Конспект урока по русскому языку в 5 классе «Интересная часть речи»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Тип урока: Актуализация знаний и умений.
Цель деятельности учителя: актуализировать и восстановить знания об имени прилагательном, углубить понятия о роли прилагательных в речи, формировать умения правильного выбора падежных окончаний прилагательных, согласование с именем существительном и их синтаксической роли.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: знать характеристику имени прилагательного по значению, морфологическим признакам и синтаксической роли; их значении употребления в речи; уметь рассказать об имени прилагательном в форме рассуждения;
Познавательные: объяснять языковые явления, отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова
Метапредметные: применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам.
Личностные: осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом процессе; осознавать себя как индивидуальность, участвовать в оценке своей работы и ответов одноклассников.
Коммуникативные: строить небольшие монологические высказывания.
Языковая (лингвистическая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; овладение необходимыми знаниями о лингвистике как науке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
13.04._2018_g._konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku_5_a_klass._.docx | 29.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока по русскому языку в 5- а классе.
Технологическая карта урока.
Тема урока: Повторение: « Интересная часть речи. Имя прилагательное»
Тип урока: Актуализация знаний и умений.
Цель деятельности учителя: актуализировать и восстановить знания об имени прилагательном, углубить понятия о роли прилагательных в речи, формировать умения правильного выбора падежных окончаний прилагательных, согласование с именем существительном и их синтаксической роли.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: знать характеристику имени прилагательного по значению, морфологическим признакам и синтаксической роли; их значении употребления в речи; уметь рассказать об имени прилагательном в форме рассуждения;
Познавательные: объяснять языковые явления, отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова
Метапредметные: применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам.
Личностные: осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом процессе; осознавать себя как индивидуальность, участвовать в оценке своей работы и ответов одноклассников.
Коммуникативные: строить небольшие монологические высказывания.
Языковая (лингвистическая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; овладение необходимыми знаниями о лингвистике как науке и ученых-русистах.
Форма работы обучающихся: фронтальная, индивидуальная.
Формы контроля: самоконтроль, взаимоконтроль.
Оборудование: интерактивная доска, компьютер, презентация учебного материала, видео, карточка с распечатанным текстом, тесты.
Ход урока:
1. Орг. момент – подготовка к уроку. Мотивация к учебной деятельности.
Учитель: « Прозвенел звонок и смолк - начинается урок! »
-Ребята и уважаемые гости, я рада всех приветствовать на уроке.
Слайд № 1.
Число, классная работа.
Слайд № 2.
Тема урока звучит несколько необычно. Как? Прочитайте.
« Интересная часть речи» и стоит - ?- знак.
- Ребята, сегодня на уроке мы будем говорить об интересной части речи. Я поставила большой красный знак вопроса, а ответить на него нам поможет следующий слайд.
Слайд №3
2. Актуализация знаний.
Посмотрите, ребята, на эту таблицу. А знаете ли вы, что в русском языке 10 частей речи: служебные и самостоятельные, все части речи очень важны и каждая интересна
по- своему. Одна часть речи называет нам предметы, другая заставляет нас что-то делать, а есть удивительная часть речи – междометие – оно выражает наши чувства и эмоции-
Ах! Ох! Ух!
Слайд №4
3. Краткая лингвистическая беседа.
Посмотрите, ребята, на портрет этого человека. Это известный ученый, лингвист В.В. Виноградов.
Кто такой лингвист? (лингвист - человек который изучает язык, слова, происхождение и значение слов).
Прочитайте известное выражение В. В. Виноградова: « Прилагательное - это самая изобразительная часть речи. Прилагательные могут описать цвет, запах, форму любого предмета. Рассказать о наших чувствах, характерах, настроении»
Вопрос к детям: «Так о какой же части речи пойдет сегодня разговор?» Правильно, имя прилагательное.
4. Определение темы урока.
Значит, говорить на уроке мы будем об имени прилагательном. Допишите тему урока: «Интересная часть речи. Имя прилагательное»
Прилагательные могут описать цвет, запах, форму любого предмета, давайте устно подберём прилагательные, характеризующие:
Цвет (красный, белое, бирюзовый)
Запах (ароматный, аппетитный, благоухающий)
Форма (квадратная, округлый, прямоугольная)- Молодцы!
Задание: запишите второе предложение как предложение с прямой речью. Составьте схему (отметить правильные ответы, и указать на ошибки - можно привлекать ребят к оценке работ)
Ответы детей: В.В. Виноградов писал: «Прилагательные могут описать цвет, запах, форму любого предмета»
Схема предложения – А: «П».
Слайд №5
Слово учителя: «Имена прилагательные сопровождают нас повсюду, делая нашу речь интересной, образной, выразительной. Прилагательные помогают нам увидеть мир во всём его разнообразии, увидеть красоту живого и неживого. Они используются в нашей повседневной речи, и без них наша жизнь была бы скучна и монотонна»
Слайд №6
Мы говорили, что ученые – лингвисты изучают слова, их происхождение, значение, а как появилось слово «прилагательное»? Посмотрите на этот слайд – этимология (происхождение) слова «прилагательное» - прочитайте из какого языка пришло к нам это слово и что оно обозначает (латинское слово обозначает «присоединять, прибавлять»)
Слайд№7
- «Если прилагательно обозначает присоединение к чему-либо, то оно, наверное, связано с какой-то другой частью речи. С какой? Правильно - с именем существительным.
4. Творческое задание.
Алена Кушарова расскажет нам сказку о том, как подружились Существительное с Прилагательным.
Текст сказки.
«Жило - было Прилагательное. Скучно и одиноко ему было и хотелось ему найти себе друга. Пришел он к глаголу и говорит : «Давай с тобой дружить?» а Глагол отвечает: «что делать? Как быть? Некогда с тобой дружить!». Пошло Прилагательное к Наречию:
- Хорошо, давай вместе бегать быстро-быстро - и побежало Наречие без оглядки, а Прилагательное не успело за ним.
Пришло Прилагательное в гости к Существительному, а Существительно чай пьет: «Садись, друг, давай вместе чай пить! У меня варенье!», а Прилагательное добавляет: «Вкусное! Малиновое!», Существительное говорит « У меня печенье!», а Прилагательное добавляет «Песочное! Сладкое! ». И дружба получилась у них крепкая!»
Слайд №8-9
5. Включение изученного материала в систему знаний.
А теперь ребята, на примере покажем, что прилагательное связано с существительным и ставится в том же роде, числе и падеже. Ребята выполняют задание ( можно разделить на 3 группы-по вопросам)
Слайд №10
6. Учебные действия. Работа с текстом.
Задание: 1.Прочитать текст (текст распечатан)
2. Вставить подходящее по смыслу прилагательные (слова на интерактивной доске появляются, ребята их зачитывают, вставляют в текст по смыслу)
3. Сравнить первый и второй вариант текста, какой из вариантов более интересен и выразителен. Почему?
Слайд № 11 – 12
Прочитайте текст, сделайте синтаксический разбор приложения : Ласковый ветерок треплет ивовые сережки.
Примечание: один ученик выполняет работу на доске.
Слайд №13
Физминутка (видео)
Слайд №14
7. Работа с текстом, закрепление знаний.
Разбор слова по составу (морфемный) – «извилистой»- самопроверка
Слайд № 15
Фонетический разбор слова: «ручеек»- самопроверка, оценивание работы.
Слайд №16
Морфологический разбор слова: «густые»- самопроверка.
Примечание: ученики выполняют определенный вид разбора – индивидуальная работа, проверка по слайду (можно привлекать ребят к оценке работ)
8. Закрепление знаний
1) Краткие и полные прилагательные. Задание устное, один ученик зачитывает полные прилагательные, другие называют краткие (На какие вопросы отвечают полные и краткие прилагательные?)
№ 1. Хороший ребёнок; Горячий суп;
Колючий кактус; Могучий богатырь; На какое правило это задание?
1) Слова-антонимы. Подобрать к данным прилагательным подходящие по смыслу антонимы. ( Вспомнить, какие слова называются антонимами)
№ 2 Прилагательные – антонимы( ?)
Мокрый-
Горячий-
Сладкий-
Большой-
Новый-
Белый-
2) Сова синонимы. Подобрать к данным прилагательным подходящие по смыслу синонимы. ( Вспомнить, какие слова называются синонимами)
№3 Прилагательные – синонимы ( ?)
Большой-
Алый-
Черепаший-
Миниатюрная-
Сырой-
Лазурное-
Слайд №17
9. Выразительное чтение стихотворения о прилагательном (заранее подготовить ребенка).
Слайд №18
Задание – тест (распечатать)
1. Имя прилагательное – часть речи, которая обозначает:
а) предмет; б) признак; в) действие.
2.Найдите строку, в которой даны только имена прилагательные
а) медленный, верное, желтизна, белеть;
б) медленный, верное, желтый, белый;
в) медленный, верность, желтый, белый;
.
3.Прилагательные в полной форме являются в предложении как правило:
а) подлежащим;
б) определением;
в) дополнением.
4. .Буква О пропущена в окончании прилагательных:
а) к чуж…му берегу; больш…го дома
б) погож…го вечера; могуч…го воина
в) старш…му брату; хорош…го друга
5.Окончание –ей(-ой) имеет прилагательное:
а) красив…й цвет;
б) мелк…й бассейн;
в) младш…й сестрой.
6. Укажите предложение, в котором есть имя прилагательное.
а) В лесу на дорожках поднимался туман.
б) Внутри просторной коляски было темно,
в) Наша деревня расположена за рощей.
г) На кустах сидели воробьи и громко чирикали.
7. Найдите слово с орфографической ошибкой:
а) рыжего в) большому
б) чужего г) хорошего
8.У имён прилагательных отсутствует категория
а) рода б) числа в) времени г) падежа
9.В каком слове на месте пропуска пишется буква О?
а) свеж...го творога в) старш...го брата
б) у больш...го озера г) из дремуч...го леса
10. Укажите предложение, в котором есть краткие прилагательные.
а) Вечерний воздух лёгок и чист.
б) Длинные тени лежат на сугробах.
в) С тихим свистом прилетели клесты.
11. Укажите слово, в котором Ь на месте пропуска НЕ пишется.
а) младшая доч... в) ветер жгуч...
б) тёплая печ... г) красивая брош.
Слайд №20
10. Самопроверка теста, оценивание.
Слайд №21
11.Рефлексия.
Слайд №22
Домашнее задание.— А.С. Пушкин . Выписать словосочетания из сказок .
Слайд № 23
Дополнительно : чтение диалога Митрофанушки и Правдина из комедии
Д.И. Фонвизина «Недоросль».
Слайд № 24
Спасибо за урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Уроки русского языка "Деепричастие как часть речи" и "Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными в речи"
Уроки разработаны учителем русского языка МБОУ-СОШ № 3 Игошевой Л.А. Использованы различные методики для 7 и 9 классов....
Интересная часть речи - прилагательное
В данном материале имеются интересные занимательные задания по теме Прилагательное...
Конспект урока по дисциплине "Русский язык". Тема "Служебные части речи. Предлог как часть речи".
Методическая разработка представляет собой план-конспект урока по дисциплине "Русский язык" Тема "Служебные части речи. Предлог как часть речи". С применением техно...
Презентация к уроку в 6 классе по русскому языку "Имя существительное - часть речи удивительная. ( Повторение изученного в 5 классе.)"
Эта презентация прекрасное наглядное пособие на уроке русского языка в 6 классе по теме "Имя существительное - часть речи удивительная. (Повторение изученного в 5 классе)"...
Русский язык. Конспект урока. Части речи. 5 класс.Учебник. Русский язык. 5 класс. Учеб для общеобразоват. Организаций. В 2 ч. [Рыбченкова Л.М., Александрова О.М., Глазков А.В]. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2014.
Конспект урока. Предмет "Русский язык". 5 класс. Тема: "Повторение. Части речи". Учебник. Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. [ Рыбченкова Л. М., Александрова О. М., Гл...
урок русского языка в 7 классе "Наречие - интересная часть речи"
Урок-семинар, рассчитанный на 2 урока, создан в соответствии с требованиями ФГОС...
Урок в 5 классе по теме «Части речи». Предмет: русский язык. Тема урока: Части речи.
Урок в 5 классе по теме «Части речи».Предмет: русский язык.Тема урока: Части речи.Цель урока: Знать, какие части речи относятся к самостоятельным, а какие к служебным? Уметь определять час...