Конспект урока русского языка в 9 классе по теме: «Придаточные образа действия и степени».
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

Артикова Евгения Борисовна
Конспект урока русского языка в 9 классе по теме: «Придаточные образа действия и степени».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pridatochnye_obraza_deystviya_i_stepeni.9_klass.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 9 классе  по теме: «Придаточные образа действия и степени».

1.Приветствие. Орг. момент. (Доска, где написан текст, закрыта, записана дата и «классная работа»).

 Здравствуйте, ребята! Садитесь, пожалуйста. Откройте тетради, запишите дату, «классная работа», а тему мы запишем позднее.

1.Вы любите уроки русского языка?

2.Зачем нужно изучать русский язык?

Необыкновенный язык наш есть тайна. И каждый урок мы пытаемся тайну эту разгадать, раскрыть, ведь чем лучше, чем глубже человек знает язык, тем богаче и точнее будут выражены его мысли.

А мне сегодня очень важно услышать ваши мысли!

И я приглашаю вас начать разгадывать тайны языка.

Основное условие нашего общения на уроке – не бойтесь ошибиться, ведь как гласит русская пословица: не ошибается тот, кто ничего не делает. У вас есть возможность проявить себя, высказать свое мнение, получить оценку, а главное – получить знания.

2.Ход урока.

Я сейчас прочитаю вам высказывание французского писателя-романтика XIX века Виктора Гюго. Вдумайтесь в содержание. Определите тему и основную мысль.

Любовь – это дерево. Оно вырастает само собой, оно пускает корни во все наше существо. И нередко продолжает так зеленеть и цвести, что пробивается сквозь развалины нашего сердца. Любовь настолько всесильна, что перерождает и нас самих.

Анализ текста.

1. Понравилось высказывание? Чем? О чем оно? Как вы его поняли?

2. Что такое любовь? Какое определение любви вы бы дали?

А давайте запишем высказывание о любви в тетрадь. Вы можете начать вести дома свой цитатный сборник высказываний, куда будете записывать мысли мудрых людей и обращаться к ним, когда окажетесь в сложной жизненной ситуации, когда потребуется принять правильное решение или разобраться в себе. И для кого-то высказывание Гюго будет первым в этом сборнике.

(Диктую текст, раздаю листки с вопросами для анализа текста).

 

А теперь у вас есть возможность проверить себя (открываю доску).

Мы продолжаем разгадывать тайны языка. Посмотрите на вопросы для анализа текста.

3. Какие орфографические правила можно проиллюстрировать примерами из текста?

( Отвечают устно).

4. Подчеркните грамматические основы предложений. Произведите пунктуационный разбор. (У доски работают 2 человека, по 2 предложения разбирают, строят схемы, объясняют).

Создание проблемной ситуации.

5. В чем отличие сложносочиненного предложения от сложноподчиненного? Задайте вопрос от главного предложения к зависимому, на какие вопросы отвечают придаточные  3 и 4 предложения?

6. Как будет называться придаточное предложение, отвечающее на вопросы: как? каким образом? насколько?

Одну из тайн вы сегодня разгадали – тему нашего урока. Давайте ее запишем: Придаточные образа действия и степени.

7. А теперь подумайте, ребята, какую роль эти предложения играют в тексте?

 Придаточные образа действия и степени являются художественным средством выразительности. Они создают яркий образ, придают описанию красочность, точность, выразительность.

8. Прочитайте выразительно текст, соблюдая правильную интонацию.

Выполнение тренировочного упражнения №2

А теперь давайте попробуем создать предложения с придаточными образа действия и степени.

В упражнении №2 даны главные предложения. Ваша задача – закончить предложения, используя придаточные образа действия и степени, и построить схемы этих предложений.

Правильно задавать вопросы к придаточному предложению, строить схемы вам поможет карточка-информатор. Она поможет обобщить и систематизировать изученный материал дома.

 (Раздаю карточку-информатор).

3.Физминутка.

 Читая первое предложение из упражнения №2, закройте глаза, примите удобную позу, подумайте о чем-нибудь очень приятном  (или о ком-то), что приносит вам радость.

 У доски 2 человека  делают схемы к 1 и 4 предложению, объясняют знаки препинания, определяют значение придаточного. Делают вывод, что союз что встречается и в изъяснительных придаточных, и в придаточных образа действия и степени, и поэтому значение придаточных нельзя определять только по союзу. Отмечают, что придаточные образа действия с союзами словно, будто, точно многозначны, могут иметь оттенок сравнения.

«Слово,  оно что яблочко: с одного-то боку зеленое, а с другого румяное, ты умей его повертывать», - гласит народная мудрость.

Мы узнали о роли придаточных образа действия в  художественном тексте, а теперь  понаблюдаем, какую роль они играют в  деловом стиле.

Мы говорим о любви. Любовь – слово многозначное, и включает не только любовь к человеку, но и ко всему живому.

Выполнение творческого задания (упражнения №3).

Используя СПП с придаточными образа действия и степени из упражнения №3, напишите краткую инструкцию о том, как ухаживать за домашними животными или за комнатными растениями (по выбору). И только любовь к вашим животным и растениям поможет вам в этом упражнении. Варианты начала памятки есть, допишите один из вариантов в тетрадь.

Какую роль играют придаточные образа действия и степени в текстах  делового стиля?

Делают вывод: играют  уточняющую, поясняющую роль, показывают,  в какой мере, степени, как, каким образом нужно производить действия по уходу за кем или чем-либо.

4.Рефлексия.

 Мы сегодня познакомились с придаточными образа действия и степени, узнали, на какие вопросы отвечают, какими союзами присоединяются к главному предложению, какую роль играют в художественном и деловом текстах. Мы научились использовать СПП с придаточными образа действия и степени в устной и письменной речи.

Спасибо за общение. Мне было очень интересно, легко с вами работать. Спасибо за интересные мысли о любви. Я хочу в память о нашем уроке подарить вам символ любви – сердце.  На нем написано мое любимое высказывание о любви И.С.Тургенева: «Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь». А каждому из вас я дарю маленькие сердечки, на них написаны высказывания о любви писателей, мудрецов и философов. Дома обязательно прочитайте их и обсудите со своими близкими, родителями, любимыми. Это  поможет вам сблизиться, подарить им свое внимание, заботу, любовь.

До свидания, ребята.

Приложение № 1

        Карточка-информатор

 Придаточное  образа действия и степени

1.Придаточное предложение образа действия и степени раскрывает образ действия, способ действия, а также степень признака (в большей или меньшей степени проявляется признак).

2.Придаточное предложение  образа действия и степени отвечает на вопросы:  как? каким образом? в какой мере? в какой степени? и присоединяется к главному предложению при помощи союзов (что, чтобы как, будто, как будто, словно), союзных слов (как, насколько).

Примеры:

1) Князь Андрей умел поставить себя так, что его уважали и даже боялись. (Л.Толстой.)

2) В русской земле столько прелести, что всем художникам хватит на тысячи лет.

(К.Паустовский.)

Схемы:

1) […глаг. + указ. сл. так ], (союзн. сл.  как…).

2 )[…указ. сл.  так + наречие ], (союз  что…).

3) […указ. сл. так +  кр. прил.], (союзн. сл.  как…).

4) [… указ. сл. такой + полн. прил.], (союз  что…).

5 […такой + полн. прил. + сущ.], ( союз  как будто…).

6)[…глаг. +  указ. сл. настолько], (союз. сл. насколько…).

 Роль придаточных образа действия и степени в тексте.

Многие придаточные образа действия и степени имеют оттенок сравнения, если присоединяются к главной части сравнительными союзами как,  как будто, будто, словно, точно. Такие предложения часто используются в художественных текстах и придают  яркую образность и выразительность описаниям, например:

Тихое утро полно такой свежести, будто воздух промыли родниковой водой. (К.Паустовский.)

Упражнения и задания

Упражнение №1.

Вопросы для анализа текста:

1.Какие орфографические  правила можно проиллюстрировать примерами из текста?

2.Подчеркните грамматические основы предложений. Произведите  их пунктуационный разбор.

3.Какова роль придаточных  предложений в тексте?

4.Прочитайте выразительно текст, соблюдая правильную интонацию (логические ударения, паузы, повышение, понижение голоса).

Упражнение №2

Закончите предложения так, чтобы получились сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия и степени. Постарайтесь, чтобы каждое предложение содержало яркое и красочное описание. Составьте схемы  предложений.

1) Я чувствую в душе такую радость, что … .

 2) Он смеялся так громко, что … .

3) Мы были такие счастливые, будто … .

 3) Я думаю, что любовь – это … .

Упражнение №3

 Используя сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия и степени, напишите краткую инструкцию о том, как нужно ухаживать за комнатными растениями или  домашними животными (одну по выбору).

Вариант №1.

Памятка

Как ухаживать за домашними животными

 Ухоженная собака должна всегда хорошо выглядеть.

1. Собаку надо мыть раз в неделю. Наливать  теплую воду в ванну следует так, чтобы …

2.Очень важно высушить животное, направляя фен к шерсти так, чтобы …

3.

4.

Вариант №2.

Памятка

Как ухаживать за комнатными растениями

 Комнатные растения – это живые организмы, которым нужен особый уход.

1.Растения нужно обеспечивать водой. Воды нужно столько, сколько требует  данное растение.

2.Особое внимание следует уделять освещению. Тенелюбивые растения нужно ставить так, чтобы

3.

4.

Сделайте вывод: какова роль придаточных образа действия и степени в текстах делового стиля?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только человек м...

Конспект урока русского языка 9 класс по теме : «Словосочетания»

Работа по подготовке к ЕГЭ и  отрабатка заданий , связанных с синтаксисом. Наша цель  – контроль усвоенных знаний по теме  «Словосочетание»....

Конспект урока русского языка 9 класс по теме : «Словосочетания»

Работа по подготовке к ЕГЭ и  отработка заданий , связанных с синтаксисом. Цель  – контроль усвоенных знаний по теме  «Словосочетание»....

Конспект урока русского языка, 11 класс по теме: Проблема текста

Цель: совершенствование языковых компетенций учащихся в работе над проблемой текста.Задачи:·        обобщить и систематизировать знания учащихся о проблеме текста, с...

План-конспект урока русского языка (7 класс) на тему:" Причастный оборот.Определяемое слово и зависимое слово"

Конспект урока разработан в соотвествии с требованиями ФГОС.Тип урока: урок открытия новых знаний.Цели как деятельность учеников.Метапредметные:М/п: анализировать, сравнивать, обобщать, классифицирова...

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только ч...