Урок русского языка в 7 А классе "Деепричастие".
презентация к уроку по русскому языку (7 класс) на тему
Методическая разработка урока составлена на краеведческом материале
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
7_klass.pptx | 2.56 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Саранск – город, в котором я живу и который люблю безгранично...
Лингвистическая разминка “ Найди лишнее слово ” ЛЮБОВАТЬСЯ, ГУЛЯТЬ, ВОСХИЩАЯСЬ, ГОРДИТЬСЯ; БЫСТРО, ВЕСЕЛО, ХОРОШО, ЛЮБУЯСЬ; ГОВОРИЛ, ГУЛЯЯ, УЛЫБАЛСЯ, РАДОВАЛСЯ; ОСНОВАТЕЛЬНО, КРАСИВО, СОВРЕМЕННО, ВОПЛОТИВ. Мотивация познавательной деятельности
Цели урока: Тема: Деепричастие Образовательные: познакомиться с грамматическими особенностями деепричастия, определить синтаксическую функцию, отработать практическое умение образовывать деепричастия, формировать умение находить их в тексте Развивающие: работа по развитию речи, расширение словарного запаса, формирование умения делать выводы, конструировать предложения с деепричастиями
Цели урока: III. Воспитательные: воспитывать любовь к русскому языку, раскрывая его богатство и величие, любовь к родному краю, городу.
Путешествие по страницам словаря Деепричастие произошло от двух слов : дее ( от деяти в значении делать ) + причастие ( ср. причастность ) Термин был введён грамматику М. Смотрицким в начале Х YII века. До XYII века деепричастия не было, а была форма действительного причастия настоящего времени. Теперь формы нет (краткая форма образуется только от страдательного причастия). Вот ее место и заняли деепричастия.
Лингвистическая разминка “ Найди лишнее слово ” ЛЮБОВАТЬСЯ, ГУЛЯТЬ, ВОСХИЩАЯСЬ , ГОРДИТЬСЯ; БЫСТРО, ВЕСЕЛО, ХОРОШО, ЛЮБУЯСЬ ; ГОВОРИЛ, ГУЛЯЯ , УЛЫБАЛСЯ, РАДОВАЛСЯ; ОСНОВАТЕЛЬНО, КРАСИВО, СОВРЕМЕННО, ВОПЛОТИВ .
Задание : составить предложения, используя деепричастия на тему «Мой город – Саранск»
«Мой город – Саранск»
1. Индивидуальная работа. Монолог Деепричастия. 2. Работа в парах. Заполнить таблицу признаки глагола признаки наречия 1. 1. 2. 2. 3. 3.
1. Индивидуальная работа Монолог Деепричастия 2. Работа в парах Заполнить таблицу признаки глагола признаки наречия 1. Добавочное действие 1. Неизменяемость 2. Вид 2. Вопрос как? 3. Возвратность 3. Синтаксическая роль
Работа в парах: образовать деепричастия Признавать – признавая Признать – Любить - Полюбить – Встречаться – Встретиться - Создавать – Создать - Возвеличить – Возвеличивать - Мини – исследование: выделить суффиксы деепричастий
Работа в парах Морфемный разбор: Рисуя Желая Увидев Запомнив Задумавшись Мини – исследование: выделить суффиксы деепричастий
Деепричастия несовершенного вида ( Что делая? ) Деепричастия совершенного вида ( Что сделав? ) -а, -я, -учи, - ючи (в устаревших формах слов) -в, -вши, - ши (в разговорном стиле) гуляя, начина я , буд учи открыв, улыбну вши сь Суффиксы деепричастий
Исследовательская работа Причастный оборот – причастие +зависимое слово Деепричастный оборот - ? какой? х х Сущ., / / ?, / _ . _ . _ / Определить синтаксическую роль деепричастия
Определить синтаксическую роль деепричастия Мы, россияне, объединенные общей исторической судьбой, созидая государственность на нашей земле, сознавая себя творцами всего нового и лучшего, желая занять достойное место в мировом сообществе, понимая свою высокую ответственность перед будущими поколениями, обязуемся жить и трудиться по законам правого государства ради процветания Родины.
Роль деепричастия в художественном произведении В местах болотистых и топких, Определив себе простор, Ты жил трудом своим нелегким, Умел врагу давать отпор. Ю. Попков Уходя в глубь веков, Время укрытой тайной даль манит. О прошлом память — вечный зов — Душа народная хранит. «Душа народная хранит»
Роль деепричастия в художественном произведении Люблю тебя, как мать свою, И, радуясь в душе, Горжусь, что повезло родиться мне На этой вот земле! С. Кумакшин «Мордовская земля» Огни Мордовии моей Мерцают, как глаза живые, Сливаясь с трепетом огней, Великой Матери-России. И.Калинкин «Огни Мордовии»
Тест на определение уровня. КЛЮЧ 1. Признаки каких частей речи объединяются в деепричастии? Подчеркните правильные ответы: а) имени существительного б) имени прилагательного в) глагола г) местоимения д) наречия 2. Что обозначает деепричастие? Подчеркните правильный ответ: а) признак предмета; б) признак предмета по действию; в) основное действие; г) добавочное действие предмета. 3. Какие грамматические признаки деепричастие берет у глагола? Подчеркните правильные ответы: а) вид; б) время; в) склонение; г) переходность (непереходность); д) спряжение; е) лицо; ж) возвратность (невозвратность). 4. Как изменяются деепричастия? Подчеркните правильный ответ: а) по лицам и числам (спрягаются); б) по числам и падежам (склоняются); в) не изменяются вовсе.
Тест на определение уровня. КЛЮЧ 5. Каким членом предложения обычно бывают деепричастия? Подчеркните правильный ответ: а) определением; б) обстоятельством; в) дополнением; г) сказуемым. 6. Какие суффиксы участвуют в образовании деепричастий несовершенного вида? Подчеркните правильный ответ: а) – а, -я; б) – в, -вши; в) – ши 7. Подчеркните в рядах глагольных форм деепричастия: а) плачущий, плача , плачет, плачь; б) отдохнув , отдохнувший, отдохну, отдохни; в) прикасаясь , прикасался, прикасается, прикасайся; г) испугавшийся, испугавшись , испугаешься, испугался; д) сойди, сойдя , сойду, сойдёт; е) указав , указавший, указал, указать; ж) чувствуют, чувствующий, чувствуя , чувствуем. 8. Образуйте деепричастия несовершенного вида и совершенного вида от глаголов: Касаться – касаясь, коснувшись , Встретить – встречая, встретив .
Правильно выполненным считается вопрос, если задание выполнено полностью без ошибок. Определите свой уровень: I ур. – 1 задание II ур. – 2-3 задания III ур. – 4-5 заданий IV ур. – 6-7 заданий V ур. – 8 заданий
Дополнительный материал Найти и исправить грамматические ошибки. Подъезжая к городу, вдруг замелькали огни. Гуляя по Саранску, нас охватило радостное волнение. Выступая на концерте, зал внимательно слушал исполнителя. Войдя в автобус, неожиданно пошел снег.
Рефлексия ... себя называю, ... действие обозначаю, На вопрос... отвечаю, ... и ... вида бываю, ... поясняю. Чтобы от глагола меня образовать, надо ... взять.
Домашнее задание Написать сочинение – миниатюру на тему: «Мой город – Саранск», включив деепричастия и деепричастные обороты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"
Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...
Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.
В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...
Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"
Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...
Интегрированный урок русского языка и истории. Тема урока: «Русский язык - один из развитых языков мира, язык межнационального общения в Российской Федерации». 6 класс.
Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний. Форма проведения: интегрированный урок....
Урок русского языка : Стили русского литературного языка.Автор : учитель русского языка Мешкова В.Н МОУ « Филимоновская СОШ»
Р/Р. СТИЛИ РЕЧИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Цели: систематизировать знания учащихся о стилях речи; учить составлять тексты определенного стиля...
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе (к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой) (68 ч.)
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе(к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой)(68 ч.)...