Тексты для комплексного анализа авторов-земляков о родной Смоленщине.
учебно-методический материал по русскому языку (9 класс) на тему
При таком виде работы, как комплексный анализ текста, очень важны критерии отбора текстов. Они должны быть интересными с точки зрения орфографии, отличаться стилем, типом речи, лексикой, содержать различные синтаксические конструкции. Литературно-краеведческие материалы приобщают учащихся к культуре и истории родного края, к миру чувств и мыслей его замечательных людей, способствуют воспитанию любви к Родине. Данный дидактический материал можно использовать как на уроках, так и при изучении элективного курса "Комплексный анализ текста".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teksty_dlya_kompleksnogo_analiza.docx | 20.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Тексты для комплексного анализа авторов-земляков
о родной Смоленщине
При таком виде работы, как комплексный анализ текста, очень важны критерии отбора текстов. Они должны быть интересными с точки зрения орфографии, отличаться стилем, типом речи, лексикой, содержать различные синтаксические конструкции. Особую роль в воспитании, развитии современного школьника приобретают тексты, направленные на духовно-нравственное развитие. При этом самого пристального внимания учителя требует эмоциональное звучание текста, то настроение, которое передает автор.
Литературно-краеведческие материалы приобщают учащихся к культуре и истории родного края, к миру чувств и мыслей его замечательных людей, способствуют воспитанию любви к Родине.
Думать о большом и любимом художнике всегда радостно. Для меня думать о Коненкове радостно вдвойне. Ведь он для меня не просто замечательный русский ваятель, а добрый дух моих родных мест, моих смоленских полей и лесов...
Я вырос по соседству с той захолустной деревушкой Караковичи, которая дала России знаменитого художника, чье имя с уважением произносит каждый культурный человек во всем мире. Я исходил в зеленой пойме многоводной Десны все те места, где он в детстве и юности открыл свой поэтический мир, в котором быль похожа на сказку, а сказка на быль...
При первой встрече с Сергеем Тимофеевичем меня поразила его удивительная памятливость ко всему, что касалось родного края. Он знал по именам всех чем-нибудь интересных мужиков нашей округи и через много лет повторял их сказки и прибаутки. Большой знаток и любитель полновесного народного слова, он всегда пересыпал свою речь чисто смоленскими оборотами, как будто всю жизнь прожил в Караковичах. У кого-нибудь это могло показаться игрой, щегольством, а у него это было так же естественно, как естественна память молодости, которую он хранит свято и неприкосновенно.
(Н. И. Рыленков. На озере Сапшо).
ЗАДАНИЯ
1. Подготовьтесь к выразительному чтению текста.
2. Докажите, что это текст.
3. Определите его тему и основную мысль.
4. Озаглавьте текст.
5. Определите его стиль. Докажите свое мнение.
6. Как связаны между собой предложения 1-го абзаца?
7. Объясните правописание слов с выделенными орфограммами. Какие виды грамматического разбора помогают это сделать? Покажите это на нескольких примерах. Объедините в группы слова с одинаковыми орфограммами.
8. Укажите предложение, в котором сказуемое выражено именем существительным. Объясните в нем знаки препинания.
9. Назовите словосочетания из 1-го абзаца:
«глагол+нареч.», «нареч.+нареч.», «мест.+сущ.». Охарактеризуйте эти языковые единицы.
В ту весну в Смоленске необычайно буйно цвели сады, и весь город утопал в бело-розовой кипени. В густом горьковато-сладком от цветочной пыльцы воздухе кружились шелковистые лепестки яблонь, вишен и груш. Ими были усыпаны на тихих улочках все кровли домов.
Старики говорили, что они не помнят на своем веку такого щедрого цветения, и находили в нем какие-то таинственные предзнаменования... В то тревожное время почти не прекращающихся войн... даже в самой глухой деревушке за полсотни верст от уездного города... можно было услышать горячие толки о Наполеоне Бонапарте, задумавшем покорить весь мир и уже завоевавшем почти всю Европу, кроме одной России, которая теперь и стоит ему поперек дороги.
Вот почему людей не радовали ни дружное половодье, сулившее богатый урожай, ни ранние весенние грозы, предвещавшие погожее лето, ни буйное цветение садов...
Все со дня на день жили в тревожном ожидании грозных событий, о которых было так много разговоров. Правда, знающие люди утверждали, что до конца половодья, пока не войдут в берега реки и не просохнут дороги, война начаться не может...
Но надолго успокоить себя такими рассуждениями никто не мог.
(По Н. И. Рыленкову).
ЗАДАНИЯ
1. Подготовьтесь к выразительному чтению текста.
2. Докажите, что это текст.
3. Определите его стиль.
4. Назовите языковые средства этого текста.
5. Определите тему и основную мысль.
6. Озаглавьте текст. Что отражает заголовок? (Тему, основную мысль?)
7. В 1-м абзаце укажите краткое причастие, определите его синтаксическую роль и объясните правописание суффикса. Какой вид грамматического разбора необходимо для этого выполнить?
8. Укажите слова со следующими орфограммами: дефис в сложных прилагательных, правописание не и ни с различными частями речи, правописание безударных окончаний в причастиях.
9. Объясните пунктуацию в предпоследнем предложении текста.
Свадебный обряд в деревне обычно начинался с девичника. Девушки — подруги невесты и ее ровесницы — наряжали елку, увешивая ее разноцветными лентами и бумажными цветами: каждая из девушек приносила для елки свою ленту, ту самую, которую носила сама.
Вечером, накануне венчания, елку водружали на столе в невестиной хате. Девушки усаживались вокруг стола, причем на самом почетном месте была невеста. Начинались свадебные песни. Вернее, это были песни прощания: девушки прощались со своей подружкой, которая, выходя замуж, навсегда отрезает себе путь к их девическому кругу.
Песни — с небольшими перерывами — продолжались всю ночь. А рано утром, по заведенному порядку, в дом невесты приезжа ет жених вместе со своими дружками. Девичник кончается. Но прежде чем девушки встанут из-за стола, жених должен «откупить» у них стол. Для этого он выкладывает на стол определенную сумму денег. Если денег мало, девушки не уступают и начинают торговаться с женихом...
Ни девичника, ни того момента, когда мою сестру усаживали в телегу, чтобы везти в церковь к венцу, я не видел — проспал: в ту пору мне было не более девяти-десяти лет.
Но я хорошо помню, когда свадебный поезд после венчания возвращался обратно и, уже не заворачивая к нам, направился прямо в деревню, где жил — теперь уже муж моей естры и мой зять...
(М. В. Исаковский. На Ельнинской земле).
ЗАДАНИЯ
1. Подготовьтесь к выразительному чтению текста.
2. Докажите, что это текст.
3. Определите основной тип речи.
4. Озаглавьте текст так, чтобы в заголовке отражалась его тема.
5. Установите способы связи частей текста.
6. Слова с выделенными буквами сгруппируйте по видам орфограмм. Объясните их правописание. Какие виды грамматического разбора помогают это сделать?
7. Укажите слово, соответствующее схеме:
Объясните его правописание.
8. Объясните правописание не и ни с различными частями речи.
Смоленская крепостная стена — выдающееся военно-инженерное и архитектурное сооружение, воздвигнутое вокруг Смоленска в 1596—1602 годах по проекту и под руководством «каменных дел мастера» Ф. С. Коня с целью укрепить западные границы Московского государства. Борис Годунов, посетив Смоленск в начале строительства крепостной стены, писал: «Построим мы такую красоту неизглаголенную, что подобного ей не будет во всей поднебесной... Как на важной боярыне лежит многоценное ожерелье, прибавляя ей красоты и горделивости, так Смоленская стена станет теперь ожерельем всея Руси... на зависть врагам и на гордость Московского государства».
В строительстве стены участвовала вся страна. В Смоленск срочно были стянуты по указу царя лучшие мастера «каменного и кирпичного дела». По подсчетам историков, стену строили до 300 тысяч человек, на нее израсходовано более 100 миллионов штук кирпича, до 620 тысяч больших облицовочных камней и много других строительных материалов.
(Из краеведческого словаря «Смоленская область»).
ЗАДАНИЯ
1. Подготовьтесь к выразительному чтению текста. (Обратите особое внимание на правильное употребление числительных.)
2. Докажите, что это текст.
3. Определите стиль. Обоснуйте свой ответ.
4. Определите тему и основную мысль.
5. Озаглавьте текст.
6. Установите связь частей текста.
7. Объясните правописание выделенных слов. Какие виды грамматического разбора помогут это сделать?
8. Объясните знаки препинания в 1-м предложении.
9. Назовите словосочетание «сущ.+ +сущ.». Охарактеризуйте эту языковую единицу.
И вот я подъезжаю к Смоленску с запада, с фронта, чьи войска в это лето ушли от зимней линии за добрых семьсот километров. И то же волнение охватывает меня. «Виллис» подпрыгивает на булыжниках мостовой, знакомой мне с детства, утренний дым возрожденного к жизни города поднимается над новыми и старыми, полуразрушенными и полностью или частично восстановленными стенами зданий. И такое чувство, как будто боишься узнать о чем-либо очень печальном или ждешь большой радости, которая вот-вот должна наступить. Скорее, скорее доехать до Никольских ворот, свернуть в переулок, от которого осталось одно название «Никольский», подъехать к дому, одному из немногих уцелевших при немцах, еще издали увидеть за стеклами окна лицо, внезапно обеспокоенное радостной и тревожной догадкой...
Въезжая в Смоленск, я ощущал себя и тем, кто родился в Смоленске, из Смоленска ушел на войну и кому еще предстоит вернуться туда. Но нельзя было забыть и тех друзей моего любимого города, которые по месторождению так далеки от него и так много сделали для его освобождения и восстановления...
Родина-мать! Чувство гордости и радости охватывает душу при мысли о твоем величии и силе.
(А. Твардовский).
ЗАДАНИЯ
1. Подготовьтесь к выразительному чтению текста.
2. Докажите, что это текст.
3. Определите тему и основную мысль.
4. Определите стиль текста. Укажите его языковые особенности.
5. Определите тип речи.
6. Назовите виды связи предложений 1-го абзаца.
7. Объясните написание выделенных слов.
8. Из последнего предложения выпишите словосочетания: «сущ.+сущ», «глагол+сущ». Разберите их.
9. Объясните пунктуацию в 3-м предложении текста.
В те майские дни в Смоленск со всех концов необъятной России прибыло много видных общественных деятелей, представителей мира науки, литературы и искусства...
Открытие памятника состоялось 20 мая (старого стиля) 1885 года... Собравшимся предстала бронзовая фигура композитора на высоком постаменте. Скульптор А. Р. Бок изобразил М. И. Глинку с дирижерской палочкой в руке, сосредоточенно внимающего каким-то внутренним голосам и готового повести за собой незримый хор и оркестр — всю поющую и играющую музыкаль ную Россию.
На постаменте присутствующие прочитали: «Глинке — Россия». Да, памятник великому русскому композитору действительно воздвигла Россия — русский народ, собравший путем доброхотных приношений необходимые для сооружения памятника средства.
Впоследствии гармоничным дополнением замысла скульптора А. Р. Бока стала решетка вокруг памятника, отлитая по проекту академи ка И. С. Богомолова и представляющая собой ряды чугунных строчек нотного стана, на которых позолоченными нотными знаками запечатле ны 24 отрывка из произведений Глинки. «...Подобной решетки нигде до сих пор не бывало в Европе. Она вся из нот, точно из золотого музыкального кружева», — писал В. В. Стасов.
(С. Яковлев. Смоляне в искусстве).
ЗАДАНИЯ
1. Приготовьтесь к выразительному чтению текста.
2. Докажите, что это текст.
3. Определите стиль и основной тип речи. Обоснуйте свой ответ.
4. Какова тема текста?
5. Объясните лексическое значение выделенного слова.
6. Укажите в 3-м абзаце устаревшее слово. Какой вид грамматического разбора поможет определить его лексическое значение?
7. Сгруппируйте слова с выделенными буквами по видам орфограмм. Объясните правописание. Какие виды грамматического разбора (полного или частичного) помогают объяснить выбор написания?
8. Объясните знаки препинания в предложениях последнего абзаца. В предложении с прямой речью поменяйте местами прямую речь и слова автора. Составьте схему получившегося предложения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тексты для комплексного анализа
Тексты для комплексного анализа по русскому языку...
Тексты для комплексного анализа. 9 класс.
Тексты для комплексного анализа можно использовать для самостоятельной работы учащихся, в виде раздаточного материала , контроля пройденного материала....
Тексты для комплексного анализа с блоком заданий (9 класс)
Данный материал - это тексты для комплексного анализа с блоком заданий, направленных на восприятие текста (проверяются умения определять основную мысль текста, озаглавливать его, определять стиль, тип...
Тексты для комплексного анализа (подготовка к олимпиаде по литературе)
Материал содержит ряд текстов, которые можно использовать для подготовки к олимпиаде по литературе....
Тексты для комплексного анализа по русскому языку
В последнее время слово «экология» чаще употребляется в сочетании со словами «природа», «окружающая среда». Но сама жизненная практика подсказывает: экология природы без экологии души немы...
Тексты для комплексного анализа.
Комплексный анализ текста...
Тексты для комплексного анализа 9 класс
Предназначены для комплексной работы с текстом на уроке...