинский, К.Д. Родное слово.(Текст): кн.для учащихся /К.Д.Ушинский. Избранные труды: В 4 кн. -М. - 2005. C.125.
[2] Воителева, Т.М. Теория и методика обучения русскому языку: учебн.пособие для вузов/ Т.М.Воителева.- М.:Дрофа, 2006. С.68.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
itogovaya_attestatsionnaya_rabota_kabakovoy_n.a._dlya_sayta.doc | 265 КБ |
Предварительный просмотр:
Из опыта работы
по теме «Особенности подготовки к сжатому изложению»
- Оглавление
Глава 1.Роль школьного курса русского языка в формировании духовно-нравственных начал личности при обучении сжатого изложения 6
1.1. Обзор методик написания сжатого изложения 6
1.2. Психологические трудности, которые испытывает выпускник основной школы при обучении написанию сжатого изложения 11
1.3. Работа над сжатым изложением в рамках школьной программы 12
Глава 2. Особенности подготовки к сжатому изложению в экзаменационной работе ОГЭ 18
2.1. Организация работы над изложением 18
2.2. Методика обучения сжатому изложению 21
2.3. Из опыта работы. Подготовка к сжатому изложению на школьных уроках 28
Приложение 1. Урок развития речи. Обучение написанию сжатого изложения 36
Приложение 2. Алгоритм написания сжатого изложения 40
Приложение 3. Памятки для обучающих. 43
- Вступление
Федеральный государственный образовательный стандарт ориентирует педагога-словесника и его ученика на развитие регулятивных универсальных учебных действий (далее – УУД), в том числе при изучении конкретных школьных учебных дисциплин (русский язык и литература). На мой взгляд, эта работа очень успешно может осуществляться при обучении сжатому изложению.
Выпускная работа посвящена особенностям подготовки к сжатому изложению.
Актуальность исследования. В современной методике обучения русскому языку проблема развития связной речи приобретает всё большую актуальность. Во-первых, это обусловлено тем, что хорошо развитая (устная и письменная) речь – это показатель уровня культуры человека, его интеллекта, кругозора. Кроме того, только развитая связная речь школьника позволяет ему свободно общаться с окружающими людьми. И от того, насколько точно, чётко, лаконично и целесообразно в соответствии с конкретной речевой ситуацией он умеет выражать свои мысли, зависит эффективность процесса общения.
Во-вторых, с каждым годом увеличивается поток информации, в которой нужно уметь быстро ориентироваться, выбирать главное. Умение понять суть, основное в воспринимаемом материале, а также точно и лаконично передать его другим предстаёт в таких условиях насущной проблемой действительности.
И наконец, в-третьих, на государственной (итоговой) аттестации за курс основной школы изложение остаётся одной из важнейших форм проверки речевых умений учащихся.
Педагогическая практика показывает, что в устной и письменной речи школьники допускают много ошибок, связанных с неточностью и многословием. Поэтому важное место в работе над коммуникативными качествами хорошей речи должна занимать работа над её точностью и лаконичностью.
Существенную роль в процессе развития точности и лаконичности связной речи играет работа над сжатым изложением текста.
Основы методики развития речи, на которые опирается современная наука, были заложены в исследованиях таких отечественных учёных, как Ф.И.Буслаев, И.И.Срезневский, К.Д.Ушинский, Н.Ф.Бунаков, В.П.Шереметевский и другие. Ушинский утверждал, что родной язык служит не только базой для изучения родного языка, но и единственно надёжным фундаментом развития навыков логического мышления. Он писал: «Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова… не получило навыка распоряжаться им свободно в устной и письменной речи, всегда будет страдать от этого коренного недостатка при изучении другого предмета»[1].
Дальнейшую разработку вопроса речевого развития учащихся получили в трудах учёных XX века. В этот период, как и в XIX в., большое внимание уделяется вопросу формирования коммуникативных умений и навыков. Так, М.А.Рыбниковой была предложена «система работы над связной речью: выделены различные виды изложений (близкие к тексту, сжатые, усложнённые).»[2]
Неоценима роль изложений: они являются как раз тем наилучшим средством, которое оживляет уроки русского языка, увлекает учащихся, на деле показывает им богатейшие возможности языка и необходимость его тщательного изучения ради подлинного общения, ради выражения своих мыслей и чувств, ради художественного творчества.
Объект исследования: деятельность учителя и учащихся в процессе подготовки к сжатому изложению.
Предмет исследования: развитие речи школьников в процессе подготовки к сжатому изложению.
Цель исследования: определить методы работы на уроках русского языка по написанию сжатого изложения.
Задачи исследования:
- Проанализировать методическую и литературоведческую литературу по написанию сжатого изложения.
- Изучить опыт педагогов-практиков по проведению уроков русского языка по написанию сжатого изложения.
- Изучить различные методические рекомендации по данной теме.
Методы исследования:
- Библиографический.
- Теоретический анализ научной и методической литературы.
- Изучение опыта учителей по данной теме.
Этапы исследования:
- Изучение литературы по написанию сжатого изложения разных видов (методической, научной).
- Разработка и проведение уроков по написанию сжатого изложения.
- Обобщение материала.
Структура работы: выпускная работа состоит из плана, вступления, двух глав, заключения, библиографии и приложения.
- Глава 1.Роль школьного курса русского языка в формировании духовно-нравственных начал личности при обучении сжатого изложения
- Обзор методик написания сжатого изложения
Методика подготовительной работы в пятом классе над сжатым изложением направлена на развитие умений отделять главное от второстепенного, но при этом сжатое изложение должно сохранять колорит произведения. Н.Н. Алгазина, М.Т. Баранов и др. в пособии "Обучающее изложение в пятом классе" подробно рассказывают об этом виде изложения. Обучающее изложение в пятом классе/Н.Н. Алгазина, М.Т. Баранов, П.Ф. Ивченко, Т.А Ладыженская. - М.: АПН РСФСР, 2012.
При написании сжатого изложения, обучающийся должен усвоить содержание текста. Это значит:
- понять основную мысль текста, отделив главное от второстепенного;
- запомнить основные факты, их последовательность;
- определить своё отношение к происходящим в тексте событиям, к поведению действующих лиц.
Для усвоения текста предлагается ряд методических приёмов:
- выразительное чтение текста учителем;
- объяснение непонятных слов и выражений;
- беседа по содержанию;
- работа над планом;
- устный пересказ текста.
Авторы также предлагают поработать над языком текста. Провести предварительную лексическую подготовку: подбор синонимов, антонимов, объяснение непонятных слов; разобрать образно выразительные средства, имеющиеся в тексте, выяснить, почему именно то или иное выражение употреблено здесь.
И.М. Никулина в своём пособии "Изложения по русскому языку. 6 класс" предлагает работу по написанию изложения проводить по следующим этапам Изложения по русскому языку: 6 класс / М.Ю. Никулина. - 5-е изд., стереотип.- М.: Издательство "Экзамен", 2011. - 287, с. (Серия "Учебно - методический комплект"):
- выразительное чтение текста учителем;
- лексическая работа по объяснению непонятных слов и выражений, запись их на доске, составление с ними словосочетаний и предложений;
- определение учащимися стиля и типа речи текста;
- работа по содержанию текста;
- написание изложения;
- после проверки изложения провести систематическую работу над ошибками, в первую очередь речевыми и стилистическими, фактическими (ошибками в передаче содержания текста), ошибками, связанными с нарушением последовательности событий.
Очень часто обучающиеся не умеют делить текст на абзацы, над этим недочётом тоже надо работать. Вначале необходимо школьнику помочь исправить эти ошибки, дальше, в старших класса они делают это самостоятельно.
Пособие "Изложения в V-VIII классах" И. Кулибабы, Н. Березовского и др. Кулибаба И.И. Изложения в V-VIII классах./ И.И. Кулибаба, Н.Н. Березовский.- М.: Учпедгиз, 1997. - 208с. содержит текстовый материал для работы над изложениями разных видов и указания по методике их проведения.
Для каждого учебного класса изложения подобраны с таким расчётом, чтобы были представлены различные посильные для определённого возраста разновидности текстов. Каждый из них сопровождается комментариями, облегчающими учителю проведение изложения.
В сборнике "Обучающие изложения в VII- VIII классах" М.Т. Баранова, П.Ф. Ивченкова и др. Баранов М.Т., ивченков П.Ф., Ладыженская Т.А., Напольнова Т.В. Обучающие изложения в VII-VIII классах. - М.: - 1964. приводятся тексты для подробных изложений, сжатых и изложений с творческими заданиями. При отборе текстов для сжатого изложения основное внимание обращается на насыщенность их различными синтаксическими конструкциями. Это помогает учителю обучить детей пользованию разными синтаксическими средствами для выражения мысли.
Обучающиеся детально анализируют части текста, выделяют изобразительные средства. Им предлагается выписать такие слова и словосочетания, и некоторые из них использовать в сжатом изложении. Авторы рекомендуют учителю проводить коллективное составление плана текста из 4-5 пунктов. Далее посредствам беседы по содержанию выделяется основная мысль, которую следует выразить в сжатом изложении.
Пособие Хустовой Д.А. "Русский язык. Подготовка к ГИА (написание сжатого изложения). Универсальные материалы с методическими рекомендациями, решениями и ответами)" рассказывает о разных приёмах сжатия информации:
1) исключение подробностей, деталей (удаление, исключение);
2) обобщение конкретных, единичных явлений (объединение, обобщение);
3) сочетание исключения и обобщения (замена, упрощение).
Главной дидактической задачей сжатого изложения автор считает обучение кратко, в обобщённой форме передать воспринятую информацию.
Большое значение уделяется упражнениям на определение главной информации текста; объяснение членения текста на абзацы; выделение ключевых слов; перечисление микротем текста.
И.Н. Доротина в статье "Содержательные и языковые способы сокращения текста" Добротина И.Н. Содержательные и языковые способы сокращения текста. / И.Н. Добротина//Русский язык. - 2008. - № 21. - С. 11- 13. к содержательным приёмам компрессии исходного текста относит:
- разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации;
- свёртывание исходной информации за счёт обобщения.
Выделяются языковые приёмы компрессии исходного текста:
1) замена (замена однородных членов обобщающим наименованием, замена фрагмента предложения синонимичным выражением, замена предложения или его части указательными местоимениями и т.д.);
2) исключение (исключение повторов, фрагмента предложения, синонимов);
3) слияние (слияние нескольких предложений в одно).
Важно, что каждый приём компрессии исходного текста сопровождается упражнениями, которые позволяют объяснить его суть и организовать работу с обучающимися.
Архарова Д.И. в своём издании "Готовимся к государственной аттестации по русскому языку в 9 классе. Пишем сжатое изложение (задание С1)" говорит о том, для чего надо писать сжатое изложение, предлагает пошаговый алгоритм действий при работе со сжатым изложением, знакомит с критериями (основаниями), по которым будет оцениваться сжатое изложение. Так же предлагает свою методику при работе над сжатым изложением (конструирование основной модели (ОМ) текста в виде таблицы). Архарова Д.И. Готовимся к государственной итоговой аттестации по русскому языку в 9 классе. Пишем сжатое изложение (задание С 1): Дидактические материалы для учителя и ученика. - Екатеринбург, 2011. С.
В статье "Современные подходы к написанию изложения" Н.А. Борисенко, А.Г. Нарушевич и др. утверждается, что по программе средней школы обучающиеся пишут изложения с 1-го класса, поэтому данный вид работы привычен и для девятиклассников, и для учителей. Лекция № 2. Современные подходы к написанию изложения. Основные требования к изложению. Виды изложений. Понимание и запоминание текста на основе воссоздающего воображения./ Н.А Борисенко, А.Г Нарушевич// Русский язык. - 2008. - № 18. - С. 2-9.
Но в учебниках для общеобразовательных учреждений "Русский язык. 5 класс, 6 класс, 7 класс, 8 класс, 9 класс", под редакцией М.М. Разумовской, С.И. Львовой, В.И. Капинос и др. даны разделы "Текст", "Стили речи", "Типы речи", "Строение текста", в которых говорится о типах, стилях речи, строении текста, даны упражнения, которые помогают обучающимся освоить и научиться самостоятельно, применять на практике полученные знания. Также рассматриваются языковые средства, отрабатывается нахождение основной мысли и темы текста, составление плана, в создание текстов разных типов и стилей. Большая часть упражнений направлена на создание обучающимися сочинений разных типов и стилей, и только малая часть - на изложение. Это будет хорошей теоретической базой для подготовки к написанию сжатого изложения. Но самое главное - в учебниках не содержится приёмов сжатия текста, и упражнения предлагают лишь написать изложение с заменой тех или иных частей речи другими или изменением лица.
В учебнике для 8 класса общеобразовательных учреждений "Русский язык" под редакцией Л.А. Тростенцовой, Т.А. Ладыженской и др. вообще нет разделов по развитию речи, только в разделе "Синтаксис. Пунктуация. Культура речи" даны понятия "Текст как единица синтаксиса". В этом учебнике даны только упражнения с пометкой "Специальные упражнения по развитию связной речи", в которых предлагается:
- "написать изложение от 3-го лица, кратко, в двух предложениях передав содержание первой части текста упр. 26 и более подробно дальше";
- "написать в форме письма свои впечатления о лете";
- "напишите сочинение по картине…". Русский язык: учеб.для 8 кл. общеобразоват. учреждений/ [Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина,; науч. ред. Н.М. Шанский]. - 6-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 237с.
Проведённый анализ методической литературы показывает, что содержание методической литературы, учебников, по которым занимается сегодня школьник и на которые, при подготовке к уроку, опирается учитель, недостаточно обеспечивает полноценную подготовку к написанию сжатого изложения на ОГЭ.
Перед учителем стоит большая проблема: не только научить писать сжатое изложение, но и чтобы ребёнок успешно его написала на экзамене. Поэтому на протяжении 4 лет, с 5 по 8 класс, учитель формирует у обучающихся необходимые умения и навыки для этой работы, а в 9 классе уже он должен самостоятельно, осознанно писать сжатое изложение, используя необходимые способы сжатия, правильно определять микротемы, границы абзацного членения и анализировать свою работу по критериям оценки сжатого изложения на ОГЭ.
- Психологические трудности, которые испытывает выпускник основной школы при обучении написанию сжатого изложения
Назовем те психологические трудности, которые испытывает ученик /выпускник основной школы при обучении написанию сжатого изложения.
Первую группу составляют проблемы психолого-личностного характера. В первую очередь, это крайне заниженная самооценка ученика. Это обусловливает формальное отношение к процессу обучения в целом и нежелание подростка брать на себя реальную ответственность за осмысленное отношение к обучению. В результате ученик формирует устойчивые искаженные представления о сущности обучения и о своём реальном вкладе в него. Как следствие возникает очень сложная проблема неумения адекватно оценить собственные достижения и промахи, освоить предлагаемые алгоритмы, методики, технологические цепочки, помогающие ученику успешно справляться с восприятием, пониманием и репродуцированием текста.
Вторая группа проблем, характерных для современных подростков, обусловлена процессом их взросления. Современный ребенок настолько перегружен информацией, так вовлечен в быстрый темп жизни, что он не в состоянии задуматься, оглядеться, поразмышлять. Подросток сейчас инфантилен, его познавательные способности отстают в развитии, что в частности очень тяжело сказывается на выполнении учебных упражнений, связанных с восприятием и пониманием текста.
В результате возникает третья группа проблем, которую можно назвать боязнью ученика работать с прочитанным текстом, имея цель адекватно воспринять и понять его содержание и смысл, воспроизвести в виде устного и/или письменного пересказа (изложения). Аналогично возникает боязнь создать текст сочинения, отзыва, реферата, проекта и т.д.
1.3. Работа над сжатым изложением в рамках школьной программы
Охарактеризуем кратко особенности работы над сжатым изложением в раках школьной программы.
I. Подготовительный этап — I- IV классы.
II. Систематический этап — V- IX классы.
III. Завершающий этап — X- XI классы.
Охарактеризую кратко эти этапы.
I. Подготовительный (начальный) этап.
- На этом этапе обучения формируются такие умения, как:
- умение определить тему и основную мысль несложного текста;
- умение выделить основное в его содержании;
- устно сжато передать содержание текста;
- выделить его смысловые части,
- составить план прочитанного;
- найти в тексте и объединить материал на ту или иную тему.
Наряду с другими видами работ по развитию речи, в этот период обучения проводятся письменные подробные изложения, устные сжатые и выборочные пересказы прочитанных текстов. Опыт показывает, что учащиеся IV класса справляются и с письменными изложениями, сжатыми, выборочными, с творческим заданием.
II Систематический этап.
Этот этап работы по обучению речи включает практическое усвоение учащимися системы речеведческих понятий, что и составляет определенную теоретическую основу работы над изложением. Это следующие речеведческие понятия: речь, ее задачи (функции); текст (как продукт речи), его признаки; типы текстов (повествование, описание, рассуждение); подробное, сжатое, выборочное изложение текста.
Центральным, базисным при работе над изложением является понятие о тексте, его тематическом, смысловом, стилистическом, структурном единстве.
На базе практического осмысления этих понятий и идет формирование соответствующих коммуникативных умений на систематическом этапе обучения. Этот этап включает два учебных цикла — основной и заключительный.
Основной учебный цикл (V—VII классы)
В IV классе изложения (устные и письменные) формируют следующие умения:
- умение осмысливать коммуникативную (речевую) задачу автора текста (общение, сообщение, воздействие);
- умение определять и раскрывать тему и основную мысль текста (типы текстов: повествование-рассказ о каком-то случае; описание предмета, животного; элементарное дедуктивное рассуждение);
- умение составлять простой план повествовательного текста;
- умение пересказывать содержание повествовательного текста подробно и сжато;
- умение подробно пересказывать повествовательный текст с элементами описания (предмета, животного);
- умение избегать повторения одних и тех же слов, использовать лексические синонимы исходного текста.
В IV классе возможна и пропедевтическая работа над умением выборочно излагать содержание текста. Учащиеся выбирают из повествовательного текста элементы описания, предмета или животного, объединяют материал и создают текст.
Особенность проведения изложений в V классе состоит в том, что учитель опирается на те интеллектуальные умения, действия, которые отработаны на начальном этапе, и формирует новые с учетом перспективы развития связной речи в последующих классах.
В V классе изложения (устные и письменные) направлены на закрепление и совершенствование имеющихся и формирование новых умений. К новым умениям относятся следующие:
- умение подробно, сжато и выборочно пересказывать повествовательный текст с элементами описания (обстановки, пейзажа);
- умение составлять сложный план текста;
- умение совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста.
Новый вид изложения для учащихся V класса — выборочное. Цель изложения — формирование таких частных умений, как умения вычленить в тексте тематические линии, выбрать из текста материал на заданную тему, систематизировать материал под определенным углом зрения, найти «свои» средства связи предложений и частей.
В VII классе изложения на более сложных текстах совершенствуют, развивают умения, над которыми работали в V—VI классах, и формируют новые:
1) умение подробно, сжато и выборочно воспроизводить содержание повествовательных текстов с элементами описания внешности человека, процессов труда;
2) умение вводить в пересказ текста оценку поступков героев, выражать свое отношение к изложенному.
Заключительный учебный цикл (VIII—IX классы)
Цель обучения в VIII— IX классах — совершенствование приобретенных умений, использование их в работе с более сложным текстом, при выполнении более сложных речевых задач, формирование некоторых новых умений.
В VII классе изложения разных видов текстов разных типов и разной стилистической принадлежности должны способствовать формированию таких умений, как:
- умение самостоятельно определять стиль исходного текста (научный, художественный, публицистический);
- умение подробно и выборочно излагать содержание повествовательных текстов с элементами описания местности, архитектурных сооружений, памятников;
- умение совершенствовать изложение в соответствии с задачей исходного текста, его темой, основной мыслью и стилем;
- умение подробно и выборочно излагать содержание текста публицистического стиля.
В IX классе работа над изложением связывается с изучением литературы, а также других учебных предметов, расширяется межпредметная основа проведения изложений.
Работа приобретает качественно новый характер, способствует более углубленному анализу и пониманию художественно-публицистического, научного текста. У учащихся формируются такие умения:
- умение выборочно излагать содержание большого произведения в соответствии с заданной темой;
- умение подготавливать устное сообщение, доклад, реферат по 2—3 источникам, высказывать и обосновывать свое мнение;
- умение составлять тезисы или конспект небольшой статьи или фрагмента большой статьи на литературную, общественно-политическую и морально-этическую темы. Так можно представить в самом общем виде содержание и последовательность работы над обучающим изложением на уроках русского языка.
« Ученик должен пройти довольно большой путь — от подробного воспроизведения небольшого по объему, несложного по содержанию и композиции текста до самостоятельного сжатого или выборочного воспроизведения материала на заданную тему по двум или нескольким источникам, значительным по объему, достаточно сложным по композиции и языку»[3].
Если выпадет из систематического этапа обучения какое-то звено, то нарушится вся система работы над изложением, а это отрицательно отразится на конечных результатах развития связной речи.
III Завершающий этап обучения (X—XI классы)
На этом этапе изложения как самостоятельный вид работы отсутствуют, но разные виды воспроизведения текста являются необходимым элементом других, более сложных работ: сочинений на историко-литературные темы, докладов, рефератов и др. Умения, которые формировались при проведении изложений на систематическом этапе, здесь совершенствуются и получают свое дальнейшее развитие в самостоятельной работе учащихся как с художественным произведением, так и с дополнительной научно-критической литературой, рекомендуемой в рамках разных учебных предметов: литературы, истории, обществоведения.
Необходимо подчеркнуть, что система работы над изложением предполагает, с одной стороны, опору на определенный теоретический фундамент, с другой — четкое вычленение того, чему предполагается учить, готовя класс к очередному изложению, с какими новыми особенностями текста нужно познакомить школьников, какие умения будут формироваться и совершенствоваться.
От подробного воспроизведения небольших текстов повествовательного характера, в основе которых лежит один эпизод, случай, к сжатому и выборочному изложению больших художественных произведений, публицистических, научных, научно-критических статей, составлению тезисов, конспектов, записи лекций — таков путь работы над изложением на уроках русского языка в X—XI классаx.
- Глава 2. Особенности подготовки к сжатому изложению в экзаменационной работе ОГЭ
2.1. Организация работы над изложением
В настоящее время в контрольно-измерительных материалах ОГЭ по русскому языку в первую часть включено задание 1, которое предполагает написание краткого изложения. Экзаменуемые должны прослушать аудиозапись прочтения текста и письменно воспроизвести текст с заданной степенью свернутости (сжатое изложение содержания прослушанного текста). Объем сжатого изложения – не менее 70 слов. На выполнение данной работы, включая прослушивание исходного текста, отводится 90 минут. На выполнение данной работы, включая прослушивание исходного текста, отводится 90 минут. Из них 2,5-3 минуты (в соответствии с длительностью аудиозаписи) выделяется на первое чтение и прослушивание текста, 3-4 минуты – на осмысление выпускниками текста, 2,5-3 минуты – на второе чтение и слушание текста. Остальное время даётся на написание сжатого изложения. Рекомендуется оставить 15-20 минут отведённого времени на переписывание изложения в чистовик с черновика. За 10 минут до завершения работы напоминается о необходимости завершения написания изложения. По истечении 90 минут все выпускники сдают отдельные подписанные листы.
Данное экзаменационное задание является одним из наиболее сложных заданий. Что такое сжатое изложение?
Сжатое изложение - это краткая, обобщенная передача содержания исходного текста. Ученику необходимо максимально отразить содержание первоначального текста, минимально используя речевые средства.
В работе над изложением можно выделить несколько этапов в деятельности учителя и учащихся.
Учитель:
- подготавливает учеников к созданию своих текстов на основе данных;
- проверяет и оценивает созданные тексты (изложения);
- заранее готовит и затем проводит анализ изложений в классе.
Ученики:
1) готовятся к письменному воспроизведению текста;
2) пишут изложения и осуществляют самоконтроль;
3) совершенствуют написанное.
Подготовка к изложению проходит на специальном уроке развития речи или осуществляется постепенно, рассредоточенно на уроках русского языка, предшествующих изложению. В зависимости от конкретных условий учитель использует тот или иной путь подготовки или оба.
Работа на уроке будет включать несколько этапов в соответствии с тем, какая дидактическая задача в подготовке изложения решается:
1. Сообщение цели изложения.
- Подготовка к восприятию текста.
- Восприятие текста.
- Анализ текста (содержательный, структурный, языковой).
- Изложение текста в соответствии с поставленной задачей.
- Самоконтроль.
Естественно, что такое выделение в известной мере условно. В зависимости от времени, отведенного на подготовку и выполнение изложения (один или два урока), цели изложения, особенностей текста и т. д. одни этапы могут занимать большее место, другие — свертываться или отсутствовать.
На каждом этапе применяются свои, соответствующие поставленным задачам приемы работы. Так, например, на этапе анализа текста используется беседа по содержанию, составление плана рабочих материалов, структурный и языковой разбор текста.
Большой объем материала, который представляет текст для анализа, трудно рассмотреть на одном уроке. В этой связи и возникает необходимость начать подготовку к изложению за несколько дней до его написания. Идея «рассредоточенной (постепенной) подготовки к предстоящему изложению»[4] была выдвинута М. Т. Барановым.
Для предварительной работы (если речь идет о незнакомом тексте) целесообразно отбирать тот материал из статьи для изложения, понимание которого не требует контекста. В предварительных упражнениях можно разобрать трудные орфограммы и пунктограммы текста, уточнить значение малознакомых слов, предупредить ошибки в употреблении отдельных слов, их форм, построении словосочетаний и предложений. С этой целью нужный материал включается в упражнения, выполняемые на уроках русского языка: различного вида разборы (орфографический, пунктуационный, словообразовательный, морфологический, синтаксический), осложненное списывание, разнообразные обучающие диктанты, редактирование и др. Готовя учащихся к изложению по знакомому тексту, например, отрывку из изучаемого на уроке литературы художественного произведения или статьи из учебника природоведения, истории, географии и т. д., можно предложить иные по характеру предварительные задания. Это чтение текста, нахождение в нем определенных языковых средств, выписывание слов и предложений и объяснение тех или иных случаев правописания, наблюдение над особенностью употребления и ролью какого-то языкового явления. Возможны и предварительные задания, связанные с осмыслением содержания текста: определение темы, главной мысли, составление плана, выделение главного и второстепенного, подготовка рабочих материалов и т. д.
Как организовать в каждом конкретном случае работу по подготовке изложения, будет зависеть от особенностей текста и тех задач, которые предстоит решать при его воспроизведении.
Одним из самых ответственных этапов в деятельности ученика является написание изложения и последующая самопроверка, а в деятельности учителя — проверка и оценка работ.
Проверка изложения учеником, если не было предварительной работы с черновым вариантом, включает в себя коррекцию разных сторон созданного текста: его тематической, смысловой, структурной и стилистической цельности, правильности, точности, выразительности использования языковых средств. Аккуратно сделанные исправления не должны влиять на оценку обучающего изложения. Исправления — это свидетельство творческой работы ученика и материал для размышлений учителя.
2.2. Методика обучения сжатому изложению
«Сжатое изложение как особый вид учебного пересказа ставит задачу передать из воспринятого текста главное (существенное), используя языковые средства обобщенной передачи содержания.»[5]
Как показывают специальные исследования, этим умением недостаточно владеют и школьники, и студенты.
Сжатый пересказ занимает особое место в обучении связной речи, в формировании коммуникативных умений. Известный методист прошлого М. Чистяков, подчеркивая значение сокращений (так назывались сжатые изложения), писал о том, что это занятие будет учить воспитанника «отличать красоты выражения от занимательности содержания, мелкие подробности предмета, важные для живости его изображения, от существенных, характеристических линий, составляющих его физиономию, его отличия, будет приучать давать приобретенным мыслям свою оболочку; следовательно, здесь опять многосторонняя работа для памяти, для соображения, для чувства и стиля»[6] На важность сжатых пересказов в развитии речи и мышления ученика указывал и В. А. Добромыслов, отмечая, что эти изложения «требуют специальной логической работы над текстом»[7] Методисты, рассматривая теорию и практику сжатых изложений, вычленяют прежде всего такие вопросы, как: возможную степень сжатия (сокращения исходного текста); способы сжатия; характер текстов, отбираемых для сокращения; последовательность и приемы работы над сжатым изложением.
Умение сжать текст – это умение выделить главное из предложенного высказывания. Учиться сжатию текста рекомендуется не при устном прослушивании этого текста, а по образцам, которые лежат перед глазами. Делать это нужно постепенно, путем выполнения разнообразных заданий (план, конспект, отдельные упражнения).
На слух нужно учить ребят умению членить текст на абзацы («При чтении текста определите количество абзацев, микротемы, ход развития мысли»).
Приемы сжатия текста можно отрабатывать на обычных уроках русского языка, вводя небольшие задания (Например, такое: «Выделите в данном предложении главную и второстепенную информацию»). Эти задания занимают не так уж много времени, но являются очень продуктивными.
Как делать записи во время чтения текста изложения
- При первом чтении текста изложения очень важно определить, сколько в тексте абзацев и какова микротема каждого из них.
- При первом чтении не нужно (и даже вредно) стремиться записать весь текст - нужно записывать ключевые слова.
- Ключевые слова лучше записывать не плотно (подряд), а оставляя пространство между ними, чтобы потом дополнить запись, а не делать её заново.
- Во время паузы между первым и вторым чтением, пока учитель молчит, нужно сосредоточиться на тексте, понять и выстроить логику изложения.
- При повторном чтении не нужно стремиться записывать все дословно – только главное.
- Смысл метафоры в сжатом изложении (т.е. вне авторского контекста) лучше передать своими словами.
- Можно ли оставить в тексте риторический вопрос? Обычно он мешает сжатию текста. Полезное упражнение - перевод риторического вопроса в утверждение (и наоборот).
Способы сжатия текста:
- исключение,
- обобщение,
- упрощение.
Задача сжатого изложения — передать основное содержание в краткой форме.
Работая над сжатым изложением, необходимо уметь отбирать в исходном тексте основную информацию, вычленять микротемы, в каждой микротеме выделять существенное, знать основные приёмы сжатия текста, уметь последовательно излагать отобранную информацию.
Выделяют следующие основные приёмы сжатия текста:
Исключение
- вводных слов;
- однородных членов предложения;
- повторов;
- однотипных примеров;
- риторических вопросов и восклицаний;
- цитат;
- деталей, которые не влияют на ход авторской мысли;
- пояснений;
- рассуждений;
- описаний;
- слов, предложений, которые могут быть удалены без ущерба для содержания.
При исключении необходимо
- Выделить главное с точки зрения основной мысли текста, затем убрать ненужные подробности и детали.
- Объединить полученное, используя основные средства связи между предложениями.
Пример:
На поляне, у лесного разлившегося ручейка, весело играют смешные, неуклюжие медвежата. — На поляне весело играют неуклюжие медвежата. (И. Соколов-Микитов)
Обобщение
- парцеллированных предложений;
- ряда предложений;
- связанных одной мыслью, частей предложений;
- конкретных, единичных фактов, событий, явлений.
При обобщении необходимо
- Найти в тексте мелкие, единичные факты.
- Найти в них общее.
- Объединить эти факты на основе общего.
- Сформулировать получившееся предложение.
Пример:
Надев лыжи, он подпрыгнул несколько раз, похлопал лыжами по снегу, взметая пушистую порошу, потом проверил крепления у неё, и они потихоньку двинулись. — Надев лыжи и проверив крепления, они потихоньку двинулись. (Ю. Казаков)
Замена
- однородных членов обобщающим словом;
- сложного предложения - простым;
- части предложения или ряда предложений общим понятием или выражением;
- прямой речи - косвенной;
- части текста - одним предложением;
- части предложения местоимением и т.д.
При замене необходимо
- Найти слова, смысловые части или предложения, которые можно сократить с помощью замены обобщающим словом, простым предложением и т.д.
- Сформулировать получившееся предложение.
Пример:
В вагоне электрички было тесно от рюкзаков и лыж и шумно: все кричали, звали друг друга, с шумом занимали места, стучали лыжами. — В вагоне электрички было тесно и шумно. (Ю. Казаков)
Один и тот же приём сжатия можно использовать как в одной микротеме, так и в целом тексте.
При сжатии исходного текста необходимо помнить о типе речи, к которому относится исходный текст. Если тип речи — описание, то нельзя сокращать признаки, характеризующие предмет; можно сжать средства описания. Если тип речи — повествование, то действия, передающие развитие сюжета, следует сохранить, а сократить детали, описания, подробности. Если тип речи — рассуждение, то аргументы сокращать нельзя, можно опустить примеры. Типы и стили речи
Различают следующие функционально-смысловые типы речи: повествование, описание, рассуждение. Как правило, текст относится к одному из типов речи, но может содержать элементы других типов речи.
Повествование как тип речи передаёт динамику действия, выражает сообщение о развивающихся во временной последовательности событиях, состояниях.
Например:
Ранней весной, как только вода начнёт поступать в корень берёзы, запасы крахмала, отложенные в корнях и стволе, превращаются в сахар, который начинает растворяться в воде и подниматься по сосудам древесины к почкам. Почки, питаясь сахарным раствором, распускаются, вырастая в молодые побеги. Весной, пока из почек не распустились клейкие листочки, берёза и даёт нам сладкий сок. (По Н. Верзилину)
Описание как тип речи раскрывает отличительные признаки предмета, действия, состояния.
Например:
Весной на полях и пустырях встречается растение с ветвистым стеблем, покрытым редкими, оттопыренными, жёсткими полосками. Листья его яйцевидные, сидят на стебле поочерёдно, редко: нижние на черешках, а верхние охватывают стебель основанием. Листья также покрыты волосками.
В июне это растение зацветает голубыми цветками. Они имеют пять сросшихся чашелистиков и пять тоже сросшихся заострённых лепестков. Это растение имеет запах огурцов. Если растереть листочек пальцами, то чувствуется запах молодых огурчиков. И называется это растение огуречной травой или бурачником.
(По Н. Верзилину)
Рассуждение как тип речи содержит утверждение (тезис), которое обосновывается при помощи доказательств (аргументов), фактов.
Например:
О детективе много спорят, ещё больше его читают. Много спорят о том, стоит ли его читать вообще? Уже название жанра говорит о многом.
Во-первых, оно совпадает с профессией его главного героя — детектива, ведущего расследование.
Во-вторых, детективный жанр — один из вариантов литературы о преступлении.
В-третьих, подразумевается и способ построения сюжета. Тайна преступления так до конца и остаётся неразгаданной.
В чём секрет популярности детектива? Почти всегда говорят о психологической разрядке, интеллектуальном отдыхе, который предоставляет такого рода чтение современному человеку. Другие признают за ним право на нравственный урок, убеждающий читателя в неизменном торжестве добра над злом. Как бы то ни было, писатели стремятся полностью вернуть детективу утраченные, а если не утраченные, то значительно урезанные литературные права. (По В. Новикову)
Функциональный стиль — это разновидность литературного языка, которая выполняет определённую функцию в общении.
Функциональные стили | Цели общения | Основные виды высказывания | Стилевые черты | Характерные языковые особенности |
Разговорный | Обмен информацией. | Беседа, разговор, письма, записки. | Эмоционально-оценочный характер речи, неофициальность, непринуждённость общения. | Неполные предложения, обращения, междометия, разговорная лексика. |
Научный | Сообщение и объяснение достижений науки. | Доклады, лекции, учебные статьи. | Точность и содержательность речи, нормативность. | Термины, вводные слова, сложные предложения. |
Официально-деловой | Регулирование социальных отношений. | Законы, договоры, деловая документация. | Точность, логичность. | Официальная лексика, сложные предложения с условными придаточными. |
Публицистический | Сообщение информации о социально значимых событиях, воздействие на читателя. | Жанры средств массовой информации. | Информативность, связанная с популяризаторской функцией, экспрессивность. | Общественно-политическая лексика, побудительные предложения, риторические вопросы. |
Стиль художественной литературы | Воздействие на читателя путём художественного изображения жизни. | Все жанры художественной литературы. | Образность, эмоциональность, оценочность. | Тропы, фигуры речи, разнообразные синтаксические конструкции. |
Опорная таблица для написания изложения
Требование: Логическая последовательность Приемы сжатия текста Речевое оформление Грамматическое оформление Орфография (умение работать со словарем) Пунктуация | Абзац-ное чление | 1 микротекст: Вступление (ключевые слова) Основная мысль (ключевые слова) Заключение (ключевые слова) Переходный мостик | Пауза (1-2 секунды во время аудио чтения) | Требование: Отразить основную мысль всего текста, созданного выпускником Отразить тему текста |
Абзац-ное членение | 2 микротекст: Вступление (ключевые слова) Основная мысль (ключевые слова) Заключение (ключевые слова) Переходный мости | Пауза (1-2 секунды во время аудио чтения) | ||
Абзац-ное членение | 3 микротекст: Вступление (ключевые слова) Основная мысль ( ключевые слова) Заключение (ключевые слова) |
2.3. Из опыта работы. Подготовка к сжатому изложению на школьных уроках
В результате поиска новых форм работы с изложением, отвечающих всем выше названным условиям, остановлюсь на методике по абзацной проработки текстов в парах сменного состава, которая в литературе больше известна как методика Ривина.[8] Особенности изложения как вида работ, конкретные задачи, требовали некоторых изменений этой методики. В результате получилась некая модификация.
Для упорядочения работы с текстом изложения в парах разработан следующий алгоритм:
1.Ученик А вполголоса читает текст 1 абзаца, ученик Б внимательно слушает.
2.Ученик Б пересказывает прослушанный текст, ученик А внимательно слушает (можно с опорой на текст) и при необходимости уточняет, дополняет.
3.Ученики задают друг другу вопросы к тексту 1 абзаца и отвечают на них, используя при этом, если нужно текст.
4.Ученики совместно озаглавливают 1 абзац и записывают в свои тетради заголовок как пункт «Плана».
5.Ученики самостоятельно выписывают в «Словарь» трудные слова из абзаца
( при этом «трудное место» в слове выделяют другой пастой)
6.Работа со вторым абзацем ведётся так же, начиная с пункта 1, но ученики на этот раз меняются ролями. И далее по алгоритму.
7. После проработки двух первых абзацев образуются новые пары, в которых ведётся аналогичная работа со следующими двумя абзацами текста.
На что обращалось внимание учеников при знакомстве с этим алгоритмом работы?
Во-первых, очень важно читать точно и внятно, так, чтобы у слушающего не возникало трудностей при восприятии услышанного текста, иначе он не сможет хорошо его пересказать. Поэтому чтению вслух может предшествовать чтение про себя. В то же время подчёркивается, что ученики должны общаться друг с другом вполголоса, так, чтобы было слышно только напарнику, иначе в классе будет излишний шум.
Во-вторых, отмечается важность постановки вопросов к тексту. Учащимся говорится, что чем больше вопросов они зададут друг другу, тем лучше они запомнят текст. Вопросы могут быть различные: выясняющие конкретное значение тех или иных слов, понятий, уточняющие смысловую связь частей абзаца и т.д.
В-третьих, в отличие от базового варианта методики Ривина, в модифицированном случае партнёры все записи делали в своих тетрадях. В конце работы тетради сдавались на проверку учителю, который уже оценивал работу каждого в отдельности. И здесь важным оказывалась и каллиграфия, и орфография. Кроме того, если при озаглавливании абзаца партнёры не приходили к единому мнению, то хозяин тетради записывал тот вариант заголовка, который удовлетворяет его, поскольку именно ему придётся в дальнейшем пользоваться этим планом.
В- четвёртых, при записывании в «Словарь» трудных слов из абзаца ученикам нужно было обязательно «трудное место» в слове выделить другой пастой. Основной расчёт здесь делается на то, что глаз более запоминает букву в слове, выделяющуюся среди других букв; кроме того , сам процесс написания исключает возможность невнимательного, небрежного отношения. Целесообразность такой записи, прежде всего, обусловлена самой механикой занятий: внимание постоянно напряжено для того, чтобы не пропустить выделенную букву. Да и процесс написания происходит очень медленно: после нескольких «чёрных» букв, написанных одной пастой, нужно взять ручку с другой пастой, написать ею букву, положить её и снова взять первую ручку.
Структура учебного занятия в целом выглядит следующим образом:
1.Информационный ввод учителя.
2.Поабзацная проработка текста в парах сменного состава (по алгоритму).
3.Однократное чтение вслух текста учителем.
4.Самостоятельное письменное воспроизведение текста с использованием составленного Плана и Словаря.
На доске предварительно записывается: дата, классная работа, изложение. Ниже через строчку доска делится пополам и следует такая запись:
План | Словарь |
1 | |
2 | |
3 | |
… |
Учащиеся делают эти записи в своих тетрадях. После поабзацной проработки всего текста ученикам необходимо озаглавить текст в целом.
Если методика Ривина основана на работе с разными текстами, то перед учителем стоит задача организовать работу в парах сменного состава с одним текстом. Для этого разбивали текст на смысловые отрезки, приблизительно одинаковые по объёму.
Для проведения такого учебного занятия необходимо как минимум два урока. Если работа происходит систематически, то этого времени вполне достаточно.
Образуя новые пары, ученики каждый раз вынуждены перестраиваться сообразно индивидуальным отличиям новых собеседников, общаться так, как того требует новая ситуация, новый партнёр. Уже на первом шаге совместной работы можно увидеть, как читающий старается подстроиться под своего партнёра: он ищет ту скорость чтения, которая наиболее оптимальна для соседа. Если, предположим, партнёр не расслышал какое-то слово, он может тут же остановить читающего, и попросить повторить. При этом он вправе рассчитывать на адекватную реакцию партнёра.
В этих учебных ситуациях, основанных на общении в парах сменного состава, заложены главные резервы формирования человека мобильного, быстро ориентирующегося в изменяющемся мире и вместе с тем терпимого, коммуникабельного и готового к широкому сотрудничеству.
Эффективных результатов по подготовке к сжатому изложению помогают добиться рекомендации, разработанные кафедрой МГПО ФДО УлГПУ им. И.Н. Ульянова.
Сжатое изложение проверяет:
1) умение слушать, то есть адекватно воспринимать информацию, содержащуюся в тексте;
2) умение обрабатывать воспринятую информацию, выделяя в ней главное;
3) умение письменно передавать обработанную информацию.
«Сжать» текст – это значит сократить его, но при этом сохранить основную мысль в каждом абзаце; убрать второстепенную информацию и оставить главную, то есть отказаться от подробностей. Задача пишущего сжатое изложение – кратко, в обобщённой форме передать содержание текста, отобрать существенную информацию, исключить подробности, использовать речевые средства обобщения. При сжатом изложении обязательно сохранение стилевых особенностей, основных мыслей автора, логической последовательности событий, характеров действующих лиц. Итак, сжатое изложение должно отвечать следующим методическим требованиям: сохранение последовательности в развитии событий; наличие предложений, выражающих мысль, общую для каждой смысловой части; использование по возможности грамматических форм, отличных от предъявленных для восприятия; установление смысловой связи между предложениями; использование уместных, точных и лаконичных языковых средств обобщённой передачи содержания.
Заключение
Умение сжато передать информацию необходимо человеку во всех сферах его деятельности, начиная с уроков в школе, где часто нужно кратко пересказать содержание параграфа, и заканчивая простым разговором, в котором зачастую нужно ясно и кратко передать известную информацию.
В данной работе проведен анализ методической литературы, посвященной работе над сжатым изложением. Этот анализ может послужить хорошей базой для учителя русского языка, который нуждается в дополнительных источниках методической литературы о сжатом изложении.
Важное значение при обучении сжатию текста имеют усвоение учащимися содержания текста и языковая подготовка. Так, в основе первого лежит уяснение основной мысли текста и выбор подходящего способа сокращения текста, а в основе второго - языковая работа над текстом и выбор языковых приёмов сокращения содержания.
В работе приведены типы упражнений, формирующих умения, необходимые для сжатия текста. Систематизированные упражнения, приведённые в данной работе, могут быть использованы учителем на уроках русского языка как задачи на разнообразное сокращение текста учениками: от трансформации словосочетаний до исключения из текста подробностей, деталей и повторов.
Проблема обучения сжатому изложению ещё не освоена в полной мере, и дальнейшее последовательное введение в изучение русского языка с пятого по девятый класс упражнений на сжатие текста должно подготовить учеников к успешному выполнению заданий, касающихся сжатия текста.
Библиографический список
- Артемьева, О.Н., Гаврилова, В.В. Обучение сжатому изложению в V классе [Текст] /О.Н.Артемьева, В.В.Гаврилова // Русский язык в школе.-2013.- № 6.
- Баранов, М.Т., Ипполитова, Н.А., Ладыженская, Т.А., Львов, М.Р./
Учебник для студ. высш. пед. учеб. Заведений/М.Т.Баранов, Н.А.Ипполитова, Т.А.Ладыженская, М.Р.Львов. — М.: Академия, 2001. - Баринова, Е.А., Боженкова, Л.Ф., Лебедева, В.И. Методика русского языка. М., 2004. – 256 с.
- Воителева, Т.М. Теория и методика обучения русскому языку: учебн.пособие для вузов/ Т.М. Воителева.- М.:Дрофа, 2006. – 310 с.
- Добромыслов, В.А. Изложения и сочинения в основной школе/ В.А.Добромыслов.-М.-Л., 2006. – 405 с.
- Добротина, И.Н. Обучение приёмам содержательной компрессии текста как этап подготовки к сжатому изложению [Текст]/ И.Н.Добротина//Русский язык в школе.-2009.-№3
- Дьяченко, В.К.Сотрудничество в обучении. О коллективном способе учебной работы: кн. Для учителя/ В.К.Дьяченко.- М.: Просвещение, 1991. – 205 с.
- Крайник, О.М. Анализ типичных ошибок учащихся при написании сжатого изложения на этапе подготовки к ГИА [Текст] /О.М.Крайник// Русский язык в школе.-2012.-№4.
- Морозова, И.Д. Виды изложений и методика их проведения: пособие для учителя / И. Д. Морозова – М.: Просвещение, 2004. – 189 с.
- Нефёдова, Н.А. Методические рекомендации по обучению школьников написанию сжатого изложения (ч.1, С1) [Текст]/ Н.А.Нефёдова и др. //Образование в современной школе.-2012.-№1.
- Сенина, Н.А.Русский язык. 9-й класс. Подготовка к ГИА-2017: учебно-методическое пособие / Под ред. Н.А. Сениной. – Ростов н/Д: Легион, 2016. – 200 с.
- Ушинский, К.Д. Родное слово. [Текст]: кн.для учащихся /К.Д.Ушинский. Избранные труды: В 4 кн. -М. - 2005. – 510 с.
- Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя /А.Г. Асмолов, Г.В. Бурминская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010. – 209 с.
- Чистяков, М. Практическое руководство к постепенному упражнению в сочинении/ М.Чистяков.- СПб., 2007. – 178 с.
- Юртаев, С.В.Обучение сжатому изложению/С.В.Юртаев // Русский язык в школе.-1995.-№ 6.
Приложение 1. Урок развития речи. Обучение написанию сжатого изложения
Тема | «РР: Обучение написанию сжатого изложения по тексту Д.С.Лихачёва |
Цель | Изложить сжато исходный текст |
Задачи | Образовательные: 1.Напомить учащимся особенностями построения сжатого изложения Развивающие: Воспитывающие: |
УУД | Личностные: установление связи между воспринимаемым на слух художественным текстом и текстом, созданным учащимися в процессе пересказа; Регулятивные: самостоятельная постановка учащимися целей и формулировка задач; составление плана и последовательности действий при изложении исходного текста; применение методов сжатия исходного текста; коррекция (внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия, а также в продукт действия) - оценка своих достижений на уроке (выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения). Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение нужной информации; понимание цели изложения - извлечение необходимой информации из прочитанного текста; Коммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка. |
Планируемые результаты | Предметные:
Личностные: самостоятельно достигать планируемые результаты – создавать свой собственный сжатый текст. |
Основные понятия | Изложение. Сжатое изложение. Микротема. |
Межпредметные связи | Обществознание |
Ресурсы: -основные -дополнительные | Текст изложения (в прочтении учителем) Памятки по написанию сжатого изложения |
Формы урока | фронтальная, индивидуальная |
Технология | Технология системно-деятельностного подхода. |
Ход урока
Дидактическая | Деятельность | Деятельность |
Организационный момент | Приветствие учащихся. Настрой на урок Предлагает оформить запись в тетради для подготовки к ОГЭ (число, тема урока или вид работы) | Приветствие учителя, работа в тетрадях |
Актуализация ранее полученных знаний об изложении Подготовка учащихся к первичному восприятию текста (создание психологического комфорта) время:3-5 мин | - Ребята, вспомни, что такое сжатое изложение? - Да, верно. Сегодня мы будем этим заниматься. - Помните, сколько раз читается текст изложения на ОГЭ? - Прочитайте задание 1 ОГЭ: «Напишите сжатое изложение по заданному тексту. Учтите, что вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объем изложения – не менее 70 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком». - Ребята, вспомним, сколько частей содержится в экзаменационном предложении? - Каковы ваши действия при прослушивании текста? - Какие способы сжатия текста вы знаете? - Подготовьте рабочее поле тетради для чернового варианта изложения, условно разделив его на три части соответственно частям текста. - Теперь садитесь поудобней, настройтесь на слуховое восприятие текста. | Примерный ответ на вопрос: краткий пересказ прочитанного текста Примерные ответы: текст читается дважды Содержится 3 части Примерные ответы: Слушать, записывать какие-либо слова, словосочетания, предложения, составлять план, писать по памяти, проверять написанное и т.д. |
Первичное знакомство с текстом для сжатого изложения Время: 3-8 мин (прослушивание и осмысление) | Первичное чтение текста вслух Мы часто говорим друг другу: желаю тебе всего доброго. Это не просто выражение вежливости. В этих словах мы выражаем свою человеческую сущность. Надо иметь большую силу духа, чтобы уметь желать добра другим. Умение чувствовать, умение видеть по-доброму окружающих тебя людей – это не только показатель культуры, но и результат огромной внутренней работы духа. Обращаясь друг к другу с просьбой, мы говорим: пожалуйста. Просьба – это порыв души. Отказать человеку в помощи – значит потерять собственное человеческое достоинство. Равнодушие к нуждающимся в помощи – это душевное уродство. Чтобы уберечь себя от равнодушия, надо развивать в своей душе соучастие, сочувствие, сострадание и в то же время умение отличать безобидные человеческие слабости от пороков, калечащих душу. Увеличивать добро в окружающем нас мире – в этом заключается самая большая цель жизни. Добро слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую надо уметь решать. Любовь и дружба, разрастаясь и распространяясь на многое, обретают новые силы, становятся всё выше, а человек, их центр, мудрее. (По Д.С. Лихачёву) 157 слов. - Ребята, 5 минут даётся на осмысление текста. -Давайте сравним определение микротем частей, у кого что получилось. | Слушают Осмысливают текст, определяют микротемы, записывают ключевые слова и фразы. |
Вторичное знаком ство с текстом для сжатого изложе-ния | Вторичное чтение текста вслух | Слушают, дополняют записи рабочих материалов по 3 распределённым абзацам |
Написание сжатого изложения в тетради Время: 45 минут | Контроль дисциплины | Самостоятельное написание черновика текста изложения, переписывание в тетрадь по развитию речи, самопроверка написанного текста |
Рефлексия -подведение итогов -прощание | Закончите предложения: Сегодня на уроке: 1.Я узнал, что… 2.Я понял, что… 3.Было сложно… 4. Было понятно… 5. Больше всего мне понравилось, что… 6.Самым интересным было… 7.Я почувствовал, что… 8. Я задумался… 9.В будущем мне надо иметь ввиду, что… |
Дополнительная информация для учителя
Информация о тексте для сжатого изложения | |
№ абзаца | Микротема |
1 | Пожелание добра людям – выражение сущности человека. Умение видеть по-доброму окружающий мир, людей – показатель культуры, результат большой внутренней работы. |
2 | Доброта – это человеческое достоинство, а равнодушие – душевное уродство; чтобы уберечься от него, надо развивать в своей душе сочувствие и соучастие. |
3 | Увеличивать добро в окружающем нас мире – в этом заключается самая большая цель жизни; умение любить и дружить делает человека мудрее и сильнее. |
Критерии оценивания сжатого изложения
№ | Критерии оценивания сжатого изложения | Баллы |
ИК1 | Содержание изложения |
|
| Экзаменуемый точно передал основное содержание прослушанного текста, отразив все важные для его восприятия микротемы | 2 |
| Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, | 1 |
| Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, | 0 |
ИК2 | Сжатие исходного текста |
|
| Экзаменуемый применил 1 или несколько приемов сжатия текста, использовав их на протяжении всего текста | 3 |
| Экзаменуемый применил 1 или несколько приемов сжатия текста, использовав их для сжатия 2 микротем текста | 2 |
| Экзаменуемый применил 1 или несколько приемов сжатия текста, использовав их для сжатия 1 микротемы текста | 1 |
| Экзаменуемый не использовал приемов сжатия текста | 0 |
ИК3 | Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения |
|
| Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: | 2 |
| Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, | 1 |
| В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, | 0 |
| МАКСИМАЛЬНОЕ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ ЗА СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ | 7 |
- Приложение 2. Алгоритм написания сжатого изложения
Первое чтение текста
1. Этап определения темы текста. Отвечаю на вопрос: «О чём текст?»
Как определить тему? Тема определяется различными способами:
- по началу текста,
- по ключевым словам,
- по ключевым эпизодам,
- по поступкам или размышлениям героев (автора),
- по заглавию текста.
2. Этап определения идеи текста.
Отвечаю на вопросы:
- Зачем автор написал этот текст?
- Какую мысль хотел выразить?
Что нам помогает сформулировать идею?
- общая тональность звучания текста,
- настроение, которое вызывает прочтение текста,
- отношение автора к событиям и героям,
- наличие в тексте тезиса, формулирующего прямо или косвенно основную мысль (определение авторской позиции).
3. Этап определения структуры текста.
Определите композиционные части текста. Запишите основное содержание каждой композиционной части в форме тезиса.
Как правило, основными композиционными частями текста являются вступление, основная часть, заключение.
Тезис – положение, сформулированное как предложение (простое или сложное), в котором сжато выражена главная мысль, идея высказывания.
Как сформулировать тезис?
Из нескольких предложений составляется одно, в котором факты, явления, признаки изложены обобщённо.
Формулирование тезиса – один из приёмов сжатия текста.
Второе чтение текста
4. Этап абзацного членения текста:
Определение микротем текста как частей общей темы.
Выполнение заданий:
- определите на слух количество абзацев в тексте по смыслу и по количеству больших интонационных пауз читающего;
- определите микротему каждого абзаца;
- запишите её кратко, ответив на вопросы:
* Одинакова ли роль каждого предложения в микротеме?
* Какие предложения являются основными?
Абзацы пронумеруйте.
Абзац – часто показатель микротемы, поэтому внимательно следите за интонационными паузами учителя, читающего текст изложения. Сколько больших интонационных пауз, столько в тексте абзацев.
Микротема – содержание нескольких самостоятельных предложений текста, связанных одной мыслью.
Как определить микротемы текста? (По ключевым словам и ключевым предложениям.)
Как определить микротему кратко? (При написании сжатого изложения необходимо разграничивать основные и дополнительные – избыточные, пояснительные и др. – предложения микротемы. К основным относятся предложения, без которых невозможно раскрыть тему и идею текста, т.е. сохранить его цельность и связность. К дополнительным относятся предложения, содержащие подробности, детали, описательные элементы. Их можно опустить или сформулировать кратко на основе обобщения).
Исключение избыточной информации – ещё один приём сжатия текста.
5. Этап моделирования сжатого изложения.
Снимите нумерацию микротем.
Соедините их в текст, используя средства связи предложений в тексте: лексический повтор, однокоренные слова, синонимы, местоимения, наречия, союзы и союзные слова, частицы и др. При этом сохраняйте абзацное членение.
- Приложение 3. Памятки для обучающихся.
Памятка 1.
1. Внимательно прочитайте написанное вами подробное изложение.
2. Определите тему (о ком, о чём говорится в тексте?) и запишите её.
3. Подчеркните ключевые слова темы одной чертой.
4. Определите и сформулируйте основную мысль (для чего создан текст?)
5. Подчеркните предложение, в котором сформулирована основная мысль – это простое предложение с подлежащим и сказуемым (двусоставное). Подлежащее в формулировке основной мысли называет тему текста (о чём он?), а сказуемое – то «новое», что по этой теме будет говориться. Запомните: сформулировать основную мысль без сказуемого невозможно! Основная мысль не просто предъявляется в тексте, она получает в нём своё развитие, углубляется, обосновывается. Подчеркните слова, с помощью которых раскрывается основная мысль, или найдите предложение, в котором она сформулирована.
6. Сохраняйте тип речи (в повествовании – начало события, его ход, самый острый момент сюжета, финал; в описании – предмет речи и его значимые, существенные признаки; в рассуждении – общее положение, аргументы, доказательства, вывод).
7. Выделите микротемы: в каждом абзаце сравните подчёркнутые слова темы с ключевыми словами микротемы, подчеркните или исключите несущественные.
8. Определите, какие приёмы компрессии будете использовать, обозначьте их графически: ____________ – ключевые слова;
( ) – исключить слова, части предложения;
/ / – заменить предложения с прямой речью предложениями с косвенной;
< > – передать смысл предложения, сохраняя ключевые слова;
[ ] – объединить несколько предложений в одно, сохраняя основную мысль;
O – заменить однородные члены предложения обобщающим словом;
+ – объединить простые предложения в сложное.
9. Напишите черновой вариант изложения.
Проверьте написанное изложение не менее двух раз. При редактировании постарайтесь избавиться от объёмных предложений. В процессе редактирования можно спокойно обдумать, как из одной длинной фразы сделать две покороче или вообще убрать какие-то слова, оказавшиеся лишними. Медленно перечитайте предложение, в котором проделаны какие-либо изменения, проверьте, нет ли у вас грамматических и речевых ошибок.
Проверьте последовательность изложения содержания: не нарушена ли логика развёртывания темы; нет ли неоправданной перестановки частей (микротем) текста; правильно ли членится текст на абзацы.
Проведите орфографический и пунктуационный анализ текста: найдите слова, трудные в орфографическом отношении, примените правило (сомневаетесь – замените другим словом); разберите предложения с точки зрения обоснованности употребления в них знаков препинания.
Перечитайте ещё раз изложение и аккуратно перепишите. Объём изложения – не менее 90 слов.
Помните, что эксперт, проверяющий ваше изложение, будет руководствоваться критериями, поэтому надо самому хорошо их знать.
Памятка 2
1. Прослушайте текст.
После первого чтения текста выполните следующие шаги:
- Определите тему текста (о чём текст?).
- Сформулируйте основную мысль (чему учит текст?).
- Определите стиль текста и тип речи, особенности построения текста.
2. Составьте подробный план текста, выделяя микротемы каждой части и озаглавливая их. Пишите названия пунктов плана, оставляя место для записи ключевых слов.
3. Прослушайте текст во второй раз.
Работая с подробным планом текста, отметьте существенное и второстепенное в каждой части. Определите способ сокращения текста (исключение, обобщение, упрощение).
4. Составьте сжатый план текста, учитывая смысловые связи между эпизодами (временные, пространственные и т.п.).
5. Напишите сжатое изложение каждой части, свяжите их между собой, чтобы получился текст.
Помните о главном условии: вы должны передать содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.
Объём изложения – не менее 90 слов.
Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.
Памятка 3
I. Как слушать текст первый раз.
1). Во время первого чтения сосредоточенно слушайте весь текст, запишите 2-3 слова начала каждого абзаца, определив количество абзацев по интонации длительных пауз читающего. Абзацы пронумеруйте. Пишите текст на развёрнутом листе, оставляйте место для записи рабочих материалов при втором чтении.
2). Обратите внимание на структуру и языковое оформление текста: как начинается текст, как завершается, какие слова можно считать ключевыми, как используются в тексте выразительные средства (лексический повтор, синонимы и др.)
II. Как работать в перерыве после первого чтения.
1). Обдумайте содержание текста. Постарайтесь определить и записать подробно тему в черновике.
2). Постарайтесь определить стиль и тип речи (от этого будет зависеть способ изложения исходного текста).
Если текст – повествование, то помните, что в таком тексте рассказывается о каком-то событии последовательно. Постарайтесь запомнить последовательность событий.
Если текст – описание, то в начале текста называется описываемый предмет, а затем перечисляются наиболее яркие признаки этого предмета и даётся его оценка. Старайтесь запомнить определённые детали. Составьте предельно краткий план, при повторном чтении распространите его, указывая признаки предмета (деталей).
Если текст – рассуждение, постарайтесь установить причинно-следственные связи между явлениями, к какому выводу приходит автор. Текст-рассуждение чётко сконструирован и строится по схеме:
- тезис (основная мысль);
- аргументы (доказательства);
- вывод (автор может сам и не делать вывода).
Главный вопрос, на который отвечает текст-рассуждение, – почему? Аргументы, как правило, содержат ответ на этот вопрос. Постарайтесь запомнить примеры, приводимые автором в качестве аргументов.
3). Определите и запишите основную мысль текста в черновике.
4). Определите, какие слова повторяются в тексте и как в рабочих материалах их можно сокращённо записать.
III. Как слушать текст второй раз.
1). На этом этапе во время второго слушания необходимо конкретизировать первые впечатления от текста, делая по возможности запись ключевых слов и словосочетаний, отдельных фраз, но не старайтесь записывать дословно. Необходимо проникнуть в суть текста, следить за логической связью микротем и их последовательностью.
2). Оставляйте интервалы между строками в черновике: это даст вам возможность в процессе редактирования вставлять слова, словосочетания и даже предложения. Или в том месте, где вы хотите сделать вставку, поставьте какой-то условный знак, а на обратной (чистой) стороне под тем же условным знаком напишите необходимое.
IV. Как писать черновик.
1). Проверьте соотношение и взаимосвязь микротем в частях текста.
2). Соотнесите смысл каждой части с общей основной мыслью, отражённой в одном из предложений.
3). Сделайте окончательные исправления и дополнения (текстовые, лексические, стилистические).
4). Проверьте черновик.
[1] Ушинский, К.Д. Родное слово.(Текст): кн.для учащихся /К.Д.Ушинский. Избранные труды: В 4 кн. -М. - 2005. C.125.
[2] Воителева, Т.М. Теория и методика обучения русскому языку: учебн.пособие для вузов/ Т.М.Воителева.- М.:Дрофа, 2006. С.68.
[3] Морозова, И.Д. Виды изложений и методика их проведения: пособие для учителя / И. Д. Морозова – М.: Просвещение, 1984.
[4] Баранов М.Т., Ипполитова Н.А., Ладыженская Т.А., Львов М.Р./
Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Академия, 2001.
[5] Добротина, И.Н.Обучение приёмам содержательной компрессии текста как этап подготовки к сжатому изложению [Текст]|/ И.Н.Добротина//Русский язык в школе.-2009.-№3
[6] Чистяков, М. Практическое руководство к постепенному упражнению в сочинении/М.Чистяков.-СПб., 1847
[7] Добромыслов, В.А. Изложения и сочинения в семилетней школе/В.А.Добромыслов.-М.-Л., 1946
[8] Дьяченко, В.К.Сотрудничество в обучении. О коллективном способе учебной работы: кн. Для учителя/ В.К.Дьяченко.-М.: Просвещение, 1991
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подготовка к сжатому изложению в 9 классе
Познавательный урок-презетация, на котором учащиеся продолжают подготовку к написанию сжатого изложения. В презентации представлены способы сжатия текста, даётся памятка, тексты дпя сжатия...
Подготовка к сжатому изложению
Урок "Подготовка к сжатому изложению" предназначен для учащихся 9-ых классов...
учебное пособие для учащихся 9-ых классов Методика подготовки к сжатому изложению
. Сегодня работа над компрессией (сжатием) текста особо актуальна для девятиклассников в связи с новой формой экзаменационной работы – государственной итоговой аттестацией (ГИА)....
Подготовка к сжатому изложению по тексту Е.А. Пермяка "Перо и Чернильница"
Урок русского языка, проведенного учителем МОУ «Тобурдановская СОШ имени А.И. Миттова» Авдеевой Людмилы Михайловны Класс: 9 Тема урока: «Подготовка к сжатому изложен...
Урок русского языка в 9 классе по теме: "Подготовка к сжатому изложению по тексту».
Урок русского языка в 9 классе по теме: «Подготовка к сжатому изложению по тексту». ...
Методическая разработка урока "Подготовка к сжатому изложению" 9 кл
Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА 9 кл...
Тема: «Подготовка к сжатому изложению. Приёмы сжатия текста». «Формирование УУД на уроках русского языка при подготовке выпускников к итоговой аттестации» .
Методическое обоснование урокаДанный урок русского языка является частью системы уроков по подготовке к написанию итогового изложения в 9 классе.В основу данного урока положен системно-деятельностный ...