"Великий и могучий". Вводный урок для учащихся 9-11 классов.
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему
Вводный урок для учащихся 9-11 классов, целью которого является обобщение знаний о языке, знакомство с некоторыми особенностями развития русского языка, привитие любви к родному языку. Это урок - лекция с элементами беседы, конкретными примерами, подверждающие величие и могущество нашего языка, с творческими заданиями для учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word.doc | 56 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия им.В.П.Сергейко станицы Ленинградской Краснодарского края
Тема: «Великий и могучий…»
(Вводный урок русского языка, 9-11 класс)
Выполнила:
Череп Людмила Фёдоровна,
учитель русского языка и литературы
(высшая квалификационная категория)
2017
Тема: «Великий и могучий…»
Цель урока: обобщить знания о языке, полученные учащимися ранее, познакомить с некоторыми особенностями развития русского языка; на конкретных примерах показать, что русский язык великий и могучий; прививать любовь к родному языку.
Оборудование: портреты Н.В.Гоголя, И.С.Тургенева, А.С.Пушкина, В.Маяковского, высказывания поэтов, писателей о русском языке,
фонохрестоматия, презентация к уроку.
Эпиграф:
Он твой наставник великий, могучий,
Он переводчик, он проводник…
С.Абдулла
- Начать урок я хочу с четверостишия из стихотворения узбекского поэта С.Абдулла:
Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твёрдой опоре –
Выучи русский язык!
1.Рассказ учителя с элементами беседы.
- Давайте сегодня вместе с вами поговорим ещё раз о русском языке. О языке великом и могучем. И это не просто слова. Я попробую на конкретных примерах доказать, что это именно так, что русский язык и велик, и могуч.
Говоря о языке, мы прежде всего имеем в виду его словарный состав. Великое множество слов и создают наш язык. Великий и могучий, поистине волшебный русский язык дан нам во владение. Но всегда ли мы с ним обращаемся так, как он того заслуживает?
И прежде всего приходится говорить об ошибках и трудностях, которые связаны с употреблением слов. Ведь от умелого и правильного использования слов зависит убедительность, сила и точность нашей речи. Поиски нужного слова известны каждому из нас. Об истинных «муках» слова рассказывают писатели и поэты, для которых отбор словесного материала особенно важен. Поэт В.В.Маяковский писал: (слайд)
Изводишь
Единого слова ради
Тысячи тонн
Словесной руды.
- Как вы понимаете эти слова поэта?
(из множества слов, из огромного их количества нужно найти такие, которые точно и убедительно смогут передать наши мысли и чувства)
- Чаще всего ошибки возникают в связи с незнанием истинного смысла слова. Отсюда – неправильное употребление слов в неточном им значении, иногда даже их прямое искажение. Приведём примеры. (слайд)
Суметь?
или
Смочь?
Эти глаголы очень часто смешивают как в разговорной, так и в письменной речи.
- Что можете сказать об их лексическом значении?
(идут ответы ребят)
Суметь – значит «оказаться достаточно умелым для чего-нибудь» (слайд)
Смочь – значит «быть в состоянии, в силах сделать что-нибудь» (слайд)
- В нашем же употреблении глаголы «суметь» и «смочь» сближаются по смыслу и даже заменяют друг друга, например:
- Вы сумеете прийти ко мне часов в 5?
- Да, сумею.
Иногда не различаются в употреблении звучащие по-разному, но близкие по значению слова.
- Как они называются?
(синонимами)
Перед вами на слайде три слова:
Учитель
Преподаватель
Педагог
В своих основных значениях эти слова близки друг другу. Все они обозначают лиц, занимающихся преподаванием. Однако между ними есть различие.
- В чём оно, по вашему мнению?
(слайд)
Учитель – это лицо, преподающее какой-либо учебный предмет в школе.
Преподаватель – это тот, кто преподаёт в высших учебных заведениях.
Педагог – это тот, кто занимается не только преподаванием, но и воспитанием – профессиональный воспитатель.
- Мы говорим «учитель математики», «учитель музыки», но не скажем, например, «педагог химии», «педагог математики». Слово «педагог» не может иметь при себе управляемых слов. Таким образом, из всех этих слов, слово «преподаватель» самое конкретное.
Кроме того, в русском языке преобладают многозначные слова.
- Что это за слова?
(имеющие два и более значения)
- Приведите примеры таких слов.
Идёт чтение стихотворения В.Остена «Дорога»:
Подумайте только, как много
Значений у слова «дорога».
Дорогой зовут автостраду,
И тропку, бегущую рядом,
И шлях, что лежит на равнине,
И путь каравана в пустыне,
И шаг альпиниста по круче
К вершине, упрятанной в тучах,
И след корабля над волнами,
И синие выси над нами…
А вскоре пополнится новым
Значением привычное слово.
Представьте: готова ракета
К прыжку на другую планету.
Прощаясь с её экипажем,
Стоящим у звёзд на пороге,
Мы просто и буднично скажем:
«До встречи! Счастливой дороги!»
Подумайте только, как много
Значений у лова «дорога».
- Сколько же значений у слова дорога?
(8значений)
Русский язык отличается от других языков звучностью, музыкальностью, певучестью. Ярким примером может служить стихотворение А.С.Пушкина «Адели»: (слайд)
Играй, Адель,
Не знай печали.
Хариты, Лель
Тебя венчали
И колыбель
Твою качали.
Твоя весна
Тиха, ясна:
Для наслаждения
Ты рождена…
- Что вы почувствовали в этих строчках?
Слышится мелодия вальса, напевная, плавная…
- Но наш язык не только музыкальный и певучий, но и звучный. Учёными подсчитано, что в количестве 100 слов где-то 60 процентов гласных звуков, и именно они и придают языку звучность. Вернёмся к языку А.С.Пушкина. Его язык отличает разговорность. Именно она делает язык гибким, свободно выражающим различные душевные движения. Подтверждением может служить отрывок из романа «Евгений Онегин»: (слайд)
А мне, Онегин, пышность эта,
Постылой жизни мишура,
Мои успехи в вихре света,
Мой модный дом и вечера,
Что в них? Сейчас отдать я рада
Всю эту ветошь маскарада,
Весь этот блеск, и шум, и чад
За полку книг, за дикий сад,
За наше бедное жилище,
За те места, где в первый раз,
Онеги, видела я вас…
- Что можете сказать о душевном состоянии героини?
Это своего рода лирический жест. Тут и брошенный мельком взгляд, и внезапно проступившая в голосе нежность, и грусть о счастье, которое «было так возможно», и многое другое.
2.Выводы. Обобщение материала.
- Таким образом, всё выше сказанное подтверждает мысль о том, что русский язык велик и могуч. Надо помнить, что русский язык наряду с русской литературой является ценнейшим достижением, достоянием русской нации. Наши писатели создали богатую, сильную, точную, выразительную речь. Язык Тургенева, Толстого, Чернышевского – велик и могуч. А.С. Пушкин утверждал, что русский язык отличается энергичностью, живостью, красочностью, простотой. Для писателей и поэтов всех народов и всех времён родной язык – основа их жизненного дела, орудие их творчества. У писателей с древних времён до наших дней мы находим немало восторженных и душевных признаний в любви к родному языку. Знаменитое стихотворение в прозе И.С.Тургенева «Русский язык» стало крылатым, оно отразило опыт, чувство, настроение не одного своего автора, но и каждого, говорящего по-русски, человека, всех, родившихся в России и воспитанных нашей страной.
(Учащиеся слушают стихотворение И.С.Тургенева «Русский язык»)
- Какая мысль заключена в этом стихотворении? Какое чувство стремится передать здесь автор? Какая интонация преобладает?
(Мысль о величии русского языка и русского народа, чувство любви и восхищения передаётся торжественной, приподнятой интонацией)
Поэт В Луговской призывал: (слайд)
«Относитесь к родному языку бережно и любовно. Думайте о нём, изучайте его. Страстно любите его, и вам откроется мир безграничных радостей, ибо безграничны сокровища русского языка».
- Помните, что наш язык неразрывно связан с историей своего народа, с его культурой, искусством. Вот почему необходимо так бережно и внимательно обращаться с родным языком. Вот почему так актуален призыв И.С.Тургенева: (слайд)
«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками, в числе которых блистает опять-таки Пушкин! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса…»
Список использованной литературы:
Тургенев И.С.Литературные и житейские воспоминания/Прим. Л.Сарбаш, Л.Лотман. - М.; Правда, 1987
Граник Г.Г., Л.А.Концевая. Язык. Речь. – М.; Просвещение, 1996
Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой. Пособие для учителей. М.; Просвещение, 1976
Маяковский В.В. Сочинение в двух томах, т.1/Сост. А.Михайлова. – М.; Правда, 1987
Пушкин А.С. Евгений Онегин. Поэмы. – М.; Художественная литература, 1970
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Вводный урок геометрии в 7-м классе "Краткая история возникновения и развития геометрии. Начальные геометрические сведения"
Вводный урок геометрии в 7-м классе с использованием средств мультимедиа"Краткая история возникновения и развития геометрии. Начальные геометрические сведения"Тип: комбинированный, с приме...
"Путешествие в Книгоград"(вводный урок по литературе в 5 классе).
Урок ориентирован на учебник под ред. Г.И. Беленького и список литературы, заданный на лето. Учащимся предлагается совершить путешествие по Книгограду и выполнить задания книгочеев, правителей этой ст...
Презентация вводного урока по географии в 8 классе"Географическое положение"
Сжатый материал по теме "Географическое положение России" для 8 класса. Несколько параграфов постаралась соединить в одной небольшой презентации. Мне она помогла при вводной лекции на первом уроке, пл...
Первый вводный урок по экономики в 8 классе
Презентация к уроку по экономике в 8 классе. Дает полное представление о том, что такое экономика и что входит в изучение этого предмета....
«Поэты Кубани о Великой Отечественной войне» (Внеклассное мероприятие для учащихся 6-7 классов)
Цели урока:· Воспитывать чувство патриотизма, чувство гордости за свою страну, за соотечественников,· Ра...
Познавательная викторина «Великая Отечественная война» Внеклассное мероприятие для учащихся 8-9 классов
Наша викторина посвящается памяти событий Великой Отечественной войны. Время успело запахать траншеи на полях былых сражений, однако оно бессильно ослабить память о несгибаемой стойкости и героизме ми...
ВВОДНЫЙ ИНСТРУКТАЖ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 1-11 КЛАССОВ ВО ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ ФИЗКУЛЬТУРЫ
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ. 1.1. Данная инструкция разработана для учеников 1-11 классов1.2. Учащиеся в течении учебного года занимаются соответственно программы по физическому воспитанию для школы. Мест...