Тексты для комплексного анализа
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку по теме

Дашицыренова Элла Платоновна

КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА как форма подготовки к итоговой аттестации.

Главная цель комплексного анализа текста – систематическое и целенаправленное формирование у школьников навыков комплексного анализа текста и его фрагментов, развитие способностей оценить эстетическую ценность текста и умений объяснить языковые истоки его образности и выразительности. А потом по аналогии составлять тексты собственного сочинения, обогащая свой словарный запас, развивая умение пользоваться разными стилями речи в определенной ситуации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst_1.docx15.33 КБ
Файл tekst_2.docx15.38 КБ
Файл tekst_3.docx16.44 КБ
Файл tekst_3.docx16.44 КБ
Файл tekst_4.docx16.47 КБ
Файл tekst_5.docx17.14 КБ

Предварительный просмотр:

КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА

ВАРИАНТ № 1

              Долго стою на опушк..  рядом с елью.  Трогаю её бл..стящие  ветки  сл..гка  влажные от ночного тумана.  Смотрю  как просыпает…ся  небо.

              Солнце л…ниво ощупыва…т  макушки  берёз  светит…ся  в сучьях листвен…иц   что высоко стоят над лесом.  П…утина серебрит…ся  узорным  п..тном.

              (Не)ж..лая  разрушать волшебное  тв..рение  обхожу его стороной  но  все (таки)  волшебные п..утинки  садятся на лицо пр..липают  к  одежде.  Надо мне выбрат..ся  к току  на вырубке, возле опушки  берёзовой рощи. Там ловлю я птиц  смотрю  как живет лес  пишу свои заметки.

              На светло (голубом) сентябр..ском небе берёзы пл..няют  светлой  и  солнечной  окраской  вершин.

             Даже (от) сюда  видно  как сухо  тепло  в  берёзовой  роще, словно г..рит  она  сп..койным  ж..лтым плам..нем,  и  жаль что скоро под студен..ыми  ветрами сникнут  потухнут  к..стры  берёз угасн..т  игра  тёплых  тонов. Ведь облетев берёзы раств..ряют..ся в лесу  будто  говорят  Вот, мы всё отдали.

                                                                                                (По Н. Никонову)

  1. Расставьте недостающие знаки препинания. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.
  2. Озаглавьте текст.______________________________________________
  3. Тема текста.__________________________________________________
  4. Основная мысль текста. __________________________________________________________________________________________________________________________
  5. Докажите, что это текст. _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  6. Выпишите средства художественной выразительности языка. __________________________________________________________________________________________________________________________


Предварительный просмотр:

КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА.

ВАРИАНТ № 2

          В любом названи.. места скрывает..ся тайна. И чем др..внее поселок  улица  или река тем тайна глубже.  Каждый из нас об..зательно с самого детства пытался найти ключи к этим тайнам. Мы без труда решили задачи если нашу деревню называют Сосновка  Осиновка  Дубровка  Берёзовка. Тут всё ясно  да (же) если сегодня лесом и (не) пахн..т возле деревн.. . Но вот уже чуть сл..жнее задача. Село Орлово. Я родился в этом селе и конечно где (то) лет в десять зад..ваясь  вопросами к миру решил что в наших местах в..дилось много орлов. Отец с которым под..лился своим открытием сказал что (н..)когда селом правил барин Орлов. С возр..стом инт..рес к такого рода и..следованиям (не) проп..дает. Я с жадн..стью читал и ра..спрашивал обо всём что к..салось села. Я обн..ружил что (н..) какой барин Орлов нашим селом (не) правил что село всегда было вольным. Почему городок назывался Орловым так и (не) уд..лось док..паться.

         Иногда (не) надо много усилий, что (бы) док..пат..ся  до смысла названий. Но за годы поездок у меня в зап..сной книжк.. ск..пилось много люб..пытных названий.

                                                                                           (По В. Пескову)

  1. Расставьте недостающие знаки препинания. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.
  2. Озаглавьте текст.______________________________________________
  3. Тема текста.__________________________________________________
  4. Основная мысль текста. __________________________________________________________________________________________________________________________
  5. Докажите, что это текст. _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  6. Выпишите средства художественной выразительности языка. _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Предварительный просмотр:

КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА.

ВАРИАНТ № 3

                       Учился я  хорошо с францу..ским  же у меня  (не) ладилось (из) за произн..шения. Я  ле..ко запом..нал слова но произн..шение с головой выд..вало моё ангарское происх..ждение и Лидия Михайловна учительница францу..ского бес..ильно морщилась и закрывала глаза.

            Нет пр..дется с тобой зан..мат..ся отдельно сказала она.

            Так нач..лись  для меня мучительные дни. Я покрывался потом краснел и задыхался а Лидия Михайловна (без) передышки заст..вляла меня м..золить бедный мой язык. Постепен..о я стал довольно снос..но выговаривать францу..ские слова и они уже (не) обрывались у моих ног тяж..лыми булыжниками а позв..нивая пытались куда-то лететь.

       Наверное уже можно было пр..кратить эти занятия на дому но я (не) решался сказать об этом Лиди.. Михайловн.. а она видимо (не) сч..тала нашу програм..у выполнен..ой. И я продолжал т..нуть свою францу..скую лямку. Впрочем лямку ли?  Как (то)  (не) вольно и (не) заметно я почу..ствовал вкус к языку и в свободные минуты без всякого пр..нуждения  лез в словарик  загляд..вая  в дальние тексты учебника. Наказание  пр..вращалось в уд..вольствие.

                                                                      (По В.Г. Распутину)              

  1. Расставьте недостающие знаки препинания. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.
  2. Озаглавьте текст.______________________________________________
  3. Тема текста.__________________________________________________
  4. Основная мысль текста. ____________________________________________________________
  5.  Докажите, что это текст. _________________________________________________________________________________________________________________________
  6. Выпишите средства художественной выразительности языка. __________________________________________________________________________________________________________________________


Предварительный просмотр:

КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА.

ВАРИАНТ № 3

                       Учился я  хорошо с францу..ским  же у меня  (не) ладилось (из) за произн..шения. Я  ле..ко запом..нал слова но произн..шение с головой выд..вало моё ангарское происх..ждение и Лидия Михайловна учительница францу..ского бес..ильно морщилась и закрывала глаза.

            Нет пр..дется с тобой зан..мат..ся отдельно сказала она.

            Так нач..лись  для меня мучительные дни. Я покрывался потом краснел и задыхался а Лидия Михайловна (без) передышки заст..вляла меня м..золить бедный мой язык. Постепен..о я стал довольно снос..но выговаривать францу..ские слова и они уже (не) обрывались у моих ног тяж..лыми булыжниками а позв..нивая пытались куда-то лететь.

       Наверное уже можно было пр..кратить эти занятия на дому но я (не) решался сказать об этом Лиди.. Михайловн.. а она видимо (не) сч..тала нашу програм..у выполнен..ой. И я продолжал т..нуть свою францу..скую лямку. Впрочем лямку ли?  Как (то)  (не) вольно и (не) заметно я почу..ствовал вкус к языку и в свободные минуты без всякого пр..нуждения  лез в словарик  загляд..вая  в дальние тексты учебника. Наказание  пр..вращалось в уд..вольствие.

                                                                      (По В.Г. Распутину)              

  1. Расставьте недостающие знаки препинания. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.
  2. Озаглавьте текст.______________________________________________
  3. Тема текста.__________________________________________________
  4. Основная мысль текста. ____________________________________________________________
  5.  Докажите, что это текст. _________________________________________________________________________________________________________________________
  6. Выпишите средства художественной выразительности языка. __________________________________________________________________________________________________________________________


Предварительный просмотр:

КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА.

ВАРИАНТ № 4

                     Мы пр.. ходим в мир для того что (бы) постигнуть красоту утвердить создать ее.

                Красота это радость нашей жизни. Человек стал Человеком (по) тому что увид..л глубину л..зурного неба мерцание звезд розовый разлив вечерн..й зари прозрач..ную дымку степных просторов б..гровый закат перед ветрен..ым днем тр..петание марева над горизонтом сини… тени в сугробах мартовского снега журавлиную стаю в голубом небе отр..жение солнца в м..риадах капель утрен..ей  р..сы серые нити дождя в пасмурный день фиолетовое облако на с..реневом кусте нежный ст..белек и голубой колокольчик подснежника — увид..л и изумленный пошел по земле создавая новую красоту. Остановись и ты в изумлени.. перед красотой — и в твоем сердце расцветет благородство. Перед человеком открылась радость жизни (по) тому что он услыш..л ш..пот листьев и песню куз..нечика журчание весен..его ручейка и переливы серебрян..ых колокольчиков жаворонка в горячем летнем небе шуршанье снежинок и стон метели ласковое пл..сканье волны и торжествен..ую тишину ночи — услыш..л и затаив дыхание слуша..т сотни и тысячи лет чудес..ную музыку жизни. Умей и ты слушать эту музыку. Дорожи красотой бер..ги ее.                      (В.А. Сухомлинский)                                                                  

  1. Расставьте недостающие знаки препинания. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.
  2. Озаглавьте текст.______________________________________________
  3. Тема текста.__________________________________________________
  4. Основная мысль текста. ____________________________________________________________
  5.  Докажите, что это текст. _________________________________________________________________________________________________________________________
  6. Выпишите средства художественной выразительности языка. __________________________________________________________________________________________________________________________


Предварительный просмотр:

КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА.

ВАРИАНТ № 5

                     Юноши и девушки задумайтесь над тем  что пр..дет время  когда вы отцы и матери своих сыновей и дочерей станете слабыми, бес..ильными  дряхлыми. И вам самим и детям вашим будет ясно что вы дож..ваете свой век. Единствен..ое что облегча..т участь человека на закате его жизни, — это искрен..яя верная любовь детей. Все другие радости бледнеют перед этой высшей истин..о человеческой радостью. (По)настоящему счастлив и мудр тот кто всю свою жизнь уме..т по крупиц.. накапливать это богатство. Хранилище этого богатства души ваших детей. Имя ему ваша ответствен..ость перед  детьми. Забот..тесь об этом богатстве оно возвратится к вам. Знайте  что придет время  когда дети ваши станут сильнее и мудрее вас отцов — это неизбежная и очень мудрая закон..мерность жизни. И единствен..ым источником вашего счастья будет сознание того что сами вы в духовной жизни своих детей стали огромной (н..) с чем (н..) сравнимой цен..остью потому (что) в вашем разуме в вашем сердце в каждом вашем побуждении.. и устремлении.. дети будут видеть прежде всего ваш долг и вашу ответствен..ость. Это единствен..ый капитал на который можно прожить в старост.. чувствуя спокойную уверен..ость в том что ты прожил жизнь не напрасно.                         (В.А. Сухомлинский)

  1. Расставьте недостающие знаки препинания. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.
  2. Озаглавьте текст.______________________________________________
  3. Тема текста.__________________________________________________
  4. Основная мысль текста. _____________________________________________________________
  5.  Докажите, что это текст. __________________________________________________________________________________________________________________________
  6. Выпишите средства художественной выразительности языка. __________________________________________________________________________________________________________________________

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по теме "Работа с текстом (в плане подготовки к ЕГЭ). Основные проблемы текста. Авторская позиция. Составление вторичного текста"

Этот урок поможет учителям, готовящим детей к ЕГЭ, на любом открытом материале составить вторичный текст....

Учебный текст как фактор смыслообразования учащихся (публикации о работе с текстом учебника и текстом задачи на уроке физики) (часть 2)

               В современной педагогической науке наряду с традиционными методами обучения используются и инновационные, одним из которых являе...

Учебный текст как фактор смыслообразования учащихся (публикации о работе с текстом учебника и текстом задачи на уроке физики) (часть 1)

В современной педагогической науке наряду с традиционными методами обучения используются и инновационные, одним из которых является метод графического моделирования. В инновационном образовании ...

Урок развития речи в 6 классе «Текст .Признаки текста .Способы связи предложений в тексте".

Урок развития речи в 6 классе«Текст .Признаки текста  .Способы связи предложений в тексте". Урок разработан и проведён Петровой Натальей Николаевной, учителем  МОУ СШ № 6 Центрального района...

3-Текст. Тема текста. Основная мысль текста.

laquo;Разработки конспектов уроков русского языка для учащихся 5 классов в соответствии с требованиями ФГОС по разделу «Вспоминаем. Повторяем. Изучаем»...

Текст. Структуры текста. Способы построения текста. Методы построения текста(индуктивный, дедуктивный методы)

На уроках родного русского языка (7 класс) изучается очень интересная тема о методах постоения текста...

4 класс Текст - повествование. Характерные признаки текста - повествования. Схема построения повествовательного текста.

Формировать умения определять  особенности текста - повествования, последовательность частей в тексте; формировать умения пересказывать повествовательный текст по плану и опорным словам; развиват...