Сочинение по картине А.И.Куинджи "Лунная ночь на Днепре"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Подготовительные упражнения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kuindzhi.docx18.92 КБ

Предварительный просмотр:

                  Сочинение по картине А.И. Куинджи

                          « Лунная ночь на Днепре»    

                                    Подготовительные упражнения

Упражнение 1. Расчлените  текст на предложения. Есть ли среди них предложения, состоящие из одного слова? Подчеркните их. По каким признакам вы отнесли их к предложениям?

Вечерело быстро сгущались сентябрьские сумерки на высоком небе робко проступали первые звёздочки деревья сливались в одну тёмную массу стояла тишина.

Упражнение 2. Спишите, указывая в скобках род, число, падеж прилагательных.

       Широкое звёздное небо,посеребря(н,нн)ая звёздным светом тума(н, нн)ая даль лугов прояснились и стали зримыми. Даже смутное очертание холма, нависшего над рекой, угадывалось хотя бы по одному тому, что зияло там бе(з,зз)вёздное, чёрное место.

         Устроившись на сене, мы долго смотрели в бездо(н,нн)ый зенит, наполненный шевелящимися звёздами , долго ещё слушали ночь с криком коростеля, бегающего (по)близости у самого изголовья.( В. Солоухин).

Упражнение 3. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания и обозначая ударение в словах с не и ни . Обозначьте орфограммы в словах с пропущенными буквами.

Тёмная ноч(?) где (н…)мерцал огонёк. Путникам (н…)где было переночевать и они наскоро построили шалаш(?). Небо было совершенно ясное (н…)откуда (н…)плыли облака (н…)большой ветерок (н…)сколько (н…)мешал полётам.

                                 

                          Рассказ о художнике и картине

       Творческая биография Архипа Ивановича Куинджи не совсем обычна. Родился он на побережье Азовского моря, в Мариуполе, в 1841г. Его отец, выходец из греков, был сапожником. Жили они бедно. Отец и мать умерли, когда мальчику исполнилось шесть лет. Архипу часто приходилось быть то пастухом, то слугой. Всё же он закончил городское училище, потому что с детства отличался упорством в достижении цели.

    По окончании училища Архип поступил в фотографическое  ателье  и стал ретушером. Он начал  знакомиться с произведениями искусства, особенно его потрясли морские пейзажи И.К.Айвазовского. Узнав, что художник живёт в Феодосии, Куинджи отправился туда пешком. Он хотел быть ближе к нему, надеясь стать его учеником. Добравшись до Феодосии, Куинджи с горечью узнал, Айвазовский ушёл в кругосветное плавание. Юноша решил ждать и нанялся на сезонную работу, но, дождавшись прославленного художника, сробел перед ним и вернулся в Мариуполь. Правда, скоро он опять покинул город, на этот раз навсегда – ради Петербурга, ради Академии художеств.

      Лишь в 26 лет после неоднократных попыток Архипу Куинджи удалось поступить в Академию художеств. Он упорно работал , а в 1874г. ушёл оттуда, с близившись с передвижниками. С картин « Берёзовая роща» и « Лунная ночь на Днепре» начался его триумф.

     Особенно известна стала картина « Лунная ночь на Днепре»,написанная в 1880г. На первой выставке в том же году она пользовалась фантастическим успехом. Публика, стремившаяся попасть на выставку, чтобы увидеть это необычайное произведение, заполняла всю улицу. Художник демонстрировал свое полотно в зале с затемнёнными окнами. Вдоль стен на специальных подставках стояли лампы. В их мерцающем свете картина казалась окном, широко распахнутым в чарующую украинскую ночь. В те дни Петербург говорил и писал о Куинджи. Известный поэт Я.Полонский вспоминал, что он не знал другой такой картины, перед которой бы так долго застаивались.

                                                             Беседа по картине

  • Посмотрите на картину. Нравится ли она вам? ( Да). Что именно вас привлекает в ней? ( Картина привлекает необычностью. Всё вокруг тихо, спокойно. На берегу реки спит маленькая деревушка, и лишь полночная луна льёт свой изумительный свет на реку, придавая ей неповторимое очарование.)
  • Посмотрите, какими красками нарисована картина?( Художник использует в основном тёмные, почти чёрные, тона для изображения ночи, а также изумрудно-жёлтый цвет, для того, чтобы показать льющийся с неба лунный свет.)
  • Что вы видите на картине? ( На картине мы видим безмятежно спящую украинскую деревню, мельницу, стоящую возле самой реки, и тропинку, ведущую к ней. Река медленно уходит куда-то вдаль и исчезает за линией горизонта. На небе печально светит полная луна. Она кажется спокойно-торжественной, задумчивой.)
  • Какое впечатление производит картина? ( Пейзаж завораживает, он обладает неведомой притягательной силой. Хочется непременно побывать на этой реке, посидеть на её берегу, послушать ночную тишину, любуясь светом луны.)
  • В заключении беседы необходимо зачитать отрывки из поэмы « Полтава» А.С.Пушкина и повести « Майская ночь, или утопленница» Н.В.Гоголя, передающих восхитительность лунной ночи.

                           Словарно-стилистическая работа

1. Подберите синонимы к словам  тихая ( ночь), спокойная ( река).

2. Составьте словосочетания или предложения со словами сумрак, мерцание.

3.Подберите эпитеты к следующим словам:

Ночь – безветренная, беззвёздная, густая, густо-чёрная, душная, лунная, тёплая, тихая, пленительная упоительная, безмолвная, божественная, восхитительная, изумительная, сказочная;

Река – серебристая, величавая, застывшая, зеркально-тихая, стеклянная;

Луна – полная, бледная, прозрачная, величавая, волшебная, одинокая, равнодушная, торжественная;

Свет – бледно-зелёный, бледный, восковой, зелёный, мерцающий, мягкий серебристый, безжизненный, дремотный, колдовской, таинственный, чарующий.

                                         

                                         Примерный план

1. А.И.Куинджи – замечательный художник-пейзажист.

2. « Тиха украинская ночь…»

3.Композиция картины.

 4. Краски, которые использует художник.

5. Впечатление, производимое картиной.

Сочинение по картине А.И.Куинджи « Лунная ночь на Днепре».

    Пейзаж кажется волшебным видением. Лунный свет озаряет бескрайнюю равнину. Серебристо-зелёноватым светом мерцает Днепр. Сверкают края разорванных облаков. На берегу Днепра спит украинская деревушка.

    В окнах низких, крытых соломой хат блестят огоньки. Бледные стены хат тоже словно излучают серебряное сияние. Ночь тихая, тёмная царит над Днепром. Свет луны заставляет воду искриться, рябить, мягко обрисовывает берега реки.

     Художник изображает горизонт так низко, что небо кажется безбрежным. Тянутся длинные, параллельные друг другу гряды облаков, а под ними река пересекает всё полотно и, круто изогнувшись, продолжает свое течение в глубь ночных полей.

    На картине очень мало деталей. На фоне величавого Днепра и бездонного неба отчётливо вырисовывается мельница.

    Однако самую важную роль в картине играет, конечно, лунный свет. Сильный и резкий в центре , он постепенно затухает справа и слева. Лунный свет имеет множество оттенков – от зелёноватого, прозрачного, отражающегося на поверхности воды, до тёмного, почти чёрного, в просветах между облаками. Это создаёт ощущение гармонии, торжественности и романтичности природы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока и презентация по развитию речи в 6 классе по теме: "Сочинение по картине И.И. Шишкина "Утро в сосновом бору"

Разрабатка урока и презентация по теме: "Урок развития речи по картине И.И.Шишкина "Утро в сосновом бору"....

Сочинение по картине

презентация с детскими работами...

Сочинение по картине Решетникова "Опять двойка"

Презентация к уроку развития речи...

УРОК ПО ТЕМЕ : «РАБОТА ПО КАРТИНЕ А.А.Пластова «ПЕРВЫЙ СНЕГ». (Сочинение по картине А.А.Пластова «Первый снег» в 5 классе)

Урок развития речи по картине А.А.Пласотва "Первый снег" в 5 классе, где ребята знакомятся с художником и его картиной, отвечают на вопросы, составляют план сочинения и пишут сочинение по картине....

Подготовка к сочинению по картине И.К.Айвазовского «Буря на море ночью».

1) знакомство с картиной И.К.Айвазовского «Буря на море ночью», развитие кругозора в области ИЗО;2) формирование навыков работы методом тройного дневника и закрепление знаний по разбору слов по состав...

Методразработка по теме: "Подготовка к сочинению-описанию картины" (Посещение картинной галереи)

Методическая разработка представляет собой слияние двух форм работы в рамках технологии проблемного обучения:1) урока -  экскурсия, который  является одной из форм активизации учащихся,...

Сочинение по картине (структура сочинения)

Презентация предназначена для учащихся 5-6 классов как образец написания сочинения по картине...