Организация эффективной подготовки учащихся к ОГЭ по русскому языку.
статья по русскому языку по теме
"Организация эффективной подготовки учащихся к ОГЭ по русскому языку". Сообщение на МО Учителей филологов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация к сообщению | 65.73 КБ |
organizatsiya_effektivnoy_podgotovki_uchashchihsya_k_oge_po_russkomu_yazyku.docx | 29.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
. Задание 1.В каком варианте ответа средством выразительности речи является фразеологизм? 1) Когда нас оделили мороженым и фруктами, делать на ковре было нечего, и мы, несмотря на косые, палящие лучи солнца, встали и отправились играть. 2) Право, не хочется — скучно! — сказал Володя, потягиваясь и вместе с тем самодовольно улыбаясь. 3) А если игры не будет, что же тогда остаётся? 4) Я сам знаю, что из палки не только что убить птицу, да и выстрелить нельзя.
Задание2.В каком варианте ответа средством выразительности речи является сравнение? 1) И тогда Костя предложил Льву оставить меня, как самого слабого, в машине, а самим, двоим крепким парням, пойти, наперекор стихии, искать дорогу и постараться выйти к людям. 2) Неизвестно, сколько бы времени мы шли, как вдруг услышали гул и увидели свет. 3) Порывы ветра раскачивали машину, и казалось, что она сейчас перевернётся и покатится вместе с нами, как перекати-поле! 4) Ветер валил с ног.
Задание3.В каком варианте ответа средством выразительности речи является метафора? 1) Катя им твердила, что их наверняка отчислят, если они не займутся учёбой, но подруги только смеялись ей в ответ. 2) Ночью, когда их новая хозяйка заснула, Лена и Софья стали обсуждать свою новую жизнь. 3) Катя никогда и не была такой, как мы. 4) Машенька сопит в обнимку с куклой, часы неутомимо режут вечность на ломтики.
Задание 4.Укажите предложение, в котором средством выразительности является эпитет. 1) От этого чихания болел живот, в глазах стояли слёзы, а нос горел, как раскалённый. 2) И лежит он на жёсткой, горячей койке один, как отставший от поезда. 3) Словно он не просто простудился и чихает, а совершил какой-то подвиг. Ранен. Попал в госпиталь. 4) Он ел не торопясь, растягивая удовольствие.
Задание 5. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является олицетворение. 1) Часы были на тонком коричневом ремешке, формой напоминали кирпичик, у циферблата было торжественное выражение лица. 2) Была первая весенняя жара, липы стояли в новой листве, как свежевыкрашенные. 3) И слёзы наконец брызнули, как брызжут в цирке у клоунов, сильной струёй. 4) Дина уткнулась носом в тощий дедов живот.
Задание 6.В каком варианте ответа средством выразительности речи является гипербола? 1) Интересно, отчего эти незамысловатые, но такие милые сердцу картинки до сих пор так прочно остаются в его памяти? 2) Лимонад и сок маленькому Андрюшке покупали лишь изредка, а дома пили в основном чай. 3) А вот бабушка, мамина мама, та не могла жить без кофе, и священный бабушкин кофейный ритуал, когда в её квартиру вселялся дух кофе, завораживал Андрюшу. 4) Бабушка кормила его тем, что он любит, подсовывала лучшие кусочки, разрешала гулять до позднего вечера, а укладывая спать, всегда рассказывала что-нибудь.
Задание 7. Замените разговорное слово «шугануть» в предложении 22 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним ( 22)Коля Луковкин удивлённо посмотрел на Смирнову, не зная, радоваться или шугануть её…
Задание 8, 9, 10.Замените словосочетания стального цвета сказала с насмешкой дом из дерева
Задание 11.Из предложений 2—8 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением — приближение . . (14)Мама на следующий же день потащила Веньку в магазин, где они купили обалденный, как ему тогда в горячке показалось, бежевый пиджак, в котором бросалась в глаза тонкая коричневая клетка. (15)«Как денди лондонский…» — радостно приговаривала мама, оглядывая Веньку . (16)Он себе тоже очень нравился в пиджаке, но только до тех пор, пока не пришёл в школу.
Задание 12.Из предложений 9-14 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением — «неполнота действия». (9)Там неудобные деревянные сиденья, там сидят в пальто, там мусор лежит на полу. (10)Там не встретишь «завзятых театралов», принаряженных дам, заранее оскорблённых тем, что они, люди приличные, вынуждены три часа провести в обществе ничего не смыслящих профанов. (11)Там толпа вваливается и рассаживается, гремя сиденьями и распространяя кислый запах сырых пальто. (12)Сейчас начнут. (13)Это — счастье. (14)Это — кино.
Задание 13.Из предложений 21—25 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости — звонкости последующего согласного. (21)Мама нередко вторгалась в мои взаимоотношения с игрушками. – (22)Любишь наказывать? — вполушутку спросила как-то она. (23)И вполусерьёз добавила: — (24)С бессловесными так поступать нельзя. (25)Они же не могут ответить ни на добро, ни на зло.
Задание 14. Из предложений 9—13 выпишите слово, в котором правописание суффикса не определяется общим правилом (является исключением). — (9)Ребята, выбирайте, что вам нравится! — скомандовала Анна Николаевна. (10)Мы, как дрова, таскали на телегу стеклянные пирамиды, циркули, банки со змеями и лягушками. (11)Когда мы зашли в магазин за новыми охапками пособий, Анна Николаевна вдруг задумчиво проговорила: — (12)Деньги-то ещё остались. (13)Чего бы ещё купить?
Задание 15.Из предложений 1—3 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «НН пишется в прилагательном, образованном от существительного с помощью суффикса -ЕНН-». (1) Венька пришёл домой из школы, немного посидел в кухне, выпил стакан сваренного бабушкой клюквенного морса, посмотрел, как смешно, вытянув прозрачные лапки, спит в аквариуме белая крыска Марфуша , и всё же пошёл звонить маме на работу. (2)Так уж у них повелось: сразу после школы Венька всегда звонил ей и докладывал о своих делах. – (3)Мам, я опять подрался… — медленно произнёс он и виновато замолчал.
Задание 16.Из предложений 3–6 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В кратких страдательных причастиях прошедшего времени пишется одна буква Н». (3)От этого чихания болел живот, в глазах стояли слёзы, а нос горел, как раскалённый. (4)Но больше, чем от хвори, Коля Луковкин страдал от одиночества. (5)Соседние койки были аккуратно заправлены, подушки белели свежими сугробами. (6)Никто не хотел составить Коле компанию.
Задание 17. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном(-ых) слове(-ах). На уроках,(1) когда его поднимали,(2) он вставал,(3) растерянный,(4) не знающий,(5) что сказать,(6) и ребята уже начали похихикивать над ним,(7) тут же придумав кличку Угрюм Бурчеев . Но Фёдор,(8) казалось,(9) и этого не слышал.
Задание 18. Среди предложений 1–7 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения. (1)Солнце садилось. (2)Вокруг пахло вечерней прохладой. (3)Птицы замолчали, уступив место нашему герою. (4)Он вскарабкался на остатки трухлявого пенька, чтобы быть повыше, и запел. (5)Это был светлячок — маленькая букашечка, и пел он свою незатейливую песенку о том, что видел: прекрасную картину заката, красивое небо, зелёное море травы, серебряные слёзы росы и любовь. (6)Он пел о любви к жизни. (7)Он во всём видел любовь.
Задание 19. Выпишите грамматическую основу предложения 5. (5)На улице было скверно.
Задание 20 . Укажите количество грамматических основ в предложении 25. Ответ запишите цифрой. (25)Мне так нравится слушать, как ты красиво описываешь природу, небо, солнце, траву…
Задание 21. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью. Венца на моей голове,(1) увы,(2) не было,(3) а венценосные замашки имелись,(4) и командовать я очень любила. Царство игрушек по-своему отражало реальный мир,(5) никого не унижая,(6) а меня возвышая.
Задание 22. Среди предложений 2—6 найдите сложное предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения. (1)Я не любила эту куклу. (2)Её рост и внешние достоинства сравнивали с моими. (3)Взрослые наивно полагали, что доставляют мне удовольствие, когда с дежурно-умилительными интонациями восхищались мною. – (4)Кто из вас девочка, а кто кукла — трудно понять! — восклицали они. (5)Я была хрупкой и малорослой. (6)И оттого что все, восхищаясь этой хрупкостью, именовали её «изяществом», а меня — «статуэткой», мне не было легче.
Задание 23. Среди предложений 14–18 найдите сложное предложение с союзной подчинительной и сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения. (14)Время шло, безжалостно пожирая минуты, часы, дни, годы, светлячок постарел, потускнел, друзей больше у него не было, в гости его не приглашали, им не восхищались. (15)Всё было кончено, и светлячок в отчаянии побрёл на ту же полянку, где ждал его мальчик, подошёл к нему и тяжело вздохнул. (16)Мальчик это услышал и, не поворачивая головы, спросил: – (17)Что случилось? (18)Тебя так долго не было, и я по тебе соскучился.
Предварительный просмотр:
Организация эффективной подготовки учащихся к ОГЭ по русскому языку.
Неклюкова Е.И. учитель русского языка и литературы.
Апрель.2018 год.
Экзамен – серьёзный шаг в жизни ученика, требующий и обдуманного выбора своего будущего, и обобщения знаний по предмету, и умения организовать свою работу. Непременным условием получения аттестата об основном общем образовании является успешное прохождение выпускниками IX классов государственной итоговой аттестации по русскому языку. Таким образом, тема подготовки к ОГЭ приобретает для девятиклассников особую актуальность. Эта форма проверки усвоения материала из-за ограниченного количества часов, которые отводятся школьной программой на изучение русского языка (в 9 классе - 3 часа), требует дополнительной, углублённой подготовки к ОГЭ по предмету «Русский язык» и систематизации знаний. При подготовке к экзамену по русскому языку я обратилась за помощью и советами к своим коллегам по МО, использовала методические пособия ФИПИ. Учебные пособия, содержащие варианты экзаменационных работ для подготовки к итоговой аттестации по русскому языку, позволили мне организовать фронтальную работу в классе, самостоятельную работу дома, осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход. С какими же трудностями сталкиваются учащиеся при выполнении заданий ОГЭ по русскому языку
В тестовой части :
- лексические нормы русского языка (знание основных групп русской лексики);
- виды связи в словосочетании;
- морфология современного русского языка
- типы сложных предложений и их специфика;
- средства языковой выразительности.
В изложениях и сочинениях:
- композиционное оформление;
- логическое оформление (в т.ч. абзацное членение);
* грамматические, лексические, синтаксические и стилистические нормы русского языка
- теория аргументации
Существуют и другие проблемы, которые влияют на качество выполнения заданий:
- Отсутствие навыков тестирования.
- Ошибочное понимание формулировок вопроса к заданиям ОГЭ;
- Технические ошибки при заполнении бланков ОГЭ;
4. Неправильное распределение времени на выполнение заданий. (Сочинение пишется в дефиците времени и без учета критериев проверки)
Процесс подготовки к ОГЭ трудоёмкий. Для успешной сдачи экзамена по русскому языку в новой форме недостаточно грамотно писать, необходимо понять саму специфику экзамена.
Этот экзамен состоит из трех частей – изложения, сочинения и заданий, требующих ответа. Рекомендуется знать критерии оценивания ОГЭ – это поможет упорядочить подготовку. Изложение пишется по прослушанному 3 раза тексту и требует от учащихся следующих навыков:
- умение понимать смысл текста;
- выявлять авторскую идею;
- уметь применять приемы сжатия текста;
- соблюдать все условия, касающиеся цельности и связности;
- соблюдать грамматические и речевые нормы.
1. Работа с текстом
Первым заданием ОГЭ по русскому языку является написание сжатого изложения. Очень важно обращать внимание на определение микротем текста (абзацное членение) и научить учащихся приемам компрессии (сжатия).
Первый прием – обобщение конкретных, единичных явлений (сокращение текста целыми предложениями или частями в сложном, в которых не отражена главная мысль микротемы). Второй прием – исключение подробностей, деталей (сокращаем, исключая сходные понятия, конструкции объединяем два предложения в одно). Третий приём – упрощение (текст микротемы передаем своими словами).
Обучение написанию сжатого изложения начинается с выделения в тексте микротемы. Второй этап – отработка навыков сокращения текста тремя способами. Можно подготовить свой раздаточный материал. Работаем с каждым абзацем. Ребята предлагают свой вариант сокращения, выбираем, обосновывая, самый оптимальный вариант. Подсчитываем количество слов.
Как правило, работа над изложением - это 2-х часовая работа. Текст читается 3 раза. Первое прочтение предполагает осмысление текста, ребята помечают в черновиках абзацы. Второй раз - ребята, сокращая слова, записывают текст в черновик. Третий раз прочтения - восстанавливают текст. Сокращенный текст должен иметь не менее 70 слов. В изложении нужно слова подсчитать и записать в конце изложения. Затем только переписать и обязательно проверить на грамотность, над стилистическими ошибками работают в черновике (повтором, грамматическими, речевыми).
Подобная работа учит ребят слушать и слышать текст, анализировать его содержание и лингвистические компоненты, структурировать информацию, интерпретировать чужой и создавать собственный текст.
2. Работа с тестом.
Одним из заданий ОГЭ является тестирование. Тестирование – это один из видов контроля знаний, без которого невозможна жизнь современной школы. Использование тестовых методик при подготовке старшеклассников к итоговой аттестации – огромная помощь всем: учащимся, учителям, родителям. Тесты ФИПИ я распечатывала и выдавала учащимся. Здесь нужно выделить несколько этапов работы учащихся с тестами и тестовыми заданиями: 1. Определить значимость работы с тестами на уроках русского языка; 2. Знакомство с их структурой; 3. Выполнение заданий; 3.Анализ и коррекция ошибок; 4. Самостоятельное выполнение тестовых заданий. Перед тем, как перейти непосредственно к работе с тестом, мы с учащимися повторяли изученный теоретический материал. Например, при выполнении тестового задания № 6, где нужно заменить тип словосочетания (это задание для отдельных учащихся было весьма затруднительным), на экран с компьютера были воспроизведены слайды с теоретическим материалом и упражнениями для самостоятельной работы. Далее следовала проверка с пояснением правильного выполнения задания. Таким же образом выполнялись все предыдущие и последующие задания теста. Затем на уроках русского языка , на дополнительных занятиях и как домашнее задание я предлагала учащимся текст. Учащиеся внимательно читали текст, анализировали его и делали выводы (текст является одним из средств создания речевой среды, направленной на развитие коммуникативных способностей учащихся. Следовательно, лингвистический анализ текста постепенно приводит к формированию языковой личности, способной выразить свои мысли, чувства в слове). Прочитав текст, учащиеся приступали к самостоятельному выполнению тестовых заданий. Далее совместно читали текст и проводили проверку выполненных тестовых заданий. Сначала устно, а потом , с помощью компьютера, выводила теоретический материал на экран правильный вариант выполнения задания по каждой теме. Решив задания, учащиеся отмечали правильно выполненные, а те задания, с которыми они не смогли справиться, обсуждали всем классом, чтобы стало понятно, почему этот вариант ответа правильный. Задания, которые вызвали наибольшие затруднения, выполнялись учащимися, вышедшими к доске. На консультативных занятиях, учитывая, что не все учащиеся имели текст и тесты, мною были составлены презентации с «нарезками» заданий из разных тестов (см. «приложение»). Учащиеся самостоятельно выполняли задания, а затем коллективно проверяли результаты и исправляли ошибки. Считаю, что такая работа является эффективной для привлечения отстающих учащихся к учебной деятельности.
3. Работа над сочинением.
Задание 15.3 - сочинение-рассуждение на морально-этическую тему
Задание 15.3 предполагает написание сочинения-рассуждения на морально-этическую тему, с опорой на предложенный во второй части заданий текст и собственный жизненный опыт. Объем сочинения не должен быть менее 70 слов. За основу будущего сочинения берется собственное определение, которое ученик должен дать тому или иному качеству или жизненному явлению, связанному со смыслом текста, использованного для выполнения основных заданий во второй части. Поскольку написать необходимо именно рассуждение, его основу должны составить размышления, анализ, а не пересказ представленного ранее текста.
Индивидуальные тетради и папки учащихся 9 «А» класса «Подготовка к ОГЭ по русскому языку».
Подготовка к ОГЭ должна обязательно отличаться от традиционного повторения школьной программы по русскому языку и должна быть строго ориентирована на определённую форму экзамена и на специфическую систему проверки. Поэтому у каждого учащегося класса была заведена «Тетрадь для подготовки к ОГЭ по русскому языку», в которую они записывали или вклеивали распечатанный теоретический материал, а также практически выполненные упражнения, микротемы к изложениям и изложения, тезисы к сочинениям и сочинения. «Папка выполнения тестов». Была заведена «Ведомость выдачи и выполнения тестов». Задания в упражнениях были такими, которые способствовали расширению лингвистических знаний учащихся. Большую роль отводила упражнениям по лексике: определение лексического значения слова, различение контекстных значений многозначных слов, расширение словарного запаса учеников, знакомство с нормами лексической сочетаемости, принципами синонимической замены. В процессе подготовки к ОГЭ я использовала ИКТ. Использование ИКТ позволяет сделать процесс более интересным, более понятным и доступным; совершенствовать работу с успевающими учащимися и усилить работу с отстающими; анализировать и исправлять допущенные ошибки, в результате чего отрабатывать навыки самоконтроля, осуществлять самостоятельную деятельность и творческую активность обучающихся. В рамках информационной работы в кабинете был оформлен стенд, отражающий общую информацию, связанную с ОГЭ по русскому языку; инструкции по выполнению работы, инструкции по заполнению бланков: - правильно отмечать в бланке вариант ответа; - вносить изменения в бланк экзаменационной работы; - чётко писать печатные буквы в соответствии с образцом, указанным в бланке; - хорошо ориентироваться в полях заполняемого на экзамене бланка. Подготовка к итоговой аттестации – это всегда ответственный процесс. Я, учитель, вместе со своими учениками готовилась к этому серьезному испытанию и искала эффективные пути к его успешному преодолению.
Организация эффективной подготовки учащихся к ОГЭ по русскому языку.
Неклюкова Е.И. учитель русского языка и литерптуры.
Апрель.2018 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Повышение эффективности коррекционной работы на уроках русского языка в школе 8 вида
Данный материал позволяет эффективно проводить коррекционную работу на уроках русского языка в школе 8 вида...
Эффективные приемы и методы обучения русскому языку и литературе
Нередко учителей русского языка и литературы называют учителями – словесниками. Но очень часто можно встретить толкование различных подходов к урокам русского языка и литературы. Языковедение и литера...
Об эффективности использования СОТ на уроках русского языка и литературы в обучении детей с ОВЗ
В статье рассказывается о современных образовательных технологиях....
Эффективные формы обучения на уроках русского языка и литературы в старших классах вечерней школы
Эффективные формы обучения на уроках русского языка и литературы в старших классах вечерней школы. Презентация на тему....
Лингвистическая лаборатория как одна из эффективных форм организации исследовательской деятельности обучающихся на уроках русского языка (из опыта работы учителя с электронными учебниками)
Данный инновационный педагогический опыт посвящен вопросам организации исследовательской деятельности обучающихся на уроках русского языка с применением одной из эффективных форм (лингвистическая лабо...
Организация эффективной подготовки к ОГЭ по русскому языку.
Итоговая аттестация – первая по-настоящему серьезная проверка эффективности учебной деятельности ученика под руководством учителя. Подготовка к итоговой аттестации – это всегда ответственн...
"Эффективные педагогические технологии на уроках русского языка и литературы" статья по русскому языку на тему
quot;Эффективные педагогические технологии на уроках русского языка и литературы"статья по русскому языку на тему...