Технологическая карта по теме: «Три склонения имен существительных»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Разработка урока по русскому языку для 5 кл. Технологическая карта по теме: «Три склонения имен существительных»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_tri_skloneniya_sushch-yh.docx | 45.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока по русскому языку.
Технологическая карта по теме: «Три склонения имен существительных»
Учитель::
Дзисяк Ольга Валерьевна
МБОУ СОШ пгт. Вахрушев
Технологическая карта урока.
Класс: 5
Предмет: русский язык
Тема: Три склонения имён существительных.
Тип урока: комбинированный урок.
Вид урока: урок-практикум
Цель урока:
- Предметные: совершенствовать умение определять падеж, род и склонение имен существительных.
- Метапредметные:
- Развивать познавательные способности, логическое мышление (анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы);
- Умение грамотно и связно излагать свои мысли;
- Извлекать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (в схему, ключевые слова), владеть разными видами чтения (ознакомительным, детальным).
- Личностные:
- Формировать положительную мотивацию и интерес к изучению русского языка;
- Умение слушать и слышать других, формулировать собственное мнение и аргументировать его, осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль.
- Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, отвечать на вопросы, оценивать свои достижения на уроке.
Оборудование: компьютер, проектор, учебник, карточка с текстом.
Планируемые результаты: учащиеся научаться определять склонение существительных; применять правило постановки Ь в существительных 3-го склонения.
План урока:
- Организационный момент – 2 мин.
- Основная часть
- Актуализация знаний (на основе изученного) – 3 мин.
- Постановка проблемы урока. Формулировать тему урока, планирование деятельности – 5 мин.
- Построение проекта – 10 мин.
- Физкультминутка – 2 мин.
- Первичное закрепление изученного с проговариванием во внешней речи – 12 мин.
- Самостоятельная работа с самопроверкой – 7 мин.
- Заключительная часть
- Рефлексия. Самооценка – 4 мин.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД |
| Проверка готовности к уроку. - Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть. Готовы ли вы к уроку? | Психологический настрой учащихся на урок. Работа с сигнальными карточками. | Личностные УУД:
|
| - Давайте вспомним, о чем мы с вами говорили на предыдущих уроках, в форме блиц-опроса: (слайд 2,3) 1. Имя существительное – это … 2. Имена сущ. бывают … 3. Постоянные признаки имён существительных? 4. Непостоянные признаки? |
Отвечают на вопросы | Коммуникативные УУД: 1.Владеть монологической и диалогической речью. 2.Адекватно использовать речевые средства для решения задач. Личностные УУД: 1.Самоконтроль Познавательные УУД: 1.Проверка изученного |
| - Ребята, мы с вами продолжаем работу по изучению Имени существительного. - А теперь посмотрите на доску. Какой частью речи являются данные слова? На какие 3 группы можно их распределить? (слайд 4) Мышь, луна, дядя, лимон, день, море, дедушка, земля, облако, печь. Поверка (слайд 5) - Итак, как вы уже догадались тема сегодняшнего урока это? Да, вы правы, запишите тему урока (слайд 6) Определение цели урока (слайд 7) - Посмотрев на тему урока, сформулируйте цели нашего урока? | - Имена существительные. Распределяют слова по группам. Записывают дату и тему урока «Три склонения имён существительных». Цели: 1)Вспомнить, как определяются склонения существительных. 2) научиться определять склонение существительных. | Регулятивные УУД: 1.Высказывать предположения на основе наблюдений; 2. Формулировать тему урока, проблему; 3. Самостоятельно планировать деятельность. Познавательные УУД: 1.Анализировать информацию, выявлять главное, систематизировать. Коммуникативные УУД: 1.Уметь вести диалог, интересоваться чужим мнением и высказывать свое. |
| Работа в группах - Ребята, вы смогли правильно «расселить», но не объяснили по каким признакам вы их распределили. Я предлагаю в сказочной форме объяснить, как существительные на 3 склонения поделились. - Какие сказочные зачины вам известны? - Прочитайте, что у вас получилось. Проверьте себя, верно ли вы распределили. (слайд 8,9,10) Работа с учебником. - Откройте, пожалуйста, страницу 62 учебника и методом инсерта, прочитайте правило. Напоминаю: «!» - знал, «+» - новое, «?» - вызывает вопрос, « - « - думал иначе. Проверка: - Что вы знали? - Что для вас новое? | - «Жили-были…», «В некотором царстве, в некотором государстве…» и т.д. Придумывают лингвистическую сказку в группах. Чтение сказок. Работа с сигнальными карточками. Читают правило на стр.62 и отвечают на вопросы. | Познавательные УУД: 1.Выделять главное, извлекать информацию; 2. Анализировать, сравнивать, устанавливать закономерности; 3. Преобразовывать информацию из одной формы в другую. Коммуникативные УУД: 1.Строить связанное монологическое высказывание в учебно-научном стиле; 2. Договариваясь, проектировать в группе учебную деятельность; 3. Обсуждать вопросы, формулировать выводы и представлять их в устной и письменной форме; 4. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. Регулятивные УУД: 1.Искать пути решения проблемы. |
(Слайд 11) | - Молодцы, ребята! Вы хорошо поработали, пришло время отдохнуть и заодно проверить, как вы усвоили материал. Лингвистическая разминка. - Я называю существительное, если 1 скл. – поднимаем руки вверх. 2 скл. – в сторону. 3 скл.- отпускаем. 1 скл. - река, дедушка, деревня. 2 скл. – дом, облако, море. 3 скл. – ночь, степь, мышь. | Выполняют гимнастику. | Познавательные УУД: 1.Проверка знаний и умений. Личностные УУД: 1.Снять напряжение и утомление на уроке. |
| Работа в парах. Взаимопроверка. Задание: Выпишите существительные, распределяя их в 3 столбика по типам склонений. - Но чтобы выполнить данное задание, мы должны с вами составить алгоритм. Составление алгоритма (слайд 12) Слайд 13. Пять тетрадей, разгрузить машину с цементом, накормить супом, любоваться новогодней елью, построить шалаш(?), покормить доч(?), много груш(?). Проверка (слайд 14), проговаривая слова согласно алгоритму. Работа с сигнальными карточками. - Оцените работу своего товарища на листах самооценки по 5 б. системе. Наблюдение и сравнение (слайд 15,16,17) - Изучение склонений имен существительных играют важную роль. В данном заданий вы увидели орфограммы. От чего зависит выбор ставится Ь или не ставится? Сформулируйте правило и приведите примеры из выполненного задания. | Выполняют задание в парах. Составление алгоритма:
Работа с сигнальными карточками. Оценивают работу товарища. «Ь после шипящих на конце слова» Пишется Ь:
Не пишется Ь:
| Познавательные УУД: 1.Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации, понимать основную; 2. Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы; 3. Преобразовывать информацию из одной формы в другую. Коммуникативные УУД: 1.Соблюдать нормы культуры речи в процессе учебной деятельности и речевой практики; 2.Слышать и слушать других, быть готовым корректировать свою точку зрения; 3.Оказывать взаимопомощь, осуществлять контроль. |
| Самостоятельная работа. - На партах лежат карточки с заданием. 1 (базовый уровень) Определите склонение, раскройте скобки и выделите окончание. Товарищ(?), крыша, карандаш(?), доч(?), колено, блюдо, трава, ноч(?), яблоня, малыш(?), стыд, счастье, радость, много задач(?), возле дач(?) 2 (повышенный уровень) Определите склонение, падеж, выделите окончание у имён существительных. Вставьте пропущенные буквы. Летние ноч(?) коротки. Скоро первые лучи со...нца заглянули в палатку и разбудили меня. Мой товарищ(?) забрался под плащ(?) и крепко спал. Я достал мяч(?) и вышел. Поглядел на шалаш(?), где спал сторож(?). Я пош…л на реч(?)ку. На берегу от ветра шуршал камыш(?). Проверка. - Молодцы, а теперь оцените свою работу в «Оценочных листах» по 5 б. системе. | Каждый самостоятельно работает. Самооценка. | Познавательные УУД: 1.Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы; 2. Проверка знаний и умений. Коммуникативные УУД: 1.Осуществлять контроль. |
| - А теперь подведем итог нашей работы. - Какую цель ставили на урок? - Добились мы поставленной цели? На слайде:
- Оцените свою работу на уроке. - Чью работу вы можете сегодня оценить? Прокомментируйте. Учитель выставляет отметки за конкретные виды работы отдельным ученика на основе их самооценки. - Сдайте, пожалуйста, оценочные листы. | - Повторить склонения имен существительных. Отвечают на вопросы. Оценивают свою работу в «Оценочных листах» и сдают на проверку учителю. | Регулятивные УУД: 1.Соотносить цели и результаты своей деятельности; 2. Определяют степень успешности работы согласно критериям. Коммуникативные УУД: 1. Соблюдать нормы культуры речи в процессе учебной деятельности и речевой практики; 2. Слышать и слушать других, быть готовым корректировать свою точку зрения; 3. Строить связанное монологическое высказывание Познавательные УУД: 1.Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы; |
| - Домашнее задание дается на выбор двух уровней – базовый и повышенный. Тексты распечатаны. 1 (базовый уровень) Выписать имена существительные из текста, определить склонение и выделить окончание. В жаркий полдень мальчики шли по дороге. Вдруг увидели над полем дым. Это горела спелая рожь. Коля и Сережка кинулись тушить пожар. Павел помчался в село. Вскоре подоспела помощь. Все стали заваливать рожь землей. 2 (повышенный уровень) Спишите, определите склонение и падеж, выделите окончание. Образец: Идти по алле (аллея – 1 скл., Д.п.) Вдоль дорог…, запах полын…, быть на лекци…, по тропинк… к станци…, из поездк… по Америк…, книга по истори…, спустился на парашют…, в огромном здани… . | Записывают домашнее задание. |
Раздаточный материал:
1 (базовый уровень)
Определите склонение, раскройте скобки и выделите окончание.
Товарищ(?), крыша, карандаш(?), доч(?), колено, блюдо, трава, ноч(?), яблоня, малыш(?), стыд, счастье, радость, много задач(?), возле дач(?)
2 (повышенный уровень)
Определите склонение, падеж, выделите окончание у имён существительных. Вставьте пропущенные буквы.
Летние ноч(?) коротки. Скоро первые лучи со...нца заглянули в палатку и разбудили меня. Мой товарищ(?) забрался под плащ(?) и крепко спал. Я достал мяч(?) и вышел. Поглядел на шалаш(?), где спал сторож(?). Я пош…л на реч(?)ку. На берегу от ветра шуршал камыш(?).
Домашнее задание.
1 (базовый уровень)
Выписать имена существительные из текста, определить склонение и выделить окончание.
В жаркий полдень мальчики шли по дороге. Вдруг увидели над полем дым. Это горела спелая рожь. Коля и Сережка кинулись тушить пожар. Павел помчался в село. Вскоре подоспела помощь. Все стали заваливать рожь землей.
2 (повышенный уровень)
Спишите, определите склонение и падеж, выделите окончание.
Образец: Идти по алле (аллея – 1 скл., Д.п.)
Вдоль дорог…, запах полын…, быть на лекци…, по тропинк… к станци…, из поездк… по Америк…, книга по истори…, спустился на парашют…, в огромном здани… .
Список литературы:
- Бабайцева В.В. Русский язык. Теория. 5-9 кл. : учебник. – 10-е изд. – М.: Дрофа, 2012.
- Богданова Г.А. Уроки русского языка в 5 классе: кн. Для учителя / Г.А. Богданова. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2008.
- Влодавская Е.А. Дидактические материалы по русскому языку: 5 класс: к учебнику Т.А. Ладыженской и др. «Русский язык. 5 кл.» / Е.А. Влодавская. – 3-е изд. – М.: Изд-во «Экзамен», 2014.
- Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку. 5 класс. – 2-е изд. – М.: ВАКО, 2013.
- Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч./ Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М.Шанский. – 2 изд. – М.: Просвещение, 2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок письма и развития речи в 6-м классе по теме "Три склонения имен существительных"
Цели: познакомить учащихся с тремя склонениями имен существительных;формировать умение определять склонение по роду и начальной форме;воспитывать интерес к русскому языку, любовь к поэзии....
5 класс, школа VIII вида, тема:"Третье склонение имен существительных".
Урок по программе русского языка в 5 классе коррекционной школы VIII вида....
Урок русского языка в классе СКК по теме" Три склонения имени существительного"
Урок закрепления знаний по теме "Склонение имен существительных" в 7 классе КРО....
урок русского языка в 3 классе на тему "Три склонения имен существительных"
урок русского языка в 3 классе на тему "Три склонения имен существительных" ОС Л.В. Занкова...
Конспект урока русского языка в 5 классе на тему: "Три склонения имен существительных"
Конспект урока русского языка для обучающихся 5 класса на тему: "Три склонения имен существительных"...
Конспект урока по предмету "Русский язык" по теме "Третье склонение имен существительных" в 5 классе
Констпект урока....
Раздаточный материал по теме «Три склонения имен существительных» , 5 класс
Цель: систематизировать умение определять склонение имен существительных в начальной форме и в косвенных падежах, закрепить правила написания падежных окончаний имен существительных в един...