Подготовка к олимпиаде по русскому языку.
олимпиадные задания по русскому языку (9 класс) на тему

Антонина Николаевна Узких

Презентация содержит задания с ответами  по орфоэпии, этимологии, определению  значений паронимов, лингвистические загадки.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

Поставьте ударение в словах Баловать Каталог Балов а ть Катал о г

Слайд 4

Поставьте ударение в словах Менеджмент Рефери Еретик М е неджмент Р е фери Ерет и к

Слайд 5

Поставьте ударение в словах Диспансер Жалюзи Закупорить Диспанс е р Жалюз и Зак у порить

Слайд 6

Поставьте ударение в словах Танцовщицы Красивее Ассиметрия Подсадная утка Танц о вщицы Крас и вее Ассиметр и я Подс а дная утка

Слайд 7

Поставьте ударение в словах Поимка преступника Разогнутый Сосредоточение Украинский Христианин По и мка преступника Раз о гнутый Сосредот о чение Укра и нский Христиан и н

Слайд 8

Являются ли этимологически родственными: пятка – пятно? Являются Пятка – от пята «нога» Пятно от пята – буквально «след от ноги»

Слайд 9

Являются ли этимологически родственными: сад – сажа, и сало – сальный? Сад и сажа – этимологически родственные. Сад – исходно «насаждения», производное от «садити» - буквально «заставлять сесть» Сажа от садити – буквально «то, что насело» Слова сало и сальный не являются этимологически родственными. Сало (общеслав.) – от садить, сесть. Буквально «то, что насело» (мясо) Сальный – сближение с франц. Sale – «грязный, неприличный».

Слайд 10

Какие из приведённых ниже слов являются этимологически родственными: вещь – вещать – весть – невеста – ведать – ведьма – вести? Этимологически родственными являются: Весть – от основы ведать – «знать» (ведь – «знания»)ДТ/Д/СТ Ведьма от ведать с помощью суффикса МА Невеста – первоначально «знающая, ведающая». НЕ – отрицательная частица, поэтому второе значение слова «неизвестная, незнакомая» Вести – родственное слов к «идти» Вещь и вещать не этимологически родственные

Слайд 11

Какие из приведённых ниже слов являются этимологически родственными: напёрсток – перст – наперсник – перо? Напёрсток – на персте – «на пальце» Перст (общеслав.) – буквально – «то, чем заканчивается верхняя часть ладони» Перо и наперсник не этимологически родственные

Слайд 12

Какие из приведённых ниже слов являются этимологически родственными: лукоморье – лукавый – луковица – излучина – лукошко – луг – лужа? Этимологически родственные: Лукоморье – излучина. Лукоморье = «лука моря» (то есть «изгиб моря») Излучина – излука – «изгиб». Лука – извилина. К/Ч Луг – буквально «низкое, вогнутое место Лужа произошло от луга – «трясина» Г/Ж Лукавый – можно объяснить как «гнущийся» Лукошко от слова «лук» в значении лука – изгибающиеся ветки Луковица не этимологически родственное

Слайд 13

Укажите различия в значении слов: лирический – лиричный. Лирический – относящийся к лирике Лиричный – обладающий лиричностью

Слайд 14

Укажите различия в значении слов: эффективный – эффектный. Эффективный – действенный Эффектный – производящий эффект, яркий, запоминающийся

Слайд 15

Укажите различия в значении слов: экономный – экономический – экономичный. Экономный – бережливы Экономический – относящийся к экономике Экономичный – создающий возможность сэкономить, сберечь, сохранить

Слайд 16

Укажите различия в значении слов: главный - заглавный Главный – основной, ведущий Заглавный – одноимённый с заглавием

Слайд 17

Составьте словосочетания со словами-паронимами: желанный - желательный Желанный гость – желательно сделать

Слайд 18

Постройте словообразовательные цепочки из данных слов: глазок, глаз, глазной, глазница, глазастый, глазеть, сглазить, узкоглазый Глаз-ок Глаз-аст-ый Глаз-е-ть глаз С-глаз-и-ть Узк-о-глаз-ый Глаз – глаз-н-ой – глазн-иц-а

Слайд 19

Объясните, почему после Ж, Ш всегда, а после Ц почти всегда пишется буква И, хотя произносится звук Ы. В современном языке после Ж, Ш всегда пишется И. Такое написание называется традиционным. В древнерусском языке Ж и Ш были мягкими. Буква И пишется в большинстве слов после Ц, так как этот звук в древнерусском языке был мягким.

Слайд 20

Почему местоимения ЕГО, ЕЁ, ИХ могут находиться в одном синонимическом ряду с местоимением СВОЙ? Местоимения ЕГО (ОН), ЕЁ (ОНА), ИХ (ОНИ) могут являться формами косвенных падежей личных местоимений, а также выступать в роли притяжательных местоимений, и в этой роли они синонимичны местоимению СВОЙ .

Слайд 21

Слово КАРАКУЛИ А) заимствовано из латинского языка Б) Заимствовано из арабского языка В) Заимствовано из тюркского языка Г) является исконно русским Заимствовано из тюркских. Каракол = КАРА «чёрная» + кол «рука» На тюркское происхождение указывает согласование гласных и открытость слога .

Слайд 22

Выделите основы и окончания в следующих словах: Метро, налево, село, ухо, около, счастливо (дитя), счастливо, путь, спать, вспять, кровать, пусть, хоть, взять. Метро, налево, село, ухо, около, счастливо (дитя), счастливо, путь, спать, вспять, кровать, пусть, хоть, взять.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка к олимпиаде по русскому языку.

Подготовка к олимпиаде по русскому языку. Раздел "Лексика". Задания + ответы...

Материал для подготовки к олимпиаде по русскому языку.

Данный материал предназначен для подготовки к олимпиадам по русскому языку  (9-11 класс)....

Подготовка к олимпиаде по русскому языку 7-11 классы

Олимпиадные задания по русскому языку. Фразеология. Вопросы , задания  + ответы....

Подготовка к олимпиаде по русскому языку 7-11 классы

Олимпиадные задания по русскому языку. Фразеология. Вопросы , задания  + ответы....

Вопросы и задания для подготовки к олимпиаде по русскому языку 5 класс

Материал способствует развитию интереса к изучению русского языка...

Система подготовки к олимпиаде по русскому языку

Система подготовки к олимпиаде по русскому языку...

Система подготовки к олимпиаде по русскому языку (презентация)

Система подготовки к олимпиаде по русскому языку (презентация)...