Рабочая программа по русскому языку для 9 класса. ФГОС
рабочая программа по русскому языку (9 класс) по теме

Чиркова Наталья Александровна

Настоящая рабочая программа составлена  на основе Федерального Государственного образовательного стандарта, обязательного минимума содержания образования основной школы, программы для общеобразовательных учреждений по русскому языку для 5-9 классов (авторы: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский; М.: Просвещение, 2016), учебника: Русский язык. 9 класс: учебник для общеобразовательных организаций/ [Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейкина, О.М.Александрова; науч. ред. Н.М.Шанский]. – М.:Просвещение, 2017.

Согласно Федеральному базисному учебному плану на изучение русского языка в 9  классе отводится 102 часа из расчета 3 ч в неделю. Это позволяет увеличить количество часов на отработку наиболее сложных тем и подготовку к ГИА.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_9.docx45.95 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Настоящая рабочая программа составлена  на основе Федерального Государственного образовательного стандарта, обязательного минимума содержания образования основной школы, программы для общеобразовательных учреждений по русскому языку для 5-9 классов (авторы: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский; М.: Просвещение, 2016), учебника: Русский язык. 9 класс: учебник для общеобразовательных организаций/ [Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейкина, О.М.Александрова; науч. ред. Н.М.Шанский]. – М.:Просвещение, 2017. 

Согласно Федеральному базисному учебному плану на изучение русского языка в 9  классе отводится 102 часа из расчета 3 ч в неделю. Это позволяет увеличить количество часов на отработку наиболее сложных тем и подготовку к ГИА.

Содержание тем учебного курса.

 

МЕЖДУНАРОДНОЕ ЗНАЧЕНИЕ РУССКОГО ЯЗЫКА. (1ч.)

ПОВТОРЕНИЕ  ИЗУЧЕННОГО В V—VIII КЛАССАХ. (6+4ч.)

Анализ текста, его стиля, средств связи его частей.

 СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ. (4+3ч.)

Сложные предложения

                 СОЮЗНЫЕ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

                    СЛОЖНОСОЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (9+2ч.)

  Сложносочиненное предложение и его особенности. Сложносочиненные предложения с союзами (соединительными, противительными, разделительными). Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения.

Синтаксические синонимы сложносочиненных предложений, их текстообразующая роль. Авторское употребление знаков препинания. Рецензия на литературное произведение, спектакль, кинофильм. 

                              СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (24+13ч.)

        Сложноподчиненное предложение и его особенности. Главное и придаточные предложения. Союзы и союзные слова как средство связи придаточного с главным. Указательные слова в главном предложении. Место придаточного предложения по отношению к главному. Разделительные знаки препинания между главным и придаточным предложениями. Виды придаточных предложений.

Типичные речевые сферы применения сложноподчиненных предложений.

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными; знаки препинания в них. Синтаксические синонимы сложноподчиненных предложений, их текстообразующая роль.

        Академическое красноречие и его виды, строение и языковые особенности. Сообщение на лингвистическую тему.

Деловые документы (автобиография, заявление).

БЕССОЮЗНЫЕ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ(7+3ч.)

        Бессоюзное   сложное   предложение   и   его   особенности. Смысловые взаимоотношения между частями бессоюзного сложного предложения.  Разделительные знаки  препинания  в бессоюзном сложном предложении. Синтаксические синонимы бессоюзных сложных предложений, их текстообразующая роль.

Реферат небольшой статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.

        

           СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ(9+4ч.)

        Различные виды сложных предложений с союзной и бессоюзной связью; разделительные знаки препинания в них. Сочетание знаков препинания.

        Конспект статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.

        

СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО ПО ФОНЕТИКЕ,

ЛЕКСИКЕ, ГРАММАТИКЕ И ПРАВОПИСАНИЮ,

КУЛЬТУРЕ РЕЧИ.(13ч)

Систематизация сведений о признаках текста, теме и основной мысли связного высказывания, средствах связи частей текста, о повествовании, описании, рассуждении; о стилях речи.

Сочинение публицистического характера на общественные, морально-этические и историко-литературные темы.

Доклад или реферат на историко-литературную тему (по одному источнику).

    Тезисы статьи (главы книги) на лингвистическую тему.

    Конспект и тезисный план литературно-критической статьи.

Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку за курс 9-ого класса.

В результате изучения русского языка ученик должен знать/ понимать:

- роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;

- смысл понятий: речь устная и письменная; монологи, диалог; сфера и ситуация речевого общения;

- основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;

- особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;

- признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);

-основные единицы языка, их признаки;

- основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические; орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;

уметь:

речевая деятельность:

АУДИРОВАНИЕ:

- фиксировать на письме информацию исходного текста в виде тезисов, конспектов, резюме, полного или сжатого пересказа;

- формулировать вопросы по содержанию текста;

- замечать в собственной и чужой речи отступления от норм литературного языка;

ЧТЕНИЕ:

- понимать коммуникативную тему, цель чтения текста и в соответствии с этим организовывать процесс чтения;

- составлять конспект прочитанного текста;

- оценивать степень понимания содержания прочитанного текста;

- прогнозировать возможное развитие основной мысли до чтения лингвистического и художественного текста;

ГОВОРЕНИЕ:

- создавать устные монологические высказывания на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебные темы;

- владеть основными нормами построения устного высказывания: соответствие теме и основной мысли, полнота раскрытия темы, достоверность фактического материала, последовательность изложения (развёртывания содержания по плану), наличие грамматической связи предложений в тексте, владение правильной и выразительной интонацией, уместное использование невербальных средств (жестов, мимики);

- строить научное рассуждение по сложным вопросам школьного курса русского языка;

ПИСЬМО:

- владеть основными нормами построения письменного высказывания: соответствие теме и основной мысли высказывания, полнота раскрытия темы; достоверность фактического материала, последовательность изложения (развёртывание содержания по плану, правильность выделения абзацев в тексте, наличие грамматической связи предложений в тексте, владение нормами правописания);

- писать изложения по публицистическим, художественным текстам, сохраняя композиционную форму, типологическое строение, характерные языковые средства;

- вводить в текст изложения элементы сочинения (рассуждение, описание, повествование);

- писать небольшие по объёму сочинения на основе прочитанного или прослушанного текста;

- составлять тезисы и конспект небольшой статьи (или фрагмента большой статьи);

- совершенствовать написанное, исправляя недочёты в построении и содержании высказывания, речевые недочёты и грамматические ошибки;

текст:

- проводить текстоведческий анализ текстов разных стилей и типов речи (тема, основная мысль, тип речи, стиль, языковые и речевые средства, средства связи предложений, строение текста);

фонетика и орфоэпия:

- правильно произносить употребительные слова с учётом вариантов их произношения;

-  анализировать и оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм;

морфемика и словообразование:

- владеть приёмом морфемного разбора: от значения слова и способа его образования к морфемной структуре;

- толковать значение слова, исходя из его морфемного состава (в том числе и слов с иноязычными элементами типа -ЛОГ, ПОЛИ-, -ФОН и т. п. );

- пользоваться разными видами морфемных, словообразовательных и этимологических словарей;

- опираться на морфемный разбор при проведении орфографического анализа и определении грамматических признаков слов;

лексикология и фразеология:

- разъяснять значение слов общественно-политической и морально-этической тематики, правильно их определять;

- пользоваться разными видами толковых словарей;

- верно использовать термины в текстах научного стиля;

- оценивать свою и чужую речь с точки зрения уместного и выразительного словоупотребления;

- проводить элементарный анализ художественного текста, обнаруживая в нём изобразительно-выразительные приёмы, основанные на лексических возможностях  русского языка;

морфология:

- распознавать части речи и их формы в трудных случаях;

- правильно образовывать формы слов с использованием словаря грамматических трудностей;

- определять синтаксическую роль слов разных частей речи;

- опираться на морфологическую характеристику слова при проведении орфографического и пунктуационного анализа;

орфография:

- применять орфографические правила, объяснять правописание слов с трудно проверяемыми орфограммами;

- пользоваться этимологической справкой при объяснении написания слов;

- проводить орфографический анализ текста;

синтаксис и пунктуация:

- различать изученные виды простых и сложных предложений;

- интонационно выразительно читать предложения изученных видов;

- составлять схемы простых и сложных предложений разных видов и конструировать предложения по заданным схемам;

- уместно пользоваться синтаксическими синонимами;

- правильно употреблять в тексте прямую речь и цитаты, заменять прямую речь косвенной;

- устанавливать взаимосвязь смысловой, интонационной, грамматической и пунктуационной характеристики предложения;

- использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи;

- применять пунктуационные правила, объяснять постановку знаков препинания в простом и сложном предложениях, используя на письме специальные графические обозначения;

- строить пунктуационные схемы простых и сложных предложений;

- самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила;

- проводить пунктуационный анализ текста;

- аргументировать тезис о системном характере  русской пунктуации.

Виды и формы контроля:

- диктант (объяснительный, предупредительный, графический, «Проверяю себя», с языковым анализом текста, по памяти, комментированный);

- комплексный анализ текста;

сочинение-рассуждение

- сочинение по картине;

- изложение с элементами сочинения;

изложение  сжатое

- тест;

- устное высказывание на лингвистическую тему

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

№ п/п

Тема урока

Количество часов

1

Международное значение русского языка

1

Повторение изученного в V-VIII классах  

2

Р.Р. Устная и письменная речь. Монолог, диалог.

1

3

Р.Р. Стили речи.

1

4

Входной контрольный диктант

1

5

Анализ контрольного диктанта.

Простое предложение и его грамматическая основа.

1

6-7

Предложения с обособленными членами.

2

8-9

Обращения, вводные слова и вставные конструкции.

2

10

Контрольная работа по теме «Повторение изученного в  V-VIII классах». 

1

11

Анализ контрольной работы.

Р.р. Анализ текста. Способы сжатого пересказа текста.

1

Сложное предложение. Культура речи  

12

Понятие о сложном предложении.

1

13

Союзные и бессоюзные сложные предложения.

1

14-15

Р.р. Обучающее аудиоизложение по тексту из базы заданий ГИА.

2

16

Союзные и бессоюзные сложные предложения.

1

17

Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения. Интонация сложного предложения.

1

18

Р.р. Сочинение в форме дневниковой записи. Впечатления от картины  Т.Назаренко «Церковь  Вознесения на улице Неждановой»

1

Сложносочинённые предложения

19

Понятие о сложносочинённом предложении. Смысловые отношения в ССП.

1

20

Сложносочинённые предложения с соединительными союзами.

1

21

Сложносочинённые предложения с разделительными союзами.

1

22

Сложносочинённые предложения с противительными союзами.

1

23

Р.р. Устное сочинение-описание  по картине И.Шишкина «На севере диком…»

1

24-25

Разделительные знаки препинания между частями сложносочинённого предложения. Синтаксический и пунктуационный разбор ССП.

2

26

Повторение по теме «Сложносочинённые предложения»

1

27-28

Контрольное тестирование по теме «Сложносочинённое предложение»

2

29

Анализ контрольного тестирования.

Р.р. Обучающее сочинение-рассуждение на лингвистическую тему .

1

Сложноподчинённые предложения

30

Понятие о сложноподчинённом предложении.

1

31

Место придаточного предложения по отношению к главному. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении.

1

32

Р.р. Подготовка к домашнему сочинению-отзыву по картине И.Тихого «Аисты»

1

33-34

Союзы и союзные слова в сложноподчинённом предложении.

2

35

Роль указательных слов в сложноподчинённом предложении.

1

36

Контрольный диктант по теме «Сложноподчинённые предложения»

1

37

Анализ контрольного диктанта.

Р.р. Обучающее сжатое изложение по текстам Ю.Откупщикова и Н.Шанского (упр.95)

1

38

Основные группы сложноподчиненных предложений

Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными.

1

39

Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными.

1

40

Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными.

1

41-42

Р.р. Обучающее сжатое изложение по тексту об иллюстрациях Н.Кузьмина  

(по упр. 106)

2

43

Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными.

1

44

Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными. Сложноподчинённые предложения с придаточными времени и места.

1

45

Р.р. Текст. Синтаксический и пунктуационный анализ простых и сложных предложений .

1

46-48

Сложноподчинённые предложения с придаточными причины, условия, уступки, цели и следствия.

3

49

Сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия, меры, степени и сравнительными.

1

50

Сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия, меры, степени и сравнительными.

1

51

Контрольная работа по теме «Виды придаточных предложений»

1

52-53

Анализ контрольной работы.

Р.р. Контрольное сочинение по данному началу (на основе картины В.П.Фельдмана «Родина»)

2

54

Анализ контрольного сочинения.

Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными; знаки препинания в них.

1

55-56

Р.р. Контрольное аудиоизложение по тексту из базы заданий ГИА.  

2

57-59

Анализ контрольного аудиоизложения.

Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными; знаки препинания в них.

Р.р. Сообщение о происхождении псевдонимов (на основе рассказа Тэффи «Псевдоним»)

3

60-61

Р.р. Обучающее сочинение-рассуждение на лингвистическую тему по варианту заданий ГИА

2

62

Анализ письменных работ. Синтаксический разбор сложноподчинённого предложения. Пунктуационный разбор СПП.

1

63

Р.р. Комплексный анализ текста. Высказывания на лингвистическую тему.

1

64-65

Повторение и обобщение по теме «Сложное предложение»

2

66

Контрольный диктант по теме «Сложное предложение»

1

Бессоюзные сложные предложения

67

Анализ контрольного диктанта.

1

68

 Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления. Запятая и точка с запятой.

1

69-70

Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в БСП.

2

71-72

Р.р. Обучающее сочинение-рассуждение на тему «Подвиг» (по упр. 184)

2

73-74

 Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в БСП.

2

75

Р.р. Контрольное сочинение-отзыв по картине Н.Ромадина «Село Хмелёвка» (упр. 202)

1

76

Анализ контрольного сочинения. Синтаксический и пунктуационный разбор бессоюзного сложного предложения. Повторение и обобщение изученного.

1

77

Контрольная работа по теме «Бессоюзные сложные предложения»

1

Сложные предложения с различными видами  связи

78

Анализ контрольной работы.

Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи в СП.

1

79

Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи.

1

80-82

Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами связи.

3

83

Р.р. Публичная речь.

1

84-85

Р.р. Контрольное сочинение-рассуждение «Взрослые и мы» (по упр.222)

2

86

Анализ контрольного сочинения.

Повторение и закрепление изученного по теме «Сложные предложения с различными видами  связи»

1

87-88

Контрольная тестовая работа по теме «Сложное предложение»

2

89-90

Анализ контрольных работ. 

Р.р. Языковые средства выразительности

2

Повторение и систематизация изученного в 5-9 классах

91

Фонетика и графика.

1

92-93

Лексикология (лексика) и фразеология.

2

94

Морфемика. Словообразование.

1

95

Морфология.

1

96

Синтаксис. Способы передачи чужой речи.

1

97-99

Орфография. Пунктуация.

3

100

Итоговый контрольный диктант

1

101-102

Анализ контрольного диктанта.

Повторение, обобщение изученного в V-IX классах 

2

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

(для Антона)

№ п/п

Тема урока

Количество часов

Повторение изученного в V-VIII классах  

1

Р.Р. Устная и письменная речь. Монолог, диалог.

 Стили речи.

1

2

Простое предложение и его грамматическая основа.

1

3-4

Предложения с обособленными членами. Обращения, вводные слова и вставные конструкции.

2

5

Контрольная работа по теме «Повторение изученного в  V-VIII классах». 

1

6

 Анализ текста. Способы сжатия текста.

1

7

Способы сжатия текста.

1

8

Р.р. Обучающее аудиоизложение по тексту из базы заданий ГИА.

1

Сложное предложение. Культура речи  

9

Понятие о сложном предложении. Союзные и бессоюзные сложные предложения.

1

Сложносочинённые предложения

10

Понятие о сложносочинённом предложении. Смысловые отношения в ССП. Сложносочинённые предложения с соединительными союзами.

1

11

Сложносочинённые предложения с разделительными союзами.

1

12-13

Сложносочинённые предложения с противительными союзами. Разделительные знаки препинания между частями сложносочинённого предложения. Синтаксический и пунктуационный разбор ССП.

2

14-15

Р.р. Обучающее сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.

2

Сложноподчинённые предложения

16

Понятие о сложноподчинённом предложении. Место придаточного предложения по отношению к главному. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении.

1

17

Союзы и союзные слова в сложноподчинённом предложении. Роль указательных слов в сложноподчинённом предложении.

1

18

Р.р. Обучающее сжатое изложение по текстам Ю.Откупщикова и Н.Шанского (упр.95)

1

19

Основные группы сложноподчиненных предложений.

Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными.

1

20

Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными.

1

21

Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными. Сложноподчинённые предложения с придаточными времени и места.

1

22-23

Сложноподчинённые предложения с придаточными причины, условия, уступки, цели и следствия.

2

24-25

Сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия, меры, степени и сравнительными.

2

26

Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными; знаки препинания в них.

1

27

Р.р. Контрольное аудиоизложение по тексту из базы заданий ГИА.  

1

Бессоюзные сложные предложения

28

 Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления. Запятая и точка с запятой.

1

29

Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в БСП.

1

30

Р.р. Обучающее сочинение-рассуждение на тему «Подвиг» (по упр. 184) 

1

31-32

 Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в БСП.

2

Сложные предложения с различными видами  связи

33

Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи в СП.

1

34

Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи.

1

35

Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами связи.

1

36

Р.р. Контрольное сочинение-рассуждение «Взрослые и мы» (по упр.222)

1

37-38

Повторение и закрепление изученного по теме «Сложные предложения с различными видами  связи»

2

39

Контрольная тестовая работа по теме «Сложное предложение»

1

40

Р.р. Языковые средства выразительности

1

41

Р.р. Обучающее сочинение-рассуждение на лингвистическую тему по варианту заданий ГИА

1

Повторение и систематизация изученного в 5-9 классах

42

Фонетика и графика.

1

43

Лексикология (лексика) и фразеология.

1

44

Морфемика. Словообразование.

1

45

Р.р. Обучающее аудиоизложение по тексту из базы заданий ГИА.

1

46

Морфология.

1

47

Синтаксис. Способы передачи чужой речи.

1

48

Орфография. Пунктуация.

49

Итоговый контрольный диктант

1

50

Анализ контрольного диктанта.

Повторение, обобщение изученного в V-IX классах 

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 5 класс ФГОС

Рабочая программа по русскому языку для учащихся  5 класса  ФГОС...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс (ФГОС)

Рабочая программа создана в соответствии требованиям новым стандартам Второго поколения....

Рабочая программа по русскому языку 6 класс (ФГОС)

Рабочая программа разработана в соответствии требованиям новых стандартов....

Рабочая программа по русскому языку 5 класс ФГОС

Срок реализации программы, учебный год    2013-2014 уч.г.Количество часов по учебному плану: всего 175часов,   в год 175часов; в неделю 5 часовПланирование составлено на основ...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс ФГОС

Рабочая программа разработана для 5 класса  ФГОС по УМК Т.А.Ладыженская, и в соответствии с ней прилагается  КТП...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 5 КЛАСС (ФГОС)

Данная программа  составлена для 5 класса ( Т.А.Ладыженская,М.Т. Баранов и др.) с учётом требований ФГОС. указаны предметные, метапредметные и личностные результаты....

Рабочая программа по русскому языку 5 класс ФГОС (по программе Т.А. Ладыженской)

В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы развития и формирования универсальных учебных действий, которые...