презентация "Подготовка к изложению ОГЭ"
презентация к уроку по русскому языку (9 класс) на тему

Пасынкова Галина Васильевна

Материалы будут полезны ребятам при подготовке к изложению. Работа состоит из подсказок и алгоритмов, которые помогут ученикам в написании сжатого изложения на ОГЭ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл подготовка к сжатому изложению973.05 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовка к изложению Методические рекомендации для выпускников основной школы

Слайд 2

Искусство писать - это искусство сокращать А. П. Чехов Изложение - традиционный, проверенный в практике обучения вид работы. Известно, что работа над изложением развивает художественные, лингвистические, коммуникативные, творческие способности учащихся, формирует навыки слушания, запоминания и воспроизведения в письменной форме исходного текста.

Слайд 3

Подготовка к написанию сжатого изложения В 5 классе •нужно прочитать текст, выделить в нем главную информацию ; выучить и пересказать; • выполнить задания на выявление ключевых слов, фраз, микротем . Все это выполняется с помощью учителя, текст находится перед глазами учеников. В 6 классе выполняем то же самое, только самостоятельно. При затруднении ученики обращаются к учителю. Текст перед глазами. В 7 классе работа усложняется: текст воспринимается на слух и прослушивается 3 раза. Изучаем способы сжатия текста и применяем их на практике В 8 и 9 классах особое внимание уделяется изучению синтаксиса, тексты подбираются сложнее, разной тематики, разных стилей (больше публицистических текстов на нравственные темы).

Слайд 4

Этапы подготовки к сжатому изложению 1. Слушание текста. 2. Понимание текста. 3.Исследование текста (можно начать с описания картин, возникающих в воображении при чтении). 4 . Выделение «сигналов» текста – ключевых слов, объяснение непонятных слов и выражений . 5 . Деление текста на микротемы , выделение в них главного. Уточнение абзацев. 6 . Сжатие исходного текста. 7 . Пересказ сжатого текста. Написание изложения.

Слайд 5

Алгоритм работы над изложением 1. Перед тем, как прослушать текст, сосредоточьтесь. Проверьте, пишет ли ручка, готов ли черновик. 2. Подготовьтесь к тому, что в первый раз вы будете писать с большими пробелами. Это позволит вставить дополнительную информацию при вторичном прослушивании. 3. Чтобы записать как можно больше, старайтесь сокращать слова. Не стоит беспокоиться, что какая-то информация пропущена: при втором прослушивании ее можно будет восстановить. 4. Время, которое дается между двумя прослушиваниями, нужно использовать по максимуму: дописать слова, которые были сокращены, а также осознать, о чем идет речь в тексте, какова его основная мысль. 5. При втором прослушивании нужно постараться заполнить пробелы, дополнив текст главной информацией, ведь мы пишем сжатое изложение. 6 . П остарайтесь соединить все записанное в одно целое. Затем внимательно все прочтите. Если удается удерживать основную мысль, текст легко читается, значит, вы хорошо поработали. 7. Теперь можно проанализировать, как вы использовали способы сжатия для сокращения текста и проверить работу по словарю.

Слайд 6

Сжатие исходного текста 1 . Исключение: исключение повторов, вводных слов, диалогов; исключение одного или нескольких из синонимов; исключение уточняющих и поясняющих конструкций; исключение фрагмента предложения, содержащего второстепенную, несущественную информацию; исключение одного или нескольких предложений, содержащих второстепенную , несущественную информацию( пространные описания природы, чувств , настроений). Важно! Исключать можно только второстепенную информацию!

Слайд 7

Сжатие исходного текста. 2. Обобщение: замена однородных членов обобщающим наименованием; замена фрагмента предложения синонимичным выражением; замена предложения или его части определительным или отрицатель- ным местоимением с обобщающим значением.

Слайд 8

Сжатие исходного текста. 3. Упрощение (слияние): слияние нескольких предложений в одно; замена предложения или его части указательным местоимением; замена сложноподчинённого предложения простым; замена фрагмента предложения синонимичным выражением; замена прямой речи косвенной.

Слайд 9

Памятка 1. Выделите в тексте важные (существенные, необходимые) мысли ( микротемы ). 2. Найдите среди них главную мысль. 3. Разбейте текст на части, сгруппировав его вокруг существенных мыслей. 4. Составьте план, озаглавив каждую микротему . 5. Подумайте, что можно исключить в каждой части, от каких подробностей отказаться. 6. Какие факты (примеры, случаи) можно объединить, обобщить в соседних частях текста? 7. Обдумайте средства связи между частями. 8. Переведите отобранную информацию на «свой» язык.

Слайд 10

Как проверить работу 1 . После написания текста на черновик, прочитай его как минимум 3 раза. 2.Первый раз читай с целью проверки содержания . Ответь на вопросы : • Передано ли основное содержание исходного текста? • Нет ли повтора мысли или пропуска важной информации? • Можно ли написанный текст назвать кратким изложением исходного? • Все ли микротемы исходного текста отражены в изложении? 3.Второй раз читай с целью корректировки текста .

Слайд 11

Ответь на вопросы: Можно ли текст назвать связным? Правильно ли выделены абзацы? Нет ли грамматических ошибок? Нет ли речевых ошибок? Выразительна ли речь? 4.Третий раз читай с целью проверки орфографической и пунктуационной грамотности. Используй словарь! 5.После переписывания текста проверь чистовой вариант.

Слайд 12

Удачи на экзамене! Спасибо за внимание !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока "Обучение сжатому изложению"

 Данный урок помогает в подготовке девятиклассников к ГИА, закрепляет умение работать с текстом, правильно использовать приемы сжатия текста....

Сжатое изложение

Предлагаю вашему вниманию презентацию по работе над сжатым изложением...

Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению (изложению) для участников итогового сочинения (изложения)

Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования...

Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению (изложению) для участников итогового сочинения (изложения)

Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования...

Технологическая карта к уроку «Изложение рассказа «Из детских лет В.П.Чкалова» с изменением лица. 8 класс." (Изложение с грамматическим заданием).

Данная технологическая карта  к уроку "Изложение рассказа "Из детских лет В.П.Чкалова" с изменением лица в 8 классе коррекционной школы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья помо...

Тексты изложений и варианты сжатых изложений.

Тексты изложений из открытого банка и варианты сжатых изложений по текстам помогут при подготовке к ОГЭ в 9 классе....