Написание суффиксов глаголов ова-ева ива-ыва
учебно-методический материал по русскому языку (6 класс) на тему

Аксаментова Анна Сергеевна

Урок  русского языка  в 6 классе по теме "Написание суффиксов ова-ева  и ыва-ива"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_na_konkurs_aksamentova_a.s.docx22.26 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Тутурская средняя общеобразовательная школа

Тема методической  разработки: «Суффиксы  -ова, -ева   и  –ыва, ива», 6 класс, урок русского языка

Учитель  русского языка и литературы  

Аксаментова Анна Сергеевна

Тема методической  разработки: «Суффиксы  -ова, -ева   и  –ыва, ива»

Цель урока:  познакомить  учащихся  с правилом правописания  суффиксов  -ова(-ева),  -ыва(-ива),научиться применять это правило.

УУД:

Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать;

Регулятивные: проектировать маршрут преодоления  затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы  сотрудничества;

Познавательные: объяснять языковые явления , процессы,  выявляемые в ходе применения  алгоритмов проверки орфограмм  и применения правила;

Личностные: формирование  устойчивой мотивации к изучению нового.

                                   

                                                                  Ход      урока:

  1. Орг.момент

-Здравствуйте, ребята! Начинаем наш урок.  Желаю  вам  активно  и продуктивно поработать!

2.Постановка проблемы.

На доске записаны 3 ряда слов.

1) поеш?те,  во?вать, добав?те ;

2) смеёш?ся,  крадёш?ся,  высчит?вать;

3) с?грал бы,  использ?вал,  вз?скал  бы.

-Запишите данные слова в тетрадь, вставляя пропущенные буквы. Найдите и подчеркните  в каждом ряду лишнее слово. Объясните (Устно) свой выбор и вставленные орфограммы.

( В 1-м ряду глаголы  повелительного наклонения,  во 2-м – изъявительное,  в 3-м – условного.  Лишние-во?вать, высчит?вать, использ?вал ).

-Что  объединяет лишние слова? (Это глаголы в неопределенной форме; во всех есть  –ва).

-Возникли  ли у вас трудности  при написании  этих  «лишних»  слов?   ( -Да. Неясно, какие гласные вставлять,  е  или  и, о или ы).

3.Формулирование темы, цели, выдвижение гипотез.

-Из всего сказанного выше  попробуем сформулировать тему.  ( -Правописание гласных в глаголах).

-Чему вы должны научиться на уроке?  (-Правильно писать гласные в глаголах).

-Что для этого нам нужно  сделать? (Изучить правило и выяснить  от чего зависит написание  гласных в глаголах).

-Предположите, от чего может зависеть выбор  гласных  в словах? (От ударения, от  мофемы).

4.Составление алгоритма на основе теоритических сведений  учебника стр.136  (в парах).

Работа выполняется маркерами на листах  А4.  Каждая пара  у доски представляет свои алгоритмы. После выступления всех пар  на доске открывается алгоритм – эталон.

Суффикс  -ИВА  пишется, если глагол в форме 1л.  Оканчивается на – иваю(-ываю).

Суффикс  -ЕВА  пишется, если глагол в форме 1л.  Оканчивается на – ую(-юю).

-Почему в каждом случае два суффикса?  ( -Чередование).

5.Физкульминутка.

 Надо встать и одновременно отдать честь правой рукой, а левую вытянуть вдоль туловища. Затем, подняв большой палец ладони левой руки, сказать «Во!». Затем хлопнуть в ладоши и сделать то же, но другими руками.

«Петрушка». Исходное положение: руки опущены, расслаблены. Одновременно хаотичным встряхиванием рук и ног достичь расслабления мышц до чувств тепла и покраснение ладоней.

  «Потягивание кошечки». Исходное положение: сидя на стуле парты, прогнуться в пояснице, кисти к плечам. Вдох – потянуться, руки вверх, кисти расслабленв. Выдох – кисти к плечам, локти свести вперед.

6.Закрепление изученного материала.

 Применяя алгоритм, проверьте, правильно ли вставлены гласные в  «лишних» словах, записанных  на доске. (Один из ребят выходит к доске и делает, если нужно исправления).

7. Запишите пословицы, вставляя пропущенные буквы и запятые. Устно объясните  смысл каждой пословицы.

Шути  да огляд?вайся.

Недруг  поддак?вает  а друг спорит.

Двум смертям не бывать  а одной не мин?вать.

Не спеши  а поторапл?вайся.

Враг хотел  пир?вать а пришлось гор?вать.

8.Дополнительные  теоретические   сведения.

- От суффиксов  - ОВА  и –ИВА следует отличать суффикс –ВА. Перед ним  пишется та же гласная, что и в неопределенной  форме глагола,  а суффикс  -ва всегда ударный.

Например, застревать, затмевать,  продлевать, повелевать.

9.Тест

А1.В каком суффиксе пишется  буква Ы?

1)проб…вать

2)завяз…вать

3)команд…вать

4)совет…вать

А2.В каком  суффиксе  пишется буква И?

1)гор..вать

2)ноч…вать

3)потч..вать

4)затрач..вать

А3.В каком суффиксе пишется буква Е?

1)присва..вать

2)удва..вать

3)накач..вать

4)гор..вать

А4.В каком слове пишется суффикс Е?

1)изнаш..вать

2)заноч..вать

3)пристра…вать

4)усва…вать

(Тесты раздаются на  листах, затем даются ключи:  если все правильно, то  ты молодец!

1 ошибка - все неплохо

2 и больше - нужно еще поработать)

10.Рефлексия.

-Какая тема  сегодняшнего урока?

-Какую  цель  мы ставили? Достигнута ли она? Почему?

-Ребята, где ваши знания могут пригодиться?

Оцените себя за работу на уроке  по шкале от 1 до 5.

11.Домашнее задание на выбор:

1)стр. 137 упр.582

2)составить рассказ, используя слова с суффиксами –ОВА  и –ИВА.

-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексный анализ текста. Подготовка к написанию сочинения к части С ЕГЭ.

Урок комплесного анализа текста А.Приставкина "Фотографии". Итогом урока должно стать сочинение, написанное по критериям к части С ЕГЭ....

Алгоритм написания коррекционно- развивающих программ.

Помощь при составлении коррекционно- развивающих программ....

Методические рекомендации для написания самоанализа педагогической деятельности

Рекомендации подготовлены Комитетом администрации по народному образованию г.Новоалтайска.Источник: http://kano-nvl.my1.ru/index/0-61...

Урок русского языка. 10 класс. Тема: « Душа родного города». (Обучение написанию сочинения - рассуждения).

Цели:Øформирование навыков правильного выделения проблем исходного художественного текста и обучение комментированию;Øвыработка навыков определения и формулирования проблемы текста, авторской по...

Технология подготовки учащихся к написанию эссе по обществознанию

Материал содержит общие рекомендации для учителя, памятки для учащихся, клише для написания эссе...

Написание открытки написание письма

Презентации, дидактические материалы по теме Написание английской открытки Написание английского письма...