Программы по русскому языку и литературе
рабочая программа по русскому языку (5 класс) на тему
Аннотация к рабочей программе по русскому языку в 5 классе
Рабочая программа по русскому языку составлена в соответствии с требованиями:
· Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
· ООП ООО МБОУ «Ленинская средняя школа»;
Программа составлена на основе Примерной образовательной программы по русскому языку основного общего образования и Рабочей программы УМК по русскому языку под редакцией М.М. Разумовской, завершенной предметной линии учебников для 5 классов общеобразовательных учреждений (учебник под ред. М.М.Разумовской, А. Леканта).
Программа включает в себя:
· Пояснительную записку
· Общую характеристику учебного предмета
· Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
· Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
· Содержание учебного предмета
· Календарно - тематическое планирование
Программа рассчитана на 6часов с в неделю, 204 учебных часа в год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab._prog._r.ya_5_kl.2017-18g.docx | 128.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ленинская средняя школа»
Принято Утверждаю
на педагогическом совете Директор школы:________ Н.Л. Минченкова
Протокол № 1 Приказ № 42/1 - ОД
от « 30 » августа 2017 г. от « 31 » августа 2017 г.
Рабочая программа по русскому языку
(УМК М.М. Разумовской)
5 класс
204 часа (6 часов в неделю)
Учитель: Гриненкова Е.М
высшая категория
д. Городище
2017/2018 учебный год
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ленинская основная школа»
Принято Утверждаю
на педагогическом совете Директор школы:________ Н.Л. Минченкова
Протокол № 1 Приказ № 47/1 - ОД
от « 30 » августа 2017 г. от « 27 » сентября 2017 г.
Рабочая программа по русскому языку
(УМК М.М. Разумовской)
5 класс
204 часа (6 часов в неделю)
Учитель: Гриненкова Е.М
высшая категория
д. Городище
2017/2018 учебный год
Аннотация к рабочей программе по русскому языку в 5 классе
Рабочая программа по русскому языку составлена в соответствии с требованиями:
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
- ООП ООО МБОУ «Ленинская средняя школа»;
Программа составлена на основе Примерной образовательной программы по русскому языку основного общего образования и Рабочей программы УМК по русскому языку под редакцией М.М. Разумовской, завершенной предметной линии учебников для 5 классов общеобразовательных учреждений (учебник под ред. М.М.Разумовской, А. Леканта).
Программа включает в себя:
- Пояснительную записку
- Общую характеристику учебного предмета
- Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
- Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
- Содержание учебного предмета
- Календарно - тематическое планирование
Программа рассчитана на 6часов с в неделю, 204 учебных часа в год.
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основании:
1. Закона об образовании «Закон об образовании в РФ» от 29 декабря 2012г.;
2. Федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897, зарегистрирован Минюстом России 01 февраля 2011 года, регистрационный номер 19644);
3.Примерной учебной программы основного общего образования по русскому языку для 5-9 классов (опубликована в сборнике «Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы: проект. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. (серия «Стандарты второго поколения»);
4. Авторской программы по русскому языку под редакцией М.М. Разумовской;
5. ООП ООО МБОУ «Ленинская средняя школа».
Целями изучения русского языка в основной школе являются:
• воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка;
• овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании; овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умения формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию; проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку текста и др.);
• овладение видами речевой деятельности, практическими умениями нормативного использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования; развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение объема используемых в речи грамматических средств; совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности; развитие умений стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка; воспитание стремления к речевому самосовершенствованию.
Эти цели обусловливают следующие задачи:
- дать обучающимся представление о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении, о месте русского языка в современном мире, о его богатстве и выразительности; обеспечить усвоение определенного круга знаний из области фонетики, графики, орфоэпии, орфографии, лексики, морфемики, словообразования, морфологии , синтаксиса, пунктуации, стилистики, а также формирование умений применять эти знания на практике;
- развивать речь обучающихся: обогащать их активный и пассивный запас слов, грамматический строй речи; способствовать усвоению норм литературного языка, формированию и совершенствованию умений и навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой деятельности;
- формировать и совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки.
Направленность курса русского (родного) языка на формирование коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций нашла отражение в структуре примерной программы. В ней выделяются три сквозные содержательные линии, обеспечивающие формирование указанных компетенций:
- содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции;
- содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций;
- содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции.
Первая содержательная линия представлена в примерной программе разделами, изучение которых направлено на сознательное формирование навыков речевого общения: «Речь и речевое общение», «Речевая деятельность», «Текст», «Функциональные разновидности языка».
Вторая содержательная линия включает разделы, отражающие устройство языка и особенности функционирования языковых единиц: «Общие сведения о языке», «Фонетика и орфоэпия», «Графика», «Морфемика и словообразование», «Лексикология и фразеология», «Морфология», «Синтаксис», «Правописание: орфография и пунктуация».
Третья содержательная линия представлена в примерной программе разделом «Язык и культура», изучение которого позволит раскрыть связь языка с историей и культурой народа.
В учебном процессе указанные содержательные линии неразрывно взаимосвязаны и интегрированы. При изучении каждого раздела курса обучающиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют виды речевой деятельности, развивают различные коммуникативные умения, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. При таком подходе процесс осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных ситуациях общения оказываются неразрывно связанными. Именно поэтому последовательность разделов курса и количество часов, выделенных на изучение каждого из них, имеет примерный характер.
Общая характеристика учебного предмета
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы. Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России. Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией. Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое интеллектуальное развитие обучающихся. Русский язык представлен в примерной программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок примерной программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, примерная программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Курс русского языка для основной школы направлен на совершенствование речевой деятельности обучающихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Примерная программа для основной школы предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения. Основная школа обеспечивает общекультурный уровень человека, позволяющий продолжить обучение в различных образовательных учреждениях: в средней полной школе, в средних специальных учебных заведениях.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами освоения программы по русскому языку являются:
- понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
- осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
- достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения программы по русскому языку являются:
- владение всеми видами речевой деятельности:
- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
- владение разными видами чтения;
- способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт- диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
- овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования, в том числе и с помощью технических средств и информационных технологий;
- способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом.
Предметными результатами освоения программы по русскому языку являются:
- представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения, консолидации и единения народов России; о связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества;
- понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, при получении образования, а также роли русского языка в процессе самообразования;
- владение всеми видами речевой деятельности:
аудирование и чтение:
- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (цели, темы текста, основной и дополнительной информации);
- владение разными видами чтения (просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
- владение умениями информационной переработки прочитанного текста (план, тезисы); приемами работы с книгой, периодическими изданиями;
- способность свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
- адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение различными видами аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием его основного содержания, с выборочным извлечением информации);
- умение сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, принадлежности к определенной функциональной разновидности языка и использованных языковых средств.
говорение и письмо:
- умение воспроизводить в устной и письменной форме прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (пересказ, план, тезисы)
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построении текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
- умение создавать устные и письменные тексты разных типов и стилей речи с учетом замысла и ситуации общения; создавать тексты различных жанров (рассказ, отзыв, письмо, расписка, доверенность, заявление), осуществляя при этом осознанный выбор и организацию языковых средств в соответствии с коммуникативной задачей;
- владение различными видами монолога и диалога; выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом;
- соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка; стилистически корректное использование лексики и фразеологии; соблюдение в практике письма основных правил орфографии и пунктуации;
- способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета; уместно пользоваться внеязыковыми средствами общения (жестами, мимикой) в различных жизненных ситуациях общения;
- осуществление речевого самоконтроля; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления и эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
- усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
- освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог и диалог; ситуация речевого общения; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
- проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения: анализ текста с точки зрения его содержания, основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка.
Содержание учебного предмета
Место предмета в учебном плане
Федеральный базисный (образовательный) учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации (вариант 1) предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка на этапе основного общего образования в 5 классе в объёме 175 часов и ещё 1 час из школьного компонента, всего 204часа.
Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции
№ п/п | Тема | Основные виды учебной деятельности |
1. | Речь и речевое общение | Осознавать роль речевой культуры, коммуникативных умений в жизни человека; знать основные особенности устной и письменной речи, основные причины коммуникативных неудач и уметь преодолевать их. Владеть различными видами монолога и диалога – нормами речевого поведения в типичных ситуациях общения. Анализировать образцы устной и письменной речи; соотносить их с целями, ситуациями и условиями общения. Сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания. Характеризовать коммуникативные цели говорящего. Сравнивать образцы диалогической и монологической речи. Осуществлять осознанный выбор языковых средств в зависимости от цели, темы, основной мысли и ситуации общения. |
2. | Речевая деятельность | Иметь представление об основных видах речевой деятельности и их особенностях. Адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринимаемого зрительно или на слух. Овладеть различными видами аудирования, различными видами чтения, приемами работы с учебной книгой и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета. Передавать в устной форме содержание прочитанного или прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с ситуацией речевого общения. Излагать в письменной форме содержание прослушанного или прочитанного текста в форме ученического изложения. Создавать устные и письменный монологические и диалогические высказывания на актуальные темы в соответствии с целями и ситуацией общения; письменные высказывания разной коммуникативной направленности. Отбирать и систематизировать материал на определенную тему; осуществлять поиск, анализ, преобразование информации, извлеченной из различных источников, представлять и передавать ее с учетом заданных условий общения |
3. | Текст | Знать признаки текста. Определять тему, основную мысль текста, ключевые слова, виды связи предложений в тексте; лексические и грамматические средства связи предложений текста и частей текста; выделять микротемы текста, делить его на абзацы; знать композиционные элементы абзаца и целого текста (зачин, средняя часть, концовка). Устанавливать принадлежность текста к определенному типу речи, функциональной разновидности языка. Анализировать и характеризовать текст с точки зрения единства темы, смысловой цельности, последовательности изложения, уместности и целесообразности использования лексических и грамматических средств связи. Делить текст на смысловые части, осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана, таблицы. Создавать и редактировать собственные тексты различного типа речи, стиля, жанра с учетом требований к построению связного текста. |
4. | Функциональные разновидности языка | Различать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы. Устанавливать принадлежность текста к определенной функциональной разновидности языка. Сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, принадлежности к определенной функциональной разновидности языка и использованных языковых средств. Создавать письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи. Соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.) Оценивать чужие и собственные речевые высказывания с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям, языковой принадлежности. Исправлять речевые недостатки, редактировать текст. Выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом |
5. | Общие сведения о языке | Осознавать роль русского языка в жизни общества и государства, в современном мире; роль языка в жизни человека; красоту, богатство, выразительность русского языка. Определять различие между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка Иметь представление о лингвистике как науке, выдающихся отечественных лингвистах. Знать основные изобразительные свойства русского языка |
6. | Фонетика и орфоэпия. Графика | Овладевать основными понятиями фонетики. Осознавать (понимать) смыслоразличительную функцию звука. Распознавать гласные и согласные, ударные и безударные гласные, согласные звонкие и глухие, мягкие и твердые, парные и непарные по мягкости/твердости, звонкости/глухости звуки. Анализировать и характеризовать отдельные звуки речи; особенности произношения и написания слова устно и с помощью элементов транскрипции; звуки в речевом потоке, слово с точки зрения деления его на слоги и возможностей переноса слова с одной строки на другую. Проводить фонетический анализ слова. Классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам; слова по заданным параметрам их звукового состава. Наблюдать за использованием выразительных средств фонетики в художественной речи и оценивать их. Выразительно читать прозаические и поэтические тексты. Членить слова на слоги и правильно их переносить с одной строки на другую. Определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими нормами. Осознавать важность нормативного произношения для культурного человека. Овладеть основными правилами литературного произношения и ударения: нормативное произношение безударных гласных звуков; мягкого или твердого согласного перед [э] в иноязычных словах; сочетаний согласных (чн, чти др.); грамматических форм (прилагательных на -его, -ого, возвратных глаголов с -ся, -сьи др.); иноязычных слов, русских имен и отчеств, фамилий, географических названий; нормативным ударением в словах и их формах, трудных с акцентологической точки зрения (слова типа квартал, договор, глаголы прошедшего времени, краткие причастия и прилагательные). Анализировать и оценивать с орфоэпической точки зрения чужую и собственную речь; корректировать собственную речь. Использовать орфоэпический словарь Сопоставлять и анализировать звуковой и буквенный состав слова. Использовать знание алфавита при поиске информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, при написании СМС-сообщений |
7. | Морфемика и словообразование | Овладеть основными понятиями морфемики и словообразования. Осознавать морфему как значимую единицу языка; отличие морфемы от других значимых единиц языка; роль морфем в процессах формо- и словообразования. Опознавать морфемы и членить слова на морфемы; характеризовать морфемный состав слова. Различать изученные способы словообразования слов; составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов; характеризовать словообразовательные гнезда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов; наблюдать за использованием выразительных средств морфемики и словообразования в речи. Использовать морфемный, словообразовательный словари. Применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слов |
8. | Лексикология и фразеология | Овладеть основными понятиями лексикологии. Понимать отличие слова от других единиц языка; находить основания для переноса наименования (сходство, смежность объектов или признаков); знать общие принципы классификации словарного состава русского языка. Объяснять лексическое значение слов различными способами. Различать однозначные и многозначные слова, прямое и переносное значения слова; опознавать омонимы, синонимы, антонимы; основные виды тропов. Устанавливать смысловые и стилистические различия синонимов. Сопоставлять прямое и переносное значения слова; синонимы в синонимических цепочках; пары антонимов, омонимов. Группировать слова по тематическим группам. Характеризовать слова с точки зрения их принадлежности к активному и пассивному запасу, сферы употребления и стилистической окраски. Проводить лексический анализ слова. Использовать в собственной речи синонимы, антонимы и т. д. Осуществлять выбор лексических средств и употреблять их в соответствии со значением и ситуацией общения. Оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления. Извлекать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря) и использовать ее в различных видах деятельности. Осознавать основные понятия фразеологии. Опознавать фразеологические обороты по их признакам. Различать свободные сочетания слов и фразеологизмы, фразеологизмы нейтральные и стилистически окрашенные. Уместно использовать фразеологические обороты в речи. Наблюдать за использованием выразительных средств лексики и фразеологии в речи. Извлекать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря) и использовать ее в различных видах деятельности |
9. | Морфология | Овладеть основными понятиями морфологии. Осознавать (понимать) особенности грамматического значения слова в отличие от лексического значения. Распознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы; служебные части речи. Анализировать и характеризовать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи (осуществлять морфологический разбор слова); грамматические словоформы в тексте. Имя существительное Анализировать и характеризовать общее грамматическое значение, морфологические признаки имени существительного, его синтаксическую роль. Распознавать одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные; склоняемые, несклоняемые и разносклоняемые имена существительные, имена существительные общего рода, имена существительные, имеющие форму только множественного или только единственного числа; приводить соответствующие примеры. Определять род, число, падеж, тип склонения имен существительных. Группировать имена существительные по заданным морфологическим признакам. Правильно употреблять несклоняемые имена существительные; согласовывать имена прилагательные и глаголы в прошедшем времени с существительными общего рода, с существительными, имеющими форму только множественного или только единственного числа; с несклоняемыми существительными, со сложносокращенными словами. Использовать в речи имена существительные с суффиксами оценочного значения; синонимичные имена существительные для связи предложений в тексте и частей текста. Имя прилагательное Анализировать и характеризовать общее грамматическое значение, морфологические признаки имени прилагательного, определять его синтаксическую роль. Распознавать качественные, относительные и притяжательные, полные и краткие имена прилагательные; приводить соответствующие примеры. Определять род, число, падеж имен прилагательных; правильно образовывать степени сравнения, краткую форму качественных имен прилагательных; анализировать составные формы сравнительной и превосходной степени; правильно произносить прилагательные в краткой форме (ставить ударение); определять синтаксическую роль полной и краткой формы. Группировать имена прилагательные по заданным морфологическим признакам. Правильно употреблять имена прилагательные с существительными общего рода; с существительными, имеющими форму только множественного или только единственного числа; с несклоняемыми существительными, со сложносокращенными словами; относительные прилагательные в значении качественных; варианты форм сравнительной и превосходной степени. Использовать в речи синонимичные имена прилагательные, имена прилагательные в роли эпитетов. Глагол Анализировать и характеризовать общее грамматическое значение, морфологические признаки глагола, определять его синтаксическую функцию. Распознавать инфинитив и личные формы глагола, разноспрягаемые глаголы, глаголы совершенного и несовершенного вида, переходные и непереходные глаголы, безличные глаголы; возвратные глаголы; приводить соответствующие примеры. Определять тип спряжения глаголов. Группировать глаголы по заданным морфологическим признакам. Правильно употреблять при глаголах имена существительные в косвенных падежах, согласовывать глагол-сказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным именем существительным среднего рода и собирательным существительным; выбирать форму глагола для выражения разной степени категоричности при выражении волеизъявления; соблюдать видовременную соотнесенность глаголов-сказуемых в связном тексте. |
10. | Синтаксис | Овладеть основными понятиями синтаксиса. Осознавать (понимать) различие словосочетания и предложения, словосочетания и сочетания слов, являющихся главными членами предложения, сложной формой будущего времени глагола, свободных словосочетаний и фразеологизмов и др. Распознавать (выделять) словосочетания в составе предложения; главное и зависимое слово в словосочетании; определять виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова; виды подчинительной связи в словосочетании; нарушения норм сочетания слов в составе словосочетания. Группировать и моделировать словосочетания по заданным признакам. Моделировать и употреблять в речи синонимические по значению словосочетания. Анализировать и характеризовать словосочетания по морфологическим свойствам главного слова и видам подчинительной связи. Осуществлять выбор падежной формы управляемого слова, предложно-падежной формы управляемого существительного. Определять границы предложений и способы их передачи в устной и письменной речи. Корректировать интонацию в соответствии с коммуникативной целью высказывания. Распознавать виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске; утвердительные и отрицательные предложения. Анализировать и характеризовать интонационные и смысловые особенности повествовательных, побудительных, вопросительных, восклицательных предложений; утвердительные и отрицательные предложения; сопоставлять их структурные и смысловые особенности. Моделировать предложения в соответствии с коммуникативной задачей высказывания (повествовательные, побудительные, вопросительные, восклицательные, утвердительные, отрицательные); употреблять их в речевой практике. Опознавать (находить) грамматическую основу предложения, предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры. Распознавать главные и второстепенные члены предложения. Определять способы выражения подлежащего, виды сказуемого и способы его выражения; виды второстепенных членов предложения и способы их выражения. Анализировать и характеризовать синтаксическую структуру простых двусоставных предложений. Правильно согласовывать глагол-сказуемое с подлежащим, выраженным словосочетанием или сложносокращенным словом; определения с определяемыми словами. Опознавать прямой и обратный порядок слов в предложении. Анализировать и характеризовать структурные и смысловые особенности предложений с обратным порядком слов. Моделировать и употреблять в речи предложения с прямым и обратным порядком слов в соответствии с коммуникативной задачей высказывания. Наблюдать за особенностями употребления предложений с обратным порядком слов в речи. Разграничивать и сопоставлять предложения распространенные и нераспространенные, полные и неполные. Наблюдать за особенностями употребления неполных предложений в речи. Осознавать (понимать) условия однородности членов предложения. Опознавать и правильно интонировать предложения с разными типами сочетаний однородных членов (однородные члены с бессоюзным и союзным соединением, с парным соединением, повторяющимися или составными союзами, с обобщающим словом). Различать и сопоставлять однородные и неоднородные определения. Моделировать и использовать в речи предложения с разными типами сочетаний однородных членов, несколькими рядами однородных членов. Наблюдать за особенностями употребления однородных членов предложения в текстах разных стилей и жанров. Понимать сущность обособления, общие условия обособления. |
11. | Правописание: орфография и пунктуация | Иметь представление об орфографии как о системе правил. Обладать орфографической и пунктуационной зоркостью. Освоить содержание изученных орфографических и пунктуационных правил и алгоритмы их использования. Соблюдать основные орфографические и пунктуационные нормы в письменной речи. Использовать орфографические словари и справочники по правописанию для решения орфографических и пунктуационных проблем |
12. | Язык и культура | Осознавать связь русского языка с культурой и историей России. Приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны. Иметь представление об особенностях русского речевого этикета; уместно использовать правила речевого поведения в учебной деятельности и повседневной жизни |
Содержание учебного предмета
О языке и речи
Зачем человеку нужен язык. Что мы знаем о русском языке. Что такое речь. Речь монологическая и диалогическая. Речь устная и письменная.
Развитие речи (далее Р.Р.). Составление грамматического рассказа.
Что такое текст. Тема текста. Основная мысль текста. Написание сочинения-повествования. Составление грамматического рассказа.
От чего зависит порядок расположения предложений в тексте. Текст. Абзац как часть текста.
Что изучает стилистика. Разговорная и книжная речь. Художественная и научно-деловая речь.
Что такое тип речи. Описание, повествование. Рассуждение. Оценка действительности. Строение текста типа рассуждение-доказательство.
Как связываются предложения в тексте. «Данное» и «Новое» в предложениях. Строение текста-повествования.
Строение текста типа описание предмета.
Выдающиеся лингвисты: М. В. Ломоносов.
Выдающиеся лингвисты: В.В. Виноградов.
Повторение изученного в начальных классах
Фонетика. Графика.
Звуки и буквы. Алфавит. Что обозначают буквы е, ё, ю, я. Фонетический разбор слова.
Письмо. Орфография.
Зачем людям письмо. Орфография. Орфограммы в корнях. Правила обозначения буквами гласных звуков. Правила обозначения буквами согласных звуков. Сочетания букв жи-ши, ча-ща, чу-щу, нч, чн, чк, нщ, щн, рщ. Мягкий знак после шипящих в конце имён существительных и глаголов. Разделительные ь и ъ. Не с глаголами. Написание тся- и ться- в глаголах.
Выдающиеся лингвисты: Я.К. Грот.
Строение слова.
Почему корень, приставка, суффикс и окончание – значимые части слова. Как образуются формы слов.
Слово как часть речи.
Самостоятельные части речи. Как изменяются имена существительные, имена прилагательные, глаголы. Служебные части речи.
Систематический курс русского языка
Фонетика. Орфоэпия.
Что изучает фонетика. Звуки гласные и согласные. Слог, ударение. Что означает орфоэпия. Произношение ударных и безударных гласных звуков. Произношение согласных звуков. Орфоэпический разбор слова.
Выдающиеся лингвисты: Р.И. Аванесов.
Лексика. Словообразование. Правописание.
Как определить лексическое значение слова. Сколько лексических значений имеет слово. Когда слово употребляется в переносном значении. Как пополняется словарный состав русского языка. Как образуются слова в русском языке. Какие чередования гласных и согласных происходят в словах. Правописание чередующихся гласных о-а в корнях –лаг- - -лож-,-рос- - -раст- (-ращ-). Буквы о-ё после шипящих в корнях слов. Чем отличаются друг от друга слова-омонимы. Что такое профессиональные и диалектные слова. О чём рассказывают устаревшие слова. Умеем ли мы употреблять в речи этикетные слова. Правописание приставок. Буквы и-ы после ц.
Выдающиеся лингвисты: В.И. Даль.
Синтаксис и пунктуация (вводный курс).
Что изучают синтаксис и пунктуация. Словосочетание. Предложение. Интонация предложения. Виды предложений по цели высказывания. Восклицательные предложения. Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Предложения распространённые и нераспространённые. Второстепенные члены предложения. Дополнение. Определение. Обстоятельство. Однородные члены предложения. Обобщающее слово перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова. Обращение. Синтаксический разбор простого предложения. Сложное предложение. Прямая речь. Диалог.
Выдающиеся лингвисты: А.М. Пешковский.
Морфология. Правописание.
Глагол.
Что обозначает глагол. Написание не с глаголами. Словообразование глаголов. Вид глагола. Корни с чередованием букв е-и.Инфинитив. Правописание –тся и –ться в глаголах. Наклонение глагола. Как образуется сослагательное (условное) наклонение глагола. Как образуется повелительное наклонение глагола. Времена глагола. Спряжение глагола. Лицо и число. Правописание безударных личных окончаний глаголов. Безличные глаголы. Переходные и непереходные глаголы.
Имя существительное.
Что обозначает имя существительное. Словообразование имён существительных. Употребление суффиксов существительных –чик-, -щик-. Употребление суффиксов существительных –ек-, -ик- (-чик-). Слитное и раздельное написание не с именами существительными. Имена существительные одушевленные и неодушевлённые. Собственные и нарицательные имена существительные. Род имён существительных. Существительные общего рода. Род несклоняемых имён существительных. Число имён существительных. Падеж и склонение имён существительных. Правописание безударных падежных окончаний имён существительных. Употребление имён существительных в речи.
Имя прилагательное.
Что обозначает имя прилагательное. Прилагательные качественные. Относительные и притяжательные. Правописание окончаний имён прилагательных. Словообразование имён прилагательных. Прилагательные полные и краткие. Сравнительная и превосходная степень качественных имён прилагательных. Как образуется сравнительная степень прилагательного. Как образуется превосходная степень прилагательного.
Повторение изученного в 5 классе.
4.Распределение учебных часов по разделам
О языке и речи 4 часа
Повторение изученного в начальных классах 39 часов
Фонетика. Графика – 6 часов.
Текст – 5 часов
Письмо. Орфография – 16 часов.
Слово и его строение –3 часа.
Слово как часть речи. Морфология – 5 часов.
Текст (продолжение)- 4 часа
Систематический курс русского языка 156 часов
Фонетика. Орфоэпия – 9 часов.
Лексика. Словообразование. Правописание – 29 часов.
Стили речи -7 часов
Синтаксис и пунктуация (вводный курс) –33 часа
Типы речи-4 часа
Строение текста – 4 часа
Морфология. Правописание. Междометия -1 час
Глагол – 24 часа
Строение текста (продолжение)- 4 часа.
Имя существительное – 21 час
Строение текста (продолжение)- 5 часов
Соединение типов речи в тексте - 6 часов.
Имя прилагательное – 9 часов.
Повторение и обобщение изученного в 5 классе – 3 часа
Итоговая контрольная работа и её анализ – 2 часа
Календарно-тематическое планирование
№ п\п | Название темы | Кол-во часов | Основные виды деятельности обучающихся | Дата | Корректировка | ||
О языке и речи (4 часа) | |||||||
1. | Зачем человеку язык. | 1 | Передача в устной форме содержания прочитанного текста в соответствии с ситуацией речевого общения. | ||||
2. | Что мы знаем о русском языке (§2). | 1 | Передача в устной и письменной форме содержания прочитанного текста в соответствии с ситуацией речевого общения. | ||||
3. | Что такое речь (§3). | 1 | Иметь представление о языке как системе средств и о речи как использовании средств языка для речевой деятельности. Знать условия, необходимые для речевого общения. Знать основные требования к культуре устного общения. Овладевать чтением- пониманием, умением выделять в учебном тексте основную информацию. Учиться пересказывать и безошибочно списывать учебный текст. | ||||
4. | Речь монологическая и диалогическая. Речь устная и письменная (§4). | 1 | |||||
Повторение изученного в начальных классах (39 часов) | |||||||
Фонетика. Графика (6 часов) | |||||||
5-6. | Звуки и буквы. Алфавит (§5). | 2 | Различать звуки и буквы; сопоставлять звуки и буквы; .правильно произносить названия букв. | ||||
7-8. | Что обозначают буквы Е, Ё, Ю, Я (§6). | 2 | Определять звуковое значение букв е,ё,ю,я в разных фонетических позициях; уметь объяснять, почему для 6 гласных звуков в русском языке есть 10 букв; различать звуки и буквы; создавать упрощённую фонетическую запись. | ||||
9-10. | Фонетический разбор слова (§7). | 2 | Производить частичный и полный разбор конкретных слов с использованием детальной фонетической транскрипции. | ||||
Текст (5 часов) | |||||||
11. | Что такое текст(§8). | 1 | Составлять из предложений текст; записывать полученный текст; конструировать текст по предложенным критериям. | ||||
12. | Тема текста(§9). | 1 | |||||
13. | Основная мысль текста(§10). | 1 | Определять основную мысль текста; отличать стили речи; различать широкие и узкие темы; обосновывать выбор темы для творческой работы. | ||||
14-15. | Сочинение «Памятный день летних каникул». К.Р. №1 Анализ сочинения. | 2 | |||||
Письмо. Орфография (16 часов) | |||||||
16. | Зачем людям надо письмо(§11). | 1 | Читать и пересказывать тексты о письменности; рассказать о социальных причинах возникновения письма, о его значении для жизни и развития общества; правильно употреблять соответствующие термины. | ||||
17. | Орфография (§12). | 1 | Воспроизводить прочитанный текст; списывать безошибочно текст. | ||||
18-19. | Орфограммы гласных корня (§13). | 2 | Распознавать проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне; пользоваться способом подбора однокоренных слов с ориентацией на значение корня; грамотно писать слова 1-й и 2-й ступени трудности; использовать орфографический словарь. | ||||
20-21. | Орфограммы согласных корня (§14). | 2 | Узнавать орфограммы согласных корня; различать эти написания при письме и на слух; определять способ верного написания согласных; верно писать согласные корня; использовать орфографический словарь. | ||||
22-23. | Сочетания букв ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ,НЧ, ЧН, ЧК, НЩ, ЩН, РЩ. (§15). | 2 | Опознавать данные сочетания и верно их воспроизводить в практике письма. | ||||
24-25. | Ь знак после шипящих в конце существительных и глаголов(§16). | 2 | Верно писать слова этих частей речи с порой на соответствующие орфографические правила; использовать орфографический словарь. | ||||
26-27. | Разделительные Ь и Ъ знаки(§17). | 2 | Верно писать соответствующие слова; использовать орфографический словарь и словарь иностранных слов. | ||||
28. | НЕ с глаголами (§18). | 1 | Правильно писать НЕ с глаголами, слова- исключения; использовать орфографический словарь. | ||||
29. | Написание -ТСЯ и -ТЬСЯ в конце глаголов(§19). | 1 | Применять правило при написании при решении данной орфографической задачи. | ||||
30. | Контрольная работа №2. Диктант с заданиями. | 1 | Безошибочно писать слова, предложенные в диктанте; классифицировать ошибки, правильно объяснять графически орфограммы; оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы. | ||||
31. | Анализ диктанта. Строение слова. | 1 | |||||
Слово и его строение (3 часа) | |||||||
32. | Почему корень, приставка, суффикс и окончание – значимые части слова (§20). | 1 | Давать определение понятиям; осуществлять поиск информации в словаре; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. | ||||
33-34. | Как образуются формы слова (§21). | 2 | Соотносить окончание и грамматическую форму слова; верно находить нулевые окончания в разных частях речи; грамотно писать слова из раздела ЗСП; строить монологическое контекстное высказывание. | ||||
Слово как часть речи. Морфология (5 часов) | |||||||
35-36. | Самостоятельные части речи(§22). | 2 | Строить устное и письменное рассуждение при определении слова как части речи; проводить наблюдение под руководством учителя; осуществлять поисковое чтение; устно и письменно определять слово как часть речи. | ||||
37-38. | Как изменяются имена существительные, имена прилагательные и глаголы(§23). | 2 | Находить заданную часть речи в тексте, определять её синтаксическую роль в предложении; различать по вопросу личную и неопределённую форму глагола; осуществлять поиск информации с использованием ресурсов справочной литературы и Интернета. | ||||
39. | Служебные части речи. Предлог. Союз. Частица (§24). | 1 | Отличать служебные части речи от самостоятельных; отличать предлоги от приставок и союзов, частиц; правильно употреблять их в речи; грамотно писать слова из раздела ЗСП; осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; строить монологическое контекстное высказывание. | ||||
Текст (продолжение) 4 часа | |||||||
40. | От чего зависит порядок расположения предложений в тексте (§25). | 1 | Выделять смысловые отношения, находить в текст сигналы зависимости предложений; восстанавливать порядок следования предложений в деформированном тексте; учиться строить собственные высказывания; структурировать текст, включая умение выделять тему, идею текста и последовательность описываемых событий. | ||||
41. | Абзац как часть текста (§26). | 1 | Выделять в тексте абзацы, а в письменной речи обозначать их красной строкой. | ||||
42. | План текста (§26). | 1 | Определять основную мысль абзаца. Составлять план текста. | ||||
43. | Сжатие и развёртывание текста (§26). | 1 | Учиться строить собственные высказывания; структурировать текст, включая умение выделять тему, идею текста и последовательность описываемых событий. | ||||
Систематический курс русского языка156 часов | |||||||
Фонетика. Орфоэпия – 9 часов. | |||||||
44. | Что изучает фонетика (§27). | 1 | Различать буквы и звуки, устную и письменную речь; преобразовывать схемы, рисунки для решения лингвистических задач; строить логическое рассуждение по плану; безошибочно писать слова из раздела ЗСП. | ||||
45-46. | Звуки гласные и согласные(§28). | 2 | Различать гласные и согласные звуки; правильно произносить звуки и название букв; строить монологическое контекстное высказывание; давать определение понятиям. | ||||
47. | Слог. Ударение. | 1 | Членить слово на слоги; различать фонетические и орфографические слоги; определять ударный и безударный слог в слове; работать с орфоэпическим и орфографическим словарями. | ||||
48-49. | Произношение ударных и безударных гласных звуков (§30). | 2 | Адекватно использовать речь, языковые средства для решения различных коммуникативных задач. | ||||
50 -51. | Произношение согласных звуков (§31). | 2 | Адекватно использовать речь, языковые средства для решения различных коммуникативных задач; строить монологическое контекстное высказывание. | ||||
52. | К/ р №3 по теме «Фонетика. Орфоэпия». | 1 | Классифицировать ошибки; оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы. | ||||
Лексика. Словообразование. Правописание (29 часов). | |||||||
53. | Как определить лексическое значение слова (§32). | 1 | Толковать различными способами лексическое значение слова, уметь пользоваться словарём. | ||||
54-55. | Сколько лексических значений имеет слово(§33). | 2 | Работать со словарём. Различать однозначные и многозначные слова. Анализировать использование многозначности слова в художественной речи. | ||||
56-57. | Когда слово употребляется в прямом и переносном значении (§34). | 2 | Различать прямое и пренесносное значение слова с помощью словаря. Опознавать основные виды тропов. | ||||
58-59. | Как пополняется словарный состав русского языка(§35). | 2 | Правильно произносить заимствованные слова. Понимать особенности происхождения и написания слов с полногласными и неполногласными сочетаниями. Находить заимствованные слова и старославянизмы в словаре, тексте. | ||||
60-61. | Как образуются слова в русском языке(§36). | 2 | Уметь производить разбор слова по составу и словообразовательный разбор. Понимать механизм образования слов с помощью приставки, суффикса, сложения. Уметь объяснить написание соединительных гласных о и е. | ||||
62-63. | Чередование гласных и согласных в слове (§37). | 2 | Различать корни с чередованием гласных и согласных. Уметь видеть чередования с нулём звука. Пользоваться орфографическим словарём. | ||||
64-66. | Правописание чередующихся гласных А-О в корнях –ЛАГ- - -ЛОЖ-, -РОС- -РАСТ- РАЩ. | 3 | Правильно писать слова с данными корнями, действуя по алгоритму. | ||||
67-68 | Буквы О – Ё после шипящих в корнях слов(§39). | 2 | Уметь применить правило при написании слов. Пользоваться орфографическим словарём. | ||||
69-70. | Омонимы (§40). | 2 | Уметь различать омонимы, омофоны, омографы, омофоры. Уметь сопоставлять значение, строение, написание разных видов омонимов. Наблюдать за экспрессивным использованием омонимов в художественной речи. Пользоваться словарём омонимов. | ||||
71-72. | Что такое профессиональные и диалектные слова(§41). | 2 | Знать понятие профессионализмы, диалектизмы. Находить примеры в художественной речи, анализировать тексты. Приводить примеры из своего речевого опыта. Познакомить со словарём В.И.Даля. | ||||
73. | Устаревшие слова (§42). | 1 | Уметь находить в словах признаки устаревших слов. Объяснять происхождение слова. Членить слова на основе этимологического анализа. Извлекать информацию из этимологического словаря. | ||||
74. | Этикетные слова (§43). | 1 | Правила речевого поведения. Речевые ситуации с использованием этикетных слов в библиотеке, на катке, по телефону. | ||||
75-76. | Правописание корней слов. | 2 | Понимать правописание корней слов, верно писать слова по алгоритму. Верно писать слова, отобранные для ЗСП. | ||||
77-78 | Правописание приставок(§44). | 2 | Понимать правописание приставок, верно писать слова с приставками по алгоритму. Верно писать слова, отобранные для ЗСП. | ||||
79-80. | Буквы Ы – И после Ц(§45). | 2 | Знать условия употребления слов с ы и и после Ц. Орфографические диктовки. | ||||
81. | Контрольный диктант № 4 и задания к нему. | 1 | Проверить усвоение правил написания слов с изученными орфограммами, умение разбирать по составу, объяснять значение, строение и написание слов. | ||||
Стили речи (7 часов) | |||||||
82. | Анализ диктанта. Стили речи. Стилистика (§46). | 1 | Научиться анализировать любую речевую ситуации по схеме. Уметь «вычитывать» речевую ситуацию из теста и переводить её в схему. | ||||
83-84. | Разговорная и книжная лексика(§47) Культура речевого поведения. | 2 | Проводить стилистический анализ текстов, выделяя языковые средства. | ||||
85. | Художественная речь(§48). | 1 | Тренироваться в определении стиля текста, исходя из речевой ситуации (цели высказывания). Стилистический анализ текста, выделение языковых средств. | ||||
86. | Научно-деловая речь(§48). | 1 | |||||
87-88. | К.Р. № 5. Изложение «Барсучонок». | 2 | Пересказывать близко к тексту содержание отрывка, сохраняя основную мысль, последовательность изложения, выразительные средства; контролировать своё время и управлять им; оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы. | ||||
Синтаксис и пунктуация (вводный курс) 33 часа | |||||||
89. | Синтаксис и пунктуация (§49). | 1 | Знать предмет изучения синтаксиса и пунктуации. Различать слова и предложения. | ||||
90. | Словосочетание. Виды словосочетаний (§50). | 1 | Отличать словосочетания от предложений. Уметь построить словосочетания, учиться использовать для выражения одинакового смысла разные словосочетания. Выделять словосочетания, составлять схемы. | ||||
91. | Предложение. Интонация предложения (§51). | 1 | Определять границы предложений. Находить грамматическую основу предложения. | ||||
92-93. | Виды предложений по цели высказывания. Восклицательные предложения(§52). | 2 | Определять границы предложений. Находить грамматическую основу предложения. Корректировать интонацию в соответствии с коммуникативной целью высказывания. | ||||
94-95. | Главные члены предложения(§53). | 2 | Определять границы предложений. Находить грамматическую основу предложения. | ||||
96-97. | Тире между подлежащим и сказуемым(§54). | 2 | Обладать пунктуационной зоркостью. Освоить содержание изученных пунктуационных правил, алгоритмы их использования. Использовать словари и справочники по правописанию. | ||||
98-99-100. | Предложения распространенные и нераспространенные. Второстепенные члены предложения. (§55, 56). Дополнение (§57). | 3 | Разграничивать и сопоставлять предложения распространённые и нераспространённые, полные и неполные. Наблюдать за особенностями употребления неполных предложений в речи. Определять виды второстепенных членов предложения, и способы их выражения. Анализировать и характеризовать синтаксическую структуру простых двусоставных предложений. Определять виды второстепенных членов предложения, и способы их выражения. Анализировать и характеризовать синтаксическую структуру простых двусоставных предложений. | ||||
101-102. | Определение (§58). | 2 | Определять виды второстепенных членов предложения, и способы их выражения. Анализировать и характеризовать синтаксическую структуру простых двусоставных предложений. | ||||
103-104. | Обстоятельство (§59). | 2 | Определять виды второстепенных членов предложения, и способы их выражения. Анализировать и характеризовать синтаксическую структуру простых двусоставных предложений. | ||||
105-106. | Однородные члены предложения (§60). | 2 | Осознавать условия однородности членов предложения. Анализировать и характеризовать предложения с однородными членами. Наблюдать за особенностями употребления однородных членов. | ||||
107-108. | Обобщающее слово перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова (§61). | 2 | Обладать пунктуационной зоркостью. Освоить содержание изученных пунктуационных правил, алгоритмы их использования. Использовать словари и справочники по правописанию. | ||||
109. | Обращение (§62). | 1 | Понимать основные функции обращения. | ||||
110-111. | Синтаксический разбор простого предложения(§63). | 2 | Анализировать и характеризовать простое предложение; опознать их. | ||||
112-113. | К.Р. № 6. Диктант с заданиями. Анализ к/р. | 2 | Анализировать и характеризовать синтаксическую структуру простых двусоставных предложений. | ||||
114-115. | Сложное предложение (§64). | 2 | Опознать и правильно интонировать сложные предложения с разными смысловыми отношениями между их частями. Разграничивать и сопоставлять разные виды сложных предложений, определять средства синтаксической связи между частями. Группировать сложные предложения по заданным признакам. | ||||
116-117. | Прямая речь(§65). | 2 | Обладать пунктуационной зоркостью. Освоить содержание изученных пунктуационных правил, алгоритмы их использования. Использовать словари и справочники по правописанию. | ||||
118. | Диалог (§66). | 1 | Обладать пунктуационной зоркостью. Освоить содержание изученных пунктуационных правил, алгоритмы их использования. Использовать словари и справочники по правописанию. | ||||
119-120. | Повторение и обобщение изученного. Контрольное списывание. | 2 | Анализировать и характеризовать синтаксические конструкции. Освоить содержание изученных пунктуационных правил, алгоритмы их использования. Использовать словари и справочники по правописанию. | ||||
121. | Контрольная работа №7. Диктант по теме «Предложение» с заданиями. | 1 | Освоить содержание изученных пунктуационных правил, алгоритмы их использования. Использовать словари и справочники по правописанию. | ||||
Типы речи(4 часа) | |||||||
122. | Типы речи (§67). | 1 | Используя приём фотографирования, определять тип речи. | ||||
123-124 | Описание, повествование, рассуждение (§68). | 2 | Умение распознавать и создавать тексты разных типов речи. Иметь представление о строении повествования. Правильно строить повествовательные тексты художественного и делового стилей; уметь детализировать действия; уместно использовать видовременные формы, слова и выражения, обозначающие последовательность действий. Уметь исправлять ошибки. Создавать повествовательные зарисовки. Знать основные способы выражения «данного» и «нового» во фрагменте текста и применять их для создания текста. | ||||
125 | Оценка действительности (§69). | 1 | Расширить активный словарь частотной лексики для выражения положительной и отрицательной оценки предметов, признаков, действий. | ||||
Строение текста (4 часа) | |||||||
126 | Строение текста типа рассуждения-доказательства (§70). | 1 | Знать, на какой вопрос отвечает рассуждение-доказательство, полную схему строения текста (тезис-аргумент, примеры-вывод), языковые средства. Уметь находить в худ. тексте и в учебной литературе фрагменты со значением рассуждения-доказательства. Уметь строить связные высказывания по схеме рассуждения-доказательства. | ||||
127 | К.Р №8 «Определение типа речи». | 1 | Написание контрольной работы. | ||||
128 | Соединение типов речи в одном тексте. К.Р. №9 Изложение «Джек здоровается». | 1 | Проводить типологический анализ текста. Определять ведущий тип речи и типовые фрагменты. | ||||
129 | Анализ изложения. | 1 | Классифицировать ошибки, оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы. | ||||
Морфология. Правописание (1 час) | |||||||
130 | Междометия . | 1 | Знать признаки и разряды междометий. Уметь употреблять в речи. | ||||
Глагол (24 часа) | |||||||
131 | Что обозначает глагол (§71). | 1 | Знать грамматические, морфологические признаки глагола, синтаксическую роль в предложении. | ||||
132-133 | Слитное и раздельное написание НЕ с глаголами (закрепление) (§72). | 2 | Обладать пунктуационной зоркостью. Освоить содержание изученных пунктуационных правил, алгоритмы их использования. Использовать словари и справочники по правописанию. | ||||
134 | Словообразование глаголов. (§73). | 1 | Обладать пунктуационной зоркостью. Освоить содержание изученных пунктуационных правил, алгоритмы их использования. Использовать словари и справочники по правописанию. | ||||
135 | Вид глагола(§74). | 1 | Распознавать глаголы совершенного и несовершенного вида. | ||||
136-137 | Корни с чередованием букв Е-И(§75). | 2 | Обладать пунктуационной зоркостью. Освоить содержание изученных пунктуационных правил, алгоритмы их использования. Использовать словари и справочники по правописанию. Уметь правильно использовать глаголы несовершенного и совершенного вида в речи. | ||||
138-139 | Инфинитив. Правописание – тся, -ться в глаголах(§76, 77). | 2 | Обладать пунктуационной зоркостью. Освоить содержание изученных пунктуационных правил, алгоритмы их использования. Использовать словари и справочники по правописанию. Знать наизусть перечень корней с чередованием е-и. уметь правильно писать слова. | ||||
140 | Наклонение глагола(§78). | 1 | Анализировать и характеризовать общее грамматическое значение, морфологические признаки глагола, определять его синтаксическую функцию. | ||||
141-142 | Сослагательное (условное) наклонение глагола(§79). | 2 | Группировать глаголы по заданным морфологическим признакам. | ||||
143-144 | Повелительное наклонение глагола(§80). | 2 | Образовывать глаголы в форме пов. наклонения и уместно употреблять их в речи. Правильно употреблять в речи формы пов. наклонения. Использовать орфоэпич. словарь для исправления ошибок. | ||||
145-146 | Время глагола (§81). | 2 | Правильно образовывать формы времён глагола. Правильно произносить глаголы прошедшего времени. | ||||
147-148 | Спряжение глагола. Лицо и число (§82). | 2 | Уметь определять спряжение глаголов. Знать глаголы исключения. Научить правильно и уместно употреблять спрягаемые формы глаголов в речи. Определять число и лицо глаголов. | ||||
149-151 | Правописание безударных личных окончаний глаголов (§83). | 3 | Распознавать в тексте глаголы с безударным личным окончанием. Знать наизусть окончания глаголов 1 и 2 спряжения. | . | |||
152-153 | Безличные глаголы. Переходные и непереходные глаголы (§84). | 2 | Уметь находить безличные, переходные и непереходные глаголы и правильно использовать в речи. | ||||
154 | Контрольный диктант № 10 по теме «Написание личных окончаний глаголов». | 1 | Проверка усвоения материала по теме. Написание диктанта. | ||||
Строение текста (продолжение) 4 часа | |||||||
155-156 | Строение текста (продолжение) (§85). | 2 | Знать основные способы выражения «данного» и «нового» во фрагменте текста и применять их для создания текста | ||||
157-158 | Строение текста типа повествования(§86). | 2 | Иметь представление о строении повествования. Правильно строить повествовательные тексты художественного и делового стилей; уметь детализировать действия; уместно использовать видо-временные формы, слова и выражения, обозначающие последовательность действий. Уметь исправлять ошибки. Создавать повествовательные зарисовки. |
| |||
Имя существительное (21 час) | |||||||
159 | Имя существительное как часть речи (§87). | 1 | Уметь доказать, что данное слово – имя сущ. Тренироваться в умении опознавать имена сущ. Тренироваться в умении составлять план к лингвистическому тексту в виде вопросов. | ||||
160-161 | Словообразование имен существительных(§88). | 2 | Тренироваться в умении образовывать имена существительные от других частей речи. Знать основные способы образования имён сущ. Опознавать в тексте имена сущ. со значением отвлечённого действия и признака. | ||||
162-163 | Употребление суффиксов существительных –ЧИК, -ЩИК-(§89). | 2 | Тренироваться в умении обнаруживать на письме слова, в которых суффикс сливается с предшествующей частью корня. Правильно писать сущ. с суффиксами –чик,-щик. | ||||
164-165 | Употребление суффиксов -ЕК, -ИК-, (-ЧИК-) (§90). | 2 | Овладевать способом определения верного написания суффикса –ик-. –ек. | ||||
166-167 | Слитное и раздельное написание НЕ с именами существительными (§91). | 2 | Тренироваться в закреплении навыка правописания Не с существительными. | ||||
168 | Имена существительные одушевленные и неодушевленные (§92). | 1 | Уметь различать в тексте одушевлённые и неодушевлённые существительные. | ||||
169 | Собственные и нарицательные имена существительные(§93). | 1 | Распознавать собственные и нарицательные имена существительные. | ||||
170 | Род имен существительных. | 1 | Определять род имен существительных. | ||||
171-172 | Имена существительные общего рода(§95).Род несклоняемых имен существительных (§96). | 2 | Тренироваться в умении правильно использовать существительные общего рода и несклоняемые имена сущ. | ||||
173-174 | Число имен существительных (§97). | 2 | Иметь представление о сущ., обладающих формами только единственного или только множественного числа. Учиться точно, уместно, стилистически целесообразно употреблять имена сущ. в речи. | ||||
175-176 | Падеж и склонение имен существительных (§98). | 2 | Тренироваться в устном и письменном склонении и разборе по составу трудных имён сущ. | ||||
177-178 | Правописание безударных падежных окончаний имен существительных. | 2 | Тренироваться в применении правила о правописании имён сущ. с безударным личным окончанием. | ||||
179 | Употребление существительных в речи (§100). | 1 | Использовать в реи имена существительные; синонимичные имена существительные для связи предложений в тексте и частей текста. | ||||
Строение текста ( продолжение) 5 часов | |||||||
180 | Строение текста типа описание предмета (продолжение) (§101). | 1 | Знать композиционные элементы текста. Делить текст на смысловые части. Анализировать и характеризовать текст с точки зрения смысловой цельности. | ||||
181 | Редактирование текстов типа описание предмета(§101). | 1 | |||||
182 | Создание текстов типа описание предмета художественного и делового стилей(§101). | 1 | |||||
183-184 | К.р. №11 Сочинение на тему: «Знакомьтесь, мой друг». Анализ сочинения. | 2 | |||||
Соединение типов речи в тексте (6 часов) | |||||||
185 | Типы речи в тексте(§102). | 1 | Используя приём фотографирования, определять тип речи в тексте. | ||||
186 | Анализ и редактирование текста(§101, 102). | 1 | Выполнение анализа и редактирования текста. | ||||
187-188 | Сочинение «Что я люблю делать и почему». | 2 | Написание сочинения повествовательного типа речи. | ||||
189-190 | К.Р. № 12. Изложение с дополнительным заданием. Анализ изложения. | 2 | Пересказывать близко к тексту содержание, сохраняя основную мысль, последовательность изложения, выразительные средства; контролировать своё время и управлять им; оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы. | ||||
Имя прилагательное (9 часов) | |||||||
191-192 | Имя прилагательное как часть речи. Прилагательные качественные, относительные, притяжательные (§103). | 2 | Повторить морфологические признаки прилагательных, прямое и переносное значение имени прилагательного. Потренироваться в определении роли прилагательных в речи при описании предметов, а также эпитетов в худ. Произведении. Работать над обогащением словаря учащихся именами прилагательными разных разрядов. | ||||
193-194 | Правописание окончаний имен прилагательных. | 2 | Тренироваться в анализе орфографической проблемы, в применении правила. Приводить примеры. | ||||
195-196 | Словообразование имен прилагательных (§105). | 2 | Знать основные способы образования имён прилагательных и типичные морфемы. Совершенствовать умение опознавать в тексте имена прилагательные. | ||||
197-198 | Прилагательные краткие и полные (§106). | 2 | Тренироваться в нахождении в тексте кратких прилагательных и определении их синтаксической роли, верно писать краткие прилагательные. | ||||
199 | Сравнительная и превосходная степень качественных прилагательных. | 1 | Знать, как образуются степени сравнения и уметь их правильно образовывать. Находить в тексте данные формы. | ||||
Повторение и обобщение. Контрольная работа (итоговая) | |||||||
200-202 | Повторение и обобщение изученного материала. | 3 | Повторение и обобщение изученного материала за курс русского языка в 5 классе. | ||||
203 | Контрольная работа №13 (итоговая). | 1 | Написание теста (2 варианта). | ||||
204 | Анализ контрольной работы. | 1 | Классифицировать ошибки, оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Родной (русский) язык и литература на родном (русском) языке"- 5 класс
Данная рабочая программа предназначена для изучения русского языка и литературы в школах национальных Республик РФ...
Рабочая программа "Родной (русский) язык и литература на родном (русском) языке"- 5 класс
Данная рабочая программа предназначена для изучения русского языка и литературы в школах национальных Республик РФ...
Рабочая программа "Родной (русский) язык и литература на родном (русском) языке"- 7 класс
Рабочая программа "Родной (русский) язык и литература на родном (русском) языке для 7 класса предназаначена для изучения русского языка и литературы как родного в школах национальных Республик РФ...
Рабочая программа "Родной (русский) язык и литература на родном (русском) языке"- 8 класс
Данная рабочая программа предназаначена для изучения русского языка и литературы как родного в школах национальных Республик РФ...
Рабочая программа "Родной (русский) язык и литература на родном (русском) языке"- 9 класс
Данная рабочая программа предназначена для изучения русского языка и литературы как родного для школ национальных Республик РФ...
Рабочая программа "Родной (русский) язык и литература на родном (русском) языке"- 6 класс
Данная рабочая программа предназначена для школ национальных Республик РФ для изучения русского языка и литературы как родного...
Модифицированная программа по русскому языку и литературе «Введение в русскую словесность»
Данная программа разработана в соответствии с Образовательным стандартом основного общего образования по литературе и русскому языку. Обучение методом погружения с опорой на ведущий для подросткового ...