Открытый урок русского языка для 8 класса (План-конспект урока, презентация)
учебно-методический материал по русскому языку (8 класс) на тему
Тема урока: "Простое осложненное предложение"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_na_rmo.docx | 20.44 КБ |
k_otkrytomu_uroku.pptx | 105.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по русскому языку в 8 классе
Дата: 01марта 2018г.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний
Тема: простое осложненное предложение.
Цели и задачи:
- систематизировать полученные ранее знания, уметь применять их на практике при анализе текста;
- формировать навык постановки знаков препинания в предложениях с однородными и обособленными членами;
- развивать письменную и устную речь учащихся;
- развивать критическое мышление учащихся; совершенствовать навыки монологической речи учащихся, умение аналитически мыслить, сопоставлять понятия, делать выводы на основе фактов;
- воспитывать такие качества личности у учащихся, как отзывчивость, сострадание, милосердие, гуманность.
- формировать духовно-нравственные чувства.
Формы работы: коллективная, индивидуальная.
Методы: словесный, творческий, методы грамматического анализа.
Оборудование: презентация, карточки.
Ход урока
- Организационный момент. Приветствие. Дата (первый день весны).
II. Актуализация опорных знаний
- Итак, мы зафиксировали дату нашего занятия. Обратите внимание на слайд 1. (А.П. Чехов «Равнодушие – это паралич души, преждевременная смерть»)
-Как вы понимаете эти слова? Вы с ними согласны? Может быть, равнодушие – полезная вещь?
Выслушиваются ответы учеников
- Пусть слова А.П. Чехова станут лейтмотивом, эпиграфом к сегодняшнему занятию. Запишите его в тетрадь.
Обратимся к грамматической стороне этого высказывания. Ведь с точки зрения русского языка оно является предложением.
-Докажите, что это предложение (имеется законченная мысль, знак конца предложения, грамматическая основа).
- Давайте объясним знаки препинания в этом предложении (тире, запятая) и сделаем его схему.
- Предлагаю поработать над лексикой в этом высказывании, подобрать синонимы и антонимы к ключевым словам:
Ответы учеников
смерть, гибель, горе, беда – жизнь
преждевременная, заранее, ранняя – запоздалая, вовремя
душа, дух, совесть – тело
паралич, онемение, неподвижность – гибкость, движение, полет
равнодушие, черствость, хладнокровие, жесткость – отзывчивость, сострадание, любовь, милосердие, гуманность.
- Скажите, пожалуйста, в жизни вам встречаются такие понятия, как сочувствие, забота, любовь, отзывчивость?
III. Основной этап урока
- Я хочу вас познакомить с текстом об известном хирурге Николае Ивановиче Пирогове. (слайд 3, раздать тексты детям).
1. Чтение текста по абзацам, по слайдам. Обсуждение:
- какими личностными качествами обладал Н.И. Пирогов?
- какие факты пригодятся на уроке биологии?
- какие факты пригодятся на уроке истории?
- что интересного заметили с точки зрения синтаксиса русского языка?
2. Работа с простыми осложненными предложениями (все подчеркивания дети проделывают на листке в тексте, схему записывают в тетрадь):
Предложение № 1: грамматическая основа, чем осложнено (однородными дополнениями с союзом и).
Предложение № 2: грамм.основа, тип сказуемого, чем осложнено (обособленным определением, выраженным причастным оборотом).
Предложение № 7: грамм.основа, чем осложнено (однородными сказуемыми и обособленными обстоятельствами, выраженными деепричастными оборотами).
Предложение № 8: грамм.основа, чем осложнено (обособленным приложением).
Предложение № 11: грамм.основа, тип односоставного предложения (неопр.-личное).
Предложение № 15: грамм.основа, чем осложнено (однородные дополнения с обобщающим словом).
Предложение № 19: почему стоят две запятые (обособленное приложение).
3. Работа по орфографии: вставить пропущенные буквы в 4 абзаце.
4. Физминутка: упражнение «Бесконечность» (можно ли сказать, что понятия отзывчивость, доброта, сочувствие вечные? Каким знаком в физике обозначают бесконечность?)
5. Творческая пятиминутка (работаем в тетради).
- Эти понятия, действительно, вечные. О них предлагали поразмышлять в этом учебном году на итоговом сочинении ребятам 11 класса. Похожие понятия вам встретятся на ОГЭ в сочинении. Давайте попробуем дать определения этим понятиям, объяснить их смысл, дать полный ответ на вопрос: сострадание, милосердие, гуманность, доброта, отзывчивость (раздать листочки).
Проверка письменных ответов.
6. Грамматический анализ поэтических текстов (Н.Заболоцкий, Б.Слуцкий).
Борис Слуцкий
Начинается повесть про совесть.
Это очень старый рассказ.
Временами, едва высовываясь,
совесть глухо упрятана в нас.
Погруженная в наши глубины,
контролирует все бытие.
Что-то вроде гемоглобина.
Трудно с ней, нельзя без нее.
Заглушаем ее силой воли,
тешем, пилим, рубим и колем,
но она на распил, на распыл,
на разлом, на разрыв испытана,
брита, стрижена, бита, пытана,
все равно не утратила пыл.
Николай Заболоцкий
Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!
V. Рефлексия
- Что мы сегодня повторили? А что полезного сделали для души?
- Выберите крылатое выражение, которое наиболее полно отражает ваше состояние в конце урока:
1. Тяжела ты, шапка Мономаха.
2.Повторение – мать учения.
3.Учась, узнаёшь, как мало ты знаешь.
4. Если за день ничему не научился – зря прожил день.
VII. Домашнее задание: упражнение 357 или грамматический анализ стихотворения Б.Слуцкого «Совесть».
VIII. Подведение итогов урока
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
А. П. Чехов «Равнодушие – это паралич души, преждевременная смерть»
Николай Иванович Пирогов
(1) Николай Иванович Пирогов внёс в отечественную хирургию научную ответственность и христианское сострадание.(2) В XIX веке хирург должен был сохранять хладнокровие во время операции, проходившей без анестезии. (3) У Пирогова так не получилось: чем больше он осваивал медицину, тем чувствительнее относился к чужой боли. (4) Николай И ванович сначала исследовал действие эфира на себе, а затем использовал во время операций в Крымской войне.
(5) Способность к состраданию помогла совершить и другое открытие. (6) Пирогов долго искал способ лечения переломов. (7) Он почти не отходил от прооперированных и проделал сотни километров пешком, сопровождая госпитальные телеги и следя за состоянием своих пациентов.(8) Большой гуманист, он всего себя отдавал людям. (9) Постоянная сосредоточенность на этой проблеме дала результат. (10 ) Однажды Пирогов посетил мастерскую скульптора и пришёл в восторг от свойств гипсовых форм. (11 ) С тех пор гипс стали использовать при переломах конечностей.
(12) В то время многие военачальники относились к раненым равнодушно. (13) Покалеченные герои после битвы нередко лежали прямо на земле, о гигиене никто не задумывался, а Пирогов настаивал на необходимости строгих гигиенических правил. (14) Проницательный русский хирург начал применять во время операций обеззараживающие вещества. (15) Это спасло десятки тысяч солдат от осложнений: заражения, гангрены и ампутации.
(16) При участии Пирогова была создана новая форма медиц .. нской пом ..щи - община с..стёр мил.. сердия . (17) Он пр.. двосхитил создание международной организац ..и Красного Креста.(18) До конца ж.. зни известн .. йший врач.. Пирогов принимал бесплатно б.. льных на дому. (19) Слава о Николае Ивановиче Пирогове, выд .. ющемся ч.. ловеке и х.. рурге , глубоко ук .. ренил .. сь в пам .. ти русского н..рода .
Борис Слуцкий Начинается повесть про совесть. Это очень старый рассказ. Временами, едва высовываясь, совесть глухо упрятана в нас . Погруженная в наши глубины, контролирует все бытие. Что-то вроде гемоглобина. Трудно с ней, нельзя без нее . Заглушаем ее силой воли, тешем, пилим, рубим и колем, но она на распил, на распыл, на разлом, на разрыв испытана, брита, стрижена, бита, пытана, все равно не утратила пыл.
Николай Заболоцкий Не позволяй душе лениться! Чтоб в ступе воду не толочь, Душа обязана трудиться И день и ночь, и день и ночь!
Рефлексия 1. Тяжела ты, шапка Мономаха . 2 . Повторение – мать учения. 3 . Учась , узнаёшь, как мало ты знаешь. 4. Если за день ничему не научился – зря прожил день.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект комбинированного урока русской литературы и русского языка «Поющий нерв эпохи…» (жизнь и творчество В.С.Высоцкого)
Цели урока: Познакомить учащихся с личностью, биографией и творчеством Высоцкого. 2) Выразительно читать стихи и прослушать песни в исполнении самого автора. Провести работу по тексту...
План-конспект урока русского языка с использованием ИКТ. Тема урока: "Тире между подлежащим и сказуемым". 8 класс.
Данный урок поможет расширить и углубить знания детей о правилах пунктуации, регламентирующих постановку тире между подлежащим и сказуемым.На уроке использованы методические приемы: объяснение учителя...
Технологическая карта урока русского языка 5 класс "Графика.Алфавит" с презентацией и маршрутным листом
Технологическая карта составлена с учетом всех требований ФГОС ООО. Используются различные методы и формы урока. Используютя новые приемы: синквейн, кластер, "толтые и тонкие вопросы"...
План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс
Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...
План – конспект вводного урока английского языка 2 классы
План – конспект урока английского языка 2 классыТема урока: Водный урок «Давайте познакомимся!» Ознакомление учащихся с новым учебным предметом «Английский язы...
Открытый урок русского языка обучающихся с ограниченными возможностями (ОВЗ)+ презентация к уроку 6 класс
Открытый урок с детьми ОВЗ....
Современный урок русского языка. Учет личностных особенностей на уроках русского языка и литературы при реализации ФГОС ООО.
СОВРЕМЕННЫЙ УРОК – ЭТО…хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание;учитель должен спланировать свою деятельность и деятельно...