Социальный проект "Ты читаешь? Это круто!"
проект по русскому языку (5 класс) на тему
Значимость проекта состоит в том, что учащиеся, заинтересовавшиеся коллективным творческим делом, духом соревнования приобщаются к чтению, сотрудничеству, открывается путь к культуре общения, к познанию, развитию и творчеству. Кроме того у данного проекта есть и теоретическая значимость: знакомство с новыми понятиями в различных областях знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotsialnyy_proekt.docx | 37.28 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Шумячская СШ им. В.Ф. Алешина»
Социальный проект
по литературе
ТЫ ЧИТАЕШЬ? ЭТО КРУТО!
5 класс
Общее количество часов: 34
Количество часов в неделю: 1
Учитель: ШАШКОВА Валентина Васильевна
2017-2018 учебный год
Паспорт социального проекта
Участие обучающихся в реализации социальных проектов позволяет решить задачу, связанную с их включением в социализацию в рамках учебной и внеурочной деятельности.
Социальный проект «Ты читаешь? Это круто!»
Цель проекта заключается в изучении социальной потребности в укреплении позиций книги и чтения в жизни ребенка; приобщении школьников к чтению изданий из федерального перечня «100 книг» по истории, культуре и литературе народов РФ, рекомендуемых школьникам для самостоятельного чтения.
Задачи проекта:
- организация сотрудничества “ученик – учитель – родитель – библиотекарь”;
- возрождение традиции семейных чтений;
- повышение культуры чтения в семье;
- приобщение учеников к регулярному чтению детской литературы и посещению школьной или районной библиотеки;
- повышение интереса к чтению художественной литературы школьников, развитие их творческих способностей, расширение общего и художественного кругозора;
- формирование способности «прочтения» жизненной ситуации межличностного взаимодействия по аналогии с художественным текстом.
Участниками проекта являются учащиеся 5 «А» класса, родители, учитель русского языка и литературы Шашкова Валентина Васильевна, библиотекарь школы.
Источники получения информации | Материалы социологического опроса, ресурсы сети Интернет, встречи с библиотекарем школы, фонд школьной и районной библиотек |
Основные формы работы над проектом |
|
Объект исследования | Круг чтения и творческое отношение учащихся и их родителей к чтению |
Продукт проекта | Творческие работы по прочитанным книгам |
Время реализации проекта | 2017-2018 учебный год |
Ожидаемые результаты |
|
Практическая значимость проекта |
|
Краткое описание идеи проекта
В настоящее время качество чтения учащихся указывает на снижение роли книги в системе духовных ценностей школьников. Современные школьники, выросшие главным образом не на чтении, а на просмотре телевизора и зависимости от сети Интернет, уже не могут сосредоточить внимание на том, что читают. Для них свойственна кризисная модель детского чтения. Ее характерные черты: детский читательский негативизм, отказ от добровольного чтения серьезной литературы, превалирование в репертуаре чтения низкопробных книг, невысокая культура чтения, утрата детьми чувства языка. Поэтому актуальность темы проекта очевидна, особенно в связи с появлением рекомендованного Министерством образования и науки списка для самостоятельного чтения «100 книг».
Реализация проекта, на наш взгляд, позволяет создать условия, при которых чтение становится предметом социального одобрения, проявляемого в простой конкретной и понятной для ребенка форме (конкурс, коллективные классные творческие работы, соревновательные характер). Участие в индивидуальном или совместном творческом проекте, привлекательность победы становятся позитивным подкрепляющим стимулом, способствующим положительной модификации поведения ребенка в отношении чтения. Элемент соревнования позволяет успешно поддерживать читательскую активность на протяжении продолжительного времени. Целенаправленное систематическое внимание к чтению ребенка является залогом успешного развития и становления его как личности.
Значимость проекта состоит в том, что учащиеся, заинтересовавшиеся коллективным творческим делом, духом соревнования, приобщаются к чтению, сотрудничеству, открывается путь к культуре общения, к познанию, развитию и творчеству. Кроме того, у данного проекта есть и теоретическая значимость: знакомство с новыми понятиями в различных областях знаний.
Этапы реализации проекта
- Подготовительный этап:
- Определение круга чтения для данного класса, составление списков рекомендуемой литературы (чтение сверх списков учитывается).
- Разработка модели методического сопровождения проекта «Ты читаешь? Это круто!»
- Разработка анкетирования для родителей с целью изучения традиции семейного чтения.
- Выбор модели творческой работы для класса.
- Подготовка наглядности (презентация, выставка книг).
- Социологический опрос среди учащихся «Что прочитать из перечня «100 книг».
- Внедренческий этап:
- «Старт» проекта – библиотечный урок.
- Участие в работе библиотечного клуба.
- Распространение информации среди учеников (мобильный стенд библиотеки, учитель, библиотекарь). Интервью со старшеклассником о любимых книгах.
- Систематические собеседования руководителей проекта с детьми о прочитанных книгах.
- Заочные экскурсии по литературным местам Смоленщины.
- Презентации интересных книг (ознакомление с писателем и книгой) из перечня «100 книг».
- Чтение книг.
- Работа над прочитанным (ролевая игра, литературная игра, викторина, театральная постановка, дискуссия, литературная гостиная).
- Оформление индивидуальных «дневников читателя» и общей творческой работы: создание памяток для учеников и родителей, участие в акции «Говорящая закладка».
- Отслеживание наполненности «дневников читателя»
- Создание творческих работ для участия в библиотечных конкурсах «С книгой открываю мир природы», «Самый читающий класс», «Ты читаешь? Это круто!»
- Завершающий этап:
- Реклама проекта для учащихся пятых классов и младших школьников и защита творческих работ по прочитанным книгам.
- Отчёт на педагогическом совете.
- Презентация творческих работ и оформление отчёта о проделанной работе (страничка «Радуга – дуга» в газете «Единство»).
- Проведение родительского собрания «Традиции семейного чтения» с вручением памяток для родителей.
- Награждение активных участников проекта
Отчёт о реализации проекта «Ты читаешь? Это круто!»
В рамках урочной и внеурочной деятельности на уроках русского языка и литературы реализовывался проект «Ты читаешь? Это круто!»
В ходе реализации проекта была создана инициативная группа по реализации мероприятий проекта, участниками которой стали учащиеся 5 «А» класса.
Участники группы провели социологический опрос среди одноклассников для выявления их круга чтения, анкетирование для родителей о традициях семейного чтения. Ребята выяснили, что пятиклассники предпочитают приключенческую литературу.
На уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности учениками были созданы буклеты-памятки для родителей и младших товарищей. В течение первого полугодия совместно со школьным библиотекарем пятиклассники собирали материал для конкурсов: «С книгой открываю мир природы», «Самый читающий класс», «Ты читаешь? Это круто!», вели читательские дневники, делились впечатлениями о прочитанных книгах. Во втором полугодии велась огромная творческая работа: отзывы о прочитанных произведениях, проекты «Эти книги мы прочитали», создавались викторины и кроссворды по прочитанным книгам, писались мини-сочинения «Моя золотая полка». Кроме того, инициативная группа подготовила совместно с библиотекарем презентацию для пятиклассников и младших школьников «Ты читаешь? Это круто!» и праздник для первоклассников «Как хорошо уметь читать!». Наш класс получил звание «Самый читающий класс» в рамках мероприятий, проводимых в МБОУ «Шумячская средняя школа им. В.Ф. Алешина» в течение 2017-2018 учебного года.
Эффективность реализации проекта прослеживается в социально-личностном направлении: это приобретение опыта активной работы в малых группах, общение; формирование чувства уверенности в себе, собственной значимости. При этом пятиклассники отработали набор основных знаний, умений, практических навыков культуры чтения, исследовательской и творческой деятельности.
Учитель русского языка и литературы в 5 «А» классе В.В. Шашкова
Приложение
Перечень «100 книг» по истории, культуре и литературе народов Российской Федерации, рекомендуемый школьникам к самостоятельному прочтению
№ | Автор | Название |
1. | Адамович А., Гранин Д. | Блокадная книга |
2. | Айтматов Ч. | И дольше века длится день/ Белый пароход |
3. | Аксенов В. | Звездный билет/ Остров Крым |
4. | Алексин А. | Мой брат играет на кларнете |
5. | Арсеньев В. | Дерсу Узала |
6. | Астафьев В. | Пастух и пастушка/ Царь-рыба |
7. | Бабель И. | Одесские рассказы / Конармия |
8. | Бажов П. | Уральские сказы |
9. | Белых Л., Пантелеев Л. | Республика Шкид |
10. | Богомолов В. | Момент истины (В августе сорок четвертого) |
11. | Бондарев Ю. | Батальоны просят огня/ Горячий снег |
12. | Боханов А. | Император Александр III |
13. | Булгаков М. | Белая гвардия |
14. | Булычев К. | Приключения Алисы |
15. | Бунин И. | Темные аллеи |
16. | Быков В. | Мертвым не больно/ Сотников |
17. | Васильев Б. | А зори здесь тихие.../ В списках не значился |
18. | Вернадский Г. | Начертание русской истории |
19. | Волков А. | Волшебник Изумрудного города |
20. | Гайдар А. | Тимур и его команда/ Голубая чашка / Чук и Гек |
21. | Гамзатов Р. | Мой Дагестан/ Стихотворения |
22. | Гиляровский В. | Москва и москвичи |
23. | Гончаров И. | Обыкновенная история |
24. | Горянин А. | Россия. История успеха (в 2 книгах) |
25. | Грин А. | Алые паруса/ Бегущая по волнам |
26. | Гумилёв Л. | От Руси к России |
27. | Гумилев Н. | Стихотворения |
28. | Деникин А. | Очерки русской смуты |
29. | Джалиль М. | Моабитская тетрадь |
30. | Довлатов С. | Зона/ Чемодан/ Заповедник/ Рассказы |
31. | Достоевский Ф. | Идиот |
32. | Драгунский В. | Денискины рассказы |
33. | Дудинцев В. | Белые одежды |
34. | Думбадзе Н. | Я, бабушка, Илико и Илларион |
35. | Ибрагимбеков М. | И не было лучше брата |
36. | Ильин И. | О России. Три речи |
37. | Ильф И., Петров Е. | Двенадцать стульев/ Золотой телёнок |
38. | Ишимова А. | История России в рассказах для детей |
39. | Искандер Ф. | Сандро из Чегема |
40. | Каверин В. | Два капитана/ Открытая книга |
41. | Кассиль Л. | Будьте готовы, Ваше высочество!/ Кондуит и Швамбрания |
42. | Катаев В. | Белеет парус одинокий |
43. | Кондратьев В. | Сашка |
44. | Кончаловская Н. | Наша древняя столица |
45. | Крапивин В. | Мальчик со шпагой |
46. | Кузьмин В. | Сокровище нартов: Из кабардинских и балкарских сказаний о богатырях-нартах |
47. | Куприн А. | Поединок/ Гранатовый браслет |
48. | Лагин Л. | Старик Хоттабыч |
49. | Лесков Н. | Очарованный странник |
50. | Лихачев Д. | «Слово о полку Игореве» и культура его времени/Раздумья о России (сборник)/ Рассказы русских летописей XII-XIV вв. |
51. | Лотман Ю. | Беседы о русской культуре/ Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий |
52. | Набоков В. | Дар/ Защита Лужина /Приглашение на казнь |
53. | Некрасов В. | В окопах Сталинграда |
54. | Носов Н. | Приключения Незнайки/ Незнайка на Луне/Живая Шляпа/ Мишкина каша |
55. | Обручев В. | Земля Санникова |
56. | Олеша Ю. | Три толстяка |
57. | Островский Н. | Как закалялась сталь |
58. | Паустовский К. | Повесть о жизни/ Мещерская сторона |
59. | Пикуль В. | Реквием каравану PQ-17/ Миниатюры |
60. | Приставкин А. | Ночевала тучка золотая |
61. | Петрушевская Л. | Рассказы и повести |
62. | Полевой Б. | Повесть о настоящем человеке |
63. | Прутков Козьма | Сочинения |
64. | Распутин В. | Прощание с Матерой |
65. | Рождественский Р. | Стихотворения |
66. | Рубцов Н. | Стихотворения |
67. | Руставели Ш. | Витязь в тигровой шкуре |
68. | Рыбаков А. | Кортик/ Бронзовая птица/ Выстрел |
69. | Самойлов Д. | Стихотворения |
70. | Симонов К. | Стихотворения/ Живые и мертвые |
71. | Соловьев Л. | Повесть о Ходже Насреддине |
72. | Стругацкий А., Стругацкий Б. | Понедельник начинается в субботу/ Трудно быть богом |
73. | Токарева В. | Рассказы и повести |
74. | Толстой А. | Князь Серебряный |
75. | Толстой JI. | Хаджи-Мурат/ Казаки/ Анна Каренина |
76. | Тукай Г. | Шурале |
77. | Тынянов Ю. | Пушкин/ Смерть Вазир-Мухтара |
78. | Успенский Э. | Крокодил Гена и его друзья./ Дядя Федор, пес и кот |
79. | Фадеев А. | Молодая гвардия/ Разгром |
80. | Фраерман Р. | Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви |
81. | Хетагуров К. | Стихотворения |
82. | Шварц Е. | Дракон/ Снежная королева |
83. | Шукшин В. | Рассказы |
84. | Эйдельман Н. | Лунин/ Твой XIX век |
85. | Эренбург И. | Люди, годы, жизнь |
86. | Ян В. | Чингиз-хан. Батый. К последнему морю |
87. | Янин В. | Я послал тебе бересту |
88. | Эпосы, былины, летописи | Алпамыш |
89. | Гэсэр | |
90. | Давид Сасунский | |
91. | ДжанГар | |
92. | Калевала | |
93. | Кер-оглы | |
94. | Манас | |
95. | Олонхо | |
96. | Урал – Батыр | |
97. | Древние Российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым | |
98. | Повесть временных лет | |
99. | Былины (сост. Чечеров К., Ухов П.) | |
100. | Сказки народов России (сост.Ватагин М.) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие "Крутое яйцо".
Мероприятие спсобствует расширению кругозора учащихся и формирует их коммуникативные навыки....
Программа пришкольной площадки«КРУТО».Команда ребят, умеющих трудиться и отдыхать.
Программа пришкольной площадки«КРУТО».Команда ребят, умеющих трудиться и отдыхать....
урок рисования по теме:Рисование с натуры дорожных знаков треугольной формы"Крутой спуск","Дорожные работы"
Материал предназначен для коррекционных школ 8 вида....
Алкоголь- это не круто?!
Классный час способствует выработке у подростков отрицательного отношения к употреблению алкоголя....
Не крутите пестрый глобус
Песни-переделки про учителя. Можно использовать и ко Дню Учителя, и на выпускной, и к проекту "Современный учитель"...
День именника "Праздник крутого яйца"
Сценарий проведения дня именинника для ребят 11-13 лет....
Социальный проект «Ты читаешь? Это круто!»
Социальный проект «Ты читаешь? Это круто!»...