Социальный проект "Ты читаешь? Это круто!"
проект по русскому языку (5 класс) на тему

Шашкова Валентина Васильевна

Значимость проекта состоит в том, что учащиеся, заинтересовавшиеся коллективным творческим делом, духом соревнования приобщаются к чтению, сотрудничеству, открывается путь к культуре общения, к познанию, развитию и творчеству. Кроме того у данного проекта есть и теоретическая значимость: знакомство с новыми понятиями в различных областях знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsialnyy_proekt.docx37.28 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Шумячская СШ им. В.Ф. Алешина»

Социальный проект

по литературе

ТЫ ЧИТАЕШЬ? ЭТО КРУТО!

5 класс

Общее количество часов: 34

Количество часов в неделю: 1

Учитель: ШАШКОВА Валентина Васильевна

2017-2018 учебный год

Паспорт социального проекта

Участие обучающихся в реализации социальных проектов позволяет решить задачу, связанную с их включением в социализацию в рамках учебной и внеурочной деятельности.

Социальный проект «Ты читаешь? Это круто!»

Цель проекта заключается в изучении социальной потребности в укреплении позиций книги и чтения в жизни ребенка; приобщении школьников к чтению изданий из федерального перечня «100 книг» по истории, культуре и литературе народов РФ, рекомендуемых школьникам для самостоятельного чтения.

Задачи проекта:

  1. организация сотрудничества “ученик – учитель – родитель – библиотекарь”;
  2. возрождение традиции семейных чтений;
  3. повышение культуры чтения в семье;
  4. приобщение учеников к регулярному чтению детской литературы и посещению школьной или районной библиотеки;
  5. повышение интереса к чтению художественной литературы школьников, развитие их творческих способностей, расширение общего и художественного кругозора;
  6. формирование способности «прочтения» жизненной ситуации межличностного взаимодействия по аналогии с художественным текстом.

Участниками проекта являются учащиеся 5 «А» класса, родители, учитель русского языка и литературы Шашкова Валентина Васильевна, библиотекарь школы.

Источники получения информации

Материалы социологического опроса, ресурсы сети Интернет, встречи с библиотекарем школы, фонд школьной и районной библиотек

Основные формы работы над проектом

  • создание инициативной группы по реализации мероприятий данного проекта;
  • «мозговой штурм» в классном коллективе по составлению плана реализации проекта;
  • социологический опрос учащихся класса и их родителей по изучению круга чтения (анкетирование);
  • анализ перечня «100 книг для чтения»;
  • библиотечные уроки и встречи с интересными людьми;
  • ведение читательского дневника;
  • создание творческих работ и участие в творческих конкурсах;
  • организация работы над проектом, реклама проекта для учащихся школы, подведение итогов, награждение наиболее активных участников проекта.

Объект исследования

Круг чтения и творческое отношение учащихся и их родителей к чтению

Продукт проекта

Творческие работы по прочитанным книгам

Время реализации проекта

2017-2018 учебный год

Ожидаемые результаты

  1. Создание атмосферы внимания к книге и чтению. Чтение становится содержанием общения детей, учителей, родителей.
  2. Формирование модели информационно-педагогической поддержки мотивации чтения школьников, включающей разнообразные формы работы.
  3. Повышение уровня влияния школьной библиотеки на контингент учащихся, достижение 100% охвата школьников библиотечным обслуживанием. Развитие культуры чтения школьников, привлечение их к систематическому чтению. Увеличение группы систематически читающих школьников.
  4. Укрепление партнерства школы с родителями в читательском развитии школьников, формирование родительского актива в школьной библиотеке, активное участие родителей в реализации мероприятий данного проекта.
  5. Раскрытие творческого потенциала школьников и родителей через совместную читательскую деятельность.
  6. Возрастание интереса к чтению художественной и познавательной литературы, повышение востребованности школьной библиотеки как консультанта и информационного ресурса интеллектуального развития.
  7. Получение учащимися личного индивидуального опыта, необходимого для успешной самореализации.

Практическая значимость проекта

  1. приобщение к чтению книг;
  2. развитие речи пятиклассников и их творческих способностей;
  3. получение опыта в поиске нужной информации из различных источников;
  4. приобретение коммуникативных навыков.

Краткое описание идеи проекта

В настоящее время качество чтения учащихся указывает на снижение роли книги в системе духовных ценностей школьников. Современные школьники, выросшие главным образом не на чтении, а на просмотре телевизора и зависимости от сети Интернет, уже не могут сосредоточить внимание на том, что читают. Для них свойственна кризисная модель детского чтения. Ее характерные черты: детский читательский негативизм, отказ от добровольного чтения серьезной литературы, превалирование в репертуаре чтения низкопробных книг, невысокая культура чтения, утрата детьми чувства языка. Поэтому актуальность темы проекта очевидна, особенно в связи с появлением рекомендованного Министерством образования и науки списка для самостоятельного чтения «100 книг».

Реализация проекта, на наш взгляд, позволяет создать условия, при которых чтение становится предметом социального одобрения, проявляемого в простой конкретной и понятной для ребенка форме (конкурс, коллективные классные творческие работы, соревновательные характер). Участие в индивидуальном или совместном творческом проекте, привлекательность победы становятся позитивным подкрепляющим стимулом, способствующим положительной модификации поведения ребенка в отношении чтения. Элемент соревнования позволяет успешно поддерживать читательскую активность на протяжении продолжительного времени. Целенаправленное систематическое внимание к чтению ребенка является залогом успешного развития и становления его как личности.

Значимость проекта состоит в том, что учащиеся, заинтересовавшиеся коллективным творческим делом, духом соревнования, приобщаются к чтению, сотрудничеству, открывается путь к культуре общения, к познанию, развитию и творчеству. Кроме того, у данного проекта есть и теоретическая значимость: знакомство с новыми понятиями в различных областях знаний.

Этапы реализации проекта

  1. Подготовительный этап:

  • Определение круга чтения для данного класса, составление списков рекомендуемой литературы (чтение сверх списков учитывается).
  • Разработка модели методического сопровождения проекта «Ты читаешь? Это круто!»
  • Разработка анкетирования для родителей с целью изучения традиции семейного чтения.
  • Выбор модели творческой работы для класса.
  • Подготовка наглядности (презентация, выставка книг).
  • Социологический опрос среди учащихся «Что прочитать из перечня «100 книг».

  1. Внедренческий этап:

  • «Старт» проекта – библиотечный урок.
  • Участие в работе библиотечного клуба.
  • Распространение информации среди учеников (мобильный стенд библиотеки, учитель, библиотекарь). Интервью со старшеклассником о любимых книгах.
  • Систематические собеседования руководителей проекта с детьми о прочитанных книгах.
  • Заочные экскурсии по литературным местам Смоленщины.
  • Презентации интересных книг (ознакомление с писателем и книгой) из перечня «100 книг».
  • Чтение книг.
  • Работа над прочитанным (ролевая игра, литературная игра, викторина, театральная постановка, дискуссия, литературная гостиная).
  • Оформление индивидуальных «дневников читателя» и общей творческой работы: создание памяток для учеников и родителей, участие в акции «Говорящая закладка».
  • Отслеживание наполненности «дневников читателя»
  • Создание творческих работ для участия в библиотечных конкурсах «С книгой открываю мир природы», «Самый читающий класс», «Ты читаешь? Это круто!»

  1. Завершающий этап:

  • Реклама проекта для учащихся пятых классов и младших школьников и защита творческих работ по прочитанным книгам.
  • Отчёт на педагогическом совете.
  • Презентация творческих работ и оформление отчёта о проделанной работе (страничка «Радуга – дуга» в газете «Единство»).
  • Проведение родительского собрания «Традиции семейного чтения» с вручением памяток для родителей.
  • Награждение активных участников проекта

Отчёт о реализации проекта «Ты читаешь? Это круто!»

В рамках урочной и внеурочной деятельности на уроках русского языка и литературы реализовывался проект «Ты читаешь? Это круто!»

В ходе реализации проекта была создана инициативная группа по реализации мероприятий проекта, участниками которой стали учащиеся 5 «А» класса.

Участники группы провели социологический опрос среди одноклассников для выявления их круга чтения, анкетирование для родителей о традициях семейного чтения. Ребята выяснили, что пятиклассники предпочитают приключенческую литературу.

На уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности учениками были созданы буклеты-памятки для родителей и младших товарищей. В течение первого полугодия совместно со школьным библиотекарем пятиклассники собирали материал для конкурсов: «С книгой открываю мир природы», «Самый читающий класс», «Ты читаешь? Это круто!», вели читательские дневники, делились впечатлениями о прочитанных книгах. Во втором полугодии велась огромная творческая работа: отзывы о прочитанных произведениях, проекты «Эти книги мы прочитали», создавались викторины и кроссворды по прочитанным книгам, писались мини-сочинения «Моя золотая полка». Кроме того, инициативная группа подготовила совместно с библиотекарем презентацию для пятиклассников и младших школьников «Ты читаешь? Это круто!» и праздник для первоклассников «Как хорошо уметь читать!». Наш класс получил звание «Самый читающий класс» в рамках мероприятий, проводимых в МБОУ «Шумячская средняя школа им. В.Ф. Алешина» в течение 2017-2018 учебного года.

Эффективность реализации проекта прослеживается в социально-личностном направлении: это приобретение опыта активной работы в малых группах, общение; формирование чувства уверенности в себе, собственной значимости. При этом пятиклассники отработали набор основных знаний, умений, практических навыков культуры чтения, исследовательской и творческой деятельности.

Учитель русского языка и литературы в 5 «А» классе                                В.В. Шашкова

Приложение

Перечень «100 книг» по истории, культуре и литературе народов Российской Федерации, рекомендуемый школьникам к самостоятельному прочтению

Автор

Название

1.

Адамович А., Гранин Д.

Блокадная книга

2.

Айтматов Ч.

И дольше века длится день/ Белый пароход

3.

Аксенов В.

Звездный билет/ Остров Крым

4.

Алексин А.

Мой брат играет на кларнете

5.

Арсеньев В.

Дерсу Узала

6.

Астафьев В.

Пастух и пастушка/ Царь-рыба

7.

Бабель И.

Одесские рассказы / Конармия

8.

Бажов П.

Уральские сказы

9.

Белых Л., Пантелеев Л.

Республика Шкид

10.

Богомолов В.

Момент истины (В августе сорок четвертого)

11.

Бондарев Ю.

Батальоны просят огня/ Горячий снег

12.

Боханов А.

Император Александр III

13.

Булгаков М.

Белая гвардия

14.

Булычев К.

Приключения Алисы

15.

Бунин И.

Темные аллеи

16.

Быков В.

Мертвым не больно/ Сотников

17.

Васильев Б.

А зори здесь тихие.../ В списках не значился

18.

Вернадский Г.

Начертание русской истории

19.

Волков А.

Волшебник Изумрудного города

20.

Гайдар А.

Тимур и его команда/ Голубая чашка / Чук и Гек

21.

Гамзатов Р.

Мой Дагестан/ Стихотворения

22.

Гиляровский В.

Москва и москвичи

23.

Гончаров И.

Обыкновенная история

24.

Горянин А.

Россия. История успеха (в 2 книгах)

25.

Грин А.

Алые паруса/ Бегущая по волнам

26.

Гумилёв Л.

От Руси к России

27.

Гумилев Н.

Стихотворения

28.

Деникин А.

Очерки русской смуты

29.

Джалиль М.

Моабитская тетрадь

30.

Довлатов С.

Зона/ Чемодан/ Заповедник/ Рассказы

31.

Достоевский Ф.

Идиот

32.

Драгунский В.

Денискины рассказы

33.

Дудинцев В.

Белые одежды

34.

Думбадзе Н.

Я, бабушка, Илико и Илларион

35.

Ибрагимбеков М.

И не было лучше брата

36.

Ильин И.

О России. Три речи

37.

Ильф И., Петров Е.

Двенадцать стульев/ Золотой телёнок

38.

Ишимова А.

История России в рассказах для детей

39.

Искандер Ф.

Сандро из Чегема

40.

Каверин В.

Два капитана/ Открытая книга

41.

Кассиль Л.

Будьте готовы, Ваше высочество!/ Кондуит и Швамбрания

42.

Катаев В.

Белеет парус одинокий

43.

Кондратьев В.

Сашка

44.

Кончаловская Н.

Наша древняя столица

45.

Крапивин В.

Мальчик со шпагой

46.

Кузьмин В.

Сокровище нартов: Из кабардинских и балкарских сказаний о богатырях-нартах

47.

Куприн А.

Поединок/ Гранатовый браслет

48.

Лагин Л.

Старик Хоттабыч

49.

Лесков Н.

Очарованный странник

50.

Лихачев Д.

«Слово о полку Игореве» и культура его времени/Раздумья о России (сборник)/ Рассказы русских летописей XII-XIV вв.

51.

Лотман Ю.

Беседы о русской культуре/ Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий

52.

Набоков В.

Дар/ Защита Лужина /Приглашение на казнь

53.

Некрасов В.

В окопах Сталинграда

54.

Носов Н.

Приключения Незнайки/ Незнайка на Луне/Живая Шляпа/ Мишкина каша

55.

Обручев В.

Земля Санникова

56.

Олеша Ю.

Три толстяка

57.

Островский Н.

Как закалялась сталь

58.

Паустовский К.

Повесть о жизни/ Мещерская сторона

59.

Пикуль В.

Реквием каравану PQ-17/ Миниатюры

60.

Приставкин А.

Ночевала тучка золотая

61.

Петрушевская Л.

Рассказы и повести

62.

Полевой Б.

Повесть о настоящем человеке

63.

Прутков Козьма

Сочинения

64.

Распутин В.

Прощание с Матерой

65.

Рождественский Р.

Стихотворения

66.

Рубцов Н.

Стихотворения

67.

Руставели Ш.

Витязь в тигровой шкуре

68.

Рыбаков А.

Кортик/ Бронзовая птица/ Выстрел

69.

Самойлов Д.

Стихотворения

70.

Симонов К.

Стихотворения/ Живые и мертвые

71.

Соловьев Л.

Повесть о Ходже Насреддине

72.

Стругацкий А., Стругацкий Б.

Понедельник начинается в субботу/ Трудно быть богом

73.

Токарева В.

Рассказы и повести

74.

Толстой А.

Князь Серебряный

75.

Толстой JI.

Хаджи-Мурат/ Казаки/ Анна Каренина

76.

Тукай Г.

Шурале

77.

Тынянов Ю.

Пушкин/ Смерть Вазир-Мухтара

78.

Успенский Э.

Крокодил Гена и его друзья./ Дядя Федор, пес и кот

79.

Фадеев А.

Молодая гвардия/ Разгром

80.

Фраерман Р.

Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви

81.

Хетагуров К.

Стихотворения

82.

Шварц Е.

Дракон/ Снежная королева

83.

Шукшин В.

Рассказы

84.

Эйдельман Н.

Лунин/ Твой XIX век

85.

Эренбург И.

Люди, годы, жизнь

86.

Ян В.

Чингиз-хан. Батый. К последнему морю

87.

Янин В.

Я послал тебе бересту

88.

Эпосы, былины, летописи

Алпамыш

89.

Гэсэр

90.

Давид Сасунский

91.

ДжанГар

92.

Калевала

93.

Кер-оглы

94.

Манас

95.

Олонхо

96.

Урал – Батыр

97.

Древние Российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым

98.

Повесть временных лет

99.

Былины (сост. Чечеров К., Ухов П.)

100.

Сказки народов России (сост.Ватагин М.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Крутое яйцо".

Мероприятие спсобствует расширению кругозора учащихся и формирует их коммуникативные навыки....

Программа пришкольной площадки«КРУТО».Команда ребят, умеющих трудиться и отдыхать.

Программа пришкольной площадки«КРУТО».Команда ребят, умеющих трудиться и отдыхать....

Алкоголь- это не круто?!

Классный час  способствует выработке у подростков отрицательного отношения к употреблению алкоголя....

Не крутите пестрый глобус

Песни-переделки про учителя. Можно использовать и ко Дню Учителя, и на выпускной, и к проекту "Современный учитель"...

День именника "Праздник крутого яйца"

Сценарий проведения дня именинника для ребят 11-13 лет....

Социальный проект «Ты читаешь? Это круто!»

Социальный проект «Ты читаешь? Это круто!»...