Формирование УУД на уроках русского языка и литературы
методическая разработка по русскому языку (5, 7 класс) на тему

Купчишина Алёна Григорьевна

        Сегодня УУД придается огромное значение. Это совокупность способов действий обучающегося, которая обеспечивает его способность к самостоятельному  усвоению новых знаний, включая и организацию самого процесса усвоения. Универсальные учебные действия - это навыки, которые надо закладывать в начальной школе на всех уроках. В данном файле предлагаются задания, которые можно использовать на уроках русского языка и литературы в 5 -9 классах при формировании УУД. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование УУД на уроках русского языка и литературы

Типовые задания на формирование личностных УУД

Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), а также ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

  1.  «Моральные дилеммы» на примере сказки «Иван – крестьянский сын и Чудо-Юдо» (Литература, 5 класс)

Цель: ознакомление обучающихся с ситуациями морального выбора и схемой ориентировочной основы действия нравственно-этического оценивания как базы для анализа моральных дилемм; организация дискуссии для выявления решений и аргументации участников обсуждения. Форма выполнения задания: групповая работа обучающихся

Описание задания: класс делится на группы по 2-3 человека, в которых предлагается обсудить поведение героя и аргументировать свою оценку. Далее, объединившись по две группы, ребята обмениваются мнениями и обсуждают аргументы «за» и «против». Затем опять объединяются  по две группы до тех пор, пока класс не будет поделен на две большие группы. На этом финальном этапе (с использованием доски) делается презентация аргументов и подведение итогов – какие аргументы более убедительны и почему.

Вопросы для обсуждения:

  1. Как вы объясняете название сказки? Почему речь идет только об одном герое и Чуде-юде?
  2. Каковы интересы и цели Ивана, его братьев, Чуда-юда?
  3. Совпадают или противоречат друг другу их интересы?
  4. Какие моральные нормы нарушены в этой сказку?
  5. Кто может пострадать от нарушения нормы?
  6. Кто является нарушителем нормы?
  7. Как могут поступить герои сказки в сложившейся ситуации? (разберите поведение всех братьев)
  8. Какие последствия может иметь тот или иной поступок (вариант поведения) для героев сказки?
  9. Какие чувства испытывают действующие лица? (разбираем чувства каждого героя сказки)
  10. Как следовало бы поступить в этой ситуации каждому из ее героев? Как поступил бы ты на их месте?

2. «Моральный смысл» на примере произведения М. Ю. Лермонтова «Бородино». (Литература, 5 класс) 

Цель: Формирование ориентировки на нравственно-этическое содержание поступков и событий. Форма проведения: работа в группах с последующим совместным обсуждением в классе. Материалы: Литература. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч. 1/В. Я Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2014. -303 с. С. 150-154 [4].

Описание задания: обучающимся предлагается в качестве домашнего задания найти в произведении М. Ю. Лермонтова «Бородино» описание такого события, которое может быть рассмотрено как моральная дилемма. Обучающиеся приносят свои работы в письменном виде и устраивают презентацию в классе. Из предложенных работ учитель выбирает несколько наиболее интересных для учащихся. Их обсуждают во время специально организованной групповой дискуссии.

Инструкция: моральная дилемма должна касаться сферы взаимоотношений людей между собой и иметь альтернативные решения в зависимости от интересов участников. Рассказ о моральной дилемме должен включать в себя описание содержания, ее участников, их намерений и действий. Основная дилемма произведения «Бородино» - это сдача Москвы для последующей победы над врагом.  Могли ли наши соотечественники победить врага,  не сдавая столицы? Как дорого стоила победа? И т. д. Критерии оценивания: Соответствие содержания описываемых поступков и событий критерию моральной дилеммы. Умение прислушиваться к аргументам других участников дискуссии и учитывать их в своей позиции. Соотнесение уровня развития морального сознания с содержанием моральной дилеммы.

  1. «Социальная реклама» в изучении русского языка в 5 классе

Цель: развитие способности к анализу содержания моральных норм и необходимости их соблюдения; развитие морального сознания через дискуссию и аргументацию.

Форма выполнения задания: работа в группах и индивидуально.

Описание задания: задание носит творческий проектный характер. Учитель просит учеников прочитать текст упражнений № 2 и № 3 в учебнике. Ученикам сообщается о том, что существуют различные моральные нормы. Организовав высказывания обучающихся по кругу, учитель формулирует содержание моральных норм (справедливости, заботы, чести, взаимопомощи, равноправия и т. д.). Обучающимся предлагается самостоятельно назвать другие моральные нормы, которые встречаются в жизни. Учитель просит учеников ответить на такие вопросы: Что изменится в твоей жизни, если исчезнет язык? Как чувствовал себя Маугли, когда впервые попал к людям? Зачем нужно изучать русский язык?

Затем обучающиеся делятся на группы по 3-4 человека. Каждая группа получает задание – написать рекламный текст «Пять причин, по которым следует изучать русский язык». Задание выполняется в течении десяти минут. детям необходимо обдумать и в яркой форме представить пять аргументов, обосновывающих, почему данная норма (гражданин должен знать язык своей страны) должна выполняться. Во время презентации проекта социальной рекламы одной из групп, остальные ученики участвуют в обсуждении как в качестве оппонентов, так и в качестве защитников проекта.

Критерии оценивания: Умение полно и адекватно характеризовать содержание моральных норм. Характер, убедительность и последовательность аргументации. Эмоциональная модальность представления нормы. Выразительность социальной рекламы.

Типовые задания на формирование регулятивных УУД

Развитие саморегуляции обеспечивает формирование такого качества личности, как самоэффективность. Самоорганизация и саморегуляция напрямую влияют на успешность школьного обучения. Основными компонентами самоорганизации, влияющими на успешность учебной деятельности обучающихся, являются функциональные компоненты – целеполагание, анализ ситуации, планирование, самоконтроль, коррекция и личностный компонент – волевые усилия. [6] Одним из существенных показателей эффективности обучения признается контроль.

1. «Оцениваем работу» на уроках русского языка в 5 классе

Цель: освоение критериев оценки письменной работы. Форма выполнения задания: работа в парах и индивидуально.

 Описание задания: за 7-10 минут до окончания урока, учитель предлагает  обучающимся оценить свою письменную работу в соответствии с критериями, приведенными на ориентировочной карточке. В завершении каждый ребенок должен дать развернутую письменную оценку своей работы и выставить себе оценку. После этого дети в парах обмениваются своими работами и каждый проверяет работу друг друга по тем же критериям, дает развернутую оценку работы и выставляет оценку. Критерии оценки могут изменяться на усмотрение учителя в зависимости от задания.

Ориентировочная карточка (пример)

Критерии оценки письменных работ по русскому языку

Выполнены все

Выполнены частично

Не выполнены

1.Все ли поставленные задачи выполнены?

2.Задания выполнены безошибочно.

3.Есть ли грамматические и синтаксические ошибки?

 

 

 

4.Сколько ошибок?

 

 

 

5.Почерк (разборчивость и понятность).

6.Оформление работы в соответствии с требованиями (есть ли дата, слова «Классная работа», упражнение №…, помарки, зачеркивания)

 

 

 

7.Объем (слишком маленький или достаточный)

 

 

 

8.Все ли задания выполнены?

 

 

 

 

Критерии оценивания: Адекватность использования предложенных критериев. Умение дать развернутую оценку работы. Умение соотнести оценку и отметку

Данное задание актуально использовать как в конце урока, так и в середине для проверки того или иного упражнения или задания; актуально для планирования работы над ошибками после контрольной или самостоятельной работы. Можно провести анализ оценивания на примере оценки (я оцениваю, одноклассник оценивает, учитель оценивает). Реализация данного задания делает оценочную систему на уроках прозрачной и необходимость объяснения оценки практически исчезает.

2. «Планирование учебной работы» в проектной деятельности.

Цель: Формирование умения планировать по времени учебную и творческую деятельность, составление хронокарты  защиты проекта. Форма выполнения задания: индивидуальная работа.

 Описание задания: составление хронокарты защиты проекта. Проверка корректности планирования времени.

Когда проект уже готов, нужно подготовиться к его защите. Одной из основных частей работы над проектом является его защита. Обычно на выступление дается 7-10 минут. А в эти несколько минут нужно вложить все: и цели, и задачи проекта, и описание самой плодотворной работы над проектом, и его результат. Очень часто обучающиеся, даже при наличии сильного, хорошо выполненного проекта, начинают пасовать  перед его защитой. А ведь надо то всего ничего – за несколько минут представить свой проект в лучшем виде. Именно в этом и поможет составление хронокарты защиты проекта. Защита проекта может быть или в форме презентации, или в форме небольшого доклада. Обучающимся раздаются примерные карточки хронокарт и предлагается заполнить их таким образом, чтобы распланировать необходимое для выступления время (7-10 минут) и рассчитать количество слайдов.

Действие / Слайды

Минуты

Всего минут

Количество слайдов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Актуальность проекта

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цель и задачи проекта

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ключевые слова и тезисы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Описание основного продукта проекта

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анализ работы над проектом

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Достигнутые результаты

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица. Хронокарта доклада/презентации

После заполнения хронокарты обучающиеся приступают к подготовке доклада или презентации защиты проекта. Это задание очень полезно при подготовке к докладу, при расчете времени на подготовку домашнего задания и т. д.

3.«Я учитель» на уроках литературы в 5 классе.

Цель: освоение критериев оценки письменной работы.

 Форма выполнения задания: индивидуальная работа.

Критерии оценивания: адекватность использования предложенных критериев, умение дать развернутую оценку работы, умение соотнести оценку и отметку.

Описание задания: учитель раздает детям карточки с заданиями. В карточках даны вопросы по прочитанному произведению и ответы на них в нескольких вариантах. Например, вернемся к сказке «Иван крестьянский сын и Чудо-юдо», даны три вопроса: Кто был положительным, а кто – отрицательным персонажем в произведении? К какому жанру относится это произведение? Какой подвиг совершил Иван и почему?  В карточке приводится три варианта ответов от разных учеников. Обучающийся должен проверить ответы учеников, дать им полную оценку, обосновать свою оценку и выставить отметку. Дети очень любят играть в учителя, поэтому это задание им очень нравится.

Типовые задания на формирование коммуникативных УУД

Содержание и способы общения и коммуникации обусловливают развитие способности ребенка к регуляции поведения и деятельности, познанию мира, определяют образ «Я» как систему представлений о себе, отношений к себе. Именно поэтому особое внимание в концепции развития универсальных учебных действий уделяется становлению коммуникативных универсальных учебных действии, которые обеспечивают

  • социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности;
  • умение слушать и вступать в диалог;
  •  участие в коллективном обсуждении проблем;
  • интегрирование в группу сверстников и построение  продуктивного взаимодействия  и сотрудничества  со сверстниками и взрослыми.

  1. «Кто прав?» на примере ролевой игры на уроках русского языка в 5 классе

Выбирают ведущего. Он произносит короткое предложение (часть правила). Игроки по очереди дополняют его несколькими словами, чтобы можно было поставить точку. После того как все игроки дополнили предложение, ставится вопрос «Кто из игроков прав?» Например, ведущий говорит:

  • Когда в конце слова есть выбор букв б-п, г-к, ж-ш, то….
  • После шипящих в конце глаголов …
  • Разделительный ъ пишется …

В рамках такой ролевой игры дети лучше запоминают правила русского языка, позволяют вырабатывать у детей положительное отношение друг к другу, развивать навыки взаимодействия в группе, развивать как вербальные, так и невербальные навыки общения, совершенствовать рефлексивные способности.

  1. «Групповая игра», на примере КВН по литературе, 5 класс

Цель: расширение и обогащение позитивного опыта совместной деятельности и форм общения со сверстниками, формирование коммуникативных действий и операций, обогащение сферы социальных мотивов, развитие способности к эмпатии.

Форма выполнения задания: групповая работа обучающихся.

Правила проведения игр: игры проводятся учителем, который выступает в роли инструктора и судьи. Стандартная игра КВН состоит из 4-5 раундов (заданий). Класс делится на команды по 5-6 человек в каждой. В данном случае хочу привести игру КВН по литературе в 5 классе на закрепление раздела «Сказки».

№ 1 Дискуссия

Цель задания: освоение правил и навыков ведения дискуссий. Для начала под руководством учителя идет сравнение спора и дискуссии, выясняется, чем они отличаются.

 В споре цель – доказать правоту, в дискуссии – найти истину, решение задачи, выход из ситуации. Затем даются вопросы для дискуссии: 1. Что отличает сказку от других видов литературного творчества? 2. Какие особенности народной сказки четко прослеживаются в сказках «Царевна-лягушка» и «Иван-крестьянский сын и Чудо-Юдо» и почему? 3. Почему концовки бытовых сказок похожи на пословицы?

№ 2 Совместное рисование

Цель: формирование коммуникативных действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества.

 Командам предлагается общими усилиями придумать и создать иллюстрацию к сказке «Иван-крестьянский сын». После завершения задания проводится обсуждение на тему «Как создавался рисунок?».

Примерные вопросы для обсуждения: довольны ли вы результатом? Кто и как проявлял активность при рисовании, кто предлагал идеи? Были ли альтернативы? Довольны ли вы сотрудничеством друг с другом? Легко ли было договариваться друг с другом?

 № 3 «Угадай кто?» (ребята готовятся дома)

 Команды соревнуются друг с другом, по очереди зачитывая психологические портреты героев сказок (в портрете должно быть не менее 10 черт характера героя). Та команда, которая первой определяет героя сказки, получает очко.

№ 4 «Ситуация»

Командам предлагается обыграть каждую ситуацию, используя различные формы поведения.

Ситуации:

1. Бой на Калиновом мосту.

2. Журавль в гостях у лисы.

3. Встреча Ивана-царевича с Бабой-Ягой.  

Необходимо так обыграть ситуацию, чтобы не осталось ни одного вопроса о том, что именно так, а не иначе должен был поступить герой.  

 5. Каждая команда должна самостоятельно придумать сказку и показать ее.

Типовые задания на формирование познавательных УУД

Познавательные УУД – это система способов познания окружающего мира, построение самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации.

  1.  «Сказочные герои»

Цель: формирование умения проводить теоретическое исследование на материале анализа сказочных героев.

Форма выполнения задания: работа в группах по 4-5 человек.

         Описание задания: обучающимся предлагается провести теоретическое исследование.

Этапы проведения исследования: 

  1.  Формулирование проблемы.
  2.  Подготовка к проведению исследования (предварительный анализ имеющейся информации, выдвижение гипотез; отбор материала).
  3.  Проведение исследования.
  4.  Изложение исследования, их представление.
  5.  Обсуждение, оценка полученных результатов.

В русских сказках очень часто фигурирует такой персонаж, как лиса. Но чтобы ни делала лиса, почти все ей сходит с рук. Почему? Какие качества помогают лисе? Ведь только в небольшом количестве сказок лису наказывают. Почему? Как это происходит? Что хотят донести до нас сказки? Какие черты характера нужно развивать в себе? Для того, чтобы ответить на эти вопросы, детям необходимо вспомнить (прочитать) сказки, в которых появляется лиса, сравнить ее поступки, описать отношение к лисе и т. д.

  1. «Учимся задавать вопросы» на уроках литературы

Цель: формирование умения задавать вопросы к художественным текстам.

Форма выполнения задания: работа в парах и группах. Обучающимся предлагается прочитать текст и составить вопросы различных типов, пользуясь общей схемой.

Вопросы:

  1. Кто? Что делал? Где это происходило? Когда? Как? При каких обстоятельствах?
  2. Уточняющие вопросы: если я правильно понял, то…?
  3. Вопросы о причинах и следствиях: почему? Зачем? Что из этого получилось?
  4. Вопросы-предложения о допустимых вариантах развития событий и поступков: что бы изменилось, если бы…? Как вы думаете, как будут развиваться события дальше?
  5. Вопросы, направленные на определение эмоций и чувств, испытываемых героями: какие чувства вы испытали?
  6. Оценочные вопросы, направленные на оценку событий, характерных черт героев, выяснение критериев оценки: правильно ли поступил…? Почему что-то хорошо, а что-то плохо? Чем один герой отличается от другого?
  7. Вопросы на выявление личного эмоционального отношения к событиям и героям: понравилось ли вам…? Понравился ли вам…?
  8. Вопросы, требующие постановки себя на место героя рассказа: как бы вы поступили на месте…?

Для работы с этим заданием можно использовать любое произведение из учебной программы по литературе. Также очень оптимально такое задание для навыков написания, как сочинения, так и изложения на уроках русского языка.

Ссылки на источники

  1. А. Г. Асмолов. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.]; под ред. А. Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2008. – 151 с.2.
  2. Аргунова, Е. Р. Активные методы обучения Текст.: учеб.-метод. пособие / Е. Р. Аргунова, Р. Ф. Жуков, И. Г. Маричев. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. — 104 с.
  3. Корчагина, М. В. Значение универсальных учебных действий для успешности изучения литературы. // Первое сентября. [Электронный документ]:  http://festival. 1september.ru/articles/625419/.
  4. Литература. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч. 1/В. Я Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2014. -303 с.
  5. Русский язык. 5 кл.: учебник/М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос и др.; под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2014. – 317
  6. Модуль 8. Регулятивные универсальные учебные действия. Теоретико-практический блок курса Развитие универсальных учебных действий учащихся в условиях реализации  ФГОС ООО, стр. 6
  7. Модуль 7. Познавательные универсальные учебные действия. Теоретико-практический блок курса Развитие универсальных учебных действий учащихся в условиях реализации  ФГОС ООО, стр. 26



Предварительный просмотр:

Как работать учителю  с одаренными детьми?

  1. Одаренные дети и современная система  образования

В современном российском обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели. Годы кризиса в России негативно отразились на образовательном и интеллектуальном уровне образования. Установка на массовое образование снизила возможность развития интеллектуального ресурса, и только современная реформа образования в России позволила вновь обратиться к поддержке одаренных детей, ведь талантливая молодежь – это будущая национальная, профессиональная элита. В этих условиях поддержка, развитие и социализация одарённых детей, несомненно, становятся одной из приоритетных задач системы образования. Процесс выявления, обучения и воспитания одарённых, талантливых детей составляет новую задачу совершенствования системы образования, так как обучение одаренных детей сегодня – это модель обучения всех детей завтра.

В современной системе образования требуется решение ряда задач по совершенствованию механизмов общенациональной системы поддержки одаренных детей:

1. Развитие образовательных организаций, которые обучают талантливых детей (между ними должен поддерживаться контакт и обмен опытом).

2. Повышение квалификации самих педагогов, которые работают с одарёнными детьми (для талантливых детей, особо талантливых детей нужны и специально подготовленные учителя, их подготовка должна проводиться в том числе на базе ведущих университетов).

3 Концентрация на применении самых современных форм и методов обучения. В соответствии с этим задача, как государства, так и каждого отдельного образовательного учреждения, – создать условия для развития и самореализации одарённых детей, научиться как можно раньше распознавать их потенциал и помогать раскрыться их способностям.

Данную точку зрения поддержала и новый министр образования Ольга Юрьевна Васильева, которая отметила, что «… важнейшая задача, которая стоит перед государством и в первую очередь перед системой образования, – это развитие способностей каждого ребёнка, создание необходимых для этого условий».

 На сегодняшний день в Российской Федерации сложилась система работы с талантливыми детьми и молодёжью. В первую очередь сформирована необходимая нормативно-правовая база, выработаны механизмы финансирования такой работы. Важным шагом в систематизации и унификации такой работы стало утверждение в 2012 году Президентом Российской Федерации Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, Правительством Российской Федерации – Стратегии развития и воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Этот документ определяет принципы работы с талантливыми детьми на всех уровнях образования – от детских садов и учреждений дополнительного образования до вузов. Национальный координационный совет по поддержке молодых талантов в конце прошлого года подвёл промежуточные итоги реализации концепции и принял новый, актуализированный комплекс мер на 2016–2020 годы по реализации указанной концепции. В 2015 году Правительством Российской Федерации определён единый порядок выявления, сопровождения и мониторинга дальнейшего развития одарённых детей и талантливой молодёжи.

  1. Одаренность и одаренный ребенок

Разберемся с понятиями, что же такое «одаренность» и «одаренный ребенок»?

Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Широкомасштабная деятельность по работе с одаренными детьми началась в 1996 году в связи с принятием Федеральной целевой программы "Одаренные дети". Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности - это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.

Признаки детской одаренности:

  1. Одаренные дети обычно обладают отличной памятью, которая базируется на ранней речи и абстрактном мышлении.
  2.  Их отличает способность классифицировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями.
  3.  Большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, умение ставить вопросы чаще всего привлекают внимание окружающих к одаренному ребенку.
  4. Маленькие "вундеркинды" с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, должные, по их мнению, выражать их собственные понятия и воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей.
  5. Талантливые дети легко справляются с познавательной неопределенностью. При этом трудности не заставляют их отклоняться.
  6.  Они с удовольствием воспринимают сложные и долгосрочные задания и терпеть не могут, когда им навязывают готовый ответ.
  7. Одаренного ребенка отличает и повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в сфере, которая ему интересна.
  8. К этому нужно прибавить и степень погруженности в задачу. В силу небольшого жизненного опыта такие дети часто затевают предприятия, с которыми не могут справиться. Им необходимо понимание и некоторое руководство со стороны взрослых, не следует акцентировать внимание на их неудачах, лучше попробовать вместе еще раз.

Выявление одаренных детей должно начинаться уже в дошкольном возрасте на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными воспитанниками, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности дошкольных учреждений и школы.

Условно можно выделить три категории одаренных детей: 

  1. Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте).
  2. Дети с признаками специальной умственной одаренности - в определенной области науки (в подростковом периоде).
  3.  Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте).

Основные виды одаренности:

1. Интеллектуальная одаренность.

2. Академическая одаренность.

3. Социальная одаренность.

4. Художественная одаренность.

5. Практическая одаренность.

 6. Психомоторная (спортивная) одаренность.  

Три закона развития высоких способностей (одаренности):

1. Развитие способностей происходит только в той деятельности, в которой ребенок получает положительные эмоции.

2. Для развития способностей необходимо постоянное повышение сложности основной деятельности ребенка (как обучения, так и внеурочной деятельности)

3. Деятельность, чтобы быть развивающей (как способности, так и личность ребенка), должна представлять для человека значительную ценность (по внутренней мотивации).

Основные проблемы особо одаренных детей: у них часто отмечаются проблемы дефицита развития произвольной саморегуляции (недостаток организованности и самообладания), трудности делового и личностного общения (они, как ни парадоксально, не всегда креативны, часто встречаются с трудностями при выборе профессии). Но основной проблемой детей с таким типом одаренности является тот факт, что им трудно себя реализовать в реальной жизни. Поэтому задача педагога  - помочь одаренному ребенку самоопределиться с выбором будущей профессии, найти свою правильную дорогу в жизни.

  1. Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми

Следует отметить следующие принципы, которых должен придерживаться педагог, работающий с одаренными детьми:

  принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

 принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

  принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

  принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

  принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

Условия успешной работы с одаренными учащимися:

  1. Усиление внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.
  2. Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми.
  3. Признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы школы.

С одаренными детьми должен работать учитель, обладающий определенными качествами: 

  увлеченный  своим делом;

  способный к экспериментальной, научной и творческой деятельности;

  профессионально грамотный;

  интеллектуальный, нравственный  и эрудированный;

  проводник  передовых педагогических технологий;

  психолог, воспитатель и умелый организатор  учебно- воспитательного процесса;

  знаток во всех областях человеческой жизни.

  1. Формы и методы работы с одаренными детьми

Во время урочной и внеурочной деятельности педагог, обучающий одаренных ребят, может использовать следующие формы работы:

  творческие мастерские;

 групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися;

 факультативы;

 кружки по интересам;

 занятия исследовательской деятельностью;

 НОУ;

 конкурсы;

 интеллектуальный марафон;

 научно-практические конференции;

 участие в олимпиадах;

  работа по индивидуальным планам;

 сотрудничество с другими школами, вузами.

На уроках с целью  обучения и развития одаренных детей необходимо широко использовать  следующие технологии:

  • Технология кооперативного обучения;
  • Технология творческих мастерских;
  • Проектное обучение;
  • Модульная технология;
  • Технология полного усвоения;
  • Инновационные компьютерные технологии.
  • Технологию развития критического мышления (РКМЧП).

Последняя технология предполагает развитие самостоятельности мышления и решения возникающих проблем разными путями. Если ученик научится критически мыслить, то он овладеет разнообразными способами интерпретации, способностью аргументировать свою точку зрения на основе собственных наблюдений и опираясь на мнение собеседника, т. е. используя и осознавая многополярность окружающего мира. Эта технология раскрепощает ребенка и выпускает на свободу детское творчество.

Технология РКМЧП рассчитана не на запоминание, а на вдумчивый творческий процесс познания мира, на постановку проблемы и ее решение. Восприятие информации происходит в 3 этапа, что соответствует таким стадиям урока, как:

 – стадия вызова (актуализация знаний  и мотивация на приобретение новых);

– смысловая стадия (восприятие нового или стадия реализации смысла);

– стадия рефлексии (присвоение информации).

В зависимости от типа и темы урока целесообразно использовать  такие педагогические приемы:

На стадии вызова:

1. “Линия времени”. Чертится на доске линия, на которой обозначены этапы изучения темы, формы контроля; учитель говорит о самых важных периодах, требующих от ребят стопроцентной самоотдачи, вместе находим уроки, на которых можно “передохнуть”. “Линия времени” позволяет детям увидеть, что именно может являться конечным продуктом изучения темы, что нужно знать и уметь для успешного усвоения каждой последующей темы. Это упражнение полезно для ребят, которые легче усваивают учебный материал от общего к частному.

2. Создание ситуации успеха также позволяет замотивировать ребят на активную работу во время урока. Важно приучать обучающихся  во время фронтального опроса отвечать, начиная словами: “Я знаю, что…”. Подобное упражнение придает ребятам уверенность в своей лингвистической компетенции. Исчезает страх публичного выступления.

3. Вызвать у детей эмоциональный отклик, вызвать  интерес  к новой теме поможет опора на жизненный опыт учеников. Это можно сделать  через признание личности подростка, опираюсь на его жизненный опыт.

– Что вы уже знаете об этой теме?

– Подберите слова об этом или на эту тему…….

–Вот видите! В вашей памяти уже это хранится! Значит, это нужно!

4. “Кумир”. На карточках раздать “кумиров по жизни”. Пофантазируйте, каким образом они бы доказали вам необходимость изучения этой темы?

5. “Профи”. Исходя из предполагаемой вами будущей профессии, объясните, зачем нужно изучение этой темы? Когда и где в вашей жизни данные знания могут пригодиться?

6. "Автор”. Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам эту тему? Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам необходимость изучения этой темы? Если бы вы были художником-иллюстратором, как бы вы проиллюстрировали эту тему?

На стадии рефлексии:

  1. Обучающимся предлагается заполнить таблицу:


https://arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/08/08/s_598a136fac63d/669927_1.png

  1. Ответить  на вопросы. Что ты делал, чтобы написать эту работу на “5”? Как ты готовился к диктанту, что позволило тебе написать его хорошо? Подобные рассказы помогают делиться успешными обучающими стратегиями. Дети учат себя сами.

Использование форм и методов развития познавательной активности  на смысловой стадии (диагностический этап) на уроках русского языка и литературы

Как определить уровень развития языковой компетенции личности школьника? Можно наблюдать за живой разговорной речью, анализировать письменные тексты: это потребует много времени и усилий. Можно предложить более экономный экспериментальный путь: несколько специальных заданий, которые дадут «концентрированный» материал, который позволит оценить развитие языковой личности. Исходя из темы и типа уроков по русскому языку, можно предложить ребятам следующие задания:

Задание 1

Дайте толкование слова и приведите как можно больше синонимов. Предлагаются наиболее частотные слова, имеющие большое количество синонимов. Проверяется владение синонимическими и стилистическими возможностями родного языка.

Задание 2

Дайте толкование заимствованным словам и отметьте, использование каких из них в русской речи оправданно. Проверяются речевая и языковая рефлексии, умение сопоставлять языковые явления родного и иностранного языков, владение родным языком.

Задание 3

Вставьте наиболее подходящее по смыслу и стилю слово в отрывок из художественного текста.

Проверяются речевая рефлексия, «языковой вкус» – умение выбрать из синонимического ряда слово, наиболее точно отвечающее условиям коммуникации (в данном случае – жанру, стилю, эстетическим задачам художественного текста).

Задание 4

Самодостаточная лингвистическая задача на материале иностранного языка. Проверяются знание системы родного языка, языковая рефлексия, мышление.

Задание 5

Перевод незнакомого текста с близкородственного (неродного) языка. Для русского языка это может быть древнерусский, старославянский, белорусский, украинский, сербский, хорватский и др. Проверяются умение анализировать и сопоставлять языковые явления с опорой на знание родного языка и языковую догадку, языковая рефлексия.

Задание 6

Сформулируйте какую-либо современную, актуальную проблему изучения русского языка, которая интересует вас (она может касаться любого языкового уровня: от фонетики до текста, любых областей использования языка, выходить за рамки школьной программы), поясните, почему она важна и интересна.

На уроках русского языка и литературы проверяются языковая рефлексия, знание языка и знания о языке, владение коммуникативными навыками: умение извлекать, перерабатывать и использовать информацию из разных источников, создавать текст, выбирать адекватно стиль и жанр для раскрытия мысли. Некоторые задания предлагаю выполнить всему классу во время урока, более сложные, требующие привлечения дополнительных источников или большего времени, задаются на дом. Затем на уроке отводится  время, чтобы ученик рассказал и представил свое решение. После подобных заданий  школьники, не уверенные в своих силах, обычно просят дать им аналогичное задание на дом и пробуют искать пути его решения.

Задания для решения подобных задач можно взять из различных источников: Всероссийский Ломоносовский турнир, конкурсы «Познание и творчество», олимпиадные задания различных уровней, специальная литература по предмету.

Вот примеры заданий:

  1. Решение пропорций. Найдите х1, х2, х3.

Мать : сын = тетя : племянник = бабушка : внук = х1 : дядя = дедушка : х2 = х3 : отец

  1. Лингвистическая задача. «Название нос получили мыс и передняя часть судна. Есть носик у чайника. Носок – так называем мы теперь короткий чулок. Но еще сохранилось выражение — подняться на носки. Когда-то слово носок означало передний конец обуви или чулка. Как объяснить эти факты?»

Решение (ответ шестиклассницы): Во всех приведенных примерах слово нос обозначает переднюю или выступающую часть различных предметов. Подняться на носки — это значит встать на переднюю часть ноги, на пальцы. Нос судна – это передняя часть и т.д.

3. Задания творческого характера.

Отгадайте, о чем идет речь. Какие языковые явления лежат в основе этой задачи-шутки?

– Она черная?

– Нет, красная.

– А почему она белая?

– Потому что зеленая.

Ответ: Диалог ведется о смородине (которая бывает красной и черной). В основе шутки лежат два языковых явления: а) эллипсис, т.е. опущение части высказывания (ср. полный вариант вопроса: Это у вас черная смородина?); б) перенос значения: слово зеленый в данном контексте употреблено в значении «незрелый».

Пути решения выбираются без помощи или подсказки учителя; происходит «открытие» новых знаний или новых способов добывания этих знаний. Таким образом, исследовательский метод, воплощенный в познавательных задачах по русскому языку, позволяет привнести в урок (или домашнее задание) самостоятельность, активизировать познавательную деятельность.

Задания подобного типа позволяют ученикам поверить в свои силы, и уже психологически более подготовленные, они участвуют в программах повышенного уровня, пишут исследовательские работы.

  1. Стратегии реализация интеллектуального потенциала одаренных детей в процессе обучения

Следует выделить образовательные «стратегии», которые направлены на развитие детей с повышенным уровнем способностей:

1) Стратегия «индивидуализации». В последнее время все активнее утверждается представление о необходимости учета в образовательно-воспитательных системах неповторимости каждого индивида и как следствие этого можно рассматривать тенденцию постепенного отказа от унификации личности. Невозможность воспитания и обучения будущего творца на общем «образовательном конвейере» все более осознается и заставляет искать новые образовательные технологии, отвечающие данной задаче. Особую остроту эта проблема приобретает при создании образовательных моделей для одаренных и талантливых детей.

 2) Стратегия «исследовательского обучения». Главная особенность этого подхода — активизировать обучение, придав ему исследовательский, творческий характер, и таким образом передать учащемуся инициативу в организации своей познавательной деятельности. Дети, как многократно отмечали многие ученые, уже по природе своей исследователи. С большим интересом они участвуют в самой разной исследовательской работе. 

3) Стратегия «проблематизации». Содержание образования, смоделированное по данной стратегии, предполагает изложение учебного материала таким образом, чтобы дети, во-первых, могли выявить проблему, во-вторых, найти способы решения и, наконец, решить. Для этого их необходимо обучать «умению видеть проблемы». Особые методические приемы, разрабатываемые сторонниками данного подхода, позволяют достичь того, что предложенная учителем проблема превращается во внутреннюю проблему самого ребенка. Это, в свою очередь, создает предпосылки для анализа вариантов ее решения, что само по себе является следующим этапом учебной работы. Далее, в полном соответствии с логикой, необходима оценка достоинств каждого варианта решения. После этого обычно следует обобщение найденного и так далее.

 4) «Стратегия интенсификации» предполагает изменение не темпа (скорости) усвоения, а увеличение объема, или, как говорят специалисты, — интенсивности обучения. Она, в определенном смысле, является альтернативой «стратегии ускорения». Эта «стратегия» имеет ряд вариантов реализации. Можно выделить «горизонтальную» и «вертикальную» интенсификацию. «Горизонтальная» предполагает дополнение традиционного учебного плана новыми, обычно не включаемыми в него курсами и предметами. В практике это обычно — не один, а несколько иностранных языков, нетрадиционные учебные предметы: риторика, экономика и др. Для нас же наиболее характерна «вертикальная интенсификация», которая предполагает обращение к более высоким уровням овладения тем или иным предметом, ориентирована на качественно иной уровень подготовки, соответствующий более высоким уровням развития личности. 

Особую роль в работе со способными учащимися играет формирование самостоятельной деятельности. Опыт показывает, что общие для всего класса задания не могут быть доступны в одинаковой мере для всех учащихся. Необходимо так строить процесс обучения, чтобы он предъявлял достаточно высокие требования к более подготовленным ученикам, обеспечивал их максимальное интеллектуальное развитие и в то же время создавал условия для успешного овладения и развития менее подготовленных учащихся. Поэтому нужно использовать систему дифференцированных заданий. При изучении нового материала работа с учебником можно выстраивать следующим образом.

Работа с параграфом учебника: можно пригласить сильного ученика, который, опираясь на наблюдение над материалом, предваряющим работу над изучением новой темы, ученик самостоятельно составляет опорную схему-конспект на доскеЭто составление схем-конспектов, опорных таблиц, алгоритмов, интеллект- карт вовлекает ученика в активную деятельность, выводы рождаются на глазах учеников, а это дает более стойкий результат по освоению темы. При этом важно то, что они должны постоянно подключаться к работе. В данном случае наглядность направлена не только на запоминание или воспроизведение заученного, а на размышление, установление причинно-следственных связей. При изучении теоретического материала можно использовать следующие приемы: для сильных учеников могут применяться элементы технологии критического мышления. Тема, цель, задачи, круг вопросов, которые необходимо осветить (предлагается план). Здесь мы используем частично-поисковый метод. После освоения теоретического материала способным ученикам могут предлагаться различные виды работы, которые будут носить тренировочный характер, а потом постепенно усложняться. Благодатной почвой для этого является работа с текстом.

1. Дополнение текста: написание вступления и заключения (для слабых учащихся).

2. Трансформация текста (разного уровня сложности).

3. Восстановление деформированного текста (разного уровня сложности).

4. Составление текста по модели (для слабых учащихся).

5. Создание собственного текста (для сильных учеников).

Например, напишите небольшое сочинение на тему «Спорт», «Первые шаги в космос», используя числительные. Для сильных учащихся лучше формулировать тему нестандартно, чтобы работа носила проблемный характер. Именно проблемная ситуация характеризует определенное психологическое состояние, которое возникает в процессе выполнения задания, поэтому темы сочинений могут быть такими: «Есть ли предопределение? Случайность или рок?» (по «Песни о вещем Олеге»); «Можно ли отказать человеку в праве на существование?» (по повести Гоголя «Шинель»), для слабых - традиционная тема «маленького человека»; задание расширенного уровня: « Сравнить героев « Макар Чудра» и «Старуха Изергиль», главы о Данко и Ларре). Например, после изучения повести «Невский проспект» можно предложить учащимся написать эссе «Как я понимаю смысл слов «…все обман, все мечта, все не то, что кажется». Такой вид работы активизирует и развивает мыслительные способности ученика, учит выстраивать ход рассуждения, позволяет высказать собственную точку зрения, развивает навык письменной монологической речи учащихся, заставляет задуматься над проблемами жизни, формирует критическое мышление. Посмотрите репродукцию картины М. К. Копытцевой «Летний день. Цветет сирень», опишите настроение героев картины, представьте возможный диалог мальчиков. Используйте в нем неполные предложения.

 Что изображено на картине М. Попова «Первый снег»? Напишите об этом в форме дневниковых записей. Представьте себе, что вы с восхищением увидели в окошко, как все преобразилось вокруг.

Эссе после посещения театра, эссе- философские размышления о любви, о школьной жизни.

  1. Внеурочная деятельность педагога, работающего с одаренными детьми

Рассмотрим возможные варианты работа с одаренными детьми во внеурочной деятельности:

  • предметные недели, в том числе и конкурсы чтецов,
  • научно-практические конференции,
  • олимпиады по предмету,
  • участие в конкурсах исследовательских работ,
  • участие в заочных олимпиадах по предмету,
  • музыкально-литературные гостиные.

Остановимся на олимпиадах, именно они позволяют выявить способных и одаренных детей. При подготовке к олимпиадам различного уровня мы обращаемся как к репродуктивным методам обучения, так и к тем, которые максимально развивают ученика. Что в максимальной степени зависит от учителя в подготовке к олимпиаде? Это прежде всего развитие аналитических и творческих навыков. Учитель может сформировать навыки сравнительного анализа, интерпретации художественного текста, установление авторства текста путем работы над системой индивидуальных авторских кодов, учит грамотно выстраивать письменное монологическое высказывание, в котором ребенок учится через контекст выходить на подтекст.

Как музыкально-литературные композиции, так и конкурсы чтецов позволяют способным ученикам в максимальной степени раскрыть свой творческий потенциал: формируются навыки художественного чтения и актерской игры, которые возможны только при полном прочувствовании текста.

Важную роль играет участие в различного рода конкурсах исследовательских работ, где ребенок в максимальной степени проявляет свои возможности, выступает в так называемой роли начинающего ученого.

Большие возможности содержатся в такой форме работы с одаренными детьми, как организация исследовательской деятельности по русскому языку.

Если учитель поможет каждому одарённому учащемуся ставить перед собой задачи, решение которых обеспечит максимум дальнейшего развития, которые будут отвечать его интересам, помогут овладеть методами, исследовательскими навыками для решения этих задач, то успешно осуществится развитие способностей к самовыражению одарённых обучающихся.

В заключение следует сказать, что не нужно плестись за талантом. Его нужно развивать, водить по путям совершенства. В этом и заключается главная задача учителей, родителей, одаренных детей и талантливой молодежи.

Список использованной литературы и источников.

  1. Авдеева Н.И., Шумакова Н.Б. и др. Одаренный ребенок в массовой школе – М.: Просвещение, 2006.
  2. Коммуникативная культура. От коммуникативной компетентности к социальной ответственности / Под ред. С. В. Титовой, СПб., Питер, 2009.
  3. Что такое одаренность: выявление и развитие одаренных детей: классические тексты/ под. ред. А. М., Матюшкина, А. А. Матюшкина. – М.: Омега-Л, 2008
  4. Дроздова О.Е. Методические рекомендации к урокам языкознания в 5–8-х классах: Пособие для учителя. М., 2003.
  5. Дроздова О.Е. Уроки языкознания для школьников: 5–8-е кл.: Пособие для уч-ся. М., 2001.
  6. 3.Журинский А.Н. Лингвистика в задачах. Условия, решения, комментарии / Сост. Е.В. Муравенко. М., 1995.
  7. Журнал «Исследовательская работа школьников».
  8. Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей / Под общей редакцией к. пс. н. А.С. Обухова. М.: НИИ школьных технологий, 2006.
  9. Лингвистические задачи. Пособие для учащихся ст. классов. М., 1983.
  10. Новиков А.М. Российское образование в новой эпохе. Парадоксы. М., 2000.
  11. Норман Б.Ю. Русский язык в задачах и ответах: Для олимпиад, викторин и самообразования. Мн.,2004
  12. Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и школе. М., 2000.
  13. Современные концепции одаренности и творчества/ Под ред. Д.Б.Богоявленской. М., 2016 .
  14. 11.Счастная Т.Н. Рекомендации по написанию научно-исследовательских работ // Исследовательская работа школьников. 2013, № 4.
  15. 12.Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. М.: Сентябрь, 2014.
  16. www.researcher.ru. Интернет-портал по исследовательской работе школьников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование УУД на уроках русского языка и литературы в классах III и IV вида.

Цель педагога - способствовать формированию у учащихся УУД. Как это сделать? Давайте думать вместе....

Формирование ОУН на уроках русского языка и литературы. Из опыта работы.

Представлен отчёт учителя о своей работе по формированию общеучебных умений и навыков у учащихся....

Формирование УУД на уроках русского языка и литературы

Статья посвящена формированию УУД на уроках русского языка и литературы...

Формирование УУД на уроках русского языка и литературы с использованием ИКТ

Формирование УУД средствами информационных технологий  является мощным фактором обогащения интеллектуального, нравственного, эстетического развития ребенка, а значит, приобщения его к миру информ...

Работа по формированию УУД на уроках русского языка и литературы в 5 классе

Урок, его планирование и проведение – это то, с чем учитель имеет дело ежедневно, это то, что ему понятно. Поэтому есть смысл сначала рассмотреть урок с позиции требований стандарта второго поколения ...

Формирование УУД на уроках русского языка и литературы с применением элементов технологии РКМ

Педагогический опыт формирования универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы при помощи приемов технологии развития критического мышления....